Крепление лыж между собой. Как выбрать крепления для лыж. Крепления для лыж Nordic Integrated System

Чтобы получить от катания на лыжах настоящее удовольствие, следует обратить внимание не только на выбор лыж, но и на качество креплений. Крепления это своего рода привод, важное звено между ногами, обутыми в ботинки, и собственно лыжами. От качества этого «посредника» зависит если не всё, то очень многое. Какое крепление для лыж лучше?

Подбор лыжных креплений

Правильно подобранное крепление плотно охватывает обувь, но при этом способно быстро отстегнуться в критической ситуации. Например, при неожиданном падении во время резкого поворота.

Ещё один важный момент! При больших нагрузках крепление должно реагировать адекватно – продолжать удерживать ногу на месте, а не сразу же отстёгиваться.

Выбор правильного крепления начинается с…подбора . Имея в своей спортивной экипировке подходящие по размеру и всем остальным характеристикам ботинки, можно приступать к выбору креплений под конкретную обувь и имеющиеся в наличии .

Общая информация о лыжах и креплениях

Лыжи изобретение древнее. Впервые появились они примерно 4,5 тысячи лет назад в Скандинавии. И до наших дней пережили немало усовершенствований.

У креплений эта трансформация самая впечатляющая. Банальное привязывание ноги ремнём, пропущенным сквозь четыре пропиленных в лыже отверстия, заменили современные крепёжные системы из пластика и металла.

Ввиду широкого ассортимента лыжного инвентаря на рынке и буквального перевода большинства иностранных названий на русский язык, выбрать крепёж для новичка занятие не из лёгких. Особенно широко понятие «беговых лыж». Они могут быть «профессиональными», «гоночными», «прогулочными», «универсальными» и так далее.

Правильнее всего выбирать инвентарь, ориентируясь на скорость движения .

  • Спортивное снаряжение потребуется катающимся со скоростью от 15 до 30 км/ч по хорошей трассе.
  • Любительское снаряжение идеально для достигающих скорости в 9-15 км/ч.
  • Движение по лыжне не быстрее 4-8 км/ч потребует туристического снаряжения.

Виды креплений для лыж

Крепёж осуществляется непосредственно на лыжи или на специальные платформы . Последние могут быть установлены производителем и иметь готовые отверстия. В этом случае и сами крепления придётся покупать определённой фирмы. На платформы без отверстий можно ставить любые крепёжные системы. Отверстия в этом случае сверлятся самостоятельно.

Крепление состоит из двух раздельных частей и пластинки под носком, обеспечивающей снижение трения ботинка. Передняя часть отвечает за боковое отсоединение, задняя обеспечивает открепление вверх.

Размер переднего и заднего охвата одинаков у всех моделей. Поэтому можно использовать ботинки любого производителя .

Регулировка креплений горных лыж проводится в зависимости от веса лыжника. Здесь учитывается также опытность и манера катания. При агрессивном скольжении лыжи не должны открепляться.

  1. Для определения единицы срабатывания креплений нужно разделить вес человека на 10. А новичкам отнять 1-2 единицы от полученного показателя.
  2. Максимальные границы регулировки лыжных креплений это плюс-минус 3-4 единицы от полученной в начале цифры (вес минус 10).
  3. Иногда усилие указано не в единицах, а в килограммах. В таком случае от веса отнимается 20-30 килограмм.
  4. Для установки правильной единицы крепления можно воспользоваться специальными таблицами, идущими в комплекте с крепёжной системой. Неопытным лыжникам лучше прибегнуть к помощи инструктора или продавца.

Крепления бывают :

  • Застёгивающиеся вручную. Недостаток: относительно высокая цена.
  • Полуавтоматические и автоматические. Недостатки:
    — заклинивание при попадании и замерзании воды;
    — может не открыться без опоры на твёрдую поверхность (например, при падении в глубокий снег).

Особенности креплений для бегового типа лыж определяются трассами, на которых они используются. Во время движения по равнинной или слабопересеченной местности требуется простота и небольшой вес креплений.

Производители выпускают 3 основных типа лыжных креплений: Roteffella (система NNN и её новая версия NIS), Salomon (система SNS) и c (всем знакомая в СССР).

1 77 мм (NN 75) – представляет собой три шипа, укреплённых на металлической пластине с пружинистой дужкой.

Этот тип крепления до недавнего времени чаще всего использовался среди лыжников-любителей. Он хорошо знаком нам всем с раннего детства.

Достоинства лыжных креплений NN 75:

  • низкая цена;
  • оптимальный вариант для обучения ребёнка (хватает на год использования).

Недостатки:

  • сложно одеть и снять;
  • много дешёвых и некачественных моделей;
  • ботинки под этот тип креплений постепенно покидают рынок;
  • неудобное разделение на правый и левый крепёж.

2 Крепления для лыж SNS (Salomon Nordic System) рассчитаны на профессиональное использование. Выпускаются как автоматические, так и ручные крепления этой системы.

Достоинства лыжных креплений SNS:

  • высокое качество и надёжность;

Недостатки:

  • требуется специальная обувь – ботинки со стержнем, входящим в паз креплений;
  • используется исключительно на трассах, обработанных ратраком;
  • дефицит обуви под этот тип крепления.

3 Крепления для лыж NNN (Rottefella) выпускаются двух видов: крепящиеся напрямую с помощью шурупов и надевающиеся на специальные «салазки» (NIS-крепление).

