Жезказган. Там, где копают медь. Подробная карта города жезказган с номерами домов и улицами Жезказган расположен на берегу реки

Герб Жезказган

Страна Казахстан
Статус город областного подчинения
Область Карагандинская
Телефонный код +7 7102
Высота центра 300 м
Население 92 084 человек (2010)
Город с 1954
Прежние названия до 1954 Большой Джезказган / Кенгир
Почтовый индекс 100600
Часовой пояс UTC+6
Площадь 85,98[уточнить] км²
Координаты Координаты: 47°47′00″ с. ш. 67°42′00″ в. д. / 47.783333° с. ш. 67.7° в. д. (G) (O) (Я)47°47′00″ с. ш. 67°42′00″ в. д. / 47.783333° с. ш. 67.7° в. д. (G) (O) (Я)
Официальный сайт http://www.jezkazgan.kz/ (рус.) (казах.)
Национальный состав казахи (62,32 %) русские (26,12 %) украинцы (3,80 %) немцы (1,31 %) татары (1,27 %) белорусы (0,85 %)
Аким Берик Абдыгалиулы
  • Информацию о посёлке Жезказган смотрите Жезказган (посёлок) .

Жезказган (старая транскрипция до 1992 года -Джезказган) (каз. Жезазан) - город в центральном Казахстане . До мая 1997 года был центром впоследствии упразднённой Жезказганской области, ныне - город областного подчинения Карагандинской области.

Находится в бассейне реки Кара-Кенгир. 20 декабря 1954 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР рабочий поселок Большой Джезказган был преобразован в город.

Крупный центр цветной металлургии. Город имеет железнодорожное сообщение с Карагандой . Население (оценка 2006) 96 400. До 1954 года носил имя Большой Джезказган, в 1954-1992 годах Джезказган. «Джезказган» в переводе с казахского языка означает «место, где копают медь».

Религии

Большинство населения Жезказгана придерживается ислама суннитского направления и православного христианства. Мусульманская община располагает мечетью в посёлке Рыбачий, в центре города планируется возведение более просторного мусульманского храма. Главной церковью православной общины является Храм Св. Андрея Первозванного на площади Первостроителей; кроме того имеется небольшая православная церковь Св. Марии в посёлке Комбинатском. Кроме того в городе действуют молитвенные дома протестантов и Римско-католической церкви, а также зал Царства Свидетелей Иеговы.

Население

Численность:

  • башкиры - 230 чел. (0,24 %)
  • казахи - 60 293 чел. (62,32 %)
  • другие - 1 501 чел. (1,55 %)
  • поляки - 111 чел. (0,11 %)
  • русские -25 271 чел. (26,12 %)
  • татары - 1 224 чел. (1,27 %)
  • чуваши - 168 чел. (0,17 %)
  • азербайджанцы - 643 чел. (0,66 %)
  • Всего - 96 748 чел. (100,00 %)
  • молдоване - 457 чел. (0,47 %)
  • немцы - 1 265 чел. (1,31 %)
  • украинцы - 3 676 чел. (3,80 %)
  • узбеки - 181 чел. (0,19 %)
  • чеченцы - 225 чел. (0,23 %)
  • белорусы - 822 чел. (0,85 %)
  • корейцы - 681 чел. (0,70 %)

Транспорт

В городе действует автобусные маршруты.

Маршрут
1 Район Рыбачий - пл. Металлургов
2 Автовокзал - Обогатительная фабрика
3 Автовокзал - пр. Алашахана
7 Район Рыбачий - Обогатительная фабрика
19 Автовокзал - ул. Байконурова
15 9 квартал - Обогатительная фабрика
91 91 квартал - Обогатительная фабрика
5 Автовокзал - ул. Сейфуллина
6 Автовокзал - ул. Некрасова
10 Район Аварийный - ул. Сары-Арка
14 Аэропорт - Автовокзал
46 6-микрорайон - Обогатительная фабрика
20 Район Геологический - Автовокзал
11 Автовокзал - 91 квартал
21 Район Рыбачий - ул. Абая
8 9 квартал - 6-микрорайон

Промышленность и инфраструктура

Основой промышленности Жезказгана является металлургия меди. Здесь работает один из мощнейших медных комбинатов бывшего Советского Союза-«Жезказганцветмет», включающий в себя две обогатительные фабрики, медеплавильный завод, литейно-механический завод, предприятие промышленного железнодорожного транспорта. Вокруг города, в предгорьях Улытау, разрабатываются богатейшие месторождения меди, богатые примесями редкоземельных, рассеяных и благородных металлов: золото, серебро, висмут, цинк, молибден, кадмий, рубидий, цезий, литий, таллий, кобальт, рений и изотоп осмия-187 (цена одного грамма от 10 до 40 тыс.$). Переработкой которых занимается предприятие «Жезказганредмет». Дальнейшая переработка меди осуществляется на заводе медной катанки. Помимо этого добываются марганцевые руды, а в 2006-ом году началась разработка железных руд месторождения Жаман-Айбат. Жезказганская корпорация «Казахмыс», которой принадлежат все предприятия тяжёлой промышленности в городе, занимает восьмое место среди медедобывающих компаний мира. Компания котируется на Лондонской бирже и имеет филиалы в Германии , России , Китае. Из предприятий лёгкой промышленности в городе функционируют несколько пошивочных, ремонтных и прочих мастерских. Энергетический комплекс представлен крупной жезказганской ТЭЦ.

Расположенный в 430 километрах от Караганды Жезказган, само название которого происходит от казахских "жез" (медь) и "казган" ("копать") - в Казахстане место особенное. Во-первых, это самое настоящее Сердце Степи - ведь здесь, у одинокой горы Улутау, сходились границы трёх казахских жузов - Старшего, Среднего и Младшего, и веками у её подножья казахи собирались на съезды племён, многие из которых были для них судьбоносны. Здесь у руин Орда-Базара, первой столицы Золотой Орды, покоится Джучи - старший сын Чингисхана, а в окрестных степях стоят десятки древних мавзолеев. Медь тут копали и выплавляли с незапамятных времён, а вновь открыл её ещё в 1771 году Григорий Волконский (отец декабриста). Наладить производство здесь не раз пытались уральские заводовладельцы, но реально дело сдвинули с мёртвой точки в 1909-17 годах англичане, основавшие завод в урочище Карсакпай. При советах Большой Джезказган стал вторым меднодобывающим районом СССР после Норильска. Масштаб его действительно грандиозен.

