Храм иконы «Живоносный Источник» в Царицыно. Храм "живоносный источник" в царицыне и его история Церковь в усадьбе царицыно

Самый ранний из всех сохранившихся памятников архитектуры на территории царицынского ансамбля.

Первая деревянная церковь появляется на этом месте еще в XVII веке. К началу XVIII века она сильно ветшает. В 1722 владелец здешнего имения Чёрная Грязь – молдавский князь Дмитрий Кантемир – строит на ее месте новый храм с каменной нижней частью и деревянным верхом. Церковь увенчана одноглавым куполом. В 1759 князь Матвей Кантемир-младший просит у московского митрополита разрешения разобрать старую церковь и построить новую – полностью каменную. Новый храм строят из кирпича в стиле елизаветинского барокко. Цоколь и декор — из белого камня. С западной стороны к храму примыкает невысокая двухъярусная колокольня. Освящение происходит 23 июня 1765 года.

В 1775 году Екатерина II покупает «Черную Грязь» и переименовывает ее в Царицыно. Под руководством придворного архитектора Василия Баженова здесь начинается строительство императорской резиденции. Баженов включает храм в новый архитектурный ансамбль.

Во время войны 1812 года церковь пострадала. Смотритель Царицына А. Егоров сообщает в Кремлевскую экспедицию строений в 1813 году: «прошлаго 1812 года сентября с 12-го нашедшими в село Царицыно неприятельскаго войска командами салдат у церкви двери разломаны и в оной некоторыя вещи пограблены, и положенныя в оною для безопасности от пожару Волосныя дела все разбиты и раскиданы».

В конце 1880-х гг. Царицыно превращается в престижный дачный поселок. К тому времени храм и колокольня перестроены по проекту архитектурно-технического бюро «П. Н. Лавин и К°». Расширяется трапезная. Освящен южный придел. Внутри храм украшают росписями и лепным декором. Пол кладут «асфальтовый с насыпкою мрамора».

Колокольня становится четырёхъярусной – на ней теперь шесть колоколов. Самый большой весит 180 пудов.
После Октябрьской революции 1917 года храм по-прежнему действует – несмотря на активную антиклерикальную деятельность «Политическо-спортивного союза молодежи» (организация занимает здание Третьего кавалерского корпуса неподалеку). Даже в 1920–1930-е гг. в церковь еще приходят живущие в посёлке Ленино (Царицыно) представители древних дворянских родов - Оболенские и Шереметевы. В храме не прекращаются службы и таинства.

Однако в 1934 году с колокольни сбрасывают колокола. А в 1938 году храм закрывают. Некоторые иконы уносят прихожане и священнослужители. Некоторые передаются в музеи. Однако большая часть церковной утвари и икон уничтожается.

С 1940-х гг. здание храма используется как трансформаторная подстанция. В 1970-х гг. – как типография. В 1975 году в нём размещается деревообделочный цех научно-реставрационных мастерских объединения «Союзреставрация».

Осенью 1990 года храм передан общине верующих – в нем возобновляются богослужения. От дореволюционного убранства в храме сохраняются росписи конца XIX - начала XX вв. и барочная лепнина XVIII - XIX вв.

Московский храм в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Царицыне Московской епархии

Храм находится на территории дворцово-паркового ансамбля конца XVIII века. Проезд - до станции метро Царицыно, Орехово.

Первый храм на этом месте был построен в 1680-годах по воле князя Василия Васильевича Голицына и его сына Алексея как приходская церковь в честь . В то время усадьба "Чёрная грязь" была великолепно обустроена, здесь было заведено обширное хозяйство и возведена внушительная деревянная церковь. В описных книгах князей Голицыных сказано что церковь была: "…о пяти главах , крыта чешуею зеленью, расписана тремя красками, перед церковью колокольня рубленая, деревянная, расписана красками разными ."

В году, с падением царевны Софьи , попал в опалу и ее фаворит князь Василий Голицын, а вместе с ним его сын и внук Стрешневых Алексей, имения которых были отобраны в казну "за их вины". В году имение "Чёрная грязь" было подарено царём Петром I молдавскому господарю, светлейшему князю Дмитрию Кантемиру "за особые заслуги перед отечеством". В году по заказу Кантемира по проекту архитектора П. Н. Лавина на месте деревянной церкви была построена каменная. В - годах церковь перестраивалась его сыном и наследником Матвеем Дмитриевичем Кантемиром, который устроил северный придел посвящённый (в память отца) великомученику Димитрию Солунскому . Храм служил усыпальницей рода: 30 ноября года тут был погребён князь Матвей Дмитриевич, а позже его супруга княгиня Аграфена Яковлевна.

