Эти загадочные кеты. Кеты - «Энциклопедия Народы красноярского края и их традиции кеты

Все представители семейства лососевых ценятся за нежную мякоть и вкусную крупную икру. Не является исключением и кета – проходная рыба, добываемая в промышленных масштабах и особо любимая народами Дальнего Востока.

Описание кеты

Известны 2 типа кеты, различаемые сезоном хода: летняя (вырастающая до 60–80 см) и осенняя (70–100 см). Летняя кета растет заметно медленнее, чем осенняя, из-за чего в целом уступает второй в габаритах.

Важно! Проходными рыбами называются те, кто проводит одну часть своего жизненного цикла в море, а другую – во впадающих в него реках (при нересте).

Внешний вид

У кеты большая коническая голова с небольшими глазами, с узкой, прямой и длинной верхней челюстью . Корпус слегка сжат с обеих сторон и удлинен. Плавники (как анальный, так и спинной) от головы отдалены больше, чем от хвоста.

Больше всего кета похожа на горбушу, но, в отличие от нее, имеет крупноватую чешую и меньше жаберных тычинок. Также у кеты нет характерных черных пятен на хвостовом плавнике и теле. Да и вторичные половые признаки у кеты (на фоне горбуши) выражены слабее.

В морских водах массивное, удлиненное тело рыбы блестит, отливая серебром. В это время у кеты плотное и ярко-красное мясо. По мере приближения нереста начинаются ощутимые физиологические изменения, более заметные у самцов.

Серебристый цвет трансформируется в желто-бурый, на боках проявляются яркие лиловые пятна, кожа утолщается, а чешуя становится грубее. Тело растет в ширину и как бы сплющивается, у мужских особей изгибаются челюсти, на которых отрастают внушительные изогнутые зубы.

Чем ближе нерест, тем чернее рыба (как снаружи, так и внутри). Черный цвет приобретают основания жаберных дуг, язык и небо, а мякоть становится дряблой и беловатой. Кету в таком состоянии называют зубаткой – ее мясо не годится человеку, но вполне употребимо собаками в виде юколы.

Это интересно! Официальным рекордсменом по величине стала кета, выловленная в западной провинции Канады, Британской Колумбии. Трофей потянул на 19 кг при длине 112 см. Правда, хабаровчане уверяют, что из местной реки Охота они не раз вытаскивали кету по 1,5 метра.

Поведение рыбы

Жизнь кеты делится на две половины: нагул (морской период) и нерест (речной). Первая фаза длится до полового созревания. При нагуле рыба резвится и активно набирает вес на морских просторах, подальше от береговых границ. Фертильность наступает, как правило, на 3–5 году жизни, реже в 6–7 лет.

Как только кета вступает в репродуктивный возраст, кардинально меняется не только ее внешний вид, но и образ жизни. У рыбы портится характер и появляется агрессия. Кета сбивается в огромные стаи, чтобы мигрировать к устьям рек, где происходит нерест.

Средний размер отправляющейся на нерест рыбы: летняя разновидность – 0,5 м, осенняя – от 0,75 до 0,8 м. Косяки всегда разделяются на половозрелых и неполовозрелых особей . Те, кто не готов к икрометанию, возвращаются к южным побережьям. Половозрелые экземпляры продолжают свой путь к районам нереста, откуда им не суждено вернуться.

Летняя кета входит в реки (что логично) раньше осенней, прекращая свой ход к началу хода осенней разновидности. Летняя обычно мечет икру дней на 30 раньше осенней, но зато последняя превосходит ее количеством своих икринок.

Продолжительность жизни

Считается, что жизненный срок кеты укладывается в интервал 6–7, максимум 10 лет.

Ареал, места обитания

Среди остальных тихоокеанских лососей кета выделяется самым протяженным и широким ареалом. На западе Тихого океана она обитает от Берингова пролива (север) до Кореи (юг). На нерест заходит в пресноводные реки Азии, Дальнего Востока и Северной Америки (от Аляски до Калифорнии).

В большом количестве кета водится, в частности, в реках Амур и Охота, а также на Камчатке, Курильских островах и на Сахалине. Область распространения кеты охватывает и бассейн Северного Ледовитого океана, в реках которого (Индигирке, Лене, Колыме и Яне) рыба мечет икру.

Рацион, питание

Когда рыба массово идет на нерест, она прекращает есть, из-за чего органы пищеварения атрофируются.

Во время нагула меню взрослых особей состоит из:

  • ракообразных;
  • моллюсков (небольших);
  • реже – мелкой рыбы (песчанки, корюшки, сельди).

Чем старше становится кета, тем меньше в ее рационе рыбы, на смену которой приходит зоопланктон.

Мальки едят очень много, прибавляя за день от 2,5 до 3,5% собственной массы . Они активно пожирают личинок насекомых, водных беспозвоночных (мелких) и даже разлагающиеся трупы своих старших сородичей, включая родителей.

