Въездной туризм в приморском крае. Перспективы развития туризма в приморском крае. Результаты опроса потребителей рынка туристических услуг Приморского края

Введение

Перспективы развития туризма в Приморье формируются под воздействием ряда факторов: рекреационно-географического положения (в восточно-азиатском, самом динамичном секторе АТР), наличия рекреационных ресурсов, состояния нормативно-правовой базы международного туризма, уровня развития экономики и туристской инфраструктуры. Рынок въездного туризма Приморского края носит ярко выраженный региональный характер.

Туристский бизнес мира ищет новые территории для прокладки круизных маршрутов. Одним из перспективных в этом отношении районов становится Восточная Азия. В соответствии с принципом демонстрации как можно большего разнообразия за одну турпоездку, Приморье может привлечь внимание как часть круизного маршрута по странам Восточной Азии.

Важным фактором формирования современного туристско-рекреационного комплекса в Приморском крае является внесение поправки в Федеральный закон 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федеральных закона от 15.11.2010 № 296-ФЗ), касающийся «создания благоприятных условий для развития туризма в субъекте Российской Федерации».

Актуальность темы данного исследования состоит в том, что в настоящее время развитие туристской отрасли в Приморском крае осуществляется в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. № 1230-р (далее - ФЦП) и в рамках принятой Администрацией Приморского края «Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.»

Целью работы является анализ перспектив развития туристского рынка в РФ и в Приморском крае.

Предметом исследования является изучение и анализ туристического рынка Приморья.

История развития туризма Приморского края

Экономика Приморского края имеет ярко выраженную природноресурсную направленность. Он остается сырьевым придатком России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь продолжается пионерное освоение природных ресурсов. Даже несмотря на весьма низкую плотность населения, экстенсивный и истощительный тип освоения привели к деградации экосистем на огромных площадях. При этом деградация происходит очень быстро - то, что всего лишь лет 10-20 назад казалось привычным и естественным (реки, где в изобилии ловилась рыба, тайга, где было много женьшеня, лимонника, кедрового ореха, зверей, птиц и т.д.) неожиданно становится сладостным воспоминанием.

Это результат общего обнищания населения, уменьшения государственного контроля вследствие изменений в законодательстве и попустительства органов государственной власти, отвечающих за рациональность и правомочность использования природных ресурсов. При этом, подавляющая часть населения - мигранты в первом или втором поколениях, не впитавшие в себя «с молоком матери» любовь к природе этого края. Для них главный критерий деятельности - получение максимальной прибыли здесь и сейчас и нет сдерживающих факторов - как будет жить местное население через несколько лет, когда начнут сказываться последствия хозяйственной деятельности на экосистемы, и что увидят их дети и внуки на этой территории через десятилетия. Приморье не имеет равных среди всех регионов России по многообразию видов фауны и флоры. Это следствие того, что Приморье на планете Земля располагается в удивительном месте - на стыке крупнейшего материка - Евразия и крупнейшего океана - Тихого, на середине расстояния между Северным полюсом и экватором.

Основной поток въездного туризма направлен со стороны КНР. Китайский туристский рынок - самый динамичный в мире. В 1990 г. из страны выехало 0,7 млн. туристов, в 1998 г. уже 4,0 млн., в 2000 г. - 5,6 млн.человек. Расходы китайских туристов за рубежом растут еще быстрее. Так в 1990 г. они оставили 0,5 млрд. дол., в 1999 г. - 10,9 млрд. Следует учесть, что в настоящее время основную часть туристского потока из Китая составляют лица с высокими доходами. В среднем китайский турист оставляет за границей 3114 долл. (1999 г.), что значительно выше аналогичного показателя большинства высокоразвитых стран. В настоящее время лишь 0,3% китайского населения выезжает за границу с туристскими целями. Но, учитывая тенденцию роста доходов населения, туристская активность в КНР будет расти очень быстро.

История мирового туризма показывает, что в начальный период развития выездного туризма основной туристский поток направляется в близлежащие страны. Для Китая Россия - главное туристское направление (не считая Гонконга и Макао, которые в статистике, несмотря на объединение с КНР, учитываются отдельно). Для китайцев посетить Россию означает встретиться с иной, западной европейской культурой. На современном этапе развития международного туризма этнокультурные перепады не тормозят, как прежде, развитие массовых путешествий, а, напротив, стимулируют их.

Быстрый рост въездного туризма в Приморский край из КНР уже идет: в 1996 г. Приморье посетило 21,5 тыс. китайцев, в 2001 г. - 154,6 тыс. Этому способствует благоприятное транспортно-географическое положение Приморья относительно КНР, что выгодно отличает его среди других административных единиц России, имеющих границу с Китаем. Вдоль российско-китайской границы действуют 6 сухопутных пограничных переходов. Формирование системы пограничных переходов сказалось на развитии международного туризма обеих сопредельных стран. Так, доля китайских туристов в структуре въездного туризма Приморского края растет: в 1994 г. она составляла 83%, в последние годы колеблется в пределах 89,1-94,3%. Изменилась и доля Приморского края в общероссийском потоке китайских туристов с 9% в 1994 г. до 17-24% в 1998-2000 гг.

В развитии въездного туризма в Приморье китайское направление будет доминировать и в перспективе. Учитывая это, необходимо при развитии туристской инфраструктуры и совершенствовании региональной нормативно-правовой базы туризма ориентироваться в первую очередь на китайский рынок.

