Мыс Канаверал. Ближе к звездам. Карта канаверала на русском языке Инфраструктура и будущие перспективы космодрома

Это название стало одним из трех старейших топонимов в США, данных европейцами и сохранившихся до наших дней: первое упоминание о мысе Канаверал относится к экспедиции Франциско Гордильо, 1521-25 гг.
Европейских исследователей во Флориде встретили индейцы тимукуа, капуса и семинолы, впоследствии теми же испанцами почти полностью истребленные. Вплоть до середины XX в. здесь было несколько рыбачьих поселков и население представляли немногочисленные фермеры, ловцы креветок и отшельники.
В середине XX в. в результате непродолжительных поисков выяснилось, что мыс Канаверал - одно из оптимальных мест для запуска ракет. Во-первых, местонахождение мыса таково, что позволяет наиболее эффективно использовать силу вращения Земли. Во-вторых, этот район малонаселен и окружен океаном, что идеально подходило в случае неудачных стартов.
Несколько раз власти пытались отказаться от наименования «Мыс Канаверал», С 1893 по 1954 г. он назывался Артезией, с 1954 по 1962-й - снова Мыс Канаверал. В 1963 г. его переименовали в «Мыс Кеннеди», в честь президента США Джона Кеннеди, поставившего перед Америкой цель первой высадиться на Луне. Переименование произошло по инициативе вдовы президента Жаклин Кеннеди, посчитавшей, что это будет лучшей данью памяти лидеру государства, погибшему в 1963 г.
Мыс был в очередной раз переименован, но местные жители, мнением которых забыли поинтересоваться, были категорически против этого. В 1973 г законодательное собрание Флориды восстановило прежнее, 400-летнее название: мыс Канаверал. Семья Кеннеди заявила, что «понимает чувства граждан», и не стала протестовать. Имя президента Кеннеди сохранилось в названии Космического центра.

Космический центр США

Территория для ракетных испытаний на мысе Канаверал была выбрана в 1949 г. Первый запуск ракеты с мыса Канаверал состоялся в 1950 г.. двухступенчатый аппарат «Бампер-2» с небольшим грузом достиг высоты 400 км - выше, чем летали американские космические челноки.
Сначала здесь запускали обычные ракеты, позже - межконтинентальные баллистические и, наконец, космические: сначала одноразовые ракеты-носители, а затем многоразовые «Шаттл». До недавнего времени мыс Канаверал был одним из трех космодромов мира, с которых производились пуски пилотируемых космических кораблей. Последний полет по программе «Спейс шаттл» завершился утром 21 июля 2011 г., и теперь пилотируемые полеты в космос осуществляются только Россией и Китаем.

Население

С завершением программы несколько соседних городов, таких как Кейп-Канаверал и Коко-Бич, оказались в весьма затруднительном положении. Подобная ситуация произошла в 1975 г., когда закончилась программа «Апполо»: уровень безработицы в Коко-Бич достигал 14,3%. Тогда положение спасло начавшееся строительство челноков. Сегодня жители Кейп-Канаверал заняты в сфере обслуживания и в Космическом центре имени Джона Кеннеди, который включает центр для посетителей и экскурсий и заповедник.
Первое поселение в Коко-Бич было основано группой освобожденных после гражданской войны рабов, и к 1950 г. количество жителей не превышало 100 человек, однако в 1950-1960 гг. рост численности населения составил 1000%. Сегодня город живет за счет туризма и продажи серф- и скейтбордов, знаменитый магазин «Рон Джон Серф Шоп», специализирующийся на продаже экипировки для серферов, принимает около 2 млн покупателей в год. В городе также есть школа для серферов, здесь проводятся различные фестивали, конкурсы и соревнования, посвященные этому виду спорта. Кроме того, Коко-Бич организует аэрошоу (30 000 посетителей, 2009 г.) и фестиваль искусств «Спейс Коуст Арт Фестивал».

