Карс армения. Карс – армянский город на турецкой территории. Каменный мост Адриана

Словник : Карданахи - Керо . Источник: т. XIVa (1895): Карданахи - Керо, с. 606-608 ( · индекс ) Другие источники : БЭЮ : ВЭ : МЭСБЕ : НЭС


Карс - областной город Карсской области , в 346 верстах к ЮЗ от Тифлиса , на возвышенном Карсском плато, на правом берегу Карс-чая, при входе его в скалистое ущелье, на высоте около 6000 ф. над ур. моря, первоклассная крепость. Жителей 10477 (армяне, греки, турки, русские). Время основания этого древнего города неизвестно; теперешнее название его возникло, по-видимому, со времени водворения грузин в бассейне К.-чая и произошло, вероятно, от груз. слова «кари» (ворота), обозначавшего положение его на границе Грузии и Армении . Грузинское название Карис-калаки (город ворот) было принято и армянами, в форме Каруц-кагак. После падения Армянского царства К. переходил из одних рук в другие и наконец был завоеван турками. Султан Мурад III в 1579 г. построил в нем сильные укрепления. Расположенный на значительной высоте (крепость 5826 фт., цитадель - 6021 фт. над уровнем моря), К., несмотря на сравнительно южное положение (40°36′ сев. шир.), имеет суровый климат; средняя температура (Ц.) самого холодного месяца (января) −16,2°, самого теплого (августа) 17,5°, года +3,8; количество осадков 456 мм. Зимой выпадает много снега; морозы достигают 35°, что в связи с частыми дождями летом, ветрами и метелями зимой делает местопребывание в К. довольно тяжелым. Окрестности К. лишены древесной растительности, которая в самом городе состоит лишь из нескольких чахлых деревьев. По благоустройству и удобству для жизни К. занимает одно из последних мест даже среди городов Кавказского края. Из памятников домусульманской эпохи замечателен древний армянский собор 12 апостолов, построенный в Х в. и обращенный турками в мечеть. После присоединения К. к России собор восстановлен и освящен в 1879 г. Замечательны господствующая над городом цитадель и грандиозные лестницы, служащие для сообщения фортов через ущелье К.-чая. Фабрик и зав. в К. в 1891 г. было 17 (2 пивовар., 1 мыловар., 4 мельницы, 3 гончарн., 3 известков., 1 красильня, 2 кирпичн. и 1 минерал. в.), с 49 рабоч. и суммой производства в 33152 р. Торговые обороты К. вследствие значительного скопления войск довольно велики и оцениваются в 2 млн руб. Городское 3-классное мужское училище с 220 уч. (1891 г.) и Мариинское женское училище с 92 учен. (1891 г.). Городские доходы в 1891 г. 39771 р., расходы - 39546 р. В К. издается с 1883 г. официальная газета «Карс» (300 экз.), в которой, между прочим, помещаются статьи по географии, этнографии и быту населения Карсской области.

Карсский округ расположен в центральной части области, в бассейне Карс-чая; граничит на З. с Турцией ; занимает 5735½ кв. верст (по Стрельбицкому), с населением в 88944 душ. Поверхность округа представляет часть возвышенного Ардагано-Карсского плато выс. от 5¼ до 6½ тыс. фут. над уровнем моря, с разбросанными на ней короткими хребтами и отдельными возвышенностями, не превышающими обыкновенно 8½-9 т. фт. и лишь кое-где на окраинах окр. достигающими немногим более 10 т. фт. над ур. моря. Плато, наиболее возвышенное в сев.-зап. и зап. частях, понижается к востоку и юго-востоку, где оно круто обрывается к Арпа-чаю, лев. притоку Аракса . Из хребтов на плато в особенности замечателен Соганлугский, расположенный в юго-зап. части округа и представляющий южную часть Арсианского водораздела. Карс-чай, начинаясь на сев.-вост. склоне Соганлуга, прорезывает весь К. округ с ЮЗ. на СВ. и является небольшой, принимающей множество незначительных притоков рекой, которая в верхнем своем течении, как и все реки на плато, течет медленно, образуя при таянии снегов обширные водные и заболоченные пространства; в среднем и нижнем течении река проходит местами через ущелья, образованные разбросанными на плато возвышенностями и течет сравнительно быстро. Из притоков К.-чая Чалдыр-су, впадающий в нижнем течении его слева, служит истоком для находящегося на плато вне пределов К. округа обширного Чалдырского оз. Климат К. округа ввиду его высокого положения умеренный - а в более высоких местах и суровый; зимой выпадает много снега, а морозы достигают свыше 30° (Ц.). См. Карсская область . Большая часть К. округа покрыта травянистой, в более высоких местностях степной, на вершинах возвышенностей горной, а в низинах луговой растительностью. Леса и вообще древесная флора сосредоточивается только в юго-зап. части, где на склонах Соганлугского хребта имеются довольно значительные, преимущественно сосновые насаждения; площадь лесов - 28750 дес. Население, плотность которого немногим превышает 15 ч. на 1 кв. в., состоит из русских (12½%), греков (14%), курдов (6½%), осетин (½%), армян (29%), айсоров (½%), турок (9½%), карапапахов (22½%), туркмен (3½%) и других народностей (1½%). Православные составляют 15½, сектанты (молокане, духоборы, прыгуны и т. п.) - 11½, армяно-грегориане - 29, мусульмане - 39½ (25 сунниты и 14½ шииты) секты али-аллахи - 3½, остальных вероисповеданий - 1%. Почти единственные занятия жителей - земледелие и скотоводство, причем вследствие суровости климата первое сосредоточивается преимущественно на посевах яровых хлебов, главным образом пшеницы и ячменя. Площадь, засеянная хлебами, составляя в 1892 г. 35634 дес., не превышала 6,6% всего пространства К. округа. Средним числом за 1889-91 гг. высевалось всякого хлеба 327879 пд., а снято 1523841 пд. Начиная с 7½-8 тыс. фут. господствует пастбищная система землепользования. Садоводства и шелководства вследствие сурового климата не существует; огородничество развито слабо. Обширные пастбища благоприятствуют скотоводству, развитому в особенности у полукочевого курдского населения, а также у русских сектантов, которые воспитывают порядочный рогатый скот и хороших лошадей для занятия извозом, приносящим им немаловажные выгоды. В 1891 г. было лошадей 16264, ослов и мулов 1720, крупного рогатого скота 96724, овец и коз 138085 голов. По развитию скотоводства и численности крупного и мелкого скота и лошадей К. округ занимает первое место в области. Продукты скотоводства идут, главным образом, на удовлетворение местных нужд; лишь шерсть и шкуры вывозятся за пределы округа. Местами в Карсском округе развито пчеловодство; в 1891 г. колодок считалось 1265, добыто меда - 455 пд., воска 90 пд. 1 небольшой кожевенный завод, 1 зав. минеральных вод и 1 довольно значительная мельница, 246 первобытного устройства водяных мельниц (с оборотом в 26460 р.), 27 маслобоен (с суммой производства 1780 руб.) и 5 кирпичных заводов (1000 руб.). Начальных училищ и русских, армянских и мусульманских школ грамотности в 1891 г. было 73, с 1203 учащимися об. п.