Менее 7% въездного потока в Приморье приходится на другие страны АТР. Очень скромное, хотя и второе после Китая место на рынке въездного туризма Приморского края, занимает Япония. Япония входит в тройку стран-лидеров мирового выездного туризма. Несмотря на то, что в последние годы ежегодный прирост убытий из Японии снизился, в целом страна считается, по оценкам ВТО, более динамичным рынком выездного туризма, чем США и Германия. Но Приморье, даже, несмотря на благоприятное рекреационно-географическое положение, не может рассчитывать на существенный рост въездного туризма из Японии. Главная причина - негативный имидж края среди японцев, чрезвычайно ценящих в своих путешествиях безопасность и комфорт. В этой ситуации туристский поток из Японии в Россию перехватила территория соседнего с Приморьем Хабаровского края. Учитывая консерватизм японцев, рассчитывать на быстрое изменение положения не приходится. В 2001 г. Приморский край посетило около 7,2 тыс. туристов из Японии, что составляет лишь 4,2% от въездного потока. В Хабаровском крае, рекреационно-географическое положение которого относительно Японии хуже по сравнению с Приморьем, доля туристов из страны Восходящего Солнца составляет 33%. Несмотря на близость к Японии и возможности морского сообщения, Приморский край принимает всего 7% японских туристов, приезжающих в Россию. Поток туристов не отличается стабильностью: быстрый рост (в отдельные годы до 80%) чередуется со спадом (до -60%)

Рост числа прибытий (скорее всего незначительного, опять же - низкий уровень сервиса и безопасности) можно ожидать из Республики Корея. В Республике Корея выездной туризм развивается опережающими темпами по сравнению с въездным, поэтому страну следует рассматривать как важный потенциальный рынок для Приморского края.

К сожалению, Приморский край не имеет транспортного сообщения с Тайванем. В Тайване сложившийся рынок выездного туризма, уступающий по расходам только Японии, но выездной поток жителей Тайваня минует территорию Приморья. Политико-идеологические причины ограничивают посещение Приморья для потенциальных туристов из КНДР, несмотря на наличие железнодорожного сообщения между нашими странами.

Определенные перспективы развития въездного туризма в Приморье связаны с зоной Туманган. Проект развития туризма в районе стыка территорий трех государств (России, КНР, КНДР) осуществляется под эгидой ВТО. Основная идея Проекта - создание кольцевых маршрутов по территориям с разными природными и культурно-историческими особенностями. Специалисты ВТО проводят маркетинговые исследования, рекламные кампании, дают рекомендации по развитию туризма для каждой из стран Проекта. Из их оценок следует, что для иностранных туристов (не только азиатского происхождения, но и из Европы) Приморье представляет интерес как территория, слабо измененная человеком.

Следует отметить, что привлекательность природных рекреационных ресурсов Приморского края, как предпосылка развития экологического туризма, преувеличена. Уникальных аттрактивных элементов природы (высоких водопадов, гейзеров, вулканов, каньонов) в крае нет, в отличие от Камчатки или Курил. Флористическое и фаунистическое разнообразие Приморья уникально только в российских масштабах, но уступает субтропикам, тропикам и экваториальным лесам, а потому иностранных туристов не удивляет. Морские рекреационные ресурсы, сколь бы богатыми они не казались, не сопоставимы с ресурсным разнообразием экваториально-тропических акваторий Тихого океана.

Основное достоинство природы Приморья - «дикость». Но, во-первых, это качество быстро трансформируется, так как лучшие рекреационные места Приморья сейчас интенсивно нарушаются хозяйственной деятельностью (Партизанский хр., бассейны рек Арму, Кема, Самарга). Во-вторых, природа других территорий Дальнего Востока, в частности главного конкурента Приморья - Хабаровского края, отличается большей девственностью, лучшими условиями для рыбалки и охоты, потому обладает и большей туристской привлекательностью. Таким образом, хотя природный туризм несомненно будет развиваться, массового потока иностранных туристов по этому направлению ожидать не приходится.

Отметим, что крупнейший город Приморья Владивосток известен в мире как конечный пункт самой длинной железной дороги. Создание железнодорожного туристического маршрута по Транссибирской магистрали могло бы значительно увеличить транзитное посещение Владивостока иностранными туристами. Вояж по Транссибу мог бы быть заключительным элементом путешествия по Тумангану. Особый интерес к Трансибу проявляет Республика Корея, т.к. улучшение отношений с Северной Кореей и восстановление транскорейской железной дороги позволят ей получить прямой путь через Трансиб в Россию и страны Европы.

Мартышенко Наталья Степановна,кандидат экономических наук, профессор кафедры маркетинга и коммерции ФГБОУ ВПО«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г.Владивосток[email protected]

Новые возможности развития туристского кластера в Приморском крае

Аннотация. Рассматриваются виды туризма, которые могли бы привлечь зарубежных туристов из приграничных с Приморским краем стран. Раскрываются конкурентные преимущества этих видов туризма на туристском рынке стран СевероВосточной Азии.Ключевые слова:туристский кластер, Приморский край, игорная зона, экотуризм, конный туризм, религиозный и паломнический туризм, конкурентное позиционирование.

Приморский край имеет самые высокие перспективы по развитию туризма среди субъектов Дальневосточный федеральный округа. Это связано не только с изобилием памятников природы на территории края, но и с наиболее благоприятным климатом и более развитой транспортной инфраструктурой края .Столица Приморском края г. Владивосток –это важнейший порт России. В порт заходят большие круизные суда (рис. 1). Прибывающие туристы могут ознакомиться с разнообразными достопримечательностями города.

Рис. 1. Владивостокский порт принимает крупные круизные судаВ Приморском крае достаточно высокий туристский потенциал, который может быть использован для разработки конкурентоспособного туристского продуктакак на внутреннем, так и международном туристских рынках .Но сейчас край не может реализовать все возможности, поскольку туристский сектор в крае получил развитие только в последние годы и не обладает необходимой инфраструктурой. Поэтому для развития туристского сектора необходимы крупные инвестиции. Интерес представляют в первую очередь те виды туризма, которые не могут быть реализованы в соседних регионах России и странах в силу их особенностей. Сформулируем несколько направлений, которые могли бы привлечь значительные потоки зарубежных туристов.Вопервых, это формирование и развитие игорной зоны . Широко известные в мире игорные зоны привлекают огромное количество туристов. Ближайшая к Владивостоку игорная зона расположена в Макао. В 2011 годувладельцы казино получили до 20%прироста прибыли. Удивительно, но Макао занимает крошечную территорию площадью всего 28 квадратных километров. Макао находится на юге Китая, а въезд и пребывание китайских граждан на территории Макао ограничен, точнее сказать, почти недоступен для жителей северных пограничных с Приморским краем провинций. В этих провинциях проживают сотни миллионов человек. По нашим сведениям есть спрос на услуги игорного бизнеса не только в Китае , но и в Южной Корее , и в Японии .Как известно в России игорный бизнес запрещен на всей территории кроме четырех специально выделенных зон, к которым относится и Приморский край.В настоящее время специально отведенная под развитие игорного бизнеса территория активно осваивается. Общее название проекта Игорная зона «Приморье». Большая часть проектов уже нашла своих инвесторов, но возможности для инвесторов еще очень большие (рис. 2). Проект отличает высокая надежность, поскольку работы контролируются государством.