Общая информация

Восточное побережье полуострова Флорида.
Административная принадлежность: округ Бревард, штат .
Язык: английский.
Этнический состав (город Кейп-Канаверал): белые (в т. ч. испанского происхождения - 94,67%), афроамериканцы (1,43%), другие (коренные американцы, азиаты, гавайцы и др. - 3,9%).
Денежная единица: доллар США.
Населенные пункты: Кейп-Канаверал, Коко-Бич, Сикрест-Бич.
Крупнейшие реки: Банана-Ривер, Сент-Джонс, Индейская.
Крупнейшие озера: Истокпога, Киссимми, Джесап, Поинсетт, Джордж.
Важнейший порт: порт Канаверал.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Мелборн (город Мелборн).

Цифры

Площадь: 450 км 2 .
Население: 25 000 чел. (2009 г.).
Плотность населения: 55,5 чел/км 2 .
Средняя высота над уровнем моря: 40 м.

Экономика

Космический центр им, Дж.Ф. Кеннеди, база ВВС США.
Промышленность: машиностроение (космические корабли, вспомогательное оборудование).
Сельское хозяйство: растениеводство.
Рыболовство.
Сфера услуг: туризм.

Климат и погода

Влажный тропический . Жаркое лето, мягкая и дождливая зима.
Средняя температура января: +17°С.
Средняя температура июля: +29°С.
Среднегодовое количество осадков: 1500 мм.

Достопримечательности

    Космический центр им. Дж.Ф. Кеннеди

    Национальные парки: национальное побережье Канаверал

    Заповедники и парки: заповедник дикой природы острова Мерритт, Тайгер-Бэй, Окала, Грин-Суомп, Ривер-Лейкс, парк Джетти

    Лагуна москитов

    Индейская река

    Национальный памятник форт Матансас

    Маяк Кейп-Канаверал (1868 г.)

Любопытные факты

    Коренные обитатели мыса Канаверал, индейцы тимукуа, говорили на языке, который появился в этих местах ок. 2000 лет до н. э. В 1763 г немногие живые носители тимукуа были переселены на Кубу, в поселок около Гаваны. В настоящее время язык исчез.

    В память о достижениях в освоении космического пространства мысу Канаверал был присвоен телефонный код 321, напоминающий об обратном отсчете перед стартом космических аппаратов.

    Любой желающий может приобрести космические аппараты «Шаттл» после завершения программы всего за 28,8 млн долл. Двигатели предлагаются бесплатно, при условии самовывоза.

Мыс Канаверал, штат Флорида, - именно здесь расположена главная стартовая площадка Восточного ракетного полигона - основной космический порт

Среди сахарного тростника

Высадившиеся в 16-м веке на побережье Флориды европейцы дали мысу название Cañaveral, что в переводе с испанского означает "заросли сахарного тростника". После изгнания коренного населения - индейских племен тимакуа, калусов и семинолов - на землях мыса обосновались разрозненные фермерские хозяйства, а на побережье - рыбаки и заготовители креветок.

К середине прошлого века зарождающейся американской космонавтике потребовался полигон для испытания ракет. С 1948 года стали проводиться работы по реорганизации военно-морской станции "Банана Ривер" (ВМС США) и созданию на ее основе базы ВВС США и испытательного центра. Месторасположение было выбрано не случайно. Малонаселенность и близость Атлантического океана сводили к минимуму опасность для окружения в случае неудачных суборбитальных стартов.

Если отыскать мыс Канаверал (космодром) на карте, бросится в глаза довольно низкая широта местности - 28˚ с.ш. Для сравнения: Байконур - 45˚ с.ш. Это гарантирует дополнительные преимущества:

  • Для достижения используется кинетическая энергия вращения Земли.
  • Увеличение массы полезной нагрузки ракеты до 30%.
  • Экономия топлива для вывода аппарата на

Первые запуски

Первый корабль двухступенчатый носитель космодром на мысе Канаверал отправил в небо в июле 1950 года. Разгонный аппарат ракеты "Бампер-2" позволял достигнуть рекордной на тот момент высоты - 400 км. А вот попытка вывести на околоземную орбиту первый искусственный спутник в декабре 1957 года завершилась неудачей - взрыв топливных баков уничтожил ракету-носитель "Авангард TV-3" спустя две секунды после старта. В 1958 г. работы по исследованию космического пространства и по созданию научно-технической базы возглавило вновь созданное ведомство федерального правительства - NASA.

