Трамваи в риге. Где купить билеты на проезд в Риге

Как и в других городах Европы, в Риге общественный транспорт является неотъемлемой частью города, и им здесь пользуются все слои населения. В этой статье я расскажу обо всех видах общественного транспорта столицы Латвии, стоимости проезда, и о том, как пользоваться общественным транспортом.

Чтобы лучше понять специфику города, вам понадобится следующая информация:

  • Население Риги : 724 000 человек
  • Виды общественного транспорта : трамвай, троллейбусы, автобусы, микроавтобусы или маршрутки, поезда
  • Название главного аэропорта Риги, адрес : (Starptautiskā lidosta Rīga)
  • Центральный железнодорожный вокзал, адрес: Rīgas Centrālā stacija
  • Главный автовокзал, адрес: Rīgas Starptautiskā autoosta
  • Порт: Rīgas pasažieru termināls

Стоимость проезда и типы билетов

В Риге существует всего несколько видов билетов: обычный бумажный билет на одну поездку и специальные электронные карты э-талоны, которые можно пополнять на разное количество поездок или использовать как проездной.

Количество загруженных талонов можно проверять в специальных автоматах. Использовать поездки нужно в течение 12 месяцев.

Как пользоваться э-талоном? Первое, что нужно — это купить э-талон и добавить на него поездки. При посадке в любой вид общественного транспорта необходимо провести регистрацию э-талона (через электронный компостер)

Э-талон необходимо регистрировать всем пассажирам, в том числе и тем, кто пользуется месячным билетом или ездит в общественном транспорте по бесплатному тарифу. Зеленый сигнал считывающего устройства сообщит вам, что поездка зарегистрирована, а красный говорит о том, что регистрация не удалась, и пассажиру необходимо приобрести билет на одну поездку у водителя.

Бумажный билет на 1 поездку

Бумажный билет на 1 поездку, приобретенный у водителя стоит 2 Евро. Продается в общественном транспорте и на ночных маршрутах. Действителен на время поездки на одном маршруте на одном транспорте, где был приобретен.

Желтый э-талон

Желтый э-талон – карточка с чипом, изготовленная из картона. Вы можете купить временной, групповой билет или билет на определенное количество поездок. Такой тип проездного можно приобрести в следующих пунктах продаж: билетные кассы, киоски Narvesen, Preses apvienība, рижские отделения Latvijas Pasts, в местах продажи билетов Rīgas satiksme.

Проездной подойдет всем тем, кто редко ездит на транспорте, а также туристам. Такой тип билета необходимо использовать в течение 12 месяцев с момента приобретения.

Э-талон предназначен для регистрации поездки одного пассажира. Если требуется билет для нескольких лиц, то в таком случае необходимо приобрести групповой билет для двух или трех пассажиров.

Синий э-талон

Существует два типа такого вида пластикового талона. Единственное отличие данного вида карты заключается в том, что персонализированный талон может использовать только 1 человек. Эта карта изготовляется с фото, и на ней указывается адрес владельца. В случае утери данную карту можно заблокировать и восстановить.

Персонализированный э-талон – выдается бесплатно, при потере или замене взимается плата 2,85 Евро.

Неперсонализированный э-талон – делается без фото, за выдачу необходимо внести залог 2,85 Евро, который при возврате карты можно вернуть. Могут использовать несколько человек одновременно.

Э-талоны можно пополнить следующими типами билетов:

  • Проездной на 24 часа на все маршруты: 5,00 Евро
  • Проездной на 3 дня на все маршруты: 10,00 Евро
  • Проездной на 5 дней на один маршрут: 9,00 Евро
  • Проездной на 5 дней на все маршруты: 15,00 Евро
  • 5 билетов на 24 часа на все маршруты, используемый в течение 15 дней: 25,00 Евро. Загружаются только на синие э-талоны, а также активируются, только если на э-талон не загружены другие виды билетов.
  • Билет на 1 час: 2,30 Евро. Билет загружается только на желтые э-талоны.
  • Билет на 1 поездку: 1,15 Евро
  • Билет на 2 поездки: 2,30 Евро
  • Билет на 4 поездки: 4,60 Евро
  • Билет на 5 поездок 5,75 Евро
  • Билет на 10 поездок: 10,90 Евро
  • Билет на 20 поездок: 20,70 Евро
  • Билет на 50 поездок: 50,60 Евро. Билет можно загрузить только на синий э-талон и Карту рижанина.

Все вышеописанные билеты действительны на всех видах транспорта на маршрутах, обслуживаемых компанией Rīgas satiksme, а также в маршрутках.

  • Проездной на 1 месяц на 1 маршрут: 35,00 Евро
  • Проездной на 1 меся на рабочие дни (понедельник-пятница) на 1 маршрут: 30,00 Евро
  • Проездной на 1 месяц: 50,00 Евро
  • Проездной на 1 месяц на рабочие дни (понедельник-пятница): 10,00 Евро
  • Проездной на 1 месяц на 1 маршрут для студентов: 35,00 Евро
  • Проездной на 1 месяц для студентов на все маршруты: 16,00 Евро
  • Групповой билет на 2 поездки, для 2 человек: 4,6 Евро.
  • Групповой билет на 2 поездки, для 3 человек: 6,9 Евро.