Рис. 2. Проект игорной зоны «Приморье»Необходимо отметить, что игорный бизнес является сильнейшим мультипликатором услуг индустрии развлечений и не связан с сезонностью.Уже сейчас ясно, что при развитии игорной зоны потребуется развитие транспортной инфраструктуры. Большой интерес могут представить проекты, связанные с видами транспорта, альтернативными автомобильному. Вблизи игорной зоны располагаются обширные и малоосвоенные территории на побережье, пригодные для пляжного отдыха. Для них сегодня также остро стоит проблема транспортной доступности .Игорный бизнес относится к индустрии развлечений в туристском секторе экономики края. К этой категории относится и посещение массовых соревнований по техническим видам спорта, среди которых у жителей края наибольшей популярностью пользуется автомобильный спорт.Приморский край обладает самым большим парком автомобилей в России на душу населения. Жители края являются большими поклонниками всех видов автомобильных гонок (рис. 3). В крае проводится множество состязаний, но до сих пор не было специализированных территорий для их проведения. Рис. 3. В крае проводится большое количество различных автомобильных гонокВ крае проживает много спортсменов международного класса по мотоциклетному спорту и картингу, которые занимали призовые места на крупных международных соревнованиях в прошлом (рис. 4).Скоро болельщики соревнований по автомобильным видам спорта получат новую современную арену, приспособленную для проведения такого вида соревнований. Сейчас реализуется проект, который частично решает проблему организации и проведения таких соревнований. Этот проект известен под названием «Приморское кольцо –Примринг» (рис. 5). На трибунах нового комплекса смогут разместиться до 30 000 зрителей. Площадь комплекса составляет 78 га, длина основного трека: 3613метров, спидвей трасса –400 м, мотокроссовая трасса –11,6 км.

Рис. 4. В Приморском крае проживает много спортсменов международного классаЕсли рассматривать перспективу,то расширение проекта имеет неограниченные возможности. Вблизи могут быть созданы полигоны для испытания автомобильной техники. Такие полигоны могут работать круглогодично и привлекать туристов.Вторым перспективным для Приморского края является направление, связанное с конным туризмом и конным спортом . Еще на рубеже XIXи XXвеков М.И.Янковский одним из первых доказал перспективность занятия коннозаводством на территории Приморского края. Уже в те годы во Владивостоке существовал ипподром, на котором регулярно проводились скачки.Рассмотрим конкурентные преимущества развития конного туризма, спорта и развлечений на их базе для Приморского края.Развитие конного туризма, спорта и разработка массовых развлекательных программ на их базе в Приморском крае имеет неоспоримые преимущества перед соседними странами АТР и ближайшими регионами России. Обе Кореи, с населением более 80 миллионов человек, проживающим на территории всего в 1,5 раза превышающей по площади Приморский край, явно не могут себе позволить массовое увлечение конными видами спорта. В пограничном Китае плотность населения тоже крайне высокая.

Рис. 5. Проект спортивнотехнического комплекса«Приморское кольцо –Примринг»Возможности развития конного туризма и спорта связаны с видами предпринимательства, использующими лошадей, что можно включать в территориальный туристский продукт Приморского края и ДВФО в следующих формах:–конные аттракционы и обслуживание торжественных событий;–однодневные конные прогулки;–конные маршруты и конные походы;–конный спорт;–скачки на ипподроме;–лечебная верховая езда (иппотерапия);

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Географическое положение, природный, культурно-исторический и социально-экономический потенциал Приморского края - "восточных морских ворот" России. Туристская инфраструктура. Перспективные направления развития внутреннего и внешнего туризма региона.

    доклад , добавлен 05.11.2016

    Индустрия туризма как объект экономического планирования. Природный рекреационно-туристский потенциал Приморского края. Формы организации государственного регулирования туристского сектора экономики Российской Федерации. Оценка вклада туризма в экономику.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2012

    Понятие и сущность въездного и выездного туризма. Привлекательность России для китайских туристов, их мотивационные предпочтения. Перспективы развития Приморского края. Динамика туристских потоков. Показатели развития объектов туристской индустрии края.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Понятие внутреннего туризма и его состояние в России. Состояние внутреннего туризма Хабаровского края. Проблемы и перспективы использования туристского потенциала в Хабаровском крае. Разработка программы тура выходного дня "Обучение и отдых в Хабаровске".

    дипломная работа , добавлен 20.03.2012

    Сельский туризм: понятие, виды, принципы организации. Современное состояние и перспективы развития туризма в Приморском крае. Разработка и документальное обеспечение пакета сельских туров "Осенины" туристской фирмы ООО "Пять звезд" г. Владивосток.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2015

    Основные показатели развития туризма и туристско-рекреационный потенциал Багамских островов. Жизненный цикл туристского продукта "Багамы" для России, анализ "матрицы потребителя" и "матрицы производителя" выездного туризма, сущность SWOT-анализа.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2010

    Структура туристского рынка РФ. Динамика и тенденции развития российского выездного туризма. Анализ выездного потока в страны Азии, Европы, Ближнего Востока. Влияние внешнеэкономической ситуации на динамику развития российского выездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2010

    Индустрия туризма и его место в экономике Красноярского края. Современное состояние и перспективы развития туризма на территории южной агломерации Красноярского края. Основные показатели деятельности туристских фирм, структура потока по направлениям.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010

Рукавицына Мария Николаевна
доцент кафедры менеджмента
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
[email protected]

Аннотация

В статье осуществлен анализ уровня развития инновационной деятельности в Приморском крае и предложены возможные направления ее активизации. На основе оценки уровня развития инновационной деятельности в Приморском крае предложены направления стимулирования инновационной активности в регионе, среди которых: создание новых и повышение активности существующих организаций инновационной инфраструктуры; развитие институтов венчурного финансирования; совершенствование регионального законодательства в сфере инноваций; расширение практики использования форм государственно-частного партнерства.

