Дальше по Осло: от Ратуши к Ратуше. Городская Ратуша, Осло, Норвегия: описание, фото, где находится на карте, как добраться Видео-экскурсия по Ратуше в Осло

Ратуша Осло (Oslo rådhus ) - монументальное здание с мрачноватой кубической архитектурой и своеобразными интерьерами . Этот современный дом городского управления совсем не похож на нарядные средневековые ратуши других европейских городов. Суровая кирпичная громада, возвышающаяся над гаванью Пипервика, выглядит далеко не игрушечно. Но пусть вас это не смущает: хотя Ратуша и является политическим и административным центром Осло, а также местом вручения Нобелевской премии мира , вся она - воплощение доступности и демократичности. Внутрь Ратуши может зайти любой желающий, причем совершенно бесплатно (описание и фотографии интерьеров Ратуши Осло .

Сегодня мы расскажем об истории Ратуши Осло , а также поговорим об ее архитектуре. Надеемся, наша статья поможет вам лучше понять, что означают те или иные элементы оформления Ратуши (скульптуры, барельефы и т.п.). Эти нюансы редко освещаются в русскоязычных источниках, и мы постарались восполнить данный пробел. Практическая информация о посещении Ратуши Осло (адрес, часы работы и т.п.) .

История Ратуши Осло

Прежние ратуши

Нынешняя Ратуша Осло - относительно недавняя постройка. В раннее Средневековье постоянной ратуши у города не было, и заседания городского совета проходили то в одном, то в другом особняке. Затем, в XVI веке, построили отдельную ратушу на рыночной площади Oslo torg . К радости местного населения в здании открыли общедоступный винный погреб.

После большого пожара, случившегося в Осло в 1624 году и разрушившего весь старый город, Кристиан IV распорядился отстроить столицу заново, но не на прежнем месте. Решено было перенести город западнее, чтобы он находился под защитой крепости Акерсхус (к северу от последней). Новый город, получивший название Христиания , был спроектирован как прямоугольная сеть широких улиц, а здания стали строиться только из кирпича и камня во избежание пожаров. В 1641 году было возведено здание, известное сегодня как Старая ратуша Осло (Gamle rådhus ) на углу Nedre Slottsgate и Rådhusgata (подробнее о ней мы поговорим отдельно).

Старая ратуша использовалась в этом качестве до 1733 года, затем город получил новую ратушу по адресу Rådhusgaten , 7. Однако в XIX веке стало ясно, что для растущей городской администрации это здание тесновато, и тогда чиновники переехали в соседний особняк Magistratgården , а заседания городского совета стали проводиться сначала в здании Биржи, а затем в доме Масонской ложи. Также администрации было выделено несколько контор в других районах города.

Строительство нынешней Ратуши Осло

История нынешней Ратуши началась в 1915 году, когда недавно ушедший в отставку мэр Осло (Hieronymus Heyerdahl ) (1867–1959) выдвинул идею строительства нового представительного здания городской администрации в районе Вика (Vika ) к северу от бухты Пипервика (Pipervika ).

Смелая идея заключалась в том, чтобы добавить малоэтажному и несколько провинциальному Осло статности, построив в самом центре столицы новую величественную доминанту, готовую соперничать с крепостью Акерсхус . Необходимо было построить современное и функциональное здание, достойно представляющее новые веяния в политике и городской жизни. Заодно Хейердал предложил модернизировать и привести в божеский вид бедный трущобный район. С помощью состоятельных горожан и членов королевской семьи он собрал для реализации своего замысла более миллиона крон и мечтал, что здание будет готово к 1924 году. Но, как водится, реальность внесла коррективы. Тем более что требовалось не только построить новую Ратушу, но и расчистить и заново застроить целый район города.

На конкурс было подано 44 проекта. Жюри приняло решение в 1918 году: победителями стали норвежские архитекторы Арнстейн Арнеберг (Arnstein Arneberg ) (1882-1961) и (Magnus Poulsson ) (1881-1958 ). Первоначально предложенный ими проект был более традиционным, чем фактически реализованный: он базировался на итальянских ренессансных идеалах, а также на архитектуре Стокгольмской ратуши и некоторых средневековых готических соборов. Проект предусматривал строительство компактного симметричного здания с высокой башней.

