Венецианские гондолы и гондольеры: сколько стоит покататься, история и фото. Гондола в венеции В какой цвет окрашены венецианские гондолы

В Венеции нам понравилось всё. Особую любовь вызвали окна. Они большие и удобные. Даже не столько окна, сколько вся их конструкция. Каждое окно закрывается наличниками. Причём так легко и плотно, что ни один лучик света не проходит. Изнутри окно задергивается лёгкой шторой и плотной гардиной. Звукоизоляция окон превосходная. Высыпаешься отлично +морской воздух, + пешие прогулки до упаду. И всё бы хорошо, да вот случилась такая странная штука…

Это наши окна. Они выходят на узенький канал и мостик, под окнами ночует гондола. Значит сосед наш – гондольер. Транспорт свой паркует прямо под окном. Так что первым делом мы изучили устройство лодки.

Венецианская гондола

Это – изюминка города. Конечно, хотелось, и посмотреть, и прокатиться на ней, и узнать, как её делают. Гондолы в Венеции были предметом роскоши. Когда-то на них перемещались по городу богатые купцы и знатные семьи. Где ещё похвастаться своим богатством? На гондолы вельможи не жалели денег.

Часто в гондолах стоит накрытый маленький столик с вином и фруктами, дно и скамеечки устланы плотными тканями. Представляю, какой парчой и бархатом украшали своих любимиц купцы. Сейчас, гондола – исключительно туристическое развлечение. Стоимость гондолы равносильна стоимости автомобиля: 30 – 90 тысяч долларов.

Кстати, мы не знали, что борта у неё разной высоты. Сначала подумали, что наша гондола просто косовата. Странно, конечно, но, мало ли, какой брак бывает в незнакомой стране.

В общем, разглядели, изучили диковинную лодку, и пошли спать. Галке выпала спальня, а мне гостиная, рассчитанная на 4 постояльцев. Я выбрала кровать, на которой буду спать сегодня, закрыла окна, ставни, задвинула шторы и гардины. Супер! Глухо, как в просторном танке, склонила голову к подушке, и начались сны…

Таинственный скрежет

Ранним утром, определить, насколько оно ранее в полной тьме я не смогла, раздался Страшный скрежет, как будто экскаватор своим ковшом хреначит по стенам дома. Вылезать из тёплой утренней кровати, чтобы выяснить, что же это, я не решилась. Во-первых, глаза не открывались, а, во-вторых, вдруг оно по голове съездит! Чужая страна, чужие нравы.

Галке же, этот скрежет испортил прекрасный сон. А снилось ей, что она приобрела в Венеции собственность. Недвижимость. Но странную такую недвижимость – маленький балкон в старинном здании. Мы ходили в театр, там, в фойе, как раз был такой, нависающий над водой балкончик. Так вот стояла она на своей частной территории, любовалась закатом, и тут приплыл жуткий экскаватор и давай бить по её балкончику. Сбил до самого основания.

Не стоит рассказывать в каких расстроенных чувствах Галя пила свой утренний кофе в нашей просторной кухне, за длинным деревянным столом. Она даже таглеотели есть отказалась. Это Галя-то! Мы посовещались и решили выяснить, что же так скрежетало.

Может это - гондола ?

Первое предположение, что это — гондола. Каналы в Венеции узкие, гондолы длинные, иногда не понятно, как, вообще, возможно развернуться в таком узком проливе. У гондол высоко задранные мысы, украшенные железным гребнем. С его помощью, гондольер узнаёт, пройдёт ли лодка под мостом. Хотя, я думаю, гондольеры знают каналы и мосты родного города, как линии своей руки.

Может быть, скрежет от того, что гондола под мостом протискивалась? Проверили высоту моста, — нет, гондола проходит спокойно. Да и вряд ли гондольер свою кормилицу будет так травмировать.

Мы шли по городу, пока не поравнялись с мастерской, где изготавливают гондолы. Заглянуть внутрь не решились. Видите, какое серьёзное лицо у мастера. Он не просто жуёт, он планирует, как изготовит 280 деталей из 8 сортов древесины. Чтобы создать гондолу нужно 280 деталей.