Ключевые слова

инновационная экономика; регион; региональная инновационная система; инновационная активность; программно-целевые методы.

Рекомендуемая ссылка

Рукавицына Мария Николаевна

Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Приморском крае// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 3702. Дата публикации: 2014-01-25 . Режим доступа: https://сайт/article/3702/

Rukavitcyna Mariia Nikolaevna
Аssociate Professor of Management
Vladivostok State University of Economics and Service
[email protected]

Abstract

The article deals with identification and assessment of current situation of the innovative activity in Primorsky region and suggestion the deployment directions. The following directions are suggested based on the assessment of innovative activity in Primorsky region: creation of new units of innovative infrastructure and development of existent innovative infrastructure units; venture financing development; regional innovative legislation improvement; further implementation of state-private partnerships.

Keywords

nnovative economy; region; regional innovative system, innovative activity; target-oriented method.

Suggested Citation

Rukavitcyna Mariia Nikolaevna

Current situation and perspectives of the innovative activity in Primorsky region. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #3702. Date issued: 2014-01-25. Available at: https://сайт/article/3702/


Современные процессы социально-экономического развития Российской Федерации оказывают существенное влияние на пространственную и субъектную структуру экономики и взаимосвязи между ее элементами. В условиях становления инновационной экономики происходит смещение акцентов инновационного развития на уровень регионов, возрастает их роль как самостоятельных экономических агентов, активно участвующих в деятельности отечественных и зарубежных рынков инноваций. Новая пространственная стратегия социально-экономического развития страны направлена на активизацию традиционных и создание новых «точек» инновационного роста с учетом экономико-географической специфики субъектов РФ и их инновационного потенциала. Решение этих задач, как доказано мировой практикой, возможно путем создания региональной инновационной системы как совокупности особых институтов и механизмов активизации и регулирования инновационных процессов на уровне региона. К основным направлениям создания инновационной системы субъекта РФ относятся:

  • формирование региональной инновационной стратегии, включая межведомственное и межрегиональное взаимодействие;
  • создание благоприятной экономической и правовой среды для деятельности инновационных компаний;
  • формирование инфраструктуры инновационной деятельности;
  • создание механизмов мониторинга инновационной деятельности;
  • развитие кооперации между научными организациями и промышленностью;
  • совершенствование механизмов государственной поддержки коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

Важным инструментом в вопросе формирования региональной инновационной системы являются программно-целевые методы, позволяющие осуществить системный подход к решению поставленной задачи, обеспечивая интеграцию системы целей, механизмов распределения ресурсов и организационных форм реализации программы, а также системы контроля и оценки эффективности ее реализации.

В настоящее время в процессы построения собственной инновационной системы вовлечены большинство субъектов РФ, к числу лидеров можно отнести Республику Татарстан, г. Москва и Московскую область, г. Санкт-Петербугрг, Калужскую область, Воронежскую область, Томскую область, Пермский край. Это регионы с наиболее развитой производственной и финансовой инфраструктурой, сильным научным и образовательным потенциалом. При этом интересен опыт регионов «второго» эшелона, т.е. имеющих средний уровень инвестиционной привлекательности и инновационной активности, к которым относится и Приморский край.

Приморский край, входящий в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО), по данным Госкомстата за 2011 г. занимает второе место по производству валового регионального продукта (ВРП) среди субъектов округа и 25 место среди субъектов Федерации, производя 1,2% от общероссийского объема ВРП, с темпом роста 107% (по сравнению с 2010 г.). Преобладающими отраслями в структуре ВРП за анализируемый период являлись строительство, пищевая промышленность, электроэнергетика, добыча угля, судоремонт, горнодобывающая, рыбная, лесная и лесоперерабатывающая промышленности, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля. Перспективы развития инновационного потенциала Приморского края определяются такими факторами как географическое положение (близость со странами-экономическими лидерами Азиатско-тихоокеанского региона), запасы природных ресурсов, высокий научно-технический и образовательный потенциал (наличие на территории края институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук и высших учебных заведений федерального и регионального уровня).

Основой реализации эффективной политики Администрации Приморского края, направленной на повышение конкурентоспособности экономики края, как центрального российского региона в АТР и обеспечения высокого качества жизни населения, является «Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.» (далее – Стратегия).
К основным задачам развития Приморского края, согласно Стратегии, относятся:

  • повышение производственно-технологического статуса российского Приморья и эффективности использования ресурсов Тихого океана с целью развития собственной экономики;
  • формирование устойчивых экономических связей промышленных и сырьевых районов Сибири и Дальнего Востока с участниками азиатского рынка за счет эффективного использования потенциала Приморского края;
  • приведение транспортной системы Приморья в соответствие с требованиями к общей транспортной системе стран АТР;
  • формирование на базе г. Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в АТР;
  • развитие и капитализация культурных и образовательных ресурсов Приморского края.

С целью достижения поставленных задач разработан целевой сценарий развития, включающий следующие приоритетные направления развития экономики края:

  • развитие кластера по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья;
  • развитие транспортно-логистического кластера;
  • развитие рыбохозяйственного кластера:
  • формирование Владивостокской агломерации;
  • развитие инновационной деятельности;
  • развитие энергопроизводственного кластера.

Таким образом, в названном программном документе учтено, что получение реальных экономических и социальных выгод в виде позитивного структурного развития хозяйственного комплекса края неразрывно связано с развитием инновационной деятельности. Приоритетными направлениями развития инновационной деятельности в Приморском крае, согласно Стратегии, являются создание инновационной инфраструктуры, особое место в которой отводится сети технологических парков и исследовательских центров, ориентированных на создание и передачу новых знаний из области науки в производство, внедрение и реализацию наукоемкой продукции; создание научно-образовательного центра федерального значения (Дальневосточного федерального университета); формирование благоприятного инвестиционного климата; развитие института венчурного финансирования как системообразующего элемента инновационной деятельности.

