Киево печерская лавра в каком городе. Киево-Печерская Лавра: музей-заповедник, монастырь, пещеры. Практическая информация, фото. Современная жизнь обители

Киево-Печерская лавра является одним из самых ранних церковных памятников Руси. Этот монастырь чрезвычайно почитаем в православной традиции, и символично считается третьим уделом Пречистой Девы , родившей Спасителя.

История основания лавры

Киево-Печерская лавра была основана в 1051 г. (при Ярославе Мудром) монахом по имени Антоний и его учеником.

Величественное строение расположено в центре украинской столицы, на берегу Днепра. Территория монастыря охватывает два удивительных по красоте холма. Паломники и мирские туристы привлекаются здешними пещерами, которые являются основанием этого грандиозного памятника Господу.

Киево-Печерская лавра

В XI столетии на месте монастыря располагался пышный лес. Именно сюда удалился монах Илларион для совершения молитв. Он выкопал для этих действий пещеру, которая опустела в 1051 г. после того, как этого священника назначили митрополитом Киевской Церкви.

Еще о храмах и монастырях Украины:

Вскоре этот грот заселил монах Антоний, пришедший с Афона. Ему не понравилась жизнь в многолюдных монастырях, поэтому он нашел уединенное место.

  • Через некоторое время в пещеру пришел Феодосий, родившийся в Курске. Когда число монахов возросло до 11, они построили небольшой храм и кельи. Антоний удалился на территорию соседней горы, вырыл новый грот, а здешним игуменом оставил отца Варлаама.
  • Новые пещеры стали называться «ближними», а старые - «дальними», и все они вошли в один комплекс Киево-Печерского монастыря. Когда иноков стало много, пришлось строить верхнюю церковь Успения Пречистой Девы , а также необходимые для благоустройства кельи. С прибытием послушников отцу Антонию пришлось просить разрешения на использования всей горы у князя Изяслава.
  • На месте сегодняшнего главного собора построили церковь. В 1062 г. начальствующим игуменом назначили отца Феодосия, который ввел общежительный устав, прижившийся и в других церковных объединениях.
  • Монастырь получал значительные пожертвования, так как иноки вели суровую аскетическую жизнь и распространяли благожелательность к каждому прихожанину. В 1073 г. на этой территории был заложен фундамент каменной церкви, строительство которой закончилось через 16 лет. Для её украшения фресками и мозаиками пригласили цареградских художников.
На заметку! Финансированием строительства монастыря занимались киевские князья. Они часто приезжали сюда, чтобы произвести моление, а некоторые из них принимали священный постриг.

На протяжении всей истории Руси Киево-Печерскую лавру навещали великие монархи (Петр I, Николай II), здесь же создавалась авторитетный литературный памятник «Повесть временных лет».

Противостояние набегам

В 1096 г. Киево-Печерская обитель, еще не окончательно укрепленная, испытала ужасный набег половцев (кочевого народа тюркского происхождения). Некоторые христианские святыни украли, другие - поругали. Враг был близок к тому, чтобы ворваться в сам город, но не смог осуществить этот план.

Успенский собор Киево-Печерской лавры

  • Через 12 лет лавру восстановили, к тому же здесь появились новые сооружения. Территорию огородили деревянным частоколом. По настоянию игумена Феоктиста был построен дом для нищих, слепых и убогих — богадельня . Десятая часть монастырских доходов уходила на содержание этого заведения.
  • После переселения монахов в кельи верхнего монастыря, пещеры стали использоваться в качестве усыпальницы для святых отцов. Тела последних располагали в углублениях стен грота. Киево-Печерская лавра стала родным домом для двух десятков епископов, которые жили в XI-XII столетии.
  • В 1150 г. монастырь грабили причерноморские племена, а также степняки-язычники, заключившие договор с варварами. Через 50 лет обитель вновь опустошили, сделал это князь новгородский Рюрик и его союзники - половцы. В самом критическом положении Киево-Печерская лавра оказалась в 1240 г., когда хан Батый и его орды захватили город Киев и стали хозяевами южных областей Руси.
  • Часть монахов была убита во время нашествий, некоторые совершили бегство из этой местности. Продолжительный срок Киево-Печерский монастырь оставался пустынным, только в XIV столетии его восстановили после разрушений. Великая церковь стала грандиозной усыпальницей знатных княжеских родов. В 1470 г. Симеон Олелькович проводил мероприятия по реставрации и украшению стен монастыря.
  • Через десять лет обитель подверглась ограблению и сожжению, но щедрые пожертвования позволили братии встать с колен. С начала XV столетия обитель получила возможность посылать монахов в столицу для сбора денежных пожертвований. В 1555 г. настал период очередного восстановления и украшения святыми образами.

Читайте о православной вере:

На заметку! Ценнейшие сокровища здешних мест находятся в глубине пещер, являющихся основание для верхнего изящества в виде храмов и часовен. Первые монахи раскапывали гроты на глубину 10-15 метров, здесь совершались ежедневные молитвы за души людей. Вскоре пещеры стали усыпальницей святых старцев. Многие из них обладают чудотворной силой исцеления.

Дальнейшая судьба обители

После проведения Брестской Унии (решения-указа подчиниться католической церкви и Папе Римскому) киевским униатским митрополитом предпринимается попытка захватить власть в Киево-Печерской лавре, которая официально находилась в ведении Великого Вселенского Патриарха.