Билет можно загрузить только на желтый э-талон, с помощью одной регистрации оплачивается проезд установленного билетом числа пассажиров.

Билеты действительны только на маршрутах, обслуживаемых компанией Rīgas satiksmes (в автобусах, троллейбусах, трамваях).

  • Билет на 1 поездку для животного стоит 1,5 Евро. Собаку следует всегда перевозить на поводке и в наморднике. По такому билету можно перевозить одновременно двух собак. При перевозке животного в клетке поездка бесплатная.
  • Ребенок до 7 лет перевозится бесплатно.
  • В общественном транспорте Риги разрешатся бесплатная перевозка велосипеда, животного в клетке или в личных вещах, багажа, если сумма 3 измерений не превышает 300 см, а длина — максимально 180 см.

Проезд в общественном транспорте можно оплачивать только наличными.

Где купить билеты на проезд в Риге

  • Билетные автоматы. На них я бы не особо рассчитывал, их в городе крайне мало — примерно штук 30, и расположены они в очень нетривиальных местах.
  • Центры обслуживания клиентов общественного транспорта Риги.
  • Места продажи билетов: ELVI, супермаркеты Narvesen, Rimi, Latvijas Balzams. Во время поездки в Ригу я заметил, что мест продаж билетов очень мало, большинство из них находится в неочевидных местах, и время работы не указано.
  • Пополнение электронных карточек проездных возможно через Интернет.
  • Билеты на 1 поездку можно приобрести у водителя, как говорилось ранее, но цена будет выше.

Штраф за безбилетный проезд

Проверку билетов в общественном транспорте осуществляют контроллеры. Штраф за безбилетный проезд составляет 20 Евро при оплате на месте и доходит до 50 Евро при оплате спустя какое-то время. Поэтому всегда покупайте и компостируйте нужный тип билета.

Сайт общественного транспорта

У Рижского городского общественного транспорта есть свой современный сайт Rigassatiksme , т.к. Латвия идет в ногу со временем. На сайте можно получить всю информацию о пассажирских перевозках города, о времени движения всех видов транспорта, стоимости проезда. Главная удобная фишка сайта – это прокладывание маршрута из любой точки города в нужное вам место. Мобильная версия сайта не очень удобная, лучше используйте десктопную версию.

Трамвай в Риге

Трамвай – очень популярный вид общественного транспорта Риги, т.к. метро в городе нет, а в трамваях очень комфортно передвигаться. История трамваев Риги началась в 1882 году с конных трамваев, затем сеть была электрифицирована, а количество маршрутов с каждым десятилетием росло. Во времена СССР основным трамваем была Tatra T3, которая так хорошо нам знакома.

В настоящее время эти трамваи не очень эффективно использовать, и постепенно они заменяются на современные низкопольные и более тихие трамваи Škoda 15T чешского производства.

Сейчас маршрутная трамвайная сеть Риги состоит из 9 маршрутов и 1 ретро-маршрута, на которых трудится 267 подвижных составов.

Расписание движения трамваев: круглый год без выходных примерно с 5 утра до 23:00. Интервалы движения трамваев: от 10 минут в рабочие дни до 30 минут в выходной день вечером.

Троллейбусы Риги

В Риге довольно хорошо развито троллейбусное сообщение. Всего на 19 маршрутах бегает 354 троллейбуса. Большинство маршрутов проезжает через ключевую остановку — Железнодорожный вокзал, также троллейбусы соединяют центр города с отдаленными районами Риги.

Троллейбусный парк преимущественно состоит из современных низкопольных троллейбусов Škoda Solaris Trollino.

На каждой троллейбусной остановке вы найдете расписание и маршрут троллейбусов, проходящих через эту остановку. Некоторые маршруты, как мне показалось, едут очень нелогично, и туристы должны быть внимательны и следить за тем, куда направляется тот или иной троллейбус.

Троллейбусы ездят без выходных, и, в зависимости от номера маршрута и времени суток, можно ориентироваться примерно на следующее расписание: с 5 утра до 23 вечера. Интервалы движения: от 5 минут в часы пик до 30 минут в выходной день и в вечернее время.

Автобусы Риги

Автобусы в Риге являются главным перевозчиком пассажиров в городе. На 53 автобусных маршрутах ходит 476 автобусов, длина маршрутов составляет 883 км. Автобусные маршруты пересекают весь город и соединяют Ригу с пригородами, кстати, автобус – это единственный способ добраться из аэропорта Риги в центр.

На автобусных маршрутах в нынешние времена работают современные чистые автобусы Solaris, Mercedes-Benz Citaro, Mercedes-Benz O345, которые вытеснили старые вонючие отсталые Икарусы.

Каждая остановка общественного транспорта Риги, в том числе и автобусные остановки, оборудована расписанием маршрутов, картой и указателем с номерами маршрутов.

