Марфино. Усадьба, покой которой хранят каменные грифоны. Усадьба Марфино (санаторий) - достопримечательности и история, происхождение названия Усадьба Марфино - из истории

Марфино — величественная усадьба, находящаяся примерно в 25 км от окраины Москвы. Усадебный дом, выстроенный в неоготическом стиле, возвышается над прудом, в зеркале которого он причудливо отражается. Большой парк и сохранившиеся постройки привлекают сюда любителей мест с историей и красивой природой.

Как попасть в усадьбу Марфино

Территория усадьбы сейчас принадлежит Министерству обороны, здесь находится санаторий. Однако пройтись по парку и полюбоваться природой и архитектурой места может каждый. Нужно только подойти на КПП санатория и сообщить о желании погулять в парке, показать паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Сотрудники выпишут пропуск, который позволит находиться на территории.

Для желающих более глубоко погрузиться в историю Марфино туристические агентства организуют автобусные экскурсии. В этом случае заботы об оформлении пропусков они берут на себя, но документы все равно нужно взять с собой.

У самой усадьбы Марфино нет официального сайта, но есть сайт санатория , на котором можно ознакомиться с краткой историей места и посмотреть, как туда добраться.

Усадьба Марфино в 2019 году

К сожалению, в сам усадебный дворец попасть нельзя, зато можно прогуляться по живописной территории. Виды здесь и правда впечатляющие, недаром локацию использовали для съемок эпизодов некоторых фильмов. Место довольно популярно и среди любителей фотосессий — романтичный усадебный дом, похожий на замок, создает особенную атмосферу. По выходным в теплые дни здесь много молодоженов, которые выбирают эту усадьбу для праздничной съемки.

Свежий воздух, обилие зелени, тенистые аллеи — все это располагает к длительным прогулкам. Возле одного из прудов есть песчаный пляж, на котором можно расположиться, любуясь красотой места.

На территории усадьбы сохранились также некоторые хозяйственные постройки, фонтан, беседка, павильоны. Есть, правда, и те, что находятся в плачевном состоянии — в частности, речь о величественном некогда готическом мосте. Дело в том, что он не принадлежит Министерству обороны, поэтому недавняя реставрация его не коснулась. Этот мост и сейчас привлекает внимание многих благодаря деталям и мастерству, с которым он был выполнен.

За пределами территории санатория находятся также две церкви, имеющие богатую историю и когда-то входившие в усадебный комплекс. Это церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в начале XVIII века, и храм Петра и Павла, возведенный немного позднее — в 1770-е годы.

История

Исторические источники говорят о существовании усадьбы еще в XV веке, с тех пор она сменила множество владельцев. Одним из ее хозяев был князь Борис Алексеевич Голицын — известный государственный деятель. Он построил в усадьбе новый дом, обустроил парк, именно при нем была построена сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Некоторые считают, что своим названием имение обязано именно семье Голицыных — по одной из версий, оно было названо так в честь супруги князя (Марии Федоровны), по другой — в память о погибшей горячо любимой дочери.

Большой вклад в развитие усадьбы сделали Салтыковы, вместо старого дома был построен двухэтажный дворец с флигелями. Также был возведен храм Петра и Павла, который и сейчас принимает верующих. Тщательно занимались и обустройством парка, который стал нарядным и гостеприимным, в нем появились беседки и павильоны. В усадебной оранжерее выращивались экзотические фруктовые деревья.

При Салтыковых были созданы и ныне существующие павильоны. «Миловида» находится над прудом, павильон служит своеобразной смотровой площадкой, отсюда можно любоваться красотой усадьбы. Также заслуживает внимания Музыкальный павильон в форме полуротонды. В этот период появились псарни, в них жили охотничьи породы собак и слуги, которые занимались уходом за животными. Внешний вид этих зданий с колоннами более поэтичный, чем их предназначение. Даже сложно догадаться, что здесь держали собак. Псарни были отреставрированы и сейчас посетители Марфино могут их увидеть.

Салтыковы сделали резиденцию местом активной светской жизни — здесь проходили театральные представления, музыкальные вечера, торжественные приемы. Среди гостей Марфино были дядя Александра Сергеевича Пушкина — поэт Василий Львович и историк Николай Михайлович Карамзин.

