Статуя Свободы. История и факты. Статуя Свободы в Нью-Йорке: описание, история создания, интересные факты Статуя свободы где находится город

Jeroen van Luin / flickr.com Alan Strakey / flickr.com Остров Либерти, Нью-Йорк, США (Delta Whiskey / flickr.com) Статуя Свободы, Нью-Йорк, США (Mobilus In Mobili / flickr.com) Andy Atzert / flickr.com Anthony Quintano / flickr.com Остров Свободы, Нью-Йорк (Phil Dolby / flickr.com) Anthony Quintano / flickr.com Chris Tse / flickr.com sylvain.collet / flickr.com Табличка в левой руке Статуи Свободы с датой принятия Декларации независимости (Pete Bellis / flickr.com) ali sinan köksal / flickr.com Jon Dawson / flickr.com Tom Thai / flickr.com Wilhelm Joys Andersen / flickr.com David Ohmer / flickr.com Justin / flickr.com Факел Статуи Свободы (Mike Clarke / flickr.com) Вид сверху на Статую Свободы (StatueLibrtyNPS / flickr.com)

Статуя свободы – это основной символ американского народа, идея о свободе. Кроме того, это еще один символ мегаполиса Нью-Йорк.

Величественное сооружение в Америке расположено на острове Либерти. Приблизительно 3 тыс. метров в юго-западном направлении от юга острова Манхэттен в Нью-Йорке. До 56 года прошлого века остров в США, который теперь украшает статуя Свободы, именовался как Бедлоу. Хотя в начале столетия его уже прозвали «островом Свободы».

В правой руке статуи, длина которой 12,8 метров, горит факел. В левой - табличка, длина которой 4,14 метров. На ней написана дата принятия Декларации независимости Соединенных штатов от Великобритании.

Под ногами статуи виднеются разбитые оковы, что, в свою очередь, символизирует освобождение. На голове расстояние от подбородка до затылка составляет 5,26 метров. Длина носа составляет 1,37 метров.

Корона Статуи Свободы из 7 зубцов, Нью-Йорк (sylvain.collet / flickr.com)

Венчает статую корона из 7 зубцов. Это символ семи морей и в то же время семи континентов. Согласно географии на земном шаре всего семь континентов: Азия, Европа, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Семь морей означают то же количество частей Мирового океана. Также в короне сделаны окна, которые как бриллианты блестят на солнце и украшают ее.

Еще один факт - посетители обычно проходят 192 ступени, чтобы подняться на пьедестал. А для того чтобы подняться на самый верх, нужно преодолеть 356 ступеней. Размер статуи весьма внушителен. Общая высота сооружения составляет 93 метра. А высота конкретно статуи – 46 метров.

Чтобы посетить эту достопримечательность, нужно попасть на остров при помощи парома. Обычно поднимаются на самый верх, откуда можно полюбоваться потрясающей панорамой Нью-Йорка и его гавани, неподдающейся описанию.

Кто подарил статую свободы Америке?

Несмотря на то, что статуя Свободы – символ Америки и Нью-Йорка, сделали ее отнюдь не в Штатах. Откуда же она тогда взялась?

Табличка в левой руке Статуи Свободы с датой принятия Декларации независимости (Pete Bellis / flickr.com)

Достопримечательность интересна тем, что это подарок Франции на День независимости Штатам. Спроектировал и изготовил статую Фредерик Огюст Бартольди, французский скульптор. Основная идея – сделать подарок Америке на столетие Декларации Независимости.

Для статуи позировала вдова Изабелла Бойер. Интересный факт, что это была жена Зингера – американца создателя известной марки швейных машин. Эта дама была не последним лицом в столице и в то же время красивой женщиной.

Интересный факт — статую Свободы изначально планировали поставить не в Нью-Йорке, а в Порт-Саиде – в Египте. Но власти Египта посчитали данный проект слишком дорогостоящим. Поэтому сооружение было решено перевести в США, где оно будет возвышаться на острове мегаполиса Нью-Йорка.

Проектирование и подготовка к строительству

Власти Штатов обязались соорудить пьедестал, а в Париже изготавливали саму статую. Французы обязались ее установить на месте.

Вид сверху на Статью Свободы, Нью-Йорк, США (Phil Dolby / flickr.com)

Для того чтобы собрать необходимую сумму для реализации проекта, были приняты специальные меры в обоих государствах. Во Франции определенное количество денег удалось собрать благодаря лотереям, развлекательным мероприятиям, пожертвованиям граждан. В Америке чтобы собрать нужную сумму проводили театральные выступления, выставки художников, бои на ринге и аукционы.

Во Франции автору сооружения Бартольди был нужен технически образованный человек для конструирования статуи. Еще один интересный факт, этим человеком суждено было стать архитектору Гюставу Эйфелю, самой известной работой которого в будущем стала Эйфелева башня. Ему было необходимо сделать проект стальной опоры для сооружения и каркас для поддержки статуи с большой высотой в вертикальном положении.

Для статуи большой высоты было необходимо огромное количество меди. Есть разные интересные версии о месте ее добычи. Например, в России, в Нижнем Тагиле. Но по результатам исследования выяснилось, что медь была из Норвегии. Для основания из бетона, на котором стоит статуя Свободы, требовалось большое количество цемента. Его обязалась поставить немецкая компания по производству бетона.

