Польша — страна скрытых и явных нацистов. Oadam о геноциде евреев в довоенной Польше Как евреи покинули Польшу

В послевоенной Польше антисемитские настроения питались распространённым мнением, что евреи являются сторонниками нового режима, так как послевоенные власти порицали антисемитизм, охраняли выживших евреев, среди представителей новой власти и Войска Польского были евреи. Вторым обстоятельством было нежелание возвращать евреям имущество, разграбленное польским населением в течение войны.

В докладной записке польских властей начала 1946 года говорилось, что с ноября 1944 года по декабрь 1945 года был убит, по доступным сведениям, 351 еврей. Большинство убийств произошли в Келецком и Люблинском воеводствах, жертвами были вернувшиеся из концлагерей или бывшие партизаны. В докладе упоминались четыре типа нападений:

  • нападения вследствие распространения слухов об убийстве польского ребёнка (Люблин, Жешув, Тарнов, Сосновичи)
  • шантаж с целью выселения евреев или захвата их собственности
  • убийства с целью грабежа
  • убийства, не сопровождавшиеся грабежами, в большинстве случаев совершаемые путём бросания гранат в еврейские убежища.

Самым крупным было происшествие в Кракове, где 11 августа 1945 года произошёл погром, начавшийся с метания камней в синагогу, а затем переросший в нападения на дома и общежития, где жили евреи. Части Войска Польского и Советской армии положили конец погрому. Среди евреев были убитые и раненые. Исраэль Гутман (англ. ) в исследовании «Евреи в Польше после Второй мировой войны» пишет, что погромы не были делом рук отдельных бандитов и были тщательно подготовлены.

Ход погрома

До начала второй мировой войны в Кельце проживало около 20 000 евреев, что составляло треть населения города. После окончания войны в Кельце осталось около 200 выживших после Холокоста евреев, в большинстве - бывших узников нацистских концентрационных лагерей. Большинство из келецких евреев разместились в здании на улице Планты, 7, где располагался еврейский комитет и организация «Сионистская молодёжь».

Поводом для начала погрома стало исчезновение восьмилетнего мальчика Генрика Блашчика. Он исчез 1 июля 1946 года и возвратился через два дня, рассказав, что его похитили евреи и, спрятав, намеревались убить (позже в ходе расследования выяснилось, что мальчик был отослан отцом в деревню, где его научили, что он должен рассказывать).

4 июля 1946 года в 10 часов утра начался погром, в котором участвовало множество людей, в том числе в военной форме. К полудню возле здания еврейского комитета собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!». В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом милиции Владиславом Блахутом, которая разоружила собравшихся сопротивляться евреев. Как выяснилось позже, Блахут был единственным представителем милиции среди вошедших. Когда евреи отказались выйти на улицу, Блахут стал бить их рукояткой револьвера по головам, крича: «Немцы не успели уничтожить вас, но мы закончим их работу». Толпа взломала двери и ставни, погромщики проникли в здание и начали убивать поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями.

В ходе погрома было убито от 40 до 47 евреев, среди них дети и беременные женщины, а также больше 50 человек ранено.

В ходе погрома были убиты также двое поляков, пытавшихся противостоять погромщикам. Евреев избивали и убивали не только на Планты, 7, но и в других местах города.

Последствия

Уже 9 июля 1946 года на скамье подсудимых перед участниками выездной сессии Верховного военного суда оказались двенадцать человек. Решение суда было зачитано 11 июля. К смертной казни были приговорены девять обвиняемых, по одному - к пожизненному заключению, к десяти годам и к семи годам тюрьмы. Президент ПНР Берут не воспользовался своим правом помилования, и осуждённые на смерть были расстреляны.

Погром в Кельце вызвал массовую эмиграцию евреев из Польши. Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне - 8000, то после погрома в течение июля - 19 000, в августе 35 000 человек. К концу 1946 года волна отъезда спала, так как положение в Польше нормализовалось.

В 1996 (50-ю годовщину погрома) мэр Кельце принес извинения от имени горожан. В 60-ю годовщину церемония была поднята на национальный уровень, с участием Президента и министров. Польский президент Лех Качиньский назвал погром в Кельце «огромным позором для поляков и трагедией евреев».

Во время Второй мировой войны поляки совершили военные преступления против своих соседей-евреев как минимум в 24 районах страны. К такому выводу пришла правительственная комиссия, расследовавшая события в Польше, относящиеся к началу Второй мировой войны.