Карс (воен.). Во всех войнах, которые мы вели с турками в нынешнем столетии, К. играл весьма видную роль. В кампанию 1807 г. он был осажден русским отрядом ген. Несветаева, но попытка овладеть им не имела успеха. В кампанию 1828 г. крепость после предварительного бомбардирования взята была приступом войсками гр. Паскевича-Эриванского (23 июня), но по заключении мира возвращена туркам. Ко времени Восточной войны 1853-56 гг. укрепления К. постепенно расширялись и особенно усилились со времени прибытия туда английского комиссара Вильямса (см. VI, 392) . Командовавший русскими войсками в Аз. Турции ген. Муравьев, подойдя к К. в начале июня 1855 г., сначала рассчитывал овладеть крепостью посредством тесной блокады, но так как там собраны были значительные запасы, то расчет этот не оправдался. Между тем в конце августа стали распространяться слухи о высадке в Батуми корпуса Омера-паши и о мнимом движении его на выручку К., а 12 сентября пришло известие о падении Севастополя. Ген. Муравьев решился штурмовать крепость. Штурм, предпринятый утром 17 сент., был отбит с огромными для нас потерями (около 6½ тыс. чел.), но Муравьев не отступил от К., еще более стеснил его блокаду и постоянно тревожил гарнизон. Эти непрерывные тревоги, а главное - истощение запасов повлекли за собою сдачу К., 6 ноября занятого русскими войсками, но после Парижского мира вновь отошедшего во власть турок, которые к 1877 г. довели укрепления его до высокой степени совершенства. При открытии войны 1877-78 гг. после взятия Ардагана войска наши приступили к обложению К. и к осадным против него работам; но после сражения под Зевиным (см.) и приближения к К. главной турецкой армии под начальством Мухтара-паши осада была снята. Вторично к операциям против К. приступлено было только с 10 октября, после поражения армии Мухтара на Аладже (см. I, 348) . Начатые блокадой, перешедшей в бомбардирование отдельных фортов, они завершились штурмом, предпринятым в ночь на 6 ноября. После геройских усилий со стороны наших войск, сломивших храбрую оборону гарнизона, К. был взят; 2 генерала, 75 офицеров и до 2200 нижн. чинов выбыло у нас из строя. Из защитников успело спастись лишь несколько сот всадников, в том числе комендант крепости Гуссейн-паша. Падение К. имело огромное значение для дальнейшего хода военных действий в Аз. Турции. За взятие Карса М. Т. Лорис-Меликов, руководивший осадой и штурмом, возведен в графское достоинство.

Если задать вопрос гражданам на улицах, какие территории бывшая Российская империя потеряла после революций 1917 года и Гражданской войны, то чаще всего вспоминают Польшу, Финляндию или Прибалтику. Реже - Бессарабию, аннексированную Румынией. Закавказье же звучит крайне редко, несмотря на немалые территориальные потери в пользу Турции. Город Карс достался Российской империи по Сан-Стефанскому мирному договору и долгие четыре десятилетия находился в её составе. До сих пор в тех местах можно найти множество домов, которые у нас в России принято называть дореволюционными постройками. Даже строение окон больше характерно для традиционно русского, хотя политически этот край не является русским уже почти сто лет.


По Брестскому миру с Советской Россией, а затем по Карскому договору с республиками Закавказья вся область отходила Турции, и эта территория была немедленно захвачена её войсками. Армянское население ещё раньше было по большей части изгнано, а его культурное наследие - уничтожено. И по сей день руины армянских храмов отчётливо угадываются среди местного пейзажа.

Почему так случилось? Прежде всего потому, что турки раньше русских сумели преодолеть хаос, возникший после первой мировой войны и распада империи. Кристаллизовавшись как нация и построив в кратчайший срок дееспособные институты нового государства, Турция получила перед Россией историческое преимущество, которое она незамедлительно и реализовала. Для Советской России же в тот момент было критически важно получить спокойную границу на юге и прорвать дипломатическую блокаду. Потеря отдалённой области казалась приемлемым разменом. Кстати, попутно ослаблялась Армения, элита которой ещё недавно активно рвалась к независимости.

Уступленные территории выделены светло-серым цветом


Позже в советской историографии данную уступку вспоминать не любили. Ведь если потери на западе можно было объяснить кознями Германии и Антанты, то Карс и прилегающие территории, вроде как, отдали сами. И нет смысла горевать, что медовый месяц Советской России и Турции так скоро закончился. В конце концов, в политике нет вечных друзей и вечных врагов. Есть лишь вечные интересы.

На этом, кстати, Карса могла и не закончится. В 1946 году Сталин задумал наказать Анкару за пропуск германских кораблей в Чёрное море в период Великой Отечественной войны и другие, столь же сомнительные действия. Грузинская и Армянская ССР выдвинули Турции территориальные претензии, которые предусматривали возвращение потерянных земель с процентами. Чтобы подтвердить серьёзность намерений, части советской армии начали выдвижение на позиции в Закавказье и Северном Иране. Параллельно шло аналогичное движение и в Болгарии, со стороны которой предполагался поход на Стамбул, в котором по итогам вторжения предполагалось поставить советские военные базы.

Турция, у которой не было ни единого шанса против СССР, сделала то единственное, что ей оставалось - подняла дипломатический шум, в надежде на помощь Британии и США. Расчёт оправдался в полной мере. Напуганные невиданным усилением мощи СССР западные союзники были готовы применить по Советскому Союзу ядерную бомбу и Москве пришлось отказаться от намерений по возвращению утерянной части Закавказья.

В 1953 году СССР отказался от претензий на Карс. Турция к тому времени уже год как состояла в НАТО. Современная Армения не признаёт Карсский договор, а Грузия денонсировала его после Аджарского кризиса 2004 года, когда Турция пригрозила ввести войска в Батуми, опираясь как раз на этот документ.

Когда стоишь во дворе Карсской крепости, прямо у стены, под тобой – весь город как на ладони: храм Двенадцати Апостолов, река Карс, мост Вардана, названный так в честь городского сумасшедшего, гулявшего по улицам в 19 веке, развалины армянского квартала, знаменитые серные бани. Крепость, увидевши раз, забыть невозможно. И все время, гуляя по ней, думалось – как можно было оставлять ее туркам. Карсская крепость считалась одной из неприступных на Кавказе и взять ее турецкая армия практически не была способна.

История 1

Крепость Карс существует с 1597 г., она построена султаном Мурадом III, о чем сохранилась над крепостными воротами надпись. С давних времен Карс считался ключом к обладанию Малой Азией (на что указывает и его первоначальное название Карс-калак, т. е. "город дверей"), a его крепость - неприступной твердыней.