Ремесло изготовления гондол процветает с XI века. Венецианская гондола делается по стандарту. Длина примерно 10 метров, ширина 1 м 30 см. Это плоскодонная лодка. Часто, кроме сидений, у неё есть навес, укрывающий пассажиров от дождя и солнца. Каждая гондола уникальна и изготовлена на заказ. Будете гулять – приглядитесь. У каждой гондолы своя внешность.

Гондола – одновёсельная лодка. Управляется гребцом — гондольером, который располагается на корме, лицом по ходу движения. Венецианская гондола выглядит торжественно и элегантно. Все они чёрного цвета. Так сложилось исторически. Вечером лодки укрывают яркой сине-голубой тканью. Припаркованные гондолы выглядят нарядно и романтично.

Существует две легенды, объясняющие черный цвет лодок. Первая рассказывает о старом доже, молодая жена которого изменяла ему с молодым кавалером, приезжающим к дому на чёрной гондоле. Чтобы не было лишних разговоров про молодого любовника, дож приказал все лодки выкрасить в чёрный цвет. С тех пор г ондолы в Венеции – только черные. Тогда лодка кавалера не будет выделяться и разговоры прекратятся. *Всё-таки гуманность итальянцев меня восхищает. У нас бы в монастырь или в реку, а тут, просто, закон о цвете лодок*.

Вторая легенда – говорит, что черным цветом гондолы в Венеции стали красить во время эпидемии чумы. В лодках вывозили трупы умерших людей. Красочность и пышность в такое трагическое время не уместны. Черный цвет оставили в память о днях чумы.

Есть и третья версия – борьба с расточительностью венецианцев.

Праздник избавления от чумы – Реденторе, венецианцы отмечают каждый год. Также, каждый год в первое воскресенье сентября в городе проводится Историческая регата (Regata Storica). Каждый остров или район выставляет свою лодку и гондольера. В рамках Исторической регаты проходит парад гондол и соревнования гондольеров. Для мужчин, мечтающих стать гондольерами, но не родившихся в семье гондольеров, это единственная возможность войти в круг избранных.

Гондольеры – древняя профессия. Ремесло передаётся от отца к сыну. Женщин в гондольеры не берут. При поступлении в школу гондольеров, предпочтение – потомственным гондольерам.

На одном мосту мы наблюдали вот такую плавучую тусу. Она вырулила из-за домов под аккордеон и длинной вереницей проплыла под мостом. Что за компания? Может быть корпоративная вечерина?

Когда гондола подходит близко к берегу (стене канала или дома), гондольер разворачивается и отталкивается от стены ногой. ВеслА не выпускает, веслом не помогает себе. Мы не видели, чтобы гондольеры гребли. Гребли, как принято делать это у нас. В управлении гондолой используется другая техника. Гондольер раскачивает лодку а веслом совершает движение с замысловатой траекторией. Гребок гондольера, скорее, толчок, а не гребок.

Цепочка мостов и мостиков вывела нас на площадь Сан Марко. Там вдоль берега плещутся, завёрнутые в синие плащи, длинные тела гондол.

Рядом с Сан Марко такси. На лавочках отдыхают гондольеры. Только гондольеры. Остальных на порог не пускают.

Если вы захотите покататься на гондоле, то говорите гО ндола. Иначе вас не поймут. Это правильное ударение. В России ударение гондО ла возникло благодаря поэзии. Удобнее рифмовать было: гондола – баркарола. Баркарола – барочная песня. Говорят, что у гондольеров есть свой фольклор. Мы слышали только известные итальянские песни, такие как Санта Лючия. Может быть, специально для туристов поют известные хиты Италии. «Вот вам бабушка, ваша любимая песня «Валенки»?

Гондольеры — исключительно крепкие люди в тельняшках. Выглядят браво. Любят позировать, кокетничать и улыбаться. У них всё прекрасно. В 2009 году появилась первая женщина гондольер. Чтобы быть гондольером, нужно получить лицензию, знать не только правила вождения гондолы и дорожные знаки. Гондольер должен уметь общаться, владеть иностранным языком (английский обязательный), знать историю и культуру страны, уметь петь песни.