Версии о провокациях

Власти Польши обвинили в провокации погрома «реакционные элементы», близкие к оппозиции. Был сменён ряд руководящих чиновников в воеводстве.

Существует также ряд версий о причастности к организации погрома польских властей и советских спецслужб - среди толпы погромщиков было много солдат и милиционеров, в том числе офицеров милиции и общественной безопасности (впоследствии были арестованы и предстали перед судом: майор Собчинский, полковник Кузницкий (комендант воеводского управления милиции), майор Гвяздович и поручик Загурский. Гвяздович и Собчинский были оправданы судом). Сторонники этих версий считают, что провокаторам была выгодна дискредитация польской оппозиции, которой приписывалась организация погрома, а сам погром стал поводом для репрессий и усиления власти коммунистического правительства.

19 июля 1946 года бывший главный военный прокурор Хенрик Холдер написал в письме заместителю командующего польской армией генералу Мариану Спыхальскому, что «мы знаем, что погром был не только по вине милиции и армии, которые несли охрану в городе Кельце и вокруг него, но и по вине члена правительства, принявшего в этом участие».

В 2007 году бывший высокопоставленный офицер польской контрразведки и узник Освенцима Михал (Моше) Хенчинский опубликовал автобиографическую книгу «Одиннадцатая заповедь: не забывай» в которой приводит версию, что погром в Кельце был провокацией советской разведки. В подтверждение своей версии он пишет, что «за несколько дней до погрома в Кельце в качестве советника прибыл Михаил Александрович Демин, офицер советской разведки высокого ранга. Начальником польских органов безопасности города в дни погрома был майор Владислав Собчинский - польский коммунист, который до и во время войны был кадровым офицером советских спецслужб». По мнению Хенчинского, такая провокация могла послужить оправданием для усиления советского влияния в Польше. Аналогичного мнения придерживаются Тадеуш Пиотровский, Абель Кайнер (Станислав Краевский) и Jan Śledzianowski.

Российские учёные и сотрудники ФСБ В. Г. Макаров и В. С. Христофоров считают эту версию недостоверной.

Расследования в XXI веке

В 1991-2004 гг. расследование келецкого погрома проводила Комиссия по расследованию преступлений против польского народа польского Института национальной памяти. Комиссия (2004) установила «отсутствие доказательств заинтересованности советской стороны в провоцировании событий ».

Польский писатель Влодзимеж Калицкий по материалам диссертации Б. Шайнок, посвящённой реконструкции событий погрома, пишет о том, что реально можно рассматривать три версии:

  • Контролируемый НКВД заговор с участием польского руководства
  • Отсутствие заговора вообще
  • Присоединение сотрудников спецслужб к погрому, начавшемуся самопроизвольно, без политической провокации

По его мнению, наиболее реальной выглядит последняя версия.

По материалам архива ФСБ о погроме в Кельце в 2009 году были опубликованы переведенные на русский язык копии материалов официального следствия. Однако, как сообщил 8 декабря 2009 года на лекции в Гарвардском университете доктор исторических наук Олег Будницкий, сами материалы по данному делу в архиве ФСБ до сих пор засекречены, и ему отказали в ознакомлении с оригиналами.

20 октября 2008 года келецкая газета «Эхо дня» опубликовала информацию одного из жителей города, пожелавшего сохранить анонимность, что 4 июля 1946 года во время погрома на Планты 7, солдаты в форме убили в Кельце ещё 7 евреев (в том числе как минимум одну женщину) по адресу ул. Петриковска, 72 и увезли их трупы на машине. Однако жители соседних домов об этом ничего не слышали. Прокурор Кшиштоф Фалькевич сказал, что сообщение будет проверено.

В послевоенной Польше антисемитские настроения питались распространённым мнением, что евреи являются сторонниками нового социалистического режима. Власти порицали антисемитизм.

Более того охраняли выживших евреев. Среди представителей новой власти и Войска Польского было много евреев. Вторым обстоятельством было нежелание возвращать евреям имущество, разграбленное польским населением в течение войны.

В докладной записке польских властей начала 1946 года говорилось, что с ноября 1944 года по декабрь 1945 года был убит, по доступным сведениям, 351 еврей. Большинство убийств произошли в Келецком и Люблинском воеводствах, жертвами были вернувшиеся из концлагерей или бывшие партизаны. В докладе упоминались четыре типа нападений:

1.Нападения вследствие распространения слухов об убийстве польского ребёнка (Люблин, Жешув, Тарнов, Сосновичи)

2.Шантаж с целью выселения евреев или захвата их собственности

3.Убийства с целью грабежа
4.Убийства, не сопровождавшиеся грабежами, в большинстве случаев совершаемые путём бросания гранат в еврейские убежища.

