Чернигов. Елецкий Успенский монастырь. Елецкий свято-успенский монастырь Черниговский успенский елецкий монастырь

Еле́цкий Успе́нский монасты́рь (укр. Єлецький Успенський монастир ) - православный мужской монастырь Черниговской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в городе Чернигове.

Один из первых и наиболее богатых монастырей Киевской Руси. Возведение соборного Успенского храма связано с именем родоначальника династии Ольговичей, черниговского князя Олега Святославича (ум. 1115). Этот памятник почти целиком дошёл до нашего времени, хотя и с позднейшими наслоениями в стиле украинского барокко.

Местоположение и архитектура

Елецкий Успенский монастырь расположен на правом, высоком берегу реки Десна, между территорией бывшего черниговского детинца и находившимся поблизости Троице-Ильинским монастырём. Елецкий монастырь входит в число историко-архитектурных достопримечательностей Чернигова. К архитектурному ансамблю монастыря относятся:

  • Успенский собор строился на рубеже XI и XII веков (точная дата неизвестна) по образцу одноимённого храма Печерского монастыря в Киеве. Это один из первых на Руси храмов, при строительстве которых применялась равнослойная кладка. Чтобы компенсировать потерю декоративности фасадов, зодчие провели их затирку с последующей разбивкой поверхности на манер белокаменных квадров. Отличие от киевского храма в том, что с трёх сторон имелись небольшие притворы, а в юго-западном углу была устроена часовенка с апсидкой - наподобие тех, что известны по памятникам Старой Рязани. Фресковая живопись XII века отличается высокой художественностью, но сохранилась очень фрагментарно. В XVII веке собор был обновлён в стиле барокко, купола переложены.
  • Придельная церковь св. апостола Иакова - усыпальница Якова Кондратьевича Лизогуба, 1689 года постройки (освящена 14 сентября 1701 г.). Находится с южной стороны собора
  • Надвратная колокольня высотой в 36 метров (1670-75 годов). Возведена на месте более ранней, деревянной колокольни
  • Трапезная и Петропавловская церковь XVIII века, построенная над Елецкими пещерами (1069 года) и кельи того же периода (наиболее раннее кирпичное жилое строение на Левобережной Украине)
  • Каменные защитные стены
  • Руины дома игумена XVIII века
  • Деревянный дом святителя Феодосия Черниговского (1688) - старейшая деревянная постройка Левобережной Украины.

Гора, на которой стоит Елецкий Успенский монастырь, изрыта и пронизана множеством подземных ходов, пещерами и катакомбами. Так, подземная галерея длиной в 70 метров соединяет Успенский собор и Петропавловскую церковь. На территории монастыря похоронены выдающиеся деятели российской и украинской истории и культуры - А.С.Милорадович, Леонтий Полуботок, Яков Лизогуб. Рядом с монастырским комплексом находится археологический памятник середины X века, курган Чёрная могила.

История

Согласно изложенному в летописях преданию, Елецкий Успенский монастырь был основан на месте чудесно найденной на одной из елей 3 февраля (или 3 ноября) 1060 иконы Пресвятой Богородицы. От этих елей получили название и икона и обитель. Основателем монастыря считается киевский князь Святослав Ярославич. В 1069 в этом монастыре жил «отец русского монашества» преподобный Антоний Печерский. В середине XII столетия на том месте, где нашли святую икону, строится 25-метровый Успенский собор.

В 1239, в ходе монголо-татарского нашествия монастырь был разграблен и разорён. С 1445 года Черниговом владел князь Иван Можайский, который начал восстановление черниговских святынь. Тогда же был отремонтирован и Елецкий монастырь В начале XVI века, по итогам русско-литовской войны, Чернигов входит в состав Московского княжества. После того, как в 1618 Чернигов оказывается «под Польшей», монастырь вновь разоряется, монахи бегут, а Успенский собор разрушается. После 1623 польские власти передают монастырь униатам, которые его ремонтируют и восстанавливают. Униатский игумен Елецкого монастыря Кирилл Транквиллион-Ставровецкий печатает в 1646 первую в Чернигове книгу - своё сочинение Перло многоценное .

В 1649 поляки были из Чернигова окончательно изгнаны, и монастырь вновь становится православным. Среди его игуменов были такие церковные и культурные деятели, как Димитрий Ростовский, Лазарь Баранович, Феодосий Черниговский, Иоанникий Галятовский, и другие. Последний реконструировал Успенский собор, построил трапезную Петропавловскую церковь, устроил в монастыре библиотеку и заказал пышный иконостас (погиб от зажигательной бомбы в 1941 году). В первой половине XVII столетия иноком монастыря Сергием составлено «Слово о некоем старце», рассказывающее о паломничестве в Святую землю.

