Висячие сады в хайфе израиль. Бахайские сады. Бахайские сады — фото

Основателем религии Бахаи является Бахаулла(1817—1892). Он почитается бахаи как последний из ряда «Богоявлений», который, помимо Бахауллы, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру,Кришну, Иисуса Христа, Мухаммада, Баба и другие подобные фигуры.
Вера Бахаи́ (араб. «Баха» بهاء — «Слава») зародилась в середине XIX века и в настоящее время объединяет свыше 6 млн последователей по всему миру.
Главные темы учения бахаи — единство Бога, единство религий и единство человечества. Напоминая об аналогичных учениях прежних Богоявлений, Бахаулла заявляет, что существует только одна религия — «неизменная Вера Божия, вечная в прошлом, вечная в грядущем».
Концепция Бога в вере бахаи строго монотеистична и трансцендентна. Учение бахаи считает всякие попытки познать сущность Бога бесполезными.
Когда бахаи говорят, что все религии составляют одно целое, это не означает, что различные религиозные учения похожи друг на друга. Они верят, что существует одна вера, Вера в Бога, и все Посланники Бога раскрывали её сущность. Согласно доктрине бахаи, «Для бахаи индуистского происхождения Бахаулла является новой инкарнацией Кришны. Для бахаи, являющихся выходцами из среды христиан, Бахаулла воплощает обещание Христа возвратиться „во славе Отца“, соединить всех людей, чтобы были „одна паства и один пастырь»
Дети в семьях бахаи в 15 лет вправе выбрать любую религию, порой в одной семье бахаи один сын мусульманин, другой христианин, третий иудей. Жениться бахаи может на представители любого вероисповедания. Религиозная рознь полностью и абсолютно чужда им.

История.
23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе молодой торговец Сиййид Али-Мухаммад, известный под именем «Баб» (араб. «Врата»), провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого всеми народами мира». Хотя, по Его словам, Он сам являлся носителем божественного откровения, Его главной целью было подготовить человечество к приходу нового Богоявления. Исламское духовенство враждебно встретило проповедь Баба и использовало своё влияние на правительство для организации преследования Баба и Его приверженцев. Баб был арестован, заключён в тюрьму и, наконец, 9 июля 1850 года расстрелян на площади в городе Тебризе. За период с 1844 по 1863 годы было казнено около 20 тысяч его последователей по всей Персии.
Для последователей религии Бахаи Баб является независимым Явителем Бога и одновременно Предшественником Бахауллы.

Бахаулла
Мирза Хусейн Али, уроженец области Нур, больше известный под именем Бахаулла («Божья Слава»), родился в 1817 году в аристократической семье, ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями. Отказавшись от придворных постов, положенных ему по происхождению, Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью, которые снискали ему любовь среди соотечественников.

Бахаулла стал одним из первых и, несомненно, самых ярких последователей Баба. Разделив судьбу многих бахаи после казни Баба, Бахаулла потерял всё своё имущество и владения, был заключён под стражу, подвергнут пыткам и выслан из страны. В 1852 году царское правительство России предложило политическое убежище Бахаулле, томившемуся в то время в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль, однако он отказался от этого предложения, предпочтя вместо этого высылку в Ирак. В месте первой ссылки в Багдаде в 1863 году Бахаулла объявил, что он есть тот, чьё пришествие было обещано Бабом. Из Багдада Бахаулла был выслан сначала в Константинополь, затем в Адрианополь и, наконец, в Акко, куда он был доставлен в 1868 году.

В Адрианополе и в Акко Бахаулла написал ряд коллективных и индивидуальных обращений к правителям того времени, призвав их засвидетельствовать наступление Дня Божиего и признать Обетованного, предсказанного Писаниями исповедуемых ими религий. Он также советовал им примирить свои разногласия, сократить вооружения и принять систему коллективной безопасности, когда агрессия против одной из стран будет немедленно остановлена вмешательством объединённых сил всех остальных государств.
Он перенес останки своего предшественника в построенный в Хайфе мавзолей.

