«У всех лопнуло терпение. Что известно о крушении «Боинга» в Индонезии Причины крушения боинга

Россиян. Разбираемся, что могло привести к крушению самолета.

Трагедия 35 стран

Утром 10 марта самолет Boeing 737 MAX8 авиакомпании Ethiopian Airlines, летевший из Аддис-Абебы в Найроби (Кения), потерпел крушение спустя шесть минут после взлета. Все пассажиры и члены экипажа погибли. Катастрофа унесла жизни 157 человек (149 пассажиров и восьми членов экипажа), граждан из 35 стран. Среди них было 18 граждан Канады, девять – Эфиопии, восемь – Италии, восемь – Китая, восемь – США и семь – Великобритании. Тем же рейсом летели семь граждан Франции, шесть египтян, пять жителей Германии, четверо индийцев и четверо словаков.

В самолете находились в том числе три человека из Австрии, Швеции, а также двое граждан Марокко, двое – Испании, двое израильтян, двое поляков. Помимо них, в салоне было по одному пассажиру из Бельгии, Джибути, Индонезии, Ирландии, Мозамбика, Норвегии, Руанды, Саудовской Аравии, Судана, Сомали, Сербии, Того, Уганды, Йемена, Непала, Нигерии и один пассажир с паспортом ООН.

К сожалению, среди пассажиров оказались и трое россиян. Жертвами авиакатастрофы в Эфиопии стала в том числе – Екатерина и Александр Поляковы, которые работали в Сбербанке.

Молодые люди очень любили путешествовать, вели активный образ жизни, а о своих поездках рассказывали в социальных сетях, давали советы, как удачно спланировать отдых. Они хотели посмотреть Кению, однако планы разрушила трагедия. Мать погибшей девушки долго отговаривала дочь и зятя от путешествия, однако привыкшие к авантюрным приключениям молодые люди все же решились на поездку. Накануне крушения женщина рассказала, что ощущала тревогу.

Третьим погибшим стал Сергей Вялико из Твери – профессиональный парашютист и инструктор по прыжкам в тандеме. Знакомые Сергея отмечают, что он никогда не курил и не позволял себе употреблять даже легкие алкогольные напитки.

Посольство РФ в Кении заявило, что готово помочь родным жертв из России. В частности, дипмиссия окажет содействие родственникам и близким для возвращения останков погибших россиян на родину.

Возможные причины крушения

Самолеты авиакомпании Ethiopian Airlines. Фото: ТАСС/AP/Ben Curtis

По предварительным данным, вскоре после взлета командир лайнера сообщил о проблемах. Он запросил разрешение вернуться и получил его, но это не смогло предотвратить крушение. Известно, что за штурвалом самолета был опытный пилот, который налетал более восьми тысяч часов и работал на данной модели самолета с 2017 года. Сам самолет совсем новый, авиакомпания приобрела его в конце 2018 года, с ним не было никаких технических проблем.

Авиакомпания Ethiopian Airlines и Boeing сейчас проводят совместное расследование, чтобы выяснить причины трагедии. Поисковая группа уже обнаружила разбившегося самолета.

ЧП с Boeing 737

По состоянию на 26 февраля текущего года в результате катастроф и серьезных аварий были потеряны 210 самолетов Boeing 737. Несколько инцидентов, связанных с Boieng 737, произошло еще в прошлом году. В апреле у Boeing 737-3H4 американской авиакомпании Southwest Airlines, следовавшего регулярным рейсом WN1380 из Нью-Йорка в Даллас, в полете разрушился один из двигателей. Обломком был разбит один из иллюминаторов, в который затянуло пассажирку. Другие пассажиры смогли удержать ее и вернуть в кресло. Женщина скончалась от ранений.

В мае Boeing 737-201 мексиканской авиакомпании Global Air, арендованный кубинским авиаперевозчиком Cubana de Aviacion для выполнения рейса по маршруту Гавана – Ольгин (Куба), потерпел крушение при взлете из международного аэропорта Гаваны имени Хосе Марти. Погибли 112 человек. В сентябре Boeing 737-800 авиакомпании Air Niugini выполнял регулярный рейс с острова Понпеи (Микронезия) в Порт-Морсби (Папуа – Новая Гвинея). Авиалайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в океан, один человек погиб.