Формирование нужной для строительства суммы шло недостаточно быстро. Джозеф Пулитцер даже призывал американских граждан поддержать строительство. Выступления его существенно повлияли на скорость осуществления задуманного. Пьедестал продумал архитектор по имени Ричард Моррис Хант.

Возведение Статуи свободы

Возведение массивного основания возле Манхэттена в Нью-Йорке началось 5 августа в 1885 году. Строили его чуть меньше чем 9 месяцев, и закончилась работа 22 апреля 1886 года. Внутри пьедестала из камней вставлены перемычки из стали. Соединенные с ними металлические балки направлены ввысь, чтобы перейти в Эйфелевский каркас внутри самого сооружения.

Франция изготовила свой подарок летом. Длина всего сооружения получилась почти 34 метра. Для транспортировки ее разобрали на 350 фрагментов, которые распределили по множеству ящиков. Перевозили их в США на судне «Изере». Через 11 месяцев статуя Свободы появилась вблизи Нью-Йорка, где была воздвигнута за 4 месяца работы.

Официально статуя Свободы была открыта в 1886 году в Нью-Йорке. На торжестве присутствовал правящий тогда в США Гровер Кливленд и более тысячи жителей и гостей города.

История Статуи Свободы Соединенных Штатов Америки

Статуя Свободы вблизи города Нью-Йорка на своем массивном основании из гранита находится внутри форта Вуд, выстроенного для оборонительных целей в начале XIX века. До начала XX века за функционирование объекта несла ответственность служба маяков. После эту роль на себя взяли военные в США.

15 октября по постановлению правительства США форт Вуд в комплексе со статуей Свободы обрели статус памятника американской нации в Соединенных штатах.

«символом Нью-Йорка и США» Jon Dawson / flickr.com

В 1933 году за статую Свободы стала нести ответственность Служба национальных парков США. В 1937 году размеры памятника выросли и стали совпадать с очертанием Бедлоу. В 1956 году имя острова поменялось, он обрел новое название - остров Свободы.

В 82 году прошлого века под влиянием главы страны Рейгана был создан проект по восстановлению статуи Свободы. В итоге была собранна сумма в 87 миллионов долларов. В 1984 начались работы по восстановлению, в ходе которых заменили старый факел современным с золотым покрытием. Еще один интересный факт - для покрытия использовали 24-каратное золото. В 1986 году обновленная статуя Свободы приняла всех желающих посетить ее по случаю юбилея.

В начале сентября 2001 года, из-за трагедии в Башнях-близнецах, остров вместе со статуей Свободы стал недоступен для желающих посетить его. И только в 2004 году статуя Свободы вновь была открыта для посещений, но доступ наверх по-прежнему был закрыт.

С 4 июля 2009 года по приказу президента США Обамы стало возможным посетить верх статуи Свободы. В 2011 году обновили лифты с лестницами в честь очередного юбилея. Помимо этого, для удобства посетителей здесь установили эскалатор. В 2012 году статуя Свободы стала полностью доступна для посещения жителями Нью-Йорка и приезжими в США.

Статуя свободы - один из символов Америки и Нью-Йорка. Она многие годы притягивает к себе туристов и является культовым местом среди американцев.

В день празднования на Западе сатанистского Хеллоуина мы поговорим об изваянии, ставшим символом новой Атлантиды, как называют некоторые Соединённые Штаты Америки. Статуя свободы официально была открыта в Нью-Йорке 28 октября 1886. Чему посвящена она и кого изображает?

Об этом наша статья.

Официальная история

Скульптура является подарком Франции к Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости. Статуя держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI» (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днём принятия Декларации независимости США. Одной ногой «свобода» стоит на разбитых оковах.

Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов: Африка, Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия).

Статуя свободы в цифрах:


  • Высота от верхней части основания до факела 46,05 м

  • Высота от земли до вершины пьедестала 46,94 м

  • Высота от земли до верхушки факела 92,99 м

  • Рост статуи 33,86 м

  • Длина кисти руки 5,00 м

  • Длина указательного пальца 2,44 м

  • Голова от макушки до подбородка 5,26 м

  • Ширина лица 3,05 м

  • Длина глаза 0,76 м

  • Длина носа 1,37 м

  • Длина правой руки 12,80 м

  • Толщина правой руки 3,66 м

  • Толщина талии 10,67 м

  • Ширина рта 0,91 м

  • Высота таблички 7,19 м

  • Ширина таблички 4,14 м

  • Толщина таблички 0,61 м

  • Толщина медного покрытия статуи 2,57 мм.

  • Общий вес меди, использованной для отлива статуи31 тонна

  • Общий вес её стальной конструкции 125 тонн.

  • Общий вес бетонного основания 27 000 тонн.

Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале, находится выставка истории статуи. К музею можно подняться на лифте.

Территория острова Либерти (Свободы) первоначально относилась к штату Нью-Джерси, впоследствии находилась в управлении Нью-Йорка, а в настоящее время находится в федеральном управлении. До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» (англ. Bedloe’s Island), хотя его ещё называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвящённый статуе свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен на стене в музее, находящемся в пьедестале статуи. Знаменитые последние строки «Свободы»:

«Keep, ancient lands, your storied pomp!» cries she
With silent lips. «Give me your tired, your poor,
Your huddled masses yearning to breathe free,
The wretched refuse of your teeming shore.
Send these, the homeless, tempest-tossed to me,
I lift my lamp beside the golden door!»

