Железнодорожная станция козлова засека, тульская область. Ясная Поляна и Козлова Засека. Ожидания и реальность Летом лучше, чем зимой

Козлова Засека представляет собой железнодорожную станцию, относящуюся к Тульскому отделению Московской железной дороги и расположенную со стороны южной границы Тулы. Название «Козлова Засека» появилось в 14 столетии – в то время это место находилось в южной стороне от Московского княжества. Данная местность представляла собой так называемую засеку, которая служила для защиты от постоянных набегов врагов. Вторая часть названия «Козлова» была названа в честь местного воеводы по имени Иван Козлов.

В 1860-е годы было начато строительство знаменитой железной дороги. Открытие Московско-Курской железной дороги произошло в 1868 году. Тогда же открылась и станция, расположенная ближе других к Ясной Поляне – здесь жил и трудился Лев Николаевич Толстой. Так образовалось новое название – «Козлова Засека». Здесь располагалось небольшое здание вокзала; в нем размещался начальник станции, а также его помощник, пассажирский зал, отделение почты и касса. Отопление вокзала было печным.

В 1902 году на станции Козлова Засека были выстроены деревянный перрон, багажное отделение, платформа в виде острова, погреб, туалет, путейский дом. Сюда поступала адресованная писателю почта, и здесь же он совершал телефонные звонки. Важно отметить, что поездки Толстого, а также его большой семьи в Москву осуществлялись именно через станцию Козлова Засека. В последний раз Лев Николаевич отправлялся в путь с этой станции летом 1910 года в имение под названием Кочеты, принадлежавшее его старшей дочке, Татьяне Львовне. Из этой местности Лев Николаевич в ноябре-месяце 1910 года уехал в южные земли, но по дороге внезапно заболел и умер на одной из станций под Астапово, по причине чего со станцией были связаны не только хорошие, но и трагические события. В здешние земли приехал траурный поезд с телом покойного Льва Николаевича Толстого.

На указанной станции останавливались поезда дальнего следования, которые направлялись в южную сторону, а в период теплого времени года здесь ходили и дачные поезда. В эту местность приезжали: Короленко, Репин, Страхов, Шишкин и некоторые другие люди из Ясной Поляны. Бывало время, когда семейство Толстых приходило к станции, чтобы встретить гостей.

В столетний юбилей великого русского писателя, в 1928 году, станция стала называться «Ясной Поляной», но в 2001 году ей вернули исторически сложившееся название. В это время при поддержке руководства железной дороги в Москве состоялись глобальные реставрационные работы, а также произошло открытие выставки под названием «Железная дорога Толстого Л.Н.». Предпринятые меры позволили вернуть комплексу свой истинный исторический вид.

На сегодняшний день музейно-привокзальный комплекс, который носит название «Козлова Засека» включает в себя непосредственно привокзальную территорию, оснащенную железнодорожной платформой, сувенирной лавкой, выставкой, посвященной Льву Николаевичу Толстому, и автостоянкой. На выставке были показаны предметы, относящиеся к началу 20 столетия, которые позволили всем посетителям увидеть то, какой именно была работающая станция в свое время. Есть возможность внимательно рассмотреть модели поездов прошлых лет, старинные фотоснимки, многочисленные дорожные вещи, представленные тростью, портфелями и другими распространенными предметами. Особый интерес у посетителей вызывает телефон и телеграф того времени.

Продолжительность любой экскурсии составляет от 45 минут до 1 часа. Есть возможность взять напрокат дорожный костюм, относящийся к концу 19 столетия – началу 20 века. Важно, что на территории проведения выставки не запрещены фото- и видеосъемки, к тому же они бесплатны.

На сегодняшний день станцию Козлова Засека посещает большое количество туристов.

Когда Вы посещаете усадьбу "Ясная Поляна" (особенно на своем транспорте) не поленитесь сделать пару лишних к м для посещения одного достаточно уютного местечка - железнодорожной станции Московской железной дороги "Козлова Засека". Если двигаться из Тулы, то к Ясной Поляне надо свернуть с трассы направо, а к станции - налево (на перекрестке стоит указатель).

Чем же привлекательна эта станция?

Во-первых, своей историей. В свое время это место было окраиной Московского княжества, где для защиты от вражеских набегов была оборудована засека, которая в честь воеводы Ивана Козлова и получила свое название. В 1868 г., с открытием Московско-Курской ж.д., на этом месте была построена железнодорожная станция с одноименным названием. Она была самой близкой к усадьбе Л.Н. Толстого "Ясная Поляна".

На станцию приходил писатель для того, чтобы позвонить по телефону, сюда же приходила вся его почта, приезжали его гости и именно на эту станцию в 1910 г. прибыл траурный поезд с гробом писателя.