Бахаулла скончался 29 мая 1892 года в местечке Бахджи, к северу от Акко, и был там похоронен (Территория сегодняшнего Израиля). В то время его учение уже распространилось за пределы Ближнего Востока. Все бахаи при молитве обращаются к его могиле - это место возле Акко не так известно, как Бахайские сады, но является первым по святости местом для бахаи всего мира. Сады в Хайфе занимают второе место


Основные принципы вероучения Бахауллы
1.Признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира;
2.Самостоятельный поиск истины каждым верующим;
3.Отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических);
4.Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием;
5.Значимость и необходимость всеобщего образования;
6.Осуществление равноправия мужчин и женщин;
7.Устранение крайних форм бедности и богатства;
8.Установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости;
9.Необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам;
10.Всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга;
11.Последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.
12.Отказ от фанатизма
13.Отказ от азартных игр
14.Отказ от употребления алкоголя или наркотиков. За исключением предписанного врачом.
У бахаи существует два типа молитв: обязательные и общие.

Существуют три ежедневные обязательные молитвы… Верующему дана свобода выбора одной из этих трех обязательных молитв, однако он должен читать ее в соответствии с теми конкретными наставлениями, которыми избранная молитва сопровождается.

У бахаи нет священников, каждый верующий постигает истину самостоятельно. Всякая работа, выполняемая в духе служения человечеству, рассматривается как богослужение. Свои храмы бахаи называют «Дома Поклонения», или Машрикуль-Азкар (с арабского «Место восхода хвалы Божьей»). Бахаулла повелел, чтобы в каждой местности, где проживают бахаи, был возведен храм с девятью входами и одним куполом, символизирующим единство религий.

Посетить Бахайские Сады в Хайфе я мечтал почти 15 лет, с тех пор как увидел их мельком во время первого визита в Израиль. Я уже рассказывал о том, . Так вот посещение этих садов стало одной из главных галочек .

Роскошные сады, разбитые на склоне горы Кармель, и огромный золотой купол красивого здания, которое высится посреди них - несомненно бахайский комплекс является главной достопримечательностью Хайфы. И мы с Тоней не поленились проснуться пораньше, чтобы успеть сюда до закрытия этой святыни. Хотя, вынужден сказать, мы были разочарованы, так как не совсем понимали, что это такое...

1. Оказалось, и у меня и у Тони были примерно одинаковые воспоминания об этих садах. Оба из нас увидели их во время бесплатной автобусной экскурсии по Израилю, которую правительство страны оплачивает для еврейской молодёжи со всего мира в надежде, что они переедут туда жить. У меня это было в далёком 2004 году, у Тони - попозже, но в обоих случаях нам показали эти сады примерно одинаково: автобус, по пути через Хайфу, остановился возле верхнего входа, и у нас было где-то десять-пятнадцать минут, чтобы сфотографировать этот вид сверху.

"Что это за красота?!" удивился я тогда.

"Это - Бахайские сады," ответили мне. "Мы в них не пойдём. Они закрыты."

Я тогда был не очень опытным путешественником, и не стал задавать лишних вопросов. Даже о названии "Бахайские сады" я как-то особо не задумывался. Оно показалось мне именем собственным.

2. Значительно позже, во время визита в Индию, я . Вернувшись из той поездки я немного почитал про историю этой религии, и подумал, что она похожа на ближне-восточную версию мормонизма. Бахаизм был основан в XIX веке как модернизованная версия Ислама. Вера постепенно распространялась на протяжении XX столетия, и сегодня её последователи исчисляются миллионами, и живут по всему миру.