Всё выглядит так романтично, что даже думать не хочется, ходят ли гондольеры к психологам, например. Если отбросить красоту и престижность профессии. Это ж, подумать только, — все мужчины в семье – гондольеры. И сын, и отец, и дед, и прадед, и пра и т.д. вся жизнь в лодке. И в твиттере не посидишь. Можно, конечно, уединиться, узнать из газет, что творится в мире. Хорошая профессия, конечно, доходная, но есть в этом какая-то безысходность.

Сейчас в Венеции примерно 500 гондол, а в XVIII веке их было больше 10000.

Вспоминается фильм «Плащ Казановы», где русская, романтически настроенная туристка, попала в переплёт. Приняла за любовь ухаживания жигало. Одиноким туристкам в Венеции стоит быть осторожными. У гондольеров существует даже профсоюз жигало. Красавцы-лодочники умеют разбивать сердца богатым туристкам. Между собой они обмениваются информацией о вновь прибывших богатеньких туристках. Есть у венецианских жигало свои правила – не разбивать пары. Значит, парам ничего не грозит. Женщины, увлекайтесь, но не забывайте об опасностях.

Сколько стоит гондола

Удовольствие не дешевое, кататься в компании выгодно. Цена за первые 40 минут от 80 – 90 евро. Естественно, это не предел. Как правило, на лодке висит ценник. Обращайте на него внимание, но торгуйтесь. Это нормально. Гондола вмещает от четырёх до шести пассажиров (гондольера не считаем). Оплата – за лодку, так что сумму можно делить на количество участников, готовых покататься на гондоле.

  • Заказать общую прогулку на гондоле можно здесь
  • Или взять частный тур на гондоле с музыкантом на борту.

Кстати между мостом Риальто и площадью Сан-Марко есть остановка траджетто (traghetto) – лодки, которая курсирует от одного берега к другому. Стоимость поездки в такой лодке, примерно 50 центов. Траджетто – вид гондолы. Низкая цена, потому что – общественный транспорт, потому что долго не покатаешься, скоро выходить, ну, и — не так изящна, как венецианская гондола.

Кто же так страшно скрежетал? Незаметно, мы дошли до вокзала, на который прибыл наш поезд. Вот и остановки вапоретто. Может скрежет издавал ? Нет, ему хорошо в Гранд канале, в нашем канальчике под окнами, такая махина не влезет.

Кто же это был?

Катер? Да, похоже. Но почему звук шел от верхних этажей? Остался самый надёжный вариант. В Венеции не только гондолы и гондольеры, но и летающие тарелки, на которых зелёные человечки прилетают любоваться городом на воде.

Хотелось бы увидеть, как выглядели гондолы и гондольеры в XVIII веке. А вот так они, наверное, смотрелись на фотографиях в XX:

С уважением, Галина Субботина и Алла Сутягина

Версия первая: некий венецианский дож, женатый на молоденькой девушке узнал однажды, что по ночам к его супруге приплывает неизвестный синьор в длинном черном плаще на черной гондоле. Это была единственная чернаягондола во всей Венеции , все остальные лодки каждый раскрашивал на свой вкус. Не желая быть опозоренным всенародно, дож издал приказ перекрасить абсолютно все гондолы в черный цвет. Любовник по-прежнему наведывался по ночам к догарессе, но уже никто не мог определить он это был или же сам дож.

Версия вторая: в 1562 году Венецию охватила эпидемиячумы . Количество умерших было колоссальным. Их тела перевозили на гондолах в течение продолжительного времени. И тут кто-то из венецианского правительства обратил внимание на то, что яркий праздничный окрасгондол , на которых перевозят тела умерших выглядит нелепо и даже кощунственно. Вскоре издали указ, по которому все гондолы Венеции нужно было перекрасить в черный, траурный цвет, цвет гробов. С тех пор гондолы так и красят исключительно в черный цвет. Кстати, спустя 100 лет в Венеции вновь вспыхнула эпидемия чумы и в память о ней построили вторую покрасоте церковь Венеции - Санта-Мария делла Салюте, о которой мы вкратце рассказывали в материале " ".

