Приоратский дворец и принц конде. Приоратский дворец в Гатчине - как доехать? Из истории Приоратского Дворца

Приоратский дворец в Гатчине - одна из самых необычных, романтичных и удивительных старинных построек в Ленобласти. Находится он на берегу Черного озера в Приоратском парке. Это совсем рядом с более грандиозным и известным Гатчинским дворцом и парком.

Мы часто бывали неподалеку, в Гатчинском парке, и видели по пути этот белокаменный замок с красной крышей. Но почему-то посетить его решили совсем недавно.

Приоратский дворец, или как его часто называют, Приорат, действительно иногда упоминается как замок. Внешне он заметно выделяется среди привычной российскому глазу архитектуры, а по своему изначальному предназначению и способу постройки и вовсе является уникальным.


Из истории Приоратского Дворца

Построен дворец был на рубеже 18-19 веков по указу Павла I.

После Великой французской революции Мальтийский рыцарский орден, существующий уже 700 лет, остался без большей части своих земель и без своего главы - Магистра, и обратился за поддержкой к русскому государю.

В то время между Россией и Орденом установились теплые отношения, и Павел I, с детства увлеченный идеей рыцарства, не оставил без внимания просьбу рыцарей. Он издал документ, утверждающий создание «Великого Приорства» Мальтийского ордена в России. Приоратский дворец должен быть стать его резиденцией.

После окончания строительных работ и приемки дворца, Павел пожаловал его Ордену. На тот момент сам император уже являлся Магистром Ордена, что автоматически делало его и владельцем резиденции.


Уникальность способа постройки дворца заключается в том, что это единственное уцелевшее в России здание, построенное по землебитной технологии.

Для тех, кто удовлетворится кратким пояснением - технология землебита предполагает строительство из слоев прессованного суглинка, который брали здесь же, пропитанных известковым раствором. Этот способ предложил талантливый и востребованный архитектор того времени Н.А. Львов, протестировав прежде на нескольких не таких значимых постройках.


Главное преимущество такого способа - невысокая цена и бОльшая безопасность по сравнению с деревянными зданиями. Правда, у современников прочность такого строения все-равно вызывала сомнения, и большинство из них считали, что дворец не протянет и пары десятков лет, на которые он был рассчитан.

Однако, здание остается невредимым уже больше двух веков, и даже во времена военных действий землебитные стены оставались незыблимы.

Находится Приоратский дворец неподалеку от Гатчинского дворца, на берегу Черного озера. Внешне замок выглядит очень симпатично - белые стены, выкрашенная в красный цвет железная крыша, высокая башня со шпилем.

Аккуратный и миниатюрный, Приорат ни своими масштабами, ни убранством, совсем не похож на дворец, во всяком случае, в традиционном понимании этого слова. Скорее внешне он являет собой сочетание старинной католической церквушки и средневековой крепости.

Вокруг дворец обнесен сплошной стеной, что, собственно и роднит его с крепостными строениями.




Подъехать к зданию можно довольно близко. Официальной парковки рядом нет, но место чтобы припарковать машину точно найдется.

Ворота располагаются с другой стороны от Черного озера. Напротив них, кстати, есть невысокие склоны Приоратского парка, которые зимой местные жители приспособили для катания на ватрушках.

Касса находится прямо перед воротами. Входной билет стоит 120 рублей, для ребенка бесплатно. Посетить дворец можно ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Касса работает до 17.00.



Экскурсия в Приоратский дворец

Внутри Приоратский дворец выглядит довольно скромно и непритязательно. Обычно мы осматриваем музеи самостоятельно, как хотели сделать и в этот раз.

Однако, не успели мы войти, нас буквально взяли в оборот. Гардеробщица, принимая нашу одежду, сообщила, что экскурсия пару минут назад началась, и с энтузиазмом, не предполагающим сопротивления, проводила нас до дверей зала, куда ушли все остальные. И даже проследила, чтобы мы закрыли за собой дверь.

Зал, в который нас доставила проводила гардеробщица, оказался Приоратской капеллой - собственным концертным залом дворца.


Экскурсовод - молодой парень начитанного вида, уже начал свой рассказ. Войдя в зал, мы оказались под взорами его и остальных истинных ценителей истории, поэтому сбегать было уже как-то стыдно.

Впрочем, экскурсия оказалась не лишней. Немного скучновато по форме, но вполне насыщенно и интересно в плане содержания.

Проведя нашу небольшую группу по остальным залам, экскурсовод рассказал об истории Мальтийского ордена, о зарождении его в России и роли Павла I в этом предприятии, о строительстве дворца и его истории.

Всю ту историческую информацию, которая приведена в конце этой статьи, я почерпнула из рассказа экскурсовода. Здесь я ее воспроизвела очень кратко и упрощенно, но вполне информативно.

За экскурсию не потребовалось никакой дополнительной платы, она входила в стоимость билета.


Предполагаю, что при слове «дворец» некоторые посетители ожидают обнаружить там великолепные залы с роскошной золоченой мебелью в стиле барокко, бархатные пологи, хрустальные люстры и старинный расписной паркет.

Нет, конечно ничего подобного там нет.

Мы же по поводу внутреннего убранства иллюзий не питали, поэтому, увидев сдержанный интерьер и скромные старинные экспонаты, никакого разочарования не испытали.

По сути, само понятие «приорат» обозначает «монастырь», что уже говорит о предполагаемой скромности и простоте помещения. Жаль только, что о первоначальном виде интерьеров дворца не сохранилось практически никакой информации.

Внутри дворец больше похож на музей. Обычный дощатый пол, каким он остается со времен постройки, невысокие потолки, минимум мебели и экспозиция ценных артефактов и экспонатов.