Достоинства лыжных креплений NNN :

  • широкий выбор ботинок по цене, производителю;
  • возможность выбора типа креплений: автомат или ручной;
  • оптимальное сочетание цены и качества;
  • наличие детских и юношеских моделей.

Недостатки: автоматические крепления могут замерзнуть при попадании внутрь воды.

Секреты выбора и настройки

  • Опытные лыжники чаще выбирают системы крепящиеся вручную.
  • Новичкам и любителям больше подойдут автоматические варианты, самые простые в использовании. Учитывая, что скорости и перепады высот будут небольшими, а трассы более ровными, случайное отстреливание или, наоборот, не открепление лыж (в случае замерзания воды) не так опасно, как при скоростном спуске по сложной трассе для профессионалов.
    Размеры креплений выбираются по ширине лыж (их «талии»). Обычно они указаны производителем лыж и напрямую зависят от ски-стопа, специальной проволоки в задней части крепления.
  • Винты со шкалами нагрузок (для настройки срабатывания) должны быть установлены в соответствии с таблицами, прилагающимися к крепёжному механизму. При любых сомнениях следует обратиться за советом к профессионалам. Произвольное расстегивание лыж, как и несрабатывание механизма открепления, может привести к серьезным травмам – переломам или растяжению связок.
  • Для всех начинающих лыжников подходит мягкое крепление с пометкой «Classic».
  • Выбор лыжных креплений процесс увлекательный, а при достаточной теоретической подготовленности ещё и достаточно простой.

А как подбирали крепления вы? Какие у вас были трудности или покупка далась легко? Поделитесь, пожалуйста, секретами вашего выбора в поле для

Выходя на горнолыжный склон, мы встёгиваемся в крепления. И даже не задумываемся над тем, что современные - автоматические, крепления, соответствующие стандартным подошвам горнолыжных ботинок, появились совсем недавно, каких-то лет сорок назад.

Развитие основных конструкций шло довольно долго. Сначала была придумана защита ног от скручивания - передняя головка, которая освобождала носок ботинка при сильной нагрузке. Затем - открывающаяся вверх пятка, спасающая при падениях вперёд. И только потом конструкторы придумали механизмы не только для защиты лыжников от травм при падении, но и удобные в эксплуатации. Наконец, в конце 70-х годов прошлого века, были созданы крепления Salomon модели S727, конструкция которых включала все те механизмы, которые теперь обязательно присутствуют во всех моделях креплений: антифрикционная пластина и ски стопы, пятка, открывающаяся при помощи палки и закрывающаяся при вставлении ботинка.

Современные горнолыжные крепления выполняют множество функций. Передняя головка и пятка срабатывают при скручивании ноги, падении вперёд или назад. Передняя головка, помимо этого, возвращает ботинок на место при не слишком сильных ударах, а конструкции типа Free Flex обеспечивают независимость усилий срабатывания от прогиба лыжи. В конструкцию многих креплений включены амортизирующие удары вставки и механизмы, позволяющие отрегулировать их размер согласно размеру подошвы ботинка. И естественно, пятка позволяет легко встегнуться в крепления, просто поставив ботинок на место или раскрыть их нажатием палки или второго ботинка.

Но зачем такая сложность? Дело в том, что для точного управления лыжами они должны максимально чётко повторять все движения ног лыжника, то есть быть жёстко прикреплёнными к ботинкам. И поэтому становятся рычагом, который при падении может угрожать ногам лыжника. А значит, крепления должны очень чётко, без зазоров, удерживать ботинок и очень быстро срабатывать - отпускать его при возникновении опасной ситуации.


1. Шкала DIN передней головки. 2. Антифрикционное устройство. 3. Передняя головка. 4. Пятка. 5. Шкала DIN пятки. 6. Ски-стопы

О стандартах…

Для того чтобы крепления срабатывали надёжно, они должны соответствовать принятым в индустрии стандартам. Другими словами, крепления рассчитаны на использование только вместе с определённым типом подошвы ботинка. В случае привычных горных лыж общепринятым является стандарт Alpine или ISO 5355 , которому соответствуют практически все горнолыжные ботинки и крепления, которые вы увидите в магазинах.


В настоящее время наиболее сложные (и недешёвые) горнолыжные крепления могут работать не только с горнолыжными ботинками с подошвой Alpine , но и с подошвами стандартов WTR , Touring (ISO 9523) или MNC . Есть и специализированные крепления для скитура , но такое снаряжение уже относится к специфике снаряжения для скитура и бэккантри. В дальнейшем мы будем иметь в виду только горнолыжные крепления, рассчитанные на совместную работу с горнолыжными ботинками.



Синий - подошва стандарта Alpine, белый - подошва WTR с закладными элементами для креплений скитур, красный - ботинок Race FIS, требующий фрезеровки подошвы

Крепления MNC (Multi Norm Certified*)

Крепления, рассчитанные на использование с ботинками, имеющими сертифицированную подошву любого типа - Alpine, WTR (Walk To Ride) и Touring. Обеспечивают максимальное удобство при использовании с ботинками всех стандартов без снижения степени безопасности при катании.

Крепления WTR (Walk To Ride)

Крепления Salomon, рассчитанные на совместную работу с ботинками, оснащёнными подошвой стандарта WTR - подошва с рокером, в таких ботинках удобнее ходить.