Подчеркнем, что Стратегия увязывает развитие традиционных, являющихся основой регионально-хозяйственного комплекса, отраслей экономики и располагаемых финансово-бюджетных ресурсов с формированием новых отраслей экономики региона, обеспечивающих в среднесрочной перспективе инновационный, многоотраслевой и сбалансированный характер ее развития.
В деятельности по инновационному развитию края очень важна реализация Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013-2017 гг.». Данная программа нацелена, в частности, на предоставление государственной поддержки субъектам инновационной деятельности за счет средств федерального и краевого бюджета.

Одним из важных этапов активизации инновационной деятельности является создание региональной организационно-правовой базы, регулирующей и стимулирующей научно-техническую и инновационную деятельность. Первым шагом в этом направлении является принятие в 2008 г. Закона «Об инновационной деятельности в Приморском крае». В настоящее время ведется работа по совершенствованию данного правового акта.

Оценивая нынешнее состояние инновационной деятельности Приморского края как результат усилий и взаимодействия органов власти, бизнеса, а также научных и образовательных учреждений, представляется возможным сделать вывод о положительной динамике развития. Так, в 2011 г. доля инновационных предприятий (осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации) составляет 11,5% (в 2010 – 7,5%) от общего количества предприятий края и этот показатель является пятым среди других субъектов ДФО (после Магаданской области, Хабаровского края, Камчатского края, Чукотского АО), что несколько выше среднего показателя по ДФО и среднероссийского (11,2% и 10,4% соответственно).

Наибольший уровень инновационной активности наблюдается у предприятий государственной формы собственности (федеральной, региональной и муниципальной) – 22,6%, рост по сравнению с 2010 г. составил 11,2%. Несколько ниже инновационная активность у предприятий частной формы собственности – 10,1%, однако также зафиксирован рост этого показателя по сравнению с предыдущим годом на 2,2%. Преобладающее число инновационно-активных предприятий функционируют в сфере промышленного производства (50,1%), среди которых производители электрооборудования, электронного и оптического оборудования, предприятия связи, производители пищевых продуктов. Данные 2011 г. не прерывают сложившийся тренд – наиболее внедряемыми инновациями являются технологические (в том числе продуктовые и процессные), на втором месте – организационные, на третьем – маркетинговые. Величина затрат на технологические инновации в 2011 г. составила 2415,8 млн. руб., что выше аналогичного показателя в 2010 г. на 151,5%. Численность персонала, занятого в научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделениях предприятий возросло с 767 чел. в 2010 г. до 3262 чел. в 2011 г. Вместе с этим удельный вес инновационной продукции в общем объем произведенной в крае продукции (работ, услуг) составляет 1,5%.

Важную роль в развитии региональной инновационной системы края, как показывает мировая практика, играют высшие учебные заведения. В настоящее время в Приморском крае сосредоточены 7 ВУЗов, а также их филиалы. Одним из направлений реализации инновационного вектора развития края стало создание Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), реализующего модель образовательно-исследовательского инновационного университета. Наряду с традиционными для ВУЗа функциями (образовательная, научно-исследовательская, воспитательная и т.д.) университет в сферу его деятельности входят такие, как инновационно-венчурная, предпринимательская, кластерная. Так, при взаимодействии научных школ университета, крупных предприятий и научно-исследовательских организаций региона ведется работа по созданию пяти научно-образовательных инновационных кластеров в области нанотехнологий («Тихоокеанский центр нанотехнологий»), биомедицины, энергосберегающих технологий (Технопарк в сфере высоких технологий), освоения ресурсов мирового океана (Морской биотехнопарк «Островной»).

Среди инновационных проектов, реализуемых с участием ДВФУ, выделяются проект по организации высокотехнологичного инновационного производства зданий и сооружений, организованный совместно с ОАО «Приморсклеспром», в рамках которого предусмотрено создание научно-производственного объединения в составе домостроительного комбината и конструкторско-технологического бюро, а также проект по разработке интеллектуального автономного необитаемого робототехнического комплекса, реализуемый на партнерских началах с ОАО «Дальневосточный завод «Звезда»».

Свой вклад в развитие региональной инновационной инфраструктуры вносят и региональные ВУЗы. Так, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), позиционирующий себя как предпринимательский университет, реализует стратегию интеграции с бизнес-сообществом в соответствии с инновационными потребностями региональной экономики и предпринимательства. Информационные и телекоммуникационные системы и технологии, организационно-управленческие инновации, рациональное природопользование, биомедицинские технологии, основанные на биоресурсах региона, являются приоритетными сферами инновационной деятельности университета. Индикаторами уровня инновационной активности ВГУЭС за 2010-2011 гг. являются такие показатели, как количество полученных патентов и свидетельств – 18; количество лицензионных договоров на право пользования результатов интеллектуальной деятельности, заключенных между ВГУЭС и малыми инновационными предприятия – 6; количество госконтрактов, заключенных по результатам конкурсов программы «У.М.Н.И.К» — 7; количество контрактов, заключенных по результатам конкурсов программы «СТАРТ» — 6; количество зарегистрированных малых инновационных предприятий – 9. На базе университета создан и функционирует инновационный бизнес-инкубатор, осуществляющий организационную, техническую и правовую поддержку инновационных инициатив студентов и преподавателей. К числу других элементов инновационной инфраструктуры университета относится «Бюро интеллектуальной собственности», деятельность которого направлена на формирование системы управления интеллектуальной собственность ВГУЭС, а также выявление и внедрение в хозяйственный оборот коммерчески перспективных инновационно-ориентированных результатов интеллектуальной деятельности.

Анализ статистических данных, касающихся уровня инновационной активности Приморского края, указывает на то, что ситуация в этой сфере не в полной мере соответствует сложившемуся инновационному потенциалу региона. Однако, следует отметить, что большинство амбициозных проектов инновационного развития края рассчитаны на среднесрочную и долгосрочные перспективу и наметившиеся положительные тенденции в процессе построения региональной инновационной системы демонстрируют действенность выбранной стратегии развития.