Эксплуатация стартового комплекса выявила и негативные факторы местности: мыс Канаверал изобиловал сильными ураганами и грозами. Дважды стартовые сооружения были частично разрушены природными катаклизмами, а для обустройства молниезащиты пришлось дополнительно выложить несколько десятков миллионов долларов.

Мыс Канаверал - космодром или база ВВС?

В 1962 году Национальное Агентство начало строительство собственных стартовых установок, получивших название Центра запусков, а с ноября 1963 г. (после убийства 35-го президента США) они были переименованы в Всего на территории мыса и соседнем острове Мерритт-Айленд, связанных общей инфраструктурой, было возведено более тридцати пусковых площадок.

В прессе довольно часто космодромом на мысе Канаверал именуют, по сути, два административных подразделения, принадлежащих разным правительственным структурам. Все запуски до 1965 г. выполнялись с базы ВВС. Наиболее известные миссии:

  • Вывод на орбиту первого американского спутника (1958 г.).
  • Первый американский суборбитальный (1961 г.) и орбитальный (1962 г.) полет астронавта.
  • Запуск первого американского экипажа из двух (1964 г.) и из трех (1968 г.) человек.
  • Исследование космических тел Солнечной системы межпланетными автоматическими станциями.

От "Джемини" до "Шаттла"

Началу звездной эпопеи Центра им. Кеннеди дал старт пилотируемого аппарата серии "Джемини" с двумя астронавтами на борту. Всего в этой миссии было выполнено 12 космических рейсов. Основным достижением стал выход в открытый космос астронавта Э. Уайта.

Мыс Канаверал провожал в полет всех астронавтов, побывавших на Все старты по программе подготовки и осуществления пилотируемого полета и высадки на Луну ("Аполлон") производились пусковыми площадками Центра.

Отсюда же начинали свой путь на околоземные траектории пять американских "Шаттлов" - космических челноков. С 1981 по 2011 г. было выполнено 135 рейсов. Доставлено на орбиту 1,6 тыс. тонны полезных грузов и оборудования, проведена масса научно-исследовательских и ремонтно-монтажных работ.

Сегодня и завтра

С 2011 года мыс Канаверал не осуществляет пилотируемых запусков. В связи с сокращением финансирования космических программ в рабочем состоянии поддерживается только четыре стартовые площадки. Часть комплексов переоборудуется и модернизируется для запуска новых носителей. Например, установка LC-39А (впервые с 2011 г.) готовится отправлять в космос ракеты серии Falcon 9FT. На февраль-март 2017 года запланировано три старта.

Разрыв экономических связей с Россией ставит под вопрос некоторые звездные проекты США. Все большее значение приобретают разработки частных космических агентств. Так, проекты Dragon и Falcon-9 от компании SpaceX призваны снизить зависимость отрасли от комплектующих из России. Между тем НПО "Энергомаш" подтвердило готовность поставить в США в течение двух лет 14 ракетных двигателей РД-181 по заключенному ранее соглашению.

Космодром на мысе Канаверал в США – это космический центр имени Джона Кеннеди и база ВВС, являющаяся подразделением Космического командования ВВС Соединенных штатов.

Космический Центр Кеннеди расположился на острове Меррита, находящемся в непосредственной близости от самого мыса Канаверал. НАСА стала скупать здесь земли в начале 1960-х годов, после того, как в США началась активная работа над лунной программой. Сегодня размеры Центра Кеннеди — 55 км в длину и примерно 10 км в ширину, а общая площадь - 567 км².

