Орша. Успенский монастырь. Успенский монастырь (Орша) Современный Успенский монастырь

Координаты : 54°30′09″ с. ш. 30°25′05″ в. д.  /  54.5025500° с. ш. 30.4180944° в. д.  / 54.5025500; 30.4180944 (G) (Я)

Успе́нский монасты́рь - православный монастырь в городе Орша (Белоруссия), находится в юрисдикции Белорусского экзархата Русской православной церкви .

Кутеинский Успенский монастырь

Основан в 1631 году княгиней Анной Огинской (матерью Богдана Стеткевича-Завирского), передавшей на содержание монастыря часть своих землевладений с деревней Свистелки , благодаря чему в некоторых источниках обитель упоминается как Свистёльская . В монастыре было несколько деревянных церквей и прочие монастырские постройки. Также, в монастыре находилась двухъярусная брама-звонница с каменным нижним ярусом. В 1655 году был возведён каменный Успенский собор. В 1691 году построена кирпичная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая просуществовала более двух столетий и была уничтожена в середине 1950-х годов. В 1920-е годы монастырь был закрыт, храм использовался под склад и коптильню. Успенский собор монастыря вновь был открыт со времени Великой Отечественной войны . В настоящее время на месте монастыря построены многоэтажные дома.

Современный Успенский монастырь

Монастырь возобновил свою деятельность в 1996 году на новом месте при Свято-Ильинской церкви (построена в 1880 году на месте сгоревшей деревянной начала XVI века), которая была полностью отремонтирована. Был построен новый двухэтажный корпус для сестёр. В 2006 году было завершено строительство и состоялось освящение Успенской церкви монастыря.

См. также

Напишите отзыв о статье "Успенский монастырь (Орша)"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Аляксандр Ярашэвiч. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.) i iнш.; Маст. Э. Э. Жакевiч. - Мн. : БелЭн , 1997. - Т. 4:Кадэты-Ляшчэня. - С. 321. - 432 с. - 10 000 экз. - ISBN 985-11-0041-2 .
  • Тамара Габрусь, Аляксандр Ярашэвiч. Куцеiнскi Успенскі манастыр // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 174. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0 .
  • // / авт.-сост. С.Э. Сомов. - Мн. : "Четыре четверти", 2003. - С. 96-98. - 200 с. - (Наши духовные ценности). - 2500 экз. - ISBN 985-6089-85-9 .

Ссылки

  • на сайте Витебской епархии

Отрывок, характеризующий Успенский монастырь (Орша)

– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.
– Ils sont arrives, Marieie, [Они приехали, Мари,] вы знаете? – сказала маленькая княгиня, переваливаясь своим животом и тяжело опускаясь на кресло.
Она уже не была в той блузе, в которой сидела поутру, а на ней было одно из лучших ее платьев; голова ее была тщательно убрана, и на лице ее было оживление, не скрывавшее, однако, опустившихся и помертвевших очертаний лица. В том наряде, в котором она бывала обыкновенно в обществах в Петербурге, еще заметнее было, как много она подурнела. На m lle Bourienne тоже появилось уже незаметно какое то усовершенствование наряда, которое придавало ее хорошенькому, свеженькому лицу еще более привлекательности.
– Eh bien, et vous restez comme vous etes, chere princesse? – заговорила она. – On va venir annoncer, que ces messieurs sont au salon; il faudra descendre, et vous ne faites pas un petit brin de toilette! [Ну, а вы остаетесь, в чем были, княжна? Сейчас придут сказать, что они вышли. Надо будет итти вниз, а вы хоть бы чуть чуть принарядились!]
Маленькая княгиня поднялась с кресла, позвонила горничную и поспешно и весело принялась придумывать наряд для княжны Марьи и приводить его в исполнение. Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям. Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами и с тем некрасивым выражением жертвы, чаще всего останавливающемся на ее лице, она отдалась во власть m lle Bourienne и Лизы. Обе женщины заботились совершенно искренно о том, чтобы сделать ее красивой. Она была так дурна, что ни одной из них не могла притти мысль о соперничестве с нею; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одеванье.
– Нет, право, ma bonne amie, [мой добрый друг,] это платье нехорошо, – говорила Лиза, издалека боком взглядывая на княжну. – Вели подать, у тебя там есть масака. Право! Что ж, ведь это, может быть, судьба жизни решается. А это слишком светло, нехорошо, нет, нехорошо!
Нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны, но этого не чувствовали m lle Bourienne и маленькая княгиня; им все казалось, что ежели приложить голубую ленту к волосам, зачесанным кверху, и спустить голубой шарф с коричневого платья и т. п., то всё будет хорошо. Они забывали, что испуганное лицо и фигуру нельзя было изменить, и потому, как они ни видоизменяли раму и украшение этого лица, само лицо оставалось жалко и некрасиво. После двух или трех перемен, которым покорно подчинялась княжна Марья, в ту минуту, как она была зачесана кверху (прическа, совершенно изменявшая и портившая ее лицо), в голубом шарфе и масака нарядном платье, маленькая княгиня раза два обошла кругом нее, маленькой ручкой оправила тут складку платья, там подернула шарф и посмотрела, склонив голову, то с той, то с другой стороны.