С целью придания функциональной полноты реализации инновационной политики Приморского края, как представляется, необходима реализация следующих мер:

  • создание новых и повышение эффективности существующих элементов инновационной инфраструктуры региональной инновационной системы;
  • развитие института венчурного финансирования;
  • более активное использование всех форм государственно-частного партнерства в сфере развития инновационного сектора;
  • совершенствование краевого законодательства в области инновационной деятельности.

Решение этих задач позволит создать инновационную систему Приморского края, обеспечивающую взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перехода экономики края на инновационный путь и достижения устойчивого социально-экономического развития.

Список литературы:

  1. Васин В.А., Миндели Л.Э. Пространственные аспекты формирования и развития национальной инновационной системы // Инновации. 2011. №11(157). С. 24-34.
  2. Клюев А.К. Программы инновационного развития региона и университетов: поиск соответствия [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/12/1214795221/2010-1-4.pdf (дата обращения 02.06.2013)
  3. О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.: закон Приморского края от 20.10.2008 №324 КЗ: принят Законодательным собранием Приморского края 02 октября 2008. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  4. Об инновационной деятельности в организациях Приморского края. 2012: Аналитическая записка/Приморскстат, 2012. 49 с.
  5. Об утверждении государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2017 годы: постановление Администрации Приморского края от 07.12.12 №382-па. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  6. Роль субъектов Федерации в формировании модели развития экономики России/Отв. ред. Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 232 с.
  7. Федеральная служба государственной статистики [официальный сайт]. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения 01.06.2013)
  8. Черная И.П., Крюков В.В., Латкин А.П. Задачи социального развития Дальневосточного региона и приоритетные направления деятельности ВГУЭС // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. №5(18). С.5-13.

References

  1. Vasin V.A., Mindeli L.E. Spatial aspects of the formation and development of the national innovation system , Innovatons n. 11(2011): 24-34
  2. Kliuev A.K. Program of innovative development of region and university: search of compliance. http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/12/1214795221/2010-1-4.pdf (accessed 02.06.2013)
  3. On the strategy of socio-economic development of Primorsky Territory until 2025: the law of the Primorsky Territory 20.10.2008 № 324 BB: adopted by the legislative assembly of Primorsky Krai October 2, 2008. . Access from inquiry-legal system «Konsul’tatnt pljus»
  4. On innovation activities in organizations of Primorsky Krai. 2012: Policy Brief . Vladivostok. 2012. p. 49
  5. On approval of the state program of Primorsky Territory «of economic development and innovation economy Primorsky Territory» for the years 2013-2017: the resolution of the Primorsky Territory Administration from 07.12.12 № 382-pa. . Access from inquiry-legal system «Konsul’tatnt pljus»
  6. Role in the formation of the Federation model of economic development in Russia . Ed. E.M. Bukhvald, A.V. Vilenskii sia Moscow. 2009. 232 p.
  7. Federal State Statistics Service ]. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science (accessed 01.06.2013)
  8. Chernaia I.P., Kriukov V.V., Latkin A.P. Social development objectives of the Far East region and priorities VSUES . Vladivostok. n. 5 (2012): 5-13

Первым шагом реализации программы развития туристического комплекса должно стать создание современной системы маркетинга отрасли, которая должна включать в себя создание современной информационной базы, налаживание системы сбора статистической информации, приведение в порядок статистических показателей, систему анкетного сбора информации.

Из мировой практики известно, что экономическая эффективность вложений в маркетинг и основанную на ней рекламу услуг может составлять от 500 до 1000%.

Рекреационный потенциал Приморского края используется в незначительной степени (не более чем на 10% возможностей по оценке экспертов). Как таковой этот потенциал не является лимитирующим фактором развития программного туризма. Основное внимание должно быть сосредоточено на развитии инфраструктуры, позволяющей вовлечь в экономически эффективное и социально-значимое использование большую долю этого ресурса.

Оценка предприятий отдыха и развлечения приводит в следующим выводам:

  • · В стоимости турпродукта от 10 до 20% отводится на эти цели.
  • · В системе развития ночных клубов необходимо:
    • - развитие многофункциональных клубов, расширение площадок, использование открытых площадок, мест отдыха (так называемых chill-out);
    • - использование разнообразных программ по дням недели, тематических вечеров, экзотических услуг;
    • - дифференциация цен в зависимости от сегмента рынка, дней недели, часов посещения;
    • - предложение заведений по интересам (женских клубов, элитных закрытых клубов, модных современных клубов и т.д.);
    • - использование клубных карт.
  • · В сети кинотеатров:
  • - привлечение сегмента 3-го возраста с показом старых фильмов;
  • - показ фильмов с дублированием на китайском (корейском, английском) языках в малых залах, возможно по заказу туристов.
  • · В системе театров, концертных залов, цирка:
  • - реконструкция здания городского цирка;
  • - использование потенциала Института Искусств и театров для проведения городских массовых шоу;
  • - разработка календаря гастролей, привлечение лучших театральных и концертных трупп (большой интерес проявляется к визуальным формам искусства - балет, танцевальные коллективы);
  • - продвижение местных творческих групп на туристском рынке включение в базу данных туристских ресурсов.

Оценка системы объектов экскурсионно-туристического показа приводит к следующим выводам:

· В стоимости турпродукта 10-20% затрачивается на экскурсионно-туристический показ. Сегодняшний объем объектов экскурсионного показа позволяет обеспечивать 2-х, 3-х дневную продолжительность тура. Задача состоит в том, чтобы довести эту длительность к расчетному времени до 5-6 дней.

Для повышения эффективности культурной и экономической отдачи от этих объектов необходимо:

  • - Реновация городской исторической среды на территориях, ориентированных на обслуживание туристов.
  • - Поддержание федерального статуса Историко-фортификационного музея Военной крепости, его реконструкция и оборудование для туристско-экскурсионного использования, очистка территории от застроек;
  • - Воссоздание актерского действа функционирования территории Фортов.
  • - Оборудование видовых площадок.
  • - Установка специального оборудования, позволяющего видеть панорамы города в любое время суток;
  • - Установка сувенирных лотков на территории площадок с городской тематикой;
  • - Придание статуса на уровне предпринимательской деятельности видовой площадке и ограничение возможного целевого использования - территории видовой площадки.
  • - Создание национального мини-парка.
  • - Создание единой системы аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов в Приморском крае в рамках экскурсионного совета (единая аккредитационная карточка с использованием символики Приморского края, принятие Положения об аккредитации, Положение об обязанности и квалификационных требованиях для получения аккредитации).