На территории Центра находятся несколько стартовых площадок, отсюда, из стартового комплекса № 39, производится запуск шаттлов. Небольшая часть Центра отведена для посетителей: здесь разместился специальный комплекс, в котором оборудованы музеи, а также два кинотеатра IMAX, где можно посмотреть главные моменты программы «Аполлон». Специальные автобусные туры Центра рассчитаны на то, чтобы познакомить гостей с закрытыми местами комплекса. Кроме того, здесь же находится памятник «Космическое зеркало» — мемориал, посвященный погибшим астронавтам.

База ВВС, находящаяся непосредственно на мысе Канаверал, не участвует в запуске космических челноков. Однако, и отсюда прежде начинались важные для США космические исследования. Так, в 1958 году с территории базы ВВС был запущен первый в Америке спутник Земли «Эксплорер-1», отсюда в 1967 году улетел в космос первый экипаж из трех человек «Аполлон-7», а в период с 1962 по 1977 году были запущены автоматические межпланетные станции для исследования планет Солнечной Системы. Сегодня на территории базы находятся стартовые комплексы для запуска самых мощных американских беспилотных ракет, как действующие, так и уже не активные.

В этом году у меня чуть было не сбылась одна заветная мечта — посмотреть на запуск космического корабля, конкретно Шаттла с Мыса Канаверал во Флориде. Вначале всё обстояло очень радужно — в середине апреля у меня начинался тренинг на самолёте в окрестностях Орландо, а на начало третей декады апреля был назначен запуск Шаттла, который в его истории должен был стать предпоследним. Самое интересное, что на запуск я собирался смотреть с воздуха, пилотируя самолёт...

Всё началось с того, что в этом году были выпущены более серьезные ограничения на полёты воздушных судов в окрестностях запуска Шаттла. Часть этих ограничений была связана ещё и с тем, что за день до запуска в Майами прилетел Обама, президент США, а во время нахождения в определённой зоне Air Force I («борта № 1») и самого президента действуют некоторые временные ограничения. Конечно, не как у нас, но когда ты привык летать на обед в другой город (как учителя в моей лётной школе), для тебя это «ограничение» свобод достаточно ощутимо. На фото: центральный вход в Космический центр им. Кенеди, который расположен на Мысе Канаверал.

2.

Ограничение полётов не такая проблема — я собирался вылететь из своего домашнего аэропорта за несколько часов до начала запретов, долететь до ближайшего к Мысу Канаверал аэропорта и доехать оттуда до смотровой площадки на машине. Есть много площадок, откуда можно смотреть запуск Шаттла — как на Мысе, так и на материке (откуда, в основном, все и смотрят). «Главная» площадка находится около сборочного цеха на самом Мысе Канаверал, там же находятся и знаменитые часы, отсчитывающие время. На фото: автобус, на котором перевозят туристов по закрытой территории НАСА на Мысе Канаверал.

3.

Я немного изучил вопрос и выяснил, что время отсчитывается не тупо «в минус», а есть так называемые «холды» (от слова hold — задержка, англ.), когда часы останавливаются. Это происходит в определённые моменты, этапы подготовки запуска. Есть холды дальние, за несколько дней, связанные с техническими вопросами, есть за несколько минут, связанные капризами погоды. Интересен факт того, что за полминуты до запуска человек вообще уже ничего не может сделать, так как события происходят слишком быстро, поэтому всё контролирует электроника. Она как бы выполняет чек-лист (в русской терминологии «контрольную карту») из десятков тысяч позиций и если хотя бы одна не выполнена, отменяет запуск, может даже за секунду до старта двигателей. На фото: Шаттл на стартовом столе, «шарики» справа и слева — хранилища компонентов ракетного топлива, при смешивании происходит взрывная реакция. Обратите внимание на две БПМ около КПП на переднем плане слева. Шаттл штука дорогая и является символом страны, поэтому её охраняют достаточно фанатично.
4.