Усадьба сильно пострадала во время Отечественной войны 1812 года — французы разграбили, а затем подожгли ее. На восстановление у Салтыковых просто не было средств, поэтому Марфино было продано Владимиру Григорьевичу Орлову, младшему из братьев, возвысившихся в период правления Екатерины II. Граф энергично взялся за возрождение усадебно-паркового комплекса, однако не дожил до окончания работ, новой хозяйкой стала его дочь — Софья Владимировна Панина, которая наняла для восстановительных работ известного в то время архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского. Благодаря ему дворец приобрел черты средневекового замка, которые сохранились до наших дней.

После революции усадьба была национализирована, богатейшие культурные ценности передали в фонды музеев, а книги огромной библиотеки разошлись по музеям и библиотекам. Разные учреждения занимали эту некогда роскошную резиденцию, потом в ней начал работать военный санаторий. В советское время на территории была построена санаторная гостиница и оздоровительный комплекс.

Подмосковная усадьба Марфино, расположенная в Мытищенском районе, давно манила нас своей неординарной псевдоготической архитектурой. К сожалению, длительное время любители старины проникали сюда полулегальными способами (например, через забор или по льду усадебного пруда) – с середины прошлого века в строениях усадьбы расположился Марфинский центральный военный клинический санаторий с суровым охранным режимом.

Странички различных сайтов, посвященных архитектурному туризму, до сих пор пестрят разнообразными рассказами о том, где найти заветную дырку в заборе, чтобы зайти на территорию усадьбы. Любопытным туристам объясняем, что теперь в этом нужды нет! В наиболее популярных местах для нелегалов давно установлены видеокамеры, а бдительная охрана достаточно быстро депортирует нарушителей режима.


Как выяснилось, попасть в Марфино можно вполне легально и абсолютно бесплатно для этого необходимо обратиться в комендатуру и получить заветный пропуск (не забудьте взять паспорт ) на территорию усадьбы-санатория. С 2017 года паспорт необходимо предъявить на проходной санатория.

История Марфинской усадьбы началась в 1698 году, когда подмосковную деревеньку Щибрино приобрёл сподвижник Петра I, «царский дядька» - Борис Алексеевич Голицын (1651 – 1714). Новое имение он назвал в честь своей жены – Марфино. В дальнейшем имение перешло к Салтыковым, а затем к Орловым, среди которых был владелец усадьбы Семеновское-Отрада младший из братьев – Владимир Григорьевич Орлов (1743 - 1831). В.Г. Орлов завещал Марфино своей дочери – Софье Владимировне Орловой (Паниной) (1774-1844). Именно при Софье Владимировне усадьба Марфино окончательно сформировалась – многие здания её были реконструированы с участием архитектора Михаила Дормидонтовича Быковского (1801 – 1885).


После революции усадьба Марфино была национализирована, а с 1944 года в ней разместился военный санаторий, где снежным зимним днем побывала команда Квакши.


P.S. Поездка в усадьбу Марфино – превосходный маршрут выходного дня! Как добраться до усадьбы Марфино? На электричке от Савеловского вокзала до станции Катуар, от станции на автобусе № 37. Либо на автобусе №519, который отправляется от станции метро Алтуфьево. На автомобиле - по Дмитровскому шоссе, вплоть до поворота на Марфино.


Старинная дворянская усадьба Марфино находится в одноименном селе Мытищинского района, что в 20 км от Москвы. Для ее строительства в свое время было выбрано красивейшее место на высоком берегу реки Уча. В самой высокой точке берега был поставлен роскошный дворец, вокруг него с учетом существующего холмистого рельефа разбит шикарнейший парк, а в парке из русла реки были созданы великолепнейшие пруды, серебристым ожерельем украсившие всю усадьбу.

Возможно, вы видели эту усадьбу в кино, ее снимали во многих советских фильмах: “Мастер и Маргарита” Юрия Кара, “Дворянское гнездо”, “Стакан воды”, “Женщина, которая поет”, “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Вас приглашает оперетта”, “Крестоносец”, “Яды, или всемирная история отравлений”. Старинные интерьеры дворца и пейзажи парка прекрасно передают с экрана атмосферу того времени, но все это возможно увидеть и в реальности. Усадьба прекрасно сохранилась, находится недалеко от Москвы, и ехать до нее всего ничего.