Alpine и WTR - Большая высота подошвы ботинок WTR в зоне носка требует специальных креплений WTR

Все представленные в магазинах крепления можно разделить на две большие группы :

    для установки на специальный интерфейс - платформу определённой конструкции; для монтажа на «плоскую» лыжу - без предварительно установленного интерфейса.

Наиболее распространены горнолыжные крепления, рассчитанные на продажу в комплекте с лыжами. В этом случае направляющие для установки креплений установлены на лыжу на фабрике, а продавцу или будущему владельцу достаточно просто вдвинуть крепления в специальные направляющие - «рельсы», и зафиксировать их при помощи рычажка. Конструкция большинства таких креплений позволяет смонтировать их без применения инструментов.


Сверху вниз : пластина Race для установки креплений при помощи винтов в предварительно подготовленные отверстия, пластина с рельсами и узлом регулировки в соответствии с длиной подошвы ботинка, лыжи без пластины для установки креплений при помощи винтов, отверстия сверлятся специальным сверлом с ограничителем и кондуктором.

В этой большой группе можно увидеть и варианты горнолыжных креплений для детей - ведь ширина и высота подошвы ботинок для маленьких лыжников отличается от моделей для взрослых. Естественно, такими креплениями комплектуются юниорские и детские модели лыж.

Также в этой группе большое число наиболее лёгких горнолыжных креплений , конструкция которых несколько проще, чем у тяжёлых и мощных моделей. Такие крепления предназначены для начинающих и тех, кто катается для отдыха, и рассматривает горные лыжи как пресловутый «комплекс мероприятий», в котором собственно катание занимает иногда далеко не первое по важности место. При разработке креплений этой группы обязательно учитывается преимущественное направления падения: назад или назад-вбок. Дело в том, что начинающие лыжники от страха часто садятся назад, когда спуск становится неуправляемым, при этом возникает наиболее опасная нагрузка на ногу - винтовая. Передняя головка креплений срабатывает, освобождая носок ботинка вбок и вбок-вверх, а пятка открывается при падении вперёд.

Более сложные крепления (тоже системные, то есть поставляющиеся в комплекте с лыжами) предназначены опытным лыжникам и экспертам. Передняя головка креплений этой группы имеет автоматические регулировки высоты и ширины носка ботинка. Иногда в конструкцию креплений включаются демпфирующие элементы и системы Free Flex. Эти крепления позволяют освобождать и носок, и пятку ботинка вверх под любым углом , поскольку падения лыжников могут происходить в самых разных направлениях.

Наиболее мощные и тяжёлые горнолыжные крепления могут поставляться системно, например - с моделями Race, такие модели устанавливаются на специальную интерфейсную пластину при помощи винтов. Также наиболее мощные крепления можно приобрести и отдельно, а затем установить на лыжи, продающиеся без пластин. Но в этом случае отрегулировать их под другой размер ботинка может уже не получиться. Это наиболее прочные крепления для горных лыж, рассчитанные на большие нагрузки и, соответственно, с более мощными пружинами и из максимально прочных материалов - стали и титанала. В моделях этой группы могут использоваться системы, позволяющие смещать крепления вдоль или поперёк лыжи для точной подстройки баланса лыжника. Также в наиболее сложных и мощных моделях увеличена эластичность - диапазон смещений ботинка, при котором крепления возвращают его на место . Крепление немного приоткрывается, реагируя на кратковременную ударную нагрузку, а затем возвращает ботинок. Диапазон смещений ботинка может доходить до 25…45 мм.


Слева направо: крепления простые, продвинутые и спортивные

Среди наиболее мощных горнолыжных креплений есть модели и для катания по подготовленным склонам, и для фрирайда . Такое различие вызвано различными условиями эксплуатации и требованиями к креплениям.

В случае моделей горнолыжных креплений Race , в первую очередь требуются максимально точная и быстрая передача усилий от ботинка к узкой (65 мм) лыже и возможность точно настроить крепления под конкретного спортсмена. Крепления для фрирайда должны надёжно работать в сочетании с широкими (до 125 мм и шире) лыжами, быть очень эластичными и амортизировать вибрации и удары. Для обеспечения таких разных требований в крепления вносят различные конструктивные изменения, например, увеличивают ширину основания, устанавливают более широкие ски-стопы, вводят в конструкцию демпфирующие элементы.

В этом материале речь не идёт о специализированных креплениях для скитура, поскольку они имеют совершенно другую конструкцию и не срабатывают при падениях.

Как выбрать горнолыжные крепления

Самой важной характеристикой креплений является диапазон усилий срабатывания по стандарту DIN.

    У детских креплений этот диапазон составляет величину от 0.5…0.75 до 2.5…4.5 DIN. У креплений для женщин и лёгких лыжников - от 3 до 9 или от 4 до 12. У наиболее мощных моделей - от 5 до 14 или до 16. В моделях для спортсменов диапазон усилий может доходить и до 24, но это исключение.

Определить, подходят ли вам выбранные крепления, можно, используя простое правило: нужно разделить вес лыжника на 10, полученное значение должно находиться близко к середине диапазона срабатываний. Так, для лыжников весом 60-90 кг и не слишком агрессивном катании отлично подойдут крепления с диапазоном усилий 4…12.