В 1928 году (в столетний юбилей писателя) станция была переименована в "Ясную Поляну".

В 2001 году, по инициативе Геннадия Матвеевича Фадеева (в тот период он возглавлял Московскую железную дорогу), на станции были проведены большие реставрационные работы с использованием старых чертежей и 9 сентября - в день рождения Л.Н. Толстого - состоялось торжественное открытие станции-музея, которой было возвращено ее старое название - "Козлова Засека".

В ходе реставрационно-восстановительных работ станция приобрела вид, который она имела на момент смерти писателя....(не стоит забывать, что эта действующая станция, поэтому от некоторых атрибутов современной жизни, например, контактная сеть и др., избавится просто невозможно)

Во времена жизни писателя к этому заборчику на перроне привязывали лошадей...

Плакат из тех времен....

На здании станции висят мемориальные таблички, связанные с именем Л.Н. Толстого....

С правой стороны от главного входа станции расположен памятник писателю и открыта выставка "Железная дорога Л.Н. Толстого"...

Вокзальный буфет, в котором можно и сегодня перекусить...

Багажное отделение....

На площади перед станцией расположены погребок

и питьевой колодец...

Можно зайти во внутрь и посидеть в зале ожидания на скамейках того времени, а при желании купить билеты на какой-нибудь поезд...

Есть здесь и свой "уголок потребителя"....

А отсюда - можно сделать звонок другу (или подруге).... В свое время Л.Н. Толстой часто приходил на станцию, чтобы позвонить кому-нибудь...

Можно заглянуть и в кабинет начальника станции.. .

Подойти к его столу и рассмотреть более внимательнее предметы, расположенные на нем...

(самое интересное - телеграфный аппарат...)

На стенах кабинета висят фотографии, связанные с историей станции..

А в книжном шкафу, на особом месте, стоит книга Г.М. Фадеева "Судьба моя - железная дорога". Именно благодаря этому человеку была проведена большая работа по реконструкции станции и в нашей стране появился еще од by музей под открытым небом, куда не стыдно даже привезти иностранных туристов.

Ее остановили из-за хакерской атаки

Ради пятиминутной прогулки на канатной дороге по маршруту Воробьевы горы - Лужники корреспонденту «МК» пришлось полтора часа отстоять в очереди. Неудивительно - горожане сразу бросились осваивать новинку, благо что до 27 декабря проезд по канатке сделали бесплатным. И все бы хорошо, только далеко не всем повезло, как «МК». Вскоре после нашей прогулки дорогу, начавшую работу 26 ноября, в понедельник, закрыли.

Длинная змея очереди тянется вдоль улицы Косыгина. Народ, желающий прокатиться на свежеоткрывшейся канатной дороге, приходит именно сюда — накануне прошла информация, что нижняя станция около стадиона «Лужники» не работает. В среду, 28 ноября, правда, все изменилось.

— Покататься? Идите вон туда, где хвост. Он быстро движется, уже через десять минут поедете! — бодро отвечает дежурный офицер полиции. И добавляет, в качестве решающего аргумента: — Там же по восемь человек в кабинку помещается, а кабинок знаете сколько?

— Сколько?

— Ну... Много кабинок, много! — сворачивает он дискуссию и бросает в пространство странную реплику: — Главное, чтоб посадка в «Лужниках» не барахлила.

Что же, засекаем время.

Правда, очень скоро становится понятно, что обозначенные товарищем полицейским десять минут — это то ли искусный обман, то ли очень странное его восприятие времени. По крайней мере, первые 20 минут кажется, что очередь вообще не движется. А между тем холодно. И ветрено. И никуда не отойдешь погреться.

— Да три часа будем стоять. Я вчера читала в Интернете, — уверенно говорит своей подружке стоящая передо мной девушка в розовой шапочке. Молодая, веселая, как можно понять из разговора — студентка МГУ. Она же здесь каждый день бывает! Прокатится еще, и не один раз, когда очереди не будет. Зачем мучиться?

— Девчонки, а что еще пишут? Стоит оно того? — осторожно пытаюсь завязать разговор. Ответ невероятно прост:

— Да черт его знает! Фотки вроде ничего так... Ну пока бесплатно, можно прокатиться.


Решили бы все эти люди вставать в очередь, если бы на входе нужно было заплатить пресловутые 400 рублей? Вопрос, наверное, риторический. Но бесплатно — стоят. И с маленькими детьми стоят, и пенсионеры...

— Эх, надо было коньячка взять! — озвучивает пожилой джентльмен за моей спиной то, о чем, кажется, все думают.

Достижение цивилизации на улице Косыгина видно только одно — голубые будки биотуалетов. Кажется, их никто не пересчитал — в отличие от аналогичных удобств около храма Христа Спасителя, которые поставили вдоль очереди к мощам святого Спиридона Тримифунтского совсем недавно, в сентябре.

