Кельнский собор, кельн, германия. Кельнский собор Кельнский собор кельн

Кёльнский собор (Германия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Будучи в Западной Германии, не откажите себе в удовольствии посетить Кафедральный Собор Святых Петра и Марии в Кёльне - шедевр мирового зодчества, который никого не оставляет равнодушным. В нем впечатляет все - масштабы, величественная готическая архитектура, ценнейшие христианские реликвии и сама история его возведения.

Характерный строгий силуэт этого собора давно стал символом города. Широкий фасад, башни, уходящие к облакам, отблески солнца на темном камне, великолепные витражи - всё это надолго останется в памяти человека, который хоть раз увидел это величественное сооружение. Кроме того, преодолев 509 ступенек, можно подняться в одну из его 157-метровых башен и увидеть незабываемую панораму города и в подробностях рассмотреть крышу собора.

Немного истории

Еще в 4 веке на месте, где сейчас возвышается Кёльнский собор, был построен один из первых христианских храмов в Германии, в IX веке его сменил, так называемый, «Старый собор», который был уничтожен пожаром. И только в середине 13 века началось масштабное строительство самого величественного собора в Германии. Ведь именно здесь должны были храниться мощи трех волхвов - Мельхиора, Валтасара и Гаспера. По задумке создателей, Кёльнский собор должен был превзойти все храмы, которые до этого видел мир, и им это более чем удалось.

Кёльнский собор

Возводили собор в несколько этапов, в 16 столетии строительство было приостановлено, но службы, тем не менее, проводились, и возобновилось оно только на заре 19 века. В итоге весь процесс занял более шести столетий, и завершился только в 1880 году грандиозным общенациональным празднованием. Хотя с тех пор здание постоянно претерпевало некоторых реконструкций и доработок. Так в 2007 году собор обзавелся новыми витражами, которые были выбиты снарядами время Второй мировой войны.

Кёльнский собор является едва ли не единственным зданием города, уцелевшим при бомбардировках - дело в том, что он служил своеобразным ориентиром для летчиков.

Архитектура и интерьеры

Площадь здания составляет восемь с половиной тысяч квадратных метров, высота его башен со шпилями превышает полторы сотни метров, чтобы попасть на верхнюю площадку башен, нужно взобраться по винтовой лестнице, переступив полтысячи ступеней. Главный зал собора находится в окружении небольших часовен, капелл, галерей. Все здесь украшено лепниной, изящными скульптурами, резными колонами и арками, пол и наружные стены вымощены особым серым рейнским камнем, а внутри стены декорированы старинной мозаикой и позолотой.

Кёльнский собор в свое время был самым высоким храмом в мире, и сегодня является крупнейшим в Европе, здесь собраны уникальные реликвии, огромное количество скульптур и полотен религиозной тематики, старинные культовые предметы. А соборный колокол «Петр» весит двадцать четыре тонны, вылитый он из пушек французской армии, и равных ему нет во всем мире.

Как попасть

Время работы: в летний период (с мая по октябрь) - ежедневно, с 6:00 до 21:00, в зимний период (с ноября по апрель) - ежедневно, с 6:00 до 19:30. Вход свободный, но если вы захотите осмотреть башни, нужно будет заплатить 4 EUR за полный билет, 2 EUR - за льготный и 8 EUR - за семейный.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Среди старинных городов Западной Германии, славящихся своей историей и многочисленными достопримечательностями, Кельн занимает особое место. Здесь на самой высокой точке Соборного холма, неподалеку от железнодорожного вокзала, возвышается знаменитый Кельнский Кафедральный Собор, воздвигнутый в стиле готика в честь святого апостола Петра и Девы Марии. По своему величию он не уступает таким шедеврам средневековой готической архитектуры, как Миланскому и Севильскому соборам в Италии, а также пражскому Собору Святого Вита.

Кельнский собор в Германии – описание и архитектура.

