Флаг вмф. Военно-морские флаги россии

Связано с постройкой в 1669 году первого русского военного корабля "Орёл". По сохранившимся свидетельствам для "Орла" в 1668 году был изготовлен флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов (при чём для изготовления флага потребовалось равное количества ткани каждого цвета), точное расположение цветов не известно, на флаге было велено "написать" российский государственный герб. Существует несколько реконструкций этого флага. Согласно одной из реконструкций (автор П.И.Белавенец) флаг "Орла" был разделён синим крестом на 2 красных и 2 белых поля по стрелецкому образцу (подобные флаги изображены на гравюре Адриана Шхонебека "Осада Азова в 1696 году"(ок 1700). Подобный же флаг вместе с другими вариантами изображён в одной из первых книг о флагах голландца Карла Алярда (1695). Дата издания книги Алярда (1695) не должна смущать читателя, в то время книги печатались очень долго, и в процессе печати вносились исправления и добавления. Реально этот вариант флага мог появиться в книге не ранее 1698 года.

Другие историки считали, что уже на "Орле" появился флаг из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной. Вероятно, первым эту идею высказал историк флота Ф.Ф.Веселаго

Пётр I, увлёкшись идеей создания российского флота, сам учился морскому делу, он ходил на ботике по Переяславскому озеру, Просяному пруду в Измайлово. Ныне ботик Петра I хранится в музее флота. На сохранившихся гравюрах ботик изображён с императорским штандартом на мачте и флагом генерал-адмирала на корме.

Согласно сведениям историка П.И.Белавенеца 6 августа 1693 года в Архангельске на вооружённой яхте "Святой Пётр" Пётр I использовал полосатый бело-сине-красный "флаг царя Московского" с золотым двуглавым орлом на средней полосе. В книге флагов Карлуса Алярда этот флаг описывался так:

"Флаг его Царского Величества Московского разделён на трое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавый орёл, имеющий в сердце красное клеймо, с серебряным Святым Георгием без змия".

Ныне этот флаг хранится в Морском музее Санкт-Петербурга. Он попал туда из Архангельска, где пребывал много лет, будучи подаренным Петром I архиепископу Архангельскому Афанасию.

Некоторые историки склонны считать, что бело-сине-красный флаг заимствован Петром у Голландии (голландский флаг почти такой же, отличается лишь порядок расположения полос). Возможно это так. Но, как видим, использование белых, синих и красных цветов на флаге зафиксировано ещё при царе Алексее Михайловиче, отце Петра, задолго до западноевропейского вояжа Петра Алексеевича. "Голландская" версия также связана и с руководителем постройки "Орла" голландским капитаном О.Бутлером. Ему приписывается идея сделать флаг русского корабля по образцу флагов своей родины.

В 1695 году Пётр I начал войну с Турцией. Это послужило мощным толчком к созданию военного флота. Было построено множество военных кораблей. Российские моряки проникли в Чёрное, а затем и в Балтийское море.

В 1697 году Пётр I учредил новый образец военно-морского флага России, который состоял из горизонтальных белой, синей, красной полос. В октябре-ноябре 1699 года появились первые варианты андреевского флага. В 1699 году, когда корабль "Крепость" отправился в Константинополь, Пётр I в инструкции русскому посланнику Емельяну Украинцеву нарисовал трёхполостный флаг с пересекающим его косым крестом.

Особо Пётр I подчёркивал, что андреевский флаг выбран им в честь Святого Андрея Первозванного "ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение". Дополнительно андреевский флаг по мысли Петра I показывал, что Россия имеет выход к четырём морям. Весьма вероятно, что на выбор Петра повлиял виденный им в Европе флаг Шотландии (синий с белым Андреевским крестом). Святой Андрей считался покровителем Шотландии задолго до введения его культа в России. Известен шотландский Орден Святого Андрея. Пётр скопировал орден и возможно решил перенести на русскую землю и Андреевский флаг, лишь поменяв его цвета.


