В какой реке крестился иисус христос иордания. Священная река Иордан: поездка к месту крещения Иисуса Христа. Гипотезы о том, где находится место крещения Иисуса Христа

МОСКВА, 8 авг — РИА Новости, Антон Скрипунов. О том, где крестили Христа, до сих пор спорят ученые, политики и верующие. Одни утверждают, что это важное для христиан событие произошло на западном берегу Иордана, другие — на восточном. У кого какие аргументы — в материале РИА Новости.

"До слез!"

Уже более четырех лет Нина Просветлюк, уроженка Хмельницкой области Украины, трудится в Русском странноприимном доме в Иордании, у священной для верующих реки, давшей название этому государству. "Я думала, что приеду сюда только на месяц. Но, оказавшись здесь, ощутила такую радость, что у меня аж слезы пошли! Представить не могла, что буду тут молиться Богу за себя и за весь мир", — признается она.

Ежедневно с раннего утра и до позднего вечера Нина выполняет различные послушания, которые отнимают много сил. Но ей все же удается по три раза в день с молитвой окунаться в библейской реке.

Паломнический комплекс Русской православной церкви, который в 2012 году открыли президент Путин и король Иордании Абдалла II, ежедневно посещают десятки паломников и туристов. Здесь останавливаются даже американцы и канадцы. А у храма Иоанна Предтечи можно встретить мусульман, в том числе из Ирака и Сирии — для них это тоже памятное место.

Но стоит заглянуть в путеводители, как начинается путаница. То же и в научных трудах. Причем, как утверждают ученые, проблема возникла еще в первые века христианства. Самые ранние грекоязычные списки Евангелия местом крещения Иисуса называют местечко "Вифара заиорданская", то есть находящаяся на восточном берегу (на территории современной Иордании). А христианский мыслитель III века Ориген, прекрасно знавший предание о Христе, напротив, говорит о западном береге (современный Израиль).

Поэтому сегодня паломники посещают два места: Каср Эль-Яхуд на западной стороне реки и Аль-Махтас на восточной.

Место пророков

Крещение Христа — один из первых эпизодов евангельской истории. Согласно Писанию, когда Иисус достиг тридцатилетия, в Иудейской пустыне проповедовал Иоанн Предтеча (Креститель). И весь "Иерусалим, и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская" приходили к нему исповедовать свои грехи и креститься в водах Иордана. Пришел и Иисус.

"Я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его" — так, по словам евангелиста Иоанна, отреагировал Предтеча на приближение Христа.

О месте крещения Христа в Евангелии упоминается лишь раз: "Это происходило в Вифаваре при Иордане" (Ин. 1:28). Название местечка Вифавара (Бейт-Абара) переводится с арамейского — языка Христа и Иоанна Крестителя — как "переправа пророков".

По словам иорданского археолога Рустома Мджяна, Иоанн неспроста крестил Спасителя именно тут. "Как известно, неподалеку от Иордана находится холм, с которого, по преданию, Илия Пророк был вознесен на небо. И пещера, где жил Иоанн Предтеча. Местные жители даже думали, что это Илия вернулся к ним. К тому же Иоанн проповедовал точно там же, где Илия, — на восточном берегу Иордана. В его время эта местность считалась безопасной, ведь там не было римлян", — рассказывает исследователь.

Русский след

Библейское предание дало исследователям первую зацепку. А найти точное место вознесения пророка Илии — Джабаль Мар Ильяс — помог русский монах.

Первый русский паломник на Святой земле игумен Даниил составил в XII веке подробное описание мест, которые посетил. И вот что он сообщил про Джабаль Мар Ильяс: "К востоку от реки (Иордан. — Прим. ред.) на расстоянии двух полетов стрелы есть место, откуда Илья-пророк был восхищен на огненной колеснице на небо. Там же находится пещера Иоанна Крестителя. Здесь же протекает обильный водою поток, он красиво течет по камням в Иордан. Вода потока студеная и очень вкусна. Эту воду пил Иоанн Предтеча, когда жил в пещере".

В 1996 году археологи приступили к поискам. Спустя некоторое время они нашли развалины византийского храма с крестообразной купелью, а рядом вымощенное камнем русло "ручья Иоанна Крестителя".

"Оказывается, здесь был монастырский комплекс. Его разрушило землетрясение. На полу храма мы нашли мозаику с надписью на греческом: "Построен этот монастырь монахом Риторием в 592 году после Рождества Христова", — говорит Рустом Мджян.

Ответ на полу

Однако расстояние от Джабаль Мар Ильяса до Иордана приличное — больше километра. Как же найти точное место крещения? Помогла, как это нередко бывает, случайность.

Примерно в 20 километрах к востоку от Иордана находится город Мадаба. В нем есть православная церковь святого Георгия, возведенная в 1894 году. Так вот, при ее строительстве наткнулись на огромное мозаичное панно VI века. На нем изображены различные города, включая Иерусалим, Вифлеем и Газу. Картина оказалась частью огромной "мадабской карты" Святой земли. До наших дней дошел лишь ее фрагмент размером пять на семь метров. На нем есть и место крещения Господня.

Ученые это поняли благодаря изображенным рядом с "переправой пророков" двум рыбам — символам христианства. "На карте река впадает в большое озеро, а рыбы плывут в обратную от него сторону. Значит, это Иордан, впадающий в Мертвое море, соленую воду которого не выносит ни одна живность", — объясняет археолог.

Но на карте не обозначено, на какой стороне реки находится то самое место. Это и вызывает споры среди ученых.

Судя по карте, Вифара располагается на западном берегу. Отсюда версия о том, что Христа крестили в местечке Каср Эль-Яхуд ("Крепость иудеев"). Сейчас там монастырь Иоанна Крестителя (Иерусалимской православной церкви).

"На праздник Крещения иерусалимский патриарх, прежде чем совершить обряд бросания креста в воду, заходит в этот маленький древний монастырь. Обитель находится где-то в полутора километрах от западного берега Иордана", — поясняет историк-востоковед Михаил Якушев.

Однако археологов смущают два обстоятельства. Во-первых, игумен Даниил в 1106 году писал, что на месте крещения находится часовня. А монастырь Иоанна Крестителя в Каср Эль-Яхуде тогда лежал в развалинах после землетрясения 1024 года.

Во-вторых, за последние две тысячи лет Иордан неоднократно менял русло, в основном из-за землетрясений.

Причудливый храм

После Шестидневной войны 1967 года граница между Израилем и Иорданией стала проходить как раз по реке. Причем оба государства заминировали берега. Лишь с подписанием мирного договора в 1994 году и последующим за ним разминированием восточного берега (западный начали полномасштабно очищать от мин только в 2018-м) ученые смогли исследовать святое место.

Археологи обращают внимание на то, как паломники описывали церковь на месте крещения. Например, аббат Антонин из Падуи, посетивший Святую землю в 570 году, отмечает, что она стояла вплотную к реке на восточном берегу. А вместо алтаря — крестообразная купель.

Церковь эту, по словам историков, построили на восточном берегу в IV веке по приказу святой Елены, матери императора Константина Великого. Точное место ей подсказали жившие в пещерах неподалеку монахи. А те, в свою очередь, опирались на свидетельства местных жителей.

Благодаря свидетельствам паломников VI-XII веков, а также фотографиям руин, сделанным в 1930-е годы французскими монахами, ученые определили примерное расположение этой церкви и приступили к раскопкам.

"В 1996 году мы начали исследовать всю зону между Иорданом и местом Джабаль Мар Ильяс. На каждом участке делали пробные замеры — раскапывали небольшие ямки. Если попадались какие-либо артефакты, кресты например, то ямку расширяли", — вспоминает Рустом Мджян.

И вот одна из проб дала результат. Археологи обнаружили остатки древней византийской церкви с крестообразной купелью — точь-в-точь как в описаниях средневековых паломников. А рядом с ней нашли следы русла реки.

Окончательно храм раскопали только в 2002 году. Каждый расчищенный участок приходилось особым образом консервировать, чтобы он не обрушился.

А в 2016-м местечко Аль-Махтас, где обнаружили храм, ЮНЕСКО включило в список Всемирного наследия как место Крещения Христа. И, по данным Управления по туризму Иордании, с каждым годом верующие все чаще приезжают именно сюда. "Если за весь прошлый год место Крещения посетили четыре тысячи паломников из России, то только за первое полугодие нынешнего — уже 11 тысяч", — сообщил РИА Новости глава управления Абдул Разак Арабият.

Впрочем, Израиль активно выступал против открытия этого места для паломников. И по сей день обе страны продолжают спор за право именоваться ни много ни мало "родиной христианской религии".