Главными основами Бахайской веры являются единство бога и религии: идея, что бог только один, и все религии мира почитают его в той или иной форме. Бахаи верят, что основатели всех мировых религий (Авраам, Иисус, Мухаммед, Будда) были посланниками этого бога, и что они принесли в мир веру в той форме, которая подходила в конкретном историческом и культурном контексте. Разумеется, бахайцы считают что их собственные пророки несут человечеству новейшую форму истины, которая будет актуальной ещё 1,000 лет.

Давайте быстро познакомимся с ними слева направо:

Сейид Али-Мухаммад , торговец из персидского города Шираз. В мае 1844 года, когда ему было 24 года, он провозгласил себя посланником божьим, и стал называться "Баб ", что значит "врата". Основав движение "бабизма" в Исламе, он рассказывал своим ученикам о мессии, который вскоре явится народу. За это персидские власти преследовали его, а в 1850 тридцатилетний Баб был арестован и казнён.

Мирза Хусейн Али был одним из приверженцев Баба, который после смерти учителя взял имя "Бахаулла " ("Слава божия"), и назвался тем самым мессией, чей приход Баб предсказывал. За это и он был подвержен преследованиям, и в итоге был выслан из Багдада сначала в , затем в Адрианополь и, наконец, в город Акко недалеко от Хайфы. Там он прожил до конца своих дней оставаясь узником Османской Империи. За это время Бахаулла положил основу Бахайской религии, в ряды которой привлекал всё больше и больше последователей со всего Ближнего Востока.

Его старший сын, Аббас Эффенди продолжил дело отца. Более известный как Абдул-Баха ("слуга Баха" в честь отца), он ездил за границу, привлёк в ряды Бахаизма первых европейцев и американцев, а так же закрепил философию и теологию молодой религии. Кроме всего прочего, он построил первую усыпальницу Баба на склоне горы Кармель над поселением Хайфы. Во время его жизни был построен Бахайский храм на территории Российской Империи, в Ашхабаде (его снесли в середине XX века).

Все сыновья Абдул-Бахи умерли в раннем детстве, поэтому своим наследником он назначил внука, сына старшей дочери по имени Шоги Эффенди . Он был очень успешен в продвижении религии по всему миру, и заведовал строительством на месте усыпальницы Баба великолепного храма. К сожалению в 1957 году Шоги Эффенди внезапно умер, так и не оставив наследника, и линия пророков Бахаизма подошла к концу. Сегодня старейшины религии избираются голосованием.

3. Мы с Тоней проснулись как можно раньше, чтоб во время приехать из Тель Авива в Хайфу. Тоня вычитала, что посетить главное здание храма можно только до полудня. Поезд идёт около часа. Только мы отошли немного от железнодорожной станции, как нам сразу открылся вид на сады на склоне горы, и на золотой купол бахайской святыни. Впрочем, мы знали, что хотим зайти сверху, и тут же прыгнули в такси и поехали на гору.

4. Сверху мы оба увидели тот самый ракурс садов и храма, который запал в нашу память много лет назад. Сады спускаются вниз к храму многочисленными террасами аккуратно подстриженной травы, цветов и пальмовых деревьев. Ниже виднелся порт, а за ним - синева моря.

5. Оказывается, что этот вход всегда закрыт для простых смертных. Туристов привозят сюда только затем, чтобы сделать красивые фотографии садов и храма сверху, и города под ними. Но, Тоня молодец, вычитала, что можно присоединиться к бесплатной экскурсии, которая ведёт туристов вниз по этим склонам от самого верха к храму, который расположен в середине склона.

6. Правда, мы не сразу поняли, что эта экскурсия уходит не от смотровой площадки наверху, а от бокового входа в ста метрах от неё. Пока нам это объяснили, пока мы туда прибежали, экскурсия благополучно ушла. Нам повезло, что удалось уговорить одного из охранников проводить нас, и догнать группу (рассказали, что мы приехали из Нью Йорка, и что это наш единственный шанс посетить террасы).

7. Экскурсия состояла из нескольких дюжин человек со всего мира. Гид говорил по-английски. Он рассказывал о Бахайской вере, и о садах, отвечал на вопросы, пока мы все постепенно, уровень за уровнем, спускались всё ниже и ниже.