На гравюрах с изображениями кораблей того времени можно увидеть различные варианты переходных типов флотских флагов (часть из них возможно истинна, часть - вероятнее всего ошибочная реконструкция гравёра). Например, на гравюре, изображающей корабль "Предистинация" на носу, на стеньге и на корме изображены флаги из 9 горизонтальных полос; белых, синих и красных (подобная практика была широко распространена в Голландии). Фрегат "Думкарт" изображён с "гибридным" флагом - андреевский крест обрамлён сверху и снизу полосами национальных цветов.

На гравюре с изображением "Полтавы" на корме корабля реет белый флаг с андреевским крестом, не достигающим концами углов флага, на стеньге - императорский штандарт. Впрочем, гравюра "Полтавы" вызывает определённые нарекания. Дело в том, что на носу корабля изображён красный флаг с андреевским крестом в кантоне, а на корме флаг с андреевским крестом во всё полотнище. Такая практика весьма сомнительна. В русском флоте гюйс (носовой флаг) сначала повторял кормовой, а затем был введён единый гюйс. Если на носу "цветной" флаг, то на корме тоже обязательно должен быть такой. Видимо автор гравюры несколько "аппроксимировал" имеющиеся у него сведения.

Военно-морские флаги России

Россия долгое время не имела морского флота, так как не имела выхода к морям. Обеспечение России морским побережьем и строительство флота - задачи, которые впервые удалось решить только Петру I.

Правда, в 1667-1669 годах, в царствование Алексея Михайловича иностранными мастерами был построен первый русский корабль «Орел», которому предстояло плавать по Волге и Каспийскому морю. До моря этот корабль не дошел, так как попал в руки разинцев и был ими сожжен, однако, известно, что на корабле были вывешены флаги белого, синего и красного цветов. Те же цвета выбрал для своего вновь построенного флота Петр I.

Наряду с общеизвестным бело-сине-красным флагом Петром также был учрежден Андреевский флаг - белый с косым голубым крестом.

Первоначально и бело-сине-красный, и Андреевский флаги равно использовались на военном и гражданском флоте. Разделение флагов на военно-морской и торговый произошло лишь в 1705 году.

При Петре I также появился российский гюйс, основу которого составил голубой Андреевский крест, помещенный на красном полотнище и дополненный прямым узким белым крестом.

Кормовой Андреевский флаг и гюйс с тех пор оставались неизменными флагами Военно-Морского Флота России вплоть до 1917 года.

Для кораблей, отличившихся в сражениях, со временем были введены особые Георгиевские флаги и вымпелы. На них в центре Андреевского креста помещалось изображение Георгия Победоносца в красном щитке.

После Октябрьского переворота 1917 года часть кораблей остались под Андреевским флагом, но некоторые подняли красные флаги. В годы Гражданской войны и интервенции большинство кораблей всех флотов было захвачено интервентами. Те же корабли, которые оставались под властью советского правительства, несли государственный флаг - красный с желтой надписью «Российская Социалистическая Советская Федеративная Республика».

29 сентября 1920 г. ВЦИК издал постановление, в соответствии с которым Военно-морским флагом Советской республики стал «красный флаг с якорем, красной звездой посередине его и белыми буквами «РСФСР» в верхней части якоря». Якорь был синим, а сам флаг имел две косицы.

В 1924 году в связи с образованием СССР, была утверждена система военно-морских флагов. Военно-морским флагом стало красное полотнище с белым кругом и восемью лучами (солнцем), в центре которого была изображена красная пятиконечная звезда с серпом и молотом.

Гюйс был очень схож с дореволюционным, но в центре его также помещался белый круг со звездой, серпом и молотом.

Особые флаги были утверждены для различных видов судов и для должностных лиц.

Для вспомогательных, портовых, гидрографических и лоцмейстерских судов были установлены синие флаги с морским флагом в крыже. Флаг пограничных судов впервые приобрел зеленый цвет.

27 мая 1935 года Военно-морской флаг был изменен и приобрел тот вид, в котором он просуществовал до распада Советского Союза. Это было белое полотнище с голубой полосой вдоль нижней кромки и с изображением красных серпа и молота и пятиконечной звезды.

Гюйс также изменился - он стал представлять собой красное полотнище с белым контуром пятиконечной звезды и серпа, и молота внутри нее.