Монастырь был богатым собственником. До 1786, когда по указу Екатерины II, была проведена секуляризация, Елецкому монастырю принадлежали почти 2,5 тысячи крепостных душ, 8 трактиров, винокурня, 9 мельниц, 7 пекарен и т.д.

В 1921 монастырь был закрыт. Вновь передан церкви в 1992. Сейчас на его территории существует женский монастырь.

21.06.2013 2007

Деревянная Успенская церковь была построена вместе с Елецкой крепостью в 1592 г., и её причт упомянут в Отводной книге земель елецким служилым людям 1593-1594 гг. в связи с выделением священнослужителям этого храма «земли Дикого поля». Причт «церкви Успения Пречистыя Богородицы, что на посаде», и количество полученного им хлеба значатся в грамоте от 26 декабря 1592 г.: «на Елец, городскому голове И.Н. Мясному» о раздаче хлебного жалования: попу «большому — пять чети ржи, овса тож, другому попу, что в пределе, — 4 чети ржи, овса тож. Дьячку, пономарю да проскурнице по 3 чети ржи, овса тож….». Из текста становится ясно, что в Успенском храме изначально было два престола, что подтверждается и грамотой царя Фёдора Иоанновича елецкому воеводе князю А.Д. Звенигородскому и строителю Елецкой крепости И.Н. Мясному от 15 ноября 1592 г.: «…Послали есми (с сотником) стрелецким с Осипом с Ковериным (в при)дел великомученицы Ирины Двери ца(рские), да Деисус, да к Успенью Пречистой и к великой мученицы Ирине колокола … а книги бы есте в придел к великомученицы Ирине священнику вели имать…». Следовательно, придел в Успенском храме был посвящен «великомученице Ирине» и, вероятно, в честь Ирины Годуновой — царицы, сестры всесильного в то время Бориса Годунова.

Причт храма получал ружное жалование деньгами, о чём упомянуто в грамоте 12 февраля 1593 г.: «Успенья Пречистые Богородицы одному попу рубль, а другому попу Семёну рубль дан в Москве, успенскому дьячку, да пономарю, да проскурнице по полтине». Священник Семён, по всей вероятности, был в Москве с целью получения церковной утвари для Успенского храма и придельного алтаря св. Ирины.

Упоминание храма и краткое описание Успенского прихода встречаются во всех известных документах XVII столетия. В 1646 г.: «Да на Елце городе на посаде розных церквей бобыли. Церкви Успения Пресвятые Богородицы, что в городе в Пушкарской слободе за попом за Ортемьем Васильевым двор бобыля Азарки Кумантьева…». В 1676 г. «Успения Пресвятыя Богородицы… у тое церкви двор попа Митрофана, двор Пономарёв. Церковные земли 10 четвертей, сенного покосу на 10 копен. Рыбных ловлей нет. В приходе 14 дворов пушкарских, 14 дворов посадских. Всего 37 дворов». В 1678 г.: «А по переписи и по досмотру в городе на Ельце. Церковь Успения Пресвятые Богородицы. У той церкви дворы попа Митрофана, пономаря Лунки Иванова, да на церковной земле один двор. Крестьян и бобылей нету…».

Фрагмент плана города Ельца ок. 1809 г. 1 — Вознесенская соборная церковь, 2 — Успенская церковь,3 — Воскресенская церковь, 4 — Преображенская церковь, 5 — Введенская церковь

Писцовая книга стольника Тихона Камынина за 1691-1693 гг. содержит более обширные сведения: «Внутри города … церковь Успения Пресвятой Богородицы и колокольня деревянная. Царские врата, ризы, иконы … строение мирское. А по скаске той церкви … Прежде та церковь бывала первая соборная. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезой и с папертью восемь сажен бес трети, поперег четыре сажени. И круг той церкви огорожено вновь кладбище. По наезду в переднем конце по восточной стороне шестнадцать сажен с полусаженью, и по той стороне построено на церковной земле на кладбище пять лавок посацких людей. А в заднем конце по заподной стороне шестнадцать сажен длина того кладбища, по южной стороне одиннадцать сажен, по северной стороне осмнадцать сажен. А под лавками земли мерою поперег 3 сажени бес трети, а от церкви мерою от олтаря на восток к лавочным онбарам четыре сажени с полусаженью. От паперти на юг восмь сажен, на север три, на запад две с половиною. А у той церкви на церковной земли поп, дьякон и понамарь». Любопытно, что в последнем документе Успенская церковь названа как «первая соборная». Вряд ли храм был построен во время основания Елецкой крепости в 1591 г., ранее Воскресенского, который принято считать первым собором города. Скорее всего, Успенская церковь неко­торое время выполняла функцию елецкого собора в середине XVII столетия, что было связано с уничтожением Воскресенского храма одним из частых в то время пожаров. В пользу этого говорят отсутствие соборного храма Воскресения Христова в списке елецких церквей переписной книги 1646 г. , и указание на дату постройки Воскресенской соборной церкви в 1691 г.: «Строено по указу великих государей о прошлых недавних годех…».

