Храм венеры и ромы. Самые древние храмы рима, сохранившиеся до наших дней. Отрывок, характеризующий Храм Венеры и Ромы

Не сохранился


История создание и описание

Храм Венеры и Ромы - наиболее характерное произведение архитектуры времени Адриана. Построен в 121-135 гг. В этом храме, построенном по проекту самого императора, нашел яркое выражение присущий этому времени эклектизм, - в нем сочетались тенденции римского зодчества с элементами, заимствованными из греческой архитектуры.

Храм стоял на большой прямоугольной платформе длиной в 145 м и шириной в 100 м. Пол храма был приподнят над этой платформой посредством характерных для греческой архитектуры ступеней, а не обычного римского подиума. Храм представлял собой периптер коринфского ордера, имевший с фасадной стороны по десять, с продольных по двадцать колонн. Крыша храма была двускатной. Внутреннее помещение имело необычное устройство: поперечная стена разделяла его на две целлы. В глубине каждой целлы находилась большая ниша, в которой помещались статуи богинь: в одной Венеры, в другой Ромы. Перед каждой целлой располагался пронаос. Целла, выходившая к форуму, была посвящена богине города Рима - Роме, другая - богине Венере. Потолки в обоих пронаосах и целлах представляли собой коробовые своды.

Таким образом, римские сводчатые перекрытия внутри храма сочетались с характерной для Греции двускатной кровлей. Исключительно богатая внутренняя отделка храма, карнизное сочетание кривых линий сводов и абсид ниш с греческим ордером резко отличается по стилю от произведений Аполлодора Дамасского , ведущего архитектора предшествующей эпохи, стремившегося к лаконизму и подчиненности декора конструктивной системе.

Император отослал Аполлодору, бывшему тогда в изгнании, проект будущего храма. Архитектор резко раскритиковал задумку,в корне отличающуюся от его творческих принципов, которые он проповедовал всю жизнь. В результате разгневанный император казнил одного из гениальнейших зодчих, которых когда-либо видел мир.

Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и до долины Колизея.

    Источники:

  • Архитектура мира. Материалы конференции: "ЗАПАД-ВОСТОК: АНТИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ", выпуск 3, Москва 1994г.

Считается, что в Древнем Риме был самым большим храмом античного Рима. Находится храм в восточной части Римского Форума , и он посвящен богине любви и красоты Венере и Роме.

История храма

Архитектором этого храма был император Адриан, который отличался любовью к архитектуре. Строительство храма началось в 121 году, а завершено уже во времена правления наследника Адриана – Антония Пия. Храм сильно пострадал во время пожара 397 года и был восстановлен императором Максенцием.

Храм Венеры и Ромы был построен частично на территории бывшего Золотого Дома Нерона . Когда храм был построен, главный на то время архитектором Рима Аполлодор, бывший любимцем Траяна, подверг работу Адриана сарказму, сказав, что статуя бога в храме совершенно не соответствует размерам храма, и что если Венера встанет, то она упрется головой в потолок. За эти слова Аполлодор был обвинен в государственной измене и казнен.

Еще одной реставрации храм подвергся в 4 веке во времена короткого правления Флавия Евгения. Флавий пытался восстановить пошатнувшиеся позиции язычества Древнем Риме и старался восстанавливать и реставрировать языческие храмы.

Храм Венеры и Ромы сильно пострадал в 9 веке, в результате сильного землетрясения. Около 850 года папа Лев Четвертый приказал построить новую церковь – Санта Мария Нова на руинах античного храма. После серьезной перестройки в 1612 году этот храм был переименован в церковь Санта Франческа Романа.

В течение столетий большинство колонн, которые окружали Храм Венеры и Ромы исчезли. Только несколько колонн осталось на своем месте, тогда как остальные были заменены деревьями.

Архитектура храма

Храм Венеры и Ромы был громадных размеров. Его ширина была 110 метров, а длина 53 метра. Внутри храма были две комнаты, в каждой из которых были установлены статуи богов. В одной – Венеры, а в другой Ромы. Статуи были установлены таким образом, что Венера смотрела на восток, на Римский Форум, а Рома на запад, на Колизей.