  • Монахи, находящиеся в обители, во главе с епископом Никифором оказали сопротивление с применением оружия. Вторая попытка взятия монастыря состоялась через два года, в 1598 г, но также не достигла результатов. Этот грандиозный церковный комплекс отстоял свою преданность православию.
  • В конце XVI столетия монастырь получил статус независимости от каких-либо епархий. Лавра считалась великим оплотом православной традиции на Юго-западе Руси, несмотря на напористые действия католицизма.
  • В 1616 г. в монастырских стенах начала работать религиозная типография, созданная для словесной борьбы против униатства. Здесь печатались полемические книги, противостоящие вражескому мнению. Вскоре обитель обогатилась постройкой воскресного училища, которое послужило началом особой коллегии.

Киево-Печерская лавра (интерьер)

  • Местные гетманы возводили вокруг лавры каменные стены, а Петр I сумел расширить территорию, фактически сформировав сегодняшний вид крепости. В начале XVIII столетия в обители произошел сильный пожар, разрушивший великую церковь, склад архивов и здешнюю библиотеку, а также типографию. Восстановление закончило спустя 10 лет.
  • В середине века рядом с главным зданием воздвигли грандиозную колокольню, достигающую высоты до 96 м. Идея этой постройки принадлежит Мазепе, а окончательный вид ей придал архитектор из Германии Г. Шедель.
  • В 1688 г. обитель поступила в управление Патриарха Москвы, а спустя столетие, перешла под власть Киева.
На заметку! В дальних пещерах захоронено 45 мощей здешних святых, среди которых Феодосий, Илларион, Пимен и т. д. В ближних находятся останки 80 отцов церкви: Антония, Варлаама, Феофила, отца Нестора и др.

Почитание монахов происходит в разные дни: тех, кто захоронен в дальних пещерах, вспоминают 28 августа, а тех, кто в ближних - 28 сентября.

Время революции и СССР

В 1918 г. большевики совершили жестокое преступление, убив настоятеля Лавры. С 1919 г. монастырь подстроили под нужды общественного рабочего объединения. Через 5 лет лавра обрела покровительство Патриарха Тихона . В декабре 1924 г. произошло подчинение монастыря Всеукраинскому Синоду.

  • Через два года приняли решение о том, что Киево-Печерский монастырь становится музейным городком. К 1930 г. здесь совершенно ликвидировали монашескую жизнь. Многих служителей расстреляли, других заключили в тюрьму или сослали на каторгу, а обитель разворовали.
  • В определенном корпусе обители обустроили историческую библиотеку, которая располагается здесь до сего дня. В лавре образовали музеи книг, драгоценностей и др. Когда Киев оккупировали немецкие войска, здесь организовали полицейское подразделение, где совершались преступления против мирных граждан.
  • Германские власти разрешили восстановить на территории лавры монашеские распорядки, главным настоятелем назначили отца Антония. В ноябре 1941 г. вражеские войска взорвали главную церковь, которую восстановили лишь спустя 60 лет. Нацистская партия разграбила обитель и уничтожила большую часть святынь, чтобы ослабить традиции русского народа.
  • После освобождения Киева власти советов не решились вновь закрыть лавру и запретить монашескую жизнь. Это произошло во время Хрущева, который вел активную антирелигиозную политику.

Современная жизнь обители

В 1988 г. во владения Киево-Печерской лавры передали Дальние пещеры. Это произошло в честь празднования тысячелетия крещения Руси. Через два года лавру внесли в список ЮНЕСКО.

Поземные храмы Киево-Печерской лавры

Первым настоятелем отреставрированной обители стал Филарет, а его наместником Ионафан. В период с 1992 по 2014 г. управляющим являлся отец Владимир, который жил на территории самого монастыря. В лавре поместили кафедральный собор, духовную семинарию, а также издательский отдел. В 2000 г. велись работы по восстановлению Успенского собора, взорванного немецкими войсками.

Сегодня в состав монастырского комплекса входят множественные строения различного толка (соборы, колокольни, церкви и бытовые здания).

На заметку! Киево-Печерская лавра поражает нетрадиционной для религиозных мест атмосферой. Приезжие ощущают некую раскованность, которую не найти в обычных храмах. Здесь в глаза бросаются зеленые просторы, щедро политые ярким светом, у подножья монастыря течет сверкающая речка, а купола буквально ослепляют тех, кто взирает на них.

Монастырь привлекает людей, ценящих природные красоты, раскрашенные религиозностью.

Сегодня туристы могут обратить пристальное внимание на самые значимые сооружения церковного комплекса.

  • Успенский собор - главное строение, основанное Феодосием. Это здание возвели за 24 месяца, а через несколько лет сюда приезжали мастера из Константинополя, чтобы украсить стены мозаиками. Сооружение является уникальным произведением церковного искусства и не имеет аналогов. В праздники здесь совершают литургию и проводят основные таинства.
  • Туристам стоит обратить внимание на Трапезную церковь, на месте которой раньше стояла столовая. После многих разрушений строение находится в постоянной реставрации.
  • В середине XVIII столетия построили большую колокольню, высота которой достигает 96 м. Толщина стен нижнего яруса составляет 8 м, а на покрытие купола потребовалось 3 кг золота. Сегодня сооружение открыто для посещения, но находится на стадии восстановления.
  • Самым привлекательным местом для туристов и паломников являются Пещеры, которые обрели мистическую славу. Внутри интересующиеся люди найдут мощи святых , исцеляющие от различных болезней.
Для справки! Карта пещер находится на официальном сайте лавры.