Однако времена были трудные, денег не хватало, и строительство Ратуши пришлось отложить. Зодчие между тем успели несколько раз модифицировать свой проект в русле более новых интернациональных течений в норвежской архитектуре. В 1930 году они представили окончательный вариант, в котором здание предстало в сильно измененном виде, отражавшем отход от классических идеалов в сторону функционализма с его более простыми и прямыми формами и свободной игрой объемов. Наиболее заметным отличием от прежних проектов стали две монументальные башни, предназначенные для размещения контор служащих. В 1931 году экспертный совет утвердил пересмотренный проект.

В сентябре 1931 года король Хокон VII и кронпринц Улаф заложили первый камень (старое фото с сайта ), однако строительство началось лишь в феврале 1933 года.

Параллельно со строительными работами велась расчистка района Вика от старой деревянной застройки, чтобы освободить место для ратуши и новых офисных зданий. Старинный парк развлечений «Тиволи» (Tivoli ) в Осло также пришлось снести.

Строительство Ратуши (старое фото с сайта ):

К ноябрю 1936 года здание было вчерне завершено. Некоторые помещения удалось ввести в эксплуатацию еще до вторжения немцев. На время Второй мировой войны работы приостановились, а затем возобновились, и уже в 1947 году в Ратуше начали работать люди. Работы по отделке тем временем еще продолжались.

Торжественное открытие Ратуши Осло состоялось 15 мая 1950 года: оно было приурочено к празднованию 900-летия города. Король Хокон VII на открытии заявил: «Я думаю, мы имеем все основания гордиться сооружением, которое мы построили, и знаю, что мы уверенно сможем передать его потомству как мастерски выполненную работу».

Бывшему мэру Осло Иеронимусу Хейердалу повезло: он прожил достаточно долго, чтобы собственными глазами увидеть, как завершилось длительное строительство его детища. Хотя пост мэра он занимал недолго, его роль в создании нового политического сердца города, полностью изменившего лицо Осло, оказалась столь велика, что этот человек по сей день известен в Норвегии как «отец ратуши» (Rådhusets far ). В день открытия Ратуши ему было 83 года. За все заслуги бывшего мэра король наградил его орденом Святого Олафа.

Архитектура и наружный декор Ратуши Осло

Памятник молодой нации

Могучие башни Ратуши первым делом бросаются в глаза, когда подплываешь к Осло со стороны гавани. Они служат своеобразными воротами в город.

Архитекторы и создали не просто политический и административный центр Осло, но новый символ норвежской столицы, крупный памятник архитектуры, представляющий художественные течения 1930-х – 1950-х годов. Они построили здание, в котором соединились различные влияния (национальный романтизм, неоклассицизм и функционализм), но которое в то же время является уникальным в своем роде. Ратушу, которая одновременно является поразительно современной и при этом имеет богатый исторический подтекст. В архитектуре и декоре здания отразилось стремление молодой нации (Норвегия получила независимость лишь в 1905 году) к исторической преемственности вкупе с желанием утвердиться на мировой арене как свободная, гордая, независимая и современная страна.

Ратуша стала поистине главной норвежской постройкой XX века.

Ратуша Осло построена из железобетона и фактурно облицована крупными, сделанными вручную кирпичами. При строительстве использовались только местные материалы. Отличительной чертой сооружения являются две башни. Поскольку Ратуша стоит на склоне, башни имеют разную высоту (хотя это и не заметно): восточная достигает 66 метров, а западная - лишь 63 м. Эти две башни, возвышающиеся над городской панорамой, в свое время были самыми высокими постройками в Осло.

Ратуша занимает участок площадью около 5000 кв. м, а общая площадь здания составляет более 30 тыс. кв. м. Тремя основными блоками, из которых конструктивно состоит здание, являются две башни, массивная центральная часть и еще одна центральная часть меньшего размера с северной стороны. В башнях располагаются офисные помещения, где работают около 450 сотрудников администрации, а в центральном корпусе устроены залы для банкетов, торжественных церемоний и заседаний городского совета. Именно эти залы можно посетить во время осмотра интерьеров Ратуши .

Карильон

Обратите внимание на пристройку на восточной башне - это установленный в 1952 году карильон , состоящий из 49 колоколов (ранее колоколов было меньше, но в 1999 году набор колоколов частично заменили и расширили, в результате чего карильон стал благозвучнее и перестал фальшивить). Колокола - традиционная примета церковных построек. Недаром архитекторы Ратуши сравнивали ее с собором (о некоторых других элементах, заимствованных Арнебергом и Поульсоном из готической эпохи, мы еще поговорим).