Первое упоминание об усадьбе Марфино относится к 1585 году. Усадьба поочередно принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным, почти при каждом владельце перестраивалась, и свой окончательный псевдоготический стиль приобрела лишь в середине XIX при графине С.В.Паниной.

Неизвестно какие хоромы стояли в усадьбе при князе Б.А.Голицыне и затем при его наследниках, известно, только, что его младший сын продал усадьбу будущему фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову, чтобы рассчитаться с долгами. И военный полководец в середине XVIII века на месте голицинских хоромов возводит каменный дворец в стиле барокко, с двумя этажами и двумя боковыми флигелями. Вокруг дворца фельдмаршал разбивает парк. Его дело продолжает сын Иван Петрович Салтыков. Он ставит в парке беседки, два летних театра, строит зимнюю церковь, конный двор и совершенно необычного вида здания псарен. В усадьбе появляются оранжереи с южными фруктами, музей животных и птиц. Это были времена расцвета Марфино, в усадьбе гостили многие знаменитые писатели и композиторы. Здесь звучал орган и ставились спектакли, здесь устраивали лодочные катания и различные игры. В честь гостей затевался салют, играл оркестр и пел 80-голосовой хор.


После смерти Салтыкова светская жизнь в Марфино затихла, усадьба стала приходить в запустение, и так продолжалось до тех пор, пока в 1820 году имение не перешло к графине Софье Паниной. Новая хозяйка взялась за масштабную перестройку имения, пригласив для работ известного московского архитектора М.Д.Быковского. По его проекту усадьба Марфино приобретает черты псевдоготики и свой окончательный вид.


Это южный фасад дворца. Он отличается особой выразительностью: выступающие в центре фасада многогранные башенки, лоджия с ажурной оградой, стрельчатые белокаменные арки и такие же стрельчатые окна и двери в центральной части фасада. Когда-то их украшали витражи, но до наших дней они не дожили.

Северный фасад дворца, несмотря на то, что он главный, выглядит на фоне южного немного скромнее. Раньше по обеим сторонам фасада было два входа, к которым вели белокаменные ступени, а над ними на втором этаже были лоджии. В 1940-е годы входы были закрыты, ступени разобраны, и вместо них был сделан один центральный вход. Лоджии были превращены в сплошные застекленные галереи, что, конечно, послужило не на пользу внешнему виду фасада, лишив его некоторого изящества и легкости.


Перед главным фасадом обустроен парадный двор. К нему, огибая флигель, ведет подъездная дорога, которая проходит через симпатичные въездные белокаменные ворота, украшенные неоготическими элементами.

К воротам пристроена такая же симпатичная сторожевая башня, тоже с элементами неоготики. А дальше дорога ведет в очаровательнейшему мосту через пруды, который мы увидим чуть позже.

Большой нижний пруд, — такой вид открывается из южных окон дворца.

Перед южным фасадом по проекту того же М.Д.Быковского было создано три террасы, террасы связаны между собой парадной лестницей, а лестница уступами спускается прямо к пристани Большого нижнего пруда.

На площадке нижней террасы перед пристанью установлен “римский” фонтан, отлично сохранившийся до наших дней с 1840 года! Обратите внимание и на чугунные решетки, вплетенная в их узор буква “S” — это именной вензель графини Паниной.

От пристани к воде идет еще одна лестница из белого камня, она оформлена скульптурами грифонов, восседающими на широких устоях по сторонам спуска. А дальше уже виднеется тот самый очаровательный мост, по которому в свое время проходила въездная дорога в имение.

Вид ближе.

И вот он – мост.

К великому сожалению, мост разрушается и пока не видно каких-либо работ по его спасению. А мост шикарен.

Посмотрите, как затейливо украшены его бойницы.

Мост через пруд был перекинут в 1770-х годах при Салтыковых и кардинально перестроен в 1830-х годах, когда велась перестройка всего имения. Тогда он и приобрел свой псевдоготический вид и очень необычную архитектурную форму. Мост состоит из трех частей, которые стоят друг к другу под углом: две боковые части с арками и шикарнейшая центральная часть в виде крытой галереи с двумя рядами колонн из белого камня и симпатичными бойницами с двух сторон.

И вся эта красота находится сейчас в таком вот плачевном виде.

Понятно, что мост закрыт, проезда по нему нет, а чтобы попасть с одного берега на другой, через пруд перекинули “архитектурный шедевр” уже нашего времени.