В первой части я покажу не сам город Жезказган, а его рудничные окрестности: степи, железные дороги, шахты, отвалы, город Сатпаев. В последующих частях расскажу об отдельных пунктах: сам Жезказган, Жезды, Карсакпай и путешествие к мавзолеям по дикой степи в компании профессора-археолога.


От Караганды до Жезказгана - ночь пути, ежедневный поезд через день продлевается до Астаны. Как выглядит влажные травянистые степи под Карагандой, я уже показывал в посте про (в котором, кстати, я спустя два дня после написания сделал очень важный апдейт: основанный в 1854 году Спасский медеплавильный завод Никона Ушакова и Анны Рязановой был первым в этих краях). Проснувшись утром и выглянув в окно, видишь уже совершенно другие пейзажи:

Сухая, пыльная, чуждая степь, порой переходящая в полупустыню:

Это граница двух больших казахский степей - уже знакомой нам Сары-Арки с её одинокими горами-"оазисами", и Голодной степи, также известной как Бетпак-Дала - это уже неотъемлемая часть Средней Азии.

А потом впереди появляется силуэт Жезказгана с дымящими трубами - справа ТЭЦ, слева Медный завод. Посредине - река Кенгир, водохранилище на которой даёт жизнь городу. А слева поближе - гигантский (3 на 4 километра) отвал:

5.

Там, где копают медь, отвалы не бывают не гигантскими. Потому что содержание меди в руде - редко выше 1%, то есть одна тонна меди оставляет сто тонн пустой породы. Здесь с 1950-х годов выплавлены уже миллионы тонн меди.

Город Жезказган построен вместе с заводом в 1948-54 годах и сдан "под ключ". Работу эту возложили на Степлаг - один из "особых лагерей" ГУЛага, куда отправляли осуждённых по политическим статьям. Точнее, лагерь, входивший в систему Карлага, тут появился в 1940 года, в 1943 превратившись в лагерь военнопленных, и лишь в 1948 году был повышен до особлага. Единовременно здесь держали до 23 тысяч заключённых, среди которых были Солженицын, Чижевский, Грунин... На территории современного Жезказгана тогда находился посёлок Кенгир, населённый в основном разного рода бандеровцами и лесными братьями: 46% з/к составляли украинцы, 13% - литовцы, и лишь 12% - русские. Здесь было много католических и униатских священников и различных сектантов. Заключённые создали даже свой пиджин на основе украинского - словом, Кенгирский лагерь сильно отличался от других.

Кроме того, он ещё и делился на две половины - мужскую и женскую, и в мае 1954 года охранники застрелили несколько мужчин, пытавшихся проникнуть к женщинам. Это были отнюдь не насильники - обитатели двух половин тайком хаживали друг к другу, и с этого эпизода и началось Кенгирское восстание, так же точно непохожее на другие восстания в пост-сталинском ГУЛаге. Восставшие неожиданно хорошо организовались, создали "Комиссию от заключённых", во главе которой был избран прошедший войну советский подполковник Капитон Кузнецов. Создали довольно сложную систему самоуправления (см. википедию), где было своё подобие министерств, система пропаганды, внутрелагерной радио, производство взрывчатки и оружия... Без малого 40 дней на одном из "островов" ГУЛага существовала настоящая республика с населением 5200 человек. Дошло даже до собственных репрессий, которым подверглись отказавшиеся брать в руки оружие Свидетели Иеговы, которых согнали в отдельный барак и использовали на всякой грязной работе. И хотя "отдел пропаганды" под руководством петроградского немца Юрий Кномпуса рассылал радиограммы за пределы Кенгира, "республика" была обречена: 26 июня 1954 года в лагерь вошли регулярные войска - 1700 солдат при поддержке 5 танков. Количество погибших оценивается от 47 до нескольких сотен человек.
К чему я рассказываю об этом в первую очередь? Просто на въезде в Жезкаган из окон поезда слева по курсу хорошо виден мемориал. Три памятника, судя по стилю, поставили Литва, Украина и Россия:

Рядом огромный некрополь, Жезказган-для-мёртвых - о второй половины ХХ века, обильно разбросанных по степям, я уже писал, но это самое роскошное, которое я видел:

Всё это среди рудников, на которых кипит жизнь - носятся карьерные локомотивы:

Копают экскаваторы:

Сливаются заводские шлаки:

Справа по курсу - собственно медный завод, выглядящий не слишком грандиозно, особенно в сравнении с комбинатом на Балхаше. Обратите внимание на опрятный вид. Всей медью в Казахстане владеет госкорпорация "Казахмыс", которая здесь главее всех властей (тем более есть подозрения, что на самом деле ей владеет через посредников сам Нурсултан Назарбаев), и хотя штаб-квартира "Казахмыса" находится в Алма-Ате, Жезказган - настоящая витрина индустриального Казахстана:

Сам Жезказган железная дорога обходит по южной окраине, вокзал довольно далеко от центра. Вид у станции очень провинциальный, и для пассажирских поездов это край земли:

Маленький и довольно симпатичный вокзал, архитектуру которого можно охарактеризовать как "ободранная сталинка с этническими мотивами":

Как и в , в Жезказгане мечтают о том, чтобы перестать, наконец, быть тупиковой станцией. До Аркалыка отсюда, кстати, всего около 300 километров, ближе чем до Караганды, и в обоих городах мечтают о воссоединении. Да и путь из Европейской России в Среднюю Азию такая дорога бы порядком сократила. Аркалыкчане мне рассказывали, что у них железную дорогу на Жезказган уже начали строить, а вот в Жезказгане об этом никто не слышал. Зато через несколько дней после моей поездки сюда ждали Назарбаева - торжественно закладывать железную дорогу Жезказган-Бейнеу, то есть на Мангышлак, по которой планируется возить каспийскую нефть в Китай.