Карильон создан фирмой Olsen Nauen klokkestøperi и является крупнейшим в Норвегии (источник фото: ). Услышать короткую мелодию , проигрываемую карильоном, можно каждый час с 7 утра до полуночи. Мелодии - разные, в том числе сочинения Грига и других классических композиторов, а также фольклорная и популярная музыка (полный перечень мелодий этого года с расписанием по часам можно посмотреть на сайте Ратуши). В полночь карильон традиционно проигрывает «Песню сторожа» Грига. По случаю государственных визитов и прочих важных событий исполняются дополнительные мелодии. В июне, июле и августе проводятся концерты карильона (по воскресеньям в 15:00 – 15:45).

Скульптуры на фасадах Ратуши Осло

В декоративном оформлении Ратуши (как внутреннем, так и наружном) основным мотивом стали норвежская история и традиции.

Скульптуры и барельефы на фасадах Ратуши и вокруг нее представляют собой диковатую смесь соцреализма, примитивизма и национального романтизма. Искусство, что называется, на любителя, но в своеобразии ему не откажешь.

Со стороны западного фасада Ратушу украшает пятиметровая конная скульптура Харальда III Сурового - норвежского конунга, последнего полулегендарного героя-викинга. Изваяние выполнила скульптор Анне Гримдален (Anne Grimdalen ) (1899-1961) (источник фото: ). Ей же принадлежит расположенный ниже барельеф «Плотогоны» и фонтан со стилизованными изображениями животных. Все эти работы датируются 1938-1950 годами.

Со стороны южного фасада, выходящего к Осло-фьорду и Ратушной площади, замечаем бронзовую фигуру святого Халльварда работы норвежского скульптора Николая Шьёля (Nicolai Schiøll ) (1901-1984). Небесный покровитель Осло приветствует нас с поднятыми вверх руками.

Святой Халльвард (Хальвард) изображен также на гербе-печати города Осло, которая воспроизводится повсюду, в том числе на канализационных люках . Святого по традиции изображают с тремя стрелами в одной руке и мельничным жерновом в другой. Согласно легенде, Халльвард заступился за некую девушку, но был убит с нею вместе. В него выпустили три стрелы, а на шею привязали мельничный жернов. Вариантов у легенды много: то ли это была рабыня, несправедливо обвиненная в воровстве, то ли девушка, которую разбойники хотели изнасиловать, то ли блудница, которую собирались побить камнями, то ли беременная женщина... На гербе Осло у ног Халльварда раньше было принято изображать воина (разбойника), но позднее на его месте появилась девушка, причем без одежды.

Внизу вдоль южного фасада установлено шесть больших фигур работы датско-норвежского художника и скульптора Пера Палле Сторма (Per Palle Storm ) (1910-1994).

Фигуры, созданные в 1950–60 годах, изображают рабочих, которые строили Ратушу Осло. Это подсобный рабочий, электрик, каменотес, каменщик, плотник и камнелом. В виде плотника, как говорят, изображен любимый ученик Сторма.


Также в наружном декоре Ратуши отметился норвежский скульптор Альфред Селанн (Alfred Seland ) (1903-1960), выполнивший, в частности, на углу восточного фасада гранитный барельеф «Альбертина » по мотивам одноименного скандального романа и картины Кристиана Крога (источник фото: ). Барельеф, изображающий, видимо, проститутку с клиентом и сутенером, напоминает прохожим о том, что некогда в этом богемном районе процветала проституция, алкоголизм и бурные ночные развлечения. После того как трущобную местность расчистили и облагородили, подобные негативные социальные явления остались в прошлом. Две других работы Селанна - скульптуры «Мореплавание» (родители с ребенком и лодкой, которому она переходит по наследству как символ преемственности) наверху с восточной стороны и «Девушка с ключом от города» на западном фасаде Ратуши.

С крайней левой стороны восточного фасада можно заметить гранитную фигуру невеселого рыбака .

Ее создал в 1941–48 годах норвежский скульптор Нильс Флакстад (Nils Flakstad ) (1907-1979).

Внутренний двор и главный вход

Зайдем теперь со стороны полукруглой площади Фритьофа Нансена во внутренний двор Borggården , где, собственно, и находится главный вход в Ратушу .

Этот торцевой фасад Ратуши, обрамленный двумя массивными башнями, создавался по образцу характерных плоских фасадов некоторых английских готических соборов. (Мы уже говорили о том, что архитекторы намеревались создать этакий «народный собор», так что обращение к готике не случайно, тем более что во время разработки проекта здания в Тронхейме как раз проходила реставрация Нидаросского собора). Центральная часть не касается башен непосредственно: между ними можно заметить зазор.