В общем, запуск на тот день, когда я собирался туда лететь, отменили из-за технических неполадок, что-то случилось с системой охлаждения топливных магистралей. Я расстроится и полетел на противоположенный берег в сторону Тампы. Однако, надежда побывать на запуске не покидала меня, мне нужно было налетать больше 50 часов, поэтому времени у меня в запасе было, как мне казалось на тот момент, достаточно. На фото: сборочный цех и платформа для транспортировки Шаттла от неё на стартовый стол.

5.

Затем переносы посыпались один за другим. Техническую проблему долго не могли решить. Больше всего мы стало, на тот момент, жалко людей, которые специально приехали во Флориду со всех уголков света на запуск Шаттла. Для меня это был больше фан, не получилось посмотреть, так не получилось. Для многих из них, думаю, это была трагедия. Ведь нужно прилететь сюда, взять в аренду машину, снять гостиницу, есть, пить и ждать, ждать, ждать. Ни в какие тебе парки или музеи не сходить, ничего не запланировать, так как запускать могут Шаттл практически в любой момент. На фото: один из маневровых (орбитальных) двигателей Шаттла.

6.

Я прошёл необходимый тренинг, у нас даже было несколько дней в запасе на осмотр Мыса Корал и Ки Веста (в предыдущих репортажах), мы улетели в Нью-Йорк и занимались делами там три дня, и, даже когда мы улетали в Москву после майских праздников, Шаттл ещё не был запущен. Он, безусловно, полетел, но гораздо позже. Я чувствую некоторую обиду, что не смог осуществить свою небольшую мечту — посмотреть на его запуск, хотя был так близок к её реализации (хоть и не планировал это заранее). Однако, заехать на Мыс Канаверал и посмотреть на Шаттл на стартовом столе было делом чести, учитывая, что из Орландо сюда ехать буквально час. На фото: зал-накопитель в павильоне, посвященном ракете Сатурн-5 и лунной программе.

7.

Расскажу немного про Мыс Канаверал. Я уже был здесь в Ноябре прошлого года, но, так как очень люблю авиацию и космонавтику, готов сюда ездить каждый раз, когда у нас что-нибудь происходит в Орландо. Итак, на мысе находится огромный комплекс НАСА, здесь проектируются, частично строятся, собираются, запускаются космические аппараты. На мысе есть огромная полоса для посадки Шаттлов длинной 15,000 футов (почти 5 км) из бетона. Про эту полосу я расскажу отдельно чуть ниже. На Мысе есть музей и специальный туристический маршрут, по которому туристов возят на автобусах. Раньше были остановки: сборочный цех, смотровая площадка (откуда я снимал Шаттл), ангар с ракетой Сатурн-5, потом — обратно в музей. Сейчас в сборочный цех не водят. На фото: имитация запуска ракеты Сатурн-5 с лунным модулем. Как это работало в начале 70-х не понимаю!

8.

Про полосу для Шаттла. Помимо того, что она огромных размеров, что очень нужно Шаттлу, учитывая его массу и скорость на посадке, она сделана из хитрого покрытия. Нет, это не какой-то специальный радиоактивный бетон, но он определённым образом залит и в нем сделаны специальные небольшие канавки — эту технологию придумала НАСА для увеличения сцепления полосы с колёсами как в сухую погоду так, что самое главное, во время дождя. После обкатки технологии на космосе, технология пошла в обычную жизнь — в Штатах строят дороги из такого бетона с канавками, я по таким ездил в Калифорнии. Эти дороги, как я слышал, в два раза дороже асфальтовых, но, при соблюдении технологии, служат в пять раз дольше. На фото: задняя часть ракеты Сатурн-5, двигатели и логотипы миссий (правее).

9.