Году в 3-х верстах от города Орши, в овраге, по которому протекала река Кутеенка (Кутеинка), впадавшая в реку Днепр. Основатели шляхтич Богдан Стеткевичем и его мать Анна, урожденная княгиня Огинская выделили землю под строительство монастыря и дали ему в пользование деревню Свистелки вместе с крестьянами и угодьями (от названия этой деревни в отдельных документах монастырь называется Свистельским ). Фундаторы завешали, чтобы инокини и игуменьи обители пребывали в чистоте православной восточной Церкви и подчинялись Киевской митрополии.

В монастырский комплекс входили четыре деревянные церкви, среди которых главным был Успенский собор, двухъярусная брама-звонница с каменным нижним ярусом, а также жилые и хозяйственные постройки. Главный храм первоначально был деревянный, но он сгорел в 1635 году. В году был возведён новый каменный Успенский собор вместо деревянного, который пострадал от пожара.

Успенский собор монастыря вновь был открыт со времени Великой Отечественной войны.

На месте монастыря были построены многоэтажные дома и средняя школа №20 (в школьном дворе есть памятная доска).

Монастырь возобновил свою деятельность в году при Оршанской Свято-Ильинской церкви, которая была построена в году на месте сгоревшей деревянной начала XVI века. Церковь была полностью отремонтирована, а также построен новый двухэтажный корпус для сестёр.

Упом. в 1903, 1905, 1906, 1910, 1911, 1912 годах. Памятная книжка Могилевской губернии на 1903 год. - Могилев, 1903, с. 145: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003389001#?page=222 ; Памятная книжка Могилевской губернии на 1903 год. - Могилев, 1905, с. 282: http://dlib.rsl.ru/viewer/01003832491#?page=442 , Памятная книжка Могилевской губернии на 1906 год. - Могилев, 1906, с. 226.

Успенский монастырь находится на Витебской земле в живописном месте у берега Днепра. Эта обитель в свое время носила название Кутеинского монастыря, поскольку располагалась рядом с впадавшей в Днепр уже не существующей речкой Кутеинкой.

Обитель была основана в 1631 году по инициативе княгини Анны Огинской и ее сына Богдана Стеткевича, выделивших землю под монастырь. Вскоре был построен деревянный Успенский храм, правда, простоявший недолго, и сгоревший от пожара в 1635 году. На ее месте возвели каменный Свято-Духовский храм, который освятил святитель Петр (Могила). А каменная соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы была возведена в 1655 году.

Помимо этих двух церквей в монастыре также были построены каменный Николаевский и деревянный Покровский храмы, надвратная колокольня, а в 1691 году был выстроен храм Рождества Богородицы.

В средине XIX века в монастыре проживало порядка 100 монахинь и послушниц.

Среди монастырских святынь наиболее известной был список чудотворной Казанской иконы Богоматери. В день ее праздника в обитель прибывало множество верующих, причем даже из соседних губерний. От этого образа были зафиксированы многочисленные исцеления больных. В здешней приходской школе перед началом занятий обязательно молись перед святыней.

Успенский монастырь советская власть закрыла в 1918 году, а монахинь отправили на принудительные работы в лагеря. В обители оборудовали складские помещения и коптильню. Известно, что в 1950-х годах разрушили Рождество-Богородичный храм. Богоборческие власти не пощадили и другие постройки. Сегодня на месте обители возвышаются многоэтажки.

Восстановление Успенского монастыря в Орше произошло во второй половине 1990-х годов. Синодом было основано сестричество при древнем городском храме пророка Илии, что и стало началом второй жизни обители.

Отдельно стоит сказать о величественной Ильинской церкви – на сегодняшний день старейшей в Орше. Предание гласит, что она была построена примерно в 1460 году. Новый деревянный храм поставили на месте сгоревшего в 1515 году. Нынешнюю каменную церковь в псевдорусском стиле возвели вместо старой в 1880 году. В 1920-1940-х годах в закрытой богоборческой властью церкви находился склад. В годы немецкой оккупации в храме возобновились богослужения, после чего он более не закрывался.