Или вот еще цитата из Средневековья. Уже упоминавшийся скульптор Альфред Селанн создал для Ратуши образы двух мифических животных, нависающих над торцевыми стенами боковых галерей, обрамляющих внутренний двор Ратуши. Эти крылатые демонические изваяния с жуткими оскалами напоминают гротескных гаргулий готических соборов.

Главный вход в Ратушу украшен резьбой по дереву (автор барельефов - Николай Шьёль).

Непосредственно над входом находится барельеф «Встреча суши и моря» работы норвежского скульптора Йозефа Гримеланна (Joseph Grimeland ) (1916-2002). Два центральный персонажа пожимают друг другу руки в знак союза между моряками и земледельцами.

Еще выше по этой же оси стоит скульптура девушки из Осло, «Ослопикен» (Oslopiken ), которая от лица прекрасной половины населения приветствует всех гостей города.

Во внутреннем дворе Ратуши туристов также привлекает фонтан «Лебеди» («Лебединый источник») (1949-1950). Его автор - Дире Ваа (Dyre Vaa ) (1903-1980), известный норвежский скульптор, создавший множество интересных скульптур и памятников. Иногда этот фонтан называют самой красивой скульптурой Осло. Считается, что лебеди воплощают душу города Осло: фонтан предположительно навеян эссе писателя Ханса Кинка (Hans E. Kinck ) (1865-1926) («…лебеди парят над колыбелью города»).

Расположенные с этой же северной стороны служебные входы в «конторские» ратушные башни оформлены треугольными барельефами работы Арне Дурбана (Arne Durban ) (1912-1993) «Восточный ветер» (этот холодный ветер символизирует согнувшаяся женская фигура с двумя замерзающими детьми) и «Западный ветер» (его символизирует женщина, играющая с двумя детьми). Эти барельефы с надписями создавались в том числе и для того, чтобы люди не путали восточную и западную башни (источник фото: ).

Астрономические часы

Одним из главных украшений Ратуши Осло служат гигантские астрономические часы с северной стороны здания. Часы, созданные инженером Улафом Платоу (Olaf Platou ) в сотрудничестве с французской фирмой Ungerer & Cie из , имеют 5 метров в диаметре и расположены справа от центрального входа, на высоте около 28 метров над землей. Медные рельефы в виде знаков зодиака изготовлены в 1952 году по проекту скульптора Нильса Флакстада (Nils Flakstad ) (1907-1979).

Часы показывают обычное время, звездное время, положение Солнца и Луны. Они имеют два циферблата: внешний (с римскими цифрами от I до XII) и внутренний (с арабскими, от 1 до 12 на одной половине и аналогично на второй), а также несколько стрелок. Указатель в виде обычной стрелки показывает текущее время на светлом внешнем циферблате. Второй указатель, со звездочкой, показывает на внутреннем темно-красном циферблате так называемое звездное время. Указатель в виде Солнца (золотого диска с лучиками) показывает движение светила на небе и текущий знак зодиака. Лунный указатель (наполовину черная, наполовину серебристая сфера) показывает фазу Луны (скажем, в полнолуние она серебристая, а в новолуние - абсолютно черная). Указатель в виде дракона показывает затмения (в этом случае он закрывает солнечный и лунный указатели).

Барельефы на тему скандинавского эпоса

По обеим сторонам двора под крытыми галереями тянутся 16 красочных деревянных барельефов по мотивам скандинавской мифологии . Их автор - норвежский художник и скульптор Дагфин Вереншёль (Dagfin Werenskiold ) (1892–1977), известный также бронзовыми дверями главного портала кафедрального собора Осло . Дагфин был сыном выдающегося норвежского пейзажиста и жанриста Эрика Вереншёлля , картины которого можно увидеть в Осло в Национальной галерее . Эрик Вереншёлль также иллюстрировал норвежские сказки и саги, и отсюда, возможно, интерес к фольклору у его талантливого сына.

Деревянный фриз на стенах Ратуши Осло, иногда называемый «Фризом Иггдрасиля » (Yggdrasilfrisen ), - одна из самых знаменитых работ Дагфина Вереншёля, хотя он был многогранным художником и работал в разных жанрах и техниках. Здесь он обратился к традиционной резьбе и росписям из области народного искусства и мотивам из древней скандинавской мифологии, в основном из произведений «Старшая Эдда » и «Младшая Эдда ». Сборник «Старшая Эдда» состоит из песен о богах и героях, которые сохранились в рукописи, датируемой XIII веком, но возникли гораздо раньше и передавались в устном фольклоре. «Младшая Эдда» была написана в прозе средневековым исландским писателем Снорри Стурлусоном примерно в 1220 году.