Дорога к Иордану вспоминается прежде всего как сочетание желто-бурого цвета пустынных равнин, небесно-голубого озера Кинерет, бледно-лазурного Мертвого моря. А между ними – зеленовато-желтая вода Иордана. Плюс ярко-зеленые оазисы оливковых рощ, виноградников, банановых и финиковых садов, пальмовых плантаций.

Священная река Иордан. Окунувшись в ее воды, каждый христианин ощущает
неизъяснимую благодать, очищение от грехов и неопровержимую реальность
произошедшего здесь великого события – Крещения Господня

Кинерет

Несколько часов езды от Иерусалима, и вот оно – море Галилейское, или, по-другому, Тивериадское (Геннисаретское) озеро, ныне вернувшее себе древнее название Кинерет. Дорога плавно огибает береговую линию, открывая взору водную гладь. С высоты окружающих холмов оно кажется куском неба, опрокинутым на землю. Нам это озеро известно прежде всего из библейских текстов. Фактически вся история до прихода Иисуса в Иерусалим разворачивалась на его берегах. Именно по этому озеру, «аки посуху», ходил Христос. На этих берегах после Воскресения явился своим ученикам, которые вернулись без единой рыбы после ночного лова. Тогда по слову Спасителя произошел необыкновенный улов, который не могли вместить сети. Здесь и сегодня вылавливают около 2000 тонн рыбы в год, большая часть которой – знаменитая рыба святого Петра, или тиляпия. Игумен Даниил, посетивший эти места в XII веке, писал о Генисаретском озере: «Рыбы в нем очень много, и есть одна рыба, дивная и чудная, эту рыбу и Христос любил есть, очень вкусная рыба. И я сам ел много раз эту рыбу, когда был в Тивериаде». Сегодняшние паломники тоже не отказывают себе в удовольствии отведать тиляпии, несмотря на немалую цену.

Ярденит

Еще полчаса пути, и автобус заруливает на просторную стоянку, плотно заставленную машинами. Выложенная каменными плитами дорожка, обрамленная пальмами, ведет к красивому современному зданию. Широкие двери постоянно открываются, пропуская группы людей, говорящих на разных языках, – здесь священники и монахи, паломники и экскурсанты. Одни, едва войдя внутрь, сразу бросаются в магазин сувениров, другие спешат на берег реки, оборудованный удобным спуском в воду. Эта суета не сразу позволяет осознать тот факт, что перед нами Ярденит – заводь в Иордане, в которую мечтают окунуться христиане всего мира. Мутноватая вода мирно течет между зелеными берегами так же, как текла она и две тысячи лет назад. И лишь постепенно до тебя начинает доходить: ведь именно в этих водах Иоанн Предтеча крестил сынов Израилевых, здесь принял крещение Христос.

В воду Иордана безостановочно погружаются все новые верующие. И едва только человек ступает в неспешный поток, его лицо будто преображается. Несколько минут назад на нем читалась усталость от долгого пути или азарт приобретателя сувениров, и вот уже его черты разглаживаются, и на них проступает совсем другое выражение – благоговения и ожидания чуда. Строго говоря, крещение Иисус Христос принял не здесь. Но разве это так важно? – ведь святыми считаются сами воды Иордана! И вполне естественным кажется, когда к самым ногам верующего вдруг подплывает огромный сом или среди камышей бесстрашно высовывает любопытную мордочку выдра.

На мемориальной стене у входа в Ярденит на разных языках написаны евангельские слова: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 9–11).

Вифавара

Так где же все-таки произошло Крещение Господне? Считается, что ниже по течению Иордана, примерно в пяти километрах от его впадения в Мертвое море. Здесь исстари существовала переправа через реку, а во времена царя Давида даже действовал паром. За двенадцать столетий до Богоявления сюда привел Иисус Навин народ Израильский по пути в Землю Обетованную. Сейчас это территория Королевства Иордания, и река служит границей между ним и Израилем.

Из всех евангелистов только св. апостол Иоанн Богослов указал место Крещения Господня: «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин. 1:28). Точно определить его помогло изучение евангельского повествования и записей паломников византийского и более поздних периодов. С 1967 года, со времени «шестидневной войны», это место было закрыто для верующих, и только несколько лет назад оно стало доступным для туристов и паломников, которые теперь ежегодно становятся свидетелями чуда: в день Крещения Господня воды Иордана поворачивают вспять. В этот день от стен греческого монастыря Иоанна Предтечи, находящегося в полукилометре от реки, начинается крестный ход. Процессия, ведомая Иерусалимским Патриархом, спускается к Иордану, на берегах которого уже толпятся тысячи верующих. Здесь Патриарх служит водосвятный молебен, по окончании которого он троекратно выпускает в небо по одному белому голубю – это символизирует явление из воды Святого Духа. Процессия спускается прямо к реке. Здесь Патриарх троекратно опускает крест в воду. И происходит чудо. Вода начинает бурлить, и Иордан поворачивает вспять под ликующие возгласы собравшихся.

Дом паломника

В 2006 году правительство Иордании приняло историческое решение: передать Российской Федерации в бессрочное и безвозмездное пользование участок земли у реки Иордан в евангельской Вифаваре – для устройства русского паломнического центра.

В ноябре 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил паломничество на Иордан. «Освящая воду, мы призываем силу благодати Божией, силу Духа Святого, чтобы она соединилась с природным естеством оды и наполнила воду, которая при этом продолжает сохранять все свои физические и химические качества, силой иного бытия. Мы знаем, что так и происходит и святая вода, обладая этой силой, вспомоществует людям в болезнях, печалях, воздыханиях», – сказал Патриарх.

И вот шесть лет спустя, 26 июня 2012 года, состоялось освящение странноприимного дома и часовни при нем. Его совершил Блаженнейший Патриарх святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III. Вечером того же дня Президент России Владимир Путин возглавил церемонию открытия странноприимного дома.

А 13 ноября 2012 года в странноприимный дом на реке Иордан прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил великое освящение воды Иордана у Русского дома паломника. «Освящая воду, мы призываем благодать Святого Духа, чтобы она соединилась с физическим естеством воды и наполнила воду силой иного бытия. Знаем, что так и происходит – святая вода помогает людям в болезнях, в печалях», – сказал Патриарх Кирилл.

Комплекс состоит из основных и вспомогательных зданий общей площадью 8,5 тыс. кв. м и включает в себя паломническую гостиницу, храм, трапезную, дом приема почетных гостей, инженерные сооружения. И если, по промыслу Божию, в этом регионе сохранятся мир и согласие, православные верующие смогут беспрепятственно приезжать в Русский дом паломника как со стороны Иордании, так и со стороны Израиля, чтобы именно здесь, в Вифаваре, приобщиться к великому таинству Крещения Господня.

Советы паломнику

Ваше паломничество начинается уже в аэропорту. Регистрация на рейс – за 3 часа до вылета. Сотрудники авиакомпании (как на территории РФ, так и на израильской территории) могут задавать вам самые разные и неожиданные вопросы. Отвечайте спокойно, без раздражения, не пытайтесь иронизировать или разговаривать на отвлеченные темы.

Обувь

Обувь должна быть удобная, проверенная, желательно не новая. Возьмите с собой запасные туфли (ботинки, кроссовки) и тапочки, а также пластырь (и привычная обувь иногда начинает натирать ноги).

Одежда

Одежды должно хватить на всю поездку. Ваше пребывание на Святой Земле будет очень насыщенным, а стирать, сушить и утюжить вещи будет некогда. Поэтому предпочтение отдавайте немнущимся, удобным и компактным вещам. Не забудьте зонтик или легкую куртку. Желательно иметь с собой полотенце и резиновые тапочки, а также купальный костюм, солнцезащитные очки и крем, а также увлажняющие кремы.

Для посещения церквей просьба одеваться соответствующим образом: вам не позволят войти в храм в шортах и слишком открытых платьях, колени и плечи должны быть прикрыты.

Сувениры

Святыни, которые вы сможете приобрести в Израиле:

33 свечи, связанные в пучок и символизирующие количество лет Христа;

Масло от Гроба Господня;

Воду из Иордана;

Вино из Канны Галилейской;

Маленький деревянный крест со святой землей, который обычно паломники несут с молитвой по Крестному Пути;

Иконы и книги (путеводители по Израилю).

Омовение в реке Иордан

Для омовения нужно иметь специальную длинную сорочку с рукавом. Ее можно взять из дома или купить в Израиле, непосредственно у реки Иордан, по цене от 5 до 25 долларов. Под рубашку лучше надеть купальник: белая ткань при намокании становится прозрачной. Если пользуетесь своей рубашкой, вам придется оплатить услуги раздевалки – 2 доллара.

Требы

Почти во всех храмах на Святой Земле требы принимаются на пожертвование примерно около 1 доллара. Просьба заранее подготовить дома все записки, чтобы не тратить время, которого будет мало на святых местах. Напечатайте примерно по 30 одинаковых записок о здравии и упокоении на русском языке (печатными буквами), по 10–15 имен в записке.