В году императрица Екатерина II купила имение у Кантемиров и переименовала его в село Царицыно. Тогда же царица поручила архитектору В. И. Баженову составить и осуществить проект её загородной резиденции в купленном имении. При составлении проекта дворцового комплекса Баженов сохранил церковь Кантемира как элемент в ансамбле усадебных построек.

В - годах церковь вновь перестраивалась на деньги А. И. Клементовича - владельца одной из дач, расположенных в Царицыне, а также на собранные для этой цели народные средства. В то время была расширена трапезная , пристроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери , перенесена и увеличена по высоте (с трёх до четырёх ярусов) колокольня . По описи села Царицыно и по воспоминаниям старых прихожан храма известно, что в предреволюционный период при церкви имелось два деревянных дома, в которых жили священники.

Часовня "Живоносный Источник" иконы Божией Матери в Царицыно
Церковь действовала как приходская до года, когда она была закрыта за неуплату долгов. После закрытия здание церкви было приспособлено под трансформаторную будку, в 1970-е годы - под типографию, а с по год в ней размещалась столярная мастерская при В/О "Союзреставрация", с тяжелыми деревообрабатывающими станками, от работы которых было сильно попорчено и само здание (появились трещины в стенах и куполах) и настенная живопись храма. Один из деревянных домов для духовенства, расположенный совсем рядом с церковью, был снесён работниками столярной мастерской и на его фундаменте построен кирпичный домик.

В 1990 году храм был передан в пользование общине православных верующих, назначен настоятель протоиерей Георгий Бреев . 6 октября того же года возобновились богослужения. Церкви передали также кирпичный домик стоящий на месте бывшего священнического дома.

Архитектура

Однокупольный каменный храм c колокольней выстроен в стиле

Ныне существующий каменный храм был построен в 1722 г. владельцем усадьбы князем Дм. Кантемиром. В 1940 г. храм был закрыт, использовался как производственый цех. Вновь освящен в 1990 г.

Престолы

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Сайт храма :

Примечание : Действует воскресная школа.

Расписание : По средам, пятницам, субб. и малым праздн. утреня и Литургия в 9 ч., по воскр. и великим праздн. - две Литургии в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч..

Телефон : 325-34-56

Адрес : Дольская ул., 2

Ближайшее метро :

  • Метро "Царицыно"

Духовенство:

Настоятель - прот. Георгий Бреев, иерей Алексий Табашников, иерей Алексий Потокин, иерей Александр Лаврин, иерей Игорь Федоров, иерей Александр Петров.

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. - сообщите их в

Храм иконы Божией Матери "Живоносный источник" был построен в 1722 году по проекту архитектора П.Н. Лавина по заказу политического деятеля и ученого, господаря Молдавии (1710-1711 г.), князя Д.К. Кантемира. Перестраивался в 1760-е годы и в 1883 году.



Первый деревянный пятиглавый храм на этом месте был построен в 1680-годах по воле князя В.В. Голицына и его сына Алексея. В начале 1720-х годов князь Д.К. Кантемир заменил голицынскую церковь однокупольной, каменной постройкой. Его сын князь М.Д. Кантемир возвел в 1759-1765 годах ныне существующее здание, северный придел которого посвятил (в память отца) святому великомученику Дмитрию Солунскому. В 1883-1885 годах была расширена трапезная церкви, сооружен южный придел в честь иконы Казанской Божией Матери и на один ярус возвышена колокольня.

Архитектура церкви в стиле барокко типична для подмосковных сельских храмов середины XVIII столетия и в целом довольно заурядна. Странно даже, почему Екатерина Вторая вместе с Потемкиным не вознамерилась строить новый, более представительный храм в том же «готическом вкусе», что и весь дворцовый ансамбль. Эта скромная церковь служит теперь памятником кантемировской эпохи в истории Царицына.

В 1930-х годах царицынская церковь была закрыта. В 1990 году началась ее реставрация, 6 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй торжественно освятил возрожденный храм для новых богослужений.

http://www.tsaritsyno.net/ru/progulki/givonosn/



Церковь в Царицыне, находящаяся на территории дворцово-паркового ансамбля конца XVIII в., была построена задолго до возведения дворца как приходская церковь «Пресвятой Богородицы Живоносного Источника». Известно, что в 1633 г. усадьба «Чёрная грязь» была приобретена боярином А.С. Стрешневым, в 1680 г. перешла по наследству к его внуку князю А.С. Голицыну, при котором усадьба была великолепно обустроена и заведено обширное хозяйство. Боярами Стрешневыми и была построена деревянная церковь, о которой в описных книгах князей Голицыных сказано: «… о пяти главах, крыта чешуею зеленью, расписана тремя красками, перед церковью колокольня рубленая, деревянная, расписана красками разными».