Но вообще со станции хорошо видно, что железная дорога здесь не заканчивается. За Жезказганом она разделяется на множество небольших линий, ведущих к рудникам. Пассажирское движение там, кажется, было в советское время, но сейчас, по словам местных, нет даже вокзалов. Зато хорошо видны стрелки с ручными переводами:

О самом Жезказгане будет отдельный пост , пока же едем дальше. Западный въезд в город по автодороге оформлен довольно пафосно:

На выезде - тюльпан, символ казахстанских рудокопов:

Дело в том, что изначально здесь было два рудника: собственно Джезказган и Большой Джезказган. Потом "Большой" зачем-то убрали,и ныне в 30 километрах друг от друга теперь стоят два Жезказгана - процветающий город и загибающийся посёлок. Второй в обиходе называют "Старый Жезказган", хотя на самом деле он моложе, и "старый" относительно города Сатпаев, построенного в 1954-56 годах и до 1990 года называвшегося Никольский. Впрочем, тут переименование более чем уместно: Каныш Сатпаев - великий геолог середины ХХ века, отец-основатель казахской науки, и эти рудники во многом обязаны именно ему. Жезказган и Сатпаев образуют "двойную систему" - в первом живёт 96 тысяч человек, во втором - 71 тысяча, этнический состав почти одинаков (около 60% казахи, около 30% - русские и украинцы), а предместья почти смыкаются (связующим звеном служит посёлок Кенгир).

Более того, именно Сатпаев тут главный узел автодорог, отсюда ходят автобусы в Жезды, Карсакпай и Улутау, на север уходит дорога к селу Малшыбай на Кенгире, вокруг которого сосредоточены древние мавзолеи. Вот так выглядит Сатпаев со стороны Малшыбая:

Оба города выглядят необычайно зажиточными и благоустроенными. Сатпаев даже цивильнее самого Жезказгана:

Одна из городских доминант - спортивный комплекс "Казахмыса" с бассейном, катком, крытым стадионом и гостиницей, один из лучших в бывшем СССР:

Ещё тут есть очень милая центральная площадь с цветочным Байтереком:

И домом культуры имени Шынболата Дильдебаева , современного (родился в 1947 году) жырау (поэта-импровизатора), рядом с которым зачем-то стоит чехословацкий самолёт L-410 "Турболет", производившийся в 1970-е годы, и бывший первым в послевоенном СССР массовым самолётом иностранного производства.

И Никольская церковь:

Причём церковь в Сатпаеве гораздо крупнее и оригинальнее, чем в самом Жезказгане. Более того, в Жезказгане и мечеть далеко на окраине, а тут оба храма в самом центре.

Южнее Сатпаева - главный рудничный район с несколькими гигантскими карьерами, среди которых затеряны посёлки Жезказган и Крестовский, крупная станция Весовая, карьеры и отвалы по несколько километров шириной. Из Сатпаева хорошо видна Анненская шахта, построенная в 1985 году - не только одна из самых современных на руднике, но ещё и отличный образец промышленной архитектуры - из-за своего огромного размера и запоминающегося облика шахта служит доминантой окружающей местности:

Ещё в Сатпаеве есть железнодорожная станция Никольская - но за городом, и по словам местных, даже без вокзального здания. Местность к востоку от Сатпаева вся пересечена однопутными железными дорогами:

Крайняя точка железных дорог - в нескольких километрах от посёлка Жезды, в 70 километрах от Жезказгана: там находится карьер, где добывают необходимые для выплавки меди огнеупоры. Железнодорожный мост на полпути в Жезды:

Вообще, видимо все меднорудные районы похожи - здесь я постонно вспоминал и в Мурманской области. Та же обожённая земля, бесконечные отвалы, шахты футуристического облика, и даже воздух слегка похож по вкусу, хотя и без запаха серы.

У здешних шахт самая запоминающаяся деталь - гигантские вентилляционные трубы - не знаю, почему они здесь такого размера:

Но и не только шахты. Вот, например, относительно небольшой (всего 3 километра в поперечнике!) Златоуст-Беловский карьер западнее Сатпаева:

Или отвалы рудников Сары-Оба и Итауыз в 30 километрах от Сатпаева по дороге на Малшыбай:

Вид от Сары-Обы в сторону Сатпаева - даже отсюда узнаётся силуэт Анненской шахты:

И здесь же - мавзолей, то ли конца 19 века, то ли конца 20-го: Древнее Улытау и советский Жезказган связаны неразрывно:

Мне очень жаль, что я не доехал до самого Улутау - от Жезказгана до него 120 километров, от Жездов - около 40, и если бы обратный поезд уходил не в 6 вечера, а хотя бы в 9, я бы мог успеть и туда... Но крайней точкой в той стороне остался аул Талдысай - к нему сейчас и поедем. Километрах в 15 от Сатпаева рудничный пейзаж заканчивается, сменяясь обычной сухой степью. Через 40 километров дорога приводит в Жезды - основанный в 1942 году для добычи марганца посёлок у развилки дорог: на север - Улутау, на юг - Карсакпай. О Жездах будет отдельный пост, так как там находится отличный Музей горного и плавильного дела под открытым небом. Но пока едем дальше:

Жездинское кладбище на холме над трассой:

Ещё через 15 километров, чуть-чуть недоезжая Талдысая - городище Баскамыр, где частично восстановлена глинобитная крепость:

О её истории толком никто ничего не знает, известно только, что люди здесь жили с 8 по 12 века, то есть когда здесь находились кыпчакские (половецкие) кочевья. Крепость отреставрирована в 1994 году, а в Средней Азии глинобитное зодчество занимает ту же нишу, что в России - деревянное:

Размеры самой цитадели - 38х38 метров, что вдвое меньше, скажем, с посещения которой началось моё путешествие. Снаружи - ещё две линии обороны, сохранившиеся на уровне валов:

За дорогой - холмы Карегетас, с которых, говорят, виден Улутау (высота которого 1133 метра):

По соседству - кладбище:

Здесь, на берегу речки Жезды, мне показали раскопки древней плавильной печи, контуры которой я неплохо видел глазами, но не смог поймать фотоаппаратом. Сам бы я ни за что не догадался, что передо мной памятник промышленной архитектуры ещё первобытных людей. Подобная печь, даже действующая, воссоздана в Жездах в уже упоминавшемся музее.