Государственное управление комплексом основано на устаревшей модели управления объектами, вне самого процесса их эффективного использования. Необходим переход на механизм управления проектами развития отрасли. Процесс реализации программы представляет собой слагаемое множества конкретных и успешно реализованных проектов. Создание механизма управления проектами развития - необходимое условие достижения программных целей. Эта задача находится в прямой компетенции власти. Механизм управления проектами, с учетом специфики каждой отрасли хозяйства или сферы социальной жизни, предполагает:

  • · Создание корпоративного информационно-маркетингового центра.
  • · Создание нормативных оснований для разработки и реализации проектов.
  • · Систему подготовки проектных менеджеров по данному направлению.
  • · Систему методической и финансовой поддержки разработки бизнес планов проектов.
  • · Систему конкурсного отбора проектов и их экспертной оценки.
  • · Систему поддержки фирм, компаний, берущих на себя задачу реализации проектов.
  • · Содействие в поиске инвесторов.

Развитие рекреационно-туристического комплекса края является одним из приоритетных направлений развития, предусмотренных «Стратегией развития Приморского края до 2010 г.». Определение этого развития в качестве приоритетного связано с исключительно благоприятным геополитическим и географическим положением Приморья, благодаря которому край имеет значительные конкурентные преимущества относительно других регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это положение способно обеспечить широкий и устойчивый рынок для рекреационно-туристических услуг, предоставляемых краевыми предприятиями данной отрасли.

Основная цель программы - создание в Приморском крае современного и конкурентоспособного рекреационно-туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.

Настоящий документ определяет условия и механизмы, позволяющие достичь поставленной цели, ориентируясь на следующие расчетные показатели.

Индикативными показателями достижения поставленной цели являются:

  • 1) Увеличение вклада в ВРП края с 3% (около 90 млн. долл. США) до 6-7% (около 200 млн. долл.)
  • 2) Увеличение вклада в бюджет края с 0,5% до 5-6%.
  • 3) Увеличение средней продолжительности туров с 2-3 дней, до 5-6.
  • 4) Увеличение финансовой емкости всего спектра предоставляемых туристам услуг и товаров с 65 долл. США до 150 за один туристический день.
  • 5) Увеличение потока въездных туристов с 500 тыс. (2002) до величины порядка 1,2 млн. человек в год.

Соответственно в задачи программы входит:

  • · Расширение объема и качества предоставляемых туристических и сопутствующих услуг - в том числе: в области гостиничного бизнеса, в сфере отдыха и развлечений, в экскурсионной области, в производстве и реализации сувенирной продукции.
  • · Более широкое вовлечение в сферу рекреационно-туристических услуг природного потенциала Приморского края.
  • · Развитие транспортной, сервисной, инженерной инфраструктуры отрасли.
  • · Создание современной информационно-маркетинговой системы обслуживания отрасли.
  • · Формирование благоприятного инвестиционного климата для развития туристской инфраструктуры края.
  • · Совершенствование нормативно-правовых оснований предпринимательской деятельности в области туризма.
  • · Создание системы управления проектами развития в области РТК.
  • · Создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Сроки и этапы реализации - 2004-2005 гг. и до 2010 года. Первый этап (2004-5 гг.) включает следующую последовательность мероприятий:

  • 1) Утверждение Программы Законодательным собранием Приморского края.
  • 2) Разработку и принятие основных законодательных и нормативных актов, необходимых для эффективного развития отрасли и привлечения в нее инвестиций.
  • 3) Создание информационного центра при Администрации края.

Второй этап 2005-10 гг. Завершение работы по модернизации материальной базы, по созданию современной инфраструктуры, активизацию строительства объектов.

План основных мероприятий по реализации программы развития туристического комплекса Приморского края приведен в таблице 1.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

  • · увеличение объема и разнообразия рекреационных и туристических услуг, формирование современного туристического рынка в Приморье;
  • · увеличение вклада РТК в валовой региональный продукт и краевой бюджет;
  • · стимулирование развития отдельных секторов экономики, строительства, транспорта, связи, торговли, производство товаров народного потребления;
  • · образование новых рабочих мест в сфере туризма;
  • · привлечение иностранных инвестиций в экономику края;
  • · сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия;
  • · удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе.

Таблица 1

План основных мероприятий по реализации программы развития рекреационно-туристического комплекса Приморского края

Наименование мероприятия

Исполнители

Ожидаемые результаты

Источники и объем финансирования

1. Совершенствование нормативно-правовой базы

1.1. Принять Закон Приморского края "О налогообложении для предприятий, осуществляющих деятельность на рекреационных территориях"

Комитет по туризму

Упорядочение налогообложения, повышение бюджетной отдачи от рекреационных территорий

1.2. Принять закон Приморского края (внести изменения) «Об использовании рекреационных территорий и морских акваторий Приморского края».

Упорядочение налогооблажения, повышение бюджетной отдачи от рекреационных территорий.

1.3. Разработать и утвердить типовое положение и договор с арендаторами земли рекреационного назначения

Комитет по туризму, комитет по охране окружающей среды

Перераспределение дохода от использования земли в пользу краевого и муниципальных бюджетов

1.5. Разработать и принять закон (распоряжения) «Об аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов на территории Приморского края»

Комитет по туризму

Обеспечение интересов субъектов Приморского бизнеса, повышение качества обслуживания, антидемпинговый эффект. Повышение доходов бюджета.

1.6. Представить предложения в МИД РФ о лоббировании вопроса об упрощении визового режима между Приморьем и Японией, Приморьем и Р.Кореей.

Департамент Международного сотрудничества

Увеличение потока туристов

(на 30% - оценка экспертов)

1.7. Разработать и утверждить положение «Об аккредитации туристических фирм официальными агентами при администрации Приморского края» (Распоряжение губернатора)

Комитет по туризму

Повышение качества туристических услуг и туристического имиджа Приморья. Увеличение доходов бюджета. Повышение прозрачности бизнеса.