Храм был окружен колоннадой , а от его входа в сторону Колизея вела монументальная лестница. По преданию Адриан совсем не случайно придумал построить храм, который был бы посвящен сразу двум божествам. Венера была богиней любви, что по-латные писалось как AMOR. Адриан постарался обыграть симметрию имен AMOR и ROMA в архитектуре.

После 26 лет реставрации Храм Венеры и Ромы открыт для посещения. Билет для посещения храма делает также возможным посещение , Римского Форума и Палатина.

Храм Венеры и Ромы на карте

Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и до долины Колизея , и было возведено на постаменте длиной в 145 м и шириной в 100 м. Храм был построен при императоре Адриане в 135 году н. э., на том месте, где когда-то располагался портик Золотого дома Нерона .

Храм занимал центральную часть портика: он был построен из двух целл , одна напротив другой, с общей внутренней стеной . Целла, выходившая к форуму, была посвящена богине города Рима - Роме , другая посвящена богине Венере .

См. также

Напишите отзыв о статье "Храм Венеры и Ромы"

Примечания

Координаты : 41°53′27″ с. ш. 12°29′23″ в. д.  /  41.89083° с. ш. 12.48972° в. д.  / 41.89083; 12.48972 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Храм Венеры и Ромы

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.

Храм Венеры и Ромы можно с уверенностью назвать самым большим и красивым храмом античного Рима.

Храм был построен императором Адрианом. Император Адриан (117-138 гг.), один из самых больших строителей Рима, был еще и архитектором. Он сам спроектировал этот храм, строительство которого было начато в 121 г.

Существует свидетельство историка Диона Кассия о том, что когда Адриан послал составленный им проект храма на отзыв известному архитектору Аполлодору Дамасскому, последний подверг его резкой критике, указав, что статуи обеих богинь слишком велики по отношению к абсидам: «Если богиня захочет встать, то не сможет этого сделать». Смелый ответ стоил гениальному архитектору жизни, по приказу Адриана Аполлодор был казнен.

Известно, что раньше на этом месте находился портик Золотого дома Нерона, в центре которого возвышался бронзовый колосс Нерона, высотой 35 метров без основания. Начав работы, Адриан был вынужден сместить статую (превращенную Веспасианом в бога солнца Гелиоса) на северо-восток Колизея, на что потребовалось 24 слона.

Храм был освящен в 136 году н. э. (по другим сведениям в 137 году) - еще, будучи не законченным. Полностью строительства храма было завершено приемником Адриана императором Антонием Пием в 140-144 гг.

Храм был посвящен новому религиозному культу, который должен был подтвердить главенство Рима, представленного богиней Ромой и силу римского народа, отождествляемой богиней Венерой. Храм Венеры смотрел на восток, прародину Венеры. Храм Ромы на запад, на Римский Форум, который был центром римской религии, политики и гражданской жизни. Храм состоял из двух апсид с общей внутренней стеной.

Венера, обожествлялась как богиня любви и плодородия, а также как мать всех римлян, так как была матерью мифического Энея из Трои, от его сына Юла вел свою родословную род Юлиев. Рома, была олицетворением и покровителем города Рима.

Храм Ромы и Венеры демонстрирует влияние греческих традиций на римскую архитектуру.

Храмовый комплекс располагался на огромной бетонной платформе, покрытым белым мрамором, размером 145 м. в длину и 100 м. в ширину и был самым большим религиозным зданием, построенными римлянами.

Восточная часть подиума была высока, и там были построены помещения, используемые для нужд Колизея. По боковым сторонам были построены колоннады: с южной двойной ряд колонн, с северной только один. Вместо второго ряда шла стена. Пол самого храма был приподнят над платформой посредством характерных для греческой архитектуры ступеней, а не обычного римского подия.

Храм представлял собой периптер коринфского ордера, имевший с фасадной стороны по десять, с продольных по двадцать колонн. Колонны храма сделаны из белого мрамора, внешние из серого египетского гранита. Крыша была двускатной и, подобно храму Юпитера, имела позолоченную черепицу.

Внутреннее помещение храма имело необычное устройство: поперечная стена разделяла его на две целлы. В глубине каждой находилась большая ниша, в которой помещались статуи богинь: в одной Венеры, в другой Ромы. Перед каждой целой располагался пронаос. Потолки в обоих пронаосах и целлах представляли собой коробовые своды. Таким образом, римские сводчатые перекрытия внутри храма сочеталось с характерной для Греции двускатной кровлей.