Идём дальше по залу — ракета огромная и длинная, вроде, это самая большая ракета, которая была построена человечеством. Строил её, как вы знаете, Вернер Фон Браун. Если бы он сдался бы не американцам, а русским, мы бы слетали бы на луну. Напомню, он проектировал ракеты для немцев во время войны, его и его команду отправили в Швейцарию, когда СССР перешла в наступление. В качестве бесплатного бонуса к ним приставили карательный отряд, а когда немцам стало ясно, что война проиграна, карательному отряду приказали всех гениев закопать где-нибудь в районе Бернских Альп. Но Вернер Фон Браун сообразил вовремя что к чему и сбежал со своими инженерами. Первые, на кого они наткнулись в горах, были американцы. Вот так и появилась ракета Сатурн-5. На фото: у каждой миссии Аполлона был свой логотип, мне нравится, что американцы уделяют огромное внимание визуальной концепции всего чего угодно. Зато мы привнесли в космонавтику прекрасную традицию отливать на космодром перед запуском.

10.

Это лунный модуль. Общий смысл был такой: ракета выводит на околоземную орбиту большой корабль, он долетает до луны, от него отцепляется лунный модуль и спускается на луну, сам корабль летает вокруг луны. Лунный модуль прилуняется, астронавты гуляют по луне и, когда запасы на исходе, на возвращаемом модуле летят обратно на лунную орбиту. Там они стыкуются с кораблём, который их везёт обратно, на подлёте к земле они опять садятся в возвращаемый модуль, который уже приводняется в районе Флориды. В Нью-Йорке стоит авианосец Интрепид , на котором я был в прошлом году, так он эти капсулы и подбирал.

11.

Настало время обеда. Прямо здесь есть столовка, в которой за вполне приемлемые 10 долларов можно хорошо поесть. На обед сегодня: куриный суп, овощной салат, чипсы с сыром, куриная лепёшка с сыром и чай. Интересный факт: лепёшки делает дедушка азиатской внешности, он их делал в ноябре прошлого года, в мае этого года он тоже их делал, что-то мне подсказывает, что он их тут лет 40 уже делает и будет делать до упора.

12.

Воспользуемся нашим секретным пропуском и выйдем на задний двор. Вот на этой лужайке во время запусков космических кораблей организуется VIP-зона, как для просто VIPов, так и для реальных VIPов — семей астронавтов, которые сейчас сидят в кабине корабля.

13.

На этом табло идёт такой же обратный отсчет, как на большой площадке около сборочного цеха. Обратите внимание, что в радиусе 10 метров от табло курить нельзя и что оно «растянуто» ремнями что бы его не сдуло ветром. На такие «мелочи» у нас в стране многие не обращают внимание.

14.

Поднимемся на трибуну. Во время запуска здесь должен был сидеть я! :)

15.

Это генератор для звука, света и кейтеринга (фуршета для гостей). На горячее — индейка и сосиски с шафраном. Подают французское шампанское и калифорнийское вино (гадость). Генератор огорожен, конечно, достаточно «по-нашему». Не ожидал от местных коллег такого раздолбайства, учитывая, что среди приглашённых много детей.

16.

Местные орлы, которые работают «по найму», в их задачи входит распугивание птиц перед запуском и что бы голуби не гадили на национальную гордость сверху. Хорошо, что здесь не Рим, где в сезон скворцов в сутки с неба падает до 100 тонн их дерьма. Так бы они всю ракеты бы с горкой засыпали бы.

17.

Поедем обратно в музей. Здесь стоит один из отработавших своё Шаттлов. Жарозащитные плитки на его пузе заменены на имитацию, настоящие сейчас приклеены на действующие Шаттлы (выбрасывать дорого, одна плитка стоит под тысячу долларов). Сетка внизу защищает реплику от клептоманов.

18.

Это внутри Шаттла. Справа — канадский манипулятор-рука, по центру — полезная нагрузка.

19.