1.8. Разработать и принять закон Приморского края «О социальном туризме»

Комитет по туризму

Октябрь 2004

Поддержка малообеспеченных слоев населения и увеличение несезонной загрузки турфирм и саноторно-курортных учреждений.

20 млн.руб. в год

1.9. Разработка и принятие закона Приморского края «О модельных территориях»

Комитет по туризму

Вовлечение в туристический оборот природных и рекреационных ресурсов края, обеспечение сохранности этих ресурсов. Увеличение доходов отрасли и бюджета.

1.10. Представить предложение в Правительство РФ о снижении портовых сборов для иностранных круизных судов, осуществляющих заходы в порты Приморского края

Комитет по туризму

Увеличение региональных доходов

1.11. Разработка и утверждение "Положения о деятельности специализированных средств размещения семейного типа b&b"

Комитет по туризму

Расширение объема мест размещения туристов

2. Совершенствование системы управления РТК

2.1. Утвердить целевую программу развития РТК Приморского края в Законодательном собрании Приморского края

Комитет по туризму. ТЦСР

2.2. Образовать конкурсно-экспертную комиссию по экспертизе и продвижению проектов развития отрасли.

Комитет по туризму. ТЦСР

2.3. Способствовать учреждению ассоциаций в каждой из смежных с туристической отраслей. (Среди предприятий гостиничного хозяйства и других мест размещения, предприятий питания, учреждений культуры и отдыха, транспортной сферы) Проводить периодические координационные совещания с представителями ассоциаций.

Отделы, комитеты и управления администрации Приморского края, муниципальных образований

2004 Весь период

2.4. Инспектирование экскурсионных маршрутов с последующим обсуждением итогов на заседании информационно-методического туристско-экскурсионного Центра

Комитет по туризму, информационный туристический центр

Весь период

Оперативная оценка состояния, информационное обеспечение деятельности РТК

2.5. Проводить конкурсы на лучшее туристское предприятие, гостиничное предприятие, предприятие питания; лучший маршрут

Комитеты и управления администрации Приморского края

Весь период

Повышение предпринимательской активности в области РТК

2.6. Создать туристические представительства в Китае

Комитет по туризму, Департамент международного Сотрудничества

Обеспечение интересов национальных турагенств

2.7. Объявить конкурс на разработку сценариев событийного туризма.

Департамент Культуры, Комитет по туризму

Комплексное решение и развитие всей системы РТК. Расширение рынка услуг комплекса.

2.8.. Войти в члены координационного совета «Регионы России - Московское соглашение».

Комитет по туризму

Использование финансовых и информационных федеральных ресурс

2.9. Включить в экспертно-конкурсную комиссию и координационный совет по образованию представителей СМИ.

Комитет по туризму

Повышение согласованности действий и интересов соответствующих субъектов. Повышение эффективности всех параметров деятельности РТК.

3.1. Формирование реестра федеральной, краевой, муниципальной и частной собственности на объекты туристической индустрии и инфраструктуры и кадастра земель рекреационного назначения

Комитет по туризму, ТИГ ДВО РАН

Упорядочивание использования государственной собственности, повышение доходов бюджета

600 тыс.руб

3.2. Участие в туристских выставках "Дальтур", "Дальтур-Экспо", "MITT", международных выставках единым стендом. Создание постоянно действующего стенда.

Комитет по туризму,

2000 тыс.руб. в год

3.3. Создание информационного туристского центра (ГУП) Создание и поддержка соответствующего сайта.

ФПДИ «Приморье», ТЦСР

Расширение рынка туристических услуг, Рост доходов отрасли и бюджета

1800 тыс.руб.

3.4. Проведение маркетинговых исследований по разработанным методикам.

Информ.центр.

2004-03-30 Весь период

Расширение рынка услуг

3.5. Проведение первичного исследования потребителей въездного и внутреннего туризма, разработка и внедрение системы сбора первичной информации

Информационный центр

2004 весь период

Расширение рынка услуг

3.6. Представление материалов во «Всероссийский каталог туристических ресурсов Регионов».

Комитет по туризму

Выход на Всероссийский рынок туристических услуг

3.7. Проводить ежегодно ознакомительные туры для иностранных туроператоров и журналистов

Комитет по туризму

Весь период

Расширение рынка

200 тыс. руб.

3.8. Издание ежегодного бюллетеня туристской информации и статистики

Комитет по туризму

50 тыс. руб.

4. Подготовка кадров

4.1. В рамках Школы проектных менеджеров начать подготовку инновационных менеджеров в области туризма как элемента системы управления проектами

2004 Весь период

Формирование системы управления проектами.

500 тыс. руб.

4.2. Создать координационный совет по туристическому образованию.

Комитет по туризму. ВГУЭС

4.3. Поддержка учебно-методической базы Головного центра подготовки и переподготовки специалистов для сферы туризма. Издание учебных пособий. Создание лабораторий и проч.

Комитет по туризму. ВГУЭС

Весь период

Повышение качества обучения

1200 тыс.руб в 2004 и 500 тыс. в посл.

4.5. Утвердить план работы Головного центра

ВГУЭС Комитет по туризму

Октябрь 2004

Повышение квалификации кадров. Создание системы непрерывного образования в отрасли.

Можно отметить, что с появлением рыночных отношений в России к 2000 г. произошло становление индустриального, дифференцированного, элитарного туризма.

Рассмотренная периодизация развития туризма в мире является, как отмечалось ранее, условной, в России же и в ряде других стран развитие туризма в нее не вписывается.

Развитие туризма на последних его этапах связано с рядом социально-экономических факторов:

  • · увеличением свободного времени в общем временном балансе населения;
  • · ростом общественного благосостояния и платежеспособного спроса на услуги;
  • · возрастающей потребностью в отдыхе и оздоровлении;
  • · демографических факторов;
  • · урбанизацией и глобализацией;
  • · коммуникационно-гуманитарных факторов;
  • · трансформацией традиций, культур и общественного сознания;
  • · изменениями в структуре духовных ценностей и др. Проанализируем подробнее некоторые из приведенных фактов.