У неполовозрелой кеты (30-40 см), гуляющей в море, свои гастрономические предпочтения:

  • ракообразные (веслоногие и разноногие);
  • крылоногие моллюски;
  • оболочники;
  • криль;
  • гребневики;
  • рыбешки (анчоусы, корюшка, молодь камбалы/бычков, песчанка, сельдь);
  • молодь кальмара.

Это интересно! Кета нередко попадает на крючковые снасти при ловле на живца и блесну. Так она защищает свое потенциальное потомство от рыбной мелочи, поедающей кетовую икру.

Размножение и потомство

Летняя кета нерестится с июля по сентябрь, осенняя – с сентября по ноябрь (Сахалин) и с октября по ноябрь (Япония). Кроме того, путь до места нереста у летней разновидности намного короче, чем у осенней. Например, летом на Амуре рыба преодолевает 600-700 км вверх по течению, а осенью – почти 2 тысячи.

Еще дальше от устья заходит кета в американских реках (Колумбии и Юконе) – на расстояние около 3 тыс. км. Для нерестилищ рыба ищет участки со спокойным течением и галечным дном, с оптимальной для икрометания температурой (от +1 до +12 градусов Цельсия). Правда, в крепкие морозы икра нередко гибнет, так как нерестилища промерзают до дна.

Прибывая на место нереста, рыбы делятся на стайки, состоящие из нескольких самцов и одной самки. Самцы отгоняют чужих рыб, защищая собственные кладки. Последние представляют собой ямки с икрой, укрытые слоем песка. В ширину кладки занимают 1,5–2 м, в длину – 2–3 м.

В одной кладке находится приблизительно 4000 икринок . Обустройство гнезда и икрометание длится от 3 до 5 дней. Чуть больше недели самка еще охраняет гнездо, но спустя максимум 10 дней погибает.

Это интересно! У кеты крупные икринки насыщенного оранжевого цвета и диаметром 7,5–9 мм. Красящий пигмент отвечает за насыщение личинки кислородом (на протяжении 90-120 дней), пока она не превратится в полноценного малька.

Еще 80 суток уходит на рассасывание желточного мешочка, после чего мальки устремляются по течению, чтобы достичь морских вод (прибрежных). До следующего лета мальки кормятся в заливах и бухтах, а взрослея, уплывают в океан, подальше от нерестовых речушек и рек.

Промысловое значение рыбы кета очень важно, рыбу добывают в широких масштабах

Энциклопедии сообщают нам, что кеты – один из малочисленных коренных народов Сибири. Кеты проживают главным образом на территории Красноярского края России, и по переписи 2010 года их насчитывалось 1219 человек. Максимальная численность кетов была зафиксирована переписью 2002 года – 1494 человека. До революции русские называли кетов «енисейскими остяками», отличая их от просто «остяков», как звали народ ханты в Западной Сибири.

Уникальный язык

В первой половине XIX века, в первых опытах классификации языков народов мира, язык кетов был отнесён к «енисейской языковой семье». Тогда она насчитывала немало народов: помимо кетов, это были арины, ассаны, пумпоколы, котты, юги и др. Впрочем, первые три исчезли уже к началу XIX века, ашкиштимы, байкотцы, яринцы и ряд других – намного раньше. О них сохранились лишь упоминания.
Все они жили в Средней Сибири в бассейне Енисея и частично Оби. В настоящее время термин «енисейская семья» ещё продолжают употреблять, хотя не все лингвисты согласны с тем, что эти языки, располагавшиеся в одном ареале, имели общее происхождение. Их изучение затрудняется отсутствием живых носителей и письменных памятников. Принадлежность кетского языка, как и чукотского, корякского, юкагирского, эскимосского, алеутского и т.п. к обширной семье палеоазиатских языков считается общепринятой. «Енисейские языки» означают локальную группу этих, в большинстве уже мёртвых, языков.
Согласно концепции общего происхождения языковых макросемей, у палеоазиатских языков глубокие общие корни с языками кавказской и сино-тибетской семей (сино-кавказская макросемья). Однако эта концепция остаётся гипотетической и не доказанной.
Специалисты отмечают уникальную по сложности глагольную морфологию кетского языка. Число его носителей неуклонно уменьшается. В 2002 году только 30% кетов владели родным языком, сейчас их осталось менее 20%. В 1930-е годы для кетов, как и для большинства бесписьменных народов СССР, была придумана письменность на основе латиницы, но она оставалась неиспользованной. Только в 1980-е годы разработали кетскую кириллическую письменность, но и её не спешат внедрять в образовательный процесс для этого малого народа.