Кстати, потолки - это предмет отдельной гордости Приоратского дворца. Они представляют собой кессонную конструкцию, которая позволила перекрыть большие помещения, и снизить нагрузку на стены здания. Благодаря им же в помещениях дворца прекрасная акустика.

Ну и выглядят такие потолки необычно и красиво.


Залов во дворце всего пять.

На первом этаже находится капелла, о которой я уже говорила, и два зала с временными выставками, которые периодически меняются.







В двух залах второго этажа располагается постоянная экспозиция по истории Приоратского дворца и Мальтийского ордена.





С первого на второй этаж ведет узкая винтовая лестница, а в пролете между этажами внимание привлекает маленькая стеклянная дверь, за которой еще более узенькая лестница на башню. На башню тоже можно подняться, но только в составе платной организованной экскурсии.

После экскурсии есть возможность уже просто самостоятельно прогуляться по залам дворца. Как сказал нам экскурсовод - можете оставаться здесь столько, сколько захотите. И добавил, что тем более, по ночам здесь, говорят, появляется призрак Павла I.

Дожидаться ночи, мы, понятное дело, не стали. Выйдя из дворца, мы немного прошлись по его двору.




Двор, в принципе, довольно ухоженный. И пустынный. Кстати, судя по количеству посетителей, владельцы машин на парковке в большинстве своем действительно приехали не во дворец.

Дело в том, что в Приоратском парке в этот день еще проводилась реконструкция боевых действий. Видимо, народ и решил совместить приятное с полезным - и на ватрушках покататься и на действо посмотреть.

В общем, мы поездкой остались довольны, несмотря на немного сбившую нас с столку экскурсию.

Небольшая историческая справка.

Как резиденция Мальтийских рыцарей, Приоратский дворец просуществовал очень недолго. Во времена своего правления Павел I предполагал рост и развитие Ордена в России.

В это время стали очень значимыми награды знаками Мальтийского ордена и пожалование рыцарских званий. Разрешена была и передача этих званий по наследству.

Однако, времени на реализацию и укрепление своих планов у императора практически не оставалось. Через два года после образования Мальтийского ордена в России, Павел I был убит.

Его наследник, Александр I, не разделял идей отца. Вступив на престол, он снял с себя унаследованные полномочия магистра, а еще через несколько лет упразднил награждения знаками Мальтийского ордена и запретил передачу званий по наследству. Таким образом, российская ветвь мальтийских рыцарей очень быстро себя изжила.

Дальнейшую судьбу замка мне очень хочется описать словосочетанием «пущен в расход». Оно всегда приходит мне на ум, когда заходит речь об интенсивном и разнообразном использовании здания, не совпадающим с его изначальным предназначением.

В 19-м веке здесь располагалась лютеранская церковь, затем квартиры придворных. Во времена войн дворец выполнял роль военных госпиталей. В мирное советское время спектр вариантов использования многострадального замка был шире, чем за все остальное время - от экскурсионной станции до баз отдыха заводов и Дома пионеров.

Долгое время, до начала реставрации в 80-х годах здание стояло пустующим, и лишь в 2004-м году Приорат был открыл к посещению как объект культурного наследия «Приоратский дворец».

Павел I и Мальтийский орден... Кажется, уже столько об этом написано, рассказано, снято телепрограмм... Гатчинский Приоратский дворец давным-давно стал символом города Гатчины, в советские времена он красовался на многочисленных значках и вымпелах, изготовляемых в качестве сувениров или по случаю научных конференций, соревнований и так далее... И сейчас его силуэт можно увидеть на экскурсионных проспектах, на плакатах, перетяжках через проспект, который когда-то, в начале XX века, носил имя одного из Магистров Мальтийского ордена - Павла I, даже на эмблеме гатчинского кинофестиваля...

Долгое время стоящий в руинах символ нашего города заставлял обливаться кровью сердца тех людей, которые любят свой город и ценят его значение в истории России. Но, к сожалению, такой, казалось бы, известный факт, как постройка этого уникального здания в качестве резиденции одного из приоров Мальтийского ордена, сейчас известен далеко не каждому гатчинцу, и исправить этот недостаток должны мы сегодня, сейчас...

Мальтийский орден - один из древнейших духовно-рыцарских орденов. Однако современное своё название он получил сравнительно недавно. «Мальтийскими» рыцарей Суверенного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского стали называть лишь со времени их появления на острове Мальта. Это пребывание длилось недолго - всего 268 лет из почти 900-летней истории Ордена госпитальеров. На протяжении всей своей истории рыцари несколько раз меняли место своего обитания, и часто их называли по географическому признаку: «рыцарями Кипра», «рыцарями Родоса», а затем и «рыцарями Мальты».

Полное название Ордена звучит: Суверенный Военный Орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты. Так оно звучит сегодня, но через мгновение мы переместимся во времени и окажемся...

В VII веке Сирия, Палестина, Месопотамия и персидское государство были завоёваны арабами - выходцами с Аравийского полуострова. После долгой осады, в 637 году, арабами был взят и Иерусалим...

Уже с начала IV века Иерусалим и Палестина стали местом паломничества. Со всех концов Старого Света шли люди поклониться заповедным местам, по, согласно Евангелию, провёл свои последние земные дни Иисус Христос. После завоевания Иерусалима и Палестины арабами потоки паломников даже не уменьшились! А такие путешествия были изнуряющими для всех без исключения, и многие уже не просто доходили - они доползали, часто чуть живые. К чести арабов необходимо заметить, что они очень терпимо относились к паломникам и не препятствовали их шествиям. (Эта ситуация в корне переменилась после завоевания Палестины турками-сельджуками).