До Улутау ещё 50 километров, мимо памятника единству народов в геометрическом центре Казахстана. А от Улутау по грунтовке всего 170 километров до Аркалыка, и местные поездку туда не считают чем-то особенным, в отличие от путешественников - пройти эту дорогу автостопом пока смог только Сергей Болашенко, и где-то через месяц собирается Антон Кротов. Между тем, дорога историческая - это ни что иное, как ответвление Великого Шёлкового пути, ведущее в Россию и входившее в неё в челябинском Троицке (см. оглавление). А учитывая, что мой дальнейший путь лежал в Алма-Ату и далее к Жаркенту на китайской границе, выходит, что я проехал всю "русскую ветку" самая известной в истории торговой дороги... кроме Улутау, главного её пункта в казахской степи. Не случайно на одной из здешних скал во время похода на Русь оставил надпись сам Тамерлан, и ныне улутаусский "камень Тамерлана", обнаруженный Канышем Сатпаевым, хранится в Эрмитаже. А вторая дорога из Жездов за Карсакпай примерно через 400 километров выведет прямиком к Байконуру - и это тоже важная часть духа этих мест: космос рядом!

О Жезказгане, Жездах, Карсакпае, мавзолеях Джучи, Домбаула и Алашахана, а также о том, кто меня привёз на Талдысай и как я столько успел за два дня - в следующих частях.

Другие мои посты о Казахстане -

Карагандинская Аким Ахметов Батырлан Дюсенбаевич История и география Основан 1954 Прежние названия до 1954 Большой Джезказган / Кенгир Город с 1954 Площадь Высота центра 300 м Тип климата полупустынный Часовой пояс UTC+6 Население Население ▼ 84 602 человека (2013 ) Национальности казахи (60,80 %)
русские (27,20 %)
украинцы (4,0 %)
немцы (1,4 %)
татары (1,3 %)
белорусы (0,9 %)
корейцы (0,7 %) Цифровые идентификаторы Телефонный код +7 7102 Почтовый индекс 100600 Автомобильный код K, M, 09 jezkazgan.kz
(рус.) (казах.) Медиафайлы на Викискладе

Жезказга́н (старая транскрипция до 8 сентября 1992 года - Джезказга́н , каз. Жезқазған ) - город в Республике Казахстан . До мая 1997 года был центром (впоследствии упразднённой) Жезказганской области , ныне - город областного подчинения Карагандинской области .

Климат

Климат полупустынный (резко-континентальный), сухой. Территория подвержена воздействию пыльных бурь. Зима холодная, а лето жаркое и сухое. Короткая весна и долгая сухая осень. Высокая степень континентальности и резко выраженная сухость объясняются прежде всего удаленностью от океанов и морей. Продолжительность вегетационного периода и количество солнечного тепла позволяют возделывать многие сельскохозяйственные и бахчевые культуры.

Климат Жезказгана
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 5 9 27,4 34,2 37,2 43 42,2 42,4 39,9 30,5 22 9,8 43
Средний максимум, °C −8,5 −7,1 0,6 15,7 23,4 29,9 31,3 29,8 23,2 13,7 2,2 −5,7 12,4
Средняя температура, °C −13 −12,3 −4,5 8,6 16,2 22,6 24,4 22,5 15,2 6,3 −2,8 −10,2 6,1
Средний минимум, °C −17,6 −17,3 −9 2,2 8,7 14,5 16,8 14,4 7,1 −0,1 −7,1 −14,6 −0,2
Абсолютный минимум, °C −40 −41,1 −36,1 −15,6 −6,6 −2,2 3,9 −2,6 −11,4 −19 −37,2 −40 −41,1
Норма осадков, мм 19 16 16 17 19 17 18 11 5 16 17 16 187
Источник: Погода и Климат

История

Дореволюционный период

О богатствах недр Жезказгана человек узнал давно, ещё в эпоху бронзы . Об этих месторождениях в виде проявления медных руд и их раскопках впервые упоминается в трудах Геродота . Велись широкие раскопки, добывалась руда, плавился металл и изготовлялись медные изделия. Об этом свидетельствуют археологические находки - система печей для плавки руд, слитки меди, медные и бронзовые наконечники стрел. В окрестностях Жезказгана встречаются обелиски (менгиры), каменные бабы и развалины древних построек.

Жезказган впервые упоминается в «Дневных записках путешествия капитана Рычкова в Киргиз-Кайсацкие степи в 1771 году», изданных в Санкт-Петербурге. После опубликования записок в район Жезказганской области было организовано несколько экспедиций для подтверждения богатства района. Организатором одной из экспедиций был Григорий Семенович Волконский - отец декабриста Сергея Волконского . Посланной им экспедицией подтверждаются предположения о больших запасах свинца и меди в районе нынешнего Центрального Казахстана.

В честь этого была выпущена памятная медаль, вычеканенная из «серебристого свинца», добытого из Свинцовой горы Кургасынтау (Месторождение Кургасын в 150 км к северу от Жезказгана). На лицевой стороне медали была надпись: «Европа венчает Россию славой, Азия отверзает ей свои сокровища».

Впервые медные земли были зарегистрированы как «Джезказганское Медное Месторождение» в 1847 году промышленником из Екатеринбурга Н. А. Ушаковым, но, не располагая достаточно крупным капиталом, Ушаков, а затем и горнопромышленная компания Рязановых, так и не смогли на протяжении более 60 лет организовать в крупных масштабах промышленное освоение района. Это пытались сделать и акционерные компании Англии и Франции , которые в 1909 году приобрели Джезказган у наследников Рязанова, взяв в аренду на 30 лет урочище Карсакпай (1420 Га) для строительства на нём медеплавильного завода.

Днем рождения города Джезказган можно считать 20 декабря 1954 года , когда Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР рабочий поселок Большой Джезказган был переименован в город. В то время он насчитывал немногим более 30 тысяч жителей, вместе с поселком Рудник.

С тех пор город широко раздвинул свои границы и шагнул далеко в степь. Там, где совсем недавно были пустыри, проложены широкие проспекты, разбиты парки и скверы. В городе проживало 138 тысяч человек, а жилищный фонд составлял 1640 тыс. м².

Стоит отметить первостроителей Большого Джезказгана, внёсших значительный вклад в становленние и развитие города: Н. Е. Гаврилов, М. П. Койнов, Ф. Г. Блёсткина, М. Бушелаков, В. Д. Вакульчик, Тетевин, Воронов, Сельский, Рублёв, Барсуков.