А крупнейшей по количеству погибших стала катастрофа Boeing 737, произошедшая 29 октября 2018 года у Джакарты. Самолет авиакомпании Lion Air после взлета упал в море. Никто из находившихся на борту 189-ти человек не выжил. Самолет был той же модели, что и в трагедии в Эфиопии.

Причиной катастрофы в Индонезии, по словам следователей, стала воздушной скорости лайнера, который подавал ложный сигнал о падении воздушной скорости, после чего автоматика начинала маневр, предназначенный для повышения потока, чтобы избежать "сваливания" воздушного судна в штопор.

Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора и заслуженный пилот СССР Олег Смирнов рассказал порталу Москва 24,
что возможной причиной катастрофы могла стать в том числе неполадка в электронной системе самолета.

"Недавно очень похожий случай произошел в Индонезии: и этот же тип самолета, и такие же мрачные последствия – после взлета самолет сразу же упал. Это наталкивает на мысль о том, что это из оперы передоверия пилотов электронике. Электроника на этом самолете показала свое бунтарство. Она именно на "МАКСах" так сделана, и "Боинг" это подтвердил, что часто выходит из под контроля пилота", – пояснил он.

"Восстание роботов", что называется. И пилот уже ничего не может поделать, потому что это все происходит мгновенно.

Олег Смирнов

залуженный пилот СССР

При этом Смирнов подчеркнул, что истинные причины происшествия смогут назвать эксперты комиссии только после расшифровки черных ящиков, так как могут быть "тысячи причин" трагедии.

"Проблемы могли быть как по работе техники и электронного оборудования самолета, так и по уровню подготовки экипажа, погодные условия также могли стать причиной... После того как расшифруют черные ящики, перед нами предстанет полная объективная картина происшедшего", – пояснил он.

В свою очередь, заслуженный пилот России Юрий Сытник также допускает, что виной мог стать сбой в технике, однако сопоставлять катастрофы в Индонезии и нынешнюю пока еще рано, по его мнению.

"Если есть ошибка в датчике набора скоростей, который выдает команду на рулевой агрегата и дальше на рулевые приводы, тогда пилот не в состоянии что-то изменить", – пояснил он каналу Москва 24.

Система реагирует так, что, если летчик по какой-то причине задрал штурвал на себя, и самолет теряет скорость, она самостоятельно вмешивается, несмотря на то, что пилот сопротивляется этому вмешательству.

Юрий Сытник

заслуженный пилот России

При этом исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев в беседе с порталом Москва 24 подчеркнул, что пока нет официальных причин катастрофы, поэтому нельзя называть данную модель самолета опасной.

"Сейчас никто не может однозначно сказать, что самолеты данной модели представляют опасность и существуют производственно-конструктивные дефекты. Есть действующий сертификат типа, выданный американскими властями и валидированный властями ряда других государств. Наличие сертификата является подтверждением выполнения всех требований в области безопасности полета, заложенных в типовую конструкцию самолета", – пояснил эксперт.

По его словам, любые решения о приостановке эксплуатации самолетов "являются мерами предосторожности, пока недостаточно информации об истинных причинах катастроф".

Что будет с "Боингом"?

Модель Boeing 737 MAX 8 является самым продаваемым самолетом в истории компании. Число заказов таких самолетов уже превысило 4,5 тысячи единиц по всему миру. После авиакатастрофы эфиопская авиакомпания Boeing 737 MAX8, эксплуатацию этой модели самолетов и в Китае. А компания Boeing отказалась проводить презентацию своего новейшего летательного аппарата Boeing 777X.

Корпорация Boeing также родственникам и близким пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту потерпевшего крушение Boeing-737-800 MAX.

По словам ведущего эксперта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрея Крамаренко, приостановка использования данного типа самолетов серьезно не отразится на положении самой компании.