Автобусы ходят без выходных, в зависимости от номера маршрута и времени суток можно ориентироваться примерно на следующее расписание: с 5 утра до 23 вечера. Интервалы движения автобусов: от 10 минут в часы пик до 1 часа в выходной день на непопулярных маршрутах.

Маршрутки

Как и в российских городах, в Риге один из видов общественного транспорта – это маршрутные такси или минибусы. Всего в городе работает 21 маршрут минибусов. Маршрутки ходят по расписанию по установленному маршруту. Интервалы движения и время работы маршруток почти такие же, как и у автобусов. Есть два маршрутных такси, которые ездят из центра в аэропорт Риги. Стоимость проезда такая же, как и на других видах общественного транспорта.

Ночные маршруты

Любители ночной жизни, а также гости города, которые прибыли в Ригу ночью и поселились не в центре, будут рады узнать, что в Риге работают ночные автобусные маршруты. Ночных маршрутов мало, всего 9, и охватывают они не весь город. Расписание движения ночных автобусов примерно такое: 1 раз в час с 24:00 до 5:00. Билет, купленный в предварительной продаже, – 1,15 Евро, при покупке у водителя – 2,00 Евро.

Железнодорожный транспорт Риги

Кроме стандартного городского транспорта Риги, в городе развито железнодорожное сообщение. В Ригу приезжают как междугородние и международные поезда, так и пригородные электрички.

Главный железнодорожный вокзал Риги называется Рига-Пассажирская (Rīgas Pasažieru stacija). Адрес вокзала: Stacijas laukums 2, Centra rajons, Rīga. И именно сюда приезжают поезда из Москвы, Санкт-Петербурга и Минска. На главном железнодорожном вокзале есть всё необходимое для путешественников: супермаркет, камеры хранения в виде ячеек, аптека, всевозможные магазины, кафе, ресторан с самообслуживанием Lido, табло отправления и прибытия поездов. Сам центральный вокзал небольшой и состоит из 5 платформ и 12 путей. Всего в Риге 19 железнодорожных станций.

Расписание движения поездов и электричек можно посмотреть на официальном сайте Латвийских железных дорог Pv.lv .

Кстати, об электричках. На электричке можно добраться до . Поездка из Риги до курорта занимает около 40 минут. Стоит учесть, что в Юрмале имеется несколько железнодорожных станций, но нет станции «Юрмала». Самыми популярными станциями являются Лиелупе, Булдури, Дзинтари, Майори (Majori — центр города) и Дубулты. Стоимость билета до Юрмалы составляет 1,40 Евро. Поезда ходят примерно каждые 30 минут, но при планировании маршрута лучше посмотреть расписание движения электричек заранее.

Центральный автовокзал Риги

Главный автовокзал Риги – это Рижский международный автовокзал (Rīgas Starptautiskā Autoosta) по адресу Prāgas iela 1, Latgales priekšpilsēta, Rīga, Латвия. Автовокзал находится недалеко от центрального железнодорожного вокзала — примерно в 300 метрах от него. На этот автовокзал прибывает большинство международных автобусов из Европы и России следующих компаний: Ecolines, Simple Express, Lux Express. Автовокзал простой, и в нем легко разобраться и найти нужную автобусную платформу.

Такси в Риге относится к общественному транспорту, это означает, что на проезд действуют определенные тарифы, такси имеет право ездить по выделенным полосам для автобусов и парковаться в специально отведенных местах.

Стоимость проезда на такси утверждена государством, и не может превышать следующие суммы: посадка 2,13 Евро; 1 км проезда 0,71 Евро; 1 минута ожидания или простой в пробке 0,14 Евро.

Таким образом, стоимость проезда не зависит от того, вызвали ли вы такси по телефону, взяли такси на стоянке, или поймали такси на улице, цена за проезд не должна быть выше установленных норм.

За время поездок на такси по Риге заметил, что в городе ездит много старых грязных автомобилей, а особенно наглые и старые такси кучкуются у вокзала и автовокзала, а также около исторического центра. Многие водители не соблюдают правила дорого движения, и порой мне было реально страшно, когда водители ехали на красный свет или совершали обгон по встречке. За время пребывания в Риге мне понравились две компании такси:

  • BalticTaxi: в такси Балтика работает вежливый персонал, автомобили чистые. Максимальный тариф за посадку 2,13 Евро; стоимость 1 км 0,64-0,71 Евро; тариф простоя 0,13-0,14 Евро за 1 минуту. Телефон вызова такси: (+371) 20008500
  • Panda Taxi: самое дешевое такси, которое мне встречалось в Риге. Сервис нормальный, водители адекватные, машины подаются быстро. Максимальный тариф за посадку 0,71 Евро; стоимость 1 км 0,36 Евро; тариф простоя 0,13 Евро за 1 минуту. Телефон вызова такси Панда: (+371) 67 000 000

Любители комфорта, например при поездке в аэропорт или в другой город могут заранее в русской компании. И вы точно в назначенное время приедете в отель, аэропорт, Юрмалу или другой пункт назначения.