Самым крупным было происшествие в Кракове. 11 августа 1945 года здесь произошёл погром. Начался он с метания камней в синагогу. Затем поляки стали нападать на дома евреев.

Части Войска Польского и Советской армии положили конец погрому. Среди евреев были убитые и раненые. Английский историк Исраэль Гутман в исследовании «Евреи в Польше после Второй мировой войны» пишет, что погромы не были делом рук отдельных бандитов. Они были тщательно подготовлены.

До начала второй мировой войны в Кельце проживало около 20 000 евреев. Это примерно треть населения города. После окончания войны в Кельце осталось около 200 выживших после Холокоста евреев. В большинстве бывшие узников нацистских концентрационных лагерей.

Поводом для начала погрома стало исчезновение восьмилетнего мальчика Генрика Блашчика. Он исчез 1 июля 1946 года. Через два дня мальчик появился. И вдруг заявил, что евреи спрятали его, намереваясь убить. Позже в ходе расследования выяснилось, что мальчик был отослан отцом в деревню, где его научили, что он должен рассказывать.

4 июля 1946 года в 10 часов утра начался погром. В нём участвовало множество людей, в том числе в военной форме. К полудню возле здания еврейского комитета собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!».

В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом милиции Владиславом Блахутом. Они разоружили, собравшихся сопротивляться евреев. Как выяснилось позже, Блахут был единственным представителем милиции среди вошедших.

Когда евреи отказались выйти на улицу, Блахут стал бить их рукояткой револьвера по головам, крича: «Немцы не успели уничтожить вас, но мы закончим их работу». Толпа взломала двери и ставни. Погромщики проникли в здание и начали убивать евреев поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями.
В ходе погрома было убито 47 евреев. 50 человек ранено. В том числе детей и беременные женщины.

Погибло два поляка пытавшихся противостоять погромщикам. Евреев избивали, и убивали не только на ул.Планты, 7, но и в других местах города.
Уже 9 июля 1946 года на скамье подсудимых перед участниками выездной сессии Верховного военного суда оказались двенадцать человек. Решение суда было зачитано 11 июля. К смертной казни были приговорены девять обвиняемых. Один бандит был приговорён к пожизненному заключению.

Двое к десяти годам и пятеро к семи годам тюрьмы. Президент ПНР Берут не воспользовался своим правом помилования, и осуждённые на смерть были расстреляны.

Погром в Кельце вызвал массовую эмиграцию евреев из Польши. Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне - 8000, то после погрома в течение июля - 19 000, в августе 35 000 человек. К концу 1946 года волна отъезда спала, так как положение в Польше нормализовалось.

В 1996 (50-ю годовщину погрома) мэр Кельце принес извинения от имени горожан. В 60-ю годовщину церемония была поднята на национальный уровень, с участием Президента и министров. Польский президент Лех Качинский назвал погром в Кельце «огромным позором для поляков и трагедией евреев».

Во время Второй мировой войны поляки совершили военные преступления против своих соседей-евреев как минимум в 24 районах страны. К такому выводу пришла правительственная комиссия, расследовавшая события в Польше, относящиеся к началу Второй мировой войны.

Польский сейм принял тут резолюцию о геноциде поляков на Волыни в 1943-1944 годах - прелестно. У меня куча родственников в Польше, с которыми наши семьи не теряли связи с 1939 года, и кто там из наших пращуров первым перешел в католичество или в православие, это спорный вопрос, сокрытый во мраке веков. Потому что кто из наших общих предков был поляк, а кто украинец, определялось только тем, церковь или костел он посещали по воскресеньям.
Один из моих дедушек в 30-х годах служил в польской армии, польский был его вторым родным языком, но он был православным, считал себя украинцем, и кто там кого геноцидил на Волыни, мог бы многое рассказать.
Но оставим устную историю, и поговорим об общепризнанных документально подтвержденных фактах, на основании которых Кнессет просто обязан принять резолюцию о геноциде евреев в Польше в период Второй мировой войны, и после неё.

Польские евреи, 1939 год

На территории Польши евреи жили с XI века, и примерно тогда же там стал формироваться антисемитизм, вылившийся в привилей «Privilegium de non tolerandis Judaeis» (с лат. - «Привилегия о нетерпении евреев»). В результате его применения началась массовая эмиграция еврейского населения на территорию сегодняшней Украины, а численность евреев в Киевском воеводстве к 1648 году достигла до 200 тыс. человек.
На 1 сентября 1939 года численность еврейского населения Польши составляла 3,3 млн (крупнейшая община в Европе). Из них во время войны погибло 2,8 млн, то есть 85 %, и не всех из них убили немцы - евреев с удовольствием убивали поляки, как коллаборационисты, так и польские националисты.