"Причины пока неизвестны. И если даже вопрос в некотором техническом несовершенстве, то у "Боинга" есть все ресурсы для того, чтобы в сжатые сроки решить проблему. У нее будут определенные потери, которые, скорее всего, будут связаны с тем, что придется выплачивать некоторые компенсации компаниям за задержку будущих поставок, потому что, если вопрос в техническом плане, потребуется время на устранение. Но для масштабов "Боинга" – это не проблема", – пояснил эксперт.

Даже если все авиакомпании в мире закупили по контракту Boeing 737 MAX8, то, чтобы перейти на другую модель, им придется ждать 2029 года.

Андрей Крамаренко

ведущий эксперт НИУ ВШЭ

Предсмертное селфи. На нём перепуганные пассажиры Boeing 737 в кислородных масках. Позже станет известно, что на борту находилось, по разным данным, от 185 до 189 человек. Лайнер пропал с радаров через 10 минут после взлета. Выживших нет, все пассажиры Boeing 737 погибли‍. Сухой официальный отчёт - всё, что известно об индонезийской трагедии.

Вопросов пока больше, чем ответов. И главный из них: что произошло с лайнером, полёт которого из Джакарты на Суматру прервался в Яванском море?

Читайте также:

Спасая жизни 189 человек, экипаж индонезийского Боинга пытался вернуться в аэропорт. Фото и видео с места крушения Экипаж Боинга, рухнувшего в море спустя 13 минут после взлета, запрашивал у диспетчеров экстренную посадку.

Эксклюзивный комментарий телеканалу «Царьград» дал заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов :

«Катастрофа в Индонезии произошла в простых метеоусловиях - природа не угрожала лайнеру. Однако самолет оказался не там, где ему положено, а на дне океана. Самолет взлетел, и практически сразу после взлёта командир корабля сообщил на землю о принятом решении возвратиться назад в Джакарту, в аэропорт вылета. Подобные решения командир корабля принимает тогда, когда нет никакой возможности продолжать полёт. Очевидно, произошло всё настолько скоротечно и катастрофично, что у командира корабля не нашлось даже доли секунды, чтобы нажать на кнопку радиопередатчика, чтобы сообщить о внештатной ситуации».

Что случилось с самолётом вблизи острова Ява, остаётся трагической загадкой. Boeing 737 MAX 8 - абсолютно новый лайнер, авиакатастрофа в Индонезии стала для него первой. Эксплуатация крылатой машины началась всего год назад. С тех пор в очередь на его приобретение выстроились многие страны мира, в том числе и Россия.

Господин Смирнов считает, что неисправность лётного судна - наименее вероятная версия трагедии. «Самолет - это сложнейший механизм. У него, конечно, могут быть какие-то недостатки. Но этот самолет новый, с августа он эксплуатируется - совсем юное воздушное судно, - указал пилот. - Лайнер учёл недостатки всех предшествующих моделей: стал более экономичным и, что важно, более безопасным. Многие авиакомпании мира хотят его приобрести. Индонезийцы оказались одними из первых».

Бой с тенью: у кого отберут заработанное?

Позже появилась информация, что на месте трагедии найдены топливные баки со следами взрыва. Однако официальных подтверждений этому пока нет. Более того, поведение индонезийцев Олег Смирнов назвал загадочным. От широкой общественности скрывается причина, по которой командир корабля принял решение вернуться в аэропорт вылета.

«Очень интересно ведет себя Индонезия, - отметил эксперт. - Она рассказала о том, что командир корабля связывался с ними по принятию решения о возвращении в Джакарту после взлёта, но никто не объясняет, чем мотивировал командир корабля этот возврат. Командир обязан сообщать на землю мотивы принятия решения относительно возвращения в аэропорт вылета. Почему молчат, непонятно. Можно только строить предположения. Это может быть взрыв, теракт. Индонезия - не очень спокойное место».