8. Оказалось, что эти сады появились относительно недавно. Если храм с золотым куполом построили в 1950х, то Бахайские Сады вокруг него начали создавать в 1987 году, а закончили вообще лишь в 2001 (за три года до того, как я увидел их впервые!) Все работы были выполнены на пожертвования верующих в Бахайскую религию - средства от посторонних не принимаются.

9. Для поддержания садов в идеальном состоянии на территории работают многочисленные садовники.

10. Сады разбиты на 19 уровней. На центральном уровне стоит храм с золотым куполом, над ним и под ним находятся по девять террас с аккуратно подстриженной зеленью.

11. Спускаясь сверху вниз, мы всё ближе подходили к грандиозному зданию, увенчанному золотым куполом, которое доминировало над всеми видами города. Я волновался, успеем ли мы дойти до него до закрытия, но гид заверил нас, что времени предостаточно.

12. Кроме основного храма, на территории комплекса находятся несколько зданий религиозной администрации Бахайцев. Они построены в классическом стиле древнегреческих храмов - смешением архитектуры со всего мира бахайское духовенство подчёркивает, единство человеческого развития - одну из основополагающих идей этой веры. Правда, посторонних в эти здания не пускают.

14. Я начал предвкушать, как вскоре окажусь внутри, под этим величественным сводом. (Ха-ха!)

15. Чем ближе мы подходили к зданию храма, тем изощрённей становились узоры растительности в садах - кустики, клумбы, цветники...

16. Оглянувшись назад от центральной террасы, на которой стоит храм, можно оценить, как далеко мы спустились.

17. И вот, наконец это здание перед нами. К сожалению, мои ожидания посмотреть на великолепный купол изнутри не оправдались. Внутри нельзя фотографировать (за этим довольно строго следят), но, как оказалось, и фотографировать то там особенно нечего.

18. Для того, чтобы понять, что нас ожидало в этом здании, важно понять, его историю. Помните, я рассказал, что Абдул-Баха построил усыпальницу для праха Баба? Это было небольшое одноэтажное здание из местного камня. Считается, что сам Бахаулла указал сыну на точное место, где тот должен был захоронить прах пророка. Этот скромный мавзолей был построен в 1909 году, он состоял из шести небольших квадратных комнат. Его внешний вид сохранился в некоторых старых фотографиях:

19. В 1950х последний из наследников Бахауллы, Шоги Эффенди, расширил это здание, добавив ещё три комнаты. Получился квадрат, в центре которого покоился прах пророка веры. После этого над зданием был сооружён роскошный "саркофаг", увенчанный золотым куполом. Его выполнили по проекту канадского архитектора, Вилльяма Максвелла, который тоже исповедовал бахаизм, и являлся зятем Шоги Эффенди.

20. Под изящными колоннадами "храма" до сих пор видны каменные стены изначальной усыпальницы. При этом, само помещение не было расширено - оно продолжает состоять из девяти небольших комнат с низкими потолками.

21. А великолепный золотой купол, который водружен на изящный барабан поверх восьмигранника - всё это просто декоративные элементы. Туда внутрь не пускают даже верующих Бахайцев - попасть под этот купол можно только по специальной необходимости для ремонтных работ.

22. Куда же тогда пускают посетителей? Вы можете, сняв обувь, зайти в самую западную комнату (через ворота Баб-и-Амин на схеме в картинке 19). Из этой комнатушки можно заглянуть в центральную комнату, где покоится прах Баба. Зайти туда нельзя, но можно ему помолиться: по бокам комнаты стоит текст молитвы на английском и арабском языках. Всё. Больше там делать нечего - люди заходят, и выходят через минуты две, да и их они проводят там, чтоб не было обидно, что разувались.

Мне было трудно поверить, что под куполом ничего нет, что туда невозможно попасть, и я переспросил у одного из работников - точно ли там никто никогда не бывает.