Но и он тоже не выведет в усадьбу. С этой стороны попасть в усадьбу вообще невозможно, разве только перелезть через ограждения. Мост ведет к двум церквям имения Марфино, которые от усадьбы находятся по другую сторону пруда.

Одна из них, — церковь Рождества Богородицы — является старейшим зданием в Марфино. Она построена по проекту талантливого крепостного зодчего В.И.Белозерова еще при князе Голицыне в 1701-1707 годах. Рядом с храмом сохранилось надгробие зодчему.

Вторая – небольших размеров церковь Петра и Павла — появилась в Марфино уже при Салтыкове, в 1770-х годах.

При Салтыкове появились в имении и эти две двухэтажные жилые постройки для псарей, больше похожие на театр, чем на хозяйственные здания. Между ними раньше располагалась башня для хранения охотничьих трофеев и снаряжения. Фельдмаршал любил охоту, держал около тысячи собак, которых обслуживало 60 псарей.

Другие хозяйственные постройки того же времени – конный двор и каретный сарай – плохо сохранились и стоят почти разрушенные. Они тоже сооружались с размахом, в одном стиле с дворцом, только в более сдержанных формах и, конечно, жаль, что смотреть там уже не на что.

Особая роль в композиции усадьбы была отведена воде, и в частности – прудам. Помимо больших живописных прудов, придающих всему облику усадьбы неповторимый вид, здесь были созданы еще и маленькие прелестные прудики, связанные между собой и с большими прудами протоками. Пруды копались здесь вручную крепостными Салтыкова, для их создания использовали русло реки Уча, а для поддержания уровня воды в прудах на реке была сооружена специальная плотина.

На больших прудах были созданы рукотворные острова, куда гостям предлагались прогулки на лодках. В наше время тоже можно прогуляться по марфинским прудам на лодках. На нижнем пруду есть лодочная база, где можно взять лодку напрокат. Рядом с базой – песчаный пляж, на пляже — кафе. Все условия для хорошего летнего отдыха.

На лодочную станцию и пляж с усадебного парка спускается лестница и здесь же над пляжем можно увидеть сохранившийся памятник любимой собаке графини Паниной.

А это уже усадебный парк, с симпатичными лужайками и тенистыми липовыми аллеями.

В парке сохранились две старинные беседки, построенные в XVIII веке при Салтыковых.

Беседка-полуротонда, служившая музыкальным павильоном. И двухъярусная ротонда для отдыха со статуей Аполлона Бельведерского на втором ярусе, — она виднеется на заднем плане фото.

И, конечно же, в парке везде вода, — журчащие ручейки и водопады и целая система проточных каналов и запруд. Они достаточно ухожены и, кажется, недавно отреставрированы.

Представляете, как прохладно и свежо здесь в жаркий летний день?!

После революции усадьбу Марфино национализироли, ценности и обширную библиотеку Паниных вывезли в Исторический музей, а усадьбу отдали сначала Тимирязевской сельскохозяйственной академии (здесь жили студенты во время прохождения производственной практики), затем беспризорникам, которые через несколько лет уступили место кооператорам, поправляющим здесь свое здоровье, и, наконец, с 1930 года в Марфино организовани Дом отдыха для летчиков.

С тех пор, переходя из одного ведомства в другое, усадьба Марфино используется как санаторий для военных. И уже в советское время на территории усадьбы из бетона, местами облицованного гранитной плиткой, вырос новый дворцовый комплекс, немного повторяющий композицию главных строений старинной усадьбы, но в чисто советском стиле. Те же боковые здания (флигели), примыкающие к главному корпусу; тот же главный корпус по центру (дворец), и такая же ведущая к дворцу аллея с островками для отдыха, отдаленно напоминающая дворцовую аллею к пруду. Явно здесь прослеживается попытка связать два этих комплекса из разных веков в единый ансамбль, только вот постройка советских времен на фоне старинного дворца как-то уж больно уныло и скучно здесь смотрится…

Конец XVIII века считается наивысшим расцветом усадьбы, которая стала сосредоточением культурной и духовной жизни дворянского общества. Здесь часто бывали многие любители искусства, давались органные концерты, выступали известные европейские артисты и музыканты, приезжавшие на гастроли в Москву. Слава о марфинских праздненствах, псовых охотах и театральных представлениях гремела по всей стране.