Поляки в Томашув-Мазовецки (Лодзинское воеводство) на отрезании еврейской бороды, октябрь-ноябрь 1939 года

.
Так 10 июля 1941 года в деревне Едвабне был учинен погром, в котором погибло около 1 500 евреев включая женщин и детей, причем доказано, что погромщики были поляками, проживающими в окрестных районах. В 2001 году Президент Польши Александр Квасьневский официально принёс извинение еврейскому народу за это преступление. Ну как Порошенко недавно принес официальные извинения польскому народу.
Всего во время Второй мировой войны поляки совершили военные преступления против польских евреев как минимум в 24 районах страны, и немцы их не организовывали - просто наблюдали. А некоторые историки (например профессор Принстонского университета Ян Томаш Гросс) утверждают, что поляки во время войны убили евреев больше, чем нацисты.

Еврейские семьи в Варшавском гетто, 1943 год

Когда Красная Армия выбила немцев из Польши, в ней оставались около 250 тысяч чудом выживших евреев (вернувшиеся из концлагерей и территорий СССР, или бывших партизан), и к тем еврейским погромам немцев уж никак не приплетешь. Польские власти официально признают, что по документально подтвержденным сведениям с ноября 1944 года по декабрь 1945 года поляками был убит 351 еврей. При этом они согласны, что определить точное количество погибших евреев в ПОСЛЕвоенной Польше не представляется возможным.
Польскими властями официально признаны погромы поляками евреев после изгнания немцев в Кельце, Кракове, Люблине, Жешуве, Тарнове, Сосновичи. Погром в Кельце 4 июля сорок ШЕСТОГО года, стал последний погромом в Европе. В нём документально подтверждена гибель 43 евреев, среди которых были дети и беременные женщины, но сколько там на самом деле погибло, одному еврейскому Богу ведомо. Польский президент Лех Качиньский назвал погром в Кельце «огромным позором для поляков и трагедией евреев», и тоже извинился.

Гробы с евреями, убитыми во время погрома в Кельце, 6 июля 1946 года

Погром в Кельце вызвал массовую эмиграцию евреев из Польши - в течение июля из неё выехало 19 тыс. человек, в августе 35 тыс., и волна отъезда спала лишь к концу 1946 года, когда положение в Польше нормализовалось, в основном благодаря карательным мерам советского военного командования. Да и евреев в Польше к тому времени практически не осталось - по переписи 2002 года сейчас в Польше проживает всего около одной тысячи евреев из 39-миллионного населения страны (для сведения - в Украине проживает около 80 тыс. евреев).
При этом изгнание евреев из Польши следует рассматривать в контексте общей этнической чистки, проводившейся тогда поляками - это и изгнание украинцев из восточных воеводств, это и изгнание немцев из присоединенных к Польше западных областей.

Причины еврейских погромов поляками, были типичными для всех времен и народов:
- распространения слухов о ритуальном убийстве евреями польского ребёнка;
- убийства евреев с целью захвата их домов и собственности и нежелание поляков возвращать присвоенное во время войны еврейское имущество;
- «Иудеополония», это такая польская вариация теории всемирного жидомасонского заговора.
Но были и специфические причины - в новой власти Польши евреев было непропорционально много, и ненависть поляков к русским и коммунизму, перекинулась на евреев.

Свастика на еврейском кладбище в Высоке-Мазовецке (Подляское воеводство), 19 марта 2012 года

Повторюсь - учитывая вышеизложенное, Кнессет Израиля просто обязан принять резолюцию о геноциде евреев поляками. Ну и о геноциде евреев русскими, заодно, чтоб два раза не вставать…


Читайте

Они делали этот жест и тогда, когда вагоны, набитые обреченными людьми, проезжали мимо них, направляясь в лагерь смерти. В фильме они объясняли свой жест желанием сообщить идущим на смерть о ждущей их участи, но по радостной ухмылке этих польских крестьян видно, что участь евреев их вполне устраивает, как их устраивает то, что уже во время войны они заняли опустевшие дома своих еврейских соседей.