Какая версия является реальностью остается загадкой.


Один из символов Венеции — лодка гондола. (Кстати, правильно произносить слово надо с ударением на первое «о».) Эти изящные черные лодки в городе любви повсюду, без них образ Венеции представить просто невозможно.

Венеция — город, где не разрешен колесный транспорт. Здесь надо либо ходить пешком, либо плавать. Сегодня по каналам Венеции во множестве курсируют катера, но раньше основным транспортом была гондола.

Нынче гондола в большинстве случаев выполняет функции романтического аттракциона для туристов. Сами венецианцы на гондолах не катаются в первую очередь по причине очень высокой цены. Получасовая прогулка по каналам стоит от 100 евро в зависимости от времени суток и количества желающих кататься. Поскольку желающих кататься всегда предостаточно, то торговаться бесполезно. В гондоле помещается до 6 человек. Единственный способ сэкономить — собрать компанию желающих. Но, конечно, многие приезжающие в Венецию романтические парочки катаются вдвоем.

Если обойтись без романтики, то можно прокатиться на гондоле всего за 50 евроцентов, переправившись через Большой канал как на городском транспорте.

Такие специальные гондолы-траджетто (Traghetto) курсируют между берегами канала, надо лишь найти остановку, таковых между мостом Риальто и площадью Сан-Марко достаточно. Никакого подвоха с оплатой нет, действительно стоит переправа 50 центов, но в гондоле Вы будете находиться лишь пару минут.

По всей Венеции оборудованы выходы к воде, к которым при необходимости причаливает лодка — гондола или иная.

Стоянки гондол повсюду — это ряды длинных деревянных шестов, называемые палинами, вбитые в дно канала.

Конструкция гондолы уникальна, ничего подобного нет нигде в мире. Длина ассиметричной лодки 11,05 метра, ширина 1,4 метра, левый борт на 24 сантиметра выше, чтобы гондольер мог управлять лодкой, стоя сбоку. У гондолы только 1 весло, так как она предназначена для плавания по узким каналам.

При движении лодки гондольер прикладывает одинаковое усилие независимо от того, пустая гондола, или с пассажирами. Весло должно совершать движения по определенной траектории, напоминающей букву «J».

На носу гондолы установлено высокое массивное украшение — ферро (ferro) в виде гребня из 6 полос по числу районов города и одной дополнительной полосы, символизирующей остров Джудекка. Закругление сверху изображает шляпу правителя Венеции — дожа. Весит ферро около 30 килограмм и предназначено служить противовесом гондольеру, стоящему на другом конце гондолы. Также ферро помогает определить, может ли гондола проплыть под мостом по высоте.

Сегодня гондолы производит небольшой коллектив ремесленников, который именует себя верфь Сан-Тровазо. Стоимость изготовления гондолы составляет около 45000 евро.

Первыми гондольерами в Венеции были черные рабы, которые принадлежали аристократическим семьям. Со временем работа стала престижной, ею начали заниматься граждане Венеции, образовалась корпорация гондольеров. В 15-16 веках в Венеции было по разным данным от 15 до 25000 тысяч гондольеров.

Сегодня ассоциация ограничивает число гондольеров цифрой 425. Их не может быть больше ни при каких обстоятельствах. Профессия передается по наследству, молодой гондольер сдает экзамен по управлению гондолой, а также экзамены по истории и географии Венеции и английскому языку. В 2009 году в Венеции появилась первая женщина-гондольер, эмансипация добралась уже и до Венеции…

Рабочий день гондольера длится до 15 часов, это тяжелый труд. Обязательный дресс-код — полосатая футболка и соломенная шляпа с синей или красной лентой. Нельзя сказать, что соблюдают правила неукоснительно, хотя предусмотрено даже лишение лицензии за выход на работу в другой одежде.

Некоторые источники утверждают, что гондольеры также сдают экзамены по пению. Приставала с расспросами и с просьбами спеть к гондольеру во время прогулки на гондоле. Он информацию об экзаменах по пению категорически опроверг и петь баркаролу (итал. лодка — barca) отказался.