Внешний вид Кельнского собора вызывает восхищение благодаря необычной изящной архитектуре этого грандиозного строения, сотканной из каменного кружева порталов, башен, арок, колонн и пилястр, а также благодаря очертаниям всего здания, выполненным в виде латинского креста. Кстати, хранящиеся в Кафедральном соборе бесценные христианские реликвии делают его одной из главных опор католической веры. Высота Кельнского собора в Германии составляет 157,18 метров, поэтому он стоит на третьем месте в списке самых высоких соборов мира.

История строительства Кельнского собора в Германии.

Уникален не только внешний и внутренний вид Кафедрального Собора в Кельне, но и сама история его строительства. Место для возведения было выбрано не случайно. Интересно, что в первой половине I столетия здесь уже был храм, посвященный римским богам. Начиная с IV столетия, на этой территории начали строить христианские храмы, которые ветшали от времени или уничтожались пожарами. В середине XIII века, после передачи кельнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю святых мощей трех волхвов, хранившихся ранее в Милане, было решено построить храм, который превзойдет все ранее построенные.

Первый камень в основание Кельнского собора в Германии положил архиепископ Конрад фон Гохштаден в середине августа 1248 года. Поначалу работы продвигались быстро, но вскоре они затормозились, и только к 1560 году была возведена основа сооружения. Вплотную к строительству Кёльнского собора вернулись в 1824 году, в результате чего, по обнаруженным в архивах чертежам и планам, были достроены знаменитые 157-ми метровые башни и остальные части, а также украшены фасады. Для этого мастера изготовили множество скульптур на библейскую тематику, собрали сотни квадратных метров уникальных витражей и отлили из бронзы ворота для порталов. Завершение строительства собора в Кельне, длившегося 632 года, с большими торжествами отметили в 1880 году. Сочетание в облике этого храма черт средневековья и неоготики, характерной для XIX столетия, сделали Кельнский собор в Германии одним из величайших историко-архитектурных памятников.

Во время Второй Мировой войны здание Кельнского собора почти не пострадало, за исключением нескольких незначительных повреждений и выбитых взрывной волной с южной стороны витражей. Основную реставрацию закончили уже к 1956 году, а в 2007 восстановили витражи Кельнского собора, используя для этого более 11500 составных разноцветных стеклянных элементов. Начиная с 1996 года, собор внесен в списки ЮНЕСКО как памятник мирового наследия и находится под защитой этой организации.

Легенда Кельнского собора.

Со строительством храма в Кельне связана одна легенда, согласно которой архитектору никак не удавалось создать чертеж. Ему вызвался помочь Сатана в обмен на бессмертную душу. Архитектор Герхард фон Риле согласился и сделка, сигналом к проведению которой должен был служить крик петуха, была назначена на утро. Жена Герхарда, подслушавшая разговор, решила обмануть Нечистого и подала условный знак, прокукарекав несколько раз. Чертеж был получен, но в отместку за обман, дьявол произнес проклятие. Если ему верить, то в тот день, когда закончится строительство Кельнского собора, наступит конец света. Может быть, поэтому восстановительные и строительные работы не прекращаются и сегодня.

Посетителей завораживает внутреннее убранство Кельнского собора в Германии, главный зал которого окружен галереями, маленькими часовнями, разнообразными фигурами святых и резными колоннами, а стены и пол украшены затейливой мозаикой с позолотой. Главный алтарь Кельнского собора мастера средневековья изготовили из мраморного монолита, а его боковые стены оформили в виде аркады, в нишах которой таятся статуи двенадцати апостолов.

Рядом с алтарем находится главная реликвия Кельнского собора в Германии – гробница с мощами волхвов, первыми принесших миру весть о рождении Спасителя. «Ларец трех волхвов» представляет собой три саркофага, изготовленных из дерева, обшитых пластинами листового золота и декорированных изящной резьбой и чеканкой. На украшение реликвии пошло более 1000 драгоценных камней и старинных гемм. Чтобы посмотреть на эту реликвию, в город Кельн ежегодно приезжают десятки тысяч паломников и туристов.