В русском переводе В. Лазариса:

«Вам, земли древние, — кричит она, безмолвных
Губ не разжав, — жить в роскоши пустой,
А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!»

В более близком к тексту переводе:

«Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!»
Взывает молча. «Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

Что на самом деле символизирует статуя свободы

Статуя свободы (да-да, с маленькой буквы), если посмотреть на неё без пропагандистской мишуры — эта гигантская женщина в короне с семью лучами, с книгой и факелом в руке… кто она? Очередная сказка об американской мечте и идеалах демократии, национальная гордость несуществующей американской нации?

О подлинном происхождении и мытарствах скульптуры, о её истоках, берущих начало в несовместимых культурах или о финансовой стороне существования «леди», говорить не принято. Басня о подарке в честь дружбы Франции и США путешествует по миру столь же традиционно, как и румяный Санта Клаус — ещё одно детище коммерции. А мы всё же перелистаем несколько страниц истории назад и посмотрим, как всё было на самом деле.

Идея создания статуи принадлежит Фредерику Огюсту Бартольди — если можно назвать идеей создание неоригинального монумента, могущего похвастаться только фрагментами классического искусства да гигантскими размерами. Бартольди родился в 1834 году в богатой еврейской семье и учился у знаменитых мастеров Парижа — без особого усердия, зато переполненный честолюбивыми планами. Чтобы выбиться в люди, Бартольди прибег к помощи влиятельных родственников, имевших непосредственное отношение к Вольным каменщикам.

О влиянии масонства на создание США известно довольно много, начиная от отцов-основателей, до символики доллара. Пирамиды, стелы, всевидящее око и т.п. также украшают различные правительственные здания в США. Напоним, что представители их братства 4 июля 1776 года подписали Декларацию независимости, открывшую путь к созданию независимого государства (об этом мы писали в статье «Что такое США или зачем создавалось данное государство? (Часть первая)» http://inance.ru/2015/10/usa-01/).

«Что такое США или зачем создавалось данное государство? (Часть первая)» http://inance.ru/2015/10/usa-01/

Однако, о самом главном символе США — статуе свободы — как правило, не делается никаких связей с масонством.

Египетские наброски

В 70-е годы XIX века под контролем Вольных каменщиков в Египте происходило строительство Суэцкого канала. Сюда приехал молодой амбициозный Бартольди, и его воображение поразили величественные монументы этого края, пережившие тысячелетия. Так родилась в его голове мысль создать нечто столь же колоссальное и впечатляющее, что навсегда увековечило бы его имя. Встретившись с главой строительства, Фердинандом Лессепсом, Фредерик убедил его походатайствать о его плане. Предложение выглядело так: установить гигантскую статую при входе в будущий канал — она должна была быть вдвое выше Большого Сфинкса и служить в качестве маяка.

Бартольди решил не ждать музы, а на скорую руку смастерить какой-нибудь макет для рассмотрения местным правительством (именно ему и приписывалось предполагаемое финансирование проекта). Да и придумывать ничего было не нужно — это уже сделали древние греки, создавшие около 280 года до нашей эры Колосса Родосского — одно из семи чудес света. Эта громадная статуя атлетичного юноши, устремившего взгляд в море, была возведена на входе в гавань острова Родос и впоследствии частично разрушена землетрясением.

Бартольди «приодел» макет в египетскую одежду, в руку поместил амфору, а голову увенчал венком. Но Лессепс посоветовал ему использовать атрибуты древнеиранского бога Митры — бога мира, согласия, а впоследствии солнца.

Заметки на полях

Митра — индоиранский бог света и солнца, близкий древнегреческому Гелиосу. Его обычными атрибутами были колесница и золотой трон. Со временем культ Митры проник в Малую Азию и существенно изменился. Митра стал богом дружбы, который объединял, примирял, защищал, обогащал людей. Изображали его юношей в короткой, развевающейся одежде и фригийском колпаке. Культ Митры в начале нашей эры распространился в Римской империи, пользовался покровительством императоров, позже был вытеснен христианством.

Особенное фото головы Статуи Свободы на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.

Когда в Древнем Риме распространился культ бога Митры, то о боге Солнца стали рассказывать следующие легенды. Он был рожден скалой на восходе Солнца. В одной руке он держал меч, в другой руке факел. Митра боролся с Солнцем, завоевал его и стал таким образом его союзником. После этого он подчинил себе быка (символ античной цивилизации), затащил его в свою пещеру и убил его там. Кровь быка удобрила почву, и всюду буйно разрослись растения, фрукты и маленькие звери.

Бог Солнца был почитаем во всей Римской империи. Об этом ещё сегодня свидетельствуют четыреста мест жертвоприношений, сохранившихся с тех времен. Особенно почитали бога Митру простые люди, которые совершали культовые обряды в его честь. Благодаря солдатам митраизм стал известным в пределах всего тогдашнего мира. Известные сегодня места этого культа существуют в основном как алтари в скалах.

Митра с лучами и с орлом, ставшим потом символом США

Наряду с многочисленными символами в них выгравированы знаки зодиака. Сам бог Митра на них всегда занимает место Солнца — центрального созвездия древних римлян.