Поскольку во время Второй мировой войны было трудно найти хорошие материалы, лишь десять из шестнадцати композиций были готовы к торжественному открытию Ратуши в 1950 году. В 2012 году потускневшие и обветшавшие барельефы были отреставрированы.

На этих лубочных, «наивистских» картинках, вырезанных из сосновой древесины, представлены мифы о сотворении мира, жизни богов, мудрости, любви, ненависти, войне, судьбе, мести, гибели старых миров. Здесь можно увидеть образы птиц и животных, мифологических существ, людей и богов на фоне щедро плодоносящей природы. Всё пышет красками и жизнью.

Среди прочих замечаем барельеф «Встреча Фрейра и Герд », на котором изображен Фрейр, бог плодородия и домашних животных. Однажды, взойдя на престол Одина в Вальхалле и созерцая мир, он увидел красивую девушку-великаншу Герд. Влюбленный Фрейр не мог ни есть, ни пить, не спать. С помощью своего слуги Скирнира (изображен на соседнем барельефе) он добился расположения великанши, и они наконец повстречались, а затем и поженились.

Эта их первая встреча в роще и изображена на барельефе.

Далее наблюдаем бога грома и бури Тора на огромной колеснице, которую тащат по небу два козла. Иметь такую повозку было очень удобно: проголодавшись, Тор мог зажарить козлов, после чего достаточно было благословить останки животных молотом Мьёльниром, и они тут же воскресали. Ударяя Мьёлльниром, Тор также вызывал гром и молнию (источник фото: ).

Рядом с Тором представлены Аск и Эмбла - в скандинавской мифологии это первые люди, сотворенные богами из бездыханных древесных прообразов (источник фото: ).

Также показано, как Лебединые девы превращаются из птиц в юных дев, а кузнец Вёлюнд (прообраз знакомого всем Воланда) женится на одной из этих валькирий, скинувших лебединое одеяние (источник фото: ). Во сне его захватывает в плен жадный конунг Нидуд.

В уединенном заточении на острове Севарстёд Вёлюнд вынужден выковывать для короля искусные предметы и украшения. Барельеф изображает Вёлюнда у наковальни, когда к нему пришли посмотреть на его золото сыновья и дочь короля (источник фото: ). В конце концов кузнец убил юношей, а королевскую дочь Бёдвильд изнасиловал. Отомстив, он чудесным образом улетел из плена на волю. В общем, демонический персонаж.

Еще один рельеф изображает жену Одина Фригг - верховную богиню судьбы, покровительницу любви, брака и деторождения. Она взяла клятву с каждого растения и каждого зверя, что никто из них не причинит вреда ее сыну Бальдру. Однако из-за хитрости лукавого полубога Локи, заметившего, что Фригг не взяла клятвы с омелы, Бальдра всё равно убили. Сцена убийства Бальдра от руки его собственного брата, слепого бога Хёда, показана на отдельном барельефе (источник фото: ).

Соседние барельефы посвящены мифу о драконе по имени Нидхёгг , который постоянно грызет корни мирового древа Иггдрасиля , от чего оно гниет и слабеет, но три волшебницы Норны поливают корни водами из источника Урд, укрепляя исполинский ясень и продлевая его жизнь (источник фото: ).


Другой барельеф изображает орла, который хлопает крыльями на вершине Иггдрасиля, вызывая гром. Белка Рататоск, служащая посредником между верхним и нижним миром, снует по Иггдрасилю, передавая вести от орла дракону Нидхёггу. Рядом скульптор показал мирных оленей, которые пасутся на ветвях исполинского древа.

На барельефе «Один на Слейпнире » верховный бог едет на своем восьминогом коне Слейпнире, а вороны Хугин и Мунин показывают ему дорогу в лесу (источник фото: ).

Теперь полюбуемся композицией «Пророчество о Рагнарёке ». Огромный пёс Гарм охраняет вход в царство мертвых, и его вой возвещает начало Рагнарёка - гибели старого мира (источник фото: ).

Крик трех петухов предупреждает о грядущей битве богов: это петух высших богов (асов) - Золотой гребешок, который поднимет мертвых героев в чертогах верховного бога Одина; черно-огненный петух, который запоет о начале Рагнарёка у ворот загробного мира; и красноперый петух, который окликнет великанов ётунов. Поле брани заполнят многочисленные боги, великаны и злые духи. Солнце померкнет, гигантский волк Фенрир убьет Одина, а боги Тор и Фрейр тоже погибнут в битве.