Гондолы по традиции все черного цвета. Существует несколько версий, откуда пошла такая традиция. По первой, стали они черными в 1562 году, когда в Венеции была эпидемия чумы, и на гондолах нередко перевозили трупы умерших. По другой громоздкие украшения с гондол убрали просто потому, что некоторые излишне увлекались и порой такие лодки с трудом передвигались. Самая романтичная версия — гондолы стали делать все одинаковыми, чтобы не выделяться. Ведь на гондолах под прикрытием ночи плавали влюбленные к своим дамам сердца.

Говорят, что, проплывая под мостами Венеции на гондоле, надо целоваться с любимыми или хотя бы делать это мысленно, если половины рядом нет, чтобы обрести вечное счастье.

У всех читающих эти строки есть возможность проплыть вместе с автором блога под мостом на гондоле. Смотрите видеосюжет и целуйтесь!

Мостов в Венеции 466, но целоваться под одним из них не стоит.

Мост Вздохов соединяет дворец Дожей со зданием тюрьмы, поэтому романтикой в этом месте не пахнет, хотя большинство прогулок по каналам на гондоле начинаются именно здесь.

В любое время суток под мостом Вздохов можно увидеть вереницу плывущих по улице-каналу Rio del Palazzo гондол.

Сегодняшние гондольеры украшают свои гондолы ковриками, бархатными накидками на сиденья, кисточками, цветами, бронзовыми подсвечниками, но меру соблюдают. В целом лодки смотрятся строго.

Правил, которые необходимо соблюдать, у гондольеров немало. Контроль за соблюдение правил возложен на карабинеров, штрафы немалые. Например, полагается зажигать фонарь на носу гондолы в сумерки и ночью. Нельзя выходить на гондоле в открытую лагуну. При повороте в каналах полагается кричать что-то типа «ООООЭЭЭЭЭ», чтобы не столкнуться с возможно поворачивающей другой лодкой.

У каждого города есть свои звуки. Наверно, звуки Венеции — это эхом отдающие от стен домов голоса гондольеров. Жаль, что песен теперь они уже не поют…

P.S. Разбирая фото из Венеции обнаружила на одном из них вот такую странную гондолу. Совсем не гондола, однако. А лодочник одет в костюм гондольера… Цена за катание с неосведомленных туристов, интересно, какова?



Венеция - вечный город романтики! Много веков подряд ему предрекают полное затопление, но он, как птица феникс, воскресает из воды, оставляя на своём теле множественные "шрамы" от пережитых потопов.

Когда я слышу слово " Венеция", в моем воображении рисуется романтическая картинка - вечер, узкий канал, в гондоле влюблённая парочка, которой гондольер поёт песню, медленно проплывая вдоль домов, вырастающих из воды и соединенных между собой мостиками.


Если вы спросите у гондольера об истории возникновения гондолы, он расскажет прекрасную легенду о молодом юноше и девушке, которые целый день бродили по улочкам Венеции в поисках уединённого места, но не могли найти его. И когда стемнело, месяц сжалился над влюблёнными, спустился с неба прямо в воды канала в виде сияющей гондолы, где они всю ночь наслаждались обществом друг друга.

Когда-то профессия гондольера была сезонной, с мая по сентябрь. В остальное время гондольеры занимались другими ремёслами. Сейчас же, с наплывом туристов, она востребована круглый год.

Венецианский гондольер - это не работа и не профессия, это призвание и искусство!

Еще в XVII столетии посетивший Венецианскую республику стольник из России Петр Андреевич Толстой так описывал ситуацию в городе:

"На территории Венеции нет никакого скота, в городе нет ни колясок, ни груженых телег, ни лошадей, ни роскошных карет с гербами. Венецианцы даже не знают, что такое сани".

Узенькие улочки Венеции, расположенные между каналами, настолько непредсказуемы и тесны, что всадникам по ним тяжело проехать, из-за этого еще в далеком XVI столетии использование лошадей в городе было категорически запрещено Венецианскими властями, жители города на воде могли использовать для передвижения лишь водный транспорт.