В середине XI века один итальянский купец, которого звали Мауро, получил разрешение от калифа египетского Боменсора, владетеля Палестины, на открытие в городе Иерусалиме, вблизи от Гроба Господня, госпиталя - дома для странников-пилигримов. Этот госпиталь (от лат. gospitalis - гость) был посвящён святому Иоанну Элеймону, патриарху Александрийскому, жившему в VII веке. Паломники называли этот дом госпиталем Иоанна Милостивого. Древний хронист Гийом Тирский отмечал, что имя Иоанна Элеймона было латинянами переиначено на Иоанн Лемонье (Милостивый), откуда и пошло название иоаннитов. Уже позже покровителем иоаннитов стал святой Иоанн Креститель - Иоанн Иерусалимский.

Со временем госпиталь превращается в небольшой монастырь. Во время первых крестовых походов (XI - XII века) монастырь активно помогал христианам. Он превратился в настоящий госпиталь в том смысле, в каком мы его сейчас воспринимаем. После первого крестового похода 1097 г. иерусалимский король Готфрид Бульонский обратил своё внимание на госпиталь и стал всячески ему помогать. Уже в 1099 г. братство иоаннитов было преобразовано в Орден, главой которого стал тогдашний настоятель монастыря - Жерар де Торн. Вскоре Орден сам стал участвовать в войнах и принимать в свои члены рыцарей, обязывая их защищать паломников в пути. В 1120 г. он стал военно-духовным (духовно-рыцарским) орденом, а такие ордена, кроме обычных монашеских обетов (бедности, послушания и целомудрия), принимали ещё один немаловажный обет - обет борьбы с неверными. Рыцари, как отмечал исследователь средневекового монашества Л.П. Карсавин, были защитниками слабых и безоружных, вдов и сирот, защитниками христианства против неверных и еретиков. Рыцарский идеал был уже идеалом христианским.

Рыцари Ордена участвовали во всех последующих походах. Когда же последний, восьмой, поход закончился поражением христиан, рыцари-иоанниты были вынуждены покинуть Палестину. И в конце XIII века они перебрались на Кипр. Однако здесь они оставили о себе память лишь тем, что постоянно ругались с местными феодалами и 20 лет набирались сил для дальнейших подвигов. Именно тогда у иоаннитов появился флот, и они избрали местом своего обитания остров Родос.

Почти 4 года рыцари воевали, пока не укрепились на Родосе. Здесь был открыт госпиталь (иоанниты всегда открывали странноприимные дома там, где обитали), были выстроены шикарный дворец и мощная крепость.

На Родосе рыцари усовершенствовали свой флот, который по праву мог считаться одним из лучших в мире. И именно здесь окончательно сложилась иерархическая структура Ордена иоаннитов.

Владения Ордена были такими огромными, а состав настолько многочисленным, что было решено разделить его на 8 составных частей по национальному признаку - на «Нации». В них входили: Прованс, Овернь, Франция, Италия, Арагония с Каталонией и Наваррой, Кастилия с Португалией, Германии, Англии с Шотландией и Ирландией. Каждая «Нация» состояла из Приоратов, Великих Приоратов, бальяжей и командорств - земельных владений Ордена, приносивших ему доход. Каждое командорство отчисляло в орденскую казну часть своих доходов. Рыцари, управляющие ими, назывались командорами, они подчинялись непосредственно приорам или Великим приорам-провинциалам, которые контролировали все командорства. Командорства могли сдавать рыцарям в аренду, а те ежегодно платили налог в казну за пользование землёй. Приорства состояли из командорств и объединялись в судебные округа -бальяжи. Управляли бальяжами судьи - бальи. Каждую из «Наций» представлял Столп «Наций», которого выбирали из монастырских бальи.

Главой - правящим государем Ордена - был Великий Магистр, который избирался пожизненно рыцарями, воевавшими не менее 3 лет и служившими Ордену не менее 13 лет. У Магистра был решающий голос во всех делах Ордена. Он мог осуществлять назначения на должности и присваивать почётные звания.

Верховную власть Ордена осуществлял Священный Капитул, а ему в свою очередь подчинялся постоянный Совет, управлявший Орденом. Он состоял из Великого Магистра, Восьми столпов Наций, провинциальных приоров и капитульских бальи.

Великий Магистр совместно со столпами «Наций» руководил Священным Капитулом и Советом. У каждого из столпов были свои функции. Столп Прованса - Великий Командор - был первым заместителем Великого Магистра. Столп Франции - Великий Госпитальер - исполнял роль министра здравоохранения. Столп Арагона - Великий Консерватор - был интендантом, он также выплачивал рыцарям ежегодные деньги на их личные потребности. Столп Кастилии - Великий Канцлер - был министром иностранных дел, а также руководил архивом. Столп Италии - Великий Адмирал - командовал всеми морскими судами, и вместе с Командором заведовал снабжением вооружённых сил. Столп Оверни - Великий Маршал - командовал пехотинцами и был третейским судьёй в спорах рыцарей. Столп Англии - Туркополиер - командовал кавалерией, караульными войсками и вспомогательными силами Ордена. Столп Германии - Великий Бальи - отвечал за обеспечение боеприпасами и продовольствие и за сохранность оборонительных сооружений. Значительно позже - в XV веке - была введена должность Инфермерария - Главного санитара...

Тем временем турки завоевали всё восточное Средиземноморье. Единственным препятствием на пути на запад оказался Родос. Турки дважды штурмуют крепость: в 1480 и 1522 годах. Первый поход оказался неудачным для турок. Это оказалось настолько неожиданным, что было заключено перемирие, во время которого - в 1484 г. - султан Баязид II подарил Ордену десную руку его небесного покровителя - Иоанна Крестителя...

Однако второй поход турок удался... Родос капитулировал...