На барельефе «Видар поражает Фенрира » показано, как бог мщения и безмолвия, сын Одина, Видар мстит за всех умерщвленных богов, убивая чудовищного волка Фенрира.

У Видара на ноге чудесный кожаный башмак, который он засовывает зверю в пасть, не давая сомкнуть челюсти, и пронзает его мечом вплоть до сердца.

♦♦♦♦♦♦♦

♦♦♦♦♦♦♦

Как и когда можно посетить Ратушу Осло: адрес, часы работы

Часы работы : В обычное время посетить Ратушу Осло можно ежедневно с 9:00 до 16:00 (а с июля по август, как правило, до 18:00). Вход бесплатный .

Фотографировать в здании Ратуши разрешается.

Однако имейте в виду, что Ратуша является действующим административным зданием, так что в связи с проведением тех или иных официальных мероприятий некоторые залы могут быть в определенные дни закрыты для туристов. Поэтому рекомендуем перед посещением проверить график работы на официальном сайте Ратуши Осло (на этой странице перечислены ближайшие дни, когда Ратуша будет закрыта для посещения).

Напоследок еще раз напоминаем: если вы планируете посетить Ратушу Осло - самостоятельно или с экскурсией, - стоит заранее уточнить график ее работы на официальном сайте .

Гуляя по Ратуше Осло, можно посетить бесплатный туалет .

Городская Ратуша - одно из самых заметных зданий в Осло; административный центр . Это простое здание с четкими геометрическими формами в корне преобразило облик норвежской столицы. Его построили к 900-летию Осло из рукотворных кирпичей. Авторами проекта выступали А. Арнеберг и М. Поульсон. Сегодня это один из наиболее узнаваемых архитектурных памятников в городе. Ратуша Осло включена в по версии нашего сайта.

Именно это здание один раз в год становится местом проведения важной международной церемонии вручения Нобелевской премии. В интерьере Ратуши много уникальных артефактов, рассказывающих об истории города и страны в целом. Первый кирпич в фундамент был заложен самим Хоконом VII в начале 20 века. К 1950 году строительные работы завершились. У главного входа со стороны площади Ф. Нансена можно увидеть мифологические скульптуры и живописный фонтан. Со стороны гавани здание украшено скульптурой Св. Хальварда - неизменного покровителя Осло.

Не зря это здание считается самым смелым проектом норвежской столицы. Многие элементы в нем использовались впервые. Так, например, внутренние помещения Ратуши оформляли лучшие художники страны, а главный зал был расписан лично Х. Сёренсеном. Верхнюю часть здания украшают две увесистые башни высотой более 60 метров. На одной из них установлены огромные часы в стиле Средневековья с 49 колоколами внутри. Ежечасно звучит мелодия, проигрываемая колоколами. В колокольное помещение можно попасть в составе организованной экскурсии за дополнительную плату.

Городская Ратуша открыта для посещений ежедневно с 9 часов утра. Летом проходят регулярные экскурсии на английском языке. С Ратушной площади открывается превосходный вид на залив Осло-Фьорд, по которому курсируют прогулочные суда. Очевидцы отмечают поразительное отличие строгого фасада здания от ярких, нарядно-украшенных внутренних залов. В особенности запоминаются Голубой и Золотой Залы. Именно в них проходит праздничный банкет и бал в честь нобелевских лауреатов. Добраться до места назначения можно на метро (ст. Stortinget), либо на трамваях 10, 12.

Фото достопримечательности: Городская Ратуша

В большинстве крупных городов мира правительственные здания отличаются от прочих. Многие из них гордо располагаются в самом центре и могут похвастаться величественным, монументальным видом. Осло не исключение. Городской совет здесь собирается и проводит заседания в Ратуше.

Это здание выросло на месте бывших деревянных построек — трущоб, расчищенных в начале XX века, и было призвано стать символом независимости Норвегии от шведского королевства. Облик получился мрачноватым: кирпичный материал, сделанный вручную, при помощи которого создана простая кубическая архитектура — сочетание классицизма, функционализма и романтизма в его национальном понимании.

Уникальное смешение стилей возникло не просто так, причина тому — неоднократный перенос строительства из-за двух мировых воин. В итоге здание открылось лишь в середине прошлого века к 900-летию города и сразу же преобразило облик Осло: малоэтажный и даже отчасти провинциальный теперь он приобрел величественность и получил возможность смело соперничать с другими столицами стран Скандинавии.