Решением Синода монастырь открыли в 1997 году. Соборный храм окончили возводить и освятили в 2006 году. На 2017 год в Оршанской обители проживает 11 сестер.

Святыни. Чудотворная Оршанская икона Богоматери XVIII века. Другие иконы: «Спас Нерукотворный», «Скоропослушница», «Тихвинская». Крест-мощевик.

Епархия: Витебская.

Адрес: Беларусь, Витебская обл., г. Орша, ул. Ильинская, 1

Обновлено: Сентябрь 29, 2017 автором: Alexander

С вято-Успенский женский монастырь расположен на живописном левом берегу Днепра. Монастырь был основан в 1631 г. неподалеку от впадающей в Днепр речки Кутеинки, которой сейчас уже нет, и носил название Кутеинского. Основали монастырь княгиня Анна Огинская и ее сын Богдан Стеткевич, которые выделили землю под строительство монастыря и передали ему в пользование деревню Свистелки близ Орши вместе с людьми и угодьями. В монастыре была построена деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, но в 1635 г. она сгорела и вместо нее была выстроена каменная церковь с главным прeстолом в честь сошествия Святого Духа, которую освятил митрополит Петр Могила. В 1655 г. в монастыре был возведен каменный Успенский собор. В 1656 г. монастырь посетил царь Алексей Михайлович. Кроме соборного каменного храма, в Успенском монастыре существовала деревянная теплая церковь в честь Покрова Божией Матери, каменный храм в честь святителя Николая, двухярусная надвратная колокольня, множество жилых и хозяйственных построек, а на реке Кутеинке действовала водяная мельница.

В 1691 г. была построена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которая просуществовала более двух столетий и была уничтожена в середине 1950-х гг. В монастыре имелся чудотворный список иконы Казанской Божией Матери. Ежегодно в день чествования иконы 21 июля (н. ст.) стекались богомольцы не только из окрестных местностей, но и из дальних уездов Могилевской и Смоленской губерний. В 1842 г. монастырь был переведен в реестр первоклассных, в связи с многочисленными исцелениями больных от иконы. Занятия в школе при монастыре по традиции начинались молебном перед святыней.

В 1920-е гг. монастырь был закрыт, храм использовался под склад и коптильню. В настоящее время на месте монастыря построены многоэтажные дома. С 1996 г. Синод принял решение об учреждении сестричества при храме во имя пророка Божия Илии, что стало началом возрождения Свято-Успенского женского монастыря. 11 апреля 1997 г. постановлением Священного Синода монастырь был зарегистрирован. Был построен новый двухэтажный корпус для сестер. В 2006 г. завершилось строительство и состоялось освящение Успенской церкви монастыря. Особую духовную и историческую ценность представляет Свято-Ильинский храм - величественная постройка 1880 г. Он и сегодня является древнейшим украшением Орши.

П о преданию, деревянная церковь святого пророка Илии построена в Орше около 1460 г. по велению короля и великого князя Казимира IV (сына Софии Друцкой-Гольшанской) в память о спасении его жены Елизаветы: купаясь в день пророка Илии, она чуть не утонула, но чудом была спасена. Свято-Ильинская церковь была возведена напротив замка на левом берегу Днепра, однако вскоре сгорела. Уже в 1515 г. на ее месте княгиней Софией Юрьевной была построена новая деревянная церковь. По преданию, в 1706 г. во время Северной войны Петр I молился в Ильинской церкви о даровании победы над шведами. В 1880 г. на месте древнего обветшалого здания была возведена новая, уже каменная церковь Илии пророка в псевдорусском стиле.

В 20-40 гг. ХХ в. храм был закрыт, здесь размещался склад. Открыт он был немцами во время Великой Отечественной войны, после чего больше не закрывался. Сокровищем обители является чудотворная икона Божией Матери «Оршанская», написанная в XVIII в. Образ был торжественно перенесен в обитель из Свято-Духова Кафедрального Собора 25 августа 2001 г. Ежегодно в день памяти иконы 18 сентября (н. ст.) совершается крестный ход, который завершается в Свято-Богоявленском Кутеинском мужском монастыре, где икона пребывает до праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. В сам праздник, 4 декабря, образ крестным ходом возвращается в обитель. Икона Божией Матери «Скоропослушница», находящаяся в киоте слева от «Оршанской» иконы, также многими почитается как чудотворная.

В обители проживает 11 насельниц (2017 г.). Обязанности старшей сестры исполняет монахиня Сусанна (Бойко).


КОНТАКТЫ:


Беларусь, Витебская обл.,

Г. Орша, ул. Ильинская, 1