"Я там не бывал," сказал он. "Понимаете, прах Баба покоится на уровне земли. Если бы люди могли подниматься наверх, на крышу усыпальницы, то они бы ходили над его прахом - это ведь такое неуважение. Поэтому нельзя."

23. После великолепия садов и наружного вида здания, после всего предвкушения, эта крохотная комнатушка меня сильно разочаровала.

24. Чтобы не заканчивать на такой грустной ноте, вот фотография из сети, показывающая как красиво эти сады подсвечиваются по вечерам.

В итоге, эта галочка меня разочаровала. 15-летняя мечта сбылась, а удовлетворения мало. Единственное утешение: так как денег с не бахайцев не берут, всё это абсолютно бесплатно.

Объединение человечества, сближение религий и установление всеобщего мира проповедует монотеистическая религия бахаи. Центр веры бахаи находится на склонах горы Кармель в Хайфе. Более 5 миллионов приверженцев “неизменной и единой веры” стремятся хоть раз в жизни посетить это место. Многочисленных же туристов привлекают находящиеся здесь уникальные террасные сады, в центре которых расположена усыпальница одного из основателей этой религии – Баба. А ЮНЕСКО внесла террасы садов бахаи в Список всемирного культурного наследия человечества.

К усыпальнице ведет грандиозная лестница, по которой обычному человеку можно лишь спускаться, подниматься по ней – привилегия приверженцев веры бахаи. Кто же такие бахаи, которым разрешено двустороннее движение?

История веры бахаи

История веры бахаи началась не так давно, в 1844 году, когда в персидском городе Шираз человек по имени Сейид Али Мухаммад объявил себя Бабом (араб. “врата”), т. е. “посредником”, который несет весть о скором появлении нового посланника Всевышнего. Учение Баба быстро распространилось среди народа, его последователи стали именоваться бабидами. Но подобные религиозные идеи вступили в резонанс с политическими волнениями в стране, из-за чего Баб был арестован и публично казнен на одной из центральных площадей города Тебриз.

Продолжателем дела Баба стал представитель одного из древнейших родов Персии, провозгласивший себя Бахауллой (“Славой Божьей”). За свои кощунственные, с точки зрения ислама, взгляды новый посланник Всевышнего прошел застенки Багдада, Константинополя, Адрианополя и Акко. После освобождения из тюрьмы Бахаулла пишет “Китаб-и-Агдас” (Наисвятая Книга).

Объединение всего человечества, сближение различных религий, примирение религии и науки, всеобщий мир, избрание единого международного языка, организация общества с должными правами и свободой для каждого – таковы основные принципы человеческих взаимоотношений, выдвинутые в этом сочинении Бахауллой. Они же легли в основу новой религии, которая получила название вера бахаи.

Дело Бахауллы продолжили потомки, их стараниями вера бахаи широко распространилась по миру, завоевав многочисленных приверженцев на всех континентах.

Стараниями сына Бахауллы в 1909 году останки Баба были перевезены в Хайфу и захоронены в усыпальнице на живописном склоне горы Кармель. Позднее над святилищем Баба был воздвигнут “Золотой купол”, для построения которого использовались итальянские мрамор и гранит, кармельский известняк, а также изразцы и позолоченная черепица. Внутри – множество цветов, разноцветные ковры, вазы, оригинальные светильники.

осьмое чудо света"

На склоне горы раскинулись “висячие сады”, превратившие этот уголок Хайфы в “восьмое чудо света”. Сады представляют собой 19 террас шириной от 60 до 400 метров, буквально распластавшихся по склону горы. И, словно драгоценный камень, в центре этого ажурного ожерелья сияет усыпальница Баба в оправе рукотворного парка – так сформулировал идею этого проекта иранский архитектор Ф. Сахба. 1700 ступенек “дороги к Храму” ведут мимо высоких пальм, серебристых олив, кипарисов, цветущих круглый год цветов и кактусов самых разнообразных сортов и размеров. А ещё парк полон вычурными вазами, фигурками диковинных животных и птиц, многочисленными фонтанами и журчащими под ногами ручейками, тенистыми дорожками, усыпанными осколками красной черепицы или речной галькой. Всё это богатство создаёт неповторимое чувство умиротворённости, покоя и высокой духовности.