На территории раскинулся парк, прославившийся своими розами, его аллеи ведут к святым источникам. Здесь работают два кафе, где предлагают обширный ассортимент традиционных блюд. Лавра славится гористой местностью, поэтому необходима удобная обувь, одеяние также должно быть соответствующим.

Обитель работает с 6 утра и до окончания литургии (20:00). Вход на территорию церковного комплекса стоит 20 гривен.

Киево-Печерская лавра - великий памятник православного зодчества и молитвенного прошения. Его история начиналась со строительства небольшой пещеры, а развилась в грандиозный комплекс, который поражает умы туристов и привлекает воодушевленных религиозных паломников.

Лавра предлагает большое количество достопримечательностей и дарит атмосферу божественного уюта, произведенного многочисленными благодеяниями здешних святых.

Видео о Киево-Печерской лавре

Сегодня речь пойдет о Киево-Печерской Лавре. Причем тут «Монастыри России», скажите Вы? Не смотря на то, что сегодня Украина является самостоятельным государством, границы святой Руси все так же едины, и не рассказать о Киево-Печерской лавре просто нельзя.

Киево-Печерская лавра - первый , о котором упоминается в « ». «Повесть временных лет» - первая русская летопись, автором которой является летописец Нестор. В своем труде Нестор описывал не только историю Руси, но и историю становления русской православной церкви. Летописец Нестор повествует о том, что у Иисуса Христа был ученик Иоанна Крестителя - Апостол Андрей. Когда Иисуса Христа распяли, Андрей решил стать странником и нести людям слово Божие.

Говорят, что Андрей добрался до Черного моря, потом пришел в Херсон, откуда пошел вверх по реке Днепру. Андрей плыл по Днепру с людьми, которые разделили его участь. Проплывая мимо места, где возникнет град Киев, Андрей сказал: «Вы видите вот эти горы? Здесь благодать Божия, здесь будет Великий город, с множеством церквей». В 1086 году в городе Киеве была построена церковь святого Андрея Первозванного.


Дальше описывает, что примерно в эти же годы около Киева, в небольшой собственноручно вырытой пещере, поселился монах Антоний, пришедший в эти места из монастыря на Афонской горе. Прошло немного времени, и слава монаха разлетелась во многие соседние поселения. Вскоре к монаху Антонию присоединились еще люди, принявшие монашеский постриг. Рядом с пещерой Антония, они рыли себе кельи, которые соединялись друг с другом коридорами.

Сообща, монахи вырыли себе что-то вроде храма, в котором совершали молитвы. Прошло десять лет. Монах Антоний искал для себя уединения, и в итоге перебрался на другой холм, где опять вырыл себе келью. Первые монашеские пещеры стали именоваться - дальними пещерами, позже получили название ближних. Число монахов живших с Антонием неуклонно росло. Однажды, князь киевский Изяслав Ярославич пожаловал монахам всю гору, в которой те строили кельи.

На вершине горы был построен храм, который назвали Печерский. Этот храм положил начало монастырю, имя которого сегодня известно всем православным - Киево-Печерская лавра. После постройки храма, пещеры стали играть в жизни монахов меньшую роль. В основном в них хоронили братьев обители, которые окончили свой жизненный путь на земле. Они делали углубления в стенах до двух метров, куда хоронили братьев. Вход либо замуровывали, либо закрывали деревянным щитом. Так продолжалось многие годы.


На горе, на свежем воздухе росла и крепла новая обитель. А в земле, в пещерах росло число захороненных усопших монахов Киево-Печерской лавры. В одной из пещер Киево-Печерской лавры захоронены останки героя земли русской, русского богатыря Ильи Муромца. Над останками героя, висит икона с его изображением. В изголовье Ильи Муромца надпись: «Илья из ».

В конце своего земного пути Илья Муромец стал монахом Киево-Печерского монастыря, и в 1203 году погиб во время обороны города от орд половцев. Летопись по поводу смерти Ильи Муромца молчит, но историки считают, что именно все так и было.

Говорят, что Киево-Печерский монастырь стали именовать Киево-Печерской лаврой именно во времена Ильи Муромца. В греческом языке есть слово «лавра», на русский это слово переводится, как улица. Киево-Печерский монастырь напоминал большое поселение, похожее на улицу. С тех пор его и стали именовать Киево-Печерской лаврой.

При жизни былинного героя в лавре были построенные главные его достопримечательности - величавый каменный Успенский Собор и Троицкая надвратная церковь. В 18 веке, в 1718 году, в Киево-Печерской лавре произошел сильный пожар, уничтоживший многие монастырские постройки. Не пощадила напасть и каменный Успенский Собор, который в итоге пришлось перестраивать. После восстановления, каменный Успенский Собор лавры значительной увеличился в размерах, стал 7-ми купольным.

В 18 веке Киево-Печерская лавра представляла собой крупнейший центр православной культуры. Площадь монастыря достигала 30 гектаров, количество храмов, находившихся на территории лавры, достигло 23га. На сегодняшний день, более полутора сотен монахов Киево-Печерской лавры причислены к лику святых православной церковью. Во многом благодаря лавре, Киев частенько именовали новым русский православным Иерусалимом.