Следующие 18 лет Орден не имел постоянного пристанища. Но в 1530 г. Карл V, Император Священной Римской Империи, с благословения папы Климента VII подарил ему острова Мальта, Комино и Гоцо, а также крепость Триполи в Ливии... И буквально за несколько лет Орден восстановил прежнее могущество и отстроил заново мощный морской флот.

Но турки и тут не оставили рыцарей в покое. В 1547 и 1551 гг. турецкие десанты ограбили острова Гоцо и Мальта. Иоаннитам удалось отбить последнее нападение. Турки же захватили порт Триполи, который рыцарям не удалось вернуть. В 1565 г. турецкий флот вновь повторил попытку захватить Мальту, но был разбит. А в 1566 г. Великий Магистр (этот титул носил уже преемник Жерара де Торна - Раймон де Пюи) Ла Валетт заложил новую столицу, которую, уже после смерти Магистра, назвали Лавалеттой.

К концу XVII века Орден превратился в независимую державу, с которой считались и которую уважали в Европе. Флот мальтийских рыцарей постоянно отражал нападения неприятелей, стремившихся к берегам Старого Света. За это Орден стал заслуженно называться «морским щитом Европы».

В конце XVII - начале XVIII века Мальтийский орден стал общаться и с Россией. В этом был заинтересован царь-реформатор Пётр I, строивший в это время российский флот. На Мальту прибывали русские гости, а потом и полномочные представители Российского государства. В 1698 г. в ходе путешествия по Европе Мальту посетил Б.П. Шереметев в качестве официального представителя России. По указанию Петра он пытался наладить дипломатические и военные контакты с Орденом для борьбы с турками. Союз заключён не был, но с тех пор между Россией и Мальтой была налажена постоянная переписка... Но существует и ещё один факт, заслуживающий внимания - Б.П. Шереметев стал первым русским кавалером Мальтийского ордена Большого Креста с бриллиантами, который был вручён ему вместе с патентом на орден самим Великим Магистром!..

С особенно сильным интересом на Мальтийский Орден взирала с высоты своего трона и Екатерина II. Именно при Екатерине завязываются постоянные дипломатические отношения.

Русский историк М. Морошкин утверждал, что «Екатерина II питала политическую любовь к этому ордену и передала её и сыну своему».

Самым известным поклонником «средневековья, которое мы потеряли» в России, конечно, был император Павел I, осчастлививший современников и потомков тремя замками, дюжиной куртуазных легенд и драматической кончиной. Приоратский замок в Гатчине относится к числу памятников его эпохи.


На протяжении всего XVIII века Российская империя поддерживала добрые отношения с обосновавшимися на Мальте рыцарями-иоаннитами. Основой для союза был общий враг - Османская империя. Россия воевала с турками за выход к Черному морю, а мальтийские рыцари издавна славились как лихие пираты, грабившие североафриканские владения Османов.


было


стало

Но истинная дружба как известно познается в беде, которая пришла к иоаннитам в 1798 году. 6 июня у входа в гавань столицы Мальты Валлеты появились французские корабли, везущие армию Наполеона Бонапарта в Египет. Валетту защищали неприступные стены, у которых были повержены в прах армии Сулеймана Великолепного, но отряды боевых санкюлотов Наполеона вывели рыцарей из душевного равновесия. Крепость была сдана французам без боя, после чего кровавые якобинцы конфисковали всю собственность ордена и предложили романтическим рыцарям в 72 часа покинуть родные пенаты. Казалось бы, все складывалось печально для мальтийцев, но тут прозвучало слово русского царя…

Историки уже установили, что для Павла I идеалы рыцарства были не только следствием чрезмерного увлечения романами в юности, но и идеологической альтернативой идеям Великой Французской революции. Не стоит насмехаться над «наивностью» Павла. Спустя полвека классики марксизма, писали в «Коммунистическом манифесте» о «феодальном социализме» как альтернативе капитализму. Изгнанные с Мальты рыцари стали для Павла подспорьем в его крестовом походе против революции.

29 ноября 1798 русский император Павел I стал Великим магистром ордена Иоаннитов «де факто». «Де юре» Римская католическая церковь так и не признала его магистерства. Польская приория (отделение) ордена была преобразована в Великую российскую приорию, которая в свою очередь делились на православную и католическую ветвь. Резиденция ордена была перенесена в Санкт-Петербург, где для беглых рыцарей были выделены Воронцовский дворец и церковь Св. Иоанна Крестителя на Каменном острове. Кроме этого, Павел распорядился построить для французского принца Людовика Жозефа де Бурбона, принца де Конде, бывшего по совместительству приором Мальтийского ордена, дворец-замок в Гатчине.

Строительство резиденции для французского принца крови было поручено Николаю Александровичу Львову, архитектору известному своими опытами строительства землебитных сооружений. Создания домов из блоков земли было известно в некоторых европейских регионах (например в Испании) и в XVIII оно популяризировалась как новаторское направление в архитектуре. Павел Петрович благосклонно относился к этим опытам и даже подписал в 1797 году указ о создание Училища земляного битного строительства.

Приораторский дворец должен был стать опытным зданием, доказывающим возможность землебитного строительства в России. Надо сказать, что эксперимент увенчался полным успехом. Строительство заняло только три месяца - оно шли с июня по сентябрь 1798 года. Еще несколько месяцев ушло на отделку помещения, и в 1799 году Приораторский дворец был готов для приема своего хозяина. Довольный Львов писал:

"Каменная, столярная, плотничная работа и железная кровля в Приорате подряжены Гатчинским городовым правлением за 25 тыс. руб. Земляное строение всего дома, ограды и служб - 2 тыс. руб. Итого весь Приорат стоит 27 тыс. руб.".

