Храм пресвятой богородицы в уфе время работы. Кафедральный собор рождества пресвятой богородицы. Никольский вокзальный храм

Православный храм
Рождество-Богородицкий собор
54°43′38″ с. ш. 55°58′25″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Город Уфа
Конфессия Православие
Епархия Уфимская
Благочиние 1-е, Уфимское
Дата основания 1889 год
Строительство - годы
Приделы Архангела Михаила, святителя Николая Чудотворца
Статус Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 021410060340005 (ЕГРОКН). Объект № 0310054000 (БД Викигида)
Состояние действующая
Сайт nativity-virgin.cerkov.ru
Медиафайлы на Викискладе

Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы - соборный (с мая 2016 г. ) храм Уфимской епархии Русской православной церкви , расположенный в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан . Самый вместительный православный храм Уфы, который может принять в любые дни до нескольких тысяч человек одновременно .

Храм представляет собой небесно-голубого цвета здание с золотыми куполами. Высота собора - 21 м, колокольни - 47 м. Нынешний облик храма - это, по меньшей мере, четвертая реконструкция здания. В отделке стен и пола использован камень - розовый итальянский, белый греческий и желтый пакистанский мрамор. Зеленые плитки мозаики - итальянский серпентинит, серо-голубые - южноафриканский гранит. Все стены и потолки расписаны.

История

Краснокирпичная приходская церковь Рождества Богородицы была заложена в 1889 или в 1901 г. на месте, подобранном уфимским епископом Антонием (Храповицким) . Строительство храма затягивалось, пока не помог деньгами уфимский купец Никифор Миронович Патокин.

23 августа 1909 года на колокольню построенного храма были подняты колокола. Из восьми установленных колоколов самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький - 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша покрыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей.

6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был Василий Григорьевич Лезенков.

После революции в 1919 г. здесь разместился госпиталь, но при этом храм оставался действующим. Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, здание было передано «Башкино» в декабре 1935 г. для установления звукового кино. Согласно Постановления Горсовета от 16 октября 1938 г. в здании храма разместились авиамастерские.

Постановлением Уфимского Горсовета № 224 от 21 июня 1955 г., здание церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование «Йондоз». При этом была уничтожена купольная часть и наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г.

Постановлением решения Горисполкома № 14/608 от 21 августа 1991 г. здание возвращено Русской православной церкви . Первым настоятелем после открытия храма был Борис Борисович Развеев. Началась перестройка бывшей приходской церкви под собор епархии. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма. Храм был расширен, надстроена колокольня, покрыта железом крыша.

Реконструкция здания продолжалась около 15 лет. Руководитель творческого коллектива - А. П. Фаворский. Главный архитектор проекта - Елена Алексеевна Фаворская.

Маленькую церковку, которая стояла на углу современных улиц Кости Стрелюка и Володарского, как и некоторые другие, я называю не строго церковным, а принятым среди прихожан именем. Главный престол ее посвящался Рождеству Богородицы, и церковь, следовательно, в документах писалась Рождество-Богородицкой.

Церковь Рождества Богородицы известна в Воронеже с начала XVII века, она упоминается деревянной в Писцовых книгах 1628 года. Уже тогда ее изредка именовали Пятницкой по приделу. В описании города 1666 года ближайшая к церкви проезжая башня называлась Пятницкой. Храм находился за пределами крепости, на посаде, в центре тогдашнего базара. Со всех сторон его окружали лавки, рыбные и мясные ряды, близ колокольни — красные ряды. Первая церковь действовала до 1738 года. В это же лето была сооружена новая церковь, тоже деревянная (хотя иногда упоминается, что она была уже каменной). В 1746 году старый храм продали и увезли в Елец, на его месте в конце минувшего века размещалась усадьба купца Абрамова. Вторую церковь поблизости от прежней сооружали на средства богача-фабриканта Феодосия Миновича Постовалова. Долго жить ей было не суждено: она сгорела в пожаре в ночь с 9 на 10 мая 1748 года. Наследники купца Постовалова решили строить долговечный каменный храм, который освятили 26 ноября 1761 года. Здесь тоже имелся придел в честь святой мученицы Параскевы Пятницы, давший расхожее название всей церкви. В сентябре 1772 года был освящен еще один придельный алтарь — «в честь воспоминания бывшего Знамения и чудес от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы в великом Новеграде».