Слева простые крепления для женских лыж с диапазоном усилий до 10, справа лыжи со спортивным характером с диапазоном усилий до 12

Крепления с платформой или без

Сегодня практически все лыжи для начинающих и опытных лыжников, экспертов поставляются вместе с креплениями, которые устанавливаются на платформу. Такие платформы выполняют одну или две функции. Все платформы системных креплений предназначены для обеспечения простой и быстрой регулировки креплений под размер ботинка, для этого они оснащены рельсами и механизмом регулировки и фиксации в нужном положении.

Более сложные платформы системных креплений, например, ARC у Atomic выполняют ещё две задачи. Первая - гашение вибраций. Для этого в платформу встроены специальные демпфирующие элементы. И вторая, пожалуй, более важная - такие платформы обеспечивают независимость прогиба лыжи от зажатого в креплениях ботинка. Лыжа прогибается свободно по всей длине, дуга поворота получается очень ровной.

Существует большое число типов платформ, некоторые из них (для лыж Race) выполняются из металла, поскольку нагрузки на леденистых трассах соревнований профессиональных спортсменов не идут в сравнение с теми, которые испытывают платформы при катании любителей на мягком снегу.

А вот горнолыжные крепления для внетрассового катания ставятся на лыжи без платформ, поскольку при катании в сложных условиях такая установка креплений обеспечивает более точное управление широкими лыжами, меньшую нагрузку на суставы благодаря минимальному рычагу, которую создаёт связка ботинок-платформа-широкая лыжа и более точную обратную связь со склоном - информацию, которую лыжник получает от лыж о состоянии неоднородного снега.

Помимо диапазона усилий, особенности конструкции и веса, в информации о каждых креплениях (и с платформами, и без) приводится их высота. Точнее - высота подошвы ботинка над лыжей. В случае узких лыж такие платформы обеспечивают подъём ботинка над снегом, что позволяет не цепляться ботинком за склон при больших углах наклона вбок (закантовки). Кроме того, улучшается эффективность закантовки за счёт увеличения рычага - расстояния от подошвы ботинка до канта. Но процесс усиления воздействия на кант имеет и отрицательную сторону: все негативные воздействия со стороны склона передаются на ногу тоже усиленными. Из-за этого катание на лыжах с действительно высокими платформами (сейчас такие не выпускаются) более травмоопасно. После ряда несчастных случаев международная федерация лыжных видов спорта FIS ограничила высоту платформ в спорте - специальные требования, ограничивающие высоту подошвы ботинка в креплениях моделей Race. Так что всё хорошо в меру.

Вес горнолыжных креплений и материалы…

Начинающим лыжникам нужно снаряжение, которое бы обеспечило быстрый прогресс и минимум усталости. Чтобы снаряжение соответствовало этим требованиям, оно должно быть лёгким, поэтому и крепления для начинающих лыжников, детей и многие женские модели делаются из лёгких композитных материалов , по прочности почти не уступающих металлу. По мере того, как лыжник становится более опытным и начинает кататься быстрее, его снаряжение должно быть в состоянии поддержать его на более высокой скорости, испытывая более мощные нагрузки и удары. Такие крепления делаются из титанала и стали , конструкция усложняется, используются более мощные пружины - всё это влечёт и увеличение веса.

Вес более мощных лыж и креплений играет ещё одну роль: более стабильное поведение лыж на заданной траектории, что также требуется опытным лыжникам.


На фото крепления простые, продвинутые и спортивные (справа налево). Явно видно, как усложняется конструкция и появляются металлические элементы.

Конструктивные особенности горнолыжных креплений

Чем мощнее (и дороже) крепления, тем сложнее их конструкция. При этом у креплений групп race и фриски (фрирайд и фристайл) конструктивные особенности свои. Пожалуй, можно назвать лишь две из дополнительных регулировок, которые могут использоваться во всех категориях креплений высокого уровня: ручная установка высоты и ширины крыльев передней головки, фиксирующих ботинок. Остальные регулировки и дополнительные системы совершенно разные.

Так, у креплений race может быть регулировка точного положения ботинка вдоль лыжи, регулировка положения носка ботинка в поперечном направлении, а также возможность отключения срабатывания передней головки в вертикальном направлении. Любителям большинство из подобных систем не требуются.

В конструкцию сложных моделей креплений для фриски Регулировку креплений лучше доверить специалисту. Дело в том, что при настройке усилий срабатывания необходимо учитывать массу факторов : рост горнолыжника, вес, возраст, опыт и скорость катания, и даже длину подошвы ботинка. Помимо этого, необходимо отрегулировать и усилие прижима ботинка вперёд, а такая регулировка далеко не очевидна.

Если всё же придётся отрегулировать крепления самостоятельно, то нужно придерживаться следующих правил:

    аккуратно вставить носок ботинка в головку крепления; поставить каблук ботинка на педаль ски-стопа раскрытой пятки; если пятка слишком далеко от каблука или, наоборот, оказалась под каблуком - крепления не настроены по подошве. Необходимо отрегулировать крепления по размеру подошвы ботинка. Правильная регулировка в общем случае - когда пятка ботинка входит в пятку крепления с небольшим усилием, а при встёгивании пятка креплений упруго отъезжает назад на 2-6 мм. При неправильной настройке лыжник рискует не только креплениями, но и ногами;

    Обслуживание креплений

    Обслуживание креплений - процесс очень простой. Надёжность современных моделей такова, что они прослужат вам столько же, сколько и лыжи - возможно, и лет пятнадцать. Смазывать их необязательно, поскольку в них заложен пожизненный запас смазки, а ржавеющих деталей в конструкции креплений уже давно нет. Нужно только учесть, что попадание дорожных реагентов, грязи и песка внутрь механизма нежелательно, так что перевозить лыжи лучше в салоне автомобиля, а если на верхнем багажнике - то или в чехлах или в боксе. Если же грязь всё-таки попала на крепления (и, возможно, внутрь) - смойте её холодной водой. Горячую воду, моющие средства и растворители использовать не нужно, поскольку они могут удалить смазку из креплений.