А это музей сувениров. Когда я был здесь в первый раз, купил небольшой карабин с логотипом НАСА, сейчас на нём болтается ключ от офиса. В этот раз мы не покупали ничего. Замечаю, чем больше ездишь, тем меньше привозишь сувениров, во-первых, уже некому, так как всем уже что-то привёз, во-вторых, себе тоже не покупаешь, так как не знаешь, куда девать то, что уже есть. В последнее время, я привожу наклейки, которые подходят по размеру, клею на чемодан. Остальные просто собираю.

В тот день в музее проходила встреча с астронавтом, ей оказалась какая-то пожилая женщина, возможно, известная здесь. Я прошёл мимо неё, захотел сфотографироваться с ней, а потом подумал, что уже лет пять ни с кем из «звезд» не фотографируюсь. Так и прошёл мимо. Потом узнал, что за фото просят $10. :)

20.

Это «сад ракет» внутри музейного комплекса. Мы немного погуляли и поехали обратно в Орландо.

> Мыс Канаверал.

Всё началось с того, что в этом году были выпущены более серьезные ограничения на полёты воздушных судов в окрестностях запуска Шаттла. Часть этих ограничений была связана ещё и с тем, что за день до запуска в Майами прилетел Обама, президент США, а во время нахождения в определённой зоне Air Force I («борта № 1») и самого президента действуют некоторые временные ограничения. Конечно, не как у нас, но когда ты привык летать на обед в другой город, для тебя это «ограничение» свобод достаточно ощутимо. На фото: центральный вход в Космический центр им. Кенеди, который расположен на Мысе Канаверал.

Есть много площадок, откуда можно смотреть запуск Шаттла - как на Мысе, так и на материке (откуда, в основном, все и смотрят). «Главная» площадка находится около сборочного цеха на самом Мысе Канаверал, там же находятся и знаменитые часы, отсчитывающие время. На фото: автобус, на котором перевозят туристов по закрытой территории НАСА на Мысе Канаверал.

Время отсчитывается не тупо «в минус», а есть так называемые «холды» (от слова hold - задержка, англ.), когда часы останавливаются. Это происходит в определённые моменты, этапы подготовки запуска. Есть холды дальние, за несколько дней, связанные с техническими вопросами, есть за несколько минут, связанные капризами погоды. Интересен факт того, что за полминуты до запуска человек вообще уже ничего не может сделать, так как события происходят слишком быстро, поэтому всё контролирует электроника. Она как бы выполняет чек-лист (в русской терминологии «контрольную карту») из десятков тысяч позиций и если хотя бы одна не выполнена, отменяет запуск, может даже за секунду до старта двигателей. На фото: Шаттл на стартовом столе, «шарики» справа и слева - хранилища компонентов ракетного топлива, при смешивании происходит взрывная реакция. Обратите внимание на две БПМ около КПП на переднем плане слева. Шаттл штука дорогая и является символом страны, поэтому её охраняют достаточно фанатично.

На фото: сборочный цех и платформа для транспортировки Шаттла от неё на стартовый стол.

На фото: один из маневровых (орбитальных) двигателей Шаттла.

На фото: зал-накопитель в павильоне, посвященном ракете Сатурн-5 и лунной программе.

На мысе находится огромный комплекс НАСА, здесь проектируются, частично строятся, собираются, запускаются космические аппараты. На мысе есть огромная полоса для посадки Шаттлов длинной 15,000 футов (почти 5 км) из бетона. На Мысе есть музей и специальный туристический маршрут, по которому туристов возят на автобусах. Раньше были остановки: сборочный цех, смотровая площадка, ангар с ракетой Сатурн-5, потом - обратно в музей. Сейчас в сборочный цех не водят. На фото: имитация запуска ракеты Сатурн-5 с лунным модулем. Как это работало в начале 70-х не понимаю!

