Кафедральный воскресенский собор, арзамас. Воскресенский кафедральный собор Бывшие и нынешние объекты ансамбля Соборной площади

Воскресенский кафедральный собор г. Твери был построен в 1914 г. Храм был возведен за оградой Христорождественского монастыря специально для рабочих Морозовской мануфактуры, живших в расположенных неподалеку казармах. Тысячу рублей на строительство собора пожертвовал из личных средств император Николай II.

Чин освящения совершил правящий Тверской архиерей - архиепископ (впоследствии митрополит) Серафим (Чичагов), прославленный ныне в лике новомучеников и исповедников Российских.

На освящении собора присутствовала помогавшая его строительству великая княгиня Елизавета Федоровна, будущая преподобномученица. Гражданскую власть представляли председатель Совета министров Б. Штюрмер и тверской губернатор Н. Бюнтинг, ставшие жертвами революции.

Службы в соборе так и не начались. После закрытия Христорождественского монастыря здание храма использовалось для хозяйственных нужд.

В 1988 г. собор был возвращен Русской Православной Церкви. В 1992 г. совершил малое освящение храма.

Одним из первых образов в соборе стала икона Божией Матери «Державная»; до этого святыню использовали вместо двери в свинарнике.

В 2000 г. были обретены и перенесены в собор мощи , духовника Марфо-Мариинской обители милосердия.

Рядом с собором на месте разрушенной часовни возведен храм в честь святых царственных страстотерпцев Николая II и его семьи.

В 2008 г., в преддверии празднования в Твери Дней славянской письменности и культуры, в соборе был проведен ремонт.

В настоящее время в клире кафедрального собора 10 священников, 5 диаконов.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла директору Государственного исторического музея А.К. Левыкину с 60-летием со дня рождения [Патриарх: Приветствия и обращения]

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий осмотрел храмы Русского музея

Первый собор г. Южно‐Сахалинска освящен в честь Евангельского события Воскресения Христова. Место под строительство освятил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), посетивший наши острова в августе 1990 года. Из‐за нехватки финансовых средств, к строительству смогли приступить только в 1992 году. Освящение вновь построенного храма состоялось 7 января 1995 года на праздник Рождества Христова. Адресом нового собора стало пересечение улицы Комсомольской и Коммунистического проспекта. 10 декабря 1997 года участок аллеи между улицей Комсомольской и центральной аллеей южного входа в городской парк, получил наименование «Бульвар Святителя Иннокентия», в связи с празднованием 300-летия открытия Курильских островов русскими людьми.

С возведением собора возродилось храмостроительство на Сахалинской земле. Старые фотографии сахалинских церквей второй половины XIX - начала XX веков напоминают нам о том, что когда‐то православие играло заметную роль в жизни острова. Период японской оккупации и пожары не сохранили эти храмы до наших дней.

Став духовным центром православия на Сахалине, собор является так же и украшением областного центра. Храм выполнен в древнерусском стиле, с использованием композиционных приемов, восходящих к культуре Великого Новгорода (архитектор С. Миченко, конструктор Л.Сивко). В плане подобных храмов, как правило, использовался символ креста, так называемый «квардифолий» или «четырех лепестковый план», перекрытый куполом, символизирующим Христа Вседержителя, Приемлющего под Свою длань всех страждущих. На территории храма возвели звонницу, которую украсил колокол весом в одну тонну, изготовленный по специальному заказу епархии на колокололитейном заводе в Воронеже. На колоколе изображение свт. Иннокентия митрополита Московского, просветителя Дальнего Востока и Америки.

В октябре 1997 года, в нижнем помещении собора начались работы по устройству храма Воскресения Словущего. 4 апреля 1998 года в день Похвалы Пресвятой Богородицы нижний храм был освящен в часть праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме в 355 году после обретения святой равноапостольной царицей Еленой Честного Креста Господня. Сейчас здесь проводятся ранние воскресные богослужения и крещения.

Основным спонсором строительства собора стало АО «Газпром». Значительную помощь оказал мэр г. Южно‐Сахалинска И.П. Фархутдинов, ставший позже губернатором области. Всесильную лепту внесли и жители города своими пожертвованиями.