В 1825 году Пятницкая церковь капитально перестраивалась — были расширены окна, сломана внутренняя стена, отделявшая отапливаемую часть от холодной, вместо чугунных полов настелили деревянные, пристроили паперть. В 1864 году на средства Капканщиковых и Кряжовых интерьер нефа и трапезной отделали под мрамор, подновили придельные иконостасы, вся церковь стала теплой. Больше в дореволюционные годы изменений ее облика не затевали. Древность храма обусловила относительное его богатство. Облачениями из ризницы пользовались даже при архиерейском служении в Митрофановском монастыре. Особо чтимыми были иконы с изображением Девы Марии — Казанская и Владимирская иконы Божией Матери, Знамения Богоматери. Обширной была и библиотека, где хранилось первопечатное Евангелие 1654 года, огромный фолиант 1759 года весом в 2 пуда и миниатюрное, «хорошего письма» рукописное Священное писание 1780 года. Ежегодно причт проводил несколько торжественных церемоний: крестный ход 8 сентября, панихиду по всем умершим прихожанам 31 декабря и панихиду по «храмосоздателю» Феодосию Постовалову и всем благотворителям храма 3 мая. В 1740-1770-е годы в ограде Пятницкой церкви погребали «именитых граждан». В здешнем приходе жили купцы Елисеевы, Григорий Наумович и его сын Яков, которые с 1737 года и до конца века составляли скорбную летопись об умерших в городе. Церковь Рождества Богородицы довольно часто упоминается в их Синодике. «Синодик купцов Елисеевых» сообщил и о трагедии, произошедшей, очевидно, при ремонте храма: «1764 года сентября 9 дня оборвалась колокольня Пятницкая и ушибла Андрея каменщика до смерти того же часу».

За три века жизни церкви в ней сменились десятки священников. С 1747 года в течение семнадцати лет служил отец Филипп Алексеев (1718—1764), прозывавшийся по храму еще Рождественским: он погребен в своем приходе епископом Тихоном I. По мнению Д. И. Самбикина, самых величественных похорон за весь XVIII век удостоился дьякон Иван Пятницкий, умерший 19 сентября 1764 года. Его отпевание совершал владыка Тихон с участием шести архимандритов, представлявших высшее духовенство епархии без изъятия, и всех городских священников. Основанием для таких почестей служила в высшей степени благочестивая жизнь дьякона, известная святителю Тихону. Пятьдесят лет был настоятелем Петр Алексеевич Семенов, служивший при одиннадцати епископах. Сама его кончина произвела глубокое впечатление на верующих: «1779 года генваря 22 дня во время заутрени представися раба Божия Стефанида Родионовна, попа Петра Пятницкого попадья, жития ей было от роду 76 лет; сего ж числа под 23 в 3 часу сполуночи представися и священник Петр Пятницкий и оба едва не в один день скончалися; сего ж 24 и погребение обоих их было вместе преосвященным Тихоном епископом на Чижовке у Предтечи». Отец Василий состоял у Рождества Богородицы только два года. В 1866-1872 годах в Пятницкой церкви служил Дмитрий Иванович Самбикин. Позже он стал ректором духовной семинарии, а земную обитель покинул в сане архиепископа Казанского и Свияжского.

В 1884-1886 годах архимандрит Димитрий издал четырехтомный «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии», где содержатся сведения по истории всех церквей края. Без этого труда практически были бы невозможны современные публикации о воронежских храмах, да и наша книга вряд ли бы состоялась. По своим размерам и стилю Пятницкая церковь имела много общего с Тихвино-Онуфриевской. Ю.И. Успенский считал в ее ансамбле наиболее древней колокольню. Она стояла «отдельно от храма и возвышалась по середине двух-этажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни, аналогичной конструкции, представляют из себя четверик с мало усеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы верхнего карниза. Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. На верху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьмиугольном барабане. Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности. Самый храм представляет из себя высокий четверик с крышей, переходящей из четырехскатной в купол, и увенчанный барабаном с главкой. Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов. Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирхи в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного и того же зодчего того и другого сооружения».