Более того, забегая вперед, заметим, что Приораторский дворец простоял без ремонта до 1880 года!

«Рыцарский замок» был построен, но рыцаря для него, к сожалению, не нашлось. Принц Конде так и не доехал до Петербурга, и дом на берегу Черного озера стал использоваться для нужд императорской фамилии. В 1800 году во время маневров Приоратский замок посетил Павел Первый с сыновьями. В дальнейшем в нем некоторое время располагался лютеранский храм, а с 80-х годов XIX века в замке обосновались придворные певчие.

Романтическое здание расположенное в красивом месте привлекало к себе творческие натуры. Приотраторский дворец не раз изображали на своих полотнах живописцы. С начала XX века в нем стали проходить выставки. Но похоже никто толком не знал для чего можно использовать несостоявшуюся рыцарскую обитель.

В годы Первой мировой войны в Приораторском замке работал госпиталь. После революции на его базе стала действовать экскурсионная станция и базы отдыха ряда ленинградских заводов.

Высокой оценкой работы Львова может служить тот факт, что Приоратский дворец относительно благополучно пережил и Вторую мировую войну. От бомб и снарядов пострадала только часть ограды и была снесена крыша. После военного лихолетья в замке снова стали сменяться различные общественно-полезные учреждения: воинская часть, Дом пионеров и школьников, краеведческий музей.

Постепенно, Приоратский замок стал приходить в запустение. Злые языки называли его «Тающим замком», и с начала 1980-х годов началась реставрация дворца. Процесс реконструкции затянулся почти на XX лет. Только в 2002 году замок приобрел статус музея, а в 2004 году открыл свои двери для посетителей. Предание гласит, что в день открытия экспозиции сами собой пошли древние часы, которые попали в замок еще в XVIII веке и по неизвестной причине остановились.

Забавно, но с Приоратским дворцом связана одна почти подтвердившая легенда. Предание гласило, что Гатчинский дворец был связан со зданием приората подземным ходом, лежащим под Черным озером. И действительно, в ходе укрепления фундамента замка был обнаружен подземный лаз ведущий в неизвестном направление. Возможно это часть гатчинской канализации. Но быть может, это путь ведущий в спальню Михайловского замка в Петербурге? Кто знает?

Предыдущая фотография Следующая фотография

Приоратский замок - одна из самых необычных достопримечательностей Гатчины. Расположенное на берегу Черного озера здание было построено в 1799 году для французского принца Конде. Приор Мальтийского ордена, растерявший львиную долю своих владений в период Французской революции, попросил помощи у императора Павла I. Правитель Российской империи не отказал в убежище, построив для Конде Приорат «монастырское землевладение».

На сегодняшний день Приоратский замок в Гатчине - единственное сохранившееся сооружение в России, возведенное по технологии землебита. Методика примечательна использованием для строительства пропитанного известковым раствором суглинка.

Приоратский дворец мало похож на пышные замки пригорода Санкт-Петербурга. Стилизованный под католический монастырь Приорат дополнен высокой башней из парицкого камня. Оригинальная постройка отделена от окружающего мира глухой оградой. Для строительства замка автор - архитектор Н. Львов - выбрал уединенное место.

Аскетичный характер угадывается не только в облике замка, но и во внутреннем убранстве Приората. Украшением для помещений служат лишь декорированные потолки.

С Приоратским дворцом - как и многими другими архитектурными памятниками Гатчины - связана легенда о наличии подземного хода, который якобы соединяет комплекс с Гатчинским императорским дворцом. И подтверждения этим догадкам найдены: выложенный камнем тоннель был обнаружен при реставрации здания. Однако до сих пор неясно, каково его предназначение и ведет ли ход к бывшей резиденции монархов. Но большинство историков склоняется к тому, что этот канал - всего лишь одна из коммуникаций Гатчины.

В Приоратском замке прослеживается четкий отказ от симметрии, причем в здании нет похожих друг на друга частей по стилю. Например, сооружение, в котором размещена кухня, больше напоминает русскую избу, главный вход - богатую усадьбу, со стороны стен - крепость, а южная сторона схожа с готической капеллой.

Приоратский дворец служил Мальтийскому ордену всего одно десятилетие, затем замок использовался лишь во время кратковременных визитов членов императорской фамилии. При императрице Марии Федоровне Приорат и вовсе был отдан под лютеранский храм, а при Николае I - под генералитет.

В 20 веке здесь устраивали выставки, в годы Первой мировой просторные комнаты Приората переоборудовали под госпиталь. Интересно, что в Великую Отечественную войну Приоратский замок практически не пострадал. В советское время в нем даже располагался Дом пионеров. Сегодня гости Гатчины могут увидеть дворец в отреставрированном виде.

Адрес: ул. Чкалова, Гатчина

Приоратский дворец не так роскошен, как другие дворцы пригородов Санкт-Петербурга, однако он - архитектурный символ Гатчины, его своеобразная визитная карточка. Это уникальное строение было сооружено в 1799 году по замыслу архитектора Н.А.Львова для рыцарей Мальтийского ордена и является в России единственным памятником землебитного строительства конца 18 века. Кроме необычной технологии строительства дворец привлекает своим оригинальным обликом, удивительным сочетанием с окружающей природой и почти сказочной поэтичностью. При этом здание, которому более 200 лет - яркий образец экоустойчивого развития и "зеленой" архитектуры.


Название дворца, восходящее к старинному монастырскому и рыцарскому должностному чину, связано с принятием императором Павлом I в 1798 году титула главы - гроссмейстера, или Великого Магистра, духовного рыцарского ордена Иоанна Иерусалимского (еще в 1797 году он утвердил в России "великое приорство" ордена Мальтийских рыцарей).
После занятия острова Мальты войсками революционной Франции резиденция ордена была перенесена в Петербург.