Сложный антропологический тип

Первые исследователи кетов (в частности, знаменитый норвежский путешественник Фритьоф Нансен) нашли в кетах больше европеоидной примеси по сравнению с соседними им коренными народами Сибири (тунгусами-эвенками, остяками-ханты, вогулами-манси и т.д.). В последующем эта гипотеза не нашла поддержки в науке. Но учёные, тем не менее, отметили особый склад кетов и выделил их в самостоятельный енисейский тип большой монголоидной расы.

Загадка происхождения

По археологическим данным, формирование народов енисейской семьи происходило на юге Сибири, откуда в I тысячелетии н.э. предки кетов были вытеснены мигрировавшими тюрками. Так кеты оказались в долине Среднего Енисея, где и произошло дальнейшее становление народа.
Сравнительно-генетические (в том числе палеогенетические) исследования, развернувшиеся в конце ХХ века, внесли в эту простую схему существенные коррективы, заметно усложнили её и задали учёным ряд загадок. Оказалось, что у кетов безраздельно (94%) доминирует Y-хромосомная (мужская) гаплогруппа Q. В настоящее время основные её носители – индейцы Южной Америки, у которых она также повсеместно преобладает (более 60%). У некоторых народов Евразии гаплогруппа Q также встречается довольно часто: у селькупов (66-70%), у разных этнографических групп туркмен (до 73%). Считается, что эта же гаплогруппа была широко распространена у гуннов. Однако только у кетов и у индейцев Южной Америки доминирует субклада Q1a.
В то же время доминирующей мт-ДНК (женской) гаплогруппой у кетов является U4. Она же представлена у народов ряда культур от мезолита до бронзового века в Восточной Европе: Веретье, хвалынской, днепро-донецкой, ямной, катакомбной. Многие исследователи считают, что среди носителей двух последних культур находились языковые предки индоевропейцев.
Таким образом, сравнительно-генетические исследования отчасти подтвердили старую гипотезу Нансена об участии европеоидного субстрата в сложении кетов. Получается, что преобладающая женская гаплогруппа этого народа имеет, вероятно, европейское происхождение (даже индоевропейское, если говорить о генетических связях с народами определённых лингвистических семей). В то же время отдалённые генетические предки кетов «по мужской линии» не только участвовали в первом «открытии Америки», но, по-видимому, преобладали в том миграционном потоке, который первый перебрался по Берингии, когда та ещё была сушей, из Азии в Новый Свет.

Последний из народа югов

Самым близкородственным к кетам народом являются юги. Он исчезает буквально на наших глазах. До революции югов отличали от кетов, называя «сымскими остяками». После революции югов в переписях стали учитывать как кетов, их язык классифицировали как диалект кетского, отдельной письменности для него так и не было никогда разработано.
В 2002 году юги были впервые учтены как отдельный народ при переписи населения. Тогда югами записалось 134 человека. Но ещё в 1980-е годы полевые исследования выявили, что носителей югского языка осталось в живых только два человека. Перепись 2010 года зафиксировала последнего человека, владевшего югским языком.
Таким образом, в настоящее время кетский язык остался, очевидно, последним живым языком енисейской семьи или енисейской группы в семье палеоазиатских языков.

остяки́ , енисе́йские остяки́ , енисе́йцы ) - малочисленный коренной народ Сибири , живущий на севере Красноярского края . Используют кетский язык , который относится к группе енисейских языков .

Численность и расселение

Численность кетов в населённых пунктах в 2002 г.:

Численность кетов в России:

ImageSize = width:500 height:300 PlotArea = left:40 right:40 top:20 bottom:20 TimeAxis = orientation:vertical AlignBars = justify Colors =

Id:gray1 value:gray(0.9)

DateFormat = yyyy Period = from:0 till:1500 ScaleMajor = unit:year increment:250 start:0 gridcolor:gray1 PlotData =

Bar:1959 color:gray1 width:1 from:0 till:1017 width:15 text:1017 textcolor:red fontsize:8px bar:1970 color:gray1 width:1 from:0 till:1161 width:15 text:1161 textcolor:red fontsize:8px bar:1979 color:gray1 width:1 from:0 till:1122 width:15 text:1122 textcolor:red fontsize:8px bar:1989 color:gray1 width:1 from:0 till:1084 width:15 text:1084 textcolor:red fontsize:8px bar:2002 color:gray1 width:1 from:0 till:1494 width:15 text:1494 textcolor:red fontsize:8px bar:2010 color:gray1 width:1 from:0 till:1219 width:15 text:1220 textcolor:red fontsize:8px

Язык

В кетском языке выделяется три диалекта : северный, центральный и южный (последний в свою очередь подразделяется на говоры елогуйский и подкаменнотунгусский). Фактические различия между ними относительно невелики.

Кетский язык является объектом лингвистических исследований (Е. А. Крейнович , А. П. Дульзон , С. А. Старостин , Г. К. Вернер), прежде всего, из-за сложности устройства его глагольной морфологии .