Чаевые

Обслуживающему персоналу, гиду и водителю принято оставлять чаевые. Рассчитываются они, как правило, по 1–2 доллара с человека в день для водителя и для гида. Необходимо также взять с собой деньги для оплаты входа в святые места, закрытые для общего доступа. По стандартной программе это, как правило, составляет около 25 долларов.

Борис Владимиров

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин 1:18).

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба говорящий: се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр 21:1–3).

В шестой день пребывания на Святой Земле группа священнослужителей из Симбирской и Мелекесской епархии во главе с архиепископом Проклом, оставив Тивериаду, отправилась в Ярденит, на берег священной реки Иордан. В русском издании альбома “Земля Иисуса” (1995 г. Флоренция) Ярденит называется “Центром Крещения”, который основали члены киббуца Киннерет, “чтобы встречать бесчисленные потоки верующих, приезжающих сюда”. “До сих пор, - пишет далее автор, - в водах Иордана происходит символический обряд крещения верующих греческой Православной Церкви и католиков”. В альбоме есть фотографии места Крещения Иисуса Христа, под ними подпись: “Ярденит: два вида реки Иордан возле деревни, где крестился Иисус. Это место реки до сих пор почитается верующими” (подчеркнуто мной - прот. В. Д .)

В “Центре Крещения” мы отступили от “Программы путешествия”. Спустились на некоторое расстояние вниз по течению от “места, где паломники совершают погружение” , нашли удобный сход к воде и, совершив молебен, вошли в прохладные воды Иордана.

По территории Израиля Иордан течет не более восьми километров. Дальше, до самого устья, знаменитая библейская река является границей между Иорданией и Израилем. Наш путь из Ярденита к Мертвому морю проходил мимо заграждений из колючей проволоки. Когда проезжали через Иерихон, от которого идет дорога к Иордану, к месту, где Иисус Христос явился всей вселенной, где совершилось Его крещение, в котором показы­ва­ется таинство Святой Троицы, кто-то из группы спросил гида:

Почему в программе поездки нет подлинного места, где произошло событие, повернувшее ход священной истории Искупления от Ветхого Завета к Новому - Богоявление ?

Место это, - ответил гид, - находится на том берегу Иордана, напротив Иерихона, около семи километров до впадения в Мертвое море. Там стоит храм Иоанна Предтечи, но туда можно попасть только в праздник Крещения по специальным пропускам.

День седьмой в Палестине, последний по “Программе”, должен был начаться поездкой в Тель-Авив и Яффу, но наше паломническая группа решила остаться в Иерусалиме, еще немного побыть там, где мы участвовали в совершении таинства святейшей Евхаристии в полночь у Гроба Господня…

Путешествие по Святой Земле давно закончилось, но вопрос о “подлинном месте” Крещения и Богоявления и его значении остался.

Попытаемся, помня о неизреченности Божественной тайны, поставить этот вопрос, не претендуя на его разрешение.

Это происходило в Вифаваре

1 .Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия, начинается с выхода на проповедь и крещение Иоанна Крестителя, как написано у пророков (Мк 1:2), предвозвестивших приход в мир Спасителя и пред Ним Иоанна, предсказавших место, где будет проповедовать Иоанн - Глас вопиющего в пустыне (Ин 1:23). Также Духом Святым было возвещено ему крестить в воде. Я не знал Его , - говорит Иоанн, - но Пославший меня крестить в воде сказал мне … (Ин 1:33). В каждом из четырех Евангелий говорится, что Иоанн совершал крещение в водах реки Иордан. Итак, “под­лин­ное” место крещения Иисуса Христа - Иордан. Но река делится на три течения, верхнее - от истоков до озера, называемого в Ветхом Завете Мером; среднее - от озера Мером до Генисаретского озера; и нижнее - от Генисаретского озера до Мертвого моря. В каком же из этих течений?

У Евангелиста Матфея написано: В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской (Мф 3:1); у Луки: …был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской (Лк 3:2–3); у Марка: Явился Иоанн, крестя в пустыне (Мк 1:4). Отсутствие названия пустыни в Евангелии от Марка Толковая Библия Лопухина объясняет тем, что Марк «как житель Иерусалима, считал излишним ближайшее определение того, что он разумеет под пустынею: иерусалимляне под “пустынею” привыкли понимать именно иудейскую пустыню, то есть страну между горами иудейскими и Иорданом, к северо-западу от Мертвого моря» . В Библейской энциклопедии архимандрита Никифора кроме Иудейской, Фекопской и Иерихонской названа также Иорданская пустыня, а на географических картах Палестины “времен Иисуса Христа” она обозначена по обоим берегам Иордана от Иерихона к северу на две трети нижнего течения.

По расположению Иудейской и Иорданской пустынь можно сделать следующее уточнение места, где принял крещение и явился миру Спаситель: нижнее течение Иордана, между Генисаретским озером и Мертвым морем. Здесь река Иордан течет с севера на юг на протяжении 107 километров.

Несомненно, что там, где крестился Христос, глубина была достаточной для совершения погружения. О необходимости этого есть подтверждение в Евангелии от Иоанна: А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды (Ин 3:23). Но несомненно и то, что где-то недалеко должна быть переправа, так как выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне (Мк 1:5), а крестил Иоанн на восточном берегу Иордана, по ту сторону от Иудеи, как сказано у Евангелиста Иоанна Богослова: (Ин 1:28); ср. в церковнославянском: Сия в Вифаваре быша об он пол Иордана, идеже бе Иоанн крестя ; обонпол значит ‘за’, то есть за Иорданом. И в Евангелии от Иоанна сказано: …искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там (Ин 10:39–40). Но в Ин 1:28 вызывает недоумение и вопросы само название места, где крестил Иоанн Предтеча и впервые явилась миру Пресвятая Троица. «Вместо имени “Вифавара” (место переправы) в большинстве древних кодексов стоит название “Ви­фа­ния”» . Святитель Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелие святого Апостола Иоанна Богослова пишет: “Сия в Вифании быша”, но добавляет: “А в исправнейших списках сказано: в Вифаваре. Вифания была не по ту сторону Иордана и не в пустыне, а близ Иерусалима” .

В толковании на Евангелие от Иоанна святителя Кирилла Александрийского поставлено “Вифавара”, но следует подробная сноска. “Так по одним ркп. у св. Кирилла согл. мног. кодд. и Сир. Но в других ркп. св. Кирилла чит.: Вифания согл. древн. Кодд., лат. Вульг. Сир. (sch и р - текст) и др. мн. Последнему следует Остром. Мар. Зогр. и др. древнеславян., но теперь слав. следует Конст. 1383 г. и позднейшим. У св. Алексия не ясны последние буквы: в вифа.., но по всем признакам надо читать: в Вифании” . Существует объяснение названия “Вифавара”: «дом перехода, палестин. местечко, упоминаемое в Н. З. (Ин 1:28), находится против Иерихона. В некоторых местах Вифавара называется “Вифания заиорданская”» .

Толковая Библия Лопухина называет точное расположение Вифавары: “В 10 километрах от Иордана”, но на картах “Хана­ан” и “Палестина”, помещенных в конце издания, она не указана . А в Библейской энциклопедии издания Российского Библейского общества, наоборот, на карте “Израиль в эпоху Нового Завета”, на восточной стороне Иордана, около четырех километров от Мертвого моря, обозначена “Вифания за Иорданом”, но в географических названиях о ней ничего не сказано .

В 2001 году в интернете появилось сообщение: “Ученые нашли место крещения Иисуса Христа”. Международная группа ученых, ведущая раскопки на Святой Земле, объявила, что ей “удалось наконец решить одну из загадок, связанных с Новым Заветом - установить точное место крещения Иисуса Христа”. Они нашли на восточном берегу Иордана, где сейчас находится иорданский поселок Вали-эль-Харар, основание греческой колонны с крестом наверху, которая была установлена во времена раннего христианства среди Иордана на месте крещения Спасителя. Источник “Утро.Ру” считает, что местонахождение селения Вифания, недалеко от которого проповедовал и крестил Иоанн Креститель, до сих пор было неизвестно потому, “что в Палестине было несколько селений с таким названием” . Несомненно, дело не в количестве селений с названием Вифания (по ранним кодексам) или Вифавара, которое дано в Евангелии от Иоанна (Ин 1:28), а в том, что это открытие не стало событием в христианском мире. С тех пор прошло достаточно времени, но, судя по всему, “под­лин­ное место” (если о нем можно говорить всерьез) Крещения и Богоявления все еще находится за колючей проволокой.