Доказательств участия архитектора Фридриха Карла Древица, автора возведенной в 1811-1819 годах Мариннокой кирхи, в перестройке Пятницкой церкви нет никаких. Известно, что единственные башенные часы в Воронеже были установлены на колокольне Смоленского собора в XIX веке. Но, оказывается, еще в XVIII веке подобные часы были на Пятницкой церкви, а в 1790 году прапорщик Матвеев «с рабочими людьми» снял их оттуда. Приход Пятницкой церкви в 1880-е годы насчитывал около 400 человек. Были два «подцерковных» каменных дома для причта. На жалованье ему шли проценты с банковского капитала и плата за исполнение треб. В подробной описи драгоценных предметов Пятницкой церкви, составленной в декабре 1918 года протоиереем Василием Горьковским, значился серебряный и позлащенный оклад пятидесяти святых икон весом 7 пудов 17 фунтов и 82 золотника, двенадцать серебряных лампад вместе потянули на 7 фунтов 58 золотников, оклад одиннадцати святых Евангелий весил 23 фунта 20 золотников. Судьба серебра и святых икон потерялась во мгле времени. О послереволюционной судьбе церкви подробных сведений нет.

Закрыли ее в начале 1930-х годов, когда напротив на улице Володарского началось строительство здания для ОГПУ. Стройка считалась секретной, прилегающие улицы были перекрыты высоченными заборами, и уцелеть в таких условиях религиозная община не могла. В эти годы здание занимала слесарная мастерская. Во время минувшей войны колокольня и храмовая часть были разрушены, а двухэтажное основание звонницы сохранилось. Мало кто знает, что часть церкви цела, она находится во дворе Военторга № 769 по улице Кости Стрелюка и используется под склад. С улицы Володарского, где когда-то был вход в церковь, ее закрыл двухэтажный дом с новейшей пристройкой, где расположились ОВИР и архив ЗАГС. Само же управление Военторга к храму отношения не имеет: это швейная мастерская, построенная женским благотворительным обществом в 1883 году по проекту архитектора А.М. Баранова. Вряд ли остатки церкви пригодны для возобновления богослужений, но само их существование служит напоминанием о трехвековой истории Пятницкой церкви.

http://vrnchurch.narod.ru/cer2.html



Церковь Рождества Богородицы, или Пятницкая находится близ Митрофанова монастыря, за время своего существования подвергалась многим достройкам и перестройкам, однако, все-таки сохранились данные, позволяющие установить, какие именно масти сооружения относятся к рассматриваемой нами эпохе.

История Пятницкой церкви такова: «каменная церковь построена вместо деревянной в 1738 г., она сгорела в 1748 г., потом обновлена и освящена в 1761 г. В 1826 г. в церкви были произведены капитальные перестройки: увеличены окна, уничтожены оконные ставни и, наконец, пристроена новая паперть.

К эпохе 1738-1760 гг. принадлежит колокольня храма. Эта колокольня стоит отдельно от храма и возвышается по середине двухэтажного, почти без окон, здания, служащего для нее большим цоколем. Два этажа колокольни аналогичной конструкции представляют из себя четверик с мало усеченными углами; грани отсека прячутся в круглые полуколонны, а в углу четверика перед усеченной плоскостью свободно стоит грузная колонна, поддерживающая углы верхнего карниза. Интересный мотив, но исполненный грубовато и тяжело. Несколько позднее тот же мотив разрабатывался учениками Растрелли в Введенской церкви и более красиво, более легко.

Открытые полуциркульные арки для звона украшены рустом в нижнем этаже и полуколоннами в верхнем. На верху выгнутая барочная крыша и четыре слуха, также с выгнутыми верхами. Все увенчано главкой на восьмиугольном барабане. Сооружение производит впечатление какой-то незаконченности и тяжеловесности.

Самый храм представляет из себя высокий четверик с крышей, переходящей из четырехскатной в купол и увенчанной барабаном с главкой. Вся отделка храма уже чисто ампирная: и худосочный портик с ионическими колонками у входа в храм, и орнаменты полуциркульных окон и карнизов.