Карс, армянский город, с 928 по 961 годы - столица Армянского царства Багратидов, с 961 по 1064 годы - столица армянского Карсского царства. Карс был центром исторического Вананда, а с 1878 по 1917 это была российская Карская область с генерал-губернатором. Ныне он главный город турецкого вилайета (провинции) Карс. С распространением в Закавказье русского владычества Карсская крепость подверглась в течение XIX в. четырем штурмам русских войск в русско-турецких войнах этого столетия и три раза переходила в руки русских. В сентябре 1855 г. крепость Карс была занята русскими войсками, 18 марта 1856 г. возвращена Турции. 18 ноября 1877 года крепость вновь взята и по Сан-Стефанскому договору от 19 февраля 1878 года отошла к России. Отнесена к 1 классу, а с 1888 г. - к 3-му. По Брест-Литовскому мирному договору 3 марта 1918 г. Карсская крепость была передана Турции.

По Карсскому договору 1921 года Карсская область и Сурмалинский уезд вошли в состав Турции. Под давлением Советской России правительство Советской Армении было вынуждено подписать Карсский договор 1921 года и тем самым признать нынешние границы Турецкой республики. Но все же с 1918 по 1920 гг. Карсская область была в составе Первой Республики Армения. В 1945 году были предъявлены территориальные претензии СССР к Турции, согласно которым территория бывшей Карской области должна была быть разделена между Грузинской и Армянской ССР. Однако, исходя из изменившихся геополитических реалий и начала «холодной войны», в 1953 году Советский Союз отказался от этих претензий.

Карс для армян олицетворяет одну из черных страниц новой истории: именно здесь был подписан договор между кемалистской Турцией и большевистской Россией. Договор, который лишил армян родины и оставил им только 29 тысяч кв. км.

Есть мнение, что если договор войдет в повестку Национального Собрания Армении и если парламент ратифицирует этот договор, то это будет означать, что Армения отказывается от территориальных претензий к Турции. Сама идея, по сути, абсурдна, но всякое бывает. Напомним просто, что согласно договору, Армения потеряла около 24-х тысяч кв. км территории, Нахичеван стал автономной республикой под покровительством Азербайджана. Кроме того, этот договор предполагает отказ Армении от Севрского договора. В договоре армяно-турецкая граница проходит через Ахурян-Арпачай. Это именно та граница, которая сегодня разделяет Армению и Турцию. В Турции, надо сказать, опасаются, что когда-нибудь они столкнуться с проблемой отсутствия международной ратификации Карского договора. Когда Турция признала независимость Армении, для нормализации отношений она выдвинула три предусловия, в числе которых находится требование признание Арменией Карсского договора.

История 2

Карсская епархия Эчмиадзинского Католикосата Армянской Апостольской церкви была упразднена в 1915 году. Епархия находилась под юрисдикцией Св. Эчмиадзина. Центром был город Карс, собор Св.Апостолов. По данным на 1911 год количество верующих Армянской Апостольской церкви - 65.000 человек, общин - 91, а также верующих Армянской Католической церкви - 1.000. Епархия имела 93 церкви. Развалины церквей сопровождают путешественников по всей дороге из Карса вглубь Западной Армении. Сколько лет подряд профессор Кристина Маранчи, Артур Дадрян и профессор армянского искусства и архитектуры в университете Тафта Ара Озтемел выступают с призывом спасти армянский храм Мрен , который находится в нынешней провинции Карс. Кафедральный собор Мрен, датируемый 7 веком находится на грани исчезновения. Он был построен в 638 году н.э. и является олицетворением «золотого века» армянской архитектуры. «Храм долго не продержится. Фотографии 1990 года и нынешние показывают степень разрушения. Если сейчас не принять меры, будет уже поздно», - пишет профессор Маранчи, добавив, что храм находится у армяно-турецкой границы и поэтому туда очень трудно попасть. «Храм Мрен простоял тысячелетие, на его стенах написана история и его потеря станет трагической для человечества», - подчеркнула она.

А сколько таких храмов, безвозвратно утерянных за прошедшие 100 лет. В 1912-1913 годах по поручению Министерства внутренних дел Османской империи Константинопольский патриархат ААЦ должен был составить список действующих армянских храмов на территории империи.

Согласно статистике, собранной архиепископом Магакией Орманяном, количество армянских храмов, действующих на территории Западной Армении (не считая историческую Киликию, Константинополь и другие регионы) к этому времени составляло 2200. Из этого числа 2150 храмов были уничтожены, разграблены и повреждены в годы Геноцида армян.

Доктор Раймонд Геворгян в своей работе «Les Arméniens dans l’Empire Ottoman à la veille du génocide», вышедшей в свет в 1992 году в Париже, основываясь на неопубликованных данных из архивов Константинопольского патриархата ААЦ, приводит 2528 церквей, 451 монастырь и около 2000 школ. На сегодняшний день, вне Стамбула у армян есть всего лишь 6 действующих церквей и ни одного монастыря.

Согласно данным ЮНЕСКО, из 913 храмов, которые уцелели после геноцида 1915 года, к 1974 году 464 были полностью уничтожены, 252 находились в руинах, а 197 подлежали незамедлительному восстановлению под угрозой уничтожения. Сегодня Турция является членом ЮНЕСКО, но имеется огромное количество доказательств и фактов того, что правительство Турции по сей день уничтожает армянское культурное наследие на своей территории. За примерами далеко ходить не надо – почти полностью срыта крепость Баязет, то есть Дароинк, вотчина Аршакуни.

В 6-ом пункте решения Европейского совета от 18 июня 1987 года относительно Геноцида армян в Турции, говорится: «Турецкое правительство должно показать справедливое отношение к самобытности, языку, религии, культуре и историческим памятникам армянского народа; Совет Европы требует, чтобы сохранившиеся исторические и архитектурные памятники, расположенные в Турции, были восстановлены».

Однако после 1928-го года начался процесс изменения армянской топонимики населенных пунктов, рек, озер, гор и других объектов на этой территории, который происходил несколько раз. Например, поселение Мокс в провинции Васпуракан было переименовано в Мюкюс, затем в Бахчисарай и в итоге в Хусейние, Бердах стал Динлендже, Андзай - Гёрушлу, Севан - Ортаджа, Арен - Гёлдузлу. Аджн превратился Саимбейли в честь организатора армянских погромов в самом Аджне в 1920 году. Остров Ахтамар был переименован в Акдамар, город Ани - в Аны (что по случайному стечению обстоятельств по-турецки означает «память»), гора Арарат в гору Агры, а сохранившиеся памятники были представлены без ссылки на их армянское происхождение.