2 . Вифавара - “дом перехода, палестинское местечко, находящееся против Иерихона”, «“дом переправы <…> по ту сторону Иордана”, где проповедовал и крестил Иоанн Креститель; здесь также, как полагают, израильтяне перешли Иордан во главе с Иисусом Навином» .

В более ранних кодексах Евангелия от Иоанна место Крещения и Богоявления называется Вифанией, Вифания - по-еврейски ‘дом бедных’ или ‘дом угнетения, бедствия’ .

В ветхозаветной истории не упоминается селений и местечек с такими названиями, которые бы находились по ту сторону Иордана, напротив Иерихона. Но Вифаварой могли называть не только существующую здесь переправу с одного берега на другой в виде плота или какого-то судна (2 Цар 19:17), но переход сынов Израилевых в Землю Обетованную из “дома угнетения”, когда ковчег завета Господня чудесным образом рассек воды Иордана: вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама (Нав 3:16). От Мертвого моря, куда “ушла и иссякла” текущая в него вода, до города Адама было около сорока километров. И народ переходил против Иерихона (Нав 3:17). Иордан был последней преградой на сорокалетнем пути переселения избранного народа из “Вифа­нии” в Землю Обетованную.

И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона (Чис 22:1).

Здесь, в Иорданской пустыне, они стояли станом около двух лет. На этом месте происходило “исчисление” всего общества сынов Израилевых, отсюда ходили они войной на мадианитян и возвращались сюда с пленными и всей добычей. Здесь прозвучал глас Моисея: Слушай, Израиль! (Втор 6:4); Слушай постановления и законы (Втор 4:1). И слушали все израильтяне Второзаконие; и чтобы услышанное было свидетельством против них и их дальнейшей жизни на Святой Земле, Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца и отдал ее левитам, носившим ковчег завета Господня, и положили ее одесную ковчега (Втор 31:24,26). Здесь же, у Иордана близ Иерихона, и умер Моисей в возрасте 120 лет, и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:6).

Святитель Василий Великий, говоря о прообразовании как выражении “ожидаемого в уподоблении, которым назнаменательно предуказуется будущее”, пишет: “повествуемое об изведении Израиля служит указанием на спасаемых крещением” . А святитель Кирилл Александрийский в “искусных объяснениях” пятикнижия Моисея, в главе “О рождении Моисея” представляет написанное о Моисее как “образ в предызображении спасения, совершенного черезХриста” . В том, что младенец Моисей был найден дочерью фараона у берега реки, святитель Кирилл видит образ Крещения.

“Но дщерь фараона, то есть церковь из язычников, хотя и имевшая некогда отцом своим сатану, обретает Его при водах, являющих образ святого Крещения, через которое и в котором Христос обретается, и открывает ковчежец” . Но ветхий путь изведения Израиля Моисеем из Вифании египетской, “дома рабства”, в Землю Обетованную не только прообразовательно указывает на новый путь спасения через Крещение, а и реально завершается там, где начнется исход нового народа Божия от мира сего на небо - в Церковь, и Моисей, предызобразивший в младенческом возрасте Крещение Иисуса Христа, умирает здесь же, при водах Иордана, против Иерихона, где это Крещение и совершится, где Христос “открывает ковчежец” вечной жизни. Здесь умирает ветхий человек и “вражда наша на Бога <…> и мы восходим от воды как бы из мертвых ожившие, будучи спасены благодатию Призвавшего нас” .

Перед смертью Моисей благословил по гласу Божию Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух (Чис 27:18), вождем сынов Израилевых. Он так же, как и Моисей, прообразуя Иисуса Христа, входит с народом в Святую Землю. Исполняя то, что говорил ему Господь, Иисус Навин приказал взять двенадцать камней по числу колен израилевых со дна Иордана, где стояли священники с ковчегом завета, и положить их в Галгале. И другие двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета Господня. Они там и до сего дня (Нав 4:9). Для перенесения камней Иисус назначил двенадцать человек, по одному из колена. Каждый нес камень, положив на плечо. На месте, где прозвучит глас Иоанна Предтечи, было положено знамение в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа всей земли; когда он переходил через Иордан, тогда вода Иордана разделилась; таким образом, камни сии будут у вас для сынов Израилевых памятником на век (Нав 4:7); дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа, Бога вашего, во все дни (Нав 4:24).

Но недолго помнили “повеления Господни” сыны Израилевы, опять пошли “вслед ваалам” и разрушили памятник.

Илия пророк первый начинает готовить путь возвращения в исходную точку - на восточную сторону Иордана, против Иерихона, из Земли Обетованной в пустыню. По его молитве наступает наказание: очищение огнем - засухой. Он восстанавливает на горе Кармил разрушенный жертвенник Господень из двенадцати камней. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова (3 Цар 18:31). В этом восстановлении прообразовательный смысл: “отвергнутые” камни, положенные знамением у перехода сынов Израилевых, станут “во главу угла” нового жертвенника в новой вселенской Скинии. Господь посылает Илию как предтечу пройти путь возвращения в Вифанию. Он идет к месту перехода - Вифавары Израиля, рассекает милотью Иордан и по суху переходит на пустынный восточный берег.

За твою дерзость против Меня <…> возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришел (Ис 37:29). Несомненно, что эти слова, сказанные Господом через пророка Исайю, были предупреждением не только царю Ассирийскому. Отвергнувшие дар Божий - землю, текущую молоком и медом, превратившие ее (в духовном смысле) в пустыню, сыны Израилевы и сыны Иудины в пустыню же и возвращаются.

Вознесение Илии пророка на огненной колеснице в вихре на небо (4 Цар 2:11) на том же месте, где стоял станом Израиль, где могила Моисея, предобразует новую Вифавару, новый “пере­ход”, новую Пасху - от земли на Небо. Именно здесь воздвигнет Господь святилище и скинию истинную (см. Евр 8:2), новую, совершенную и нерукотворенную, Святое Святых. В этом вселенском Алтаре совершится великое дело - предстоящее Крещение - “колесница на небо, райское наслаждение, предуготовление Царствия, дарование усыновления” (святитель Кирилл Иерусалимский) ; сюда войдут народы жертвою благоугодною (Ис 60:7) на новый праздник в пустыне, в совершенной радости, на новую Пасху.

Путь возвращения в “исходную точку”, который прообразовательно указал Илия пророк - путь возвращения к Богу. Начатое им великое дело приуготовления продолжает и совершает Иоанн Предтеча. Там же, откуда Господь восхотел вознести Илию (4 Цар 2:1), является человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн (Ин 1:6). Он, по слову Ангела, многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии <…> дабы представить Господу народ приготовленный (Лк 1:16–17). Там же, где возглашал Моисей: Слушай, Израиль! Слушай постановления и законы , звучит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2). Господь посылает Иоанна крестить в воде и засвидетельствовать миру крестящего Духом Святым Сына Божия во славе Святой Троицы - Богоявления.

3 . В Толковой Библии Ло­пухина высказывается предположение, что местечко Вифавара находилось в 10 километрах от Иордана. “Здесь, вероятно, - пишут авторы, - имел свое пребывание Креститель, когда около него собралось немало учеников, которые не могли же все время в зной и холод находиться в пустыне, без приюта. Отсюда Креститель мог ходить ежедневно к Иордану и там проповедовать” .

С таким утверждением трудно согласиться. Ученики Иоанна может быть и не могли находиться в пустыне “без приюта”, но сам Предтеча, “вскормленный в пустыне” (Георгий Неокесарийский), выйдя на проповедь Благой Вести, не мог отступить от подвижнической, духовной сущности новой жизни, которую он сам проповедовал. “Иоанн выходил из пустыни, - пишет Евсевий Кесарийский, - одетый в странную одежду. Он уклоняется от всякого общения с людьми и потому не заходил ни в города, ни в деревни, ни в собрания мужей и даже трапезу ни с кем не делил”. “…Который внезапно появлялся неизвестно откуда из пустыни, а после проповеди удалялся обратно в пустыню и снова неизвестно куда; который не пил, не ел, не общался с толпой. Потому они думали, что он даже и не человек. Ибо как он мог быть человеком, если даже в пище никакой не нуждался? Поэтому и принимали его за ангела, того самого, о котором возвестил пророк” .

Жизнь Крестителя предвосхищает завершение собрания народа на ветхой, земной, естественной основе - в страны, города, деревни и любые другие “народные собрания” - и начало нового собрания, собрания в Церковь, “которое Сам Бог созывает” (протопресвитер Николай Афанасьев), которое есть собрание Евхаристическое всех на одно и то же - Трапезу Господню, в котором нет иудея и эллина, раба и свободного, богатого и бедного, которое не имеет “постоянного места жительства”.