Для справки:
В католической Европе приорство - это маленький монастырь, подчиненный аббатству. Возникают приорства около XII века на базе отдаленных ферм и мыз, находящихся в собственности крупных монастырей. Что касается Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, именуемого также Мальтийским, для нужд которого возводился гатчинский Приорат, то изначально он был основан в Иерусалиме для обслуживания паломников, направлявшихся к христианским святыням, но уже вскоре из-за политической обстановки на Востоке превратился в военно-рыцарское объединение, сохранившее, однако, монашеское обличье. Сохранились у него, как и у любого католического монастыря, земельные владения, которые стали именовать Великими Приорствами. Контролировались они воинами-рыцарями, носившими титул Великих Приоров.Одно из таких владений в 1797 году появилось и в России, а для пребывания рыцарей в Гатчине построили приорство, маленький монастырь. Не случайно в павловское время его называли «игуменством» или просто Приоратом. Наименование «дворец» закрепилось за ним только в XX веке, а замком его вообще никогда не называли.

Павел пожелал, чтобы в его любимой загородной резиденции Гатчине появился дворец для, находившегося в эмиграции, принца Конде - приора рыцарского ордена.


Н.А. Львов. Фасад Приоратского дворца. 1797год.
(из фонда архитектурной графики Государственного музея-заповедника «Гатчина»).


В. Л. Боровиковский: Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена.


Николай Александрович Львов. Портрет работы Д. Г. Левицкого, 1780-е, холст, масло.

Проектирование поручили Н. А. Львову. Он подготовил проект небольшого дворца, который стилистически ассоциировался со старинными швейцарскими замками (но никоим образом не копировал их!). Николай Александрович Львов, вошел в историю русского искусства не только как архитектор. Львов проявил себя как популяризатор народной музыки, тогда еще почти неизвестной. В кругу друзей его знали как поэта, драматурга и рисовальщика, а также как человека, интересовавшегося различными техническими новшествами. Исходя из задания, Львов возвел целый архитектурный комплекс, расположенный на насыпной террасе и напоминающий монастырь, чьи высокие вальмовые (четырехскатные) крыши, башня со шпилем и одноэтажная пристройка с готическими окнами (Капелла) создают впечатление, католической старины. Рядом с главным зданием находится одноэтажная кухня. Со стороны Капеллы устроен миниатюрный садик, который когда-то украшали две мраморные статуи Юпитера и Цереры, аллегорически связанные с личностью самого императора (Юпитер символизировал верховную власть, Церера - изобилие). Во внутренний двор ведут ворота, расположенные между двумя караульными будками.

Разумеется, архитектор обращался не к самому Павлу. При строительстве ему приходилось иметь дело с фаворитом царя - генерал-прокурором П. Х. Обольяниновым, грубым, малообразованным, бесталанным, да к тому же еще и завистливым служакой, штатским двойником Аракчеева. Когда пришла пора выбора места под приорат, Обольянинов спросил, где Львов думает его построить, но на указанном месте строить не разрешил. Другое место, предложенное архитектором, он тоже отклонил. "Тогда укажите сами", - сдерживаясь, сказал Львов. Обольянинов показал на болото возле Черного озера - самое бросовое место. "Хорошо, - невозмутимо ответил Львов, - я построю дворец и там, но это будет стоить государю намного дороже..."

Пришлось прокопать рвы и канавы, осушить болото. На образовавшемся из вынутой земли пригорке и был возведен Приоратский дворец. Архитектор великолепно справился с заданием, превратив непригодное для строительства место в площадку, которую поддерживала подпорная стена. Для отвода грунтовых и талых вод Львов устроил подземный канал длиной 34 метра, который впоследствии, вероятно, и породил легенды о существовании подземного хода, идущего от Приората прямо к Большому Гатчинскому дворцу.

Все исследователи отмечают точность расположения Приората, оригинальную композицию, характерный отказ от симметрии. Оригинальность Приората в том, что в нём нет повторов, каждая точка обзора каждая точка обзора рождает ощущение новизны восприятия.. Со стороны Чёрного озера создается иллюзия, будто дворец расположен на острове. Подпорная стена придает дворцу черты крепости. С юга Приорат имеет сходство с готической капеллой. Северный фасад словно вырастает из воды. Со стороны главного входа — это загородная усадьба. Здание кухни выполнено в форме русской избы.


Вид на приоратский дворец со стороны Черного озера. Фото нашего времени.

Приоратский дворец имеет еще одно название - Земляной дворец . Это второе его наименование раскрывает не менее примечательную, чем художественно-архитектурная, строительно-инженерную особенность здания. Дело в том, что дворец, стена и кухня построены Н.А. Львовым с применением "землебита" - прессованной и просушенной земли. Ограда и сторожки у ворот построены из землебитного кирпича, размером 15х30 см. Причём стены ограды сложены, как обычно на извести.

Львов был одним из наиболее активных и последовательных проповедников земляного строительства, внедряя его самым широким образом в строительство и готовя для этой цели специальные кадры (школа обучения крестьян землебитному строительству была организована в районе деревни Тярлево под городом Павловск в пригороде Санкт-Петербурга). Самым лучшим способом доказать прочность этого строительного материала и убедить в его достоинстве было выполнение "высочайшего заказа" в царской резиденции. Сначала в 1797 году вблизи Павловска по проекту Львова строят землебитную "хижину" для фаворитки Павла I фрейлины Е.И. Нелидовой. Затем в Гатчине проводится публичный опыт. По указанию архитектора за несколько дней возвели землебитную стену. Придворные дамы пытались продырявить ее зонтиками, а офицеры разрушить палашами. Стена выдержала натиск, и Львов получил возможность без дальнейших задержек выполнить свой смелый замысел.