Но не только Ларец привлекает в Кельнский собор в Германии верующих и туристов. Здесь хранится еще одна бесценная реликвия – «Миланская Мадонна». Эту статую вырезали в 1290 году взамен сгоревшего во время пожара чудотворного образа. Ее создали те же мастера, которые ваяли скульптуры апостолов, украшающие внутренние пилястры Кельнского собора.

Особый трепет у прихожан и туристов вызывает дубовый крест, который подарил еще старому собору архиепископ Геро. Это двухметровое творение с достоверной точностью изображает распятого Христа в момент смерти. Уникальность этой реликвии состоит в том, что она дошла до нас в первозданном виде.

Многие ценности хранятся в подвальном помещении в витринах, которые оснащены особой подсветкой. Здесь можно увидеть символы, являющиеся неотъемлемым атрибутом власти архиепископов Кельна – меч и жезл, дароносицы и церемониальные кресты.

Желающие могут ознакомиться с многочисленными образцами выбитой на каменных плитах старинной письменности, коллекцией церковной одежды, пошитой из драгоценной парчи, а также различными кубками из серебра. Здесь же находятся несколько оригинальных скульптур Кельнского собора в Германии, украшавших ранее один из порталов, и вещи из захоронения времен династии Меровингов, датируемые 540 годом н.э.

Тут каждый уголок дышит историей. Поэтому, находясь возле стен Кельнского собора снаружи, а тем более попав внутрь собора, туристы ощущают атмосферу средневековья, усиливающуюся во время часто проходящих здесь концертов органной музыки.

Всю грандиозность сооружения можно осознать, поднявшись на смотровую площадку Кельнского собора в Германии, которая находится на высоте почти сто метров от поверхности земли. Посетителям со слабой физической подготовкой совершить такой поход довольно сложно, ведь к вершине ведут более 500 широких ступенек.

После посещения Кельнского Кафедрального собора многие туристы совершают прогулки по площади, которая находится возле храма. Это очень оживленное место. Здесь есть возможность послушать игру уличных музыкантов, посмотреть на выступление мимов и отведать ароматный шоколадный кофе в одном из многочисленных кафетериев.

И знатно поспав до 5 утра, я отправилась на осмотр Кёльна. Первым делом, конечно, путь лежал в Кельнский собор, о котором я немного расскажу и покажу.

Кельнский собор в Кельне — краткая информация

Одна из самых значительных достопримечательностей Кёльна — его Собор Kölner Dom . Это сама высокая в мире церковь с двумя одинаковыми башнями и третья среди прочих. Высота собора составляет 157,4 м.

В соборе хранится древняя реликвия — останки трех Святых Волхвов . Сначала для них построили красивый ларец, а позже, в 1248 году, начали строить и собор.

Кельнский собор построен в готическом стиле и является одним из самых узнаваемых в мире. Действительно, снаружи это грандиозное и внушительное сооружение, для того чтобы просто обойти вокруг него потребуется ни одна минута.

Не буду вдаваться в исторические подробности, кому интересно — найдет их в Википедии.

Собор расположен в непосредственной близости от главного железнодорожного вокзала Кёльна. Это первое строение, в которое упирается взгляд при выходе на улицу. Вокруг многолюдно и шумно.

Кельнский Собор внутри тоже огромный, кстати, я уже , в какое время лучше посещать собор:

лучше идти в следующие промежутки 10:00-11:30, 12:55-17:30, 19:30-21:00 – в это время нет месс, можно спокойно осмотреть весь собор; с 12:00-12:55 проходит большая месса во всем соборе, когда перекрыт практически весь Собор; в остальные промежутки — локальные мессы и частичные перекрытия.