Да и в остальном, надо сказать, очередь религиозная была организована не в пример лучше. Почему здесь нет, например, автобуса, где можно было бы погреться? Термосов с горячим чаем? Коммерсантов, в конце концов, которые продавали бы дорогущие кофе и чай — и их бы точно покупали. Но нет. Стоим просто так.

Прошел час. Пальцы заледенели. Ноги тоже. Голова от холода побаливает. И не у меня одной — энтузиазм стоящих рядом тоже, кажется, заметно поутих.

— Прям как моя Машка, она тоже вечно ноет! — осаживает пожилая дама в сапогах модного цвета марсала свою спутницу. — Ну а чего ныть? Всем холодно, все замерзли. Но все же стоят.

Хорошая мораль, не поспоришь. Наверное, была бы уместна этак лет тридцать назад, в очереди за чем-то жизненно важным. Или хотя бы в очереди за впечатлениями — в городе, куда вдруг попал всего на пару дней, и неизвестно, попадешь ли еще. Но в очереди на пятиминутный полет над Москвой-рекой?

Проходящие мимо то и дело спрашивают: сколько уже стоите? Сорок минут? Час? Полтора?! Ну надо же!

И смотрят на нас... ну, не совсем как на сумасшедших, но что как на странных — это точно. Тут и стражи порядка подливают масла в огонь:

— Имейте в виду, что высадка на «Лужниках» обязательна. Если хотите подниматься обратно, вверх, нужно будет там встать в такую же очередь, — объясняет полицейский.

Очередь истерически ржет. Очевидно, кататься туда-сюда — как доктор из «Невероятных приключений итальянцев в России» — никому не хочется даже бесплатно.


Непосредственно возле павильона-станции все просто и понятно: запускают по 8 человек — ровно столько помещается в одной кабинке. На входе нужно обязательно приложить социальную карту москвича или «Тройку» — для отчетности. Но действительно бесплатно.

Загружаемся в кабинки. Народ радуется, мобильные телефоны — наизготовку. Вот только что снимать-то? Наверное, летом, когда внизу будет пышная зелень заказника, а вокруг — голубое небо, будет красиво. А сейчас что? Разве что кругляшок «Лужников» на фоне серовато-коричневого московского ноября. И река.

Всего удовольствия — на пять минут (об этом, впрочем, честно предупреждали). Однако мероприятие заняло больше полутора часов: в 11.50 встали в очередь и только в 13.30 покинули станцию внизу.

А в 15.00 канатная дорога сломалась, о чем оперативно сообщили оставшиеся в очереди москвичи в соцсетях.

«Сегодня в 14.00 компьютерные серверы Московской канатной дороги подверглись несанкционированной кибератаке. Сотрудники, обнаружив это, приостановили движение дороги, после чего оперативно высадили всех пассажиров на станциях назначения, для обеспечения максимальной безопасности пассажиров. К сожалению, вынуждены прекратить перевозку пассажиров», — цитируют СМИ пресс-службу канатной дороги. О дальнейшем графике работы обещают сообщить на сайте.

Родился в дворянской семье Марии Николаевны, урожденной княжны Волконской, и графа Николая Ильича Толстого в усадьбе Ясная Поляна в Крапивенском уезде Тульской губернии четвертым ребенком. Счастливый брак его родителей стал прототипом героев в романе «Война и мир» - княжны Марьи и Николая Ростова. Родители рано умерли. Воспитанием будущего писателя занималась Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница, образованием - гувернеры: немец Ресельман и француз Сен-Тома, ставшие героями повестей и романов писателя. В 13 лет будущий писатель и его семья переехали в хлебосольный дом сестры отца П.И. Юшковой в Казани.

В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет на отделение восточной словесности Философского факультета. После первого курса не сдал переходный экзамен и перевелся на юридический факультет, где проучился два года, окунувшись в светские развлечения. Лев Толстой, от природы застенчивый и некрасивый, приобрел в светском обществе репутацию «умствующего» о счастье смерти, вечности, любви, хотя сам желал блистать. И в 1847 году он ушел из университета и уехал в Ясную Поляну с намерением заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

В 1849 году в его имении была открыта первая школа для крестьянских детей, где преподавал Фока Демидович, его крепостной, бывший музыкант. Учившийся там Ермил Базыкин рассказывал: «Нас, мальчиков, было человек 20, учителем был Фока Демидович, дворовый человек. При отце Л.Н. Толстого он исполнял должность музыканта. Старик хороший был. Учил нас азбуке, счету, священной истории. Заходил к нам и Лев Николаевич, тоже с нами занимался, показывал грамоту. Ходил через день, через два, а то и каждый день. Учителю он завсегда приказывал нас не обижать...».