Под этими флагами флот СССР сражался во время Великой Отечественной войны. 21 июня 1942 года для кораблей, отличившихся в боях, был установлен гвардейский Военно-морской флаг с изображением Георгиевской ленты. По сути, это было возрождением старого Георгиевского флага.

Во второй половине ХХ века облик флагов военно-морских судов и флагов командующих неоднократно менялся, как менялась и сама структура флота и наименования должностей, однако сам кормовой Военно-морской флаг остался неизменным.

После распада Советского Союза остро встал вопрос о символике российской армии и флота. Естественно, что при выборе флага для Военно-Морского Флота предпочтение было отдано историческому, успевшему прославиться на протяжении более чем двух веков, Андреевскому флагу. Указом Президента России от 21 июля 1992 года были восстановлены исторические российские Военно-морской флаг и гюйс. В целом же, система военно-морских флагов осталась, по большей части, прежней. Военно-морской флаг СССР в крыже был там просто заменен Андреевским.

1 (11) декабря 1699 года государь Петр I Алексеевич учредил Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военно-морского флота. Главное корабельное знамя Российского ВМФ представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, которые образуют косой крест. Свой выбор царь объяснил тем, что именно от апостола Андрея Первозванного Русь впервые приняла святое крещение, и он стал её небесным покровителем, и таким образом, Петру хотелось увековечить имя святого.

Символика Андреевского флага имеет глубокие корни. Один из учеников Иисуса Христа был Андрей - родной брат апостола Петра (Кифы, бывшего Симона), покровителя царя Петра I. Согласно Евангелию, оба брата рыбачили на Галилейском озере, то есть имели непосредственное отношение к морю. Андрей был первым призван Иисусом Христом в ученики и поэтому был назван Первозванным. Согласно некоторым источникам, Андрей был направлен для миссионерской деятельности в Скифию (Северное Причерноморье). В ряде русских источниках сообщается о путешествии апостола из Крыма в Рим через Ладогу. Рассказывается, что Андрей сделав остановку на возвышенностях у Днепра, где будет основан Киев, сообщил ученикам, что здесь воссияет благодать Божия и будет основан великий город. Он поднялся на холмы, благословил их и водрузил крест. Затем он посетил и северные земли Руси, удивляясь обычаю славян, которые моясь в банях, били себя «молодыми прутьями», обливаться квасом и ледяной водой. Некоторые источники сообщают о дальнейшем пути апостола Андрея на север, где он поставил крест около нынешнего села Грузино на берегу Волхова, к Ладожскому озеру и посещении острова Валаам. В то же время надо отметить, что многие авторы, в том числе православные церковные историки, ставят под сомнение существование этого путешествия.

Одно известно точно, апостол Андрей прославился как неутомимый путешественник и проповедник христианства. Деятельность миссионера была тесно связана с морем. «Золотая легенда» (собрание христианских легенд и житий святых, написанное в 13 столетии) сообщает о спасении и даже воскрешении 40 путешественников, которые морем направлялись к апостолу, но были погублены штормом (в другом варианте сообщается об успокоении моря молитвой). Этим можно объяснить почитание Андрея Первозванного как покровителя мореходов. Его жизнь была завершена мученической смертью - распятием на косом кресте (который и получил имя апостола).

Почитание в Российском государстве апостола Андрея и особое отношение к нему царя Петра Алексеевича выразилось и в том, что в 1698 году был учрежден первый российский орден - Святого апостола Андрея Первозванного. Основной частью ордена был образ апостола Андрея, распятого на косом кресте. Андреевский орден на голубой ленте до 1917 года оставался главной и самой почитаемой наградой в Российской империи (с 1998 года высшая награда Российской Федерации). Также надо отметить, что символика Андреевского флага шла ещё от отца Петра – царя Алексея Михайловича, который учредил для построенного при нём корабля «Орёл» особый флаг – бело-сине-красное полотнище с двуглавым червлёным орлом.