Особо бурными темпами город стал развиваться с 1956 года, когда было принято решение превратить Жезказган в крупнейший центр цветной металлургии страны. По призыву партии приехали строить медный город посланцы братских республик Украины , Белоруссии , Эстонии , Латвии , Литвы и др. В 1959 году в Джезказгане был введён в эксплуатацию роддом, бессменными работниками которого долгое время были такие заслуженные медики как: Шахуали Амирович Оспанов, Серик Хамитович Тлеубаев, Р. Л. Тульчинский, М. Н. Журавлёва, Л. А. Гаврилова, Л. С. Варапаева, Л. С. Кизильштейн, Л. В. Манаенкова, Г. Т. Майш, Л. И. Клещ, П. П. Досковская.

Жезказган - один из первых городов республики, где начал работать телецентр . Сначала горожане и жители окрестных населённых пунктов смотрели местные телевизионные передачи, а с 1968 года начала действовать телевизионная станция «Орбита», которая принимала программы центрального телевидения из Москвы .

Город в степи был озеленён и соединён со всеми рабочими посёлками и их подсобными хозяйствами асфальтированными дорогами.

С 1958 года в городе при городской газете «Джезказганский рабочий» начало работать литературное объединение «Слиток», а позднее «Курыш» на казахском языке. В обоих объединениях принимали участие более сорока начинающих поэтов и прозаиков. В своих произведениях рабочие поэты славили труд, людей, преображающих степной край. Был открыт вечерний факультет Карагандинского Политехнического Института, преобразованный в 1992 году в горно-технологический институт. Позже, на базе этого института и Жезказганского Педагогического Института был открыт нынешний Жезказганский университет имени О. А. Байконурова . Придавалось особое значение развитию физкультуры и спорта. Действовали три стадиона. Футбольные команды «Горняк», «Металлург», «Енбек» не раз становились чемпионами республики, занимали призовые места во второй лиге команд тех времен. Развивалась рыбалка на реках Сарысу и Жезды.

В 1971 году Совет Министров Казахской ССР утвердил план развития Джезказганского промышленного района на 25-30 лет, в котором отмечалось, что район занимает первое место в стране по разведанным запасам и добыче медной руды. Планом предусматривалось дальнейшее расширение горнодобывающих предприятий; строительство шахт Анненского горного района, освоение полной мощности шахт № 57 и 65, а также уникального Акчи-Спасского месторождения, строительство третьей обогатительной фабрики, реконструкция действующих, окончание строительства медеплавильного завода с выпуском конечной продукции - медной катанки. Генеральным планом предусматривалось соединение города с Оренбургско-Ташкентской железной дорогой, с выходом к Аральскому морю , ввод в эксплуатацию нового аэропорта высокого класса (с твёрдым покрытием). Намечались большие планы по жилищно-гражданскому и социальному культурно-бытовому строительству.

В течение первого десятилетия после распада СССР в городе произошли большие отрицательные перемены. Нарушилась работа коммунальных служб: повседневным явлением стали длительные перебои с электроэнергией, отоплением и водоснабжением, начался массовый отток населения. Прекратили работу трикотажная фабрика; завод по производству мяса индюшек развалился и был закрыт, как и ряд других предприятий, - птицефабрика, кирпичный завод. Городской стадион был заброшен и приведён в негодное состояние. Упразднение Жезказганской области в мае 1997 года нанесло городу ещё один непоправимый урон. Была вывезена часть инфраструктуры, заморожен ряд перспективных инвестиционных проектов. Началась вторая волна оттока населения. С 2000 года был наблюден крайне медленный рост благосостояния города, было начато восстановление и расширение его инфраструктуры. При непосредственном участии, финансовой и технической поддержке корпорации «Казахмыс» были полностью реконструированы: городской стадион «Металлург» и площадь Первостроителей. Площадь приобрела совершенно новый облик, вместо старого фонтана был возведен новый, музыкальный, с цветовой подсветкой. Сама площадь стала значительно шире за счет присоединения к ней прилегающей территории пустыря. На площади также расположилось здание Дворца Бракосочетаний, построенного в виде пирамиды. Сама площадь была облагорожена и озеленена; были высажены многочисленные саженцы: катальпа, тополь белый, боярышник, сирень.

В 2012 году было начато строительство железнодорожной ветки «Жезказган - Саксаульская - Шалкар - Бейнеу », длиной 988 км, которая стала частью транзитного коридора «граница Китая - порт Актау - Баку - Грузия - Турция - страны Европы».

В 2015 году была введена в эксплуатацию новая железнодорожная линия «Жезказган - Саксаульская » длиной 517 км. Линия строилась с июля 2012 года . В декабре 2013 года была произведена состыковка верхнего строения пути близ станции Косколь (Улытауский район Карагандинской области). В рамках строительства линии было сооружено 12 мостов через реки и овраги, уложено 244 водопропускные трубы, в тело земляной насыпи было отсыпано около 30 млн кубических метров грунта. В 2014 году было запланировано закончить первый пусковой комплекс, в который входило 44 новых разъезда, устройства сигнализации и блокировки, посты электрической стабилизации и энергоснабжения, административные здания и жильё.

22 августа 2014 года Президентом Казахстана Н. А. Назарбаевым было торжественно открыто движение на двух линиях - «Жезказган - Бейнеу» и «Аркалык - Шубарколь».

Был принят и утверждён генеральный план развития города до 2017 года.

Население

Численность населения
1959 1979 1989 1991 1999 2009 2012 2013 2014
32 442 ↗ 62 495 ↗ 108 821 ↗ 111 100 ↘ 90 001 ↘ 86 227 ↘ 85 189 ↘ 84 514 ↗ 84 763
Национальный состав населения
  • казахи - 60 293 чел. (62,32 %)
  • русские -25 271 чел. (26,12 %)
  • украинцы - 3 676 чел. (3,80 %)

в Ка-ра-ган-дин-ской области.

Население 104,4 тысяч человек (2007). Рас-по-ло-жен на бе-ре-гу Кен-гир-ско-го во-до-хра-ни-ли-ща. Железнодорожная стан-ция. Узел ав-то-до-рог. Ме-ж-ду-народный аэ-ро-порт.