Строительство Приората имело для Львова огромное значение. Он хотел доказать возможность возведения крупных архитектурных сооружений по технологии землебита, в России практически неизвестной. Ее преимущества заключались в дешевизне и простоте использования, ибо строительный материал - суглинок - был под ногами. Землю набивали в специальные «станки»-опалубки и прессовали. Хорошо просеянный, освобожденный от растительных примесей (корешков, стеблей растений), слегка увлажненный материал, если он успевал просохнуть, засыпали слоем около десяти сантиметров и утрамбовывали до толщины шести сантиметров. Далее засыпали следующий слой, трамбовали и так слой за слоем до карниза. Для связки между слоями использовали известковый раствор. Высота зданий, построенных из землебита, не должна была превышать два этажа, а стены для большей устойчивости могли быть устроены наподобие контрфорсов, то есть слегка расширяться книзу (в Приорате стены под карнизом на 13 см тоньше стен над цоколем). Описание вышеуказанной технологии было опубликовано в 1790 году в Париже французским архитектором Франсуа Куантеро. Спустя несколько лет книгу перевели на русский язык. Некоторые просвещенные дворяне опробовали новый материал в своих усадьбах, но широкого применения в России он не получил. Только Львов, освоивший землебит у себя в тверском имении Никольское, раскрыл его преимущества. Достоинством этого нового строительного материала Львов считал его пожаробезопасность. К тому же, повсеместное внедрение землебита привело бы, по мнению Львова, к сохранению леса, что расширило бы возможности традиционного российского строительства.

Летом 1798 года за баснословно короткий срок - три месяца (с 15 июня по 12 сентября), было возведено здание дворца.

15 января 1799 года Гатчинское городовое правление приняло законченный дворец, а летом его полностью меблировали.

Стоимость стен составила 2000 руб., в то время как стоимость аналогичных каменных стен была бы 25000 руб.

Приорат был принят императором 22 августа 1799 году, а 23 августа пожалован Мальтийскому Ордену. К этому времени император Павел I был de facto уже великим магистром — главой ордена, таким образом став полноправным владельцем Приората.

Несмотря на обилие документов, только непосредственное изучение Приоратского дворца в связи с подготовкой реставрации позволило точно исследовать его конструкции и соотношение примененных материалов, главный из которых - землебит. Н.А. Львов подобрал такой состав грунтомассы, что по прочности она по сей день соперничает с железобетоном. Объемный состав этой грунтомассы следующий: гравий крупностью от 3 до 7 мм - 4%; песок - 58%; пыль (мелкая земля) - 20%; глина - 18%. Органические примеси не добавлялись. Прочность землебита у Львова через 20-30 лет после возведения здания составила 10-12 МПа, хотя цемент в состав грунтомассы не вводился. Фундамент дворца сложен из известкового камня на известковом растворе на глубину около двух метров. Над ним идет каменный цоколь, образующий пояс до начала оконных проемов. Сверху проложен слой глины, смешанной с соломой, который служит до сих пор отличной гидроизоляцией.

Выше идут стены, которые изготовлялись методом набивки: земля насыпалась в передвижную опалубку слоем не более 16 сантиметров, а затем прессовалась трамбовками, уменьшаясь в объеме в два раза (по другим сведениям - до толщины 5-6 см). Этот уплотненный слой покрывался известью и прослойкой измельченного кирпича толщиной до 6 мм и превращался в основание следующего слоя. Так поднимались стены до высоты двух этажей (около 8,5 м). Толщина стен на уровне подоконника 1-го этажа - 78 см, на уровне подоконника 2-го этажа - 62 см.

Чтобы обеспечить большую прочность и плотность связи землебитных частей и каменной башни, была запроектирована внутренняя кирпичная стена с декоративными нишами. Кроме того, по всему периметру здания на уровне перекрытий проложен пояс из кирпичной щебенки, а над ним - дощатая обвязка. Опорные концы балок подкреплены кирпичными вставками. Все эти и ряд других кирпичных и деревянных конструктивных элементов стали прочным каркасом для землебитных стен и обеспечили их необычайную выносливость.

"Все строение, - писал Львов, - сделано из чистой земли, без всякой примеси и без всякой другой связи, кроме полов и потолка, особым образом для того устроенных... Главный корпус, сверх фундамента, построен весь из земли, набитой в переносные станки, ни снутри, ни снаружи (кроме окон) не оштукатурен, а затерт только по земле скипидарною водою".

Наверное, в назидание сомневающимся Львов не стал штукатурить стены дворца. Так они простояли до 1887 года, и лишь тогда их оштукатурили. Штукатурка произведена по дранке, прибитой к земляным стенам большими коваными гвоздями.

Следует отметить конструктивные особенности подпорной стены. В ее основание горизонтально положены бревна диаметром 27 сантиметров, пропитанные особой каменноугольной смолой, изобретенной Львовым. Над бревнами идет ряд нещадных плит. На плитном слое сложены из блоков известнякового камня две стены - вертикальная задняя и наклонная передняя. Между ними засыпана забутовка - камень и известь. Поверх подпорной стены устроен изоляционный слой из глины, смешанной с соломой.


Н.А. Львов. Фасад Приоратского дворца. 1797год. (из фонда архитектурной графики Государственного музея-заповедника «Гатчина»).


Н.А. Львов. Планы первого и второго этажей Приоратского дворца. 1797 (из фонда чертежей Государственного музея-заповедника «Гатчина»).