Таким образом статуя получила факел и семилучевую корону от бога Митры, хотя есть и другое божество, выглядящее аналогично. Стали думать над названием: «Прогресс, несущий свет в Азию»? Или заменить «прогресс» на «Египет»? И тут вспомнили о популярной во Франции картине «Свобода на баррикадах» живописца-романтика Эжена Делакруа. Слово «свобода» уже заманчиво «клеилось» к проекту статуи, но правительство отказалось тратить деньги на исполинского истукана — так что Бартольди несолоно-хлебавши вернулся во Францию.

Французское воплощение

Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах»

Время создания статуи совпадает со вступлением Бартольди в масонскую ложу (Эльзасско-Лотарингский филиал) — это был 1875 год.

А близился 1876 год — столетний юбилей американской независимости. Услышав в политическом кружке жалобы на отсутствие в Америке подлинных шедевров искусства, посвящённых Свободе, французский сенатор и член всё того же ордена Вольных каменщиков Эдуард де Лабуле решил оживить провалившийся в Египте проект. Всё это, разумеется, нужно было правильно преподнести в массы: решено было «подарить» статую Штатам «в знак дружбы между народами двух стран».

Но «подарок» пришлось оплатить — как французским, так и заокеанским простым гражданам. Был экстренно учреждён целый Франко-Американский союз, возглавляемый Лабуле, а в обоих государствах организовали комитеты по организации сбора средств. Причём во главе французского штаба стал никто иной как наш старый знакомый — Фердинанд Лессепс! Кампанию по сбору средств в Штатах возглавил Джозеф Пулитцер, впоследствии известный как создатель самой престижной журналистской премии, а тогда ещё — издатель газеты «New York World». Он с пониманием всех тонкостей воздействия на массы критиковал жлобов и толстосумов, обращаясь к простым американцам (коммерсант был не промах — это значительно подняло тираж его газеты). Никто точно не скажет нам, сколько денег отмыли дружелюбные господа на этом благом деле, но только в США таким образом изъяли из оборота 100 000 долларов.

Основную работу по созданию статуи проделал известный французский инженер Александр Гюстав Эйфель (Боникхаузен), тогда известный своей авантюрой по присвоению огромных средств за фиктивные работы во время строительства Панамского канала, но прославившийся благодаря сооружению в центре Парижа.

Эйфель тоже состоял в масонской ложе, а выпутываться из панамской аферы ему помог ещё один брат по ложе, который на тот момент занимал пост премьер-министра Франции.

Французский инженер Густав Александр Эйфель (слева) и Огюст Бартольди (справа)

Эйфель сделал все расчёты, а также спроектировал железную опору монумента и поддерживающий каркас, который затем обшивался металлическими листами. Далее вновь за дело взялся Бартольди, и добавил несколько современных деталей: у ног статуи он поместил «разорванные цепи тирании», больше похожие на цепи, которыми скована сама статуя.

В левую руку вложил Книгу Законов (Декларацию независимости), облачил теперь уже «леди» в римскую одежду.

Некоторые считают, что Бартольди придал ей черты лица своей матери — Шарлотты Бейсер, хотя при этом натурщицей выступила недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера, предпринимателя в области оборудования каналов и швейных машин, выступавшего спонсором еврейских социалистов вместе с Ротшильдом.

В день празднования на Западе сатанистского Хеллоуина мы поговорим об изваянии, ставшим символом новой Атлантиды, как называют некоторые Соединённые Штаты Америки. Статуя свободы официально была открыта в Нью-Йорке 28 октября 1886. Чему посвящена она и кого изображает?

Об этом наша статья.

Официальная история

Скульптура является подарком Франции к Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости. Статуя держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI» (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днём принятия Декларации независимости США. Одной ногой «свобода» стоит на разбитых оковах.

Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов: Африка, Европа, Азия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия).

Статуя свободы в цифрах:

  • Высота от верхней части основания до факела 46,05 м
  • Высота от земли до вершины пьедестала 46,94 м
  • Высота от земли до верхушки факела 92,99 м
  • Рост статуи 33,86 м
  • Длина кисти руки 5,00 м
  • Длина указательного пальца 2,44 м
  • Голова от макушки до подбородка 5,26 м
  • Ширина лица 3,05 м
  • Длина глаза 0,76 м
  • Длина носа 1,37 м
  • Длина правой руки 12,80 м
  • Толщина правой руки 3,66 м
  • Толщина талии 10,67 м
  • Ширина рта 0,91 м
  • Высота таблички 7,19 м
  • Ширина таблички 4,14 м
  • Толщина таблички 0,61 м
  • Толщина медного покрытия статуи 2,57 мм.
  • Общий вес меди, использованной для отлива статуи31 тонна
  • Общий вес её стальной конструкции 125 тонн.
  • Общий вес бетонного основания 27 000 тонн.

Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале, находится выставка истории статуи. К музею можно подняться на лифте.

Территория острова Либерти (Свободы) первоначально относилась к штату Нью-Джерси, впоследствии находилась в управлении Нью-Йорка, а в настоящее время находится в федеральном управлении. До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» (англ. Bedloe’s Island), хотя его ещё называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвящённый статуе свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен на стене в музее, находящемся в пьедестале статуи. Знаменитые последние строки «Свободы»:

«Keep, ancient lands, your storied pomp!» cries she
With silent lips. «Give me your tired, your poor,
Your huddled masses yearning to breathe free,
The wretched refuse of your teeming shore.
Send these, the homeless, tempest-tossed to me,
I lift my lamp beside the golden door!»