// ikkamirnaya.livejournal.com


Первоначально словом "гондола" называлась абсолютно любая лодка, невзирая ни на ее размер, ни на форму, с годами внешний вид гондолы существенно изменился. Слово "гондола" в оригинале звучит с ударением на первый слог. Считается, что происхождение понятия "гондола" этимологически связано со словом "gonger", которое переводится как "морской угорь".

Каналы Венеции настолько узки, что лодкам с пассажирами и различными товарами, было трудно разминуться.

Поэтому гондолы старались делать как можно уже, а для увеличения их грузоподъемности длина лодки была максимально увеличена. Сейчас гондола представляет собой узкую продолговатую лодку ассиметричной формы, во время скольжения по водной глади она продвигается вперед зигзагообразными движениями, а гондольеру, стремящемуся держать нужное направление, постоянно приходится выравнивать ее положение.

// ikkamirnaya.livejournal.com


Длина лодки составляет 11,05 метров, ширина 140 сантиметров, дно плоское без киля. Вес пустой гондолы составляет около 900 фунтов (примерно 400 килограмм). По причине ее асимметричной формы, длина обвода левого борта на 24 см больше правого. Корпус лодки имеет закруглённую форму, нос и корма подняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой и задать гребцу ориентиры направления движения.

При изготовлении гондолы применяется девять сортов дерева. После изготовления корпус лодки покрывают в несколько слоев специальным чёрным лаком.

У гондолы всего одно весло, исторически это было вызвано узостью каналов, в которых двухвесельные лодки не смогли бы разойтись. Весло держится в замке весла, называемом "форкола".

Конструкция форколы имеет сложную форму, позволяя реализовывать несколько положений весла:

для медленного движения вперёд, мощной быстрой гребли, вращения и поворотов лодки, замедления и гребли назад. На носу гондолы устанавливается особый железный набалдашник - "ферро" .

Установка ферро преследует несколько целей: железный наконечник защищает нос лодки; является противовесом стоящему на противоположном конце гондольеру; по нему определяют высоту моста и возможности прохода гондолы под ним. В форме ферро присутствуют шесть выступов, символизирующих шесть районов города характерных еще для 1169 года, в другом направлении знак пересекает седьмая полоса, ассоциирующаяся с островом Джудекка, а само закругление на верхушке данного элемента гондолы напоминает шляпу дожа Венеции.

За соблюдение правил и чистотой традиций следит Венецианская ассоциация гондольеров. История Ассоциации насчитывает почти тысячу лет - она возникла в 1094 году. Без черных гондол город любви и романтики представить трудно)

Максимальное количество пассажиров, перевозимых на гондоле, составляет шесть человек.

// ikkamirnaya.livejournal.com


Допускается наличие маленькой пассажирской каюты для укрывания пассажиров от солнца и дождя. На каналах, как и на обычных улицах современных городов, давно установлены светофоры. Как правило, они располагаются над "перекрестками", в местах пересечения венецианских каналов, но цветов на венецианских светофорах только два - зеленый и красный.

По традиции, гондольеры редко смотрят на сигналы светофора, и перед перекрестами начинают громко кричать, чтобы не столкнуться с другой лодкой. Хотя сейчас гондолы, в основном, перевозят туристов, поэтому их количество резко сократилось, коренные жители Венеции обычно передвигаются на моторных лодках, что гораздо быстрее и дешевле.

// ikkamirnaya.livejournal.com


Сегодня в Венеции ограниченно количество гондольеров, их чуть больше 400, а раньше были тысячи.Лицензии на данную работу могут передаваться по наследству от отца к сыну, вследствие чего попасть в число гондольеров человеку со стороны непросто. Желающих войти в число венецианских гондольеров очень много. Стать гондольером - непростая задача, надо долго готовиться, учиться и сдать много экзаменов, в том числе по английскому языку, знать географию Венеции и, конечно же, практика вождения, маневрирование гондолой по узким каналам Венеции.

// ikkamirnaya.livejournal.com


По традиции, гондольерами на протяжении веков работали исключительно мужчины. 23-летняя Джорджия Босколо стала первой в истории Венеции сертифицированной женщиной-гондольером. Босколо - семья потомственного гондольера, этим ремеслом занимался ее отец, Данте Босколо.