Став царем, Петр Алексеевич большое внимание уделил разработкам рисунков флага российского флота. Так, в 1692 году было создано два эскиза. Один - с тремя горизонтальными полосами и подписью: «белая», «синяя», и «красная». Второй рисунков - указываются тех же цвета с «наложенным» на них Андреевским крестом. В 1693 и 1695 годы флаг второго проекта был занесен в ряд европейских атласов как «флаг Московии». Надо сказать, что в поисках окончательного варианта военно-морского флага России царь перебрал за два десятилетия около 30 проектов. В августе 1693 года царь Пётр поднял на вооруженной яхте «Св. Петр» флаг из трех горизонтальных полос (белой, синей и красной) с золотым орлом в центре. С этого момента можно проследить развитие военно-морского флага Русском государстве. К сожалению, нет данных о том, под какими стягами ходили ладьи русских воинов в первом тысячелетии нашей эры, плавали суда новгородских купцов и ушкуйников. Хотя можно предположить, что русские боевые стяги были с самой глубокой древности красными.

В 1696 году во время второй осады турецкой крепости Азов русские корабли несли на корме флаг с синим прямым крестом и четвертями белого и красного цветов. Однако уже в следующем году царь Пётр учреждает новый флаг военного флота из трех горизонтальных полос - белой, синей и красной, фактически вернувшись к варианту 1693 года. Под этим флагом отправился в 1699 году в Константинополь с первой официальной дипломатической миссией российского военного флота корабль «Крепость». В то же время русский государь, только что вернувшийся из путешествия в Западную Европу, продолжил поиски рисунка военно-морского флага России. Осенью 1699 года впервые на бело-сине-красном полотнище появляется «андреевский» косой синий крест - знак покровителя Руси апостола Андрея Первозванного. Он же был помещён царем и в белой голове известного с 1697 года трехцветного вымпела, который просуществовал под названием «ординарного» до 1870 года.

В 1700 году царь Петр рассматривает гравюры и чертежи 58-пушечного корабля «Гото Предестинация» («Божье предвидение»). На гравюрах Адриана Шхонебека и на акварели Бергмана боевой корабль изображён с шестью различными флагами! На одном из видов изображён флаг, в полотнище которого последовательно располагаются девять горизонтальных полос белого, синего и красного цветов; на другом - бело-сине-красный флаг с тремя горизонтальными полосами (вариант 1697 года); на третьем - флаг из семи полос, на широкой белой центральной полосе которого размещён чёрный андреевский крест, выше этой полосы узкие белая, синяя и красная, и ниже неё - узкие синяя, белая и красная полосы. Однако царь считает, что флаг 1697 года устарел, а полотнище из девяти полос плохо читается и к тому же очень похож на голландский флаг контр-адмирала. Царя удовлетворяют флаги на чертежах: белый, синий и красный с андреевским синим крестом в верхней четверти флага у древка. Эта система была аналогична принятой в английском флоте. Одновременно были учреждены флаги галерного флота, отличавшиеся от корабельных флагов наличием косиц (концы флага в виде прямоугольных треугольников). Кроме того, на мачтах кораблей стали поднимать белые, синие и красные вымпелы, в белой голове которых помещался синий андреевский крест. Синий и красный флаги и вымпелы, которые иногда отменяли, и вновь вводили в обращение, в целом они просуществовали до 1865 года. Белый флаг получил новый рисунок уже в 1710 году – синий андреевский крест был перемещён в центр полотнища и словно висел в нём, не касаясь концов флага. Привычный нам образ Андреевский флаг принял в 1712 году: белый флаг с синим Андреевским крестом. В такой форме этот флаг просуществовал в Военно-морском флоте России до ноября 1917 года.

С 1720 года на бушприте кораблей флота России стали подниматься гюйс - специальный флаг, который ранее использовали как флаг морских крепостей и именовавшийся «кейзер-флаг». Красное полотнище пересекал не только косой синий крест, но прямой белый крест. Считается, что, он появился в 1701 году. До 1720 года корабли России несли в качестве гюйса уменьшенную копию кормового флага. Слово «гюйс» имеет интересную : оно происходит от нидерландского «гёз», то есть нищий. Так в 16 столетии называли восставших против испанского владычества жителей Нидерландов. Самая большая группа гёзов воевала на море («морские гёзы») и впервые стала применять этот флаг.