История 3

В прекрасной книге Александра Тонконоженко «Карсъ: проклятая память» описывается первое время, после взятия русскими войсками крепости. В своей проповеди армянский архиерей сказал: «…Россия показала миру, что она осталась верна своему христианскому предназначению. Россия пришла на помощь своим братьям во Христе. Под покровом русского воинства пресечено массовое истребление армян многострадальной Западной Армении. Трижды Господь ниспосылал армянам испытание Карсом. Трижды наш народ с ликованием встречал своих освободителей и открыто помогал им, чем мог. И вот, наконец, мы дождались окончательного и бесповоротного освобождения Карса…» Увы, началась революция в России, и Карс стал разменной монетой в борьбе за мировую революцию.

Сегодняшний день

…В полдень в Карсе начинается перекличка мечетей – правоверных зовут на молитву. Какофония стоит страшная и от нее хочется закрыть уши и бежать, куда глаза глядят. То же самое повторяется вечером, а если азан звучит в месяц поста Рамазан – это вообще невыносимо. По злой насмешке судьбы Карс, Эрзерум, Игдыр – опора исламских фанатиков, среди которых очень много азербайджанцев. Турецкое правительство специально поселяет на приграничных с Арменией территориях азербайджанцев – они охраняют границу лучше любого пограничника. На курдов надежд не очень много, тем более сейчас, когда каждый день происходят столкновения между турецкой армией и жандармами и курдскими боевиками. Добавим ко всему этому и стремление курдов создать собственное государство.

Сам город очень красив. И даже уродливый минарет, пристроенный к закрытой церкви Двенадцати Апостолов, не портит общего впечатления. Армян, приехавших посмотреть на город своих предков, водят к развалившемуся дому, в котором, по рассказам, родился и жил Егише Чаренц. Однако все это не что иное, как просто очередной миф – за два раза приезда в Карс, мне показывали две совершенно разные развалюхи, утверждая, что именно здесь и родился великий Чаренц. Курды, таким образом, зарабатывают деньги на армянах. Несколько лет тому назад даже был пущен слух, что турецкое правительство продает дом Чаренца за пять тысяч долларов и армянские СМИ на полном серьезе стали писать, что, мол, минкульт не может найти 5000, чтобы выкупить дом, которого на самом деле нет. Но вот в школе, где он учился, директор с гордостью (?) показал табличку, на которой было написано, что до 1915 года здесь учились не только турки, но и армяне и католики. Но только до начала Первой мировой войны. И еще он сказал, что знает, кто такой Чаренц и что до 1915 года в Карсе было много армян. Школа носит имя Исмета Иненю, второго президента Турции. А в бывших армянских домах, почти развалившихся, ютятся самые бедные жители города, в основном курды. Кстати, курды составляют 70% населения Карса. Кстати, курды очень не любят фотографироваться, и один из них даже погнался за нами с палкой, увидев нацеленные объективы. Слава Богу, все обошлось.

Карс – это город-призрак, город – миф, кажется и не существующий уже, но пытающийся жить так, словно ничего не было: ни войн, ни резни армян, ни отступления российской армии, оставившей армян один на один с турецкими войсками, которые просто не смогли удержать одну из самых укрепленных крепостей на Кавказе. На крепости портрет Ататюрка с его словами: «Родина благодарит тебя».

Однако вернемся в армянскую часть города, к собору Двенадцати Апостолов, в котором один из моих предков был священником. Собор разделил участь всех армянских храмов на территории Османской империи и затем Турецкой республики. Сначала храм превратили в мечеть, потом он опять стал армянской церковью. Сейчас собор заперт, но территория вокруг довольно ухожена и говорят, что может, он также будет открываться раз в год для армянской литургии. Сейчас на соборе табличка: «Музей». Какой музей, что здесь было – ни слова. Прежний мэр города Наиф Алибейоглу был сторонником сохранения старого Карса, особенно его армянской части. Он также был инициатором воздвижения снесенного «Памятника гуманизму». По правде памятник был действительно несуразный, но довольно величественный – он возвышался над крепостью, словно напоминая о том, что истина заключается в мире, а не в войне… Алибейоглу был членом главной оппозиционной партии Турции – Народно-республиканской (CHP). Нынешний, Невзат Бозкуш, принадлежит к правящей партии Справедливости и развития (АКР) и делает все для того, чтобы уничтожить все следы армянского поселения в Карсе.

Памятник уже года три как демонтирован. Инициатором сноса памятника был премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который в ходе своего визита в Карс в январе 2011 года назвал памятник «уродливым и чудовищным». Автором памятника является известный турецкий скульптор Мехмет Аксой.

Демонтаж «Памятника гуманизму» в Карсе символизирует нынешнюю ситуацию в армяно-турецких отношениях, а также попытку политизировать даже памятник, посвященный армяно-турецким отношениям. До скандального заявления премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о демонтаже памятника, о нем мало кто знал. Демонтаж памятника направлен на привлечение голосов националистически настроенных избирателей, а также, чтобы заручиться поддержкой многочисленной азербайджанской диаспоры в Карсе.

По словам известного армянского скульптора Левона Токмаджяна, демонтаж памятника объясняется не его эстетическими недостатками, а политикой Турции в отношении армян. “Будь это даже памятник работы Микеланджело, он должен был быть снесен, так как этого требует турецкая политика”,- подчеркнул он.

Армянская диаспора тогда писала, что Эрдоган допустил бестактность, потребовав разрушить громадный памятник, символизирующий «армяно-турецкую дружбу». Незавершенный памятник высотой более 30 метров и весом 1500 тонн заказал бывший мэр Карса, надеясь на то, что примирение с Арменией и открытие границ будут способствовать развитию слабой экономики города. Памятник представляет собой скульптуру человека, поделенного на две половины, которые протягивают друг другу руки в знак дружбы. Назвав памятник «странным» и «безобразным», премьер-министр призвал нового мэра до его следующего визита разрушить памятник стоимостью 1,5 млн. долларов. К слову сказать, памятник действительно был удручающим, непонятным и помню первое впечатление от него: «Боже, что это такое?!»

И вновь Карс

А еще здесь очень холодно. Находящийся на высоте 1700 метров над уровнем моря, Карс является одним из самых холодных городов Армянского нагорья, здесь даже летними ночами прохладно, если не сказать холодно. Гуляя по улицам города, вспоминаешь «Снег» Памука и так и кажется, что сейчас повалит снег и начнется фантасмагория со спектаклем, перевоплощениями, убийствами. Есть в Карсе нечто мистическое и, наверное, именно эта мистика и подтолкнула Памука к написанию романа.

Карс для Турции – ворота на Южный Кавказ, перекресток торговых путей и в свое время был одним из значимых городов Восточной Армении. Но ныне Карс представляет собой задворки страны, правда, очень важные задворки. Неподалеку проходит нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, рядом граница с Грузией и Арменией. Есть некоторая безысходность в городе – он какой-то неживой, словно пытается протянуть еще некоторое время, чтобы окончательно умереть.

А еще Карс очень похож на Гюмри. До сих пор в городе сохранились дома из черного базальта, такие, какие строили в Армении в начале ХХ века. На некоторых домах – фамилии владельцев на армянском и даты. Почти все они обрываются на 1921 годе. Как ни странно, эти барельефы не сбиты, хотя попорчены.