В начале XIX века праздная жизнь в Марфине стала постепенно затихать. В1805 году после смерти владельца усадьба опустела и была обречена на увядание. Большой урон Марфину нанесла война 1812 года. Расположившиеся здесь наполеоновские солдаты вывезли художественные ценности, многое сожгли. Сын хозяина П.И. Салтыков выделил огромную часть состояния на формирование собственного отдельного Московского гусарского полка, во главе которого воевал против французов, проявляя незаурядную храбрость. В одном из боев он был тяжело ранен и в 1813 году скончался. Опустошенное и разоренное Марфино стало принадлежать одной из сестер графа Салтыкова - Анне Ивановне Орловой, которая жила за границей и продала усадьбу своему свекру, графу Владимиру Григорьевичу Орлову. Орлов почти возродил дворцово-парковый ансамбль. Для этого были построены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод и кузница. Строительство дворца уже шло к завершению, но в 1831 году граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию Марфино перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной, при которой все постройки усадьбы были реконструированы.

Работы в Марфине не прекращались и завершились лишь в 1846 году. Окончательно оформил дворцово-парковый ансамбль, придав всему комплексу вид средневекового замка, одареннейший архитектор середины XIX века, ученик Д. Жилярди академик Михаил Дормедонтович Быковский, выдающийся теоретик и педагог, главный архитектор Москвы, по проекту которого Марфино реконструировалось. Ансамбль в Марфине является одним из лучших его произведений. Он служит великолепной характеристикой эпохи, передает ее дух - романтические мечтания утрату прежней гармонии и поиски новой монументальности. Дворцово-парковый комплекс создавался в уже обстроенной усадьбе и включил в себя ранее имевшиеся сооружения.

Дворец является доминантой марфинского ансамбля. Удачно поставленный на вершине холма, он присутствует во всех главных видовых картинах, раскрывающихся с разных точек. Наиболее своеобразным и красивым cооружением в Марфине является мост через пруд. Возведенный в 1770-е годы при Салтыковых, он был капитально перестроен М.Д. Быковским в 1837-1839 годах. Его архитектура участвеут в организации панорамы усадьбы, а монументальные формы и богатство декоративной обработки как бы подчеркивают назначение - главного парадного въезда в усадьбу.

Умело объединив все разновременные постройки, М.Д. Быковский создал неповторимый яркоромантический архитектурный ансамбль, производивший на современников неизгладимое впечатление.

В январе 1844 года хозяйка усадьбы С.В. Панина скончалась, и Марфино вновь опустело. Оно стало собственностью ее младшего сына - Виктора Никитовича. Находясь на службе в Петербурге, он редко бывал в Марфине, но следил за тем, что там происходит и заботился об увеличении доходов, управляя усадьбой из Петербурга.

Многие усадьбы возводили на берегу реки, усадьба Марфино, расположившаяся на берегу реки Уча Мытищинского района, не является исключением. Благодаря своему месторасположению был создан уникальный архитектурно-дворцовый ансамбль, с использованием прудов.

Создали эту красоту крепостные архитекторы Белозеров, Тугаров и Быковский. Впервые летопись указывает о существовании этой усадьбы на конец 15 века. Посмотреть адрес на карте .

Самое европейское местечко ближайшего Подмосковья, о нем очень многие слышали, почти все его видели, как минимум в отечественном кино, но мало кто здесь побывал. Усадьба Марфино – эдакий дворец средневековых рыцарей. Он спрятан в лесах Мытищинского района, вдали от автотрассы и, ко всему прочему, сейчас принадлежит военно-клиническому санаторию министерства обороны, что также накладывает отпечаток закрытости.

Владельцев поместья было много, особо можно выделить князя Бориса Алексеевича Голицына, фельдмаршала Петра Семеновича Салтыкова, графа Владимира Григорьевича Орлова, графиню Софью Владимировну Панину. Каждый, безусловно, внес свой вклад в развитие усадьбы и в тот облик, который она приняла. Она по праву входит в ТОП 9 усадеб Подмосковья .

Уже первые виды, открывающиеся на усадебную территорию, гораздо больше напоминают средневековую Англию с ее дворцами и замками, нежели небольшое подмосковное село. И только нестриженная трава газона дает знать – мы всего в 30 км севернее российской столицы. Поместью не мене четырех столетий.