Гюйс, флаг морских крепостей.

Главенство белого флага, с синим Андреевским крестом, было окончательно закреплено в Уставе 1797 года: «Если корабли никуда не причислены, несут белые флаги». В то же время корабли русского Черноморского флота от его основания до 1918 года плавали только под белыми андреевскими флагами. Цветные – синие и красные флаги, были отменены в правления Анны Иоанновны и Екатерины Великой. В крыжах (верхняя четверть флага у древка) синего и красного флагов с 1797 по 1801 годы (во время правления Павла Петровича) расположили не андреевский флаг, а гюйс, который для императора Павла I, который с детских лет носил звание генерал-адмирала, имел особенное значение как личный знак. Надо отметить, что именно государь Павел Петрович превратил старые флаги и знамена из предметов вещевого довольствия в военные реликвии. Кроме того, при государе Павле некоторые русские корабли некоторое время поднимали красный с белым крестом иоаннитов флаг. Этот флаг был создан как кормовой знак мальтийских эскадр созданных новоиспеченным главой Мальтийского ордена. 16 декабря 1798 года Павел I был избран великим магистром Ордена св. Иоанна Иерусалимского и планировал создать флот базирующийся на Мальте, для обеспечения интересов Российской империи в Средиземном море и на юге Европы. Флаг был упразднен после смерти Павла Петровича.

В 19 столетии в Российской империи появятся ещё несколько новых кормовых флагов. Так, ещё в 1797 году корабли Морского Кадетского корпуса получили специальный кормовой флаг, где в центре Андреевского флага в красном овале был помещен герб учебного заведения. А на грот-мачте суда этого учебного заведения стали поднимать «ординарные» вымпелы с трехцветными косицами. С 1827 года корабли учебных морских экипажей получили право поднимать особенный флаг, где было изображение пушки и якоря (они также размещались в красном овале). Получили свои кормовые флаги и гидрографические суда русского императорского флота. В 1828 году был учреждён флаг «для лоции», на андреевском флаге в центре располагался рисунок чёрной катушки компаса с золотым якорем, указывающим на север. Правда, уже в 1837 году этот флаг был заменён учреждённым в 1829 году флагом генерал-гидрографа. Он имел ту же чёрную катушку компаса, но в синем небольшом крыже. Кроме того, в 1815-1833 гг. существовал и кормовой флаг для кораблей Висленской военной флотилии (Флаг военных судов Царства Польского). Это был андреевский флаг с небольшим красным крыжем, в котором расположили белого польского орла. Данный флаг был отменён после поражения Польского восстания 1830-1831 гг.


Флаг Генерал-гидрографа Генерального штаба. Флаг судов, для лоции предназначенных.

Вспомогательные суда военно-морского флота Российской империи до 1797 года несли на корме трёхцветный флаг, а на бушприте гюйс. С 1794 по 1804 год вспомогательные суда отличались военным вымпелом. А с мая 1804 года получили специальный флаг с белым или синим полотнищем, с крыжем национальных цветов (бело-сине-красный) и перекрещенными якорями под ним. Кроме того, вооружённый транспорт одновременно нёс военный вымпел. Все эти флаги были отменены в 1865 году.

Георгиевский вымпел - трехцветный вымпел с андреевским флагом в голове, на центр креста которого наложен красный щит с образом покровителя военных св. Георгия Победоносца, был учреждён в 1819 году. Он стал отличать гвардейский экипаж, который заслужил эту честь в сражении города Кульм в 1813 году. Другими отличиями, которые выделяли высших должностных лиц, были георгиевский адмиральский флаг (он имел полотнище андреевского флага, но с красным щитом Георгия Победоносца), георгиевский брейд-вымпел и шлюпочный флаг контр-адмирала. Кроме того, во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. в боях с турками особенно отличились 74-пушечный линейный корабль «Азов (герой Наваринского сражения) и 18-пушечный бриг «Меркурий» (одержал победу над двумя турецкими линейными кораблями), они были отмечены адмиральскими георгиевскими флагами, которые поднимали как кормовые. За всю последующую историю Российской империи более ни один военный корабль русского флота не получил такой награды.