Ис-то-рия Джезказгана из-дав-на свя-за-на с раз-ра-бот-кой ме-сто-ро-ж-де-ний мед-ных руд. В 1920-1930-х годах на-ча-лось их ак-тив-ное ос-вое-ние, в 1937 году про-ло-же-на железнодорожная ли-ния Тур-ке-ста-но-Си-бир-ской железной дороги. В 1938 году ос-но-ван пос. Но-вый (с 1941 года Боль-шой) Джез-каз-ган. В 1940-1943 годах по-сё-лок - центр Джез-каз-ган-ско-го ис-пра-ви-тель-но-тру-до-во-го ла-ге-ря (за-клю-чён-ные строи-ли Джез-каз-ган-ский мед-ный ком-би-нат), в 1948-1956 годах центр Степ-но-го ла-ге-ря (до 1954 года Осо-бый ла-герь № 4; за-клю-чён-ные ра-бо-та-ли на ком-би-на-те, на строи-тель-ст-ве про-из-водственных и жи-лых объ-ек-тов и др.). 17 мая - 26 июня 1954 года в Степ-ном ла-ге-ре про-изош-ло круп-ное так называемое Кен-гир-ское вос-ста-ние, вы-зван-ное пе-ре-во-дом в ла-герь осу-ж-дён-ных по уго-лов-ным стать-ям (по-дав-ле-но при под-держ-ке во-ин-ских фор-ми-ро-ва-ний). С 1954 года го-род Джезказган. В 1973-1997 годах центр Джез-каз-ган-ской (с 1995 года - Жез-каз-ган-ской) об-лас-ти.

Свя-то-Ан-д-ре-ев-ский храм (1990-е). Па-мят-ни-ки: «Пер-во-строи-те-лям» (1978), «По-ко-ри-те-лям кос-мо-са», мо-ну-мент «Кос-мос». Университет име-ни О. Бай-ко-ну-ро-ва (1956), Пе-да-го-гический институт. Му-зей кос-мо-нав-ти-ки, ис-то-ри-ко-ар-хео-ло-гический му-зей. Музыкально-дра-ма-тический те-атр им. С. Ко-жам-ку-ло-ва. Круп-ный центр цвет-ной ме-тал-лур-гии (обо-га-тительные фаб-ри-ки, ме-де-пла-виль-ный за-вод и др.). Пред-при-ятия промышленности стро-ительных ма-те-риа-лов (за-во-ды: железобе-тонных из-де-лий, ас-фаль-то-бе-тон-ные), лёг-кой (три-ко-таж-ная фаб-ри-ка) и пи-ще-вой (мя-со-ком-би-нат, мо-лоч-ный за-вод) про-мыш-лен-но-сти.

В рай-оне Джезказгана рас-по-ло-жен ряд ар-хео-ло-гических па-мят-ни-ков, важ-ных для изу-че-ния древ-ней ме-тал-лур-гии и ме-тал-ло-об-ра-бот-ки. Раз-ра-бот-ка мед-ных руд на тер-ри-тории Джезказгана и его ок-ре-ст-но-стей на-ча-лась, ве-ро-ят-но, в III тысячелении до н.э. ко-че-вы-ми груп-па-ми, близ-ки-ми на-се-ле-нию ям-ной куль-ту-ры При-ура-лья и афа-нась-ев-ской куль-ту-ры Сая-но-Ал-тая. Пер-вые гор-ня-ки за-хо-ро-не-ны в ог-ра-дах из ка-мен-ных плит, кос-тя-ки вы-тя-ну-ты на спи-не; у из-го-ло-вья и в но-гах - ку-чи мед-ных ми-не-ра-лов, кус-ки мед-ной ру-ды; ин-вен-тарь - ка-мен-ные гор-но-про-ход-че-ские ору-дия (кай-ла, кир-ки, ло-ми-ки, мо-ты-ги). В позд-нем брон-зо-вом ве-ке дан-ный рай-он яв-лял-ся од-ним из мощ-ней-ших гор-но-ме-тал-лур-гических цен-тров Ев-ра-зий-ской степ-ной ме-тал-лур-ги-че-ской про-вин-ции . По-се-ле-ния гор-ня-ков и ме-тал-лур-гов (ан-д-ро-нов-ская куль-ту-ра, ва-ли-ко-вой ке-ра-ми-ки куль-ту-ра) и их мо-гиль-ни-ки рас-по-ло-же-ны це-поч-кой вдоль рек Кен-гир и Жез-ды, рас-стоя-ние ме-ж-ду ни-ми 3-8 км. Сле-ды мас-штаб-ных древ-них гор-ных ра-бот, вы-плав-ки и плав-ки ме-ди брон-зо-во-го ве-ка встре-ча-ют-ся в ви-де от-кры-тых вы-ра-бо-ток и «раз-но-сов», от-ва-лов ру-ды, шла-ков, ос-тат-ков во-до-сбор-ных бас-сей-нов, пло-тин, ка-на-лов, ко-лод-цев, ме-де-пла-виль-ных гор-нов и т.д. В Сред-не-ве-ко-вье на го-ро-ди-ще Ми-лы-ку-дук на-хо-дил-ся круп-ный центр об-ра-бот-ки цвет-но-го ме-тал-ла, бы-ли раз-ви-ты про-из-вод-ст-ва: гон-чар-ное, ка-ме-но-тёс-ное, фа-ян-со-вой по-су-ды, из-раз-цов и др.

В 45-60 км к се-ве-ру от Джезказгана, на бе-ре-гу реки Ка-ра-Кен-гир, на-хо-дят-ся мав-зо-леи XII-XIII веков с го-лу-бы-ми ку-по-ла-ми: Алаш-ха-на, Джу-чи-ха-на, Жан-сеи-та, Ке-лин-там, Бес-там, Ки-ик-пай-иам и др.; мавзолеи Дом-бау-ла, Ду-зен Сан-ды-бай-у-лы (1863-1866) и др.