В европейских странах, оккупированных фашистской Германией, массовое уничтожение нацистами евреев вызывало сострадание и порождало массовый героизм. Так в Дании почти все евреи страны, семь тысяч человек, были переправлены на рыбацких лодках в соседнюю Швецию и, тем самым, были спасены от уничтожения.

В Польше, в отличие от всех других европейских стран, массовое уничтожение евреев не вызвало у поляков массового сочувствия к гонимому народу. Геноцид евреев вызвал только довольные ухмылки поляков. После войны в Польше начались еврейские погромы.

11 августа 1945 года случился крупный погром в Кракове . Вмешавшиеся части Войска Польского и Советской армии положили конец погрому, но среди евреев были убитые и раненые. В докладной записке польских властей говорилось, что с ноября 1944 года по декабрь 1945 года был убит, по доступным сведениям, 351 еврей.

В 1946 году жертв было уже больше. Самый известный погром случился в городе Кельце, где до начала второй мировой войны проживало около 20 000 евреев, что составляло треть населения города. После окончания войны в Кельце вернулось всего лишь 200 выживших евреев, главным образом - бывших узников нацистских концентрационных лагерей . Поводом для начала погрома стало исчезновение восьмилетнего мальчика, который, после возвращения рассказал, что его похитили евреи и, спрятав, намеревались убить. Позже в ходе расследования выяснилось, что мальчик был отослан отцом в деревню, где его научили, что он должен был рассказывать .

Утром 4 июля 1946 года начался погром, к полудню возле здания еврейского комитета в Кельце собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера !». В полдень в здание прибыла группа во главе с сержантом польской милиции, которая присоединилась к погромщикам. Толпа взломала двери и ставни, погромщики проникли в здание и начали убивать укрывшихся там людей поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями.

Еврейский погром в 1946 году: Сцена из фильма «Из ада в ад». 1997 год, режиссер Д.Астрахан.

В ходе погрома было убито от 40 до 47 евреев, среди них были дети и беременные женщины. Также больше 50 человек было ранено. В ходе погрома были убиты двое поляков, пытавшихся противостоять погромщикам.

Уже 9 июля 1946 года на скамье подсудимых перед участниками выездной сессии Верховного военного суда оказались двенадцать человек, а 11 июля к смертной казни были приговорены девять обвиняемых, по одному - к пожизненному заключению , к десяти годам и к семи годам тюрьмы.

Несмотря на суровые приговоры, погром в Кельце положил начало массовой эмиграции евреев из Польши.

Если в мае 1946 года из Польши уехало 3500 евреев, в июне – 8000, то после погрома в Кельце в течение июля уехало 19 000 человек, в августе - уже 35 000.

Советское посольство в Варшаве 24 сентября 1946 года сообщало в МИД СССР, что за несколько месяцев, начиная с июня этого года, страну покинуло более 70 - 80 тысяч евреев. В официальном документе так оценивались причины исхода евреев из Польши :

«Наличие антисемитских взглядов в стране в предвоенные годы и усиленная пропаганда их за годы немецкой оккупации дают себя чувствовать и в настоящее время. Возникали трудности с определением евреев на работу, т.к. имелись руководители предприятий, которые отказывались принимать евреев на работу, боясь недовольства со стороны коллектива своего предприятия. Для предприятий же, где работало значительное количество евреев, нередко чинились препятствия в предоставлении сырья, вспомогательных материалов, транспорта.

Мыслью покинуть Польшу и найти себе другое местожительство, приобрести себе родину проникалось все большее и большее количество евреев. ... После же событий в Келецком воеводстве началась паника и массовое движение на запад».

После драмы в Кельце евреям стало небезопасно ездит поездами, нередко евреев стали выбрасывать из вагонов на ходу поезда. Юлиан Тувим, выдающийся польский поэт еврейского происхождения, в июле 1946 года писал своему другу Й. Штаудингеру: «...я хотел поехать поездом в Лодзь. В связи с известными тебе событиями для меня безопаснее отложить поездку на более благоприятное время».

Юлиан Тувим за два года до этих событий написал пламенный манифест «Мы - польские евреи», в котором есть такие слова: «Я – поляк. … Поляк - потому что родился в Польше, здесь вырос, здесь меня воспитали, здесь я учился, потому что в Польше я был счастливым и несчастным; потому что из эмиграции хочу возвратиться именно в Польшу, если бы даже в других местах мне был бы обещан рай».

В конце лета 1953 года Юлиан Тувим с женой решили, что проведут Рождество на курорте в Закопане. Но вскоре ему позвонил незнакомый человек и угрожающе произнёс в трубку: «Не приезжай в Закопане, а то можешь живым не уехать»…

И, действительно, Тувим не уехал из Закопане живым: 27 декабря 1953 года его сердце остановилось, инфаркт настиг его в 59 лет. Еще одним евреем стало меньше в Польше.