Особенно хороша паперть, напоминающая своей конструкцией здание лютеранской кирки в Воронеже и заставляющая невольно предполагать одного итого же зодчего того и другого сооружения. Отделка церкви и трапезной, устройство паперти относятся к 1825 г., чем и объясняется ее стиль. Колокольня Пятницкой церкви является образцом барокко Анненского стиля в Воронеже.

Ю.И. Успенский «Старый Воронеж». Профтехшкола, 1922 г.



Церковь, более известная под названием Пятницкой, существует в Воронеже с 1628 г., но был ли в ней престол главный или придельный в честь Рождества Пресвятой Богородицы - неизвестно.

Существующая каменная Рождество-Богородицкая церковь, начатая постройкою не позже 1740 г. владельцем суконной фабрики Феодосием Миновичем Пустоваловым, освящена 26 ноября 1761 г. В ней устроен придел в честь Параскевы Пятницы. В 1765 г. церковь эта, как видно из описи ее, имела алтарь в длину 7 арш. и ширину 9 арш.; в настоящей церкви ныне в длину 12 арш. трапеза и в ширину 10 арш. Разделялась она на холодную, где был главный престол, и теплую, где был сначала один придел на правой стороне в честь св. муч. Параскевы, а 1771 г. был устроен другой на левой стороне придел сначала св. муч. Никиты, а затем в честь Знамения Божией Матери, освященный 2 сентября 1772 г.

В 1825 г. в церкви были произведены капитальные постройки: окна были распространены, ставни к ним уничтожены; внутренняя стена, разделявшая холодную от теплой церкви, уничтожена; чугунные полы заменены деревянными; пристроена была новая паперть. В 1864 г. на средства прихожан Канканщикова, Кряжова и др. настоящая церковь была разделена под мрамор, и вся церковь сделана теплою; в 1867 г. под мрамор была отделана и трапезная, возобновлены придельные иконостасы.

Иконостас из 6 ярусов, в нижнем ярусе все иконы в серебряных позлащенных ризах, по нескольку таковых икон и в придельных иконостасах. Из икон замечательны: свято чтимая и почитаемая за чудотворную икона Божией Матери Всех скорбящих; икона Казанской Богоматери, весьма древняя, обе в серебряных позлащенных ризах; икона Владимирской Божией Матери в серебряной позлащенной ризе, перенесенная из упраздненных круглых торговых рядов; Покрова Божией Матери, Знамения Богоматери, Воскресения Христова, Владимирской Божией Матери и пр. Кассиана, все они в серебряных позлащенных ризах.

Ризница этой церкви весьма богата множеством церковных облачений; в былое время из нее брали для архиерейского служения в собор. При церкви довольно значительная библиотека; при ней в 1866-72 гг. существовала благочинническая для городского духовенства библиотека. Земли подцерковной 29 дес. Есть церковные для причта каменные дома. Церковный причт получает % с капитала в 1620 руб. Прихожан более 400 душ, все в г. Воронеже.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.

Рождество-Богородицкий храм расположен по улице Кирова, 101 (бывшая Приютская), место было выбрано епископом Антонием в 1901 г. Из-за нехватки средств строительство затянулось, пока на помощь не пришел уфимский меценат, купец Никифор Миронович Патокин.

23 августа 1909 г. на колокольню нового храма были подняты колокола. Всего их было восемь. Самый большой весил 50 пудов 35 фунтов, самый маленький - 10 фунтов. Церковь была кирпичной, с такой же трехъярусной колокольней и деревянным одноглавым куполом, обитым железом и окрашенным в кирпичный цвет. На куполе колокольни и алтаря были железные кресты, бронзированные через огонь, крыша крыта железом и окрашена в зелёный цвет. Полы асфальтовые, края цементные. Длина церкви, считая и колокольню, 206,5 саженей, наибольшая ширина 10,5 саженей.

6 сентября 1909 г. преосвященным Нафанаилом, епископом Уфимским и Минзелинским, было совершено освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем был назначен Василий Григорьевич Лезенков. Церковь действовала в 20-е и 30-е годы.