Он до сих пор считает, что гондольер - не женская профессия, но все-таки гордится дочерью.

// ikkamirnaya.livejournal.com


Раньше гондолы были раскрашены в разные цвета, но сейчас все они традиционно черного цвета. По известной легенде - пожилой дож Венеции был женат на юной красивой девушке, и через какое-то время после свадьбы слуги донесли ему, что по ночам его юную супругу навещает закутанный в плащ мужчина, подплывающий к дворцу на гондоле черного цвета. Бороться с изменами супруги старому дожу оказалось не по силам, а введение закона о том, чтобы все гондолы в Венеции были перекрашены в черный цвет, позволил старому правителю частично смыть свой позор, чтобы гондолу, подплывающую к его дворцу, венецианцы попросту перестали бы узнавать.

Прокатиться на гондоле в Венеции - это обязательный пункт любого туристического маршрута и самый романтичный способ осмотреть город. Гондола в Венеции - это и транспорт для передвижения, и символ города.

Конструкция и техника управления

Когда Венеция начинала застраиваться домами из-за нехватки земли улицы оказались очень узкими, а некоторые дома конструировались так, что вообще не имели выхода на улицу, а только на каналы. Так что водный транспорт - это вынужденная необходимость уже для 11 века.

Во времена Венецианской республики гондолы были, чуть ли единственным транспортом, курсирующим в любые точки города. Сейчас это способ развлечения туристов и хороший заработок для гондольеров. До сих пор эта профессия переходит по наследству, и попасть в гондольеры с улицы, возможности нет. За всю историю только единственный раз лицензию на управление гондолой получила женщина. Этот «нонсенс» произошел в 2009 году. Чтобы получить лицензию уметь грести мало. Нужно знать следующее:

  • иностранный язык;
  • карту города;
  • правила движения и знаки;
  • историю Италии;
  • пройти 9 месячное обучение;
  • уметь петь.

Гондольер легко узнаваем по своему костюму: свитер в бело-синюю полоску и соломенная шляпа с лентами. Причем они не обязаны надевать данный костюм, но всегда это делают.

До 18 века цвета, размеры, конструкции лодок были разными, но затем был разработан стандарт, действующий по сей день:

  • длина - 11 метров;
  • ширина - 1,4 метра;
  • вес - 400 кг;
  • цвет - черный.

С цветом связано много различных историй. Самая романтичная - под покровом ночи влюбленные плавали к своим дамам сердца, и чтобы сохранить тайну и остаться неузнанными, гондолы делали малозаметными на фоне темных вод каналов.

Конструкция лодки закругленная, с задранным вверх носом и кормой, что позволяет легче управлять ею во время движения. Дно плоское, без киля. Левый бок судна шире правого за счет чего оно постоянно слегка кренится на одну сторону, но это позволяет гребцу, стоящему в правой части, не вытаскивать весло из воды.

Традиционно гондолу изготавливают из 9 древесных пород: бук, липа, красное дерево, дуб, орех, вяз, вишня, ель, лиственница. Затем покрывают черной лаковой краской. Каждая лодка - это 280 деталей, три года потраченного времени на ее изготовление и 45 тысяч в европейской валюте.

Сейчас в Венеции только одна верфь занимается изготовлением гондол на заказ и их ремонтом.

Узкие венецианские каналы стали причиной того, что у лодки только одно весло. С двумя веслами по ним просто не проплыть.
Крепление для весла устроено так, что позволяет изменять скорость хода, совершать быстрые маневры и двигаться назад. На носу монтируется железный наконечник - ферро. Он предназначен для защиты дерева от расщепления при соприкосновениях с каменными пристанями. Этот наконечник достаточно тяжелый - он служит противовесом гондольеру, стоящему на противоположной стороне. Его изображение символизирует 6 районов Венеции, поэтому ферро выполнен в форме гребня.

Конструкция такова, что гондольер прилагает одинаковое количество усилий как при управлении пустой лодкой, так и с пассажирами. Вместительность данного вида транспорта составляет 6 человек. Отклонения от вышеописанной конструкции допускаются в редких случаях, в основном для лодок, участвующих в каких либо мероприятиях.