Кельнский собор внутри и мои впечатления

Красивые и древние витражи на окнах, которые удалось спасти во время бомбардировок.

Кстати, о бомбардировках. Уж не знаю, правда или нет, но собор сознательно не бомбили во время второй мировой войны, потому что он служил отличным ориентиром. Весь город был практически снесен с лица земли, а Кельнский собор стоял.

Не сильна в религиозных достопримечательностях, но, наверное, это тоже что-то важное.

А вот и главная реликвия Кёльнского собора — мощи трех волхвов (Каспар, Бальтазар и Мельхиор), которые первыми увидели Младенца Христа.

Тут же неподалеку тетеньки ведут реставрационные работы.

Можно спуститься в крипту, но для меня там не было ничего интересного.

Возле указателя на крипту неплохо бы задрать голову и обратить внимание на потолок.

Много людей толпились возле этих реликвий, слева распятие Геро — 2-метровый крест из дуба.

Хотя Кельнский собор и огромный, внутри я провела немного времени, минут 15 . То ли я была не в духе, то ли так и есть — но собор не зацепил . Вот, бывает, заходишь в старинную церковь или другой большой собор и ахаешь, а тут такого не случилось.

Другая полезная информация . Напротив входа в собор расположен туристический информационный центр . На площади и прилегающих территориях есть бесплатный вай-фай .

Немного побродив туда-сюда, я отправилась в Музей Людвига, который находится практически за углом. Но об этом в .

Кельнский собор в Германии считается одним из величайших и красивейших христианских храмов.

Его строительство началось почти 800 лет назад, аж в 1248 году архиепископ Кёльна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора. Жители Кёльна, в то время считавшегося одним из самых богатых и могущественных германских городов, мечтали о собственном кафедральном соборе, который затмил бы другие европейские храмы своей красотой и размерами. Но никто и предположить тогда не мог, что строительство растянется на сотни лет, практически до бесконечности. Первое строительство длилось 189 лет, до 1437 года. Потом было приостановилось и вновь возобновилось с 1842 по 1880 гг.

В период Второй мировой войны Кёльн был практически разрушен. Собору досталось тоже, однако он был, пожалуй, чуть ли не единственным зданием города, которое уцелело после страшных бомбардировок. Позднее выяснилось, почему случилось такое «чудо»: оказывается, существовал негласный сговор лётчиков, которые использовали высоченные шпили собора в качестве ориентиров. Реставрационные работы были начаты уже в 1945 году, но временная реставрационная конторка до сих пор стоит на площадке у здания...

Такое долгое строительство окутано легендами. По одной из них жена главного архитектора Герхарда, спасает мужа от дьявола. По этой версии, архитектор никак не мог придумать чертёж будущего храма, и в период его творческих терзаний к нему явился дьявол и предложил обменять душу на этот чертёж. Архитектор согласился. Неравноценный обмен должен был состояться после первых петухов. Но жена Герхарда, подслушав разговор, решила спасти душу мужа и заполучить чертёж. Она встала на рассвете и прокукарекала вместо петуха. Дьявол отдал чертёж, но позже выяснилось, что его обманули. Тогда он проклял и собор, и город: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе». Что же касается города, то Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться собор, а когда последний его камень ляжет на своё законное место, мир постигнет апокалипсис.

Кельнский собор производит поразительное впечатление! Невероятные размеры, темные камни, уходящие далеко в небо пики Башен. Но стоит немного привыкнуть к свету, размерам и, пересилив оцепенение, сделать шаг, как эта громадина оживает. Она уже не кажется монолитом. Витые башни, искусная вязь готических узоров, фигуры по фасадам – все приходит в движение. Эта 150-метровая махина как будто соткана из кружев.

Кёльнский собор, как показывают раскопки, строился не на пустом месте. Ещё в 50 годы н.э. здесь стоял... римский языческий храм, который затем в IV веке н.э. сменила епископальная церковь. Её значительно расширили к IX веку, а через триста лет первый камень лёг в основу уже готического собора по французскому образцу. В качестве этого образца послужил, главным образом, Амьенский собор во Франции.