К середине шестидесятых годов количество проживающих в Польше евреев было менее одного процента от их довоенного количества, то есть около 35 тысяч человек. Но в 1968 году, остававшиеся евреи были изгнаны из страны.

После войны в Польше был установлен просоветский режим, но в руководстве Польской объединенной рабочей партии (ПОПР) единства не было, борьбу за власть с переменным успехом вели две группы деятелей. Одна, настроенная откровенно просоветски, в значительной степени была представлена евреями, другая была настроена националистически и стремилась не следовать во всем указаниям из Москвы, а вести в определенной степени самостоятельную политику. Антисемитизм был использован в политической борьбе за власть.

После шестидневной войны Израиля в 1967 году во всех странах коммунистического блока под видом антисионистской началась антисемитская кампания. В Польше эта кампания легла на хорошо подготовленную почву.

Первый секретарь ПОРП Владислав Гомулка в марте 1968 года обвинил евреев в организации студенческих волнений. Он заявил, что речь идет о «сионистском заговоре», и фактически распорядился начать новые преследования евреев. Перед евреями встала необходимость выбора: эмигрировать, либо полностью отказаться от национальной, культурной и религиозной идентичности.

Поскольку Польша, в отличие от СССР и других социалистических стран, разрешала евреям покидать страну, то последние евреи были вынуждены уехать, а в 2002 году в Польше насчитали в перепись 1133 еврея.

Польский антисемитизм

В сегодняшнем польском обществе антисемитизм остается национальной чертой множества поляков.

Но антисемитизм - это сравнительно позднее «приобретение» человечества. На протяжении сотен лет народы, среди которых жили евреи, могли быть охвачены антиеврейскими настроениями, но антиеврейские настроения и, даже, антиеврейские действия – это еще не антисемитизм.

Макс Даймонт выделяет четыре особенности отличающие антисемитизм от антиеврейских действий .

Во-первых, антисемитизм алогичен, иррационален и продиктован подсознанием. Сначала следует предубежденность, потом ей подыскивается оправдание. Антиеврейские действия, напротив, продиктованы вполне логичными, рациональными и осознанными причинами. Сначала следует мотивировка, затем расправа.

Во-вторых, антисемитизм обращен против «еврейской расы» как целого. Он не интересуется отдельно взятым евреем, его достоинствами или недостатками. Антиеврейские чувства направлены против индивидуальных евреев. Они имеют те же причины, что враждебные чувства к индивидууму во всех других религиях и национальностях.

В-третьих, антисемитизм намеренно избирает евреев и только евреев в качестве своей единственной мишени. Он исключает всех других, которые могут быть «виноваты» в преступлениях, приписываемых евреям. Антиеврейские действия зачастую же являются побочным продуктом общей волны насилия.

Наконец, антисемитизм не ищет решения. Он не предусматривает никакого выхода для евреев, он не предлагает им никакой альтернативы.

Антиеврейские действия прошлого были зачастую направлены на обращение евреев из одной религии в другую.

Для подлинного антисемита «преступлением» евреев является уже то, что они евреи. Это «преступление» не может быть искуплено или прощено, даже если еврей откажется от своей религии. Антисемитизм – это психологическая проблема. Ее источник находится не в реальности, а в мозгу антисемита.

Превращение антиеврейских настроений в воинственный антисемитизм происходило постепенно, главным образом – на протяжении XIX века. Почвой для антисемитизма являются антиеврейские настроения в обществе вкупе с воинствующим национализмом.

Очевидные причины антиеврейских настроений принято делить на экономические и религиозные.

Евреи стали первыми торговцами в Европе и без их участия было бы невозможно становление европейской экономики. Со временем возник конфликт интересов еврейских купцов и местной буржуазии, появились законы, ограничивающие экономические возможности евреев, но это меры не были всеобъемлющими.