    Перед тем, как убрать лыжи на летнее хранение, можно вооружиться отвёрткой и ослабить пружины креплений. Но поскольку скользящую поверхность лыж перед хранением очень полезно покрыть консервирующей смазкой, можно попросить ослабить пружины мастера, который будет готовить ваши лыжи к «летней спячке».

Крепления – важный элемент лыжного инвентаря. Как правило, установка креплений производится магазином, однако некоторые лыжники предпочитают делать это самостоятельно. Узнаем, как это им удается.

Виды лыжных креплений

Существует три вида лыжных креплений:

  1. Жесткие (рантовые) – Nordic Norm 75 mm.
  2. Полужесткие – ремешки, резинки и пряжки.
  3. Системные:
    • SNS Salomon
    • NN Rotofella

Так как первые два вида постепенно выходят из обихода из-за своего тотального несовершенства и моральной старости, рассуждать о них не приходится. Намного интереснее рассказать о системных креплениях.

Стоит отметить, что если лыжник решил установить NN 75mm, инструкция по установке, изложенная ниже, ему подойдет.

Системы от Salomon и Rotofella

Данные системы креплений имеют разное количество продольных составляющих, функционал и показатели стабилизации ботинка, а также представлены в различных модификациях. Они отлично подходят для беговых лыж – наиболее распространенных в лыжном спорте.

  • Система Rotofella NNN появилась несколько позже, чем NN 75mm. Крепление и стабилизация ботинок здесь осуществляется, благодаря двум продольным направляющим. Функционал этих креплений не уступает NN.
  • В системе SNS Salomon используется всего одно шарнирное крепление. Из-за особенностей подошвы ботинок, предназначенных под такие крепления, спортсмен может контролировать лыжу, выполняя любой ход. Это наиболее современный вариант лыжных креплений.

Между данными системами нет каких-то значительных недостатков или преимуществ. Они удобнее, практичнее и современнее своих предшественников, поэтому стоят немного дороже.

Как установить крепления на беговые лыжи самостоятельно

Для монтажа креплений в первую очередь потребуется следующий инвентарь:

  • Беговые лыжи и крепления на них;
  • Шаблон из бумаги для нанесения разметок или кондуктор;
  • Шуруповерт (крестовая бита + сверла 3,4 – 3,6 мм);
  • Маркер;
  • Клей ПВА;
  • Линейка;
  • Шило.

Инструкция по установке

Установка лыжных креплений происходит в несколько этапов.

Шаг 1: Центр тяжести

Первым делом необходимо определить центр тяжести лыж. Для этого лыжа устанавливается на ребро линейки и перемещается по этой поверхности, пока лыжи не застынут, как уравновешенные весы, параллельно полу.

Средние линии баланса необходимо отметить маркером. Намеченная линия совпадет с осью крепления скобы.

Шаг 2: Разметка

Следующим шагом наносится разметка отверстий на площадке лыж. Это действие выполняется с помощью бумажного шаблона, который обычно поставляется вместе с креплениями. Если на руках его не оказалось – не беда, можно скачать его с интернета, либо разметить лыжу с помощью шила, приложив собранное крепление так, чтобы центр тяжести совпадал с осью фиксации обуви.

При этом в системе NNN отверстия располагаются впереди оси центра тяжести, а в SNS ось пролегает непосредственно под креплением. Для профессиональной разметки используется кондуктор.

Шаг 3: Сверление отверстий

Перед тем, как сверлить, следует сверить расстояние между отверстиями, расположенными на креплении, с расстоянием между точками, нанесенными при разметке.

Отверстия для Rottefella просверливаются сверлом, диаметром 3,4 мм, а для Salomon – 3,6 мм. Глубина отверстий – 10 мм. Сверление выполняется на средних оборотах с легким нажатием. Для обеспечения надежной фиксации, готовые отверстия обдуваются, а потом заливаются клеем.

Шаг 5: Сборка

Теперь, когда отверстия готовы, необходимо приложить крепления и плотно закрутить шурупы. После чего лыжа оставляется на просушку (около 10-12 часов).

Теперь беговые лыжи готовы для использования. Как видно, ничего трудного в этом нет. Главное проявлять осторожность и внимательность, а также обладать всем необходимым инструментарием.

На сегодняшний день существуют разные виды крепления беговых лыж, среди которых можно выделить несколько основных, о которых мы расскажем вам в этой статье. Например, система NNN и NIS в основном используются опытными спортсменами, но также они доступны новичкам.

Система крепления для лыж New Nordic Norm

Система крепления для беговых лыж, сокращенно называемая NNN, была разработана норвежской компанией Rottefella. Передняя часть крепления имеет резиновые упоры, в которые упирается носковая часть ботинка в момент толчка. Жесткость этих элементов влияет на управление лыжами, поэтому для разных стилей езды применяются разные резиновые упоры.