Постановлением Президиума БашЦИК от 5 апреля 1934 года церковь была закрыта, храм был передан "Башкино" в декабре 1935 г. для установления звукового кино. В дальнейшем передан в авиамастерские, согласно Постановления Горсовета от 16 октября 1938 г. Постановлением Уфимского Горсовета № 224 от 21 июня 1955 г., здание бывшей Рождество-Богородицкой Церкви было передано под кинотеатр, который получил наименование "Йондоз". Были произведены большие разрушения, уничтожена купольная часть. Наполовину снесены опорные столбы. Кинотеатр находился в помещении храма до 1991 г.

Постановлением решения Горисполкома №14/608 от 21 августа 1991 г. здание возвращено Епархиальному управлению.
Первым настоятелем после открытия храма был назначен Развеев Борис Борисович. Началось восстановление храма. С благословения Никона епископа Уфимского и Стерлитамакского о. Борис произвел реконструкцию храма, расширил церковь, надстроил колокольню, покрыл железом крышу.

Спустя несколько лет строительство перешло на систему финансирования через республиканский бюджет. Подрядчиком стал трест БНЗС. Новым настоятелем стал протоиерей Валерий Викторович Мохов. За это время построен нулевой цикл "Миссии", одноэтажное здание церковной лавки, часовня в честь святых новомучеников. В самом храме выполнены черновые полы, установлены новые колокола, купола из нержавеющей стали, покрытой нитрид-титаном. В основном проложены сети (тепло, свет, вода) к зданию храма, церковных лавок и миссии. Потом из-за недостатка в финансировании строительство было на долгий срок приостановлено.

В 2002 году была предпринята новая попытка продолжения строительства. Однако откликнулось на призыв епархии только Управление по исполнению наказаний РБ в лице Генерала-майора Шалыгина. Именно он нашел возможным предоставить 50 добровольцев из числа осужденных, которые подручными средствами отбили внутри храма всю, пришедшую уже в негодность, штукатурку.

Дело сдвинулось в 2003 году, когда ОАО «Башкирэнерго» вышло с предложением профинансировать завершение работ по реконструкции храма. Было особенно отрадно, что руководство Башкирэнерго подошло к этой стройке с душой. В дополнение к решению необходимых задач, они профинансировали выполнение благоустройства территории храмового комплекса, достройки здания миссии, часовни, изготовление мозаичной иконы Богородицы для колокольни и профессиональную подсветку всего комплекса, а также много других вопросов.

В настоящее время основные строительные работы завершены. Продолжается украшение интерьера.

Родился: 27.06.1975

Хиротония во диакона : 01.10.2000

Хиротония во священника: 29.10.2000

Образование:

1993 — ГПТУ №13 г.Уфы (автослесарь)

1997 — Московская духовная семинария

2001 — Санкт-Петербургская духовная академия

2011 — УТЭК (техник)

Награды:

2000 — камилавка

2000 — набедренник

2006 — наперсный крест

2007 — памятная медаль «Патриот России»

2011 — сан протоиерея

Тезоименит св.благоверному кн. Мстиславу, во св. крещении Георгию, Храброму (14/27.06)

Другое :

08.10.2009. Участие в семинаре на тему: “Самоопределение: поиск любви, истинные ценности и духовное единение в семейной жизни», Сергиевский Собор, г. Уфа

17-18.10.2009. Участие в IX Съезде Межрегионального молодежного общественного движения «Сибирь Молодая Православная», г. Сургут.

24-29.10.2010. Участие в Общероссийском молодежном православном форуме «Феодоровский городок», на тему: «Православие и образование», г. Москва.

09.10.2010. Участие в работе круглого стола на тему: «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде посредством приобщения к традиционным духовным ценностям». Соборная мечеть «Ляля-Тюльпан», г. Уфа.

07.05.2011. Участие в Коллегии руководителей отделов по делам молодежи епархий, находящихся в Приволжском федеральном округе, здание Администрации города, г. Пенза

18-19.2011. Участие в научно-практической конференции «Молодежь и Российская армия», ВЭГУ, г. Уфа

17.10.2011. Участие на заседании Комиссии по государственно-конфессиональным отношениям и взаимодействию с религиозными организациями при Администрации Калининского района г. Уфы

20-21.01.2012. Участие в Миссионерской конференции, секция: «Практическая миссиология», прошедшей в рамках XXI Международной Ежегодной Богословской Конференции Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета в Москве.

19.04 2012. Участие в Республиканском форуме «Ислам, молодежь, будущее», Конгресс-Холл, г. Уфа.