В русском переводе В. Лазариса:

«Вам, земли древние, - кричит она, безмолвных
Губ не разжав, - жить в роскоши пустой,
А мне отдайте из глубин бездонных
Своих изгоев, люд забитый свой,
Пошлите мне отверженных, бездомных,
Я им свечу у двери золотой!»

В более близком к тексту переводе:

«Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!»
Взывает молча. «Дайте мне усталый ваш народ,
Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

Что на самом деле символизирует статуя свободы

Статуя свободы (да-да, с маленькой буквы), если посмотреть на неё без пропагандистской мишуры - эта гигантская женщина в короне с семью лучами, с книгой и факелом в руке… кто она? Очередная сказка об американской мечте и идеалах демократии, национальная гордость несуществующей американской нации? О подлинном происхождении и мытарствах скульптуры, о её истоках, берущих начало в несовместимых культурах или о финансовой стороне существования «леди», говорить не принято. Басня о подарке в честь дружбы Франции и США путешествует по миру столь же традиционно, как и румяный Санта Клаус - ещё одно детище коммерции. А мы всё же перелистаем несколько страниц истории назад и посмотрим, как всё было на самом деле.

http://gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1285938582/126088911.jpg

Идея создания статуи принадлежит Фредерику Огюсту Бартольди - если можно назвать идеей создание неоригинального монумента, могущего похвастаться только фрагментами классического искусства да гигантскими размерами. Бартольди родился в 1834 году в богатой еврейской семье и учился у знаменитых мастеров Парижа - без особого усердия, зато переполненный честолюбивыми планами. Чтобы выбиться в люди, Бартольди прибег к помощи влиятельных родственников, имевших непосредственное отношение к Вольным каменщикам.

О влиянии масонства на создание США известно довольно много, начиная от отцов-основателей, до символики доллара. Пирамиды, стелы, всевидящее око и т.п. также украшают различные правительственные здания в США. Напоним, что представители их братства 4 июля 1776 года подписали Декларацию независимости, открывшую путь к созданию независимого государства (об этом мы писали в статье «Что такое США или зачем создавалось данное государство? (Часть первая)» ).


« »

Однако, о самом главном символе США - статуе свободы - как правило, не делается никаких связей с масонством.

Египетские наброски

В 70-е годы XIX века под контролем Вольных каменщиков в Египте происходило строительство Суэцкого канала. Сюда приехал молодой амбициозный Бартольди, и его воображение поразили величественные монументы этого края, пережившие тысячелетия. Так родилась в его голове мысль создать нечто столь же колоссальное и впечатляющее, что навсегда увековечило бы его имя. Встретившись с главой строительства, Фердинандом Лессепсом, Фредерик убедил его походатайствать о его плане. Предложение выглядело так: установить гигантскую статую при входе в будущий канал - она должна была быть вдвое выше Большого Сфинкса и служить в качестве маяка.

Бартольди решил не ждать музы, а на скорую руку смастерить какой-нибудь макет для рассмотрения местным правительством (именно ему и приписывалось предполагаемое финансирование проекта). Да и придумывать ничего было не нужно - это уже сделали древние греки, создавшие около 280 года до нашей эры Колосса Родосского - одно из семи чудес света. Эта громадная статуя атлетичного юноши, устремившего взгляд в море, была возведена на входе в гавань острова Родос и впоследствии частично разрушена землетрясением.


http://iknowit.ru/image_base/2010/pimg_1062_1306.jpg

Бартольди «приодел» макет в египетскую одежду, в руку поместил амфору, а голову увенчал венком. Но Лессепс посоветовал ему использовать атрибуты древнеиранского бога Митры - бога мира, согласия, а впоследствии солнца.

Заметки на полях

http://sam-sebe-psycholog.ru/sites/default/files/styles/article/public/field/image/mirta1.jpg

Митра - индоиранский бог света и солнца, близкий древнегреческому Гелиосу. Его обычными атрибутами были колесница и золотой трон. Со временем культ Митры проник в Малую Азию и существенно изменился. Митра стал богом дружбы, который объединял, примирял, защищал, обогащал людей. Изображали его юношей в короткой, развевающейся одежде и фригийском колпаке. Культ Митры в начале нашей эры распространился в Римской империи, пользовался покровительством императоров, позже был вытеснен христианством.

Особенное фото головы Статуи Свободы на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. http://gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1285959951/45270518_Exposition_Paris_1878.jpg

Когда в Древнем Риме распространился культ бога Митры, то о боге Солнца стали рассказывать следующие легенды. Он был рожден скалой на восходе Солнца. В одной руке он держал меч, в другой руке факел. Митра боролся с Солнцем, завоевал его и стал таким образом его союзником. После этого он подчинил себе быка (символ античной цивилизации), затащил его в свою пещеру и убил его там. Кровь быка удобрила почву, и всюду буйно разрослись растения, фрукты и маленькие звери.

Бог Солнца был почитаем во всей Римской империи. Об этом ещё сегодня свидетельствуют четыреста мест жертвоприношений, сохранившихся с тех времен. Особенно почитали бога Митру простые люди, которые совершали культовые обряды в его честь. Благодаря солдатам митраизм стал известным в пределах всего тогдашнего мира. Известные сегодня места этого культа существуют в основном как алтари в скалах.