Система NNN отличается от своего аналога SNS направляющими выступами для обуви вдоль креплений. В NNN два параллельно расположенных выступа, а в SNS всего один. У креплений New Nordic Norm скоба фиксации ботинка слегка смещена назад под пальцы, обеспечивая более четкое управление лыжами при коньковой технике езды.

Важно понимать, какие бывают виды лыжных креплений и какие ботинки к ним нужны. Среди преимуществ крепления для лыж NNN выделяют следующее:

  • богатый ассортимент ботинок;
  • наличие автоматического и ручного типов крепления;
  • имеются детские и подростковые модели;
  • отличаются удачным сочетанием стоимости и качества.

Среди недостатков систем NNN можно выделить то, что автоматические модели могут примерзать при попадании воды.

Крепления для лыж Nordic Integrated System

Данная система лыжного крепления (сокращенно ее называют NIS) была разработана в 2005 году и ее сразу стали использовать такие известные марки, как Madshus, Rossignol и Alpina. Это модернизированный вариант системы NNN, имеющий плату, закрепляемую на поверхности лыж на заводе. За счет этого обеспечивается легкая установка крепления и возможность сдвигать его в продольной плоскости. Крепления NIS совместимы с ботинками под систему NNN.

Среди преимуществ креплений Nordic Integrated System специалисты выделяют:

  • простоту установки;
  • возможность сдвигать крепление;
  • совместимость со стандартом NNN.

Лыжные крепления Salomon Nordic System

Эту систему креплений, которая сокращенно называется SNS, придумала французская компания Salomon. Ботинок фиксируется на продольной широкой направляющей, в передней части которой есть упоры из резины. За счет изменения их жесткости можно менять жесткость управления лыжами. Поэтому тем кто ищет хорошие крепления для конькового хода, стоит приглядеться к данному варианту.

Крепления SNS можно разделить на две подкатегории:

  • SNS Pilot - хороший вариант для коньковой техники езды;
  • SNS Profil - универсальный вариант, подходящий для конькового, классического или комбинированного стиля.

Эти виды крепления лыжных ботинок считаются очень надежными. С креплениями SNS работают такие известные фирмы, как Atomic, Salomon, Adidas и Spine. К их преимуществам относят:

  • хорошая прочность и надежность;
  • выпуск детских и подростковых креплений.

Данние виды креплений для беговых лых имеют и свои недостатки:

  • нужна специальная обувь;
  • используются на обрабатываемых ратраками трассах;
  • обувь, подходящая под этот тип крепления, представлена не очень большим ассортиментом.

Крепления для лыж Nordic Norm 75 mm

Рассматривая типы лыжных креплений, нельзя не рассказать о системе крепления Nordic 75, которая использовалась еще во времена СССР. В ней можно использовать фиксирующий подпятник, а одним из плюсов типа креплений лыжи 75 мм является низкий центр тяжести лыжника.

Современные системы Nordic 75 создаются из пластика, различных сплавов и композитных материалов. Среди преимуществ выделяют:

  • малая стоимость;
  • оптимальный вариант для детей (не жалко каждый год покупать новую систему).

Если Вы ищете, какие виды лыжных креплений лучше, обратите внимание на недостатки системы крепления Nordic 75:

  • на рынке представлено множество дешевых моделей низкого качества;
  • сложны в эксплуатации;
  • ботинок, подходящих под это крепление, становится все меньше;
  • неудобное разделение левого и правого крепежа.

Теперь вам известно, какие бывают крепления для лыж. Лыжники со стажем обычно отдают предпочтение системам с ручным креплением, а новичкам и любителям можно остановиться на автоматических моделях, так как они более просты в эксплуатации. Если учесть невысокие скорости движения и перепады высот, а также катание в основном по ровным трассам, случайное открывание или примерзание крепления не так опасно, как при скоростном спуске для профессиональных спортсменов.

Винты с обозначением шкал нагрузок должны соответствовать таблицам, которые прилагаются к крепежной системе. Если у вас возникли сложности при выборе, обратитесь к профессионалам или консультантам в магазине, которые всегда подскажут, какие бывают крепления для лыж.

Видео

Беговые лыжи делятся на гоночные, любительские и туристические. Как правило, назначение указывается в карточке товара.

  1. Гоночные (с пометкой Racing и Racing PRO). Такие лыжи рассчитаны на спортсменов и любителей, желающих развивать показатели скорости. Это вариант для специально подготовленных трасс.
  2. Любительские или прогулочные (Active, Fitness). Это вариант для тех, кто иногда выбирается покататься в парке, делает это для удовольствия и не стремится к рекордам. Лыжи немного шире гоночных, при их производстве редко используют дорогие материалы и технологии.
  3. Туристические (Back Country). Это лыжи для охотников, туристов и рыболовов, людей, которым нужно передвигаться по , без трассы и лыжни. Такие лыжи значительно шире прогулочных, чтобы выдерживать вес человека на рыхлом снегу.