Гондольер приводит судно в движение веслом, но при этом он совершает не гребковые движения, а толчковые с небольшим раскачиванием лодки. Весло движется по траектории чем-то напоминающей английскую букву «J».

Многие туристы стремятся попасть в Венецию в первое воскресенье сентября, так как в этот день из года в год проводится парад гондол и соревнования.

Сегодня в Венеции 425 гондольеров и никакие обстоятельства не могут изменить это количество.

Где взять лодку

При желании прокатиться на гондоле, это можно сделать в любой части Венеции. Особенно много лодок у магазинов, отелей, достопримечательных мест, т. е. там, где больше всего туристов.

Но в трех местах в городе они будут гарантированно:

  • мост Риальто;
  • остров Мурано;
  • площадь Св. Марка.

Места стоянок можно определить по длинным деревянным сваям, торчащим из воды. Их называют палины.

Чтобы гарантированно попасть на экскурсию, можно заказать поездку через интернет. И в случае плохой погоды или прилива, когда гребцы не работают, деньги возвращают заказчику со 100% гарантией. Через ресурс можно заказать индивидуальную поездку или групповую, выбрать маршрут и тогда в назначенное время и в указанном месте гондола будет ожидать заказчиков. Если маршрут не определен заранее, то его определяет «капитан».

График работы:

  • 8.00-19.00;
  • 19.00- 8.00.

В дневное время можно заказать такую услугу, как серенада гондольера. В вечернее и ночное время петь запрещено.
Владельцы украшают свои судна накидками, бахромой, цветами, подсвечниками, но с чувством меры. Разрешается оборудовать лодку защитной кабинкой от солнца и дождя. В целом вид гондол достаточно строгий. Немало и правил, которые должны соблюдать гребцы. За этим строго следят карабинеры. Например, одно из таких правил - кричать при повороте протяжное «ОЭ», чтобы предупредить другого гондольера и избежать столкновения.

Сколько стоит гондола в Венеции

Местные жители предпочитают передвигаться на речных трамвайчиках - вапоретто, а гондолы рассчитаны исключительно на приезжих. Стоимость поездки зависит от нескольких факторов:

  • маршрут;
  • экскурсия от гондольера с интересными историями и итальянскими песнями;
  • наличие или отсутствие музыки;
  • убранство судна.

Плата берется за лодку. Стоимость делится на количество пассажиров, соответственно, чем больше человек, тем меньше стоимость на каждого.

Средняя стоимость 100 евро за полчаса, фиксированной нет. В вечернее время цена выше, чем днем примерно на 25%. Но можно обговорить с гребцом и время поездки, от чего также будет зависеть стоимость. Только делать это нужно, перед тем как сесть в лодку. В противном случае если турист садится в гондолу, не обсудив детали, то он автоматически принимает условия гондольера. В этом вопросе не принято торговаться, особенно при большом наплыве желающих прокатиться, и бесполезно. Если озвученная цена не устраивает, то лучше поискать другую гондолу.

Стоимость зависит и от места начала маршрута. На окраине города поездка может быть более выгодной, чем в центре. Растет цена на проезд во время праздничных дней и карнавалов.

Оплата производится до отправления. Скидок, рассчитанных на детский и пожилой возраст, не предусмотрено. Фотографироваться можно бесплатно. Возможно даже проведение свадебных мероприятий, но в этом случае придется выложить круглую сумму - расценки начинаются от 1700 евро.

Музыкальное сопровождение удорожает поездку, но дает возможность насладиться неаполитанскими (чаще всего) и венецианскими песнями под гитару или аккордеон.

При желании прокатиться по каналам и отсутствии денег можно воспользоваться менее романтичным, но более дешевым вариантом - траджетто. Это лодка-паром, маршрут которой пролегает от площади Св. Марка до моста Риальто. Проезд на пароме обойдется всего в 50 центов, но и продолжительность не более 2 минут. Траджетто паркуются в отводных каналах. Эти места обозначены желтыми табличками.