С развитием страны происходили изменения и во флагах военно-морского флота. В 1865 году по причине ненадобности были отменены синие и красные флаги и вымпелы. Также отменили и все, кроме андреевского, кормовые флаги. В 1870 году шлюпочные флаги стали стеньговыми флагами адмиралов, был ликвидирован «ординарный» вымпел, под которым плавали корабли, не причисленные к какой-либо части. Георгиевский вымпел получил вместо трехцветных, белые косицы. В этом же году кормовым флагом вспомогательных судов Военно-морского флота России стал синий флаг, который имел изображение андреевского флага в крыже. Кроме того, по мере развития вооруженных сил, появляются флаги судов морских крепостей, новые флаги должностных лиц, судов отдельных частей, кораблей отдельного Корпуса пограничной стражи, флаги морской авиации.

Революция 1917 года принесла новые символы. Рядом с андреевскими флагами стали поднимать красные полотнища. С весны 1918 года подъём андреевского флага на кораблях Советской России был прекращён. В конце 1924 года андреевские флаги были спущены и на кораблях флота белых в Бизерте (корабли были заложены французам, те их вскоре «пустят на иголки»). Гюйс и крепостной флаг, с некоторыми изменениями - в центральной части полотнища в белом круге изображалась красная звезда с серпом и молотом посередине, просуществовали до 1932 года. Кроме того, во время Второй мировой войны символику Андреевского флага использовали коллаборационистские части генерала Власова.

17 января 1992 года, правительством России была принята резолюция, которая возвратила Андреевскому флагу статус Военно-Морского флага России. В результате дореволюционные Андреевский флаг и гюйс были восстановлены в ВМФ России и действуют до настоящего времени.

На флоте чтят традиции, соблюдают давние ритуалы и дорожат символикой. Всем известно, что главным флагом является Андреевский стяг, гордо развевавшийся на мачтах и грот-стеньгах еще первых императорских парусных кораблей петровского флота. Однако не все знают, что уже тогда существовали и другие морские флаги, различавшиеся по функции и информативной направленности. Такое положение действует и сегодня.

Рождение Андреевского флага

Создавал Петр Великий, он же позаботился и о его символах. Первые морские флаги он рисовал самолично и перебрал несколько вариантов. В основе выбранной версии лежал «косой» Андреевский крест. Именно этот вариант, ставший восьмым и последним, прослужил до Октябрьской революции 1917 года. Осененные крестом св. Андрея Первозванного, российские корабли одержали многие победы, а если и терпели поражения, то слава о героизме моряков пережила поколения и сияет поныне.

Святой Андрей Первозванный

Причина, по которой был выбран именно этот символ, имеет глубокий смысл. Дело в том, что первый ученик Христа Андрей Первозванный, брат апостола Петра, считается одновременно и покровителем мореходов (сам он был галилейским рыбаком), и Святой Руси. Он в своих странствиях посещал в числе многих других городов и Киев, и Великий Новгород, и Волхов, проповедуя веру христианскую. Апостол Андрей принял мученическую смерть на кресте, при этом палачи его распяли не на прямом, а на косом кресте (так возникло понятие и название этого символа).

Военно-морской флаг России в окончательной петровской редакции выглядел как белое полотнище, перечеркнутое синим крестом. Таков он и сегодня.

В первые годы после революции большевики не придавали военно-морской мощи большого значения. Во время Гражданской войны практически все фронта были сухопутными, а когда настала разруха, на содержание сложной техники просто не было средств. Немногочисленные корабли речных и морских флотилий, оставшиеся в распоряжении новой власти, поднимали К морским традициям, геральдике, символам, истории и тому подобному «праху старого мира» руководство рабоче-крестьянской армии и товарищ Л. Д. Троцкий относились с презрением.

В 1923 году бывший офицер царского флота Ордынский все же убедил большевиков принять особый флаг для кораблей, предложив довольно странный вариант - почти полную копию японского знамени со знаком РККА в центре. Этот флаг РСФСР развевался на реях и флагштоках до самого 1935 года, потом от него пришлось отказаться. Императорская Япония становилась вероятным противником, а издалека корабли можно было легко перепутать.