К началу нового времени евреи успешно занимались кредитными операциями, банковской и биржевой деятельностью, но причиной еврейской экспансии в экономике является вовсе не мифическая любовь к деньгам и якобы патологическая жадность евреев. В XIV веке католическая церковь запретила христианам давать взаймы деньги под процент, евреи же оказались свободны от этого запрещения. Поскольку торговцы, которых становилось все больше и больше, всегда нуждались в получении денег для своей деятельности, то евреи стали заниматься кредитованием бизнеса, или, в прежней терминологии, - ростовщичеством. Впоследствии в литературе распространился отрицательный образ еврея-ростовщика, который не способствовал установлению теплых отношений евреев с народами, среди которых они жили. Но говорить о том, что евреев не любили потому, что они давали деньги под процент так же неверно, как и утверждать, что в наше время народ ненавидит банки за то, что банки выдают кредиты. Банки сегодня, как и евреи много лет назад, делают то, без чего были бы невозможны экономические отношения.

Ростовщичеством евреи в той или иной степени занимались во всей Европе. Но в Польше специфической хозяйственной деятельностью евреев стали винокурение и управление имуществом шляхты, аренда шляхетских имений.

Ю.Гессен писал: «Арендатор-еврей, становясь на место пана, получал,– конечно, лишь в известной мере,– ту власть над крестьянином, которая принадлежала землевладельцу, и так как еврей-арендатор… старался извлечь из крестьянина возможно больший доход, то злоба крестьянина… направлялась и на католика-пана, и на еврея-арендатора. И вот почему, когда в 1648 году разразилось страшное восстание казаков под предводительством Хмельницкого, евреи, наравне с поляками, пали жертвой» .

А.И.Солженицын цитирует в своем капитальном труде «Двести лет вместе»: «К восемнадцатому столетию винное дело стало почти главным занятием евреев… Этот промысел часто создавал столкновения между евреем и мужиком, этим бесправным «хлопом», который шёл в шинок не от достатка, а от крайней бедности и горя» .

Накануне раздела Польши более обеспеченные в своей массе евреи могли вызывать зависть. Зависть могла быть причиной антиеврейских настроений, но зависть должна пройти, если завидовать становится нечему.

После раздела Польши, когда большая часть её жителей вошла в состав Российской империи, евреям запретили заниматься винокурением, содержать шинки, жить в деревнях и евреи лишились существенной части своего былого экономического благополучия. Еврейское население увеличивалось очень быстро, а границы черты оседлости, созданной в России, предопределили скученность и, как следствие, обнищание еврейского населения.

Во время второй мировой войны массовая гибель евреев могла породить только сочувствие к гонимому народу. Десятки тысяч человек принимали участие в спасении евреев в оккупированных странах, несмотря на то, что нацисты угрожали смертью за любую помощь евреям. В Нидерландах , Норвегии , Бельгии и Франции подпольные организации, участвовавшие в сопротивлении, помогали евреям, главным образом в поиске убежища. А Дания стала единственной оккупированной страной, из которой в лагеря смерти нацистами не было отправлено ни одного эшелона.

В Польше от рук нацистов погибло 2,8 миллиона евреев. Их тоже пытались спасать простые поляки, но большинство поляков – нет.

Поляки не так уж далеко живут от датчан и различия в их экономическом положении к началу второй мировой войны не кажутся слишком существенными. Поэтому, некогда существовавшее экономическое превосходство евреев над поляками, очевидно, не является причиной польского антисемитизма.

Как произошло превращение антиеврейских чувств в антисемитскую предубежденность?

Эта трансформация совершилась в три этапа, которые следовали один за другим, друг на друга налагаясь. Питательной средой современного антисемитизма стал новый социально неустойчивый класс, порожденный изменившимися экономическими условиями. Этот класс советская коммунистическая пропаганда называла мелкобуржуазным, Макс Даймонт называет «потертыми белыми воротничками», а Ханна Арендт в своей книге «Происхождение тоталитаризма» называет «деклассированной группой». Эта деклассированная социальная прослойка дает наибольшее число приверженцев современного антисемитизма. Именно из этой группы Гитлер вербовал наиболее страстных своих приверженцев.

В Польше естественным источником для формирования мелкобуржуазной группы являлась многочисленная шляхта, которая в эпоху становления капитализма была источником роста численности «потертых белых воротничков». Польская шляхта не могла быть довольна своим экономическим положением в эпоху бурного развития капитализма, в то же время «шляхетская гордость» требовала найти выход из зависимого положения.

Не только в Германии и Польше, но и повсеместно в Европе недовольство этих мелких-мелких буржуа, деклассированной группы, было умело направлено в русло антисемитизма, где появившиеся расовые теории обеспечивали деклассированных чувством своего превосходства.