Возникновение усадьбы Марфино

Бытует мнение, что наименование она получила по имени женщины – супруги князя Б. А. Голицына, между тем, в летописях начала 17 века усадьба уже фигурирует как Марфино, то есть, почти за 100 лет до князя. Еще стоит упомянуть, что имя жены было не Марфа, а Мария. Более того, Голицын после покупки поместья, дал ей новое название – Богородское, по наименованию церкви Рождества Богородицы, которая из деревянной стала белокаменной по заказу князя.

Скорее всего, название происходит от имени одной из евангельских сестер – Марфы, являющаяся святой покровительницей местных жителей. Название порекомендовала дать церковь.

По свидетельству письменных источников она известна с 1585 года. Тогда она называлась Шабрино и находилась в собственности дипломата думского дьяка посольского приказа Василия Яковлевича Щелкалова. Того самого, который владел имением Останкино. При нем Марфино в 16 веке представляло собой красивое живописное место, не более. Будучи крупным государственным деятелем Щелкалов воспринимал усадьбу как хозяйственную и приезжал сюда не чаще чем раз за все лето.

Естественно, ни о какой культурной жизни и речи не было. Что на самом деле представляло из себя Марфино того времени сказать трудно, так как ничего не сохранилось. Скорее всего, как и большинство подмосковных усадеб того времени она представляла из себя хутор, поставлявший ко двору сельскохозяйственную продукцию своему господину.

Оно оставалось неприметным селом до середины 18 столетия, пока, не сменив череду владельцев, не оказалось в руках графов Салтыковых – очень богатого и знатного дворянского рода. Вот когда подмосковная провинция начинает приобретать заграничный лоск.


Что по-настоящему русское в усадьбе так это храм Рождества пресвятой Богородицы, старейшая постройка Марфино. Ей более 300 лет и у нее тоже есть своя история, не лишенная мистического начала. Возведена она талантливым крепостным зодчим В. И. Белозеровым. Специально для строительства сооружений в поместье князь Голицын отправил Владимира Ивановича на обучение во Францию на 5 лет.

Предание гласит, именно с этой церковью связаны последние дни жизни зодчего. В преддверии окончания строительства, якобы приснился ему сон, что строение рухнуло. В тот же день он обратился к супруге князя – Марии Федоровне и попросил внести некоторые доработки. Супруга дала добро, и архитектор немного изменил внутренний вид церкви, утвержденный князем.

По приезду домой, Голицын был в ярости. Церковь построили иначе. Из-за непослушания, крепостного зодчего велел высечь розгами. Сердце Белозерова не выдержало, и он скончался на месте. Похоронили его рядом с церковью.

Согласно надгробной плите, лежащей рядом сооружением, дата смерти крепостного зодчего 30 ноября 1708 г. Это означает, что он умер годом позже, после окончания строительства церкви. Каковы были истинные причины смерти едва ли кто-то уже узнает.

Помещик за жестокость свою расплатился с лихвой – продолжает предание народная молва. За его неудачами по службе пошли и семейные неурядицы. Сперва погибает младший сын, за ним умирает старший. Из десяти детей Голицына отца переживет лишь один.


Усадьба при Салтыковых

Владимир Семенович Салтыков

После кончины князя Б. А. Голицына поместье отошло к родственнику – сыну (в 1714 г.), а тот, в свою очередь, чтобы избавиться от долгов, продал его В. С. Салтыкову за 3 350 руб. в 1728 г. Владимир Семенович продал усадьбу брату за 7 000 р. в 1729 г. Для сравнения, Архангельское было продано за 245 000 р. в 1810 г., но на момент покупки курс рубля упал в два раза.

Отдельно стоит рассказать о Петре Семеновиче. Участник нескольких войнах: русско-польская (1734 г.), русско-шведская (1741-1743 гг.), Семилетняя война. Генерал, граф, главнокомандующий русской армией, а после сенатор и губернатор Москвы. После получения должности генерал-губернатора Москвы он начинает грандиозные работы по построению архитектурно-дворцового ансамбля в усадьбе.

Салтыковы, получив во владение Марфино, начинают обустройство усадьбы по последней моде. Петр Семенович создает в Подмосковье свою парадную резиденцию. В рекордные сроки построен дворец с двумя театрами в стиле классицизма.