Фото: Olena Yakobchuk/shutterstock.com

Пролить свет на трагедию должны бортовые самописцы. Известно, что глубина, на которой находится лайнер, небольшая - 30-40 метров, а значит, обнаружить «чёрные ящики» не составит труда водолазам, работающим на месте происшествия.

Трагедия в Яванском море вновь заставляет задуматься, насколько сегодня безопасна авиация. Нашу страну едва ли можно отнести к самым безаварийным государствам. Крайняя и, как хочется верить, последняя российская авиатрагедия произошла 11 февраля. Пассажирский самолет Ан-148-100В российской авиакомпании «Саратовские авиалинии», который выполнял рейс Домодедово — Орск, потерпел крушение через четыре минуты после взлёта в Раменском районе Московской области. Погибли все, кто находился на борту — 65 пассажиров и 6 членов экипажа.

Читайте также:

Вероятно, теракт: Топливный бак разбившегося в Индонезии самолета найден со следами взрыва Никто из пассажиров и членов экипажа Boeing 737 авиакомпании Lion Air, упавшего в Яванское море, не выжил.

Позже специалисты Межгосударственного авиационного комитета пришли к выводу, что к крушению привели неверные данные о скорости полета, которые получал экипаж. Были и другие авиапроисшествия, чудом не закончившиеся гибелью людей. О них напомнил заслуженный пилот СССР Олег Смирнов: «Этот год у нас неудачный. И катастрофа у нас есть, и очень серьезные инциденты в Сочи и Якутии. Это события, которые только случайно не закончились трагедией. Повезло нам и в Сочи, и в Якутии - самолеты разрушились, а все пассажиры оказались, к счастью, живы. Я надеюсь, что эти события заставят наши государственные органы внимательно отнестись к вопросам авиабезопасности».

Государственным органам есть, на что обратить самое пристальное внимание. Практически все лайнеры отечественных авиакомпаний зарегистрированы не в России, а на Бермудах. Более того, именно Бермуды утверждают на работу российских пилотов.

Об этом рассказал лётный директор авиакомпании Utair Андрей Ситнянский : «Если летите на самолете, обратите внимание на бортовой номер. На нём обычно написано VP-B, VQ-B - это значит, Бермудская регистрация. За подготовку пилотов отвечает Россия, но после того, как мы проверили пилота и приняли его на работу, мы должны запросить обязательно бермудскую валидацию, и Бермуды одобряют приём на работу в российскую компанию российского пилота».

Главная причина, по которой авиакомпании регистрируют лайнеры на Бермудах, - экономия на налогах, причём существенная. Но завязана она на безопасности пассажиров, напоминают эксперты отрасли. Первый зампредседателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенёв в интервью телеканалу «Царьград» заявил, что ответственность за лётную годность лайнеров несёт не правительство России, а правительство Бермуд.

Но перевозчиков, как и отечественный кабмин, это беспокоит едва ли. Налоги никто снижать не собирается. По крайней мере, родные производители на это могут не рассчитывать. «Когда мы говорим, вот наш авиапром, мы его поддерживаем, так давайте хотя бы сделаем равные условия, - возмущается господин Гутенёв. - Наш производитель, выпуская самолет в небо, платит НДС, а компания, которая регистрирует лайнер на Бермудах и берёт его в операционный или финансовый лизинг, НДС не платит».

Росстат вновь поймали на махинациях с доходами граждан

И это не все реверансы в адрес зарубежных авиапроизводителей. Правительство России из года в год обнуляет ввозные пошлины для иностранных самолётов. Оттого отечественные перевозчики старательно укомплектовываются американскими и французскими крылатыми машинами. Как издёвка на этом фоне выглядят бесконечные заявления о поддержке российского авиапрома.