И все же у города есть некое очарование, правда трагическое, в нем незримо присутствует армянский дух, который остался, несмотря на все беды, случившиеся с городом. И памятник президенту Азербайджана Гейдару Алиеву смотрится как нечто чужеродное, непонятное и потому неприемлемое. Местным курдам, с кем довелось поговорить, не нравится памятник и вообще азербайджанцы, населяющие город. Живет в Карсе 77 тысяч человек. Есть среди них и армяне, граждане Армении, которые работают в различных лавках, возят товар из Турции в Армению. И, увы, прямо в центре Карса находится гостиница «Карабах», которую так любят показывать приезжающим армянам.

На протяжении веков Карс принадлежал Византии, Турции, Грузии, России и Армении. До недавнего времени исторический район Карса был бедной животноводческой областью, застойным городом без канализации и инфраструктуры. Global Heritage Fund сейчас работает с муниципалитетом Карса, турецким правительством в Восточной Анатолии для сохранения исторических памятников, восстановления городского хозяйства для развития общества и нормального туризма.

История последняя

В военной истории России известно, что русская армия в XIX в. брала сильнейшую на восточных рубежах Османской империи крепость Карс четыре раза – в 1807-м, 1828-м, 1855-м и 1877-м годах. В Крымской войне 1853–1856 гг. Карсская крепость по итогам мирных переговоров на Парижском конгрессе была обменена на морскую крепость Севастополь. Такова была цена Карса. После каждого такого поражения Стамбул трижды принимал решение о модернизации фортификационных сооружений Карской крепости. Поэтому в 1877 г. кавказские войска России, подступившие в четвертый раз к турецкой твердыне, увидели реконструированную крепость, оборонительные сооружения которой составляли мощные форты и цитадель, усиленную самой природой – горными высотами с крутыми обрывами, бурлящими реками в скалистых берегах, высокогорными перевалами и дорогами, больше напоминающими караванные тропы.

Противники имели в армейских рядах достаточное число войск, обладавших боевым опытом ведения действий в горах. Они могли опереться на местное население в районе Карса – мусульманское (курдские племена) и христианское (армян). Прелюдией к падению крепости стало сражение при горе Аладжа на Карском нагорье. Здесь в сентябре-октябре 1877 г. произошли столкновения крупных сил русских и турецких войск. Мухтар-Ахмед-паша имел здесь 38 тыс. человек, русские войска – 56 тыс. человек. Турки оборонялись в горной, хорошо укрепленной местности, которая, казалось бы, надежно прикрывала подступы к крепости Карс.

Первый раз кавказские войска штурмовали Аладжинские укрепления 20-23 сентября (2–5 октября). Попытка эта закончилась неудачей с потерей убитыми, ранеными и пропавшими без вести свыше 3 тыс. человек. Атаковавшим пришлось отойти на исходные позиции. Султанский полководец в преддверии холодов приказал войскам отойти к Карской крепости. Когда русскому командованию донесли, что турки оставляют занимаемые полевые позиции, то было решено проверить полноту такой информации. Разведка подтвердила, что отход неприятеля к Карсу несомненен. 27 сентября (9 октября) кавказские войска вновь пошли вперед. Только теперь фронтальный натиск сочетался с глубоким фланговым охватом. В обход Аладжинской позиции был отправлен отряд под командованием генерала И.Д. Лазарева, ставшего одним из героев взятия Карской крепости.

Анатолийская армия, обращенная в бегство, потерпела в Аладжинском сражении полное поражение. Она потеряла почти половину своего боевого состава: 5-6 тыс. убитыми и ранеными, 8,5 тыс. – пленными, 3-4 тыс. – дезертирами. Повторный удар русской стороне обошелся боевыми потерями всего в 1,5 тыс. человек. После этого сражения вопрос о штурме самого Карса был практически решен. Приказ главнокомандующего кавказскими войсками не заставил себя ждать. Руководил операцией генерал И.Д. Лазарев. Основная боевая нагрузка пала на 40-ю пехотную дивизию в составе четырех полков: 157-го Имеретинского, 158-го Кутаисского, 159-го Гурийского и 160-го Абхазского. Дивизией командовал генерал П.Н. Шатилов, имевший богатый опыт ведения войны в горах.

Память

Когда мне было уже лет 10-12, папа – царствие ему небесное – начал рассказывать о своей родине, которую он даже и не видел – о Карсе. Это были рассказы его отца, моего деда, которого не видела я. Рассказывал папа с болью, для него Карс, Ардаган, Эрзерум были не просто городами, оказавшимися по ту сторону границы, а родными местами, которые он так и не увидел, и говорил, что и мне, наверное, тоже не суждено их увидеть. Но тут он, к счастью или к несчастью – не знаю, оказался не прав.

«Я теперь понимаю своего отца, который все время вспоминал свою деревню под Ваном. Вспоминал и плакал. Помню, садился на берег Аракса и просил: умереть мне здесь, перебросьте меня на тот берег», - из рассказов, услышанных во время поездок в Западную Армению…

Карс – ключ ко всей Армении. И трудно удержаться и не привести еще одну цитату из книги Александра Тонконоженко: «Хорошо понимая значение Карса для сохранения армянской государственности и народа, за месяц до падения Карса туда прибыл епископ Гарегин Овсепян. Пред ним предстала удручающая картина подавленного духом армянского народа, готового смириться и просить милостыню у врага…».

И еще. Никогда не следует забывать, что именно дашнакское правительство подписало с турками позорный Александропольский договор, который и стал прообразом Московского договора от 16 марта 1921 года и Карсского договора от 13 октября 1921 года, по которым Карс и Карсская область становились турецкими.

Карине Тер-Саакян

Высота НУМ Официальный язык Население Плотность

47,05 чел./км²

Агломерация Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Официальный сайт

(тур.)

История

Существуют предположения, что Карс был основан в IV веке, однако, устойчивые упоминания о городе встречаются в армянских и византийских летописях начиная с IX века .

Карс имел важное значение в государственной и общественной жизни средневековой Армении, являлся центром провинции Вананд Айраратской области . Город также был крупным центром ремесла и торговли, через него шли пути международной торговли. В 928-961 гг. являлся столицей Армении , в 961 году армянский царь Ашот III переносит столицу в Ани . После этого, в X-XI веках Карс остаётся столицей армянского Ванандского или Карсского царства (арм. Կարս ), которым управляет младшая ветвь армянской царской династии Багратидов .

В 1064 году Карсское царство было присоединено к Византии , а позднее завоевана сельджуками . В период сельджукской гегемонии большую часть населения города продолжали составлять армяне . В 1206 году вместе с частью Северной Армении освобождён Закарянами и в составе их владений вошёл в пределы Грузинского царства . В XVI веке захвачен Турцией, превратившей его в опорный пункт для распространения своего влияния на Закавказье .