В 1689 г. с падением царевны Софьи попал в опалу и ее фаворит князь Василий Голицын, а вместе с ним его сын и внук Стрешневых А.С. Голицын, и их имения были отобраны в казну «за их вины». В 1713 г. имение «Чёрная грязь» было подарено Петром I молдаванскому господарю Дмитрию Константиновичу Кантемиру «за особые заслуги перед отечеством». В 1722 г. Кантемир построил на месте деревянной церкви каменную в стиле Петровского барокко. В 1759-1765 гг. церковь перестраивалась его сыном и наследником М.Д. Кантемиром. Храм служил усыпальницей рода. В 1771 г. 30 ноября погребён князь М.Д. Кантемир, а позже его супруга княгиня А.Я. Кантемир.

В 1775 г. Екатерина II купила у Кантемиров имение «Чёрная грязь» и переименовала его в село Царицыно. Императрица поручила архитектору В.И. Баженову составить и осуществить проект ее загородной резиденции в купленном имении. При составлении проекта дворцового комплекса Баженов сохранил церковь Кантемира как элемент в ансамбле усадебных построек.

В конце XIX в. церковь вновь перестраивалась на деньги А.И. Клементовича - владельца одной из дач, расположенных в Царицыне, а также на собранные для этой цели народные средства. Была расширена трапезная, для чего ее фактически пришлось перестроить, пристроен придел во имя иконы Казанской Божией Матери, перенесена и увеличена по высоте (до 4-х ярусов) колокольня.

Церковь работала как приходская до 1939 года, когда она была закрыта за неуплату долгов. После закрытия здание церкви было приспособлено под трансформаторную будку, в 1970-е гг. - под типографию, а с 1975 по 1990 гг. в ней размещалась столярная мастерская при В/О «Союзреставрация», с тяжелыми деревообрабатывающими станками, от работы которых было сильно попорчено и само здание (появились трещины в стенах и куполах) и настенная живопись храма.

В 1990 г. церковь Божией Матери Живоносный Источник была передана в пользование общине верующих, назначен настоятель прот. Георгий Бреев. 6 октября возобновились богослужения.

По описи села Царицыно и по воспоминаниям старых прихожан храма известно, что при церкви находились два деревянных дома, в которых жили священники. Один из них, расположенный совсем рядом с церковью, был снесён работниками столярной мастерской и на его месте и фундаменте построен кирпичный домик, переданный теперь в пользование церкви.

http://spring-life.ru/istoriya



Церковь Пресвятой Богородицы Живоносного источника построена в сельце Черной Грязи, деревянная, между 1682-84 гг.

Стольник князь Алексей Васильевич Голицын, получивший это имение от деда своего боярина Ивана Федоровича Стрешнева, поступился 15 ноября 1683 г. из своей вотчины в сельце Черной Грязи пашни 10 четвертей к новопостроенной церкви во имя Пресвятой Богородицы Живоносного источника.

В описных книгах 1689 г. 17 октября, составленных по указу великих государей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и по памяти из Приказа Большого дворца за приписью дьяка Лариона Вязмина и путным ключником Григорием Чернцовым, церковь в селе Богородском, Черная Грязь тож, описана была в следующем порядке: «в селе Богородском, Черная Грязь тож, церковь деревянная Пресвятой Богородицы Живоносного источника с трапезою и с чуланами, о пяти главах, крыта чешуею зеленою, кругом обшита изнутри и снадворья тесом и окрашена тремя красками… У обоих чуланов из церкви и из чуланов на паперть двери столярные на резных крюках польских, скобы немецкие луженые на репьях; двери писаны живописным письмом, налой кожаный… В алтаре, чуланах, в главах и в церкви в красных окнах 94 окончины слюденых, разных дел образцами; у церкви замок немецкий. У трапезы и у красных окон 14 вставней деревянных обиты полностью серою. С паперти на трапезу две лестницы круглые, что ходят на хоры, а кругом трапезы и церкви ход и поставлены балясы точеные и покрашены. На церкви, на чуланах и на колокольне кресты деревянные спаены железом белым. Перед церковью колокольня рубленная деревянная, обшита тесом и окрашена красками разными, а на ней 7 колоколов, в большом колоколе весу 53 пуда 15 фунт., в другом колоколе весу 30 пудов, а в 5 колоколах весу неведомо, потому что на них весу не написано… В селе Богородском, что была Черная Грязь, церковниковых дворов: во дворе поп Гавриил Лукьянов, во дворе дьякон Борис Трофимов, во дворе дьячок Максимко Иванов, во дворе пономарь Гришка Васильев, во дворе другой пономарь Стахейко Васильев, во дворе просвирница Михайлова дочь. У церкви богадельная изба трех сажень, а в ней образ чудотворца Сергия, пред избою сени дощатые, в сенях 3 чулана, а в богадельне богомолицы 4 вдовы, а корм им выдается мука ржаная и крупы овсяные и солод, в скоромные дни мясо, молоко, а в постные дни рыба, капуста, дрова, коли чего не достанет - кормили их приказчики».