Р И Ж С К И Й Т Р А М В А Й Что связывает Одессу с Ригой?.. Вопрос? " Мужчина провёл с дамой ночь, а утром сказал: -- Как настоящий джентельмен после того, что случилось, я должен на Вас жениться! Она ответила: -- Я согласна, я согласна, но вус тистэс, вус тистэс?! Если вы захотите перевести "вус тистэс" на русский язык, это будет близко к "что случилось?" " В старые, добрые времена...и недобрые времена многие в Одессе говорили на идиш. Причем необязательно евреи. В Одессе идиш был в какой-то мере интернациональным языком, и никто не стеснялся, даже евреи. А чего стесняться - язык как язык. Все так говорят. Идиш широко использовался людьми разных национальностей, независимо от пятой графы... - так отзывается об Одессе и, рассказывает о жизни в Одессе коренной одессит - ...Это же был язык общения. Если ты не знаешь языка, так о чем с тобой говорить?! Идиш знали даже завзятые хулиганы. Причем одновременно с "феней". А женщины вполне могли спокойненько переговариваться на идише, идя по разным сторонам улицы, по середине которой ходил трамвай. И никому до этого не было дела. Аицин паровоз! Подумаешь, женщины разговаривают. Ну пусть даже немного громко, что за ними трамвая не слышно(рижского!). Ну, так и што?! Ну, шо тут "такого"?!". Я не знаю за одесский идиш, но за справедливость скажу: " Там где есть евреи, там живет идиш". А в Риге евреи есть. Немного, как везде, но есть. И я вам таки скажу, что... Никто, в Риге не будет спорить за признанный, мировой общественностью, искромётный и темпераментный "одесский" юмор. За "рижский"... до меня уже сказали Аркадий Райкин и Михаил Задорнов. Конечно, есть различие. Мягкий прибалтийский климат поощряет работу над мыслью с такой ювелирной точностью, чтобы... "комар носа не подточил". Это так. А что за Ригу?.. То за Ригу уже сказал знаменитый, именуемый в народе, "рижский" трамвай. Не всё, конечно. Но сказал таки, что о нем уже много лет говорят в Одессе... Что нам делает честь! Мы можем постараться догадаться, что именно "рижская" модель трамвая была признанной венцом современной технической мысли того времени!? А нам это надо?! Тем более нам вряд ли удастся докопаться до истинной, глубинной причины, по которой Одесса приобретала именно "рижскую" модель трамвая?! Да, вот... сейчас... Подождите... Вот!.. Ой, и не надо мне сказать, что причина была другая, а не та, о которой вы сейчас подумали! Нам же доподлинно известно, что "рижская" модель - единственная в Советском Союзе, у которой в 1972 году исчезла лобовая эмблема, а её место заняли латинские буквы RVR - Рижский вагонный завод, на латышском языке Rigas vagonu rupnica. Любовь к латинице? Не знаю, может быть. История говорит, что Рижский вагонный завод был основан в 1885 году немецко-балтийским предпринимателем Оскаром Фрейвертом, как акционерное общество " Feniks", и был первым и крупнейшим производителем вагонов в Российской империи. А первым трамваем вообще и непосредственным предшественником электрического трамвая, в частности, была "конка" - городская железная дорога, вагоны которой приводились в движение тягловыми животными. Чаще всего лошадьми. Были бы мулы, то приводились бы мулами. А где эти мулы? В Америке?! Так это же далеко. - 2 - Мы знаем, что рабочий день лошади был ограничен физическими возможностями животного. Четыре- пять часов. И что вы скажите? - Мы не любим животных и не переживаем за их жизнь?.. В Великобритании на острове Мэн "конка" функционирует до сих пор. Моё первое знакомство с электрическим трамваем произошло в Лиепае, городе моего детства. Больше нигде, я не встречал такой "вечно-плачущей лошади", которая живет в проголодь, а эксплуатируется и днем, и ночью, без отдыха, который представлял "лиепайский" трамвай. Другое знакомство, но уже с "рижским" трамваем произошло в мой приезд в Ригу к моим родственникам по маме... Ночной поезд из Лиепаи прибыл в Ригу около шести утра. Мы прошли по улице квартал от железнодорожного вокзала до трамвайной остановки на улице Кришьяна Барона. Достопримечательностью этой улицы была её уборка. Дворники мыли тротуары и свой участок улицы из шланга водой. Это было удивительно для детского сознания. В годы Советской власти на табличках домов была следующая надпись: "ул. Кр. Барона", позже я услышал, что студенты весело называют её: "улица Красного Барона". Наверное, потому, что красный цвет был основным в этот период развития города. Конечно, "рижский" трамвай-"буханка" ещё как грохотал и пронзительно визжал при поворотах, проезжая по улицам Риги, но мне он показался даже очень скоростным, насколько это можно отнести к трамваю, по сравнению с "лиепайским" тихоходом. Трамвай мчался по утренним свежевымытым улицам, создавая у меня приподнятое настроение. Понятно, что герметизация вагонов не способствовала к душевным беседам, но шум позволял не отвлекаться от происходящего на улице движения жизни в Риге. Можно было рассмотреть уличных пешеходов, витрины домов и вывески магазинов. В те старые, добрые времена в трамвае можно было и услышать такой диалог пассажиров, стимулирующий жизненный тонус. И вспомнив одесситов, которые говорят: "Живи, раз взялся!", послушаем его: - Адам! У меня есть всё! -- Да?! А что у тебя есть? - с взметнувшимися вверх от удивления бровями откликался Адам. -- Всё!.. Что надо. -- А что надо? -- А что надо, то и есть. -- А есть-то что? -- То, что есть, то и надо. -- А надо Что? -- Что есть, то и надо. В настоящее время по улицам Риги курсируют низкопольные, бесшумные с хорошей герметизацией и высоким уровнем комфорта трамваи. Есть ретро-трамвай. Но летом. Со мною можно не согласиться, что поездки в трамвае располагали не только к общению на идиш, но и к взаимопониманию и межкультурному диалогу. Я даже не буду настаивать, что "рижский" трамвай был прибежищем свободомыслящих личностей, а был и остается банальным общественным транспортом отдельно взятых граждан отдельно взятой страны... - 3 - Негр сидит в трамвае и читает газету на иврите. Это замечает сидящий рядом еврей и говорит: -- Вам таки мало, что вы негр? У анекдотов нет хозяина, как и у юмора нет границ. Но бытует утверждение, что все анекдоты придуманы в Одессе. А если это так, то этот анекдот случился действительно в Одессе, но... в "рижском" трамвае. Других в Одессе не было. Тогда. А всем известное устремление одесситов к независимости?.. Оно находит в их шутках, и мы читаем: "... Что интересно, идиш в Одессе был распространен шире, чем украинский язык, хотя, и по слухам, Одесса находится на Украине. Однако, Одесса явно не украинский город. Это вам не Киев, не Львов, не Жмеринка и не Крижополь! Одесса - это Одесса. И скажите мне, при чём здесь Украина?!" Но связь есть. Едут в поезде украинец и еврей. Украинец вытащил ароматный шмат сала, галушки, кровяную колбаску, сидит, уплетает. Еврей достал кусочек фаршированной рыбки - вкушает и приговаривает: "Пища богов, да и полезна чрезвычайно, тут и калий, и фосфор каждую клеточку мозга питают". Сосед не выдержал, предложил поменяться. Жует фаршированную рыбу и недоумевает: вкуса особого нет, пахнет сомнительно... Говорит: " Что-то мне кажется, я совершил неравноценный обмен". Еврей: "Вот видите, серые клеточки уже начали работать!" И между тем межкультурный диалог продолжается: Хохол снимает со стены ружьё, куда-то собираясь. -- Ты куды, Петро, зибрался? - спрашивает жена. -- Та пиду, трохи москаликов постриляю... -- А ну як воны тебе? -- А меня за що? Замечу. Один межкультурный диалог открывает следующий и последующий... и бывает "снося государственные границы", стремится к всеобщему межкультурному общению: Вопрос армянскому радио: -- Правда ли, что у женщин легкого поведения ночью глаза светятся? Реплика одесского радио: -- Если бы это было правдой, то в Одессе были бы белые ночи... Реплика рижского радио: -- Позвольте?!.. Реплика питерского радио на эту же реплику одесского: -- Просим воздержаться от намеков... Диалог продолжается и если смотреть на мир живыми глазами, не устаешь удивляться всему, что в нем происходит. В 1912 году электрический трамвай ходил из Риги до станции Кемери, что в Юрмале, городе- спутнике Риги. Сейчас туда ходят электропоезда того самого Рижского вагонного завода, что выпускал знаменитый "рижский" трамвай. Рига и Юрмальское побережье с неповторимым белым песком пляжей не так далеки от Одессы. Есть ещё рижский черный бальзам, рижские шпроты и рижский черный хлеб, рижское бархатное пиво. И есть, То... о чем вы сейчас подумали. Лехайм!