Решение о новом краснофлотском вымпеле принималось ЦИК и Совнаркомом СССР. Уже тогда наблюдалась некоторая преемственность, на нем появились белый и синий цвета, заимствованные у Андреевского стяга, но, конечно же, без звезды и серпа с молотом, причем красных, новый символ ВМФ СССР обойтись не мог.

В 1950 году его несколько изменили, уменьшив относительные размеры звезды. Флаг приобрел геометрическое равновесие, объективно он стал красивее. В таком виде он и просуществовал до распада СССР и еще год, пока шла неразбериха. В 1992 году на всех кораблях подняли новые (а точнее, возрожденные старые) Андреевские военно-морские флаги. креста не совсем соответствовал исторической традиции, но в общем он был почти таким же, как при Петре Великом. Все вернулось на круги своя.

Какие флаги бывают на флоте

Флаги на флоте бывают разные, и назначение их различно. Кроме обычных кормовых Андреевских стягов на кораблях первого и второго рангов поднимается еще и гюйс, но только во время стоянки у причала. После выхода в море кормовой флаг поднимается на мачте или стеньгах (в самой высокой точке). Если начинается бой, производится поднятие государственного флага.

«Цветные» флаги

Уставом предусмотрены также и вымпелы флотоводцев различных рангов. Военно-морские флаги, обозначающие присутствие на борту командиров, обозначаются красным полотнищем, четверть которого занимает синий Андреевский крест на белом фоне. На цветном поле располагаются:

  • одна звезда (белая) - если на борту командир соединения кораблей;
  • две звезды (белые) - если на борту командующий флотилией или эскадрой;
  • три звезды (белые) - если на борту командующий флотом.

Кроме этого, бывают и другие цветные флаги, с изображением герба РФ на красном фоне, перечеркнутом двумя крестами, Андреевским и прямым белым или с двумя пересекающимися якорями на том же фоне. Это означает присутствие на корабле Министра Обороны или Начальника Генштаба.

Сигнальные флаги

Информационный обмен, как и в прежние времена, может осуществляться посредством визуальных символов, в числе которых и морские сигнальные флаги. Конечно, в век электронных средств они применяются крайне редко и, скорее, служат символом нерушимости флотских традиций, а в дни праздников украшают своим многоцветием шарово-серое однообразие корабельного камуфляжа, но в случае необходимости могут выполнять и свою непосредственную функцию. Моряки должны уметь ими пользоваться, а для этого им необходимо изучать справочники-своды, в которых приведены все флажковые сигналы. Эти тома состоят из разделов, в которые собраны расшифровки географических наименований, названия кораблей, воинские звания и тому подобная информация. Справочники бывают двухфлажковыми и трехфлажковыми, с помощью многих комбинаций можно оперативно докладывать обстановку и передавать распоряжения. Переговоры с иностранными судами ведутся посредством Международного свода флаговых сигналов.

Помимо вымпелов, означающих целые фразы, всегда существовали и буквенные флажки, с помощью которых можно составить любое сообщение.

Флаги с Георгиевской лентой

Все условно делятся на обычные и гвардейские. Отличительным признаком гвардии в России служит Георгиевская лента, присутствующая в символике подразделения. Морские флаги, украшенные оранжево-черной полосой, означают принадлежность корабля или береговой базы к числу особо прославленных частей. От первоначальной мысли о том, что лента должна стать отдельным элементом знамени, моряки отказались, чтобы она не могла обвиваться вокруг флаг-фала, и теперь Георгиевский символ наносится непосредственно на полотно в нижней его части. Такой морской флаг России свидетельствует об особой боевой готовности и высоком классе как самого корабля, так и его экипажа, он ко многому обязывает.