В записной книге исходящих бумаг Синодального казенного приказа за 1721 г. говорится: «21 августа запечатан указ о строении церкви, по челобитью светлейшего российского князя, тайного советника, сенатора Дмитрия Константиновича Кантемира, велено ему в Московском уезде, в вотчине его в селе Черной Грязи, вместо ветхой деревянной церкви, на старом церковном месте, построить вновь церковь деревянную ж (каменную) во имя Пресвятой Богородицы Живоносного источника; пошлин гривна взято, принял Роман Дементьев». Под 1722 г. показано: в селе Черной Грязи церковь каменная во имя Пресвятой Богородицы Живоносного источника.

По сказке попа с причетники: того села крестьяне ходят по старине к церквам села Сабурова и приселка Дьяковского. По справке с Приказом Большого дворца в том селе и деревнях крестьянских дворов 27, а за попом с причетники никаких угодий и земель нет, кормятся ругою. 1700 г. 11 июля великий государь, слушав сей выписки, указал: того села попу с причетники руги не давать и из окладу выложить, а довольствоваться подаянием приходских людей.

Село Черная Грязь, по писцовым книгам, письма и дозора Елизарья Сабурова да подьячего Ивана Яковлева под 1589 г. - «пустошь Черногрязная Московского уезда, приписанная к дворцовому селу Коломенскому, в пустоши показано «пашни паханые земли наездом 3 десятины, а пахал Игнашко Никитин с товарищи из деревни Осляевой, да перелогом 11 десятин, да лесом поросло 12 ½ десятин в поле, сена 20 копен». 26 января 1633 г., «по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси именному приказу, дворцового села Коломенского пустошь Черногрязная с деревнями… проданы в вотчину окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу за 73 руб.»; в 1650 - 63 гг. этою вотчиною владел его сын боярин Семен Лукьянович, который на пустоши Черной Грязи поставил двор для себя, отчего пустошь и стала сельцом.

После С. Л. Стрешнева, умершего в 1666 г., досталось имение его жене вдове Марье Алексеевне и за ней утверждено отказною книгою 18 октября 1666 г. В 1673 г., по указу великого государя, вышеописанное имение по смерти боярыни М. А. Стрешневой было приписано к дворцовому ведомству.

21 ноября 1682 г. великие государи пожаловали сельцо Черная Грязь с деревнями и пустошами боярину Ивану Федоровичу Стрешневу, «по родству, чем владел брат его боярин Семен Лукьянович Стрешнев, а в сельце двор вотчинников, хоромы ветхи, да сад, в нем яблони и вишни». И. Ф. Стрешнев, получив это имение, построил церковь на пустоши Стеблевой, рядом с сельцом Черная Грязь отчего оно и стало называться селом Богородским.

В 1683 г. боярин Стрешнев отдал свое имение во владение родному внуку своему стольнику князю Алексею Васильевичу Голицыну и за ним имение утверждено отказною книгою, в которой упоминается: «1686 года мая в 4 день отказано князю Алексею Голицыну вотчина боярина Ивана Федоровича Стрешнева в Московском уезде, в Ратуеве и Черневе станах, село Богородское…».

В 1689 г. по именному указу великих государей, все имения, принадлежавшие князю Василию Васильевичу и его сыну Алексею Голицыным, были отписаны на великого государя «за их вины» и того же года составлена 17 октября опись. 9 июня 1712 г., по именному указу отписное имение князя Голицына пожаловано светлейшему князю Дмитрию Константиновичу Кантемиру; в селе Черной Грязи числилось 13 дворов крестьянских и бобыльских, в деревнях: Ореховой 9 дворов, в Шандурове 6 дворов, Петровке 5 дворов крестьянских.

После князя Д. К. Кантемира это имение досталось его жене вдове княгине Настасье Ивановне, урожденной княгине Трубецкой, с ее пасынком князем Константином Дмитриевичем Кантемиром, а от него перешло к его родным братьям Матвею и Сергею Кантемир, которые между собою в 1757 г. имения разделили, и село Черная Грязь с деревнями досталось Матвею Кантемиру.

В 1775 г. ее императорское величество высочайше повелеть соизволила: купленное у отставного бригадира Сергея Кантемира и причисленное в ведомство Главной дворцовой канцелярии село Черную Грязь отныне именовать селом Царицыным, августа 13 дня 1775 г.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII - XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.