15 центов, а при оплате у водителя ― 2 евро.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Снегоуборочный трамвай, Рига.

    ✪ Трамваи Харькова 2017

Субтитры

История

В 1882 году был заключён договор концессии между Рижской городской управой и генеральным консулом Швейцарии в России инженером Эженом Дюпоном. Договор предусматривал строительство первых линий городской конки (вместимость - до 40 пассажиров). 23 августа 1882 года в Риге было открыто 3 линии. «A» - по Театральному бульвару-Александровской до Ревельской улицы. Линия «B» начиналась также с Театрального бульвара, продолжалась на улице Карловской мимо Даугавмалского рынка до моста. Третья линия «C» начиналась с набережной проходила по Московской улице и заканчивалась на Двинской. В 1885 трамвайное хозяйство было преобразовано в АО «Рижская конная железная дорога».

После образования независимой Латвии трамвайное хозяйство находилось в ведении бельгийских предпринимателей, которые думали больше о получении прибыли, нежели об инвестициях в развитие. Между тем состояние инфраструктуры ухудшалось. В 1931 году трамвайное хозяйство вновь перешло в ведение города. Постепенно улучшилось состояние рельсовых путей, вырос объём пассажироперевозок.

До 1975 года пассажиров в троллейбусах и трамваях обслуживали кондукторы . Позже билеты можно было приобрести в полуавтоматах, а в 1997 году в трамваи и троллейбусы вновь вернулись кондукторы. В начале XXI века Трамвайно-троллейбусное управление было объединено в единое предприятие с автобазой Рижской думы и двумя автобусными парками. В 2007 в трамваях кондукторов сменили компостеры . В мае 2009 года компостеры были заменены электронными считывающими устройствами с билетами содержащими электронные данные. Новая программа именуется «E-talons» - «Э-талон» и включает как билеты с лимитом поездок, так и именные или неименные билеты сроком действия от 2 до 13 лет.

Подвижной состав

Технические особенности рижского трамвая

Среди полутора сотен городов СССР с трамвайным движением Рига и Даугавпилс составляли исключение: в качестве токосъёмных устройств использовались не пантографы или бугели , а штанга . Преимущество штанги: она легче бугеля и, тем более, пантографа. Но, с другой стороны, штангу в известной мере эксплуатировать труднее: одновременно со стрелочным переводом на рельсах (ещё одна особенность: в Риге в последние несколько лет появились стрелки не с одним, а двумя «перьями») надо обеспечивать и переключение «стрелки » на контактном проводе.

Преимущество штанги на троллейбусе - возможность вагону отклониться до 5 м от провода - для трамвая не очень актуально, а вот вероятность срыва с провода штанги, в отличие от пантографа, весьма высока. Тем не менее, затраты, связанные с переходом на другой токосъём, и, что более существенно, необходимость одновременного вывода из эксплуатации на время перемонтажа сети не одного, а сразу нескольких маршрутов, обслуживающих многотысячные пассажиропотоки - всё это на протяжении многих десятилетий препятствовало необходимой перестройке. Впрочем, в других городах СССР, наоборот, экспериментировали в 1950-е годы с переводом трамваев с бугелей (доминировавших до конца 50-х годов) на штанги, и ввиду отсутствия убедительных аргументов в пользу пантографа Рига продолжала эксплуатировать трамваи со штангами . Третий латвийский город с трамваем - Лиепая - перешёл со штанг на пантографы в 1961 году, из-за чего движение трамваев было приостановлено на одни сутки.

Интересно, что вагоны рижского трамвая были эвакуированы во время Первой мировой войны в Петроград и использовались на пригородной дороге «Оранэла ».

Вагоны с низким уровнем пола

С 2009 года предприятие Rīgas satiksme пополняет подвижной состав новыми вагонами с пониженным уровнем пола. До сих пор в Риге эксплуатируются вагоны чешского производства фирмы «Татра» - Т3А и Т6В5. Ввод в эксплуатацию вагонов нового типа Škoda 15T с низким полом, также изготовленных в Чехии, производится постепенно. Первые такие вагоны начали курсировать с 1 июня 2010 года по маршруту с самым большим пассажиропотоком - № 6 «Ул. Аусекля - Югла». К февралю 2011 года в Ригу прибыли 20 трёхсекционных трамваев «Шкода 15Т» и 6 четырёхсекционных «Шкода 15Т1». В феврале 2013 года низкопольные трамваи начали курсировать и на маршруте № 11 «Привокзальная площадь - Межапарк». С 5 июня 2017 низкопольные трамваи ходят и в Иманту.

Предполагаемый ввод в эксплуатацию новых вагонов с пониженным уровнем пола по другим маршрутам:

  • 5: Ильгюциемс - Милгравис, ориентировочно 2022 год.
  • 7: ул. Аусекля - ТЦ Доле (3 и 9), ориентировочно 2026 год.
  • 2: Центральный Рынок - ул. Тапешу, ориентировочно 2029 год.
  • 10: Центральный Рынок - Бишумуйжа, ориентировочно 2032 год.

Новые вагоны не потребовали существенной реконструкции рельсового пути и стрелочных переводов, однако, в связи с тем, что они оборудованы токоприёмником типа полупантограф (прежде в Риге использовалась только штанга), потребовалась полная реконструкция контактной сети. Новая конструкция контактной сети совместима с токоприёмниками обоих типов.

Маршруты

  • № 2 Центральный рынок - (Засулаукс) - ул. Тапешу;
  • № 3 Югла - Торговый центр «Доле» (Кенгарагс);
  • № 4 Центральный рынок - Иманта ;
  • № 5 Ильгюциемс - Милгравис , перед Конечной в Милгрависе имеется небольшой однопутный участок (примерно 250 метров), а примерно за 800 метров до конечной в Милгрависе имеется трамвайное пересечение с железной дорогой;
  • № 6 Югла - Ул. Аусекля;
  • № 7 ул. Аусекля - Торговый центр «Доле» (Кенгарагс);
  • № 9 «Алдарис» (Саркандаугава) - Торговый центр «Доле» (Кенгарагс), по рабочим дням, в часы пик;
  • № 10 Центральный рынок - Торнякалнс - Бишумуйжа , участок от 4-го трамвайного депо до конечной в Бишумуйже (примерно половина маршрута) является однопутным с разъездами на трёх остановках из семи не считая конечной на этом участке;
  • № 11 Межапарк (ул. Эзермалас) - Ул. Аусекля;

Трамвай связывает следующие микрорайоны: Центр, Агенскалнс, Засулаукс, Иманта, Ильгюциемс, Саркандаугава, Милгравис, Тейка, Югла, Московский форштадт, Кенгарагс, Торнякалнс, Катлакалнс, Браса, Чиекуркалнс, Межапарк.