20 век принес русскому народу много горя, страданий и разочарований. Не обошли неприятности и Киево-Печерскую лавру, в 20-ых годах она была закрыта. Во время немецкие оккупанты взорвали каменный Успенский Собор. Монастырь не работал, но после долго перерыва, в 1988 году, в пещерном храме Феодосия состоялась церковная служба, которая была приурочена к дате 1000-летия крещения Руси.

После падения советской власти, Киево-Печерская лавра возобновила свою работу. Сегодня, любой православный паломник может насладиться красотой и величием Киево-Печерской лавры, сыгравшей большую роль в развитии русской истории и православия на Руси.

– одна из главных и древних святынь Киевской Руси, а сейчас визитная карточка , культурная ценность, включенная в список всемирного наследия Юнеско. Я не буду вдаваться в подробности истории Киево-Печерской Лавры и рассказывать про эту святыню с точки зрения верующих, я расскажу со стороны обычного туриста, который в церкви заходит в основном в экскурсионных целях. В этой статье вы найдете практическую информацию по посещению Киево-Печерской Лавры и ее пещер: краткое описание, стоимость посещения, время работы, как добраться.

Киево-Печерская Лавра: музей заповедник и монастырь

Начну с того, что Киево-Печерская Лавра поделена на две части: музей заповедник и действующий монастырь с пещерами.

Свою историю Лавра начала в 1051 году при Ярославе Мудром. Монастырь был основан монахом Антонием. На данный момент на территории Лавры находится несколько православных действующих храмов, музеи, мужской монастырь.

Верхняя часть Лавры это музей-заповедник. Тут расположены музеи и выставки, многие из которых не имеют никакого отношения к Киево-Печерской Лавре (например, музей микро миниатюр), а так же главный храм Печерской Лавры – Успенский собор, а рядом с ним высокая колокольня.

Нижнюю часть Лавры занимает действующий мужской монастырь и пещеры.

Киево-Печерская Лавра: стоимость посещения

Стоимость посещения нижней части Киево-Печерской Лавры, мужского монастыря, храмов на его территории и пещер бесплатное.

Посещение верхней части Киево-Печерской Лавры, т.е. музея-заповедника платное – 20 грн. Стоимость одинаковая как для взрослых, так и для детей.

Вход на территорию музея заповедника и самостоятельное посещение временных выставок – 40 грн для взрослых и 20 грн для детей.

Подъем на колокольню Успенского собора – 40 грн.

Посещение выставки микро миниатюр – 40 грн для взрослых и 20 грн для детей.

Так же на месте можно купить экскурсию по Киево-Печерской Лавре, продолжительность экскурсии 3 часа.

Стоимость экскурсии на украинском языке в группе – 80 грн с человека.

Стоимость экскурсии на иностранном языке в группе – 100 грн с человека.

Важно: в большие религиозные праздники вход на территорию верхней Лавры бесплатный.

Киевео-Печерская лавра. Время работы

Время работы музея-заповедника Киево-Печерская Лавра: с 9:00 до 19:00

Подъем на колокольню Успенского собора: с 10:00 до 18:30

Посещение пещер с 9:00 до 16:30

Правила посещения, дресскод

На территории монастыря Киево-Печерской лавры следует находиться в подобающей для таких случаев одежде: женщины должны быть в юбках или платьях, которые прикрывают колени и с покрытой головой. Платки и юбки можно взять рядом с входом в пещеры.

В музее-заповеднике Киево-Печерской Лавры для посетителей дресскода нет — можно ходить в любой одежде. При вход в Собор желательно накинуть на голову платок.

Киево-Печерская Лавра. Пещеры

Пещеры находятся на территории монастыря в нижней части Лавры. Когда речь заходит о пещерах многие люди (и я в том числе) представляют себе что-то такое грандиозное, наподобие самых крупных пещер во Вьетнаме или хотя бы таких пещер, как во Таиланде 🙂 На самом деле пещеры Киево-Печерской Лавры это не те пещеры по которым мы привыкли лазить в Азии, или, например, в Крыму.

Пещеры Киево-Печерской Лавры это рукотворные пещеры , представляют собой длинный туннель с кельями, в которых раньше жили монахи. Первым здесь поселился основатель монастыря Антоний. Выкопаны пещеры Киево-Печерской Лавры были почти 1000 лет назад на глубине от 5 до 15 м в холмах на склонах Днепра.

На территории монастыря два пещерных комплекса:

  • Ближние пещеры

Называются они так из-за своего расположения относительно главного храма Киево-Печерской Лавры – Успенского собора. Ближние пещеры, понятное дело ближе к нему, а дальние — дальше 🙂 Между пещерами идет обустроенная дорожка: можно идти по улице вдоль зеленого сада, а можно под навесом.

При входе в пещеры можно купить свечку, что бы освещать себе путь. На самом деле сейчас внутри пещер Киево-Печерской лавры светло (похоже, что на так давно сделали реконструкцию и хорошее освещение), так что вполне можно обойтись без свечей.

Внутри пещер фотографировать запрещено. Идешь себе по длинному коридору, а по бокам в кельях лежат мумии монахов. Мне, не разбирающейся во всех этих делах, ничего не было понятно. Но люди шли и целовали гробики, молились перед иконами.

Важно: летом внутри пещер очень жарко и душно. Я ели дошла, чуть в обморок не упала от духоты …

Рядом с дальними пещерами Храм Рождества Божий Матери. Возле храма много лавочек, где приятно поседеть в тени деревьев и полюбоваться на великолепные киевские пейзажи. Тут же есть Трапезная, где можно пообедать недорого и довольно вкусно.