Ещё одним интересным фактом служит отсутствие во всех приведённых документах XVII в. об Успенской церкви упоминания её придельного престола в честь св. Ирины и второго священника в штате храма. Видимо, после кончины Бориса Годунова и воцарения династии Романовых этот придел, посвященный небесной покровительнице сестры, царицы Ирины «царя Бориса», был ликвидирован.

Неизвестно, был ли заменён первый деревянный храм в XVII — первой половине XVIII в. новым, или он просуществовал почти полторы сотни лет, но в 1743 г. прихожане Успенской церкви приступили к строительству нового каменного храма на прежнем месте, которое находилось в непосредственной близости от нынешнего Вознесенского собора, на месте перекрестка ул. Коммунаров и Маяковского. Окончена церковь постройкой в 1753 г. и 25 января т. г. освящена в прежнее храмонаименование. По некоторым сведениям, чин освящения главного престола Успенского храма совершил в 1757 г. епископ Воронежский и Елецкий Феофилакт (Губанов). В 1793 г. в трапезной Успенской церкви был устроен придельный алтарь во имя Богоявления Господня.

Каменная Успенская церковь стояла в 40 саж. восточнее Воскресенской церкви («старого собора») и почти до начала строительства Вознесенского собора находилась на его месте — в 3 саж. от колокольни нового собора. Узнав о намерениях прихожан соборного храма, поддержанных ельчанами, воздвигнуть на Красной площади «обширный по размерам и красивый по архитектуре новый соборный храм», прихожане Успенской церкви задумались о постройке нового храма в другом месте. А в 1815 г., когда была выдана шнуровая книга для сбора доброхотных пожертвований на новый елецкий собор, состоялась закладка новой Успенской церкви «за Хлебной площадью» на углу Воронежской и Успенской улиц (ныне Маркса и Советской).

Успенская церковь. Фото начала XX в.

Древний Успенский храм был постепенно разобран на материал для строительства нового. Колокольня сломана и материал для бута новой церкви перевезён осенью 1815 г., сама же церковь разобрана в октябре 1821 — январе 1822 г., а трапезная часть её — в 1823-1824 гг.

Строительство нового каменного двухэтажного храма велось в 1815-1829 гг. старанием священника Георгия Ключарёва и купца Григория Назарова. В 1823 г. закончен первый этаж и освящены престолы: центральный — Богоявления Господня и придельные — св. Георгия Победоносца (правый), св. Григория Богослова и св. мученицы Дарии (левый). Из-за недостатка средств верхний этаж величественного храма с престолами Успения Пресвятой Богородицы (главный), Входа Господня в Иерусалим (правый) и Воздвижения Животворящего Креста Господня (левый) был отстроен и освящён только в 1829 г.»

Колокольня была начата постройкой в 1833 г. и закончена в 1841 г.

Успенская церковь — один из выдающихся памятников храмового зодчества, построенных в период высокого классицизма. Являясь, по упоминаниям историков Ельца, памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 г., активное участие в которой принимали и жители Ельца, храм своими размерами и ампирными формами выражает величие этой победы. Автор проекта на постройку Успенской церкви в настоящее время пока не установлен, но это, без сомнения, выдающийся столичный архитектор-классицист круга Шарлеманя, Руско и др. Пятиглавие храма является своего рода возвращением к древнерусским традициям, получившим развитие лишь спустя 20 лет в тоновских постройках. Основная восьмигранная храмовая глава продолжает ещё традиции XVIII столетия, происходящие конструктивно из восьмериковых каменных храмов, строившихся до этого в Ельце на протяжении полутора столетий. Однако маленькие световые главки, прорезанные по сторонам света круглыми оконцами, имеют совершенно другую форму — цилиндрическую. 79-метровая колокольня, выстроенная в лучших традициях русского позднего классицизма, и до настоящего времени является непревзойдённым по высоте архитектурным сооружением Ельца. Во второй половине ХIХ в. во время одного из ремонтов Успенская церковь претерпела незначительные изменения: с юга и севера к трапезной были пристроены небольшие притворы, прямые перемычки окон первого яруса получили полуциркульное завершение, но в целом это не повлияло на облик здания.

Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов). Литография середины XIX в.

Из древней церкви в новый храм были перенесены иконостасы для алтарей верхнего этажа и большинство древних икон. В 1861, 1867, 1872 и 1881 гг. соответственно Успенский, Богоявленский, Воздвиженский и Георгиевский иконостасы были заменены новыми на средства прихожан и старанием ктиторов Назаровых. Староста храма купец второй гильдии Никанор Назаров в 1875 г. был «Высочайше» награждён золотой медалью на Станиславской ленте за заслуги по духовному ведомству.

Иконостас алтаря Успения Божией Матери имел высоту 16 арш. и ширину 14 3/4 арш. Иконостасы приделов Входа Господня в Иерусалим и Воздвижения Креста Господня — высоту 7,5 арш. и ширину 9 3/4 арш. каждый. По страховой оценке 1910 г. иконостасы летнего храма стоили 10 тыс. руб. В нижнем храме Богоявленский иконостас имел высоту 7 арш. и ширину 13 арш. Во имя св. Георгия Победоносца и Григория Богослова — высоту 7 арш. и ширину — 9 арш. каждый. Иконостасы нижнего храма оценены были в 9 тыс. руб.

Стены в нижнем тёплом храме расписаны были клеевыми красками, в верхнем холодном — масляными. Наружные рамы тёплой церкви были витражными. Нижний храм отапливался «камерной печью», расположенной под храмовой частью. От неё под полом шли каменные сводчатые каналы, по которым поступал теплый воздух.

Вид на Успенскую церковь с Успенской улицы. Фото начала XX в.

К достопримечательностям Успенской церкви относились местночтимые древние иконы Богоявления Господня, Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца «русского письма», перенесённые из древнего храма. По преданию старожилов, две первые иконы были издревле местными иконами старого Успенского храма. В сохранявшейся церковной описи 1791 г. они были означены в иконостасе. Икона св, Николая Чудотворца находилась в Богоявленском приделе, по описи 1791 г. вне иконостаса. Когда и как они появились в храме — неизвестно. Икона Успения имела надпись на окладе: «Риза сия сооружена в 1740 году, сентября 5 дня, при священнике Михаиле Иванове, весу в ней 2 фунта 41 золотник». В новом храме все эти иконы помещались в позолоченных столярной работы рамах вне иконостасов. Оклад на иконе Успения был обновлен в 1822 г.: «Риза сия усердием прихожан обновлена при протоиерее Георгии Ключареве в 1822 году в феврале, весу в ней 8 фунтов 24 золотника». Серебряный оклад на иконе Богоявления возобновлён в 1800-х гг., что было видно из описи 1808 г. На иконе святителя Николая ранее был медный оклад, сделанный неизвестно когда и замененный новым медным позолоченным в декабре 1822 г.

Успенская церковь. Фото 1960-х гг.

Штат священно- и церковнослужителей Успенского храма составляли один священник и один диакон, состоявший в конце XIX — начале XX вв. на псаломщической вакансии. Из духовенства его наиболее известен настоятель Древне-Успенского храма, служивший в конце XVIII — начале XIX вв., — Алексий Борисович Борисов, отец знаменитого церковного деятеля, богослова и проповедника архиепископа Херсонского Иннокентия (в миру Иоанна Алексеевича). Именно в Успенской церкви был крещён будущий Святитель, и там он мальчиком помогал во время службы о. Алексию, который скончался в 1811 г., оставив «о себе в народе добрую память». Могила его и матери архиепископа Иннокентия — Акилины Гавриловны — сохраняется ельчанами до сегодняшнего дня слева от главной аллеи, ведущей к Казанскому храму на старом городском кладбище. На скромном чугунном памятнике, установленном на средства, присланные Владыкой Иннокентием, ныне находится доска с надписью: «Здесь покоятся священник о. Алексий и Акилина Борисовы. Родители св. Иннокентия, архиепископа Херсонского».

В 1876 г. в Успенском храме совершал литургию уроженец с. Стрелец Елецкого уезда, настоятель посольской церкви св. Александра Невского в Париже, а впоследствии — председатель духовно-учебного комитета Св. Синода протоиерей Иосиф Васильевич Васильев.

В начале XX столетия в приходе Успенского храма числился 1231 житель города и Пушкарской слободы. Церкви принадлежало 31,5 дес. земли.