Своим рождением, существованием и перспективами в будущем казахстанский город Жезказган целиком и полностью обязан меднорудному месторождению.
Жезказган находится на юго-западе Карагандинской области, на берегу Кенгирского водохранилища, созданного на реке Кара-Кенгир, что начинается на расположенных неподалеку горах Улытау.
Город находится в древнем краю, именуемом Сарыарка, или . В геологическом отношении это полностью разрушенная за миллионы лет выветриванием горная область, где между сильно уменьшившимися в размерах горами раскинулись большие выровненные участки, занятые полынной Великой степью, посреди которой стоит Жезказган.
В удаленной от океанов и морей, открытой всем ветрам степи нередки пыльные бури, зима здесь холодная, а лето жаркое и сухое. Межсезонье вообще незаметно.
Благодаря тому что силы природы разрушили мощные горные хребты, богатства недр оказались почти на поверхности земли, что помогло обнаружить залежи меди и впоследствии разрабатывать месторождение.
Жезказганское медное месторождение было известно еще 3000 лет назад, в эпоху бронзы. Эти богатые медью места впервые упомянуты в трудах древнегреческого историка Геродота (около 484 - около 425 гг. до н. э.). Древние рудокопы медь здесь разрабатывали интенсивно и добыли тысячи тонн металла, оставив после себя многочисленные разрезы, остатки плавильных печей, отвалы пород и руды. Археологи нашли здесь слитки меди, медные и бронзовые наконечники стрел, а в окрестностях Жезказгана попадаются каменные обелиски-менгиры и развалины древних построек.
Но с открытием других месторождений эти дальние разработки пришли в упадок. Зато сохранилось название местности: в переводе с казахского Джезказган означает «копай медь». (С 1992 г. в Казахстане официально принята русская передача названия города как Жезказган.)
В дальнейшем эти укромные места приглянулись ханам кочевых племен. Туг была ставка Джучи-хана, старшего сына Чингисхана. Отсюда отправился в Западный поход хан Батый. Бывал тут и Тамерлан. В Средние века этот район и прилегающий к нему Улытау считались центром Казахской степи, здесь собирались на совет предводители кочевников, приводивших с собой до 40 тыс. всадников. Наследие тех времен - мавзолеи и надгробия, встречающиеся вокруг Жезказгана, сложенные из глиняных кирпичей, реже - из камня, который приходилось везти через всю степь с гор Улытау. Мавзолеи Джучи-хана и Алаша-хана, мавзолеи бегазы-дандыбаевской культуры, высокие курганы… А еще - заброшенные шахты, свидетельства древних разработок меди и олова.
Первое письменное упоминание о Джезказгане относится к 1771 г., когда в Центральном Казахстане побывала экспедиция барона Михаила Траубенберга (1722-1772 гг.), отметившая наличие «великого множества медных руд».
После этой экспедиции были и другие, в том числе та, которую возглавлял Григорий Волконский (1742-1824 гг.) - отец декабриста Сергея Волконского и оренбургский военный губернатор, которому принадлежит честь открытия месторождения свинца. В 1903 г. месторождения меди были отданы в концессию англичанам, а те в 1907 г. начали разведку с применением передового алмазного бурения. Англичане были ошеломлены результатами разведки: в отдельных местах руда содержала до 32% меди. Кроме англичан концессии также добились американцы, назвавшие это месторождение «уникальным». С началом войны цены на медь взлетели, работы ускорились, но начавшаяся революция и установление советской власти в корне изменили ситуацию с правами на добычу.
От концессионеров новая власть отказалась, но и сама добычу начать не спешила.
Промышленная добыча руды началась лишь при советской власти, в 1930-х гг.: Академия наук СССР признала Жезказганское меднорудное месторождение первым по запасам в стране. Чтобы ускорить ход работ и для большей экономической эффективности, как ее тогда понимало советское государство, в 1940 г. на месторождении был учрежден Джезказганлаг. Первые рабочие-заключенные прибыли сюда на поездах по проложенной теми же заключенными железной дороге. Вся руда, что была получена в Жезказгане во время войны, была добыта руками заключенных. Заключенные построили Джезказганский медеплавильный комбинат, электростанцию, плотину, несколько военных заводов.
В 1941 г. дальнейшему строительству города помешала Великая Отечественная война. Его продолжили после победы: в 1952 г. для снабжения города и комбината было сооружено Кенгирское водохранилище, а в 1954 г. рабочий поселок Большой Джезказган был преобразован в город. К тому времени в нем уже жило более 30 тыс. жителей.
Свой вклад в создание Жезказгана внесли заключенные 3-го отделения Степлага - лагеря для политических заключенных в системе ГУЛАГ. Его руководство находилось прямо в городе. Заключенные Степлага добывали в шахтах медную и марганцевую руду, каменный уголь, а также строили промышленные предприятия, жилые кварталы города и объекты городской инфраструктуры.
Город Жезказган стоит на берегу Кенгирского водохранилища, образованного рекой Кара-Кенгир, на совершенно голом месте, покрытом песками и чахлой растительностью.
В мае-июне 1954 г. в Степлаге произошло, пожалуй, самое известное в истории ГУЛАГа Кенгирское восстание заключенных, подавленное в том числе при поддержке танков.
После смерти И.В. Сталина в 1953 г. заключенные Степлага (или Особого лагеря № 4 для политзаключенных), которых в иной год здесь насчитывалось более 27 тысяч, надеялись на ослабление режима содержания. Повод к началу массового недовольства в 3-м отделении Степлага у поселка Кенгир дал охранник, застреливший 13 заключенных за нарушение режима. Свидетели рассказывали, что конвоируемые мужчины-украинцы поздравили женскую колонну с Пасхой, им ответили, на что охрана отреагировала автоматной стрельбой. Администрация настаивает, что мужчины-заключенные пытались проникнуть на территорию женской зоны. Стреляли охранники несколько раз и до этого в течение 2-3 месяцев, и заключенные стали готовить выступление.
Восстание было на редкость организованным. Была создана структура с четкой иерархией, в которой было руководство, командиры, агитаторы, боевики, бригады по изготовлению оружия и взрывчатки, медперсонал, священники и масса специализированных отделов. Был даже собственный радиопередатчик, собранный из лагерной киноустановки. Состав мятежников был интернациональным: от представителей всех народов СССР до испанцев и американцев. Большинство составляли западные украинцы, за ними - русские, и на третьем месте - прибалты. В лагере даже выработался свой язык интернационального общения на основе украинского, которые многие заключенные считали русским.
Сначала заключенные отказались работать, а затем - вообще выходить на работу, пока не будет расследован расстрел заключенных и не решен вопрос с ослаблением режима. Список требований был длинный, в частности, заключенные настаивали на сокращении срока и разрешении жить с семьями на положении колонистов, а также потребовали установить свободное общение мужчин и женщин в лагере. Была создана делегация для переговоров с руководством лагеря, настаивавшая на приезде правительственной комиссии. Действительно, на переговоры приехали замминистра внутренних дел и начальник ГУЛАГа, отдельные требования заключенных начали выполняться. Но этого было недостаточно и заключенные потребовали приезда члена Президиума ЦК КПСС, все так же отказываясь выходить на работу. По всему лагерю строили баррикады, ходили патрули из заключенных, развилась культурная жизнь с различными проявлениями творческой самодеятельности; в ответ на пропаганду, лгавшую о содержании восстания, восставшие запускали воздушные шары и змеев с листовками для жителей окрестных поселков. Неповиновение продолжалось сорок дней. За это время сформировалось некое подобие республики - за высокой стеной, -, но самой свободной на территории СССР.
Выполняя требование Москвы «навести порядок и наладить добычу руды», в лагерь были введены войска - 1600 солдат и пять танков. Заключенные пытались сопротивляться, но эти попытки были быстро подавлены. По официальным данным, при штурме погибли 37 заключенных, сами заключенные Степлага говорили о 600 погибших. Зачинщиков либо расстреляли, либо осудили на длительные сроки заключения. В 1956 г. Степлаг был ликвидирован, но многие заключенные остались на принудительном поселении в том же городе. По мнению ряда историков, восстания в постсталинском ГУЛАГе явились одной из важнейших причин ослабления гостеррора, реформ лагерной системы и в конечном счете - «оттепели».
В настоящее время Жезказган - центр горнопромышленной агломерации из нескольких городов и поселков.
Основа промышленности Жезказгана - один из мощнейших медных комбинатов бывшего СССР, ныне именуемый «Жезказганцветмет».
О количестве добытой здесь меди можно судить по гигантскому отвалу пустой породы, занимающему площадь 34 км.
Сегодняшний Жезказган - многонациональный, с преобладанием казахского и русского населения. После провозглашения Республики Казахстан начался отток русского населения, в первую очередь в Российскую Федерацию.