В верхней части садов разместились административные учреждения веры бахаи. Это резиденция Всемирного Дома Справедливости, где находится международный управленческий орган всемирной общины бахаи. В здании международного Архива Бахаи хранятся реликвии, связанные с жизнью основателей новой религии, а также оригиналы их произведений. В 1999 году открылся Центр изучения Писаний, где учёные занимаются исследованием Святых Писаний и исторических документов бахаи. А в Здании Международного Центра Обучения Советников обосновались назначаемые должностные лица, которые разрабатывают и реализуют программы развития всемирной общины бахаи.

Хайфа – священный город для бахаистов

Как Иерусалим является центром иудаизма и христианства, а Мекка и Медина – ислама, так Хайфа – это священный город для бахаистов всего мира. “Земной шар – единая страна, и все люди – её граждане. Пусть гордится не тот, кто любит своё отечество, но тот, кто любит весь человеческий род”, – так определил Бахаулла суть человеческого бытия на земле. Эти слова вполне гармонируют с рукотворным чудом на горе Кармель)

Посетите Бахайские сады

Бахайские сады в Хайфе открыты каждый день (без выходных), кроме бахайских праздников и израильского Судного Дня (Йом Киппур). Сады открыты с 9:00 до 17:00, кроме части, прилегающей непосредственно к Бахайскому Храму, на которую можно попасть только с 9:00 до 12:00.

Вход в сады возможен с одного из трех входов: нижнего входа со стороны верхнего торца шдерот Бен Гурион, верхнего входа со смотровой точки на вершине горы Кармель на променад Луи (ул. Яфе Ноф 61) или с центрального входа в храм на шдерот а-Ционут 81. Центральный вход даст вам возможность посетить сам Храм и близлежащие к нему сады, которые открыты с 9:00 до 12:00.

Вы можете также посетить сады с бесплатной экскурсией, которые проводятся ежедневно (кроме среды) в 12:00 и 13:30, точное рассписание экскурсий на иврите, русском и английском языках можно посмотреть . Экскурсии отходят от верхнего входа и проведут вас по живописным тропинкам и аллеям садов до центральной его части.

Приятного посещения:)

Юрий Полторак

Журналист, профессиональный дипломированный гид в Израиле. Автор многочисленных публикаций и книг о Святой земле.

Бахаи — молодая религия с пятью миллионами последователей. Ее воплощение — это восхитительные Бахайские сады. Их сердце — усыпальница Бабы, стоявшего у истоков новой веры. Монументальное здание с золотым куполом поражает воображение. Внутри можно полюбоваться текстами молитв на персидском языке.

Вокруг усыпальницы раскинулся впечатляющий садовый комплекс. Одна огромная лестница, девятнадцать ярусов, тысячи растений и украшений — все это Бахайские сады, которые словно стекают по склону горы. Здесь можно полюбоваться настоящими шедеврами садоводства. Это и вид, который открывается с террас на город и Хайфский залив, делает сады самым популярным местом для посещения в Хайфе.

Тем более, что вход в сады совершенно свободный, а из главных городов Израиля сюда ежедневно направляются туристические автобусы . Последователи веры бахаи могут найти тут место для отдохновения и молитв. А представители иных религий — полюбоваться видами и растениями, клумбами и деревьями, любовно высаженными на огромных террасах. Равновесие, красота — сады являются выражением этих главных принципов религии бахаи.

Знакомство с Бахайскими садами начинается сверху, от усыпальницы Бабы, и идет вниз, к самому подножию монументальной лестницы. Интересный факт: простым посетителям не удастся войти в сады с нижнего яруса. Такая честь оказывается исключительно бахаистам. Остальным стоит согласовать время посещения или присоединиться к одной из .