К Успенской церкви было приписано 3 часовни. Одна, кирпичная, стояла возле храма с его юго-восточной стороны и была построена одновременно с ним. Вторая — с литыми чугунными стенами, на высоком каменном фундаменте — находилась на Архангельской площади в Рыбном ряду. Третья — в Мясных рядах на Успенской улице. По рассказам старожилов, построены обе часовни были торговцами при основании торговых площадей в 1796 г.

Успенская церковь. Фото 2006 г.

Две последние часовни, как и внутреннее убранство Успенского храма, не пережили катаклизмов XX столетия. Уже 14 марта 1922 г. в ещё не открывшийся елецкий музей из Успенской церкви было передано «три шестикрылых ангела, два ангела двукрылых … скульптура не выясненной святой … изображение Иоанна Богослова и Матери Божией … скульптура, изображающая одного из евангелистов…». 4 декабря 1922 г. дополнительно было передано в музей резное изображение Христа, сидящего в темнице, датированное XVIII в. В том же году в рамках кампании по изъятию церковных ценностей из Успенского храма была взята серебряная утварь общим весом 1 пуд б фунт. 79 золот.

Закрытие храма произошло в начале 1930-х гг., после чего он был переведён в разряд складских помещений и использовался в этом качестве, по крайней мере, до 1962 г. По рассказам старожилов во время войны в трапезную храма попала бомба, в результате был разрушен свод.

Возвращение Успенского храма Русской Православной Церкви было оформлено постановлением главы администрации г. Ельца «О застройке города», № 409 от 09.09.1993 г., и распоряжением Государственного комитета РФ по управлению госимуществом «О передаче памятников истории и культуры Воронежской епархии», № 114/580-р от 09.07. 1997 г.

Успенская церковь. Фото 2006 г.

К празднику Успения Божией Матери в 1995 г. силами общины Вознесенского собора и ельчан был частично восстановлен Богоявленский престол нижнего храма, в котором с благословения епархиального начальства в тёплое время года иногда совершаются богослужения. Ежегодно вечером 27 августа на праздник Успения Пресвятой Богородицы из Вознесенского собора в Успенский храм устраивается крестный ход с плащаницею. Торжественное шествие со свечами в руках и с иконами всегда привлекает большое количество ельчан.

В настоящее время в рамках федеральной целевой программы «Культура России» на памятнике истории культуры федерального значения, каковой является Успенская церковь города Ельца, ведутся реставрационные работы. Хочется верить, что двухсотлетие своей закладки один из самых замечательных храмов древнего города встретит в своём прежнем величии и благолепии.

Священно- и церковнослужители храма Успения Пресвятой Богородицы:

Священники:

Симеон — уп. 1591-1593
Васильев Артемий — уп. 1646
Митрофан — уп. 1676-1678
Иванов Михаил — уп. 1740
Степанов Козьма — 1781
Баженов Иоаким — 1782
Баженов Василий Акимович — 1783-1788
Устинов Иаков — 1792
Родионов Григорий — 1794
Борисов Алексей Борисович – 1797-1811
Ключарев Георгий — 1811-1829
Борисов Константин — 1818-1819
Ефремов Лука Васильевич — 1830-1832
Аотарингский Иоанн Сидорович — 1833-1841
Горохов Георгий Данилович — 1842
Вознесенский Симеон Борисович — 1853-1854
Лисицын Николай — 1854-1860
Васильев Пётр – 1861-1864
Колпенский Георгий — 1865-1867
Колпенский Василий Васильевич — 1867-1912
Говоров Пётр — 1912-1918

Диаконы:

Петров Андрей — 1784-1796
Абрамов Иоанн — 1794
Андреев Пётр — 1807-1854
Цветов Иоанн — 1854-1860
Андреевский Павел — 1861-1882
Говоров Каллистрат Ефимович — 1861-1869
Третьяков Поликарп Фёдорович — 1871-1872
Грядихин Иоанн — 1882-1917

Дьячки:

Фёдоров Яков — 1810-1811
Автономов Пётр Михайлович — 1815-1829
Раевский Пётр — 1836
Воскресенский Дмитрий — 1837-1870
Говоров Каллистрат Ефимович — 1854
Пятин Иван — 1854-1860

Пономари:

Герасимов Иван — 1782-1792
Афанасьев Кирилл — 1786-1819
Глаголев Кирилл – 1794
Воскресенский Михаил — 1823-1842
Третьяков Егор — 1854-1860
Воскресенский Павел — 1873-1874

Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец. — Липецк: ЛОКО, 2006. — 512 с.