Антропология

Предки современных кетов сформировались, по некоторым предположениям, в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. В антропологическом отношении кетов относили к уральскому типу, сочетающему в себе европеоидные и монголоидные черты. Однако последующее изучение позволило выделить кетов в самостоятельный енисейский тип.

Происхождение и история

Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др. По некоторым данным в I тыс. н. э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере. В частности, по реке Кану (правый приток Енисея) были расселены котты, по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары) - асаны, на Енисее в районе Красноярска - арины , выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы - яринцы и байкотовцы . Ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую, Бахте, по низовьям Подкаменной Тунгуски обитали предки современных кетов. Некоторые кетоязычные группы в IX-XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев . В начале XVII века известны три родовые локальные группы - земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.

До прихода русских кеты уже освоили металлургию, однако жили родо-племенным строем. В состав Московского государства кеты вошли в 1607 году.

Генетические исследования

С кетами некоторыми исследователями связывается окуневская и карасукская культура (2 тыс. до н. э.) Южной Сибири, а также редкая гаплогруппа Q , указывающая на родство с индейцами.

Исследование ДНК кетов выявило, что у них доминируют Y-хромосомная гаплогруппа Q1a и митохондриальная гаплогруппа U4 .

Быт

Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство . Главный объект пушного промысла - белка , которая составляла 80 % стоимости всей добывавшейся пушнины. Сильнее всего беличий промысел был развит у южных кетов. Кроме белки кеты добывали колонка, горностая, лисицу, соболя, дикого оленя, лося, а на севере и песца. Вся пушнина кетами продавалась. Для себя оставлялись только заячьи и медвежьи шкуры, а также шкуры и большая часть мяса, добываемых диких оленей и лосей. Орудием добычи прежде всего служили луки и стрелы, которые были также и военным оружием. Острые наконечники стрел, а позже и ружейные пули обмазывались ядом из разложившегося рыбьего жира. С появлением ружей луки почти вышли из употребления. Заимствованное во 2-й половине XVII-XVIII века у самодийцев (ненцев, энцев) транспортное оленеводство распространилось не у всех Кетов, часть их, в том числе вся подкаменнотунгусская группа, оставались безоленными.

Традиционное жилище кетов - конический чум из шестов и берестяных покрышек (кус ). Другой распространенный тип жилища - землянка (бан, нус ). Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства - несколько низких столиков из березы (л’ам), за каждым ели 2-3 чел. Из березы и рога изготовляли поварешки и чашки для чая и бульона.

Одежду кеты еще до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.

Летний мужской костюм состоял из короткого, до колен, суконного халата - котлям (от котл - «сукно»), запахивающегося справа налево, с характерными нашивками из тесьмы на плечах и по бортам, из матерчатых штанов, суконных или шерстяных чулок до колен и кожаной обуви - чирков, часто окрашенных отваром ольхи в красноватый цвет.

Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи . В качестве водного транспорта использовались долбленки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой . На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.

Религия

В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм . Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов .

С приходом в Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.

Напишите отзыв о статье "Кеты"

Примечания

Литература

  • Кеты // Сибирь. Атлас Азиатской России . - М .: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография , 2007. - 664 с. - ISBN 5-287-00413-3 .
  • Кеты // Народы России. Атлас культур и религий . - М .: Дизайн. Информация. Картография , 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3 .

Ссылки

  • (англ.)
  • Новосёлова Дарья.