Через Иоанна Предтечу Господь готовит новую Вифавару, - переселение к Небесному Отечеству из Вифании - “дома скорби”, “мира сего” ко граду Божию - Небесному Иерусалиму, ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр 13:14); новый исход - в Церковь и через Церковь. “Особенная цель Иоанна, - говорит святитель Иоанн Златоуст в Беседах на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова, - была та, чтобы только огласить Его пришествие и убедить хотя некоторых - послушать Живота вечного. Большее же свидетельство Иоанн оставляет Самому Христу…” .

Крещение Иисуса Христа в Иордане было явлением миру Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Спаситель свидетельствует вступление в Церковь через таинство Крещения. Это вступление “совершается Духом, Которого посылает Бог в таинстве крещения” . Дальнейший путь новой “Скинии собрания” свидетельствуется Иисусом как путь восхождения в Иерусалим, как путь Страстей. Об этом “оглашает” Иоанн Креститель. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29).

Это происходило в Вифаваре…

Здесь Христос является как Пасхальный Агнец, здесь воссиял миру светильник Небесного Иерусалима, воссияла Новая Пасха - иного жития вечного начало (7-я песнь канона), здесь начинается новое время - время спасения, начало возвращения творения к Творцу, человека к Богу.

Иордан как образ преграды

Грехопадение человека отделило его от Бога. Между Творцом и тварью возникла греховная преграда вражды и разделения, ведущая к смерти. Началась жизнь людей в “доме скорби” - Вифании. Греховная преграда разделила весь мир: человека с человеком, человека со своей совестью, человека со всем, что есть в мире. Все разделилось в себе самом, противоположилось: по эту сторону - и по ту сторону. Разделение (“Вавилон”) становилось причиной войн и бесконечных переходов и переселений по всей земле.

Господь избрал Аврама и он стал ходить по пути, указанному Богом. И продолжал он переходы свои от юга до Вефиля (Быт 13:3). С Аврамом ходил его племянник Лот. И у Аврама, и у Лота был мелкий и крупный скот и шатры. Имущество их было так велико, что стало им тесно жить вместе. Пастухи “скота Аврамова” начали враждовать с пастухами “скота Лотова” и родственники решили разделиться. Аврам сказал Лоту: “Если ты направо, то я налево”. Именно здесь, при разделении близких по родству людей, впервые в Библии упоминается река Иордан: И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую <…> и раскинул шатры до Содома (Быт 13:11–12). Эта река занимает особое место в библейской истории, она - не только реальное разделение Палестины на две половины - восточную и западную, но образ преграды, разрушающей цельность и умертвляющей жизнь.

Иаков - первый, кому Господь дал власть “рассечь” Иордан как преграду, когда он, спасаясь от своего брата Исава, бежал в Месопотамию к своему дяде Лавану в Харран, после того как Господь во сне сказал ему: и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт 28:15). Возвращаясь обратно, Иаков, узнав, что навстречу идет брат с войском, испугавшись, воззвал к Господу: Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана (Быт 32:10). Хотя в приведенных словах Иакова нет прямого указания на “рассечение” вод Иордана, но в Толковой Библии Лопухина есть подтверждение подобного заключения: “еврейские толкователи, обращая внимание на конструкцию bemaqoli, с жезлом, или, точнее, посредством жезла, полагали, что Иаков жезлом разделил Иордан” .

Иисус Навин, которому после смерти Моисея Господь повелел завершить исход, разделил воды Иордана ковчегом завета Господня, открывая сынам Израилевым путь в Землю Обетованную. Илия пророк силой, данной ему от Господа, разрушил “преграду”, указуя “мятежному дому” путь возвращения в пустыню, а после вознесения его на колеснице огненной сила разрушения “преграды” перешла к его ученику Елисею.

Святитель Иоанн Златоуст называет только три “рассечения” Иордана: при Иисусе Навине, Илией и Елисеем, но у него “рассечение” имеет смысл преграждения, отсечения вод Иордана от Мертвого моря - от смерти, обращения течения их вспять. “Трижды его разделил Бог, чтобы в нем не было более течения к Мертвому морю, но чтобы он востекал к древним живым корням” . Святитель видел в Иордане образ нашего смертного рода. “Начался наш образ из земли, - пишет он, - и прекратился смертью; его приняло Мертвое море, глубокое, преисподнее, мертвая бездна” .

Все ветхозаветные “рассечения” Иордана разрушали преграду только на время перехода на другой берег, после чего она опять восстанавливалась и продолжала существовать. И только Иисус Христос окончательно разрушает греховную преграду вражды и разделения, давая возможность всем жаждущим и желающим спасения восходить от земли на Небо - к вечной жизни. “Иор­дан - начало обладания землею; Иордан - начало обладания Царством Небесным” .

Своим Крещением и явлением в мир Пасхальным Агнцем, искупительной Жертвой за грехи всего мира Иисус возвращает миру утраченную цельность, его первоначальное единство. При­миритель соединяет два разделенных берега, как камень, соединяющий две стены, превращает Иордан из образа греховной преграды в образ чистой реки воды жизни Небесного Иерусалима, где древо жизни и по ту и по другую сторону реки (см. Откр 22:1–2). Ибо Он есть мир наш , - пишет апостол Павел, - соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф 2:14–15).

Новый исход

После Крещения и искушения от диавола Иисус Христос в силе духа начинает Свой путь служения. Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45). Сначала Он идет в “свое отечество”, в Галилею. Чтобы попасть туда, необходимо было пройти Заиорданской стороной вдоль Иордана до Вифавары напротив Скифополя. Этим путем ходили паломники из Галилеи в Иерусалим на Пасху и другие иудейские праздники. Для них был закрыт прямой путь через Самарию, которая находилась между Иудеей и Галилеей, по причине частых обострений отношений иудеев и самарян. Самаряне поклонялись Богу не в Иерусалиме, а на горе Гаризим. Это было основной причиной их разногласий. “…Так как Моисей повелел иметь для общественного поклонения Богу только одно место во всей обетованной земле, - пишет Б. И. Гладков, - то понятно, почему между самарянами и иудеями существовало непримиримое разногласие о том, у кого из них истинное поклонение Богу” .

Путешествующим в Иерусалим из Галилеи приходилось дважды переправляться через Иордан: первый раз на восточный берег напротив Скифополя, второй - опять на западный напротив Иерихона, и далее идти от Иерихона до Иерусалима по пустыне, которая была “очень опасна для путешественников, так как там ютились разбойники” .

Этим путем родители Иисуса ходили каждый год из Галилеи в Иерусалим на праздник Пасхи (Лк 2:41). Христос с юных лет знал этот путь (Лк 2:42) и проходил через место, где, принимая Крещение, явится миру как Сын Божий. Паломнический путь из Галилеи в Иерусалим станет Его последним путем - восхождением на добровольную смерть, на Страсти. В Евангелии от Иоанна этот путь Христос начинает с места Своего Крещения, куда Он возвращается, уклоняясь от рук преследователей.

И пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там (Ин 10:40). В повествовании апостола и евангелиста Иоанна местом, где крестил Иоанн, называется не только Вифавара (Ин 1:28), но и Енон близ Салима (Ин 3:23). Но, если верить карте “Палестина времен Иисуса Христа и Апостолов”, Енон и Салим находились “на этом” - западном берегу Иордана, на территории Самарии, а не “за Иорданом”. Подтверждение тому, что Спаситель возвращается на место Своего Крещения, можно найти в Беседах на Евангелие Иоанна святителя Иоанна Златоуста: “Но для чего евангелист указывает место? Для того, чтобы ты знал, что Он удалился в то место с намерением напомнить иудеям о том, что там произошло и что сказано было Иоанном, равно как и его свидетельство” . Сюда же, где когда-то Моисей повторил сынам Израилевым главное содержание книг закона, возвращается Господь, напоминая еще раз о самом существенном моменте Своего благовествования.

«Он удаляется из Иерусалима, - пишет блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, подчеркивая особый духовный смысл возвращения Иисуса Христа на место Крещения, - то есть от иудейского народа, и переходит в место, имеющее источники, то есть в Церковь из язычников, имеющую источники Крещения. Ибо “за Иордан” означает это, то есть переход через Крещение. Ибо никто не приходит к Иисусу и не делается истинно верным иначе, как пройдя через Крещение, которое обозначается Иорданом» .

Иисус Христос оставался в Вифаваре более трех месяцев: из Иудеи в Перею Он удалялся на время праздника Обновления (в двадцатых числах 9-го месяца хаслева - первая половина декабря), а возвращается, узнав о болезни Лазаря, предположительно в конце февраля, так как после воскрешения Лазаря говорится - Приближалась Пасха Иудейская (Ин 11:55), а Пасха Иудейская - в середине 1-го месяца авива (вторая половина марта и первая половина апреля). За это время многие пришли к Нему <…> И многие там уверовали в Него (Ин 10:41–42).