Храм был исключительно богато отделан. Все здание было выложено мрамором. Храм имел два входа и две входные лестницы. В храм можно было войти со стороны Форума. А со стороны Колизея в храм вели две лестницы и террасы по обе стороны. Фриз фронтона храма венчала торжественная однострочная надпись: VENERI FELICI ET ROMAE AETERNAE IMPERATOR CAESAR A E LIUS ALRIANUS EX SENATUS CONSULTO. Что на русский язык переводится следующим образом: ВЕНЕРЕ СЧАСТЛИВОЙ И РОМЕ ВЕЧНОЙ ИМПЕРАТОР ЦЕЗАРЬ ЭЛИЙ АДРИАН ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ СЕНАТА (построил храм).

К сожалению, в 307 году храм был разрушен при пожаре. Храм был вновь отстроен императором Максенцием (306-312 гг.). В 391 году храм был закрыт императором Валентинианом II. В V-VI веках храм стал разрушаться. Папа Гонорий I (625-640 гг.) снял позолоченную бронзовую черепицу с крыши и поместил ее на крышу собора Святого Петра.

В средние века на части храма со стороны Римского Форума была построена церковь Санта Мария Нова, на строительство которой возможно использовались камни и колонны с руин храма. До настоящего времени от храма Венеры и Ромы сохранилось основание, целла храма Венеры, фрагменты стен, пол, основание колонн и семнадцать неполных колонн. Десять колонн находится в правой стороне храма, а остальные семь - в левой. Всего сохранилось 22 из 150 колонн.

Сентябрь 29, 2018

Рим – один из древнейших городов мира и уже многие столетия назад он был крупнейшим центром общественной и политической жизни. Особое место в жизни древних римлян занимала религия. Первые храмы, посвященные языческим Богам, начали возводить еще в царский период, примерно в VI веке до н.э. Эти самые древние храмы Рима сохранились до наших дней — их руины и сегодня можно увидеть в Риме. Давайте с ними познакомимся.


Руины античного храма Весты, посвященного римской богине семейного очага, находятся в древнейшей части Вечного Города, на Римском форуме. Предположительно храм появился в VI-V веках до н.э. Круглое в плане строение было окружено с внешней стороны колоннадой. В храме постоянно горел Священный огонь, который поддерживался жрицами богини Весты – весталками, а внутри находился тайник, хранивший священные реликвии.

Современники могут увидеть всего три пятнадцатиметровые колонны, алтарь, а также источник Ютурны, вода которого считалась целебной.


Одним из наиболее древних религиозных строений Древнего Рима, которым посчастливилось сохраниться до наших дней, считается храм Сатурна. Его руины можно увидеть на Римском Форуме. Сатурн — Бог земли и плодородия, в древности особо почитался римлянами, ему воздвигали храмы и его именем называли новые города. По приданию, в античные времена Италию называли Сатурновой землей.

Храм Сатурна был возведен у подножия Капитолийского холма во второй половине V века до нашей эры. За свою историю сооружение не раз горело во время пожаров, однако его восстанавливали. На сегодня уцелело лишь несколько колонн портика и часть фундамента. На фризе можно увидеть надпись на латыни:

SENATUS POPULUSQUE ROMANUS INCENDIO CONSUMPTUM RESTITUIT

Что в переводе звучит как: «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили ».

В республиканский период под храмом располагалось казначейство, где хранилась не только Римская казна, но и важные государственные документы.

Храм Портуна является одним из немногих античных сооружений, которому удалось дожить до наших дней. В древнеримской мифологии Портун считался богом дверей, ключей и скота, охранником входов и выходов. Храм находится на Бычьем форуме. В республиканские времена здесь располагался небольшой порт и рынок, на котором велась оживленная торговля скотом.

Первый храм Портуна появился еще в III веке до н.э., однако то сооружение, которое можно увидеть сегодня, датируется I веком до н.э. От предыдущего сооружения сохранилась лишь часть фундамента, найденная при раскопках.