XIX век

Крымская война

XX век

После поражения в Первой мировой войне турки оставили Карс, и в город вступили английские войска. В мае Карс был передан Республике Армении , и значительное число армян возвратилось в свой родной город.

Климат

Расположенный на высоте 1760 метров, Карс имеет горный климат с чертами континентального. Карс является одним из наиболее холодных городов Турции. Зима суровая, хотя относительно малоснежная, лето короткое, с тёплыми, порой жаркими днями, но всегда холодными ночами. Весна очень длительная, заморозки сохраняются вплоть до конца мая, но возможны даже в июне. Осень наступает рано.

Университеты

Консульства

Население

В начале ХIХ в. здесь было 850 домов, в том числе 600 армянских (71 %).

Транспорт

Строится железная дорога в Грузию, составляющая часть железной дороги «Баку - Тбилиси - Карс ». После окончания строительства будет запущен поезд Стамбул-Тбилиси-Баку.

Города-побратимы

Известные уроженцы

  • Бабаян Амаяк Григорьевич - советский военачальник, генерал-майор , Герой Советского Союза .
  • Егише Чаренц (настоящее имя - Егише Абгарович Согомонян) - выдающийся армянский поэт и переводчик. Классик армянской литературы.
  • Клич, Николай Александрович - советский военачальник, генерал-лейтенант артиллерии.
  • Симонян, Рипсиме Левоновна - армянский скульптор .

Галерея



Русские здания в Карсе

См. также

Напишите отзыв о статье "Карс"

Примечания

  1. Room Adrian. Placenames of the World. - McFarland, 2003. - P. 178. - ISBN 0-7864-1814-1 .
  2. Tahir Sezen, Osmanlı Yer Adları (Alfabetik Sırayla) , T.C. Başbakanlık Devlet Arşivleri Genel Müdürlüğü, Yayın Nu 21, Ankara, p. 287.
  3. Константин Багрянородный . Об управлении империей . Гл.44. О стране Апахунис и о крепостях Манцикиерт, Перкри, Хдиат, Халиат, Арцес, Тиви, Херт, Саломас и Цермацу
    [Знай], что архонт архонтов сидел в Великой Армении, в крепости Карс, и владел как тремя вышеназванными крепостями, Перкри, Халиатом и Арцесом, так и Тиви, Хертом и Саламасом.
    (цит. по изданию: Константин Багрянородный. Об управлении империей. М. Наука. 1991 (пер. под. ред. Г. Г. Литаврина, А. П. Новосельцева)
  4. Ашот - статья из Большой советской энциклопедии .
  5. Cyril Toumanoff . Т. IV: The Byzantine Empire, part I, chapter XIV . - P. 593-637.
    The Empire did not long enjoy its spoils. Beginning in 1045/6 Armenian was subjected to repeated Seljuq attacks, and in 1064 Ani fell to Alp Arslan. In that year, the King of Kars, Gagik-Abas, ceded his state to the Empire on the usual conditions, but it was snatched by the Turks. A few sovereigns still remained in Armenia.
  6. / Edited by , , . - Routledge, 2016. - P. 87.
    As indicated already, Armenian formed an important component in a number of cities in Anatolia within the Seljuq sphere, such as Sivas and Kayseri, and constituted the majority in others like Erzincan and Erzurum, as well as in those further east like Ani and Kars.
  7. Cyril Toumanoff . Armenia and Georgia // The Cambridge Medieval History. - Cambridge, 1966. - Т. IV: The Byzantine Empire, part I chapter XIV . - С. 593-637 . :
    Later, in the twelfth and thirteenth centuries, the Armenian house of the Zachariads (Mkhargrdzeli) ruled in northern Armenia at Ani, Lor’i, Kars, and Dvin under the Georgian aegis.
  8. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. т.64 Карсская область. Н. А. Тройницкий, С.-Петербург, 1904 стр. 43
  9. Dr. Ahmet B. Ercilasun (тур.) русск. . Kars ili ağızları. - 29. - Ankara: Gazi Universitesi, 1983. - С. 46-49 (раздел «Kars Azerileri»). - 386 с.
  10. (тур.)

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Ссылки

  • (рус.)
  • (тур.)
  • (тур.)
  • О Карсе пишет А. С. Пушкин в своём произведении «»
  • (рус.)
  • (рус.)
  • (рус.)
  • (рус.)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. (рус.)


Административное деление ила Карс

Районы городского типа : Карс меркези
Районы сельского типа : Акьяка | Арпачай | Дигор | Кагызман | Сарыкамыш | Селим | Сусуз

Отрывок, характеризующий Карс

– Куда вы так рано? – сказал Сперанский.
– Я обещал на вечер…
Они помолчали. Князь Андрей смотрел близко в эти зеркальные, непропускающие к себе глаза и ему стало смешно, как он мог ждать чего нибудь от Сперанского и от всей своей деятельности, связанной с ним, и как мог он приписывать важность тому, что делал Сперанский. Этот аккуратный, невеселый смех долго не переставал звучать в ушах князя Андрея после того, как он уехал от Сперанского.
Вернувшись домой, князь Андрей стал вспоминать свою петербургскую жизнь за эти четыре месяца, как будто что то новое. Он вспоминал свои хлопоты, искательства, историю своего проекта военного устава, который был принят к сведению и о котором старались умолчать единственно потому, что другая работа, очень дурная, была уже сделана и представлена государю; вспомнил о заседаниях комитета, членом которого был Берг; вспомнил, как в этих заседаниях старательно и продолжительно обсуживалось всё касающееся формы и процесса заседаний комитета, и как старательно и кратко обходилось всё что касалось сущности дела. Он вспомнил о своей законодательной работе, о том, как он озабоченно переводил на русский язык статьи римского и французского свода, и ему стало совестно за себя. Потом он живо представил себе Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона старосту, и приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой праздной работой.