В первоначальном архитектурном варианте собор существовал до конца 2002 года. По благословению Преосвященнейщего Даниила, возглавившего Южно‐Сахалинскую и Курильскую епархию в 2001 году, начались работы по реконструкции и расширению собора. Необходимость этого была очевидна - храм на 450 человек не мог вместить всех желающих посещать соборные службы. 11 сентября 2002 года, в День города состоялась закладка камня на начало строительства колокольни собора. Строительные работы проводила Балтийская строительная компания.

Предметом особого почитания островитян стал чудотворный список Казанской иконы Божией Матери - благословение, переданное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в 1995 году, когда произошло землетрясение в Нефтегорске. Московская Патриархия не оставила островную епархию без помощи и внимания. В послании Патриарха к сахалинской пастве говорится: «Ныне мы направляем вам древний чтимый образ Казанской иконы Пресвятой Богородицы как знак того, что ходатайство Заступницы рода христианского перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом за всех нас сегодня особенно насущно и необходимо… Ваша молодая епархия, образованная на краю границ Российской Федерации, переживает сейчас нелегкое время, когда практически на пустом месте необходимо безотлагательно налаживать приходскую жизнь, возрождать активную миссионерскую деятельность и устанавливать духовные связи с местным населением, которое, как и все жители России, подверглось страшному воздействию мрачных десятилетий атеизма и богоборчества… Верю, что чтимый образ Казанской иконы Божией Матери <…> будет для всех вас Нашим Патриаршим благословением на грядущие труды и терпеливое перенесение всяческих невзгод и испытаний».

В 1996 году на сахалинскую землю прибыли святые мощи особо почитаемых угодников Божиих - св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, св. вмч. Пантелеимона, св. блг. кн. Александра Невского, свт. Иоанна Златоуста, свт. Филиппа, митрополита Московского, прп. Саввы Сторожевского, св. мц. Анастасии Узорешительницы. Специально для этих мощей был изготовлен киот, в котором они хранятся и ныне. Каждый из прихожан имеет возможность прикладываться к святыне.

В алтаре собора находится ковчег с частицами мощей свт. Николая Японского, переданный в дар Японской Автономной Православной Церковью.

В октябре 2002 года коллекция икон Воскресенского собора пополнилась образом прп. Сергия Радонежского. Икону привез в подарок епископу Даниилу секретарь Священного Синода, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий.

В августе 2004 года в православном мире произошло знаменательное событие - организация путешествия из Иерусалима по городам России раки со святыми мощами преподобной мученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, и её келейницы инокини Варвары. Специальным рейсом из г. Петропавловска‐Камчатского святые мощи прибыли в г. Южно‐Сахалинск . 10 августа в соборе прошел молебен, после которого каждый из пришедших в храм мог приложиться к святым мощам.

Чтя память о трагедии, происшедшей 20 августа 2003 года - гибели в авиакатастрофе губернатора Сахалинской области И.П. Фархутдинова и четырнадцати других региональных руководителей, у Воскресенского собора воздвигнут мемориал‐памятник с Поклонным крестом. Здесь, 27 августа 2003 года, прощался с погибшими президент Российской Федерации В.В. Путин.

В 2005 году на территории собора установлен армянский хачкар (крест‐камень ). Традиционный для армян памятник, которых по всему миру установлены тысячи. Выполнен камнерезами Араратской долины из армянского туфа. Строгий хачкар служит напоминанием потомкам о массовом истреблении армянского населения Османской Турцией (всего в числе погибших, согласно международным данным, числится более полутора миллионов человек).

Невозможно представить себе прошлое России без святого Православия, и будущее страны без нравственного наследия христианской веры. Сегодня Церковь берет на себя задачу повернуть вспять разрушение нравственных устоев жизни народа, продолжавшееся десятилетиями. Ведь недаром в народе говорят: «Там, где храмы зарастают травой, открываются тюрьмы…» В 2009 году на территории собора трудами епископа Сахалинского и Курильского Даниила закончилось строительство Духовно‐Просветительского центра. Задача, поставленная перед ним, непростая - быть средоточием культурно‐просветительской жизни жителей города.

Контакты:

693010, г. Южно‐Сахалинск , бульвар Святителя Иннокентия, 3

тел. (4242) 42–48–35 .

В 112 км от Нижнего Новгорода расположен древний город с богатыми историческими и культурными традициями. Статус города Арзамас получил в 1578 году. Визитной карточкой этого населенного пункта, раскинувшегося на берегу Тёши, притока Оки, является Воскресенский собор.