Отсюда, совершив чудо воскрешения Лазаря, Спаситель “вос­­­­хо­дит” в Иерусалим - в “мир сей”, который возненавидел Его, который ищет Его, чтобы уничтожить. Отсюда, с места, где завершился Ветхий Исход, начинается Новый - через Страсти к Воскресению и победе над смертью - к Жизни Вечной.

В синоптических Евангелиях (Мф, Мк, Лк) нет прямой параллели Ин 10:40, но в каждом из них последний путь Христа из Галилеи в Иерусалим совпадает с паломническим путем Заиорданской стороной через Десятиградие и Перею с двумя переправами через Иордан. Следовательно, и у синоптиков Иисус перед восхождением через Иерихон в Иерусалим был в Вифаваре - на месте Крещения. Это тоже возвращение “за Иордан”, которое не могло остаться незамеченным, не напомнить о тех событиях, которые здесь произошли. В первых трех Евангелиях нет оснований для предположения о времени пребывания Спасителя в Вифаваре, но в каждом из них - Мф 20:17–19; Мк 10:32–34; Лк 18:31–33 перед Иерихоном Иисус, “отозвав двенадцать учеников одних”, повторяет им то, что открыл им в начале пути на Страсти: Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16:21; ср. Мк 8:31; Лк 9:22) - возможно, что эти слова были сказаны в Вифаваре. Христос третий раз втайне открывает ученикам сущность Своего “удивительного” учения на пути из Галилеи в Иерусалим, но они опять не разумели сказанного (Лк 18:34). Когда они впервые услышали, на какой путь вступает их Учитель и призывает следовать за Ним, Петр, который только что исповедал, что Христос - Сын Бога Живаго , которому Иисус только что сказал, что сделает его основанием Своей Церкви и даст ему ключи Царства Небесного , начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:22; ткж. Мк 8:32). Ответ Христа Петру резок и решителен, как на третье искушение от диавола: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф 16:23; ср. Мк 8:33). Сразу же после этих слов Христос открывает самый “удивительный” момент Своего учения, который, говоря словами митрополита Антония Сурожского, “переворачивает мир вверх дном”: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф 16:24; Мк 8:34; Лк 9:23). В Евангелии от Матфея Он обращается только к ученикам Своим, от Марка - к народу с учениками, от Луки - ко всем. Господь возвестил всем завершение жизни “для себя” и “в себе”. “Отвергнись себя” - непременное условие Нового Исхода, о котором через несколько дней (через шесть - Мф, через восемь - Мк) Он, преобразившись, будет беседовать с Моисеем и Илией. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалим (Лк 9:31). Моисей совершил Ветхий Исход сынов Израилевых из Египта и дошел с ними до Вифавары - места Второзакония и своей кончины, места чудесного перехода Израиля через Иордан; Илия указал путь возвращения в Вифанию-Вифавару как исходную точку, которая станет началом Нового Исхода - Пути Спасения всех людей. Именно они явились Иисусу в Его Преображении. Со Христом на Фаворе были ученики Петр, Иаков и Иоанн, но они во время беседы Его с Моисеем и Илиею спали, а Петр, пробудившись, просил Иисуса остаться здесь, никуда отсюда не уходить. Ученики не могли принять главного условия Нового Исхода - “отвергнись себя”. Путь на Страсти вызывал страх и сомнения, расслаблял волю. Думая, “что человеческое”, нельзя понять, что Путь Спасения есть Путь на Страсти. В подтверждение истинности Нового Исхода во Христе, всего того, что Он говорит, был глас из осенившего их облака: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5; Мк 9:7; Лк 9:35).

Христос говорит, но никто не принимает свидетельства Его (Ин 3:32). Но было свидетельство Иоанна Крестителя: Сей есть Сын Божий (Ин 1:34). Иоанн свидетельствовал, чтобы приняли свидетельство Приходящего свыше: Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин 3:33–36). Об этом напоминает всем Христос Своим возвращением за Иордан перед восхождением в Иерусалим в повествовании апостола Иоанна Богослова (Ин 10:40), а в синоптических Евангелиях - во время пути на Страсти из Галилеи в Иерусалим. И пока Он оставался там, где явился миру во славе Святой Троицы, откуда начал Свое служение, многие пришли к Нему (Ин 10:41) и приняли то, что свидетельствовал о Нем Иоанн Креститель, как истинное: и многие там уверовали в Него (Ин 10:42). Когда Иисус, узнав о болезни Лазаря, призвал учеников идти опять в Иудею, они начали прекословить Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? (Ин 11:8). И только Фома сказал не как сопровождающий Учителя на смерть, а как следующий Его путем: пойдем и мы умрем с Ним (Ин 11:16). Здесь - “с Ним” - со Иисусом, а не с Лазарем .

Фома не отделяет Его Страсти от Его славы, как сыны Зеведеевы, просившие почетных мест в Царстве (Мф 20:20–21; Мк 10:35–37), в его словах - понимание сокровенного смысла Нового Исхода: “через Страсти Господь входит в славу Царства” .

Дом Пасхи

Пасха по-еврейски буквально значит ‘переход, перемена места’. В Ветхом Завете Пасха - праздник в воспоминание перехода Израиля из “дома рабства” в земле египетской в Землю Обетованную, текущую молоком и медом, красу всех земель (пасхой также называли жертвенного пасхального агнца). Ветхозаветный Исход завершился чудесным переходом сынов Израилевых через Иордан напротив Иерихона. На этом же месте - начало Нового Завета с Новым Исходом.

Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн (Ин 1:28). На месте ветхозаветной Вифавары, дома перехода, является миру Новый Пасхальный Агнец во славе Святой Троицы, чтобы спасти мир от смерти греха, уничтожив ее “жало” Своей добровольной смертью. Он начинает Домостроительство новой Вифавары - нового Дома Пасхи.

«Отняв жало греха у смерти, уничтожив смерть как духовную реальность. - пишет протопресвитер Александр Шмеман, - наполнив ее Собою, Своей любовью и жизнью, Он превращает ее, бывшую самой реальностью отчуждения и извращения жизни, в сияющий и радостный “переход” - Пасху - в более насыщенную жизнь, в более крепкое единение, в более сильную любовь» . Господь собирает народ Божий на новый праздник в пустыне в Вифании - “доме скорби”, “доме падших”, “за станом”, в таинство Церкви Божией во Христе, на Трапезу Господню - святейшее Таинство Евхаристии, совершаемое в Духе и Духом. “Новое Домостроительство, утверждаемое на месте Ветхого, есть Домостроительство Духа” .

Новое собрание - в таинство новой жизни, в Церковь “стран­ст­вующую” в пустыне мира сего до Дня Господня. Итак выйдем к Нему за стан , - призывает апостол Павел в Послании к Евреям, - нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего (Евр 13:13–14). “К Нему” - значит в Его Церковь, как Его Тело, распинаемое за грехи всего мира, которая есть “действительный переход” (о. Александр Шмеман) в Царство Божие. Новая Пасха, Новый Исход от земли на небо во Христе будет совершаться в новом времени, доколе Он придет. “Евхаристия, - пишет протопресвитер Николай Афанасьев, - совершаемая учениками до тех пор, пока Он придет, есть продолжающаяся, последняя Трапеза Христа. Как и Тайная Вечеря, она связана с Его смертью и Его Воскресением” . Сама Церковь Божия во Христе, в которой и через которую исполняется, становится реальным новое время и новая жизнь, и есть новый “праздник в пустыне”, праздник перехода из мира сего в Его Царствие. Но “Его исход” - праздничный переход из эона мира сего в эон Царства (о. Александр Шмеман) - не разрушает ветхие “мехи”, но претворяет старое в новое, сохраняя и то, и другое, как говорит Господь в притче о новом вине и ветхих мехах (Лк 5:36–39). После того как Сын Человеческий исполнил Свой исход к Отцу, пишет протопресвитер Александр Шмеман в Введении в литургическое богословие, “в Нем Новая Пасха стала Жизнью людей…” . Новая Пасха во времени актуализует “то вечное начало, которое для старого мира есть его конец, а в Церкви - Конец, претворенный в начало - начало, наполняющее радостной полнотой Конец” .

В Новом Доме Пасхи - все пасхальное, переходное, как новый закон, как новая “закваска”. Например, название отечества Иисуса Галилея, где Он начинает Свое служение, откуда начинается Его последний путь на Страсти, означает ‘переселение’ или ‘откровение’, как утверждает блаженный Августин, объясняя таинственное значение слов Воскресшего Христа: По воскресении же Моем предварю вас в Галилее (Мф 26:32; ср. Мк 14:28).