Примечания:

1. РГАДА. Ф. 129. Д. 26. Л. 24.
2. Российская крепость на южных рубежах. Документы о строительстве Ельца, заселении города и окрестностей в 1592-1594 гг. — Елец, 2001. С. 127.
3. Российская крепость на южных рубежах. Документы о строительстве Ельца, заселении города и окрестностей в 1592-1594 гг. Елец, 2001. С. 152-153.
4. Российская крепость на южных рубежах. Документы о строительстве Ельца, заселении города и окрестностей в 1592-1594 гг. Елец, 2001. С. 92.
5. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 135. Л. 45.
6. Воронежская старина. Вып. 1. — Воронеж, 1902. С. 127-129.
7. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 8830. Л. 19.
8. РГАДА. Ф. 1209. Oп 1. Кн. 137. Л. 3, 4.
9. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 135.
10. РГАДА. Ф. 1209. Oп. 1. Кн. 137. Л. 2.
11. Уклеин И.Н. Краткое историческое сведение о городе Ельце, составленное елецким купцом Иваном И. Уклеиным 1846-го и 1847-го годов -в кн.: Елецкая быль. Вып. 1. — Липецк, 1994. С. 36; Ридингер Н.А. Материалы для истории и статистики г. Ельца. — Елец, 1993. С. 99.
12. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. Т. 1. — Орёл, 1905. С. 262; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1911. С. 171.
13. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 20 об.-21; Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1911. С.171-172.
14. ГАЛО. Ф. 167. Oп. 1. Д. 25. Л. 20 об.-21.
15. ОЕВ. 1875. № 8. С. 476.
16. РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1267. Л. 53-55.
17. РО ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 4331. Л. 10-10 об.
18. Воскресенский А. Город Елец в его настоящем и прошлом (Опыт исторического очерка). — Елец, 1999. С. 167-168.
19. Справочная книжка по Орловской епархии на 1903 год. — Орёл, 1903. С. 50.
20. ГАЛО. Ф. Р687. Oп. 1. Д. 112. Л. 40, 125.
21. ГАЛО. Ф. 143. Oп. 1. Д. 376. Л. 329.
22. ГАЛО Ф. Р-2184. Oп. 1. Д. 11. Л. 15.

Статья подготовлена по материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец», изданной в 2006 году Липецким областным краеведческим обществом и коллективом авторов: Клоковым А.Ю., Найдёновым А.А. и Новосельцевым А.В. В статье воспроизведены все изображения, использованные авторами в их работе.

Елецкий Свято-Успенский монастырь

Один из древнейших монастырей Чернигово-Сиверщины был основан на Елецкой горе на правом берегу р.Десна, чуть дальше на запад от древнерусского детинца Чернигова. Есть предположение археологов, на Елецкой горе в X - начале XI в. был княжеский двор. Этому предположению противоречит легенда об основании монастыря, зафиксирована Елецким архимандритом в XVII в.: «На том городе монастыря от людей идущих образ Пресвятой Богородицы лучами светлыми, как огнем окружен, есть видений и найден на дереве Елов». Чудотворная икона посреди елового леса была найдена 3 февраля 1060 Тогда же князь черниговский Святослав Ярославич, сын великого князя киевского Ярослава Мудрого, основал на месте явления иконы монастырь Успения Богородицы, который в народе прозвали Елецким. С этими событиями связана чудотворная икона Елецкой Богородицы. До наших времен дошла и хранится в Черниговском историческом музее одна из копий иконы, сделанная в XVII в. Древняя копия, вряд ли является оригиналом, и в 1860 г. она была передана в харьковский Успенский собор.
Архитектурный ансамбль монастыря сложился постепенно в течение XI-XVIII вв. Главной его градостроительной доминантой является каменный Успенский собор. Высотным акцентом является 36-метровая надвратная колокольня 1675 года постройки. Значительный масштаб головных сооружений подчеркивают низкие одноэтажные корпуса келий (северные - конца XVI-XVII вв., Юго-западные - конца XVII в., Восточные - второй половины XVII в.), Петро-Павловская церковь с трапезной XVII в., остатки дома настоятеля XVIII в. Территорию окружает стена XVII в. с западными воротами. Между собором и колокольней сохранился деревянный жилой дом 1688 г., в котором жил архимандрит монастыря св. Феодосий Углицкий.

Наиболее вероятное время построения каменного Успенского собора Елецкого монастыря - вторая половина XII в. Это был храм княжеско-монастырского жанра – крестовино-купольний, трехнефный, трехапсидный, шестистолпный, с низким нартексом и хорами над ним. Необычной в архитектурной композиции собора является наличие небольшой крещальни с полукруглой апсидой в юго-западном углу нартекса.