Можно также посетить сад самостоятельно. Но в этом случае для осмотра будут доступны только центральная терраса, примыкающая к Золотому куполу, и нижняя. Чтобы оценить все величие Бахайских садов и огромную работу, проделанную для их создания, лучше пойти с экскурсоводом. Тогда можно будет оценить великолепные террасы, оформленные в персидском стиле: великолепные аллеи и газоны, оригинально подстриженные кустарники.

Сады открыты всю неделю. График удобный и охватывает почти весь день. Однако внутренние сады, примыкающие непосредственно к алтарной, работают по короткому расписанию. Сады также закрыты в некоторые религиозные праздники. Так что перед их посещением стоит уточнить, не выпадает ли оно на торжественную дату. Иногда их закрывают и в дождливую погоду, из соображений безопасности. Точное время закрытия, а также наличие дополнительных туров можно уточнить на официальном сайте.

Посещение Бахайских садов сопряжено с некоторыми правилами:

  • отключенные мобильные телефоны;
  • закрытая одежда: никаких коротких юбок, шорт, кофт с короткими рукавами и футболок;
  • никаких домашних животных;
  • никакой еды, жевательной резинки, напитков во время экскурсии (можно принести с собой только бутылку воды);
  • посещение строго в обозначенное время;
  • спуск сверху вниз, но ни в коем случае не подъем снизу вверх (правило не распространяется на последователей бахаи).

Учитывая, что в саду много мощеных дорожек, обувь стоит выбирать удобную, без каблуков. И желательно с нескользкой подошвой, особенно после дождя. А летом стоит позаботиться о защите головы и глаз от солнца.

Соблюдая эти правила, туристы могут насладиться чудесными видами. И даже привезти памятные фотографии: на территории садового комплекса можно свободно фотографировать. Под запрет попадает только сама Усыпальница, внутри которой делать фото нельзя.

Адрес Бахайских садов: Sderot Hatsiyonut 80, Haifa.

Часы работы:

Внутренние сады – 09.00-12.00.

Внешние сады – 09.00-17.00.

Сады работают семь дней в неделю.

Официальный сайт: http://www.ganbahai.org.il/en/.

Photo credit: Bahá’í International Community

Максвелл был увлечен стилем боз-ар, «замешанном» на Ренессансе и барокко. И ему показалось интересным совместить это все с восточным стилем. В 1953 г. белоснежное здание с золоченым куполом (кстати, спроектированном специалистами института Технион в Хайфе), легкими колоннами и изящными арками было готово. Через 10 лет в старом доме Абдул-Бахи в Хайфе впервые собрался первый управляющий орган Бахаи из 9 членов. Избранный тайным голосованием по всему миру — Всемирный дом справедливости.

Бахаулла в своей книге «Скрижаль горы Кармель» указал место не только для могилы Баба, но и для Всемирного дома справедливости. Там его и построили. Так архитектурно оформился мировой центр религии Бахаи.

В 1987 г. Всемирный дом справедливости принял решение окружить усыпальницу Баба садами. Сам ландшафт горы Кармель подсказал чудесное решение. Сады спроектированы подобно лестнице, спускающейся к усыпальнице и от нее. Гробница Баба стоит на 10-й садовой террасе. 9 террас подымаются от нее вверх, еще 9 уходят вниз. Итого их 19. 9 и 19 — священные числа Бахаи.

Террасы разного размера: самые малые не более 60 м в ширину, самые большие — 400 м.

Общая площадь садов более 200 000 кв.м. Материалы для их сооружения приехали со всего света, а растительное богатство наводит на мысль о райском саде. Ни один самый малый цветок не остается тут без ухода и заботы.

Творец садов, архитектор Фариборз Сахба, хотел, чтоб они были подобны разноцветному ожерелью, в центре которого сияет главная драгоценность — усыпальница Баба.