На другой день князь Андрей поехал с визитами в некоторые дома, где он еще не был, и в том числе к Ростовым, с которыми он возобновил знакомство на последнем бале. Кроме законов учтивости, по которым ему нужно было быть у Ростовых, князю Андрею хотелось видеть дома эту особенную, оживленную девушку, которая оставила ему приятное воспоминание.
Наташа одна из первых встретила его. Она была в домашнем синем платье, в котором она показалась князю Андрею еще лучше, чем в бальном. Она и всё семейство Ростовых приняли князя Андрея, как старого друга, просто и радушно. Всё семейство, которое строго судил прежде князь Андрей, теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей. Гостеприимство и добродушие старого графа, особенно мило поразительное в Петербурге, было таково, что князь Андрей не мог отказаться от обеда. «Да, это добрые, славные люди, думал Болконский, разумеется, не понимающие ни на волос того сокровища, которое они имеют в Наташе; но добрые люди, которые составляют наилучший фон для того, чтобы на нем отделялась эта особенно поэтическая, переполненная жизни, прелестная девушка!»
Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких то неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне, в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждый мир; но он сам, вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение.
После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Князь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что то новое и счастливое. Он был счастлив и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не об чем было плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?… О своих надеждах на будущее?… Да и нет. Главное, о чем ему хотелось плакать, была вдруг живо сознанная им страшная противуположность между чем то бесконечно великим и неопределимым, бывшим в нем, и чем то узким и телесным, чем он был сам и даже была она. Эта противуположность томила и радовала его во время ее пения.
Только что Наташа кончила петь, она подошла к нему и спросила его, как ему нравится ее голос? Она спросила это и смутилась уже после того, как она это сказала, поняв, что этого не надо было спрашивать. Он улыбнулся, глядя на нее, и сказал, что ему нравится ее пение так же, как и всё, что она делает.
Князь Андрей поздно вечером уехал от Ростовых. Он лег спать по привычке ложиться, но увидал скоро, что он не может спать. Он то, зажжа свечку, сидел в постели, то вставал, то опять ложился, нисколько не тяготясь бессонницей: так радостно и ново ему было на душе, как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову; он не думал о ней; он только воображал ее себе, и вследствие этого вся жизнь его представлялась ему в новом свете. «Из чего я бьюсь, из чего я хлопочу в этой узкой, замкнутой рамке, когда жизнь, вся жизнь со всеми ее радостями открыта мне?» говорил он себе. И он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее. Он решил сам собою, что ему надо заняться воспитанием своего сына, найдя ему воспитателя и поручив ему; потом надо выйти в отставку и ехать за границу, видеть Англию, Швейцарию, Италию. «Мне надо пользоваться своей свободой, пока так много в себе чувствую силы и молодости, говорил он сам себе. Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым», думал он.

В одно утро полковник Адольф Берг, которого Пьер знал, как знал всех в Москве и Петербурге, в чистеньком с иголочки мундире, с припомаженными наперед височками, как носил государь Александр Павлович, приехал к нему.
– Я сейчас был у графини, вашей супруги, и был так несчастлив, что моя просьба не могла быть исполнена; надеюсь, что у вас, граф, я буду счастливее, – сказал он, улыбаясь.
– Что вам угодно, полковник? Я к вашим услугам.
– Я теперь, граф, уж совершенно устроился на новой квартире, – сообщил Берг, очевидно зная, что это слышать не могло не быть приятно; – и потому желал сделать так, маленький вечерок для моих и моей супруги знакомых. (Он еще приятнее улыбнулся.) Я хотел просить графиню и вас сделать мне честь пожаловать к нам на чашку чая и… на ужин.
– Только графиня Елена Васильевна, сочтя для себя унизительным общество каких то Бергов, могла иметь жестокость отказаться от такого приглашения. – Берг так ясно объяснил, почему он желает собрать у себя небольшое и хорошее общество, и почему это ему будет приятно, и почему он для карт и для чего нибудь дурного жалеет деньги, но для хорошего общества готов и понести расходы, что Пьер не мог отказаться и обещался быть.
– Только не поздно, граф, ежели смею просить, так без 10 ти минут в восемь, смею просить. Партию составим, генерал наш будет. Он очень добр ко мне. Поужинаем, граф. Так сделайте одолжение.
Противно своей привычке опаздывать, Пьер в этот день вместо восьми без 10 ти минут, приехал к Бергам в восемь часов без четверти.
Берги, припася, что нужно было для вечера, уже готовы были к приему гостей.
В новом, чистом, светлом, убранном бюстиками и картинками и новой мебелью, кабинете сидел Берг с женою. Берг, в новеньком, застегнутом мундире сидел возле жены, объясняя ей, что всегда можно и должно иметь знакомства людей, которые выше себя, потому что тогда только есть приятность от знакомств. – «Переймешь что нибудь, можешь попросить о чем нибудь. Вот посмотри, как я жил с первых чинов (Берг жизнь свою считал не годами, а высочайшими наградами). Мои товарищи теперь еще ничто, а я на ваканции полкового командира, я имею счастье быть вашим мужем (он встал и поцеловал руку Веры, но по пути к ней отогнул угол заворотившегося ковра). И чем я приобрел всё это? Главное умением выбирать свои знакомства. Само собой разумеется, что надо быть добродетельным и аккуратным».
Берг улыбнулся с сознанием своего превосходства над слабой женщиной и замолчал, подумав, что всё таки эта милая жена его есть слабая женщина, которая не может постигнуть всего того, что составляет достоинство мужчины, – ein Mann zu sein [быть мужчиной]. Вера в то же время также улыбнулась с сознанием своего превосходства над добродетельным, хорошим мужем, но который всё таки ошибочно, как и все мужчины, по понятию Веры, понимал жизнь. Берг, судя по своей жене, считал всех женщин слабыми и глупыми. Вера, судя по одному своему мужу и распространяя это замечание, полагала, что все мужчины приписывают только себе разум, а вместе с тем ничего не понимают, горды и эгоисты.
Берг встал и, обняв свою жену осторожно, чтобы не измять кружевную пелеринку, за которую он дорого заплатил, поцеловал ее в середину губ.
– Одно только, чтобы у нас не было так скоро детей, – сказал он по бессознательной для себя филиации идей.
– Да, – отвечала Вера, – я совсем этого не желаю. Надо жить для общества.
– Точно такая была на княгине Юсуповой, – сказал Берг, с счастливой и доброй улыбкой, указывая на пелеринку.
В это время доложили о приезде графа Безухого. Оба супруга переглянулись самодовольной улыбкой, каждый себе приписывая честь этого посещения.
«Вот что значит уметь делать знакомства, подумал Берг, вот что значит уметь держать себя!»
– Только пожалуйста, когда я занимаю гостей, – сказала Вера, – ты не перебивай меня, потому что я знаю чем занять каждого, и в каком обществе что надо говорить.
Берг тоже улыбнулся.
– Нельзя же: иногда с мужчинами мужской разговор должен быть, – сказал он.
Пьер был принят в новенькой гостиной, в которой нигде сесть нельзя было, не нарушив симметрии, чистоты и порядка, и потому весьма понятно было и не странно, что Берг великодушно предлагал разрушить симметрию кресла, или дивана для дорогого гостя, и видимо находясь сам в этом отношении в болезненной нерешительности, предложил решение этого вопроса выбору гостя. Пьер расстроил симметрию, подвинув себе стул, и тотчас же Берг и Вера начали вечер, перебивая один другого и занимая гостя.
Вера, решив в своем уме, что Пьера надо занимать разговором о французском посольстве, тотчас же начала этот разговор. Берг, решив, что надобен и мужской разговор, перебил речь жены, затрогивая вопрос о войне с Австриею и невольно с общего разговора соскочил на личные соображения о тех предложениях, которые ему были деланы для участия в австрийском походе, и о тех причинах, почему он не принял их. Несмотря на то, что разговор был очень нескладный, и что Вера сердилась за вмешательство мужского элемента, оба супруга с удовольствием чувствовали, что, несмотря на то, что был только один гость, вечер был начат очень хорошо, и что вечер был, как две капли воды похож на всякий другой вечер с разговорами, чаем и зажженными свечами.
Вскоре приехал Борис, старый товарищ Берга. Он с некоторым оттенком превосходства и покровительства обращался с Бергом и Верой. За Борисом приехала дама с полковником, потом сам генерал, потом Ростовы, и вечер уже совершенно, несомненно стал похож на все вечера. Берг с Верой не могли удерживать радостной улыбки при виде этого движения по гостиной, при звуке этого бессвязного говора, шуршанья платьев и поклонов. Всё было, как и у всех, особенно похож был генерал, похваливший квартиру, потрепавший по плечу Берга, и с отеческим самоуправством распорядившийся постановкой бостонного стола. Генерал подсел к графу Илье Андреичу, как к самому знатному из гостей после себя. Старички с старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзинке, какие были у Паниных на вечере, всё было совершенно так же, как у других.