Лыжи

Классические лыжи (обозначение Classic или Cl) более длинные, чем коньковые, имеют острый мысок и мягкую колодку. Под колодкой могут быть насечки (обозначение TR), которые предотвращают скольжение во время отталкивания. Слева - лыжа с насечками, справа - без.


andrewskurka.com

Если лыжа не имеет насечек (обозначение WAX), антискользящий эффект обеспечивает специальная мазь . Однако новичкам будет довольно сложно правильно нанести её, поэтому лыжа с насечками будет лучшим вариантом.

Чтобы подобрать размер классических лыж, прибавьте к своему росту 20 см или просто поднимите руку: опущенная ладонь вытянутой руки должна касаться вершины лыжи.

Также стоит обращать внимание на жёсткость лыж. Сначала определите центр тяжести: положите лыжу на руку так, чтобы оба конца находились в равновесии. Затем сложите лыжи скользящей стороной друг к другу и сожмите одной рукой на 3 см ниже найденного центра равновесия. Между лыжами подходящей жёсткости останется расстояние 1–1,5 мм.

Что купить

Ботинки

Ботинки для классических лыж невысокие и мягкие, без специальных вставок, фиксирующих ногу.

Не стоит покупать ботинки впритык. Если большой палец будет упираться в мысок ботинка, нога быстро замёрзнет. Лучше возьмите ботинки на полразмера больше.

Что купить

Палки

При выборе палок для классического катания обратите внимание на их длину. С короткими вам будет неудобно ходить по ровной местности, с длинными - подниматься по склонам. Подбирайте палки по своему росту: выход темляка (место, где к палке крепится ремешок) должен находиться на уровне вашего плеча.

Палки делают из алюминия , стекловолокна и углеволокна. Алюминиевые могут согнуться от нагрузки. Так что, если вы весите немало, выбирайте стекло- и углеволокно . Последнее обеспечивает наибольшую жёсткость и лёгкость палок. Такими палками пользуются профессиональные спортсмены.


marax.ru

Также обратите внимание на материал рукояти. Палки с пробковой рукояткой хорошо подходят для ходьбы в мороз: пробка не холодит руку в отличие от пластика.

Лыжи

Лыжи для конькового хода (обозначение Skate или Sk) более короткие и имеют гладкую колодку, поскольку при таком ходе насечки только мешают , цепляясь за снег и снижая скорость.

Чтобы подобрать идеальную длину коньковых лыж, прибавьте к своему росту 5–10 см.

Также стоит проверить жёсткость лыж. Зазор между сжатыми одной рукой лыжами должен составлять 1,5–2 мм.

Что купить

Ботинки

Чтобы предотвратить травмы и излишнее напряжение стопы во время конькового хода, нужна дополнительная фиксация. Поэтому коньковые ботинки выше и жёстче классических и дополнены специальной пластиковой манжетой.

Что купить

Палки

Палки для конькового хода длиннее классических. Темляк должен находиться на уровне подбородка или губ лыжника.

Как выбрать универсальные лыжи, ботинки и палки

Если вы планируете освоить и классический, и коньковый ход, можно приобрести универсальное снаряжение.

Лыжи

Универсальные лыжи (обозначение Combi) длиннее коньковых, но короче классических. Чтобы определить нужную длину, прибавьте к своему росту 15 см.

Что касается насечек, некоторые универсальные лыжи имеют заменяемую середину: если вы хотите кататься в классическом стиле, используете насечки; если в коньковом, убираете насадку с насечками.

Что купить

Ботинки

Ботинки для универсальных лыж почти не отличаются от классических. Они такие же мягкие и гибкие, однако имеют пластиковую манжету, которая поддерживает голеностоп.

Что купить

Палки

Для универсальных лыж подойдут палки и для классического, и для конькового хода.

Какими бывают крепления

Сейчас распространены три вида креплений: устаревшие NN 75, NNN (с платформой NIS или без неё) и SNS.


sprint5.ru

Наверняка многие помнят это крепление с детства. Это обычная металлическая скоба, которая фиксирует ногу, но делает это довольно плохо.

С NN 75 практически невозможно кататься коньковым ходом. Кроме того, хороших ботинок под это крепление не выпускают. Преимущество только в низкой цене.

Что купить

NNN (New Nordic Norm)


Автоматическое крепление NNN / spine.ru

Это крепление состоит из двух направляющих (флексоров), расположенных на некотором расстоянии
друг от друга, и резинового упора.

Есть два варианта таких креплений: автоматические и механические. Автоматическое крепление NNN защёлкивается, если просто нажать ботинком на скобу. В случае с механическим придётся руками открывать крышку, а после установки ботинка закрывать её.


Механические крепления NNN / manaraga.ru

Однако механическое крепление более надёжное: оно не может случайно отстегнуться, например, во время падения. Кроме того, если вы планируете кататься на лыжах в тёплую погоду, вода, попавшая в автоматическое крепление, может замёрзнуть и намертво заблокировать его.

Также крепления различаются по степени жёсткости. Если резиновый упор NNN белого цвета, крепление предназначено для жёсткого катания, если зелёного - для более мягкого. Чёрные упоры подойдут для стандартного катания, а красные - для мягкого.

Если вы предпочитаете коньковый ход, выбирайте крепления с белыми или зелёными резинками. Если классический - с чёрными или красными.

Чтобы установить NNN на лыжи, нужно найти центр тяжести и просверлить отверстие для креплений. Однако есть и более простой и удобный метод установки: специальные платформы NIS.