Храм является старейшим, дожившим до наших дней, мраморным сооружением в Риме. Он был построен приблизительно в 120 году до н.э. на Бычьем форуме, недалеко от храма Портуна. Посвящен герою древнегреческой мифологии, обожествленному Гераклу, культ которого через греческих колонистов распространился и в Италии.

Легендарный древнеримский полководец и государственный деятель Гай Юлий Цезарь был вторым в истории, после основателя Рима Ромула, обожествленным римлянином. Спустя всего два года после жестокого убийства Цезаря, начиная с 42 года до н.э. началось возведение храма в его честь. К сожалению, до наших дней дошла лишь малая его часть, зато руины, которые можно увидеть сегодня на его месте, дают неплохое представление о том, каким внушительным по своим размерам это здание было более двух тысячелетий назад.


Три высоченные колонны и часть подиума – это все, что сохранилось от храма Венеры Прародительницы на форуме Цезаря. Он был возведен еще в 46 году до н.э. по указанию великого Юлия Цезаря в благодарность Венере, плодородия, красоты и любви, за помощь в победе над Помпеем. Культ Венеры имел особое значение в жизни древних римлян, считавших ее своей покровительницей.

Сохранившиеся руины храма расположены на Императорских форумах, или Fori imperiali, в центре форума Августа, построенного по заказу первого римского императора во 2-ом году нашей эры. Это было величественное сооружение, богато украшенное белым мрамором, скульптурами царей и великих римских полководцев, священными статуями богов и мифологических персонажей.


В 79 году нашей эры на Римском форуме был воздвигнут храм в честь двух обожествленных императоров Флавиевых – Веспасиану и его сыну Титу. От величественного храма осталось лишь несколько колонн, а также некоторые барельефы, которые на сегодняшний день хранятся в музеях.

Храм всех богов – Пантеон – раскинулся на Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, в историческом центре Рима. Это сооружение было построено по наказу императора Адриана в 126 году н. э. До наших дней он остается действующим храмом. Пантеон представляет собой уникальный образец древнеримской архитектуры, его конструктивные особенности свидетельствуют о больших достижениях в области античной инженерии.

В Пантеоне похоронено много выдающихся личностей прошлого, среди которых итальянские короли Умберто I и Витторио Эммануэле II, королева Маргарита Савойская, а также известные живописцы и архитекторы эпохи Возрождения Рафаэль Санти, Бальдассарэ Перуцци и др.

По словам историков, самым величественным религиозным строением Древнего Рима был храм, возведенный во славу богинь Венеры и Ромы, покровительницам Вечного города. Его освятили в 135 году н. э., в период правления Адриана. Архитектором этого монументального сооружения выступил сам император.

Руины, которые можно увидеть сегодня вблизи Колизея, дают представление о размерах античного строения. Постамент, на котором был воздвигнут храм, имеет длину 145 метров и ширину 100 метров.

Современный Рим — это не просто город с продолжительной, многовековой историей, это настоящий музей под открытым небом, экспонаты которого удивительным образом находят место среди современных зданий. Одним из таких примеров является храм Адриана, расположенный на Каменной площади (Piazza di Pietra). Часть древнеримского сооружения оказалась встроенной в здание XVII века, построенного по проекту Карло Фонтана.

Храм во славу обожествленного императора Адриана был воздвигнут его приемным сыном и приемником Антонином Пием в 141-145 годах нашей эры.

Храм Антонина и Фаустины – один из немногих хорошо сохранившихся дохристианских храмов Форума. По указу императора Антонина Пия, бывшего по своей сути глубоко религиозным человеком, на Римском Форуме примерно в середине II века был воздвигнут храм в честь его покойной супруги Фаустины. Когда скончался император, на церемонии прощания в небо был выпущен орел, что символизировало обожествление Антонина. На фризе портика можно увидеть латинскую надпись:

DIVO ANTONINO ET DIVAE FAUSTINAE EX S(enatus) C(onsulto)

которая в переводе с латыни звучит как: «Божественному Антонину и божественной Фаустине по решению Сената ».

Одним из самых крупных сооружений, расположенных на Римском форуме является базилика, посвященная императорам Максенцию и Константину. Высота сводов базилики, построенной в 312 году, составила 39 метров, а площадь всего одного нефа превышала четыре тысячи кв.м.

Самые древние храмы Рима, сохранившиеся до наших дней