Собор хорошо сохранил первоначальные формы - перспективные порталы, очертания окон, романскую аркатуру, монументальные полуколонны на фасадах. При реставрации собора в 1668-1670 гг. были восстановлены три первоначальные бани и поставлена новая над средней апсидой; бани были увенчаны высокими многоярусными верхами. В 1698 с юга к собору был пристроен теплый храм апостола Иакова. Эта маленькая двухэтажная пристройка, возведенная на средства черниговского полковника Якова Лизогуба, героя Азовского похода, своей приземистостью подчеркнула монументальность собора. Сам Я.Лизогуб похоронен в теплом храме, о чем свидетельствует тогдашняя мемориальная таблица на фасаде, с коротким стихотворным панегириком в честь «сего града градителя, Азова и многих городов крепкого побидителя».

В древнерусские времена в соборе была фресковая роспись, но она почти вся уничтожена временем. Исследованиями профессора А.Прахова 1892 и 1920-х гг. открыто лишь несколько сохранившихся фрагментов композиций «Страшный суд», «Три отрока в печи огненной», «Крещение», фигуры неизвестных святых. Энергично написанные фигуры персонажей «Страшного суда» не имеют аналогий в монументальной живописи того времени. Кроме фресок, в древние времена собор в интерьере украшали пол, выложенный из многоцветных керамических плиток, и цветные витражи на окнах.

Внутренний вид собора изменился в 1668-1670 гг., Когда при архимандрите Иоаннике Галятовскои на средства черниговского полковника В.Дунина-Борковского был сделан новый липовый позолоченный пяти-ярусный иконостас в стилевых формах украинского возрождения. Он занимал всю ширину трех нав собора и достигал подпружных арок центрального подбанника. Иконы были синхронными относительно иконостаса и отличались высокими художественными качествами, особенно «Три святителя», «Собор Архангелов» наместного ряда и «Деисус» над царскими вратами. «Елецкая Богородица» была одной из этих икон. Они были написаны на резном позолоченном фоне в стилистике, близкой к украинским барокко. Этот иконостас считался одним из лучших памятников живописи и пластики XVII в. Был порубленный и сожжен в 1920-х гг.
Собор имел три престола: главный - Успения Богородицы, с юга - в честь собора Архангела Михаила, на хорах - Св.Георгия. До 1834 г. существовал еще и придел Рождества Иоанна Предтечи. Успенский собор является самым совершенным в художественном и техническом отношении сооружением Черниговской архитектурной школы XII в., Что оказало влияние на развитие церковной архитектуры Украины, России и Белоруссии протяжении XII-XVII вв.
Елецкий монастырь благодаря чудотворной иконе в XVII в. имел широкую славу и большой авторитет, пользовался благосклонностью властей. В 1676 в честь восстановления собора московские цари прислали потир, кадило, дискос со звездой. Гетман Демьян Многогрешный издал несколько универсалов в пользу Елецкой братии, а Иван Мазепа универсалом от 21 декабря 1687 предоставил монастырю новые владения.

Со времени изгнания униатов в начале Хмельнитчины и до 1669 г. монастырем непосредственно руководил знаменитый Лазарь Баранович, бывший профессор и ректор Киево-Могилянской коллегии. Собрав вокруг себя выдающиеся научные и культурные силы того времени, он сумел превратить Чернигов вообще и Елецкий монастырь частности в настоящую мастерскую, которая подготовила множество церковных деятелей, писателей, полемистов, богословов, философов и даже будущих святых не только для Украины, но и для России. 1669 Лазарь Баранович рукоположил в Елецкого архимандрита бывшего игумена Киевского Братского монастыря и ректора коллегии Иоанникия Галя-товського, уже тогда известного писателя, проповедника, полемиста. Он прославился как автор проповедей, собранных в сборнике «Ключ разуминия...», сборника рассказов «Небо новое», написанных украинским книжным языком, многочисленных богословско-полемических произведений польском и немецком языках. В Елецком монастыре он написал произведения «Старая восточная церковь новой римской», «Алфавит еретиков», «Ответ римлянам на фундаменты унии», «Премудрость Божия» (против ариан), «Души людей умерли». Все эти произведения были изданы Новгород-Сиверской и Черниговской типографиями. Умер И.Галятовський 12 января 1688 и похоронен в Успенском соборе. Его преемником в сане Елецкого архимандрита стал Феодосий Углицкий, будущий святой Православной Церкви. До сих пор на территории монастыря сохранился его деревянный домик с соответствующим резным надписью сволоци. Это старейшая деревянная жилое здание на всей Левобережной Украине. 1696 Феодосий уже в сане архиепископа черниговского рукоположил нового Елецкого архимандрита Иоанна Максимовича, который приложил много труда к созданию Черниговской коллегии. А в 1697 - 1699 гг. архимандритом Елецким был Дмитрий Саввич Тупталенко - будущий Святой Димитрий Ростовский. Все эти иерархи были известными книжниками, и благодаря их стараниям монастырская библиотека стала одной из богатейших в Украине.