В сентябре 1322 года были освящены хоры собора. На момент освящения его убранство считалось самым красивым и богатым во всём христианском мире. Храм был недостроенным, из нескольких предполагаемых башен лишь 59-метровая южная пронзала небеса. Но и она не была завершена окончательно. Строительство собора продолжалось до 1450 года, а затем потихоньку все работы прекратились. Было ли виной проклятие лукавого, или же помешали эпидемии, прокатившиеся по Европе, может, элементарно не хватило денег?

Некоторые из исследователей называют в качестве главной причины прекращения строительства собора изменение мировоззрения тогдашнего общества. Эпоха Возрождения с новыми ценностями и идеалами сменила мрачную готику Средневековья, и людям нового времени и новой Европы просто не требовался такой грандиозный готический храм.

Вызывая восхищение и трепет всех, кто его видел, Кёльнский собор в недостроенном виде простоял вплоть до XIX века, когда на волне нового повального увлечения готикой было решено довести его «до ума».

В 1842 году, после подготовительных работ, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV отдал распоряжение завершить строительство Кёльнского собора по первоначальным планам. На этот раз дело продвигалось куда быстрее, и 15 октября 1880 года состоялись торжества по поводу завершения строительства этого грандиозного Средневекового «долгостроя». Однако пышные торжества ещё не означали, что собор был достроен окончательно. Нужно было его стеклить, класть полы, отделывать.

В 1906 году одна из 24 декоративных башен неожиданно рухнула, затем обломились и другие башни. В некоторых местах были обнаружены повреждения каменной кладки. В общем, собор явно не хотел быть достроенным.

Кёльнский собор - это не просто божий дом, но и сокровищница, где хранятся удивительные реликвии, привлекающие паломников со всего мира. К числу самых ценных художественных сокровищ собора относится чудотворное распятие Геро, сделанное из дуба ещё до 976 года. Оно считается древнейшим из сохранившихся в Западной Европе. Христос на этом распятии изображён не страдающим и не торжествующим, но только что принявшим смерть Существует такая легенда об этой реликвии: на деревянном распятии появилась трещина, которая вновь закрылась, когда архиепископ Геро приложил к ней просвирку. С тех пор распятие Геро признано чудотворным.

Другим бесценным сокровищем можно назвать раку Трёх Святых Королей, одну из самых драгоценных святынь христианства. Три святых короля (Каспар, Мельхиор и Бальтазар) - это и есть те три волхва, которых привела в Вифлеем вспыхнувшая в момент рождения младенца Иисуса звезда. В 1164 году архиепископ Кёльна Райнальд фон Дассель привёз эти святые мощи в Кёльн, и одна из версий создания Кёльнского собора гласит, что именно обретение городом святых мощей и подтолкнуло к строительству кафедрального собора, который бы соответствовал высочайшему рангу одной из главнейших святынь христианства, где она должна была бы храниться. Знаменитый мастер Николай Верденский в 1184-1220 годах создал чудесный золотой реликварий для святых мощей.

Но раку Трёх Святых Королей я, к сожалению, в соборе не увидела. Может, она была закрыта, так как в соборе ведутся реставрационные работы.

К числу других сокровищ Кёльнского собора относят великолепные витражи, часть из которых - «окна королей», «библейские окна» и «окна трёх Святых волхвов» - сохранились с 1280 года. Не менее древними считаются и другие окна собора - царские витражи в верхнем ярусе хоров, датируемые 1310 годом.

Помимо реликвий трех волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана в Кельн и резное изображение мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 г. Впоследствии около 1290 г. было создано дошедшее до наших дней изображение богоматери, на которое и было перенесено название «Миланской мадонны».