Однако несмотря на несколько суровый внешний вид, Ратуша является воплощением доступности. В ее башнях по-прежнему работают госслужащие, но попасть сюда может каждый желающий, причем абсолютно бесплатно, за исключением экскурсий. Возможно, кого-то это расстроит, но посещать разрешено только центральную часть здания, где располагаются залы для различных торжественных мероприятий, а также проводятся заседания городских советов. На башни же разрешается смотреть только снаружи. Со стороны гавани эти сооружения похожи на ворота в город. Кстати, их высота разная, и на каждой есть загадочные астрономические часы, стилизованные под Средневековье. Декоративная составляющая Ратуши как внутри, так и снаружи отражает норвежские традиции, историю и рассказывает скандинавскую мифологию. Барельефы и скульптуры предельно просты. На втором этаже в зале для проведения церемоний бракосочетаний можно полюбоваться полотном Э. Мунка «Жизнь».

Перед зданием располагается площадь, с которой открывается один из лучших видов в городе на живописный залив — Осло-фьорд, протяженность которого около 100 км! А еще здесь можно послушать бой 49 колоколов, расположенных на Ратуше. Они слагают мелодии, пусть и несколько фальшивые, и звучат каждый час. Среди репертуара есть фольклорные произведения и сочинения Э. Грига. В летние месяцы проводятся целые концерты.

Интересный факт: с конца прошлого века, с 1990 года, в здании Ратуши ежегодно проводят церемонию вручения Нобелевской премии мира. Всегда 10 декабря — в день смерти Альфреда Нобеля. Первым, кто получил ее в Ратуше, был Михаил Горбачев.

  • Адрес: Rådhusplassen 1, 0037 Oslo, Норвегия
  • Официальный сайт: www.oslo.kommune.no
  • Архитекторы: Арнстейн Арнеберг, Маркус Поульсон
  • Высота: 66 м
  • Количество этажей: 17
  • Время работы: ежедневно 09:00-16:00

В самом центре норвежской столицы расположено монументальное здание необычной формы. Это – Ратуша , предназначенная для политического и административного управления столицей.

История строительства и использования Ратуши Осло

В 1905 году Норвегия расторгла длительный союз со Швецией и наконец-то обрела независимость. Тогда же власти страны решили построить грандиозный , который мог бы стать символом суверенитета. Для этого был расчищен целый район, где прежде располагались старые трущобы и откуда открывался захватывающий вид на залив.

Архитекторами Ратуши Осло являются Арнстейн Арнеберг и Маркус Поульсон, которые стали победителями национального конкурса на лучший проект. Из-за Первой мировой войны и финансово-экономических проблем строительство здания откладывалось много раз. В результате официальное открытие столичной ратуши состоялось лишь в мае 1950 года.


Структура Ратуши Осло

Архитекторы переделывали проект 8 раз, добавляя в него элементы разных художественных и архитектурных направлений той эпохи. Именно поэтому в здании Ратуши Осло читаются характерные черты классического стиля, а также функционализма и национального романтизма. Именно это и делает ее уникальной и не похожей ни на одно другое подобное сооружение. Свидетельством тому является большой поток туристов, число которых достигает 300 тыс. человек в год.

Заседания городского совета и торжественные мероприятия проходят в центральном здании Ратуши Осло. В него также входят две башни, в которых располагаются кабинеты 450 членов городского совета. Кстати, высота восточной башни составляет 66 м, а западной – 63 м.

В главном здании Ратуши Осло размещаются следующие залы:

  • Церемониальный зал, украшенный фресками норвежских художников;
  • Длинная галерея, в которой установлены бюсты обоих архитекторов;
  • комната короля XI века Харальда III Сурового;
  • комната Эдварда Мунка (известного норвежского художника);
  • Галерея торжеств, отделанная мрамором и фресками Акселя Револьда;
  • Банкетный зал, где проводятся официальные приемы и банкеты;
  • Зал заседаний, открытый для посетителей даже во время дебатов;
  • Восточная галерея, покрытая огромными фресками Пера Крога;
  • Западная галерея, расписанная норвежским художником Ааге Сторстейном.

Каждый год 10 декабря в Церемониальном зале Ратуши Осло проводится награждение лауреатов Нобелевской премии. Эта дата является символичной, потому что именно в этот день в 1896 году скончался шведский ученый Альфред Нобель – учредитель этой престижной премии.