Отрывок, характеризующий Кеты

Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию. Русское войско и население отступают, избегая столкновения, до Смоленска и от Смоленска до Бородина. Французское войско с постоянно увеличивающеюся силой стремительности несется к Москве, к цели своего движения. Сила стремительности его, приближаясь к цели, увеличивается подобно увеличению быстроты падающего тела по мере приближения его к земле. Назади тысяча верст голодной, враждебной страны; впереди десятки верст, отделяющие от цели. Это чувствует всякий солдат наполеоновской армии, и нашествие надвигается само собой, по одной силе стремительности.
В русском войске по мере отступления все более и более разгорается дух озлобления против врага: отступая назад, оно сосредоточивается и нарастает. Под Бородиным происходит столкновение. Ни то, ни другое войско не распадаются, но русское войско непосредственно после столкновения отступает так же необходимо, как необходимо откатывается шар, столкнувшись с другим, с большей стремительностью несущимся на него шаром; и так же необходимо (хотя и потерявший всю свою силу в столкновении) стремительно разбежавшийся шар нашествия прокатывается еще некоторое пространство.
Русские отступают за сто двадцать верст – за Москву, французы доходят до Москвы и там останавливаются. В продолжение пяти недель после этого нет ни одного сражения. Французы не двигаются. Подобно смертельно раненному зверю, который, истекая кровью, зализывает свои раны, они пять недель остаются в Москве, ничего не предпринимая, и вдруг, без всякой новой причины, бегут назад: бросаются на Калужскую дорогу (и после победы, так как опять поле сражения осталось за ними под Малоярославцем), не вступая ни в одно серьезное сражение, бегут еще быстрее назад в Смоленск, за Смоленск, за Вильну, за Березину и далее.
В вечер 26 го августа и Кутузов, и вся русская армия были уверены, что Бородинское сражение выиграно. Кутузов так и писал государю. Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля не потому, чтобы он хотел кого нибудь обманывать, но потому, что он знал, что враг побежден, так же как знал это каждый из участников сражения.
Но в тот же вечер и на другой день стали, одно за другим, приходить известия о потерях неслыханных, о потере половины армии, и новое сражение оказалось физически невозможным.
Нельзя было давать сражения, когда еще не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на места убитых, не наелись и не выспались люди.
А вместе с тем сейчас же после сражения, на другое утро, французское войско (по той стремительной силе движения, увеличенного теперь как бы в обратном отношении квадратов расстояний) уже надвигалось само собой на русское войско. Кутузов хотел атаковать на другой день, и вся армия хотела этого. Но для того чтобы атаковать, недостаточно желания сделать это; нужно, чтоб была возможность это сделать, а возможности этой не было. Нельзя было не отступить на один переход, потом точно так же нельзя было не отступить на другой и на третий переход, и наконец 1 го сентября, – когда армия подошла к Москве, – несмотря на всю силу поднявшегося чувства в рядах войск, сила вещей требовала того, чтобы войска эти шли за Москву. И войска отступили ещо на один, на последний переход и отдали Москву неприятелю.
Для тех людей, которые привыкли думать, что планы войн и сражений составляются полководцами таким же образом, как каждый из нас, сидя в своем кабинете над картой, делает соображения о том, как и как бы он распорядился в таком то и таком то сражении, представляются вопросы, почему Кутузов при отступлении не поступил так то и так то, почему он не занял позиции прежде Филей, почему он не отступил сразу на Калужскую дорогу, оставил Москву, и т. д. Люди, привыкшие так думать, забывают или не знают тех неизбежных условий, в которых всегда происходит деятельность всякого главнокомандующего. Деятельность полководца не имеет ни малейшего подобия с тою деятельностью, которую мы воображаем себе, сидя свободно в кабинете, разбирая какую нибудь кампанию на карте с известным количеством войска, с той и с другой стороны, и в известной местности, и начиная наши соображения с какого нибудь известного момента. Главнокомандующий никогда не бывает в тех условиях начала какого нибудь события, в которых мы всегда рассматриваем событие. Главнокомандующий всегда находится в средине движущегося ряда событий, и так, что никогда, ни в какую минуту, он не бывает в состоянии обдумать все значение совершающегося события. Событие незаметно, мгновение за мгновением, вырезается в свое значение, и в каждый момент этого последовательного, непрерывного вырезывания события главнокомандующий находится в центре сложнейшей игры, интриг, забот, зависимости, власти, проектов, советов, угроз, обманов, находится постоянно в необходимости отвечать на бесчисленное количество предлагаемых ему, всегда противоречащих один другому, вопросов.
Нам пресерьезно говорят ученые военные, что Кутузов еще гораздо прежде Филей должен был двинуть войска на Калужскую дорогу, что даже кто то предлагал таковой проект. Но перед главнокомандующим, особенно в трудную минуту, бывает не один проект, а всегда десятки одновременно. И каждый из этих проектов, основанных на стратегии и тактике, противоречит один другому. Дело главнокомандующего, казалось бы, состоит только в том, чтобы выбрать один из этих проектов. Но и этого он не может сделать. События и время не ждут. Ему предлагают, положим, 28 го числа перейти на Калужскую дорогу, но в это время прискакивает адъютант от Милорадовича и спрашивает, завязывать ли сейчас дело с французами или отступить. Ему надо сейчас, сию минуту, отдать приказанье. А приказанье отступить сбивает нас с поворота на Калужскую дорогу. И вслед за адъютантом интендант спрашивает, куда везти провиант, а начальник госпиталей – куда везти раненых; а курьер из Петербурга привозит письмо государя, не допускающее возможности оставить Москву, а соперник главнокомандующего, тот, кто подкапывается под него (такие всегда есть, и не один, а несколько), предлагает новый проект, диаметрально противоположный плану выхода на Калужскую дорогу; а силы самого главнокомандующего требуют сна и подкрепления; а обойденный наградой почтенный генерал приходит жаловаться, а жители умоляют о защите; посланный офицер для осмотра местности приезжает и доносит совершенно противоположное тому, что говорил перед ним посланный офицер; а лазутчик, пленный и делавший рекогносцировку генерал – все описывают различно положение неприятельской армии. Люди, привыкшие не понимать или забывать эти необходимые условия деятельности всякого главнокомандующего, представляют нам, например, положение войск в Филях и при этом предполагают, что главнокомандующий мог 1 го сентября совершенно свободно разрешать вопрос об оставлении или защите Москвы, тогда как при положении русской армии в пяти верстах от Москвы вопроса этого не могло быть. Когда же решился этот вопрос? И под Дриссой, и под Смоленском, и ощутительнее всего 24 го под Шевардиным, и 26 го под Бородиным, и в каждый день, и час, и минуту отступления от Бородина до Филей.