Флаг морпехов

Во времена СССР каждый род войск имел собственную символику. Например, у морских пограничников, относящихся к Комитету Государственной Безопасности СССР, был свой флаг, представлявший собой компиляцию флага ВМФ в уменьшенном виде на зеленом поле. Сейчас, после принятия единого образца, разнообразия стало меньше, но появились неофициальные символы, созданные фантазией военнослужащих, и оттого, наверно, еще более ими любимые и почитаемые. Один из них - флаг морской пехоты. В сущности это то же самое Андреевское белое с синим крестом полотно, но оно дополнено нашивкой этого рода войск (золотым якорем в черном кругу), надписью «Морская пехота» и девизом «Там, где мы, там - победа!».

Морская пехота была создана в России раньше, чем во многих других странах (практически вместе с флотом), и за время своего существования покрыла себя неувядаемой славой. В 1669 году первым ее подразделением стала команда «Орла», а в 1705-м был сформирован первый морской солдатский полк. Было это 27 ноября, и с тех пор этот день стал праздноваться всеми морпехами. Воевали они не только в качестве морских десантников, участвовали и в сухопутных операциях, и во время наполеоновского нашествия, и в других войнах (Крымской, русско-турецких, Первой мировой, Великой Отечественной). В вооруженных конфликтах последних десятилетий им тоже довелось сражаться, и враг знал, что если поднят флаг морской пехоты, то обстоятельства для него складываются весьма неблагоприятно и лучше всего ему отступить.

После долгого перерыва в феврале 2012 года геральдическая флотская справедливость была восстановлена. Из рук Президента РФ В. В. Путина Главком ВМФ адмирал Куроедов получил обновленный военно-морской флаг России. Теперь он реет над всеми океанами.

Расположение флагов и вымпелов на современном корабле

  1. Кормовой флаг - , поднимаемый на кормовом флагштоке или на гафеле. Это основной символ корабля и один из главных символов государства, равный по значению государственному флагу. Кроме основного военно-морского флага существуют также особые - гвардейский, орденский. флаги вспомогательных, гидрографических и поисково-спасательных судов ВМФ. пограничные флаги, флаги кораблей береговой охраны. Как правило, в основе всех этих полотнищ лежит рисунок кормового флага ВМФ.
  2. Стеньговые флаги , раз­меры которых значительно ус­тупают размерам кормовых, поднимаются на стеньгах ко­рабля (стеньгой на парусном флоте назывался деревянный брус, завершающий мачту). Условно их можно разделить на служебные , должностные , сигнальные .

Кормовой флаг ВМФ России

  • Служебными яв­ляются флаги какой-либо госу­дарственной военизированной организации, поднимаемые как определители судов этой службы (кормовой же флаг корабля имеет другой рису­нок).
  • Должностные флаги это символы, поднимаемые на кораблях во время присут­ствия на их борту флагманов или других лиц, которым при­своены особые отличительные флаги.
  • Сигнальные служат для передачи команд флагманом подчиненным ему командирам, дня подачи сигналов или пере­говоров между судами.

3. Гюйс (от голландского слова geus - нищий, которое Петр Великий прочитал как «гюйс») - флаг, поднимаемый на носовом флагштоке (гюйсштоке) корабля. Имеет меньшие размеры, чем кормовой флаг. Являясь также и флагом морских крепостей, означает, что военный корабль есть неприступная крепость.

4. Шлюпочные флаги в ВМФ не имеют сегодня индивидуального рисунка и не используются как специальные должностные символы уже со второй половины XIX в. Однако ранее это был особый флаг, означающий ранг флагмана, находящегося в шлюпке, и поднимался он на ее носовом флагштоке (на кормовом флагштоке помещался корабельный флаг).

5. Вымпел означает ныне, что боевой корабль находится в компании, т. е. полностью укомплектован командой, боевыми и прочими припасами и готов к выполнению боевой задачи. Полотнище вымпела может быть коническим (треугольным) или иметь коническую или прямую ленту, завершающуюся на конце двумя косицами. У шкаторины часто помещается головка, играющая роль крыжа.

6. Рейд-вымпел поднимается на корабле - официальном местопребывании должностного лица, которому брейд-вымпел присвоен.

7. специальные флаги глав государств, поднимаемые на военном корабле во время посещения его королем, президентом и т. п. Обычно поднимается на грот-мачте, но иногда оказывается и на месте кормовою флага.