Флигели для гостей и для прислуги, а также псарня (специальное помещение для охотничьих собак). Из всех строений Салтыковской эпохи до сего дня сохранились лишь они, сильно выбивающиеся из неоготической архитектуры всего комплекса.

Граф был большим любителем псовой охоты, держал до 1000 гончих, конечно, не вся эта 1000 находилась в Марфино. Сюда приезжало самое знатное общество и поэтому два домика (псарни), похожие на дома помещиков средней руки, были построены специально для собак. Собаки жили на первых этажах, а наверху жили псари.

На сравнительно небольшой территории (всего 13 Га) Салтыковы разбили парк с цветниками и затеями. За сложной зеленой архитектурой ухаживал целый штат профессиональных садовников, которых выписывали из Дании.

Подстригая деревья и кустарники определенным образом, они предавали им причудливые формы пирамиды или шара. Таким образом, создавалось впечатление, что парк – это парадный зал, а аллеи, украшенные гротами, беседками и павильонами – это анфилады.

Их следы и сегодня можно увидеть в Марфинском парке. Рассказывают, что при Салтыковых был в усадьбе еще и зверинец для потехи публики, но точных данных об этом нет. Зато местный театр был знаменит не только на всю округу, скорее на всю страну. Здесь были не только политически-знатные люди России, но также и деятели культуры, искусства такие как Николай Михайлович Карамзин, Василий Львович Пушкин.

Возведение дворца

На смену русскому классицизму приходит западный стиль барокко. Огромный дворец широкими лестницами, пышным убранством, колоннадой, визуально увеличивающие размеры дворца. Стиль, которому свойственна аффектация, странным образом гармонично вписался в дворцово-парковый ансамбль усадьбы.

Марфино сразу наполнилась редкой живописью именитых мастеров, скульптурами, серебряной посудой и фарфором, фамильными драгоценностями. Отдельно можно выделить прекрасную коллекцию старинного оружия и доспехов семьи Салтыковых. Рядом с дворцом создали чудесный парк немалых размеров – почти 19 га и зверинец с оранжереями, а в 1770 г. она преобразилось парадным въездным мостом.


Смерть П. С. Салтыкова

Во время губернаторства Петра Семеновича в Москве разразилась чума. После 6 месяцев с начала болезни, он рапортует Екатерине II, что ежедневно в городе погибает до 850 человек и просит разрешения покинуть Москву на время.

Императрица разрешила ему отъехать, и он отправился в Марфино. В его отсутствие в городе вспыхнул бунт, и Екатерина II обвинила в этом Салтыкова, в связи с чем приказала его уволить (1771 г.). Не выдержав отставки, князь умирает спустя год в усадьбе, так и не завершив начатую реконструкцию.

Екатерина, не желала хоронить графа со всеми почестями, но у последнего было много учеников и соратников и один из них генерал-аншеф Петр Иванович Панин решил отдать почести своему учителю. Он приехал в парадном мундире и со всеми орденами, встал в почетный караул к гробу и заявил, что не намерен покидать его пока не вызовут караул для смены.

Императрица не хотела конфликта с военными, а посему приказала прислать в усадьбу Марфино гвардейцев, чтобы перевезти Салтыкова в Москву и воздать все почести великому полководцу.

Переход усадьбы Марфино И. П. Салтыкову

После смерти князя поместье отходит к его сыну Ивану Петровичу. Он, также как и отец, стал фельдмаршалом и губернатором «белокаменной». При нем Марфино пополнилось рядом сооружений: церковь Петра и Павла, здание для охотничьих собак, двор для лошадей, сарай для карет и парковые беседки.


Из того, что сохранилось стоит отметить церковь Петра и Павла (Петропавловская), расположенную напротив церкви Рождества Богородицы, дома для собак с красивыми колоннами, присущие русскому классицизму и беседки в парке.

В 1805 г. князь умирает и именье переходит его сыну, который также как и его предки был военным – И. П. Салтыкову. В 1813 г., участвуя в военных действиях против французов, получает смертельную рану и погибает. Он успел составить завещанию, по которому крестьян, коих было около 20 000, отпускают на волю, заводы, дома продают, а вырученные деньги идут в воспитательный дом в поместье, который предназначался для всех, кто потерял отцов на войне.