Арзамас гордится этим совершенным творением, доминирующим над всем городом. Красавец-храм расположен на холме и является центральным объектом ансамбля Соборной площади.

Предыстория возникновения храма

Воскресенских соборов только в России насчитывается более 20, есть они и в других странах, в том числе и в Японии. Поэтому при описании центрального храма Арзамаса, в скобках будет указываться его территориальная принадлежность. Итак, Воскресенский собор (Арзамас) воздвигнут в честь великой победы русского народа над объединенной армией Европы под руководством Наполеона в 1812 году. Раньше на этой площади, которая неоднократно меняла свое название, была она Красной, Базарной, им. Ленина в годы Советской власти, был деревянно-земляной Кремль. Сам город был построен по указанию Ивана Грозного, в связи с его третьим походом на Казань - дорога пролегала через эти земли.

Основатель города Иван Грозный

По его же указу к юго-востоку от нынешнего собора, а тогдашнего кремля, был создан женский Никольский монастырь (1570 год), существующий и поныне, тоже входящий в ансамбль Соборной площади. Находящийся между храмом и монастырем крутой Никольский съезд запечатлен на картине В. Перова «Тройка». Когда-то здесь же у спуска находился Соборный садик (теперь здесь новостройки), были у низовий спуска и Настасьинские ворота.

По преданию, Иван Грозный дал главному въезду в город со стороны Москвы имя своей любимой жены Анастасии, которая должна была вот-вот родить. В ансамбль площади входил и расположенный севернее теплый (отапливаемый) собор Живоносного Источника.

Бывшие и нынешние объекты ансамбля Соборной площади

Еще один монастырь, мужской, располагался восточнее «сердца» Арзамаса - Соборной площади. Введенская обитель знаменита тем, что ее настоятель Иоанн основал в 1706 году Теперь монастыря нет. Однако еще одно интересное здание имеется в окружении главной жемчужины города, которой является Воскресенский собор (Арзамас). Это здание магистрата, возведенное в середине XVIII века. Оно примечательно тем, что осталось единственным строением типовой гражданской архитектуры в России. Надо отметить, что с Воскресенским собором связана жизнь патриарха Кирилла - его дед и отец жили неподалеку от Арзамаса.

Авторитет Патриарха Сергия

Также Воскресенский кафедральный собор (Арзамас) неразрывно связан с жизнью еще одного Патриарха - Сергия. Его дед, Иван Дмитриевич Страгородский, в течение 32 лет служил в Воскресенском соборе старшим священником.

И когда в 1943 году Сергия избрали на патриарший престол, первое, о чем он попросил, было открытие для богослужения Воскресенского храма в Арзамасе. Один из совсем немногих доживших до наших дней собор Поволжья открылся в том же году.

Метаморфозы культового сооружения

В начале XX века весь старинный город представлял собой как бы единый монастырский ансамбль - в нем было более 40 культовых сооружений. Неповторимую, единственную в Европе красоту приезжали отстаивать, рискуя жизнью, ученые из Петербурга. Но пришедшие к власти в 1917 году воинствующие атеисты уничтожили 38 объектов, оставив два, которые и дожили до наших жней - сам Воскресенский собор (Арзамас) и Преображенский храм Спасского монастыря, древнейший во всем округе. Жители города своим возмущением не дали их взорвать. В годы безверия в Воскресенском храме было общежитие для политзаключенных, позднее в нем открыли Музей атеизма и религии - по принципу Казанского собора в Ленинграде.

Единственная в своем роде красота

Надо отметить, что и внешне Кафедральный собор в Арзамасе напоминает знаменитое Казанский собор Санкт-Петербурга. Объясняется это тем, что автор проекта, Михаил Петрович Коринфский, в молодости был учеником великого Андрея Никифоровича Воронихина, автора проекта Казанского собора. Заложенный в 1814 году Воскресенский собор был выполнен в стиле русского классицизма талантливым архитектором - арзамазцем М. П. Коринфским (1788-1851).

Строился этот храм 28 лет. Воскресенский собор (Арзамас) настолько красив и совершенен, что знаток русской зодчества архитектор-реставратор Н. Н. Померанцев не мог найти равного ему ни в Москве, ни в других городах России. Сравниться с ним могут только два собора в Санкт-Петербурге работы знаменитого русского зодчего В. П. Стасова - Троице-Измайловский и Спасо-Преображенский соборы.