Киево-Печерская Лавра как добраться

На общественном транспорте

Ближайшая к Лавре станция метро «Арсенальная». Выход в город один. От м. Арсенальная до Лавры можно дойти пешком или подъехать на автобусе №24, маршрутках 470 или 520. Ехать совсем близко. Можно выйти на остановке «Лавра» и осмотреть сперва территорию музея-заповедника Лавра, а потом спуститься к пещерам или выйти на следующей останове «Музей истории Великой отечественной войны» (кстати, там рядом Певческое поле, где часто проходят ).

Я предпочитаю от метро до Лавры пройтись пешком, расстояние всего около километра. При выходе из метро Арсенальная повернуть налево и идти все время прямо до площади Славы, перейти по подземному переходу и по скверу мимо вечного огня дойти до Печерской Лавры.

Так же до Киево-Печерской Лавры доехать можно на троллейбусе №38 от метро «Выдубичи».

Для тех, кто на машине

Нормальной платной организованной парковки возле Лавры нет! Это огромный минус Киева, с парковками у нас беда-беда…Все паркуются на тротуарах или занимают один ряд дороги. Я обычно нахожу место примерно тут: 50.432122, 30.555586, там что-то мини парковки возле административного здания. В выходные дни места есть, в будние – не знаю…

Адрес Киево-Печерской Лавры: ул. Лаврская 9

Официальный сайт Киево-Печерской Лавры: www.kplavra.kiev.ua

Официальный сайт монастыря: www.lavra.ua

Вход в Киево-Печерскую лавру

В Лавру можно попасть через три входа (обозначены на схеме на фото):

  1. Вход в заповедник через Святые врата и Троицкую надвратную церковь (платный)
  2. Верхний вход в монастырь (бесплатный)
  3. Нижний вход в монастырь (бесплатный), придется подниматься в гору

Киево-Печерская Лавра фото







Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания: 1051 год
Основные достопримечательности: Успенский собор, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Церковь Всех Святых, Крестовоздвиженский храм, Теплый храм в честь всех преподобных отцов Печерских, Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», Трапезная церковь, Ближние пещеры, Дальние пещеры
Координаты: 50°26"06.3"N 30°33"24.0"E

Содержание:

Киево-Печерская Лавра является центром христианства и святыней для верующего народа. Это место обладает многовековой историей, славится своими храмами, красивейшими местами.

Сегодня ансамбль Киево-Печерской Лавры составляют более ста каменных сооружений, около двадцати церквей и более 40 архитектурных памятников .

Вид на верхнюю Лавру

История Киево-Печерской Лавры

На правом берегу Днепра красуется издалека непревзойдённая Киево-Печерская Лавра, в Печерском районе города Киева, который является древнейшим районом столицы. Название района связано с тем, что здесь когда-то проживали в пещерах (укр. - «печера») первые монахи. Основан монастырь, согласно историческим данным, в XI веке. А вот название «лавра» Печерский монастырь получил в XII веке.

Монастырь, примерно ко второй половине XI века становится самым большим архитектурным центром в Киевской Руси. Здесь располагались плиточные, мозаичные мастерские. Спустя 100 лет, а именно в конце XII века вокруг Киево-Печерской Лавры были возведены оборонительные валы и фортификационные валы с башнями и бойницами.

Общий вид на Лавру

В этот же период, на территории монастыря строится Троицкая надвратная церковь, являющаяся одним из 6 памятников княжеских времен, сохранившаяся до наших дней. Киево-Печерская Лавра пережила татаро-монгольские нашествия, годы Второй Мировой войны, а так же сложнейшие периоды литовского и польского правления. Однако, несмотря на разрушения и повреждения, монастырь выдержал и сегодня представляет собой историко-культурный заповедник площадью 28 гектаров, где хранятся мощи более чем 400 святых. Среди святых много знаменитых зодчих, врачей, писателей, художников Киевской Руси. Так, например, здесь хранятся мощи Нестора-летописца – историографа, автора «Повести прошлых лет». Это единственное место в мире, где хранится так много святынь.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Церкви и храмы Киево-Печерской Лавры

Огромное историческое значение имеет Национальный заповедник Киево-Печерской Лавры, где расположено около двадцати церквей, разного размера и возраста, отличающихся интерьерами и стилями. Самыми знаменитыми являются Троицкая церковь, Успенский собор, который украшает Соборную площадь, Трапезная церковь. Также вызывает интерес главная Лаврская колокольня , откуда, как на ладони, виден весь Киев. Троицкая надбрамная церковь располагается над входом в святую Лавру. Существует поверье, что для очищения от грехов, необходимо два раза пройти через врата церкви. Построена церковь была в начале двенадцатого века. Несмотря на то, что церковь небольшого размера, на ее стенах находятся 120 сюжетных библейских композиций.

Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия

Архитектура церкви представлена многопрофильными карнизами, и пилястрами, керамическими розетками. И, конечно, восхищает красивый синий купол церкви с золотыми звездами. На главной соборной площади Киево-Печерской Лавры возвышается Успенский собор, строительство которого датируется XI веком. Конечно, в тот период выглядел он совсем не так, как сегодня. Тогда это было прямоугольное одноэтажное здание с одним куполом. Московский архитектор Васильев, после пожара в 18 веке, объединил под одной крышей все постройки собора. Храм становится квадратным, двухэтажным зданием с семью позолоченными куполами. В Успенском соборе находятся до трёхсот захоронений церковных и известных исторических деятелей.