Каким бы качественным не получился МС-21, если авиакомпании не станут его покупать, дело прогорит. А словесные интервенции чиновников, которые, к слову, сами предпочитают летать на сверхнадёжных ИЛах, останутся очередной фикцией, положенной на текст публичных заявлений. Трагедия, произошедшая вблизи острова Ява, которая унесла жизни почти 200 человек, - очередной повод задуматься о безопасности авиаперелётов, в первую очередь в России. Ведь по количеству авиакатастроф наша страна занимает тревожное второе место в мире.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption

Эксперты в Индонезии, занимающиеся расследованием причин крушения лайнера авиакомпании Lion Air, в результате которого погибли все находившиеся на борту 189 человек, заявили, что по своему техническому состоянию самолет не должен был подниматься в воздух, и его следовало вывести из эксплуатации.

Предварительное расследование выявило, что в ходе предыдущих полетов на лайнере был обнаружен ряд технических неисправностей.

737 Max является новейшей моделью "Боинга 737" и считается у авиаперевозчиков одним из самых популярных лайнеров.

В предварительном отчете об авиакатастрофе содержится информация о том коротком промежутке времени, когда самолет после взлета находился в воздухе, однако, по словам следователей, это не позволяет сделать точный вывод о причинах аварии.

Что именно говорится в отчете?

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption По словам представителя Национального комитета по безопасности на транспорте Нуркахио Утомо, разбившийся"Боинг" нельзя было отправлять в рейс

В Национальном комитете по безопасности на транспорте (KNKT) Индонезии пришли к выводу, что компания Lion Air продолжила эксплуатацию самолета несмотря на то, что в ходе предыдущих полетов уже были отмечены проблемы.

Пилоты не могли справиться с автоматической системой, предотвращающей задирание носа самолета и как результат - потерю тяги и срыв в штопор. Эта система впервые появилась именно в линейке 737 Max.

В ходе полета 29 октября автоматическая система постоянно опускала нос, даже когда самолет не терял тяги. Возможно, это происходило по вине неисправного датчика.

Пилоты пытались выправить положение, задирая нос, но система упорно опускала его, и так повторялось более 20 раз. Пока неясно, почему пилоты не выполнили штатную процедуру по отключению этой автоматической системы.

По словам Нуркахио Утомо, представителя Национального комитета по безопасности на транспорте страны, "еще слишком рано делать вывод о том, послужил ли сбой автоматической системы причиной аварии самолета".

"С нашей точки зрения, самолет был технически неисправен и не должен был эксплуатироваться", - заявил чиновник. Однако в отчете самого комитета такой вывод не озвучивается.

В отчете говорится, что в авиакомпании Lion Air должны изменить отношение к вопросам безопасности и обеспечить выполнение всех инструкций "с целью повысить культуру безопасности".

В документе также сказано, что перевозчик обязан добиться того, чтобы "все эксплуатационные документы должным образом заполнялись и учитывались".

Что говорят в Boeing?

В своем заявлении Boeing подчеркнула, что "глубоко опечалена" гибелью рейса Lion Air.

"Наши клиенты и их пассажиры продолжают каждый день летать на 737 Max в сотни пунктов назначения по всему миру. Мы заверяем их в том, что 737 Max надежен так же, как и любой другой из когда-либо летавших самолетов".

Там также упоминается, что из предварительных отчетов следует, что правильные действия для выравнивания носа самолета уже осуществлялись во время рейса из Денпасара за день до катастрофы.

Однако, добавляют в компании, остается неясным, выполнялись ли эти действия в ходе полета 29 октября.

В интервью Би-би-си Нуркахио Утомо поставил под сомнение заявление компании Boeing о полетных инструкциях.

"В этих инструкциях мы не обнаружили информацию по новой системе, установленной на 737 Max, касающуюся функций системы горизонтальной стабилизации", - заявил он.

В американских СМИ появились сообщения, что некоторые пилоты также жаловались, что им не предоставили информацию о разнице между последней системой стабилизации и предыдущими ее моделями.

Как разворачивалась трагедия 29 октября?

Пассажирский самолет Boeing-737 MAX 8 индонезийской авиакомпании Lion Air потерпел крушение над морем у западного побережья острова Ява вскоре после вылета из Джакарты в Панкалпинанг.

Полет должен был длиться один час. Пилоты запросили разрешения лечь на обратный курс и вернуться в аэропорт всего через несколько минут после взлета.