Крепление NNN NIS / dostupny-sport.ru

Nordic Integrated System (NIS) была разработана в 2005 году для креплений NNN. Лыжи, адаптированные под NIS, оборудованы специальной пластиной, на которую устанавливается крепление. Лыжи не нужно сверлить, достаточно завести крепление по направляющим пластинам и защёлкнуть.

Крепление легко устанавливается и снимается, исключает поиск центра тяжести лыжи и может использоваться с разными парами лыж.

Что купить

Это крепление с одной широкой направляющей и двумя скобами. Крепления SNS тоже разделяются на автоматические и механические.


shamov-russia.ru

В отличие от NNN, у SNS только три уровня жёсткости. Они маркируются с помощью числового значения и цвета. Для классического хода стоит выбрать крепления с жёсткостью флексора 85 (жёлтые), для конькового - 115 (красные), а для универсального использования - 95 (розовые).

Что касается удобства, устойчивости и поперечной стабильности, разница между SNS- и NNN-креплениями невелика.

Большинство ботинок для беговых лыж рассчитаны на определённый тип крепления. А потому сначала выбирайте ботинки, которые идеально сядут на ногу, а уже потом подходящие к ним крепления.

За счёт NIS крепления NNN удобнее устанавливать, зато SNS более устойчивы: из-за платформы NNN оказываются выше, чем SNS, привинченные шурупами. С другой стороны, более высокое положение увеличивает силу толчка. В общем, оба крепления используются и любителями, и профессиональными спортсменами.

Что купить

Какие материалы выбрать

Лыжи из цельного бруса или склеенных слоёв древесины уходят в прошлое. В современных моделях тоже используется дерево, но, как правило, из него состоит сердечник, а скользящая поверхность делается из пластика.

Если вы привыкли кататься на лыжах со скользящей поверхностью из дерева, пластик может показаться неудобным из-за отдачи. Пластик более скользкий и, в отличие от дерева, не «взлохмачивается» при трении о снег.

Однако при правильном смазывании пластиковых лыж вполне возможно избежать отдачи. Что касается преимуществ, пластиковые лыжи более долговечны и, в отличие от деревянных, позволяют кататься при плюсовых температурах.

По методу изготовления лыжи делятся на Sandwich и Cap. Первые представляют собой несколько склеенных слоёв пластика и дерева, вторые - деревянный сердечник с монолитной пластиковой крышкой.

Для более дешёвых лыж сердечник изготавливается из дерева с воздушными каналами. В профессиональных и более дорогих представляет собой деревянные соты либо делается на основе акрилового пенопласта с сеткой из угле- и стекловолокна, лёгкого пенополиуретана со вставками из карбона и стекловолокна (технология Polycell), пены Densolite или других лёгких синтетических материалов.

Скользящая поверхность делается из разных видов пластика. Для более дешёвых вариантов применяют экструдированный пластик, для вариантов подороже - высокомолекулярный универсальный пластик.

Сейчас используется множество новых технологий и материалов, которые сохраняют лёгкость лыж и в то же время обеспечивают прочность. Однако всё это сказывается на цене.

Поэтому, если вы новичок, стоит попробовать обычные лыжи с сердечником из дерева или пенного материала Densolite и скользящей поверхностью из экструдированного или высокомолекулярного пластика. Цена таких лыж зависит от конкретного бренда и колеблется от 2 000 до 8 000 рублей.

На какие бренды обратить внимание

Среди известных российских производителей - фабрика STC. Она делает и гоночные, и любительские лыжи Sable, лыжные палки из стекловолокна.

Профессиональные модели - с сотовым сердечником и скользящей поверхностью PTEX 2000 (углеволокно), а любительские - с деревянным сердечником и покрытием из пластика. Лыжи делаются по технологии Cap и продаются по весьма демократичным ценам.

Среди иностранных брендов (продукция которых часто производится на российских фабриках, включая STC) довольно популярен австрийский производитель лыж и снаряжения Fischer.

Fischer производит мужские, женские и детские профессиональные и любительские лыжи, применяет комбинированные материалы вроде деревянного сердечника с базальтовыми волокнами Air Tec Basalight. Лыжи Fischer можно купить по цене от 5 000 рублей.

Не менее известен французский бренд лыж Rossignol, производства которого находятся в Испании и на Украине. Самые дешёвые любительские лыжи с сердечником из лёгкого дерева и скользящей поверхностью из пластика можно купить за 5 500–6 000 рублей. Почти все лыжи этого бренда оборудованы платформой NIS.

Третий бренд из рейтинга - норвежская компания Madshus. Любительские лыжи этого бренда выполнены по технологии Cap с сердечником из дерева с каналами, оплёткой из стекло- и углеволокна и скользящей поверхностью из пластика. Стоимость самых дешёвых лыж этого бренда - 3 000–5 000 рублей.

Примерно в этой же ценовой категории самые дешёвые любительские лыжи австрийского бренда Atomic и французской компании Salomon. Более дешёвые модели Salomon имеют сердечник из сухой пены Densolite и скользящую поверхность с добавлением графита, более дорогие, профессиональные - сотовые сердечники и скользящую поверхность с добавлением цеолита.

Каждый бренд разрабатывает свои технологии: более лёгкие сердечники, добавление различных минералов для улучшения скольжения, изменение геометрии лыж. Поэтому лучше всего ориентироваться на назначение лыж (для какого хода, прогулочные или спортивные) и наличие подходящей для вас длины и жёсткости.