Пьер, как один из почетнейших гостей, должен был сесть в бостон с Ильей Андреичем, генералом и полковником. Пьеру за бостонным столом пришлось сидеть против Наташи и странная перемена, происшедшая в ней со дня бала, поразила его. Наташа была молчалива, и не только не была так хороша, как она была на бале, но она была бы дурна, ежели бы она не имела такого кроткого и равнодушного ко всему вида.
«Что с ней?» подумал Пьер, взглянув на нее. Она сидела подле сестры у чайного стола и неохотно, не глядя на него, отвечала что то подсевшему к ней Борису. Отходив целую масть и забрав к удовольствию своего партнера пять взяток, Пьер, слышавший говор приветствий и звук чьих то шагов, вошедших в комнату во время сбора взяток, опять взглянул на нее.

На мой взгляд, Карс это один из самых интересных и самобытных городов Турции. И мне есть с чем сравнивать. Изначально решив не тратить время на западную часть Турции (исключая Стамбул и Эдирне), безнадежно испорченную туризмом, я сделал упор на востоке страны. Позади такие города, как Диярбакыр, Мардин, Хасанкейф, Мидият, Газиантеп, Антакья, Санли-Урфа, Трабзон, Самсун, Адана, Эрзурум, Анкара, Кайсери, Догубаязет и многие другие. И Карс показался мне самым интересным. Возможно, мое мнение очень субъективно. Так, или иначе, но именно Карс можно назвать самым "русским" городом Турции, именно здесь одна из самых мощных крепостей Турции, именно здесь вершилась история современного Закавказья и именно здесь был подписан в 1921 году Карский мир, лишивший Армению и Грузию их исторических земель.

Карс - город древний. Настолько древний, что пересказывать его историю начиная с IV века не стану. Интересующиеся смогут почитать на той же Википедии о ранних армянских царствах в этих местах, про Византию, про сельджуков, курдов, грузин. Но наиболее актуальный сегодня период истории Карса начинается с русско-турецких войн 19-20 веков. В 1828 году город был взят штурмом. В 1855 году турецкий гарнизон под командованием Измаил-паши отбил атаки русских войск, но после пятимесячной осады капитулировал из-за голода. В ноябре 1877 года Карс был взят русскими войсками в результате стремительного штурма и по Сан-Стефанскому мирному договору 1878 года отошёл к России.

С 1878 до 1917 года Карс был частью Российской империи. Окрестности города активно заселяли русские переселенцы — в частности, молокане, две деревни которых сохранились в соседней Армении, рядом с Ванадзором.

Социалистическая революция и последовавший за ней Брестский договор от 1918 года привел к потере не только Карса, но и Батуми. К счастью для современной Грузии, турки оказались проигравшими в Первой мировой и в конечном итоге Карский мир все же оставил Батуми грузинам, правда, лишив их Качкарского региона нынешней Турции. Еще больше потеряли армяне, лишившись большей часть исторической Армении. Под давлением Ленина, правительство Армении было вынуждено было согласиться на Карское соглашение и тем самым признать захват турками восточной Анатолии.

В этой связи вспоминается бородатый анекдот: "Дедушка Ленин, спасибо вам за наше счастливое детство! Позвольте, но Ленин умер за 60 лет до твоего рождения! Ну да, вот за то что умер ему и спасибо".

Крепость в Карсе впечатляющая, но, как это обычно бывает - снаружи они интереснее, чем внутри, где практически ничего не сохранилось. Однозначно не стоит трёх лир за билет. Впрочем, мы и не платили за билет, поскольку вошли в крепость с другой стороны, где билетеров нет, это если двигаться со стороны Кавказского университета -

Кокетливые турецкие девушки -

Со стен крепости открываются виды на город -

Армянская церковь Апостолов, возведенная в 932 году царем Абасом из династии Багратидов. В 1978 году церковь была обращена в мечеть Кумбет -

Примечательно, что я понятия не имел, что это уже давно не церковь. Захожу внутрь, а там у входа обувь. Странно, еще никогда не сталкивался с церквями, где снимают обувь. Но раз надо - снял. А внутри еще больше загадок - ковры на полу и весьма необычный алтарь, да еще и дядька сидит на полу и читает книгу. Я конечно понимаю, что и в церквях нередко опускаются на колени, но так, чтобы вольно сидеть и читать книжку? Признаться, я был несколько смущен, очевидно здесь имеет место какая-то малоизвестная ветвь христианства, или секта. И тут слышу то, что молящийся человек произносит, а говорил он следующее: "Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим...Аллаху Уакбар". Ах вон оно что! Вот такой курьез.

После того, как вы посмотрели крепость и близлежащие церкви мечети, самое время прогуляться по старой русской части Карса. Удивительно, но традиционная русская застройка сохранилась и даже поддерживается турками в приемлемом состоянии. Все эти дома, особняки и казармы относятся к периоду русского правления в Карсе, с 1878 по 1917 годы -

Обратите внимание на нелепое определение "Baltic architecture", так в Турции принято называть русский период -

Мне показалось, что этой двери больше столетия, как считаете -

А как вам явно традиционно русский способ забивать деревянные гвозди -

Балконы явно несут в себе турецкие мотивы, но сам дом однозначно русский, посмотрите на окна и ставни -

Потрясающие уличные фонари, ни секунды не турецкие. Классика жанра. Между прочим, фонари газовые, внутри вовсе не электрическая лампочка. Они давно не работают, но по прежнему выглядят впечатляюще -

К сожалению, время беспощадно к ним, ржавчина берет своё -

А вот в это здания я проник и посмотрел его убранство -

Старый русский дом, сейчас тут школа вождения. Было пусто, ни одной живой души. Посмотрите на эти полы из мощных досок, вам это ничего не напоминает. Это ж надо - сколько лет прошло, а полы целёхоньки -

Типично русская печка -

Еще в Карсе есть ж.д вокзал со старым паровозом -

И русская водонапорная башня, там же, на вокзале -