История маршрутов

  • № 1 Ильгюциемс - ВЭФ (45-я средняя школа), Ильгюциемс - Чиекуркалнс , Ильгюциемс - Центральный Рынок, с 2006 - Иманта - Югла (в 2009-2017 не действовал);
  • № 2

Общественный транспорт Латвии оказался вполне годным для комфортного передвижения по городу. В этом посте я расскажу и покажу обновленные трамваи Škoda в Риге, и особенности оплаты проезда в общественном транспорте.
1. Для начал пробежимся по автобусам и троллейбусам. О них нужно делать отдельный пост, но это как нибудь в следующий раз. Пока посмотрим как они выглядят.


2. Автобус.


3. Троллейбус.


4. Желтенький автобус.


5. Кстати, такси с радио и вайфаем. Оплата по счетчику.


6. Но вернемся к трамваем. Все трамваи, как и весь общественный транспорт в Латвии ходит по расписанию. То есть на остановках установлены табло с расписанием точного времени прибытия маршрутного транспорта. Можно рассчитать свое время прибытия с точностью до минуты.


7.


8. В этот раз не было времени прокатится на ретро-трамвайчике, но в следующий раз не упустим такой возможности. Его расписание находится в самой нижней табличке. Это самый настоящий старинный трамвайчик, которые ходили сто лет назад.


9. Не так давно в Риге обновили трамвайный парк и теперь по некоторым маршрутам ходят отличные, комфортабельные низкопольные трамваи Шкода. Они хорошо вписываются в облик города.


10. Трамваи хороши абсолютно во всем, для начала, с эстетической точки зрения. Современные формы, много остекления, низкопольная система посадки пассажиров, система посадки малотранспортабельных пассажиров (колясочников) и т.д. Даже реклама на них смотрится вполне нормально.


11.


12. В трамваях работает система кондиционирования, поэтому на остановках двери не открываются на распашку как у старых моделей. Их нужно открывать самому легким нажатием на кнопку.


13. Выходить так же, нажав кнопочку.


14.


15. Трамваи ходят очень мягко. Внутри светло и сухо, не шумно и чисто.


16. Приятна каждая деталь интерьера.


17.


18.


19. Стены и остекление не уделаны вандалами рекламными листовками. Для рекламы отведено специальное место, как например в скоростных трамвайчиках


20. Обозначены правила пользования общественным транспортом.


21. Есть специальное информационное табло состоящее из трех мониторов, где изображается полезная информация: карта города, местоположение трамвая, остановка и еще что-то.


22.


23. Хорошее остекление.


24.


25. Специально оборудованные места для людей с ограниченными возможностями.


26. Белый ящик — это механизированный "трап" для подъема в салон колясочников.


27. Что же касается оплаты. В Риге в ходу Е-талоны, система электронного обилечивания. Это на подобии московских проездных. Пассажиры самостоятельно производят валидацию талонов.


28. Для изучения всей системы обилечивания мне потребовалось всего пять минут. Такого удобного и понятного интерфейса в России я не видел. К примеру, если вы не приобрели Е-талон, то можно купить билет прямо на борту. Для этого в головном вагоне трамвая стоит автомат.


29. Он принимает наличные (купюры и монеты) и пластиковые карты.


30. Экран сенсорный и информация дублируется еще на трех языках кроме латышского: русском, немецком и английском.


31.


32.


33. Мы оплачивали наличными. Проезд стоит 50 сантимов (30 рублей)


34.


35. С билетами выдается и сдача.


36. А теперь внимание! Что меня поразило. Автоматы выдают БЕСПЛАТНЫЕ билеты! Да, именно. В меню можно выбрать "Бесплатный билет" (самая нижняя "кнопка"), что мы и проделали в качестве эксперимента (конечно свой проезд мы оплатили).
UPD: Мне подсказали, что это все таки не совсем бесплатный проезд, а билет для льготников:
..."получить БЕСПЛАТНЫЙ БИЛЕТ у водителя, не используя персонифицированный э талон, могут также инвалиды 1-й и 2-й группы, инвалиды в возрасте до 18 лет и лицо, сопровождающее инвалида 1-й группы или инвалида в возрасте до 18 лет (водителю необходимо предъявить годное удостоверение инвалида)"...
https://www.rigassatiksme.lv/ru/bilety-i-e-talon/vidy-e-talonov/



Вы можете себе представить, что бы власти города позаботились о вас так же? Что бы были учтены интересы бездомных граждан и тех, кто не в состоянии в данный момент оплатить свою поездку?