Символ величия России

Проект по возведению нового храма взамен обветшалой церкви Воскресения Христова, которой еще царь Федор Иоанович в 1598 году пожертвовал крест-мощевик, считался весьма амбициозным - было выстроено несколько кирпичных заводов, которые так и назывались - «соборные». Строительство храма было великим событием и обросло легендами и поговорками.

Строгость и симметрия и, вместе с тем, величие, торжественность и монументальность храма, были призваны символизировать величие и мощь России. Таким виделся автору проекта и создателю архитектору М. П. Коринфскому Воскресенский собор (Арзамас). Фото, прилагаемое ниже, демонстрирует, что мечты и чаяния осуществились в полной мере.

Архитектура храма

Покоится сооружение на стилобате - высоком ступенчатом основании, которое представляет собой греческий крест, положенный на квадрат. Длина и ширина, равные между собой, достигают 64 метров. Украшено здание пятью сферическими куполами, самый большой из которых, центральный, имеет 12 окон. Четыре портика, расположенные с четырех сторон, и высокие фронтоны, опирающиеся на 13-метровые колонны (48 штук), образуют по кругу здания своеобразное ожерелье.

На фронтонах расположены большие фрески на библейские сюжеты. 24 окна, ни одно из которых не является прямым - каждое имеет откос для изолирования от улицы внутреннего помещения - делают его просторным, легким, полным света. Пол, выложенный деревянными брусьями, общая спокойная, выдержанная в светлых коричневых тонах, колористика внутреннего помещения - все располагает к молитвенному настроению.

Роспись храма

Необходимо отметить, что в этом городе стараниями художника-педагога А. В. Ступина была создана Арзамасская школа живописи, учениками которой были В. Перов, архитектор М. П. Коринфский, О. С. Серебряков. Последний со своим сыном Александром и другими художниками-ступинцами с 1834 по 1837 год расписывали тушью по сырой штукатурке стены и своды храма, которым так гордится Арзамас. Собор воскресения христова славится 14 огромными полотнами, на которых отображена жизнь Иисуса Христа. Фигуры выполнены в человеческий рост. За образцы были взяты шедевры мировой западной живописи. В главном куполе между окон расположены фигуры 12 апостолов, чуть ниже - 4 евангелистов.

Иконостас и престолы собора

Резной, прекрасный иконостас работы братьев Ломакиных, Клима и Василия, сохранился до наших дней. Царские ворота украшены иконами Богоматери и Христа, выполненными в человеческий рост талантливым живописцем Алексеевым (зятем Ступина), который известен тем, что расписывал Исаакиевский собор. В честь Воскресения Христова освящен Центральный престол. Правый придел освящен в честь Александра Невского и Митрофана Воронежского.

Левый - в честь святого мученика Иоана-воина. Слева и справа в полукруглых нишах портиков имеются еще два придела с одноярусными иконостасами - в честь Покрова Пресвятой Богородицы (правый), в честь Всех Святых (левый). Престолы освящались по мере их строительства.

Главный престольный праздник и святыни собора

Каждый православный храм России имеет главный престольный праздник. С 1887 года имеет его и Воскресенский собор (Арзамас). История этого праздника уходит корнями в 335 год, когда царицей Еленой был освящен в Иерусалиме Храм Воскресения Христова. Называется этот день «Воскресение словущее». В каждом приходе Арзамаса было принято иметь по два храма - отапливаемый печами теплый и холодный, которым и был Воскресенский собор.

Службы в нем проводились, начиная с Пасхи и заканчивая Покровом. Когда собор был Музеем атеизма, в него сносили вещи из разрушенных культовых сооружений. Так из Ильинской церкви был принесен Честной и Животворящий Крест Господень, который был приобретен в XVII веке (изготовление его относят приблизительно к XVI веку). Самой древней святыней храма является «Государево данье» - (сошествие в ад) XVI века. Она была подарена Иваном Грозным. Здесь имеются еще несколько святынь, о которых можно написать не одну статью. Увидеть их, и узнать замечательную историю храма можно, посетив Воскресенский собор, адрес которого таков: пл. Соборная, 19, Арзамас, Нижегородская обл., Россия, 607720.