Следователям, выясняющим причины крушения, стало известно, что в ходе предыдущих рейсов у самолета уже отмечались проблемы с показателями высоты и скорости полета. Датчик, отвечающий за измерение угла атаки за день до катастрофы был заменен.

Бортовой самописец уже удалось поднять со дна моря, однако следователи надеются найти второй черный ящик из кабины пилотов, который мог бы предоставить больше информации о реакции летчиков на разворачивавшиеся события.

Родственики жертв авиакатастрофы уже подали иски против Boeing. Они обвиняют компанию в технических просчетах с автоматической системой безопасности.

Чем известна Lion Air?

В последние годы бюджетная авиалиния Lion Air стала важным игроком на рынке бюджетных авиаперевозок в Юго-Восточной Азии.

У этой компании, которая также управляет Batik Air и Wings Air спорный послужной список в области безопасности: у ее самолетов было больше поломок, чем у любой другой авиакомпании страны.

На месте падения эфиопского Boeing-737 MAX обнаружены два черных ящика. Предстоит расшифровка причин катастрофы, которая в воскресенье, 10 марта, унесла жизни 157 человек, в том числе трех россиян.

Тем временем выясняются некоторые подробности последнего полета новейшего лайнера из Аддис-Абебы в Найроби. В воздухе он находился всего шесть минут. Набор высоты проходил крайне нестабильно. Подъем, затем снижение и вновь попытка подъема.

Предполагают, что автоматика опускала нос самолета, в то время как пилот его задирал. В итоге Boeing врезался в землю практически вертикально.

Пятью месяцами ранее разбился точно такой же Boeing, который не налетал и трех месяцев. Рейс из Джакарты. Подъем на 700 метров и резкий уход на 490. Затем набор до полутора тысяч и - падение. Выглядит как совпадение.

На месте крушения Boeing поисковая операция не прекращается ни на минуту. Найденные «черные ящики» должны пролить свет на причины катастрофы. Власти Эфиопии сформировали специальную комиссию по расследованию трагедии.

«Мы пока не можем сказать, почему произошло крушение. Выяснить все обстоятельства помогут Национальное управление по безопасности на транспорте и Федеральное авиационное управление США. Вместе с ними на место ЧП отправятся технические специалисты компании Boeing», - сообщил генеральный директор компании «Эфиопские авиалинии» Теволде Гибремариам.

Самолет был новым, Boeing-737 MAX8 - это четвертое, новейшее поколение воздушных судов. Они выполняют полеты всего-то второй год, а разбившийся эксплуатировался лишь четыре месяца. Перед падением борт набрал высоту в 2,5 километра и развил скорость до 700 километров в час. Но спустя уже шесть минут после вылета из Аддис-Абебы лайнер «Эфиопских авиалиний» пропал с радаров. Он рухнул в чистом поле, где обычно местные жители пасут скот.

«Мы бросились туда, но было так много дыма, что мало что удавалось разглядеть. А подойти ближе мы не могли. Части самолета взрывались и разлетались по полю», - вспоминает очевидец Тсегае Рета.

Одна из предварительных пока версий - подвела автоматика. На новом Boeing стоит специальная система увеличения характеристик маневрирования. Она должна защищать от неверных действий пилота. Например, опускать нос самолета, если тот сильно задран вверх. Именно это и могло привести к крушению - чем сильнее экипаж поднимал борт, тем больше система клонила его к земле. Очевидцы говорят: он вошел в землю почти вертикально. Части фюзеляжа приходится выкапывать с помощью экскаваторов.

«Если бы я проводил расследование, то обязательно поинтересовался, была ли специальная инструкция у эфиопского экипажа и проходил ли он специальное обучение. Эту новую инструкцию американские власти выпустили как раз после катастрофы под Джакартой», - отмечает бывший пилот ВВС Великобритании Мики Кэй.