Середина прошлого века была периодом повсеместного распространения революционных идей в Европе, периодом зарождения коммунизма и социализма. Именно в это время политики открыли новое применение для деклассированных, а также для евреев. Деклассированных можно было использовать как ударную силу. Правые политические деятели двинули их в контрнаступление против левых. Нестабильность положения деклассированных они начали объяснять не экономическими или социальными причинами, а существованием «еврейского засилья». Если деклассированные страшились капитализма, то евреев выставляли в образе капиталистических эксплуататоров. Если деклассированные опасались коммунизма, то евреев представляли в образе коммунистических заговорщиков. Все зло объявлялось делом рук евреев. Мол, если бы не они, деклассированные нашли бы свое место в обществе.

Это было началом антисемитизма. Он был не столько политическим движением, сколько политическим орудием. Антиеврейские чувства, сохранившиеся со средних веков, исподволь направлялись по новому руслу. Мало-помалу они трансформировались в антисемитские предрассудки. Религиозные деятели средних веков требовали изгнания евреев, чтобы те не оскверняли своим присутствием христианскую веру. Светские политики новейшего времени не требовали изгнания евреев. Это не принесло бы им никакой пользы. Стоило изгнать евреев, и деклассированные элементы немедленно увидели бы, что их положение нисколько не изменилось. Евреев нужно было сохранять в обществе в роли постоянных козлов отпущения.

Однако создатели антисемитизма не предвидели дальнейшего развития событий: появления новой разновидности политиков тоталитарного склада, которые призовут к действительному уничтожению евреев. Они не предвидели, что их собственная безответственная пропаганда будет использована безумцами и садистами и превращена в идеологию массового уничтожения.


1] Катастрофа европейского еврейства. Часть 6, Иерусалим, 1995, с.251-253.

[ 6] Макс Даймонт «Евреи, Бог и история».


1 2

Агрессивный антисемитизм в Польше имеет давнюю историю, он активизировался после оккупации польских территорий гитлеровскими войсками и продолжился после окончания Второй мировой войны, в том числе - Краковский погром 11 августа 1945 года, который удалось прекратить только вмешательством Советской армии.


Самый крупный послевоенный погром в Польше произошёл в городе Кельце.Кельце - административный центр воеводства, город средней величины в Центральной Польше. До нацистской оккупации треть населения этого города была этническими евреями - около 20 тыс. человек. После окончания войны в Кельце оказалось около 200 евреев - 1% от численности довоенного еврейского населения города. Это были в основном, вернувшиеся на свою беду в родной город, бывшие узники нацистских концлагерей.

О «причине» погрома написано в Википедии:

«Поводом для начала погрома стало исчезновение восьмилетнего мальчика Генрика Блашчика. Он исчез 1 июля 1946 года и возвратился через два дня, рассказав, что его похитили евреи и, спрятав, намеревались убить (позже в ходе расследования выяснилось, что мальчик был отослан отцом в деревню, где его научили, что он должен рассказывать)».

Этот мальчик указал на еврейское общежитие в здании на улице Планты, 7, где располагался еврейский комитет и организация «Сионистская молодёжь», как на дом, в подвал которого его заточили. Полицейские отправились туда с обыском, ничего не обнаружили, но зверски избили нескольких бывших узников «лагерей смерти». По Кельце поползли слухи о том, что, якобы, несколько польских детей заточены в подвалах «еврейского» дома.

Утром 4 июля 1946 года у здания общежития стали собираться польские горожане, скандирующие антисемитские лозунги:

«Смерть евреям!»,

«Закончим работу Гитлера!»

Злоба возрастала, и разбивая стёкла в доме, разъярённая толпа во главе с полицейским Владиславом Блахутом ворвалась в общежитие и начала избиение евреев. Несчастных, среди которых были беременные женщины и маленькие дети, забивали камнями, железными прутьями, палками…

Погром охватил весь город, тысячи человек участвовали в зверствах. Погромщики блокировали, проходящую через Кельце железную дорогу, вытаскивали евреев из остановленных поездов и - забивали насмерть… На совести погромщиков - многие десятки жизней (47 евреев - только жители Кельце), свыше 50-ти было ранено. Беспорядки удалось подавить лишь специально присланными из Варшавы воинскими частями.

Затем состоялись похороны растерзанных, и - спешный показательный судебный процесс, где 9 из 12 обвиняемых были приговорены военным трибуналом к смертной казни. Приговоры были приведены в исполнение уже 12 июля 1946 года…

Погром в Кельце стал причиной массовой эмиграции евреев из Польши. К середине шестидесятых годов количество проживающих в Польше евреев было менее одного процента от их довоенного количества, то есть около 35 тысяч человек. В 2002 году в Польше насчитали в перепись всего 1133 еврея...