Троицкая надвратная церковь

Успенский собор являлся центром всей великой архитектурной композиции Лавры, однако, в начале ноября 1941 года при посещении Лавры германскими генералами и президентом Словакии Йозефом Тисо, храм был взорван и собор был разрушен . В ноябре 1998 года на основании имеющихся архивных данных началась его реконструкция, на средства собранные жителями города Киев, завершившаяся в 2000 году. Таким образом, сегодня Успенский собор повторяет точную копию собора XI века.

Этот собор славится алтарём, с совершенно чудесным иконостасом, длиной в 25 метров и высотой в 22,5 метра. Здесь находятся несколько всемирно известных храмовых икон, а именно – иконы Богородицы, Иисуса Христа, Успение Пресвятой Богородицы. Всего около 69 икон.

Большая Лаврская колокольня

На Соборной площади находятся также и другие очень интересные постройки. Здесь расположена резиденция митрополитов, которые жили тут до 1918 года и Благовещенская церковь. Сейчас в здании резиденции расположен музей, посвящённый украинскому декоративно-прикладному искусству.

Рядом с покоями митрополитов находится небольшой корпус, состоящий из 2-х этажей. Раньше на этом месте была трапезная, построенная в конце 19 века в стиле эклиптика. Неподалёку от трапезной была построена Трапезная церковь, которая сегодня является не только музеем, но и действующей церковью. Эта церковь считается одной из самых поздних построек и представляет собой большое помещение в форме восьмигранника. В храме находится очень красивый иконостас из мрамора и икона Антония Феодосия Печерского.

Церковь Всех Святых

Другим уникальным местом национального заповедника считается главная Лаврская колокольня, строительство которой длилось с 1731 до 1745 годы. Высота колокольни около 96 метров, глубина гранитного фундамента – приблизительно восемь метров, толщина стен - семь метров, а диаметр около 29 метров. Колокольня состоит из четырёх ярусов, оформленных по-своему. Огромный купол колокольни имеет площадь более пятисот квадратных метров, и завершает постройку крест, высота которого четыре с половиной метра. На четвёртом ярусе колокольни в декабре 1903 года были установлены часы-куранты, вес которых составляет 4,5 тонны. Во втором ярусе находилась публичная библиотека. Колокольня в своё время была самой высокой постройкой города Киева. Отсюда действительно можно наслаждаться видом части города город, расположенного на левом берегу и, конечно, всю Лавру.

Церковь Спаса на Берестове

Пещеры Киево-Печерской Лавры

Уникальным явлением заповедника считаются, созданные человеком пещеры: Ближние и Дальние. Это главная достопримечательность, где покоятся мощи лаврских святых. Перед входом в пещеры находится Крестовоздвиженская церковь, которая до наших дней сохранила свой первоначальный облик. В пещерах Киево-Печерской Лавры сохранились шесть маленьких подземных церквей. Общая длина пещер, подземных лабиринтов больше 500 м, высота – два метра, ширина более одного метра, а глубина, на которой они находятся от пяти до двадцати метров . В восемнадцатом веке пещеры были укреплены от обвалов и были расписаны. Здесь стоят иконостасы, сделанные из позолоченной меди, в гробницах хранятся святые мощи.

В Ближних пещерах в 1073 году был погребён преподобный Антоний, а в Дальних пещерах в 1074 году – преподобный Феодосий. Это было первое погребение, поэтому ближние пещеры всем известны под названием Антониевые, а Дальние – Феодосиевые.

Вступление

1. Основание Киево-Печерской Лавры

2. Киево –Печерская Лавра как центр культуры Киевской Руси

3. Киево - Печерская Лавра - крупнейший памятник древнего зодчества

Заключение

Список использованной литературы

Вступление

Киево-Печерская Лавра - православный монастырь, основанный в 1051 году. Центральной достопримечательностью являются пещеры, в которых вот уже более 900 лет почивают нетленные тела основателей монастыря - преподобных Антония и Феодосия, целителя Агапита, Нестора-летописца, Ильи Муромца, и мощи других 118 угодников Печерских. Созданная ими община монахов вскоре привлекла внимание князя Изяслава, и он разрешил им построить на горе монастырь. Община постепенно разрасталась, и после смерти Антония в 1073 году в нее входило 100 иноков. Феодосий по благословению Антония ввел в монастыре (названном Печерским - от слова пещера) строгий устав, по образцу греческого студийского, перенеся главные обители монастыря на близлежащую гору.

Сегодня архитектурный ансамбль Лавры состоит из трех групп, разных по объему: на относительно ровном плато находится Верхняя лавра, на склоне горы расположились сооружения Ближних пещер, а дальше, на возвышении, - группа зданий Дальних пещер.

1. Основание Киево-Печерской Лавры

Киево-Печерский монастырь (с конца XVI в. - лавра) расположен в южной оконечности Киева на правом, высоком берегу Днепра. Монастырь был основан во второй половине XI века преподобными Антонием и Феодосием. Обитель поддерживали киевские князья. Так, сын Ярослава Мудрого Святослав пожертвовал монастырю сто гривен, а другой сын, Изяслав, - большой участок земли, который впоследствии получил именование Верхней лавры. На протяжении всего Средневековья Киево-Печерский монастырь являлся духовным центром Руси.