1851 году под влиянием старшего брата Николая Лев уезжает на Кавказ, уже начав писать «Детство», и осенью становится юнкером в 4-й батарее 20-й артиллерийской бригады, расквартированной в казачьей станице Старогладовской на реке Терек. Там он закончил первую часть «Детства» и отослал в журнал «Современник» его редактору Н.А.Некрасову. 18 сентября 1852 года рукопись была напечатана с огромным успехом.

Лев Толстой прослужил три года на Кавказе и, имея право на почетнейший Георгиевский крест за храбрость, «уступил» его сослуживцу-солдату, как дающий пожизненную пенсию. В начале Крымской войны 1853-1856 гг. перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице, осаде Силистрии, обороне Севастополя. Тогда написанный рассказ «Севастополь в декабре 1854 г.» был прочитан императором Александром II, повелевшим беречь талантливого офицера.

В ноябре 1856 года уже признанный и известный писатель оставляет военную службу и уезжает путешествовать по Европе.

В 1862 году Лев Толстой женится на семнадцатилетней Софье Андреевне Берс. В их браке родилось 13 детей, пятеро умерли в раннем детстве, были написаны романы «Война и мир» (1863-1869) и «Анна Каренина» (1873-1877), признанные великими произведениями.

В 1880-е гг. Лев Толстой пережил мощный кризис, приведший к отрицанию официальной государственной власти и ее институтов, осознанию неизбежности смерти, вере в Бога и созданию своего учения – толстовства. Он утратил интерес к привычной барской жизни, у него начали возникать мысли о самоубийстве и необходимости жить правильно, вегетарианствовать, заниматься просвещением и физическим трудом – он пахал, шил сапоги, учил детей в школе. В 1891 году публично отказался от авторских прав на свои литературные произведения, написанные после 1880 г.

В течение 1889-1899 гг. Лев Толстой писал роман «Воскресение», чей сюжет основан на реальном судебном деле, и хлесткие статьи о системе государственного управления – на этом основании Святейший Синод отлучил графа Льва Толстого от православной церкви и предал анафеме в 1901 году.

28 октября (10 ноября) 1910 года Лев Толстой тайно покинул Ясную Поляну, отправившись в путешествие без конкретного плана ради своих нравственно-религиозных идей последних лет в сопровождении врача Д.П. Маковицкого. В дороге простудился, заболел крупозным воспалением легких и был вынужден сойти с поезда на станции Астапово (сейчас станция Лев Толстой Липецкой области). Лев Толстой скончался 7 (20) ноября 1910 года в доме начальника станции И.И. Озолина и похоронен в Ясной Поляне.

Много лет мы собирались посетить Ясную поляну, но все никак не могли доехать. Наконец, в этом году это случилось.
Первым делом мы заехали на станцию Козлова засека. К козлам она отношения не имеет, и получила название от бывшего воеводы Даниила Козлова.
1.

Название станции восходит в XIV в, когда это место близ Тулы находилось на южной окраине Московского княжества и представляло собой засеку, служившую для защиты от крымско-татарских набегов.
2.

В 1868 году открылась Московско-Курская железная дорога и станция, ближайшая к Ясной Поляне, где жил и работал Лев Толстой, была названа «Козловой Засекой».
3.

Сюда приходила почта писателю, здесь он звонил по телефону. Отсюда он поехал в ноябре 1910 года на юг, где и умер на станции Астапово.
4.

В 1928 году в год столетия со дня рождения писателя станция была переименована в «Ясную Поляну», в 2001г вернули историческое название.
5. Береза, посаженная в честь этого события начальником Московской железной дороги Фадеевым и бывшим губернатором Тульской области Стародубцевым.

К этому событию станцию отреставрировали, стилизовали под конец XIXв, и территорию вокруг вокзала тоже привели в порядок.
6.

7. Зайдемте внутрь. Внутри вполне себе уютно и чисто.

Народу – ни души. Станция мелкая, пассажирские поезда здесь почти не останавливаются. Фирменный поезд, который ходил сюда из Москвы с 2010г, отменен.
8.

9. Простаивают телефонные будки.

10. Можно отправить открытку

11. Можно зайти к начальнику.

12. Пути возле станции

С торца вокзального здания находится выставка «Железная дорога Льва Толстого». Всего одна комната, экспонатов не много, стоит рублей 20.
13. Дорожные швейцарские часы, начало XXв

14. Фонарь обходчика

15. Телеграфный аппарат. Сименс, между прочим.

16. Нехитрое устройство факела.

17. Дорожный чемодан

18. Жетон истопника

19. Прекрасная трость с набалдашником из ноги косули.

20. Рубашка-толстовка

21. Еще один видавший виды дорожный чемодан.

22. Телефон начала прошлого века

23. Путеводитель по Крыму. На злобу дня, так сказать:).