В общем Рига меня снова приятно удивила.

37. Еще немного об оплате проезда. Если вы постоянно или преимущественно проживаете в Риге, то все таки лучше приобрести Е-талон, так как в этом случае можно немного экономить на поездках, правда сколько именно не могу сказать, нужно самому пробовать. Но выйдя из трамвая я специально изучил один из автоматов, которые стоят практически на каждой остановке.


38. Интерфейс стандартный, такой же как и в салоне трамвая, но с более расширенным выбором поездок и транспорта.


39.


40.


41.


42.


Для справки: 1 лат равняется 60 руб. То есть цена проезда в общественном транспорте Риги равняется ее комфорту. К примеру в Саратове общественный транспорт по качеству сравним с общественными туалетами (то есть я лучше до дома потерплю или пешком пройдусь по городу) но и цена в два раза дешевле. Хотя конечно не одной ценой продиктовано ужасное качество обслуживания в сфере пассажироперевозок, но все же, я к примеру, был бы согласен с повышением цены на проезд (до 30 и более рублей), если бы власти города смогли обеспечить граждан подобным качеством (это обязанность властей и администрации города, если кто не в курсе).

43. Надеюсь эта информация оказалась познавательной и будет полезна для всех туристов желающих посетить такой замечательный город Рига. Спасибо за внимание.

Исторически сложилось, что основным городским транспортом в Риге стал трамвай, троллейбусы обслуживали второстепенные маршруты. Рижскому трамваю более 100 лет, в 1882 году в Риге было открыто 3 линии городской конки. Летом 1901 года первый электрический трамвай вышел на маршрут «Город - Александровские ворота». К началу Первой мировой войны длина трамвайных линий была 49 км, к концу Второй мировой войны трамвайное сообщение Риги было полностью уничтожено.

О длинной истории рижского трамвая напоминает летний экскурсионный маршрут. Рижский ретро-трамвайчик курсирует через старый город до Межапарка. Стоимость проезда 3 лата. Маршрут экскурсионный, на нем знакомят с историей архитектурных объектов югендстиля, рижских достопримечательностей. Пассажиров трамвая обилечивают вместе с буклетами с информацией о маршрутах ретро-трамвайчика на латышском, русском, английском и немецком языках.

Среди сотни городов на постсоветском пространстве, где было запущено трамвайное сообщение, Рига и Даугавпилс сохранили в качестве токосъемников штанги, а не пантографы. В Риге есть еще одна сложность устройства трамвайных линий, стрелки переводят два «пера» рельс, необходимо вдобавок переключать контактный провод. Новые трамваи Skoda чешского производства оборудованы легкими пантографами, переоборудование сети электротранспорта медленно, но идет.

Знаменитый трамвай рижского вагоностроительного завода сняли с маршрутов в Риге. Трамвай РВЗ-6 исключен из подвижного состава трамвайного парка Риги. Модель, на которой экспериментировали с низковольтной реостатно-контакторной системой управления, облегченным кузовом и подрезиненными колесами, тележками мостового типа с магниторельсовым тормозом, заменили чешские вагоны.

Старые трамваи в Риге представлены моделями «Татра» T3A.

«Татра» Т3М и Т6Б5.

В 2010 году в Риге на улицы вышли первые низкопольные трамваи Skoda 15T Riga, курсировать начали по маршруту №6 от улицы Радио до Юглы. Бесшумный современный трамвай колоритно вписался в улицы старой Риги, длина 41 метр не смущает горожан, вместительность колоссальная до 432 человек. Вторым маршрутом с новыми вагонами стал №11.

Кондукторы начали работать в рижских трамвая в 1975 году. В 2009 году на смену кондукторам пришли современные электронные автоматы по продаже проездных билетов и специальные считывающие устройства. Стоимость проезда в Риге в общественном транспорте 50 сантим. В Латвии сложно оплатить автомобильную парковку, аппараты принимают только монеты в латах и сантимаъ. В трамваях Риги проезд можно оплатить пластиковой картой.

Салон вагона Skoda 15T Riga.

Штрафы за безбилетный проезд в Риге высокие, как и во всей Европе, составляет от 30 лат, что больше 1500 рублей.

Пример, как рижские контролеры проверяют автобус. На остановке открываются все двери, заходят люди в жилетках с жетонами, двери закрываются. Через несколько минут, автобус следует дальше, оставив на остановке контроллеров и безбилетников.

В Риге действует 9 трамвайных маршрутов. В трамвайных парках насчитывается более 250 вагонов, несколько десятков законсервированы.

Трамваи в Риге не работают круглосуточно как в Праге, но туристам дают достаточно времени, чтобы нагуляться. Первые трамваи выходят на маршруты в 5 утра, возвращаются в парк после полуночи.

Смело можно сказать, что у рижского трамвая есть будущее. Капитальный ремонт путей, реконструкцию подвесных линий электропередач и обновление подвижного состава намечено на ближайшее десятилетие.