«Если понимать его (слово “Галилея” - прот. В. Д .) в смысле “переселения”, - пишет он, - то не означает ли это перехода благодати Христовой от народа Израиля к язычникам? Проповедуя язычникам Евангелие, Апостолы никогда бы не заслужили у них доверия, если бы Господь не предварил их пути в сердцах (этих) людей». “Это и будет истинное откровение, истинная Галилея, когда мы будем подобны Ему; там мы и увидим Его таким, какой Он есть. Это будет также и истинное переселение, если мы будем праведны и заслужим жизнь вечную” .

Церковь как Богоявление

В Введении в святоотеческое богословие, в главе “Святитель Григорий Нисский” протопресвитер Иоанн Мейендорф рассказывает о том, как святитель Григорий был послан Антиохийским собором в поездку по церквям Аравии и Палестины. Ему необходимо было собрать сведения об арианской ереси. Из этой поездки он вернулся с “весьма отрицательным” впечатлением об Иерусалиме. “Святые места. - пишет отец Иоанн, - в то время ставшие популярным центром паломничества, не вызвали у него никакого энтузиазма. В одном из своих писем Григорий пишет, что Божие присутствие есть повсюду, и полагать, что в Святой Земле оно явственнее, нежели во всяком другом месте, - большое заблуждение” .

С переходом от Ветхого к Новому, по выражению святителя Иоанна Златоуста, “вся земля, наконец, сделалась храмом”, изменился сам образ поклонения Богу. В беседе с самарянкой Христос говорит: наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу <…> Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Ин 4:21,23). В толковании на Евангелие от Иоанна святитель Иоанн Златоуст, рассматривая смысл слов Христа о новом образе служения Богу, пишет: “Говорит же Он здесь о Церкви, потому что ей свойственно истинное и достойное Бога поклонение Богу” . А истинные поклонники - “это те, которые не ограничивают служение Богу каким-либо местом, а поклоняются Ему духом, как и Павел говорит: молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим 12:1). Итак, не овец и тельцов, но себя самого принести Богу во всесожжение и значит: “пред­ставить жертву живу. И истиною достоит кланятися” .

С приходом в мир Христа ветхозаветное богопоклонение с его принципом посредничества между человеком и Богом (храм, священство, жертва), будучи прообразовательным, заканчивается и наступает новое - совершенное, как духовный подвиг, как «осознание всецелой принадлежности - душою и телом - Христу, “включение” в Его жизнь» . Теперь - Всевышний не в рукотворных храмах живет (Деян 7:48), теперь “храм” - Церковь, сотворенная Богом и Ему принадлежащая, являющаяся Таинством Евхаристического собрания верных во Христе на Его Трапезу в Его Царствии. После Богоявления в Вифаваре, где крестил Иоанн Предтеча, говоря словами протопресвитера Георгия Флоровского, - поворотной точки Откровения, когда «“Пос­лед­нее” или “новое” уже вошло в историю, но финал еще не наступил. Царство началось, но не исполнилось» ; после того как Троическое явися поклонение , Господь является в Церкви и через Церковь, которую Он основал на Тайной вечере, и которая актуализовалась в Пятидесятницу, Богоявлением вошло в мир новое, истинное Богопоклонение, которое само есть теперь Богоявление. Иисус Христос после Своего Воскресения и Вознесения являет Себя в мире сем через Церковь - Свое Тело, возглавляя его, приходя в Своем Времени до Своего Дня. «“День Господень” приидет, но он постоянно приходит в Церкви, так как Господь приходит к “своим”. Евхаристия есть трапеза Господа, приходящего в Церковь в Духе» .

Святитель Кирилл Александрийский в своем сочинении “О поклонении и служении в духе и истине” в главе “О святой скинии, что она была образом Церкви Христовой”, изъясняя слова Господа к Моисею на горе Синай: И да сотвориши Ми освящение, и явлюся в вас , пишет: “освящение да сотвориши Ми - говорит, - и явлюся в вас”: потому что Христос является в Церкви и светит пребывающим в ней, по написанному в Псалмах: Бог Господь, и явися нам (Пс 117:27). Но только верующие во Христа видят Славу Божию, потому что “вера есть как бы вход, ведущий к разумению и открывающий ум к восприятию света Божественного” .

Верующие призваны к жизни и служению во Христе - к Богоявлению. Пребудьте во Мне и Я в вас (Ин 15:4). Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир (Ин 17:18). Являть Бога миру значит свидетельствовать о Христе всей своей жизнью и смертью, нести в мир сей свет Божественной любви. Господь говорит всем чающим спасения от смерти греха: Я дал вам пример (Ин 13:15). Следуя примеру Христа, верующие прославляют не себя, а Его святое Имя. В ранней Церкви, как пишет протопресвитер Александр Шмеман, смысл почитания святых был христоцентрическим: “Ибо слава, раскрывающаяся в мученике, есть слава Христа и слава Церкви. Мученик есть прежде всего, пример, свидетельство, явление этой славы…” . Спаситель, явившись Павлу, призвал его к Богоявлению, к свидетельству Истины, открывающей глаза и обращающей от тьмы к свету: ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе (Деян 26:16).

В четырнадцатой главе Евангелия от Иоанна Христос говорит Своим ученикам: Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить (Ин 14:19). На вопрос одного из учеников: что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус ответил: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22–23).

Богоявление - Богочеловеческая встреча. В этой встрече мы уже призваны, уже избраны, она происходит тогда, когда “во-первых” - не мы, а Господь: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин 15:16), когда - Он избрал и Он возлюбил. Когда на призыв Духа и Невесты: прииди! <…> слышавший да скажет: прииди! (Откр 22:17), когда жаждущие и желающие воды жизни все вместе, как Церковь, взывают: Ей, гряди, Господи Иисусе!

В воспоминании митрополита Антония Сурожского о том, как он встретил духовника, есть такие слова: “И вот он поднимался из церкви, и я видел сияние вечной жизни” .

Истинное “место” Богоявления - Церковь Божия - во Христе, в ней Христос посреде нас, и есть и будет!

Из “Программы путешествия” по Святой Земле в государстве Израиль Всемирного фонда паломничества с 25 ноября по 1 декабря 1996 года.

Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1987 (репринт изд. преемников А. П. Лопухина. Петербург, 1911–1913). Кн. 3. Т. 9. С. 19.

См., например: Творения святителя Кирилла Архиепископа Александрийского. Кн. 3. М., 2002. С. 394; Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и кровию и духом. Париж-М., 2004. С. 127.

Прот. Александр Шмеман . Исторический путь православия. М., 1993 (репринт изд: Нью-Йорк, 1954). С. 83.

В христианской религии существует множество загадок, связанных с некоторыми религиозными традициями, которые для современного человека стали обыденностью. Подобные загадки существуют веками, но никто на них не обращает внимания по причине малой значимости. Тем не менее многие теологи и специалисты в области на сегодняшний день обращают внимание на все факты, которые тем или иным образом дают нам возможность воскресить события древности. Наиболее актуальным вопросом сегодня является жизнь Иисуса Христа.

Эта личность поистине легендарная, хотя известна масса доводов в пользу его исторической реальности. Многие деяния этого человека во многом обусловили те традиции и обряды, которые впоследствии прижились в христианстве. Проще говоря, то, что делал Иисус, сегодня делаем мы, тем самым повторяя его святые деяния. Наиболее ярким событием в жизни этой исторической личности можно назвать о котором и пойдёт речь в статье.

Крещение как современный христианский обряд

Христианство наполнено массой традиций, которые играют достаточно демократическую роль в жизни верующих. Крещение Господа нашего Иисуса Христа - это символ, великое деяние, превращенное в традицию, догмат. На сегодняшний день крещение воспринимается как обряд, помогающий дать человеку Божью благодать. Таким образом, крещение - это момент получения божественной опеки. Многие учёные не соглашаются с подобной трактовкой, настаивая на том, что крещение Иисуса, как и крещение любого другого человека, - это акт отрешения от всего негативного и принятие в своей душе Бога в роли единственного владыки, покровителя. Таким образом, при помощи этого обряда мы делаем выбор: принимать Бога или нет. Эта теория во многом нашла своё подтверждение в истории.

История крещения Иисуса Христа

Великое Крещение - это название действа, которое происходило на Оно детально описано в евангельских сюжетах и имеет более распространённое название - Крещение Господне. Упоминание этого события в евангелиях даёт возможность считать его историческим, так как, помимо религиозной литературы, эти писания являются историческим источником.

Согласно евангельскому сюжету, Иисус пришёл к реке Иордан в 30-летнем возрасте. Крестил его что вызывало большое недоумение со стороны последнего, ведь Мессией был Иисус, поэтому и крестить должен он. Однако Сын Божий принял дар крещения от Иоанна, за что на него снизошёл Святой Дух в виде белого голубя.