Дар миру.

Сами Бахаи называют свои сады «даром человечеству», и человечество оценило этот дар. Садовый комплекс торжественно открылся в мае 2001 г., и поглядеть на «новое чудо света» собралось более 4000 гостей со всех концов земного шара.

В 2008 г. Бахайские сады официально попали в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — с начала XXI века это шестой по счету объект в Израиле, внесенный в этот список.

Это огромная честь для столь современного сооружения попасть в знаменитый список после , Старого города в Акко, Белого города в Тель-Авиве, Дороги ладана и библейских холмов Мегиддо!

Бахайские сады — 7 любопытных фактов .

1. Эта земля не принадлежит государству Израиль.

2. Ходить по ступенькам снизу вверх не нужно, если вы не последователь религии Бахаи. Не делайте этого, если посещаете это место в составе туристической группы. Какую бы религию вы не исповедовали просто уважайте чужую. Всем известно, что не нужно, например, женщине входить в православный храм с непокрытой головой. Вот так и здесь: не делайте того, что может обидеть верующих.

3. Этот белый храм с золотым куполом — не совсем храм. Это мавзолей, и сами Бахаи не любят слова «храм», предпочитая ему «святое место».

4. Определенная зона в Бахайских садах всегда закрыта для посещения. Нет, Бахаи не устраивают там таинственных обрядов и странных ритуалов, куда запрещен вход непосвященным. Это просто административная зона с органами управления и архивом.

5. Здания архива и Всемирного Дома Справедливости Бахаи смутно что-то напоминают, правда? Так и есть: это копии известных прославленных построек, в частности архив-копия Парфенона в Афинах. Так и задумано: храм-усыпальница Баба тоже напоминает несколько храмов сразу. Причем каждый более-менее религиозный человек узнает в этом храме что-то свое.

6. Стилистика, в которой созданы сады, тоже «сборная» — французская классическая, английская (о, эти стриженые газоны! «Как получить хороший газон?» — «Всего лишь двести лет стричь траву!»). Ну и без висячих садов Семирамиды тут не обошлось.

7. Вся эта красота построена только на пожертвования последователей веры Бахаи по всему миру. Никакие другие средства тут не участвовали, Бахаи не принимают денег «не от своих» — а если приходится принять, тратят их на благотворительность.

Как вести себя в Бахайских садах.

  • Не шумите, постарайтесь говорить негромко. Мобильники у вас никто не отберет, но заранее поставьте их на беззвучный режим и не отвечайте на звонки, пока находитесь на территории садов. Представьте, что вы возле могилы. Тем более что по сути вы действительно гуляете возле усыпальницы почитаемого верой Бахаи человека.
  • Не являйтесь туда в «пляжном» виде — из тех же соображений уважения к чужой вере. Никаких открытых топиков и шортиков.
  • Не ходите по газонам — они не для этого. Это результат очень большого труда, и вытаптывать их и валяться на них не нужно!
  • Если вам повезет, вы можете увидеть, как Бахаи стригут газоны на склонах. Для этого требуются двое в футбольных бутсах и газонокосилка. Один работает «водителем косилки», а второй передвигается выше по склону, контролируя процесс стрижки с помощью веревки, привязанной к косилке!
  • Не ешьте ничего, этого делать нельзя. В храмах тоже не жуют. Воду пить можно, берите с собой в бутылках.
  • Не отставайте от своей экскурсионной группы, не «теряйтесь» — догонять вам не позволят, охрана вас просто выведет, и на этом ваша экскурсия закончится.
  • Не приставайте к гиду с вопросом, что означают статуи птиц в Бахайских садах. Их много и они очень натуралистичные, и буквально каждый второй турист считает, что в них есть некий сакральный смысл. Так вот: нет его. Они для красоты. Бахаи может ответить на этот вопрос более развернуто, но вкратце все сведется к тому, что предназначение «птичьих» статуй — красота и гармония.