Сегодня Миланская мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Ее фигура исполнена грациозности и достоинства. Многочисленные складки одеяния нисходят от плеч до самых ног. Несмотря на то, что сегодняшняя роспись скульптуры датируется XIX в., ее оригинальная окраска также была разноцветной. Эта фигура до сих пор является самым прекрасным изображением Богоматери в соборе.

Жемчужина Кёльна и шедевр готической архитектуры, Кёльнский собор Святых Петра и Марии, бесспорно, поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь форм. Это крупнейший собор Германии и один из самых больших соборов в Европе.

Смотреть еще:

  • 12/11/2011 --
  • 23/11/2011 --
  • 02/11/2018 --
  • 01/09/2014 --
  • 18/08/2014 --

Отдельные факты из истории Кёльна.
Городу более 2000 лет. Основан Марком Агриппой, как римское укрепленное поселение в 38 году до н.э.
Матерью-основательницей города считается Агриппа, родившаяся здесь в 15 г. н.э. в семье полководца Германика - жена императора Клавдия, мать императора Нерона, уговорившая мужа дать городу статус колонии и имперского города.
Находящийся на левом берегу Рейна, город долгое время успешно противостоял многочисленным набегам племен варваров, обитавших в дремучих лесах к востоку от Рейна.
В 1164 году кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель привез в город из Милана мощи трех Святых волхвов (королей). Для них был сделан саркофаг из золота и серебра, украшенный драгоценными камнями - рака Трёх королей, одна из главных святынь христианства. С тех пор Кёльн становится центром паломничества многочисленных верующих.
В 1248 году заложен первый камень в основание Кёльнского собора, по замыслу одного из крупнейших религиозных сооружений мира, ранг и размеры которого соответствовали бы ценности хранимых в нем мощей волхвов. Строительство, длившееся почти 200 лет, прекратилось за недостатком средств. Собор с одной незавершенной южной башней, высотой около 60 метров и прикрытым временной крышей 70-метровым нефом высотой всего 13 метров, долгие годы, до 19 века, был недостроенным.
В 1815 году, Гёте поднял вопрос о достройке собора. В 1842 году строительство было возобновлено по указу прусского короля Вильгельма IV и в основном завершилось к 1880 году. К этому времени были достроены обе башни собора высотой 157,4 м.
До 1884 года собор оставался самым высоким зданием в мире.

Собор выдержал несколько попаданий бомб и чудом остался цел. По другой версии, его не уничтожили только потому, что он был удобным ориентиром для налетов.

Собор непрерывно реставрируется. Он настолько огромен, что пока реставраторы работают над одной частью собора, другая успевает обветшать и требует нового ремонта.

Cуществует легенда, что город Кёльн будет существовать и процветать, пока строиться Кёльнский собор. Когда будет заложен последний камень собора, наступит конец света.

Размеры собора можно оценить по установленному на площади перед ним крестоцвету, точной копии тех, что венчают башни собора.

Центральный.

Интерьер.

Центральный неф.

Рака трех королей (волхвов) в восточной части центрального нефа.

По словам нашего гида, недавно с разрешения церкви были проведены исследования останков хранящихся в раке. Они действительно принадлежат трем мужчинам разного возраста. Это примерно соответствует описанию волхвов в Библии. Но все они умерли в конце первого века нашей эры. Если по Библии считать, что на момент рождении Христа один из волхвов был старцем, он должен был умереть в возрасте не менее 150 лет.

Витражи собора.

А этот витраж не ошибка пикселизации, он действительно такой и есть.

Остатки римских сооружений недалеко от собора.

Картина мелом на соборной площади.

В 1248 году, когда архиепископ Кельна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в основание Кельнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства.
Кельн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор - и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.
Была и другая причина для возникновения столь своеобразного замысла. Кельнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трех королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Так император отблагодарил владыку за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода.

Германия, город Кёльн. На выходе из вокзала вас встречает главная достопримечательность страны, известный всему миру образец готического искусства – Кёльнский собор.