Он стал центром древнерусского образования и распространения славянской письменности. Монастырь сыграл огромную роль в развитии русской культуры, иконописи, храмового зодчества и летописания. По словам одного из составителей «Киево-Печерского патерика», из монастырской братии вышло около пятидесяти епископов русской метрополии. Монастырь также прославился подвижническими подвигами своих иноков. В Ближних пещерах почивают мощи восьмидесяти угодников Божьих, а в Дальних - сорок пять.

Здесь еще в домонгольский период было построено восемнадцать каменных храмов, которые дошли до нас в сильно перестроенном виде.

Наиболее ранние постройки: Успенский собор и Троицкая надвратная церковь. В старорусской летописи "Повесть временных лет" есть датированное 1051 г. упоминание о его основании монахами поблизости Киева. Первым насельником обители был Антоний (в миру Антипа) из города Любеча, что поблизости Чернигова. Он принял постриг в Есфигменском монастыре на Афоне (Греция).

Придя в Киев, Антоний поселился в пещере, выкопанной ранее Илларионом (священником Спасской церкви, что стояла в близлежащем княжеском селе Берестово), который в 1051 г. был назначен киевским митрополитом. О подвижнической жизни Антония узнали люди и приходили к нему за благословением, приносили необходимое для жизни, а некоторые просились в его пещеру на поселение. Вскоре вокруг Антония сплотились 12 единомышленников, которые расширили пещеры, обустроили кельи и построили в одной из них храм.

При преподобном Феодосии подземная обитель уже не стала вмещать братию, и тогда появились первые надземные постройки - церковь Божией Матери Рождества и кельи.

Позднее, когда монастырская жизнь была перенесена из пещер на поверхность, в подземных лабиринтах начали хоронить усопших насельников монастыря. Захоронения в пещерах проводились более семи столетий. Именно от пещер происходит название монастыря - Печерский. Как большой и влиятельнейший православный мужской монастырь, он с до монгольских времён получил статус Лавры.

Лаврой обычно называют крупные общежительные монастыри, которые напоминают своими размерами и постройками небольшие городки, имеющие свои улицы («лавра» с греческого языка буквально означает «улица»).

И жизнь в этих монашеских городках подчинена четким законам и порядкам, без которых невозможна полноценная монастырская жизнь. 1073 год стал знаменательным для Печерского монастыря: по благословению преподобных Антония и Феодосия было начато строительство дивного храма Успения Богородицы, а в 1089 году в праздник Успения "Небеси подобная церковь" была освящена со многими сопутствующими знамениями и чудесами. С 70-х гг. XI в. в Печерском монастыре началось интенсивное строительство, были возведены Успенский собор, Троицкая надвратная церковь, трапезная. Основной архитектурный ансамбль Киевско-Печерского монастыря сложился уже в конце XII веке. Рядом с монастырем, в загородной резиденции князя Владимира - крестителя Руси в селе Берестовом, в начале XII веке была построена церковь Спаса.

2. Киево –Печерская Лавра как центр культуры Киевской Руси

Строительство храмов имело большое значение для развития украинской культуры поскольку вместе с ним разрабатывались новые типы культовых сооружений, совершенствовалось мастерство архитекторов и художников, складывались местные художественные школы. Уже в XI в. монастырь стал значительным центром иконописания и оставался им на протяжении следующих веков. В 1230 г. монастырские сооружения пострадали от землетрясения а в 1240 г. - от ордынцев хана Батыя. В последующие несколько веков монастырь также претерпевал разрушения от стихийных бед и войн. Монастырь играл заметную роль в развитии литературы, живописи, графики, архитектуры, прикладного искусства, книгопечатания. В Лавре жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь около 1113 г. летописец Нестор составил "Повесть временных лет"- основной источник наших знаний о Киевской Руси. В 16-17 ст. Киево - Печерский монастырь утвердился как один из центров христианской культуры. В 1615 г. в Лавре была основана типография, вокруг которой объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники, в частности Елисей Беринда, Захария Копистенский, Петр Могила, Иннокентий Гизель, Александр и Антоний Тарасевичи. В лаврской типографии вышли в свет роскошно оправленные и украшенные гравюрами жития святых, Евангелия, акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории церкви, в том числе "Патерик Печерский", "Тератургима" Афанасия Кальнофойского, "Требник" Петра Могилы, "Синопсис" Иннокентия Гизеля. Типографию учредил известный учёный и просветитель архимандрит Лавры Елисей Плетенецкий в 1615 г., и с этого времени она начала регулярно печатать книжки. Первым ее изданием был "Часослов" (1616- 1617) - учебник для обучения грамоты. Среди других изданий - "Лексиконъ славеноросскій" Памви Беринди (1627) - первый в славянском мире словарь церковно-славянского языка на 7000 слов и имен с переводом и объяснением на старорусском языке. Очень популярным был "Синопсис" (1674) Инокентия Гизеля, в котором подан краткий обзор отечественной истории с древних времён до XVII в. С начала XIX в. "Синопис" переиздавался около 30 раз и использовался как школьный учебник. Всего в типографии в течение её более чем 300-летнего существования увидели мир около 100 тисяч экземпляров разнообразных изданий. Лаврские книги выделялись высокохудожественным оформлением, красивым шрифтом, оригинальными гравюрами. В 1631 митрополит Петр Могила открыл здесь школу, что содействовало распространению просвещения на Украине. Киево – Печерская Лавра была центром просвещения на Южно - русских землях, вожделенным метом паломничества не только православных христиан, и униаты благоговейно преклоняли колени у лаврских святынь. Благодаря Печерской Лавре - Киев наименован Русским Иерусалимом.