Митра с лучами и с орлом, ставшим потом символом США http://geo-politica.info/upload/editor/news/2015.12/567f624427790_1451188804.jpg

Наряду с многочисленными символами в них выгравированы знаки зодиака. Сам бог Митра на них всегда занимает место Солнца - центрального созвездия древних римлян.

Таким образом статуя получила факел и семилучевую корону от бога Митры, хотя есть и другое божество, выглядящее аналогично. Стали думать над названием: «Прогресс, несущий свет в Азию»? Или заменить «прогресс» на «Египет»? И тут вспомнили о популярной во Франции картине «Свобода на баррикадах» живописца-романтика Эжена Делакруа. Слово «свобода» уже заманчиво «клеилось» к проекту статуи, но правительство отказалось тратить деньги на исполинского истукана - так что Бартольди несолоно-хлебавши вернулся во Францию.

Французское воплощение


Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах» http://iknowit.ru/image_base/2010/pimg_1063_1306.jpg

Время создания статуи совпадает со вступлением Бартольди в масонскую ложу (Эльзасско-Лотарингский филиал) - это был 1875 год.

А близился 1876 год - столетний юбилей американской независимости. Услышав в политическом кружке жалобы на отсутствие в Америке подлинных шедевров искусства, посвящённых Свободе, французский сенатор и член всё того же ордена Вольных каменщиков Эдуард де Лабуле решил оживить провалившийся в Египте проект. Всё это, разумеется, нужно было правильно преподнести в массы: решено было «подарить» статую Штатам «в знак дружбы между народами двух стран».

http://gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1285959951/Caricature_Gustave_Eiffel_1.gif

Но «подарок» пришлось оплатить - как французским, так и заокеанским простым гражданам. Был экстренно учреждён целый Франко-Американский союз, возглавляемый Лабуле, а в обоих государствах организовали комитеты по организации сбора средств. Причём во главе французского штаба стал никто иной как наш старый знакомый - Фердинанд Лессепс! Кампанию по сбору средств в Штатах возглавил Джозеф Пулитцер, впоследствии известный как создатель самой престижной журналистской премии, а тогда ещё - издатель газеты «New York World». Он с пониманием всех тонкостей воздействия на массы критиковал жлобов и толстосумов, обращаясь к простым американцам (коммерсант был не промах - это значительно подняло тираж его газеты). Никто точно не скажет нам, сколько денег отмыли дружелюбные господа на этом благом деле, но только в США таким образом изъяли из оборота 100 000 долларов.

Основную работу по созданию статуи проделал известный французский инженер Александр Гюстав Эйфель (Боникхаузен), тогда известный своей авантюрой по присвоению огромных средств за фиктивные работы во время строительства Панамского канала, но прославившийся благодаря сооружению в центре Парижа.

Эйфель тоже состоял в масонской ложе, а выпутываться из панамской аферы ему помог ещё один брат по ложе, который на тот момент занимал пост премьер-министра Франции.


Французский инженер Густав Александр Эйфель (слева) и Огюст Бартольди (справа) http://gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1285959951/29.jpg

Эйфель сделал все расчёты, а также спроектировал железную опору монумента и поддерживающий каркас, который затем обшивался металлическими листами. Далее вновь за дело взялся Бартольди, и добавил несколько современных деталей: у ног статуи он поместил «разорванные цепи тирании», больше похожие на цепи, которыми скована сама статуя.


http://www.factroom.ru/wp-content/uploads/2015/09/494-730×493.jpg

В левую руку вложил Книгу Законов (Декларацию независимости), облачил теперь уже «леди» в римскую одежду.

Некоторые считают, что Бартольди придал ей черты лица своей матери - Шарлотты Бейсер, хотя при этом натурщицей выступила недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера, предпринимателя в области оборудования каналов и швейных машин, выступавшего спонсором еврейских социалистов вместе с Ротшильдом.

Изабелла Бойер

Одна из самых известных достопримечательностей США, о которой знает не только коренное население страны, но и каждый из нас. Статуя Свободы (Statue of Liberty) находится в Нью-Йорке – памятник, который особенно часто можно встретить в кино, а также фотографиях туристов Америки.

Открытие памятного места сопровождалось пушечным залпом, фейерверками и ревом сирен. Случилось долгожданное событие в далеком 1886 году. С того самого времени, корабли, входящие в порт Нью-Йорка, встречают каменную статую женщины, держащую в руке факел свободы.

Как бы парадоксально это ни звучало, но символ Америки был детищем мастеров Франции. Именно там статуя показалась свету впервые. Разобрав по частям, её отправили в плаванье прямиком через Атлантический океан. Уже в Нью-Йорке её собрали и поставили на мощнейший цоколь, сделанный уже коренными американцами. Установили статую на острове Бедлоу, который после переименовали в остров Свободы.

Задумал памятник академик Эдуард де Лабулайе в 1865 году, а автором работы стал Фредерик Огюст Бартольди – скульптор, родом из Эльзаса. Скульптор выбрал остров Бедлоу по своим соображениям, а вообще, он представлял монумент не только на нем, но и в Порт-Саиде (Суэцкий канал). Свой проект «Египет, несущий свет в Азию» воплотить в жизнь Бартольди не удалось, зато для Америки задумка пришлась как нельзя кстати.