Русские войска, отступив от Бородина, стояли у Филей. Ермолов, ездивший для осмотра позиции, подъехал к фельдмаршалу.
– Драться на этой позиции нет возможности, – сказал он. Кутузов удивленно посмотрел на него и заставил его повторить сказанные слова. Когда он проговорил, Кутузов протянул ему руку.
– Дай ка руку, – сказал он, и, повернув ее так, чтобы ощупать его пульс, он сказал: – Ты нездоров, голубчик. Подумай, что ты говоришь.
Кутузов на Поклонной горе, в шести верстах от Дорогомиловской заставы, вышел из экипажа и сел на лавку на краю дороги. Огромная толпа генералов собралась вокруг него. Граф Растопчин, приехав из Москвы, присоединился к ним. Все это блестящее общество, разбившись на несколько кружков, говорило между собой о выгодах и невыгодах позиции, о положении войск, о предполагаемых планах, о состоянии Москвы, вообще о вопросах военных. Все чувствовали, что хотя и не были призваны на то, что хотя это не было так названо, но что это был военный совет. Разговоры все держались в области общих вопросов. Ежели кто и сообщал или узнавал личные новости, то про это говорилось шепотом, и тотчас переходили опять к общим вопросам: ни шуток, ни смеха, ни улыбок даже не было заметно между всеми этими людьми. Все, очевидно, с усилием, старались держаться на высота положения. И все группы, разговаривая между собой, старались держаться в близости главнокомандующего (лавка которого составляла центр в этих кружках) и говорили так, чтобы он мог их слышать. Главнокомандующий слушал и иногда переспрашивал то, что говорили вокруг него, но сам не вступал в разговор и не выражал никакого мнения. Большей частью, послушав разговор какого нибудь кружка, он с видом разочарования, – как будто совсем не о том они говорили, что он желал знать, – отворачивался. Одни говорили о выбранной позиции, критикуя не столько самую позицию, сколько умственные способности тех, которые ее выбрали; другие доказывали, что ошибка была сделана прежде, что надо было принять сраженье еще третьего дня; третьи говорили о битве при Саламанке, про которую рассказывал только что приехавший француз Кросар в испанском мундире. (Француз этот вместе с одним из немецких принцев, служивших в русской армии, разбирал осаду Сарагоссы, предвидя возможность так же защищать Москву.) В четвертом кружке граф Растопчин говорил о том, что он с московской дружиной готов погибнуть под стенами столицы, но что все таки он не может не сожалеть о той неизвестности, в которой он был оставлен, и что, ежели бы он это знал прежде, было бы другое… Пятые, выказывая глубину своих стратегических соображений, говорили о том направлении, которое должны будут принять войска. Шестые говорили совершенную бессмыслицу. Лицо Кутузова становилось все озабоченнее и печальнее. Из всех разговоров этих Кутузов видел одно: защищать Москву не было никакой физической возможности в полном значении этих слов, то есть до такой степени не было возможности, что ежели бы какой нибудь безумный главнокомандующий отдал приказ о даче сражения, то произошла бы путаница и сражения все таки бы не было; не было бы потому, что все высшие начальники не только признавали эту позицию невозможной, но в разговорах своих обсуждали только то, что произойдет после несомненного оставления этой позиции. Как же могли начальники вести свои войска на поле сражения, которое они считали невозможным? Низшие начальники, даже солдаты (которые тоже рассуждают), также признавали позицию невозможной и потому не могли идти драться с уверенностью поражения. Ежели Бенигсен настаивал на защите этой позиции и другие еще обсуждали ее, то вопрос этот уже не имел значения сам по себе, а имел значение только как предлог для спора и интриги. Это понимал Кутузов.
Бенигсен, выбрав позицию, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы. Кутузов ясно как день видел цель Бенигсена: в случае неудачи защиты – свалить вину на Кутузова, доведшего войска без сражения до Воробьевых гор, а в случае успеха – себе приписать его; в случае же отказа – очистить себя в преступлении оставления Москвы. Но этот вопрос интриги не занимал теперь старого человека. Один страшный вопрос занимал его. И на вопрос этот он ни от кого не слышал ответа. Вопрос состоял для него теперь только в том: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал? Когда это решилось? Неужели вчера, когда я послал к Платову приказ отступить, или третьего дня вечером, когда я задремал и приказал Бенигсену распорядиться? Или еще прежде?.. но когда, когда же решилось это страшное дело? Москва должна быть оставлена. Войска должны отступить, и надо отдать это приказание». Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией. А мало того, что он любил власть, привык к ней (почет, отдаваемый князю Прозоровскому, при котором он состоял в Турции, дразнил его), он был убежден, что ему было предназначено спасение России и что потому только, против воли государя и по воле народа, он был избрал главнокомандующим. Он был убежден, что он один и этих трудных условиях мог держаться во главе армии, что он один во всем мире был в состоянии без ужаса знать своим противником непобедимого Наполеона; и он ужасался мысли о том приказании, которое он должен был отдать. Но надо было решить что нибудь, надо было прекратить эти разговоры вокруг него, которые начинали принимать слишком свободный характер.