Цифры на плане 1 этажа добавлены редактором:

1. Ворота
2. Караульные будки
3. Внутренний двор
4. Садик
5. Одноэтажная кухня
6. Башня и винтовая лестница
7. Одноэтажная пристройка (Капелла)
8. Вход во дворец


В очищенной от штукатурки стене видна "землебитная" кладка. Фото нашего времени.

Приоратский дворец не стал летней резиденцией принца Конде - приора Мальтийского ордена. Вступивший на престол император Александр I не стал продолжать дело отца и оставил за собой звание протектора Ордена. 26 февраля 1810 года своим указом он перевел орденские финансы и его недвижимую собственность в государственную казну. Отныне Приорат стал запасным дворцом. Долгие годы он служил обычным запасным гостевым дворцом, которым почти не пользовались, но тщательно сохраняли.

Члены императорской семьи редко выезжали во дворец, в основном на краткий отдых. В 1810 году вдовствующая императрица Мария Федоровна посетила Приорат вместе со своей дочерью Анной и статс-дамами, чтобы осмотреть макет города Риги, а в 1822 году у стен дворца она устроила праздник для сельских жителей Гатчины; через несколько лет с ее разрешения в одном из помещений Приората временно разместили лютеранский храм. Некоторое время здание использовали для хранения книг и старых картин из Большого дворца, а в 1840-е годы Николай I предоставлял его генералитету, приезжавшему в Гатчину на маневры. 3 сентября 1840 года в Приорате произошло важное событие: состоялась первая встреча принцессы Марии Гессенской, высоконареченной невесты наследника престола Александра Николаевича (император Александр II), в честь которой императрица Александра Федоровна приготовила парадный обед.

После вступления на престол Александра III и переезда императорской семьи в Гатчину, в Приорате решили разместить певчих придворной Капеллы. Для этих целей в 1884-1887 годах провели капитальный ремонт и дворец приспособили для круглогодичного проживания пятидесяти человек. Было реконструировано отопление, устроены водопровод и канализация, а также укреплены перекрытия. Именно тогда в помещениях первого этажа появились чугунные колонны, сохранившиеся до наших дней. Эти работы на долгие годы предотвратили разрушение дворца, который без серьезных ремонтов смог просуществовать еще сто лет и пережить войну.

Тогда же Приоратский дворец начал привлекать к себе внимание путешественников и художников: его запечатлели в своих произведениях Василий Жуковский, Андрей Мартынов и Тарас Шевченко. В начале 20ого века романтический облик Приората - сказочного, спрятавшегося в лесной глуши замка - привлекал Валериана Каменева, Мстислава Добужинского и Николая Лансере. (сейчас эти картины находятся в коллекциях российских музеев и частных собраниях).

Только в предреволюционные годы Приорат стал постепенно открываться для гатчинской публики. По инициативе Гатчинского церковно-приходского братства и с разрешения вдовствующей императрицы Марии Федоровны в 1913 и 1914 годах в его стенах были организованы две благотворительные выставки с участием известных художников. Газеты сообщали, что помещения Приората, «наполненные живыми цветами и хорошо освещенные солнцем», «очень подходят для экспозиций».

В годы Первой мировой войны здесь размещался военный госпиталь, а в 1917 году пустовавшее здание заняли местные партийные органы. После 1917 года Приорат использовался в основном как дом отдыха, как районный краеведческий музей.

Время пощадило дворец, и в немалой степени этому способствовал выбор материала, который с возрастом становится прочнее. В дни Великой Отечественной войны здесь шли ожесточённые бои. От снарядов и авиабомб рушились даже массивные каменные постройки, а землебитный дворец выстоял, но оккупанты нанесли ему существенный ущерб. Проведенные в спешке консервационно-восстановительные работы не принесли долговременных результатов, и здание пришло в упадок. В 2004 году Приоратский дворец полностью восстановлен и открыл свои двери для посетителей, как музей. В зале Приоратского дворца под названием "Капелла" проводятся концерты.



Фото 1910 года.


Фото до 1917 года.


Фото конца 19 века.



Чертеж. Планы, фасад Приоратского дворца 1887 г. Николай Всеволодович Дмитриев. 1820-е гг.
Из фонда архитектурной графики Государственного музея-заповедника «Гатчина».


Рисунок из альбома обмеров. Из фонда архитектурной графики Государственного музея-заповедника «Гатчина».


М.В. Добужинский. Гатчина. Приорат. 1914. Открытое письмо.

Н.А. Львов в свое время писал: "Земляное битое строение, как для удобности в постройке, так и для прочности своей, требует почти особого рода архитектуры, хотя простой, но в простоте своей довольно красивой и прочной". Слова зодчего полностью соответствуют истине: Приоратский дворец, образец высокой простоты и подлинной красоты, несмотря на непритязательность материала, выстоял и вызывает восхищение каждого, кто его видит.

Стоит отметить, что выбор "землебита" для строительства Приоратского дворца, а так же, возможно, интерес Львова к земляному строительству, появились не просто так. Выбор материала для строительства Приоратского дворца символичен и связан с Библией. Дело в том, что в книге «Исход» в 20 главе есть 24 и 25 стихи, и там Господь через Моисея, обращаясь к народу говорит: сделайте мне жертвенник из земли. А если будете — это следующий стих — делать его из камней, то нетесанных, чтобы железа не касалось. Возможно Павлу в этом Приоратском дворце видился, призрак будущего храма Соломона, который он хотел восстановить. Пожелания заказчика дворца - Павла I - наверняка учитывались. Да и сам Львов — яркий представитель Русского Просвещения: архитектор, график, поэт, переводчик, музыкант - был верующим человеком, увлекался массонством, и при проектировании каждого здания скурпулезно изучал стилистику первоисточников, углублялся в историю. (Стоит вспомнить хотя бы его знаменитые