Про полосу для Шаттла. Помимо того, что она огромных размеров, что очень нужно Шаттлу, учитывая его массу и скорость на посадке, она сделана из хитрого покрытия. Нет, это не какой-то специальный радиоактивный бетон, но он определённым образом залит и в нем сделаны специальные небольшие канавки - эту технологию придумала НАСА для увеличения сцепления полосы с колёсами как в сухую погоду так, что самое главное, во время дождя. После обкатки технологии на космосе, технология пошла в обычную жизнь - в Штатах строят дороги из такого бетона с канавками. Эти дороги, как я слышал, в два раза дороже асфальтовых, но, при соблюдении технологии, служат в пять раз дольше. На фото: задняя часть ракеты Сатурн-5, двигатели и логотипы миссий (правее).

Ракета огромная и длинная, вроде, это самая большая ракета, которая была построена человечеством. Строил её, как вы знаете, Вернер Фон Браун. Если бы он сдался бы не американцам, а русским, мы бы слетали бы на луну. Напомню, он проектировал ракеты для немцев во время войны, его и его команду отправили в Швейцарию, когда СССР перешла в наступление. В качестве бесплатного бонуса к ним приставили карательный отряд, а когда немцам стало ясно, что война проиграна, карательному отряду приказали всех гениев закопать где-нибудь в районе Бернских Альп. Но Вернер Фон Браун сообразил вовремя что к чему и сбежал со своими инженерами. Первые, на кого они наткнулись в горах, были американцы. Вот так и появилась ракета Сатурн-5. На фото: у каждой миссии Аполлона был свой логотип, мне нравится, что американцы уделяют огромное внимание визуальной концепции всего чего угодно. Зато мы привнесли в космонавтику прекрасную традицию отливать на космодром перед запуском.

Это лунный модуль. Общий смысл был такой: ракета выводит на околоземную орбиту большой корабль, он долетает до луны, от него отцепляется лунный модуль и спускается на луну, сам корабль летает вокруг луны. Лунный модуль прилуняется, астронавты гуляют по луне и, когда запасы на исходе, на возвращаемом модуле летят обратно на лунную орбиту. Там они стыкуются с кораблём, который их везёт обратно, на подлёте к земле они опять садятся в возвращаемый модуль, который уже приводняется в районе Флориды. В Нью-Йорке стоит авианосец Интрепид , так он эти капсулы и подбирал.

Настало время обеда. Прямо здесь есть столовка, в которой за вполне приемлемые 10 долларов можно хорошо поесть. На обед сегодня: куриный суп, овощной салат, чипсы с сыром, куриная лепёшка с сыром и чай. Интересный факт: лепёшки делает дедушка азиатской внешности, он их делал в ноябре прошлого года, в мае этого года он тоже их делал, что-то мне подсказывает, что он их тут лет 40 уже делает и будет делать до упора.

Вот на этой лужайке во время запусков космических кораблей организуется VIP-зона, как для просто VIPов, так и для реальных VIPов - семей астронавтов, которые сейчас сидят в кабине корабля.

На этом табло идёт такой же обратный отсчет, как на большой площадке около сборочного цеха. Обратите внимание, что в радиусе 10 метров от табло курить нельзя и что оно «растянуто» ремнями что бы его не сдуло ветром. На такие «мелочи» у нас в стране многие не обращают внимание.

Поднимемся на трибуну.

Это генератор для звука, света и кейтеринга (фуршета для гостей). На горячее - индейка и сосиски с шафраном. Подают французское шампанское и калифорнийское вино (гадость). Генератор огорожен, конечно, достаточно «по-нашему». Не ожидал от местных коллег такого раздолбайства, учитывая, что среди приглашённых много детей.

Местные орлы, которые работают «по найму», в их задачи входит распугивание птиц перед запуском и что бы голуби не гадили на национальную гордость сверху.

Поедем обратно в музей. Здесь стоит один из отработавших своё Шаттлов. Жарозащитные плитки на его пузе заменены на имитацию, настоящие сейчас приклеены на действующие Шаттлы (выбрасывать дорого, одна плитка стоит под тысячу долларов). Сетка внизу защищает реплику от клептоманов.

Это внутри Шаттла. Справа - канадский манипулятор-рука, по центру - полезная нагрузка.

,