Общая информация

Кеты - коренной народ, живущий в среднем течении Енисея. Самоназвание – кет («человек»). Русские называли кетов в прошлом остяками, енисейскими остяками, енисейцами. Отдельные группы кетов были известны в ХVII веке как инбаки, югунь, земшаки и богденцы.

Язык - кетский. Диалекты – имбатский и сымский, которые значительно отличаются друг от друга в области фонетики, морфологи и лексики. Некоторые исследователи даже считают их отдельными языками. Подавляющая часть современных кетов говорит на имбатском диалекте, который подразделяется на говоры. Кетский язык относится к числу изолированных среди языков всех других народов Сибири. Лингвисты указывают на общие черты в основных принципах его построения с некоторыми языками кавказских горцев, басков и североамериканских индейцев. Письменности у кетов не было, она формируется в настоящее время на основе русской графики. Все современные кеты говорят на русском языке, некоторые владеют селькупским и эвенкийским языками. Принято считать, что предки современных кетов сформировались в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. Примерно в 1 тысячелетии новой эры они вступили в контакты с тюркским и самодийско- угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере.

Территория расселения и численность

В начале 17 века кетские племена занимали обширную территорию по рекам Кан (правый приток Енисея), Усолка, Она (левобережье низовий Ангары), по Енисею от современного Красноярска до устья реки Тубы. К первой половине 19 века почти все они утратили свой язык, слившись с русскими, эвенками, с предками современных хакасов. И только самые северные кеты, жившие ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую и Бахте сохранили свои язык и этнические признаки.

В настоящее время основная часть кетов живет в Туруханском, Северо- Енисейском и Енисейском районах Красноярского края, а также в Байкитском районе Эвенкийского автономного округа. Они сосредоточены в основном в 13 селах. Живут здесь совместно с русскими, селькупами, эвенками и другими народами. В селах Келлог, Фарково, Мадуйка и Советская Речка они являются преобладающей частью населения. В поселках Сургутиха, Бакланиха, Горошиха их доля составляет около 30 %. В других селах кеты представлены незначительно: от 5 до 15 %.

Общая численность кетов по переписи 2002 г. составляла 1494 человека.

Образ жизни и система жизнеобеспечения

Традиционный хозяйственный комплекс кетов, характерный для охотничьего населения таежной зоны, сложился задолго до переселения предков современных кетов на Енисейский Север. В результате взаимодействия со своими самодийско-язычными соседями у большинства кетов появилось таежное оленеводство. Основным занятием большинства кетов в XIX веке были охота и рыболовство. Охота давала мясо для пищи и шкуры для одежды и обуви. Большое значение имел промысел копытных – лося и оленя, а также водоплавающей и боровой дичи. С приходом русских выросло значение пушной охоты. У северных (курейских) кетов рыболовство преобладало над охотой. Добывали рыбу круглый год. Оленеводство было подсобной отраслью. Оленей использовали исключительно как транспортное средство во время зимнего охотничьего промысла. За последние десятилетия в образе жизни кетов произошли существенные изменения. Хозяйственные реорганизации советских лет (коллективизация, преобразование колхозов в государственные промысловые хозяйства, переселение в крупные многонациональные поселки и др.) привели к сокращению занятости кетов в охоте и рыболовстве. Полностью утрачено оленеводство. Изменилась социально-профессиональная структура. Значительная часть кетов стала работать в новых отраслях – звероводстве, молочном животноводстве, огородничестве. Появилась собственная интеллигенция. Около 15 % всех кетов является городскими жителями. Однако и поныне важную роль в обеспечении семей кетов продуктами играет таежный промысел. Из-за трудностей со снабжением его значение в жизнеобеспечении даже выросло. Особенно значимым стало рыболовство.