3. Киево-Печерская Лавра - крупнейший памятник древнего зодчества


В 1718 г. большой пожар уничтожил все деревянные сооружения, повредил много каменных зданий, погибло немало церковных ценностей, в частности лаврская библиотека. С 1720 г. начинается восстановление поврежденных пожаром сооружений и сведения новых. Это был период расцвета барокко, стиля, в котором возведены Всехсвятская, Рождества Богородицы, Крестовоздвиженская церкви, колокольни на Дальних и Ближних пещерах, кельи соборных старцев, типографию и другие сооружения. Бароккового вида приобрели после перестройки Успенский собор и Троицка надвратная церковь. Территория Верхней лавры окружена каменными стенами. Таким образом, в середине XVIII ст. сформировался уникальный архитектурный ансамбль Лавры, который в основном сохранился до нашего времени. Киево-Печерская Лавра стала крупнейшим монастырем на всей Руси, площадь которого составляет почти 30 гектаров. На ее территории находится около ста сооружений, 42 из которых являются уникальными. Лавра имела 23 храма (из них 6 - пещерных с 36 алтарями. Печерская обитель дала православному миру полторы сотни святых подвижников, сохранив нетленные останки 119 из них в своих пещерах, как в неких священных схронах. Невзирая на всевозможные исторические потрясения: войны, пожары, землетрясения, Лавра осталась общерусской святыней и оплотом Православия в борьбе с католицизмом, губительной унией, с прочими ересями. Вблизи Экономических ворот стоит церковь Спаса на Берестове - главный храм бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Он построен в начале XII в. Название храма происходит от названия княжьего села Берестовое, окружённого берестяным лесом. Берестовое с Х в. было резиденцией киевских князей. С этой местностью связана жизнь древнерусского проповедника и писателя митрополита Иллариона, автора "Слова о законе и благодати" (XI ст.). В Берестове 1113 г. киевский князь Владимир Мономах написал известный юридический документ "Устав о резах", который отменял холопство за долги и уменьшал налоги за ссуду. Храм значительно изменился в 40-х гг. XVII в., когда митрополит Петр Могила обновил его, надстроив пять куполов, церковь приобрела черты барокко. В XVIII - XIX вв. к западной стене была пристроена колокольня. Тогда же греческие и отечественные художники выполнили великолепные росписи интерьера, в частности композицию "Моление" с изображением Петра Могилы и князя Владимира. Церковь Спаса была родовой княжеской усыпальницей Мономаховичей. В 1138 г. в ней похоронены дочь Владимира Мономаха - Евфимия, в 1157 г. - киевский князь Юрий Долгорукий, основатель Москвы, в 1172г. - сын Юрия Долгорукого князь Глеб Юрьевич. В 1947 г. в храме установлено символическое надгробие Юрию Долгорукому в виде древнерусского саркофага. Замыкают улицу Экономические ворота, над которыми возвышается пятикупольная Всесвятская церковь, построенная в конце XVII в. на деньги гетмана Ивана Мазепы. В круговой вертикальной композиции, в пятикамерной конструкции, в форме куполов и архитектурных деталей нашли яркое воплощение черты архитектуры украинского барокко и гражданского строительства. Росписи интерьера выполнили в начале XX в. ученики лаврской художественной школы под руководством известного художника И. Ижакевича. Во время Великой Отечественной войны церковь была повреждена. В 1957 - 1974 гг. её отреставрировали. Сегодня архитектурный ансамбль Лавры состоит из трех групп, разных по объему: на относительно ровном плато находится Верхняя лавра, на склоне горы расположились сооружения Ближних пещер, а дальше, на возвышении, - группа зданий Дальних пещер.

Заключение


Колыбель монастырской культуры на Руси - Киево-Печерская Лавра. Из Киево-Печерского патерика, драгоценного памятника древнерусской письменности, мы узнаем об Антонии и Феодосии, основателях этой знаменитой обители, ее устроении, жизни и подвигах иноков. С самого основания Киево-Печерский монастырь был образцом подвижничества и служения ближним, центром просвещения и культуры. Здесь монах Нестор трудился над составлением знаменитого летописного свода - «Повести временных лет». Здесь учили грамоте, занимались перепиской книг, иконописец Алипий писал иконы, врач Агапит лечил всех нуждающихся в помощи. Помощь бедным и больным - важнейшая составляющая монастырской жизни. Примером истинного заступника притесняемых и обиженных был игумен Феодосий, который велел построить при монастыре особый двор для увечных, хромых и слепых и отдавал им десятую часть монастырских доходов… А сколько славных страниц мы откроем, изучив историю Киево -Печерской Лавры, какие примеры молитвенного подвига и служения людям! Сколько раз будем удивляться неповторимости монастырских архитектурных комплексов: каждый храм, каждый монастырь удивляет своей уникальной красотой и особенным духовным строем! Сможем ли мы ощутить те духовные нити, которые связывают сегодня нашу культуру с трудами и духовным подвигом преподобных Антония и Феодосия, преподобного Сергия Радонежского? Почувствуем ли свет их Веры и Любви к ближнему? Протянем ли руку помощи тому, кто в ней нуждается?