Проект утвердили в Конгрессе в 1877 году, даже несмотря на то, что по плану скульптура должна была появиться уже в 1876 году в день подписания Декларации Независимости США. Тем не менее, собрать нужную сумму денег для возведения шедевра сразу не удалось, сроки затянулись. До Нью-Йорка Леди Свободы добралась к 17 июлю 1885 года. На протяжении четырех месяцев памятник собирали воедино. Существует один интересный факт, связанной с открытием монумента 28 октября 1886 года. Церемония проводилась в обществе одних мужчин, и это при том, что изваяние олицетворяет символ свободы. Лишь маленькая девочка восьми лет и одна женщина смогли побывать в этот день на острове – дочь Лессенса и жена Бартольди.

Что из себя представляет Статуя Свободы? Памятник образует Каркас из стали весом в 125 тонн. Чтобы спроектировать и построить конструкцию на помощь позвали Густава Эйфеля, которого сменил чуть позже Морис Кехлин. Внутри конструкции можно двигаться и взбираться на самый верх по винтовой лестнице. Чтобы добраться до смотровой площадки предстоит преодолеть 354 ступенек. Этот путь покажется легким после того, как на самой вершине заглянуть в одно из 25 окон и увидеть невероятный панорамный вид.

Верхушку стального скелета накрывают медные пластины, образующие силуэт памятника. Медь для них поставляли из России. Символом свободы также является разбитая окова у одной из ног статуи.

Изначально её прозвали «Свобода, несущая свет миру» , затем уже переименовали в нынешнее. Высота скульптуры – 46 метров. Если подсчитать все элементы изваяния вместе с факелом, то высота составит 93 метра. Вес достигает 205 тонн.

Статуя получила статус национального памятника в 1924 году, а вслед за ней и сам остров Бедлоу. Несколько раз памятник реставрировали, добавляли новейшее освещение.

У многих может появиться вопрос: «Кто же являлся прототипом статуи?» . Существует две версии. По одной из них считают, что Бартольди вдохновился образом Изабеллы Байер (вдова Айзека Зингера). В другой же утверждают, что образ принадлежит его матери Шарлотте.

Внутри статуи открыли музей в 1972 году, добраться до которого можно на лифте. В музее представлена информация об истории заселения страны. Существует множество противоречивых мнений о символе Америки. Кто-то говорил о высокой технике исполнения, четкости и грациозности линий, а кто-то считает, что говорить об этой статуе, как о символе свободы нельзя, слишком это бесстрастно и холодно. Только мнения не мешают жителям США, да и всему миру в частности, считать статую Свободы символом страны.

Статуя Свободы или, как ее еще называют, Леди Свобода, уже много лет символизирует распространение свободы и демократии. Ярким символом освобождения является попирание статуей разбитых оков. Впечатляющая конструкция расположена на материке Северная Америка в Нью-Йорке, неизменно предстает взору всех его гостей и дарит самые незабываемые впечатления.

Создание Статуи Свободы

Монумент вошел в историю как подарок США от французского правительства. По официальной версии это событие произошло в честь празднования Америкой 100 лет со дня обретения независимости, а также в знак дружбы между двумя государствами. Автором проекта стал лидер французского антирабовладельческого движения Эдуар Рене Лефевр де Лабуэлэ.

Работы над созданием статуи начались в 1875 году во Франции и были закончены в 1884. Возглавил их Фредерик Огюст Бартольди, талантливый французский скульптор. Именно этот выдающийся человек 10 лет создавал в своей художественной студии будущий символ свободы мирового масштаба.

Работы велись в соавторстве с лучшими умами Франции. Гюстав Эйфель, разработчик проекта создания Эйфелевой башни, принимал участие в создании конструкции внутреннего стального каркаса знаменитой статуи. Работы продолжил один из его помощников, инженер Морис Кехлин.

Торжественная церемония вручения французского дара американским коллегам была запланирована на июль 1876 года. Преградой на пути к осуществлению задуманного стала банальная нехватка средств. Президент Америки Гровер Кливленд смог принять в торжественной обстановке подарок французского правительства только 10 лет спустя. Датой торжественной передачи Статуи стал октябрь 1886 года. Остров Бедлоу был назначен местом для проведения церемонии исторического масштаба. Через 70 лет он получил название «Острова Свободы».

Описание легендарной достопримечательности

Статуя Свободы числится в списке самых известных мировых шедевров. Ее правая рука гордо вздымает факел, в то время как левая демонстрирует табличку с письменами. Надпись указывает на дату важнейшего события для всего американского народа – Дня провозглашения независимости Соединенных Штатов Америки.

Впечатляют габариты Леди Свободы. Ее высота от земли до верха факела равна 93 метрам. Размеры головы - 5.26 метра, длина носа - 1.37 м, глаза - 0.76 м, рук - 12.8 метра, длина каждой кисти составляет 5 м. Размер таблички равен 7.19 м.

Любопытно, из чего сделана Статуя Свободы. Чтобы отлить ее тело понадобилось не менее 31 тонны меди. Вся стальная конструкция весит в целом около 125 тонн.

25 окон обзора, расположенные в короне, выступают символом богатства страны. А лучи, выходящие из нее в количестве 7 штук, являются символом семи континентов и морей. Вдобавок к этому они символизируют расширение свободы во всех направлениях.