Трагедия в Индонезии в октябре 2018 года произошла по похожему сценарию. Боинг той же модели - 737 MAX8 - потерпел крушение всего через 13 минут после взлета, упав в море. Погибли все 189 человек, находившиеся на борту. В ходе расследования выяснилось: автоматическая система постоянно опускала нос вниз, даже когда самолет не терял тяги. Возможно, это произошло по вине неисправного датчика. Экипаж более 20 раз пытался выправить положение, но так и не смог отключить автоматику.

«Где-то алогизм работы самой программы и самих действий пилота, и автомата, наверное, не совпадает. И вот они друг друга не понимают полностью. Так, как надо. И результат получается - нештатная ситуация. Дальше она перерастает в аварийную, поскольку дефицит времени очень большой. И приводит к таким катастрофическим последствиям», - анализирует ситуацию заслуженный военный летчик Владимир Попов.

При этом Boeing-737 MAX8 - один из самых востребованных современных пассажирских самолетов. Заказов на такие лайнеры уже больше 4,5 тысяч. Среди покупателей - крупнейшие авиакомпании мира, в том числе и отечественные. Но сейчас многие перевозчики заявляют о приостановке полетов этого типа судов - от суперлайнера отказались в Эфиопии, в Китае, в Великобритании.

Сама компания из-за трагедии отменила в США презентацию новой модели. В России - первые два новых Boeing появились осенью - ставить их на стоянку пока не стали. Один борт отправился во Вьетнам, другой только вернулся из Гонконга. Но многие пассажиры задаются вопросом: как летать?

«То, что самолет получается сырой, несмотря на то, что это последняя модификация 737-го 8-й серии Boeing, ну значит, не стоит торопиться. Везде при расследовании летных этих происшествий было сказано: отсутствие навыков ручного пилотирования самолета. То есть, если отказывает авиационная техника, которая автоматически полет программирует, надо переходить на ручное управление. А если навыков нет? Где их взять, если нет навыков?» - подчеркивает заслуженный летчик РФ Олег Серов.

Как сообщается, за штурвалом разбившегося под Аддис-Абебой лайнера находился опытный пилот. Яред Гетачю налетал более восьми тысяч часов, в авиации он с 2010 года. И в небе просил разрешения вернуться назад, когда столкнулся с нештатной ситуацией, но потом связь прервалась. Сами «Эфиопские авиалинии» считаются надежной авиакомпанией. Выполняют рейсы не только в Африке - география полетов насчитывает 125 городов мира. За все более чем 70 лет работы это лишь третья катастрофа.

Ахмеду Халиду повезло - он должен был сесть на разбившийся Boeing, но задержался на стыковочном рейсе.

«Все спрашивали бортпроводников, что происходит, но они только молча бегали туда-сюда, и тут один из пассажиров увидел в своем телефоне новость - они разбились», - рассказывает Ахмед Халид.

Пассажир из Греции Антониос Маврополус публикует свой билет в соцестях. Он опоздал к выходу всего на две минуты, и его не пустили на летное поле сотрудники аэропорта, по сути, спасли этим жизнь. А вот Екатерина Полякова пришла на посадку вовремя.

Вместе с мужем Александром они вместе работали в «Сбербанке» и вместе путешествовали. Впервые отправились из Москвы так далеко - на другой континент. Радостно выкладывали фото и видео в Интернете. И только мама была против поездки в Кению.

«Она по прилету всегда звонит мне. Присылает какие-то ролики, видео, знает, что я волнуюсь. 10 часов они летели, вроде все основное пролетели нормально. Я почувствовала. Я стала смотреть новостную ленту, когда не было звонков», - рассказала мама погибшей Елена Анохина-Нестеренко.

Тем же рейсом летел и Сергей Вяликов - инструктор по прыжкам в тандеме. Его всегда манила романтика неба. В Кению он отправился, чтобы освоить новые высоты.

В числе погибших также супруга и дети депутата из Словакии, министр итальянской Сицилии по делам культурного наследия, сразу 22 сотрудника Всемирной продовольственной программы ООН. 11 марта в Эфиопии было объявлено Днем траура.