Напоминающий собой на бумаге – главном архитектурном плане - форму креста, этот незавершенный до сих пор памятник средневекового готического зодчества был заложен в 1248 году и постепенно отстраивался, возвысившись почти до 145 метров (144.58м в длину).

Наиболее характерной чертой остроугольного собора является его многовековая история строительства, завершить которое не удалось и по сей день. Каждый год в Кёльнском соборе ведутся реставрационные работы, восстанавливаются разрушенные временем части. Но, как следует из хроник истории, только течение времени безжалостно обходится с этим чудом архитектуры. Так как даже в период Второй мировой войны Кёльнский собор остался, фактически, не тронут при бомбардировке города.

Кёльнский собор имеет и другое название – Собор Святых Петра и Марии – и выступает не только как место проведения религиозных обрядов и служб, но и является историческим и культурным наследием человечества. Это, прежде всего, музей, в котором собрано немалое количество ценных реликвий и скульптур, да и сам собор представляет огромную ценность.

Высокие своды, витражи, множество орнаментальных композиций, мощные колонны, уходящие ввысь, и самый большой колокол в мире, вылитый из французских пушек в 1923 году. Самое ценное хранится в сокровищнице Собора: рака Святого Энгельберта, Ларь трех волхвов, для поклонения которому стекались паломники со всего света, необычайно реалистичный двухметровый Крест Геро с распятым Иисусом Христом, и многие другие религиозные и культурные ценности.


В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввез реликвии в Кельн. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней - рака Трех королей, одна из самых драгоценных святынь христианства. Высокий ранг, которого Кельн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе.

27 сентября 1322 года был освящен хор Собора: длина - 41 метр, ширина 45 метров, высота среднего нефа - 43 метра, окон верхнего ряда из цветного стекла - более 17 метров.

Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремленные ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства. Кельнский собор стоял незаконченным каркасом, требующим едва ли не ремонта. Между хором, завершенным стеной около 1300 года, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня упиралась в и небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями.

Работы на южной башне были прекращены уже около 1450 года, а потом и вся строительная деятельность была полностью оставлена.

Разумеется, причиной тому были не только бушевавшие в Европе эпидемии и войны и отсутствие финансовых средств как следствие их. Заколебалось само средневековое мировоззрение, благодаря которому и могла изначально возникнуть идея этого гигантского собора, к В XV и XVI веках вместе с победой мировоззрения нового времени изменилась и архитектура.

"Готика - это допущенные затраты на безвкусные произведения искусства.. которым не хватает красоты, приятности и изысканности". Так сказано в статье И. Г. Зульцера в Лексиконе, появившемся еще в 1778 году. Вскоре, правда, и этой позиции суждено было измениться, чему положили начало гимн Гете Страсбургскому собору и появившееся в 1773 году его сочинение "О немецком зодчестве".

Новая оценка готики пережила свой взлет в эпоху немецкого романтизма XIX века и привела, в частности, к возобновлению строительства Кельнского собора. В 1815 году Гете еще раз выступил в защиту готической архитектуры: на этот раз по поводу Кельнского собора.

По просьбе коллекционера Сульпиция Буассерэ, который был вдохновлен идеей завершить собор, он отправился в Кельн, чтобы изучить "сказку о вавилонской башне на берегах Рейна", а после этого отправил прусскому министру внутренних дел письмо с рекомендацией поддержать стремление Буассерэ.

В 1842 году, после тщательных подготовительных работ, проведенных архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кельнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень.

В 1862 году уже могли быть установлены стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма 1 состоялось празднество в связи с завершением постройки.

Однако и после этого торжества строительство продолжалось: застекляли окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а поврежденные места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок.

После 1945 года работы начали с устранения повреждений, нанесенных бомбардировками во время второй мировой войны. Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры.

Последняя глава в истории строительства Кельнского собора не завершена и сегодня.