Усадьба при Орловых

К сожалению, завещанию не суждено было сбыться. Все его имущество поделили сестры. Усадьба перешла Анне Ивановне Орловой. Орловы в ту пору жили в Париже, но все равно начали восстанавливать усадьбу. В силу наличия долгов на Марфино было продано родственнику Орлову Владимиру Григорьевичу.

Граф Орлов, находясь на должности директора Российской Академии наук, возобновил восстановительные работы: построил кирпичный завод, оранжерею, столярную мастерскую. Академик умер в 1831 г., завещав усадьбу своей дочке Софье Владимировне Паниной.

Усадьба при Паниных

Дочь графа продолжила работы отца в усадьбе. Имея внушительное состояние чета Паниных с легкостью вкладывали деньги в строительство архитектурного-дворцового ансамбля имения. С этой целью прекрасно справился архитектор Быковский.

Быковский в архитектуре больше теоретиком, чем практиком, но обладая довольно скромным талантом, все же вошел историю строительного искусства. Ученик Доменика Жилярди, он даже станет главным архитектором Москвы, сменив на этом посту знаменитого Осипа Бове.

Известно, что помимо государственной службы, Быковский имел и собственный круг частных заказчиков. Среди которых были мафрфинские владельцы Панины. Эта подмосковная усадьба стала крупнейшей работой зодчего. Исследователи до сих пор говорят о марфинском воплощении готики.

Гениальность Быковского заключалась в том, что он сохранил идею всего архитектурного ансамбля и оставил центральную ось, которая проходила между псарнями и выходила к фонтану и к пристани. Эта центральная, главная ось, которая сохраняла все ансамбли в их архитектурном замысле.

В этом была гениальность Быковоского, поэтому он не ломал или что-то заново строил, он только переделывал, реконструировал. Умело объединив все разновременные постройки в одно целое, он создал яркий, романтический облик усадьбы, который производил на современников неизгладимое впечатление.


При Паниных усадьба была наконец-то достроена полностью. Произошло это событие в 1846 г. Дворец насчитывает 24 комнаты, имеет псевдоготический вид, собрание живописи, книг, скульптур и других ценностей. Перед дворцом раскинулись три террасы, дабы придать простора виду из окна, а по бокам два флигеля.

Спускаясь вниз к прудам, можно увидеть две интересные скульптуры грифонов. Это были, своего рода, стражи, встречающие каждого кто подплывал к пристани усадьбы. Автор этих монументальных скульптур неизвестен. Но известен автор фонтана с детьми – И. П. Витали. Панины были последними владельцами Марфино. В 1918 г. имение национализировали, а в 1933 г. здесь открыли военный санаторий, который видоизменялся до 1990 г.


Усадьба Марфино в 20 веке

В разное время усадьбу использовали в тех или иных целях. Она была и общежитием для студентов, проходящих практику, и детской колонией для беспризорников, здравницей, домом отдыха и санаторием. Многие усадьбы используются сейчас в качестве санатория и в этом плане, Марфино не стало исключением.

В годы Великой Отечественной поместье использовалось в качестве госпиталя, а за год до окончания войны, оно стало санаторием-профилакторием для высшего военного состава г. Москвы. В середине 20 века Марфино подверглось серьезной реставрационной работе.

Архитекторы ставили своей целью возродить первозданный облик усадьбы. Дворец был отреставрирован, мост восстановлен. Ремонту также подверглись церковь Богородицы, пристань с грифонами и парковые сооружения.

На все реставрационные работы ушло около 10 лет. Все это время усадьба Марфино выполняла функцию военного санатория. Спустя два десятилетия на севере, вне зоны, имеющей историческое значение, построили санаторный комплекс.

На его строительство потребовалось 9 лет и в 1990 г. он был введен в эксплуатацию. Несмотря на современный вид санатория, в нем оборудовали музей, где размещены портреты людей, имеющих отношение к имению, а также их биографии и фотографии.

1996 г. был радостным годом для усадьбы: в очередной раз началось восстановление первозданного вида всего архитектурно-паркового ансамбля. Территорию облагородили, лестницы отремонтировали, планировка первого этажа дворца была полностью восстановлена, а второй этаж переделали для посетителей дома санатория.


Свадьба в усадьбе Марфино

В наше время Марфино часто является местом проведения свадебных торжеств. Весь архитектурный-парковый ансамбль идеально подходит для этого, особенно летом.