Отсюда следует, что Иисус Христос, крещение которого происходило на реке Иордан, получил очищение от греховного существования на земле. Другими словами, в этой истории важно не то, что с неба снизошёл Святой Дух, а подтекст. Крещение - это акт принятия Бога как истинного владыки, о чём уже упоминалось ранее. Важность крещения как обряда подчеркивает тот факт, что его додерживался Иисус Христос. Крещение этого человека ознаменовало появление подобного обряда в христианском мире. Немаловажную роль в понимания сути крещения играют дальнейшие действия Христа.

Скитания Христа по пустыне

Крещение Иисуса Христа в Иордане имеет первостепенное значение в процессе изучения важности этого события. Мы разобрались, что крещение - это и чистоты. Но мало кто знает, что история крещения на этом не заканчивается. Более того, это событие прямо повлияло на дальнейшие деяния Иисуса в процессе скитания по пустыне.

После событий на реке Иордан пророк сразу же отправился в пустыню и находился там 40 дней. Подобным образом он готовился к осуществлению той миссии, которая ему была уготована. Из Библии мы знаем, что Сын Божий взял на себя грехи людей, дабы Бог простил нас. Такое можно было совершить лишь только через акт самопожертвования, для которого нужно было подготовиться духовно и физически. Евангельские писания повествуют нам о событиях, которые произошли в самой пустыне.

Три искушения Сатаны

Когда Дьявол увидел попытки Иисуса отречься от всех грехов и очиститься, он решил испытать волю Мессии. Для этого Сатана пытается искусить Иисуса три раза:

  • при помощи голода;
  • при помощи гордыни;
  • при помощи веры.

Каждый новый «рычаг», посредством которого оказывалось давление на Иисуса, был изощренней предыдущего.

Голод - это самое маленькое, что могло переманить Иисуса на сторону Дьявола. Когда этот плотский грех не подействовал на Сына Божьего, Сатана испытывает его гордыню и веру. Но и тут Иисус не сдаётся. Сатана всеми силами пытался показать, что перед его сладкими плодами может сломиться каждый, даже Иисус Христос. Крещение помогло ему остаться нерушимым перед искушениями Сатаны. Отсюда следует, что крещение не просто помогает получить Божью благодать, оно способно дать нам силу бороться со всеми греховными деяниями Дьявола.

Гипотезы о том, где находится место крещения Иисуса Христа

Сегодня учёные всеми силами пытаются понять и воскресить события, описанные в библейских текстах. Всем известно, что крещение Иисуса Христа в Иордане - это реальное историческое событие, но действительно ли оно происходило в реке Иордан? Дело в том, что современные паломники подвергают критике сведения о том месте, которое, возможно, является местом крещения. Во-первых, Палестина - это не та евангельская «земля изобилия». Тут царят жара и пустынные равнины. Во-вторых, все, кто видел нынешнюю реку Иордан, поймут, что это явно не то место. Она грязная и узкая.

По мнению учёных, в I веке нашей эры вряд ли что-то было бы по-другому. Таким образом, пока невозможно точно говорить, где находится место крещение Иисуса Христа. Даже с учетом того, как быстро сегодня эволюционирует историографическая наука.

Следует заметить, что многие учёные выдвигают самые невероятные истории о том, где крестился Иисус Христос. Крещение могло происходить в самых различных местах, учитывая современные археологические находки. Наиболее вероятно, что это великое христианское событие произошло на территории Иордании, но это уже тема для отдельной статьи.

Заключение

Итак, Иисус Христос, крещение которого с течением времени стало христианской традицией, своими действиями показывал важность этого акта принятия веры. Исторические факты, представленные в статье, показывают нам важность этого события не только для истории христианства, но и для всех тех людей, которые принимают эту религию в качестве истинной веры.

Наша первая остановка река Иордан, место Крещения Господня. Место куда стремится попасть каждый паломник.

Иордан. Как много значит это слово для каждого христианина. Ведь это место крещения Иисуса Христа, место начала его служения людям. Именно сюда, за 12 столетий до Богоявления привел Иисус Навин народ израильский и здесь впервые вступил Израиль в землю обетованную. В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей, отсюда ушла за Иордан преподобная Мария Египетская.
И каждый паломник, пребывающий на Святую Землю стремится к этому месту. Стремиться окунуться в Священных водах и сохранить в душе чувство, что именно здесь принял крещение сам Иисус Христос. Именно здесь «… Иисус Христос, своей Божественной плотью освятил всю реку Иордан…Когда Иоанн Креститель крестил людей – они свои грехи отдавали в воду, и Господь взял на себя ГРЕХ МИРА…и потом искупил его своей Божественной кровью на Кресте».

Рассказывая, по приезду из Израиля, о посещении Иордана и его мутных водах, я часто видел недоуменный взгляд, побывавших там ранее людей. Какие мутные воды, какие деревянные ступени и деревянные перила? Вода чистая и почти прозрачная, а ступени каменные.

Небольшой поиск в интернете и все становится на свои места. Действительно ранее место для омовения паломников было чуть севернее. В верхнем течении реки Иордан, вблизи Генисаретского (Тивериадского) озера. Здесь вода была прозрачной и слегка зеленоватой, в ней плавало множество рыб.

Есть интересный видеофрагмент, любезно предоставленный прихожанкой нашего храма Гаталовой М.А., ранее посетившей это место с протоиереем Сергием Ашиток. Батюшка в облачении стоит в прозрачных, чуть зеленоватых водах, держась за металлическое ограждение, но что высматривающего в воде — наверное, рыб. И как рассказывала одна из «мало воцерковленных» знакомых – огромная рыба, похожая на сома, длиной около метра, так ее напугала, что она с криком выбежала из воды, напугав всех остальных людей.

Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море
Интересно описание Иордана игуменом Даниилом: «Иордан-река течет быстро, берега с той стороны крутые вначале, а затем идут пологие. Вода в реке очень мутная, но вкусная, и не насытишься, когда пьешь эту воду. С нее не бывает болезней и пакостей в животе человека.

Нам посчастливилось быть рядом с истинным местом Крещения Иисуса Христа.

Мы погружались в Иордан на юге, в том месте, которое ближе всего к подлинному месту крещения Спасителя. Сейчас это место находится, буквально в сотне метров от нас на суше так как река со временем немного изменила русло. И вода такая же мутная. Но из рассказа инокини Эмилии, если дать ей отстояться, вода становиться прозрачной, вкусной и полезной. Многие сестры Горненского монастыря пьют ее по утрам.

Но это было опять небольшое отступление и основного повествования. Вернемся к описанию происходившего с нами.

Уже на подъезде к месту Крещения, издалека виден золотой купол храма, но оказывается он на территории другого государства – Иордании
Узкая полоса реки, всего несколько метров отделяют нас от Иордана. Иордан в этом месте пограничная река.

Посередине — нейтральная полоса. И вновь напоминания сопровождающей нас инокини Эмилии – «не забывайте по воде проходит государственная граница Израиля и Иордании… на другой стороне пограничник и …у них есть автоматы… не шумите, не кричите… они не поймут Ваших шуток… и может случиться нехорошее…»

А мы спешим в раздевалки. Пора переодеваться в специальные рубахи.

Женщины переодеваются. А батюшка, отец Сергий, уже ждет нас к молитве и Евангельскому чтению.

И пока есть немного времени, пока переоденутся все женщины, можно, наверное и батюшке сделать несколько фотокадров.

Но в реальности было несколько иначе. Именно паломники попросили отца Сергия сделать несколько фотографий «нештатного фотографа и Вашего покорного слуги».

Но помощники «нештатного фотографа» тоже не спят… и вот уже и фото отца Сергия с огромным фотоаппаратом и …фото «нештатного фотографа» готовы для фотолетописи.

Все готовы, все переоделись в специальные «крестильные» рубахи. Спускаемся к месту Крещения. На деревянном помосте батюшка начинает молитвенное чтение и чтение Евангелия (см. по ссылке).
… можно входить в воды Святого места… Святые воды Иордана…
Мы прикоснулись к истокам таинства Крещения. Воды Святого Иордана вокруг нас.
Что у каждого в душе? Какие чувства переполняют нас? Как все это описать?
Что нас заставляет еще и еще раз погружаться в мутные воды Иордана? Почему выйдя из воды, мы вновь стремимся к реке? И еще раз почувствовать Святость вод Иордана.

Но пора заканчивать. Мы не единственные кто хочет прикоснуться к Святыне.

Уже подъехали автобусы с новыми группами паломников, и они уже ждут своей возможности окунуться в Святых водах Иордана.
.
Немного с сожалением, но радостные и счастливые спешат паломники в раздевалку.
Переодеваемся. С особым чувством складываем купальные рубахи. Многие советуют очень бережно хранить эти рубашки и просят именно в них положить их, когда придет время, в гроб (эта фраза часто звучала в разговорах паломников).

Post Views: 2 015