7-8.10.2012. Участие в семинарах: «Роль Православной Церкви в создании регионального сегмента национальной системы реабилитации наркозависимых «, «Оккультизм, как угроза личности. Реабилитация пострадавших от оккультизма», г. Уфа, БГПУ им. Акмуллы.

16.11.2012. Участие в Республиканском форуме «Профилактика экстремизма и пропаганда идей толерантности в молодёжной среде». БГПУ им. Акмуллы, г. Уфа.

09.03.2013. Участие в БГПУ им. М. Акмуллы в конференции на тему: «Профилактика девиантного поведения в подростковой среде».

18-21.04.2013. Участие в межепархиальной Школе «Вера и дело» в г. Казани.

16.05.2013. Участие в республиканском семинаре на тему: «Формы и методы работы по профилактике экстремизма в молодежной среде».

09.07.2013. Участие в первичной аттестации помощников благочинных по катехизаторской, социальной, молодежной и миссионерской деятельности.

20.09.2013. Участие в духовной акции: «Ислам против экстремизма».

29.10.2013. Участие в III ежегодном церковно-общественном форуме «Табынские чтения». (Организация и проведение секции номер 3 «Духовно-нравственные идеалы молодежи»).

17.11.2013. Участие в народной акции по жертвам ДТП «Жизнь дороже скорости».

20.11.2013. Участие в Республиканском форуме по профилактике экстремизма в молодёжной среде.

02.12.2013. Участие в конференции православных молодежных организаций г.Уфы.

Иерей Дионисий Ефимов

Родился: 26.11.1987

Хиротония во диакона : 27.06.2010

Хиротония во священника: 21.04.2011

Образование:

2010 — Башкирский Государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Институт Исторического и Правового Образования (учитель права и истории по специальности «Юриспруденция» с дополнительной специальностью «История»)

2013 — Аспирантура на кафедре «Отечественная история» БГПУ им. М. Акмуллы

2015 — Казанская духовная семинария (специалист в области православного богословия)

с 2014 получает образование в магистратуре Института Права БашГУ

Награды:

2011 — набедренник

2012 — камилавка

2014 — наперсный крест

Тезоименит…

Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы построили в конце XIX - начале XX века на средства известного уфимского мецената Никифора Патокина. Собор возвели на одной линии с двумя другими церквями этого района - Сергиевской и Покровской.

В сентябре 1909 года преосвященный епископ Нафанаил освятил приделы храма Рождества Пресвятой Богородицы: южный придел - в честь Архистратига Михаила, северный - в честь Николая Чудотворца.

После революции в здании собора разместился госпиталь для больных и раненых, однако храм оставался действующим. Здесь служили священники-новомученики - Алексей Кулясов и Василий Лезенков.

В апреле 1934 года церковь закрыли, в храме разместили склады и самолетные мастерские. В 50-е годы храм перестроили - сняли главный купол и деревянный барабан (завершение колокольни). До 90-х годов здесь находился кинотеатр «Йондоз».

После возвращения собора Русской православной церкви начались работы по восстановлению храма: здание расширили, колокольню возвратили на прежнее место. Позднее в храме установили новые колокола и поставили мозаичные иконы, рядом с основным зданием появилась церковная лавка и часовня в честь святых мучеников.

Архитектура и интерьер храма

Изначально храм построили в «кирпичном стиле» - узорный темно-красный кирпич церковных стен стал символом возвращения к традициям зодчества допетровской Руси. Соборный храм представлял собой пятиглавое здание с трехъярусной колокольней. Одноглавую церковь венчал деревянный купол, обитый железом. Колокольня включала восемь колоколов разной величины - самый большой из них весил более 800 килограммов.

Современный вид храма отличается от первозданного. Сегодня в Уфе располагается большое здание небесно-голубого цвета с золотыми куполами. Высота собора достигает 21 метра, вместе с колокольней - 47 метров. В отделке стен и пола использовали итальянский розовый камень, а также белый и желтый мрамор из Греции и Пакистана. Мозаика насыщенного изумрудного оттенка - минералы из Италии, а образцы серо-голубых тонов - южноафриканский гранит. Все стены и потолки покрывает затейливая роспись.