Традиционно к месту нахождения монумента добираются на пароме. Излюбленным местом посещения является корона. Чтобы порадоваться местным пейзажам и видам Нью-Йоркского побережья с высоты, необходимо подниматься на специальную площадку внутри нее. С этой целью посетителям придется преодолеть большое количество ступеней – 192 до вершины пьедестала, а затем 356 уже в самом теле.

Как награда перед самыми настойчивыми посетителями открываются обширные виды на Нью-Йорк с его живописными окрестностями. Не менее интересен пьедестал, где находится музей с расположенными в нем историческими экспозициями.

Малоизвестные интересные факты о Статуе Свободы

Период создания и последующего существования монумента наполнен занимательными фактами и историями. Некоторые из них не освещаются даже при посещении туристами города Нью-Йорк.

Первое название Статуи Свободы

Статуя Свободы – это название, под которым шедевр знают во всем мире. Поначалу она была известна под названием «Liberty Enlightening the World» – «Свобода, Озаряющая Мир». Первое время вместо нее планировалось возведение монумента в виде фермера с факелом в руке. Местом установления должна была стать территория Египта у входа в Суэцкий канал. Резко изменившиеся планы египетского правительства помешали этому.

Прообраз лица Статуи Свободы

Распространенной является информация, что лицо Статуи Свободы не более чем вымысел автора. Однако известны две версии его происхождения. По первой прообразом лика стало лицо известной натурщицы французского происхождения Изабеллы Бойер. По другой Фредерик Бартольди увековечил в монументе лицо собственной матери.

Метаморфозы с цветом

Сразу после создания статуя отличалась ярким золотисто-оранжевым цветом. В Санкт-Петербурге посетители Эрмитажа могут увидеть картину, где она запечатлена в своем первоначальном виде. Сегодня монумент приобрел зеленый цвет. Это связано с патинированием - процессом, при котором металл приобретает сине-зеленый оттенок, взаимодействуя с воздухом. Такое преобразование американского символа длилось в течение 25 лет, что запечатлено на многочисленных фото. Медное покрытие статуи окислилось естественным образом, что можно наблюдать сегодня.

«Путешествия» головы Леди Свободы

Малоизвестный факт: прежде чем все части подарка французов были собраны в Нью-Йорке, Статуе Свободы пришлось некоторое время путешествовать по стране в разобранном виде. Ее голова была выставлена в одном из филадельфийских музеев в 1878 году. Французы тоже решили насладиться небывалым зрелищем до ее отбытия в место назначения. В том же году голову выставили на всеобщее обозрение на одной из парижских выставок.

Экс-рекордсмен

В XXI веке существуют здания, превосходящие символ Америки по высоте и тяжести. Однако в годы разработки проекта Статуи ее бетонное основание являлось крупнейшим в мире и самой габаритной бетонной конструкцией. Выдающиеся рекорды вскоре перестали быть таковыми, но монумент по-прежнему ассоциируется в мировом сознании со всем величественным и новым.

Близнецы Статуи Свободы

Во всем мире создано немало копий американского символа, среди них несколько десятков можно встретить в самих США. Пару 9-метровых копий можно увидеть в окрестностях нью-йоркского Национального банка Свободы. Другая, уменьшенная до 3-х метров копия, держащая Библию, украшает собой штат Калифорния.

Официальная копия-близнец монумента появилась в конце 80-х годов XX века. Американцы преподнесли ее французскому народу в знак дружбы и признательности. Сегодня этот подарок можно лицезреть в Париже на одном из островов рек Сены. Копия является уменьшенной, тем не менее способна поразить окружающих 11-метровой высотой.

Собственные копии монумента возвели жители Токио, Будапешта, Львова.

Авторство уменьшенной до минимума копии принадлежит жителям западной Украины – скульптору Михаилу Колодко и архитектору Александру Безику. Увидеть этот шедевр современного искусства можно в Ужгороде, на Закарпатье. Шуточная скульптура сделана из бронзы, имеет всего 30 см в высоту и весит около 4 кг. Сегодня она символизирует стремление местного населения к самовыражению и известна как самая миниатюрная копия в мире.

Экстремальные «приключения» монумента

На своем веку Статуя Свободы пережила немало. В июле 1916 года в Америке произошел жестокий теракт. На расположенном рядом с островом Свободы островке Блэк-Том-Айленд прозвучали взрывы, сопоставимые по своей силе с землетрясением около 5,5 баллов. Их виновниками оказались диверсанты из Германии. Во время этих событий монумент получил сильные повреждения некоторых своих частей.

В 1983 году на глазах у многочисленной публики иллюзионист Дэвид Копперфильд провел незабываемый эксперимент исчезновения Статуи Свободы. Оригинальный фокус удался на славу. Огромная статуя действительно исчезла, а ошеломленная аудитория напрасно пыталась найти логичное объяснение увиденному. В дополнение к совершенным чудесам Копперфильд удивил световым кольцом вокруг Статуи Свободы и еще одним рядом с ней.

Сегодня символ США по-прежнему величественно возвышается в небе над Нью-Йорком, сохраняет свое важное мировое значение и является гордостью американской нации. Для самой Америки и других государств она ассоциируется с распространением во всем мире демократических ценностей, свободы и независимости. С 1984 года Статуя стала частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.