Этно-социальная обстановка

Как и в других северных регионах, этно-социальную обстановку в Туруханском районе определяют проблемы безработицы и связанный с этим низкий уровень жизни коренного населения, состояние здоровья кетов, низкий уровень развития социальной сферы. В ходе рыночных реформ в районе практически разрушена экономическая база сельхозпредприятий, обеспечивавшая наибольшую занятость кетов. К концу 90-х гг. работы не имело 58 % кетов. Не смогли решить проблем занятости коренного населения и появившиеся в последние годы семейно-родовые хозяйства. Большинство из них к концу 90-х гг. из-за экономических трудностей прекратили свою работу. Несколько кетско-эвенкийских семейно-родовых хозяйств работает только в Байкитском районе Эвенкийского автономного округа. В национальных селах Туруханского района в целом удалось сохранить социально-культурные учреждения. В каждом кетском селе имеются фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), школы, клубы, детские сады, однако многие из них не работают из-за отсутствия специалистов. В селе Келлог большинство предметов ведут учителя без специального образования. С большими перебоями работает школа в п. Мадуйка. По этой же причине не работают фельдшерско-акушерские пункты в Сургутихе, Советской Речке, где живет значительная часть кетов. В целом по району из 18 ФАПов заведующие имеются только в 9. Отсутствие медработников на местах ведет к нерациональному расходованию средств на санитарную авиацию. В 1998 г. только на санзадания до Советской Речки администрация района израсходовала почти 1 миллион рублей. У кетов района продолжает сохраняться достаточно высокая рождаемость – 21,4 на 1000 человек (общая по району – 11,7), однако и смертность заметно выше общерайонной – соответственно 12,7 и 10,8 на 1000 человек. В структуре смертности коренного населения преобладает смертность, связанная с травматизмом и несчастными случаями – 59 %. Среди умерших по этим причинам лица в возрасте до 40 лет составляют более 73 %. Особую озабоченность вызывает состояние здоровья молодежи.

Этно-культурная ситуация

Бытовой уклад кетов в селах ничем не отличается от русского населения. Некоторые черты традиционного быта сохраняются лишь в период нахождения на промысле, которым занимается незначительная часть кетского населения. Из традиционной материальной культуры сохраняются ставшие межнациональными транспортные средства (лодки, лыжи, ручные нарты), зимняя обувь, а также некоторые орудия труда. В большей мере сохраняются отдельные элементы традиционной духовной культуры – религиозные воззрения, семейно-родовые и погребальные культы, изобразительное искусство, устное, особенно песенное народное творчество. В 1989 г. кетский язык считали родным 48,8 % кетов. В период между переписями 1979-1989 гг. доля считающих кетский язык родным сократилась почти на 12 %. В настоящее время восстановлено прерванное в конце 30-х гг. преподавание кетского языка в начальных школах, в поселке Келлог его учат в старших классах как факультатив. Созданы букварь и другие пособия на родном языке, учебные кетско-русский и русско-кетский словари. Принятые в этом отношении меры способствовали тому, что темпы сокращения родного языка несколько замедлились. Предпринимаются меры по организации сельских музеев. На средства федерального бюджета ведется строительство двух этнокультурных центров – в поселках Келлог и Фарково.

Органы управление и самоуправление

В структуре Туруханской районной администрации имеется специалист, курирующий проблемы коренных малочисленных народов района. Весьма заметное место занимают их проблемы и в деятельности районной администрации в целом. Кеты возглавляют ряд сельских администраций в национальных поселках. Интересы кетского населения, других коренных народов района в последние годы защищает Ассоциация кетского народа Туруханского района, созданная в начале 90-х гг. Она имеет свои отделения в национальных селах.

Правовые документы и законы

Законодательно-правовая база по кетам отсутствует. В Уставе Красноярского края о кетах даже не упоминается, в нем содержится лишь несколько малозначащих общих фраз о содействии сохранению и развитию национальных и этнических обычаев и традиций всех народов, населяющих край. На краевом уровне не принято пока ни одного документа, гарантирующего права кетского народа на самостоятельное развитие. Но разрабатываются новые проекты региональных законов, в которых будут отражены права коренных народов Севера.

Современные проблемы окружающей среды

Экологическая ситуация ухудшается. В последние годы в Туруханском районе ведутся активные геолого-разведочные работы, открыто ряд перспективных месторождений полезных ископаемых, в связи с чем администрация района уже ставит вопрос о компенсации ущерба неизбежно причиняемого местному населению при разведке и добыче минеральных ресурсов.

Перспективы сохранения кетов как этноса

Кеты, как этническая система, безусловно, находятся в «зоне риска». Невысокая численность, усиление ассимилятивных процессов (более половины семей – смешанные в национальном отношении) делают их этническое будущее трудно предсказуемым. Вместе с тем, этническое самосознание кетов отличается стабильностью. Растет интерес к своему историческому прошлому, национальной культуре. Концентрация кетов в границах одного административного района, статус коренного народа, рост самостоятельности в решении своих внутренних проблем также способствуют этнической стабильности. Представляется, что будущее кетского этноса будет во многом зависеть от успешного решения социально-экономических проблем района.