Ратушу Осло можно смело назвать символом как самой столицы, так и всего государства. Именно поэтому ее обязательно нужно включить в свой маршрут путешествия по . Только следует помнить, что это всё-таки административное здание, поэтому во время проведения официальных мероприятий она может быть закрыта.

В остальные дни здесь проводятся групповые (15-30 человек) и индивидуальные на немецком и английском языке. Во время посещения Ратуши Осло разрешается проводить видео- и фотосъемку. На ее территории также работает туалет, бесплатный для посетителей.


Как добраться до Ратуши Осло?

Это монументальное сооружение расположено на юго-западе норвежской столицы в 200 м от залива Inner Oslofjord. Из центра до Ратуши можно добраться на метро или автомобиле. Каждые 5 минут с центрального вокзала столицы отправляется поезд, который уже через 6 минут прибывает на станцию Rådhuset.

Здание Ратуши возвышается в конце Осло-фьорда и производит впечатление чего-то такого фундаментального, мощного....

Строилось здание на протяжении 17 лет с 1933 г. Открыта Ратуша была в канун 900-летнего юбилея Осло - в 1950 году.

Одной из особенностей этого здания является тот факт, что ежегодно 10 декабря в присутствии королевской семьи здесь вручают Нобелевскую премию мира.

Со стороны фьорда на стене Ратуши установлена статуя Святого Хальварда. Легенда гласит о нем следующее:

" Хальвард был сыном богатого хёвдинга (так именовались в Скандинавии знатные люди) из Хусабю. Юность он провел в викингских походах, потом вернулся и стал жить дома. Однажды, когда он переплывал на своей лодке Драмменфьорд, его окликнула с берега женщина, которая стала умолять его взять ее с собой. Она объяснила, что ее несправедливо обвинили в воровстве и хотят убить. Хальвард пристал к берегу и посадил несчастную в свою лодку. Но едва они отплыли, появились преследователи. Они потребовали, чтобы Хальвард высадил женщину, но тот отказался это сделать, поскольку верил, что она невиновна. Тогда преследователи застрелили из луков и женщину, и Хальварда. Они привязали к телу Хальварда камень и бросили его в море, но тело не утонуло. Хальварда стали почитать как мученика, поскольку он погиб, защищая невиновного человека."

Его похоронили в каменной церкви в Осло, и с этого времени он считается покровителем города...

С этой же стороны Ратуши находятся бронзовые фигурки, символизирующие профессии тех, кто строил это здание...

Говорят, что на постройку здания ушло свыше 8 млн кирпичей, сделанных вручную и отличающихся друг от друга по фактуре. Отсюда и такой результат....

Вход в здание Ратуши находится со стороны площади Фритьофа Нансена

В верхней части здания можно разглядеть фигурку девушки-гимнастки "Ослопикен" - памятник всем женщинам Осло....

и эти замечательные астрономические часы....

Перед входом в Ратушу расположен фонтан работы Дир Ваа - "Пара лебедей"...

По периметру внутреннего дворика, за колоннами, в стенах установлены деревянные панно по мотивам скандинавской мифологии, вырезанные Дагфином Вереншёллом и реставрируемые в настоящее время неизвестной художницей...

Боковые стены здания тоже не остались без украшений....

Здесь же имеется служебная парковка. Мелкие чиновники пользуются велосипедами...

Ну а более ответственные работники - мотоциклами....

В случае, если кто-то из них задержался на работе - этот "товарищ" с большим удовольствием выпишет владельцу транспортного средства огромный штраф за просроченную парковку...

После такого всестороннего обследования здания снаружи можно заглянуть и во внутрь...

Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь во внутрь Ратуши - отсутствие видимых охранников и всяких металлоискателей.

В оформлении интерьера Ратуши были привлечены лучшие норвежские художники.

В том числе и Хенрик Сёренсен, одна из работ которого "Народ Труда и Отдыха" занимает целую стену....

Фрески по другим стенам не менее впечатляют...

Бюст Магнуса Поульсона - одного из архитекторов Ратуши....

Тут же, на первом этаже затерялись этот колокол...

и эта деревянная дощечка с гербами...

А это - своеобразная карта города....

Можно подняться на второй этаж, где находятся залы поменьше, но по своей красоте - нисколько не уступающие предыдущим...

Некоторые стены здесь тоже запоминаемые...

В банкетном зале можно познакомиться с членами королевской семьи...

В другом зале - посмотреть на этот рисунок...

Вроде бы мы все обошли... Пора и честь знать, и про автобус, который нас заждался - тоже забывать не следует....

Похоже это не наш автобус, а мы так спешили...