Общая информация

Местонахождение : центральный Казахстан.

Первое письменное упоминание : 1771 г.
До 1954 года : поселок Большой Джезказган (Кенгир).

В статусе города : с 1954 г.

Языки : казахский, русский.

Этнический состав : казахи - 60.8%, русские - 27.2%, украинцы - 4.0%, немцы - 1,4%, татары - 1,3%, белорусы - 0,9%, корейцы - 0.7%, прочие - 3,7% (2010 г.).

Религии : ислам, православие.
Денежная единица : казахстанский тенге.

Река : Кара-Кенгир.

Водохранилища : Кенгирское, Жездинское.

Цифры

Площадь : 47 км 2 .

Население : 85 923 чел. (2010 г.).
Плотность населения : 1828,1 чел/км 2 .

Высота над уровнем моря : 300 м.

Удаленность : 521 км к юго-западу от Караганды.

Климат и погода

Резко континентальный.

Средняя температура января : -16°С.

Средняя температура июля : +22°С.
Среднегодовое количество осадков : 200-300 мм.

Относительная влажность воздуха : 55-60%.

Экономика

Центр горнопромышленной агломерации.

Полезные ископаемые : медная руда с примесями золота, серебра, висмута, цинка, молибдена, кадмия, рубидия, цезия, лития, таллия, кобальта, рения; марганцевая и железная руда, каменный уголь.

Промышленность : горно-металлургическая, медеплавильная, сталелитейная, цементная, легкая (трикотажная), пищевая (мясоперерабатывающая, молочная).

Сфера услуг : туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Культурные : Музей космонавтики, Историко-краеведческий музей, Музей истории металлургического комбината.
Мемориальные : памятники К.И. Сатпаеву, металлургам, погибшим от сталинских репрессий, Абылай-хану и С. Сейфуллину, монумент первостроителям и погибшим в Великой Отечественной войне, «космические» памятники (стела «Космос», панно с изображением Юрия Гагарина, монумент «Авиация и космонавтика»).
Природные : горы Улытау, Кенгирское водохранилище, парки «30 лет Победы», «Наурыз», «Жастар».
Культовые : Свято-Андреевский храм (2001 г.).

Любопытные факты

■ Из всех сельскохозяйственных культур, выращиваемых вокруг Жезказгана, наиболее известны местные сорта помидоров. Они отличаются высокой сахаристостью и характерным вкусом, потому что растут в условиях сухого жаркого климата.
■ В честь открытия месторождений в казахских степях в XVIII в. была выпущена памятная медаль, отчеканенная из добытого тут же металла. На аверсе надпись: «Европа венчает Россию славой, Азия отверзает ей свои сокровища».
■ В 1962 г. на месторождении открыт новый минерал, названный в честь города джезказганитом. Это очень редкий и недостаточно изученный сульфидный минерал группы молибденита, содержащий рений.
■ Горы Улытау известны в Казахстане как место, где бьют родники, воде которых приписывают целебные свойства.
■ В 1909 г. месторождение взяли в концессию английские и французские компании. Оборудование для строительства медеплавильного завода доставлялось от ближайшей железнодорожной станции Джусалы. Оттуда была проложена ветка длиной в 14 км. После того как состав проходил по ней, путь разбирали и заново укладывали: это казалось выгоднее, чем строить полноценную железную дорогу. Такими темпами первый поезд с оборудованием прибыл в Карсакпай лишь в октябре 1917 г., когда в России началась революция и концессия была закрыта.
■ В 1970-1980-х гг. значительное количество спускаемых космических аппаратов приземлялось в районе Жезказгана. Сложилась традиция доставлять космонавтов в аэропорт Жезказгана и оттуда торжественно провозить по главным улицам города. Вернувшиеся из космоса сажали сосны на бульваре Космонавтов: отсюда и его название. О соседстве с Байконуром напоминает стела «Космос», панно с изображением Юрия Гагарина и оригинальный монумент «Авиация и космонавтика».