В 1670-1675 гг. построена каменная двухъярусная монастырская надвратная колокольня - оборонного типа «восьмерик на восьмерику», с изысканным барочным двухъярусным верхом. Она стоит над воротами в северо-пряславской монастырской стены. Первоначально акцент ставился на главный вход в монастырь. Стены первого яруса колокольни прорезаны бойницами, на втором - большие арочные проемы звона. Нижний ярус делится на три этажа: в первом - ворота с кордегардиями и лестницей на верхние этажи, во втором и третьем хранился архив. Межэтажные своды каменные из кирпича. Верхний ярус звона построен позже нижнего, который в свою очередь, возведенный над остатками древней постройки. В 1815 г. колокольню повредила буря. Во время ремонта вместо деревянных конструкций купола установили металлические круги. В 1876 - 1878 гг. сооружение капитально отремонтировано. Это - самая ранняя высотная каменная колокольня в архитектуре Левобережной Украины.

Каменная стена , периметром более 1 км. и высотой 4,5 м, построена синхронно с колокольней. В нем есть двое ворот - с западной стороны и с северной (в колокольне). В 1885 году часть стены обвалилась, ее восстановили несколько ниже основной. Снаружи стены имеют профилированный цоколь; плоскости расчленены пилястрами, увенчана сложно профилированным карнизом. С внутренней стороны стены облегчены арочными нишами. Перед колокольней стена образует небольшой трапециевидный курдонер. Фасадные стены здесь декорированы более парадно, чем другие участки. Здесь есть полуциркульные ниши с треугольными сандриками над ними, с тонко профилированным обрамлением, характерным для московской архитектуры XVI-XVII вв. Поменьше курдонер - перед западной воротами, решенной в виде арочного проезда в поднятой над оградой стене, декорированной пилястрами и увенчанной массивным карнизом.

Построен на рубеже XVII-XVIII вв. Он замыкает с востока монастырский двор. Сооружение линейно-камерного типа длиной 38 м, секционного планировка: каждая секция тридольна, состоит из двух келий с сенями между ними. Кельи перекрыты крестовыми сводами, сени - цилиндрическими. Пышно декорирован главный западный фасад. Декор - в стиле барокко. Все его элементы - полуколонны, наличники, сандрики, карнизы набраны с лекального кирпича. Здание хорошо сохранило первоначальные объемы и архитектурные формы. Частично утрачен только фасадный декор и сделаны отдельные перепланировки. Восточные кельи являются классическим образцом монастырских жилых зданий в украинской архитектуре.

К тому же строительному периода принадлежат новый корпус настоятеля (теперь разрушенный) и юго-западный корпус . Последний упоминается в литературе как кельи казначея и кладовые. К нему прилегает монастырский сад. Здание неоднократно достраивалась и перестраивалась: в 1882 г. с северо-западной стороны пристроили новый объем; в 1898 разобрана часть первоначальной постройки, которая была прямоугольной в плане. Вследствие этих перестроек здание приобрело Г-образную форму в плане. Перекрытия - сомкнуты и имеют коробовые своды. В восточной части корпуса есть небольшой ризалит, в котором находится лестница, ведущая в подвал-холодильник. Другие узкие одномаршевые лестницы в толще поперечной стены ведут на чердак. Наряду с пилястрами и многосломным карнизом значительную роль в декорировании фасадов играют ребристые полуколонны, что объединяют три оконных отверстия. Памятка интересна как сооружение, сочетающее в себе жилые и хозяйственные функции.

Северный корпус келий (старый дом настоятеля) занимает центральное месте в ансамбле между парадным входом в монастырь и Успенским собором Здание Н-образное в плане, простой камерной структуры, одноэтажное с подвалами под северными камерами боковых крыльев, входы в подвалы с прихожей. Своды подвалов - цилиндрические. В интерьерах - деревянные резные балки и печи, печи с глазурованными разноцветными изразцами. Это уникальная каменная постройка XVI в. отреставрирована в 1954-1958 гг. по проекту архитектора И.Ильенко, который на основе детальных архитектурно-археологических исследований сумел восстановить первоначальный интерьер памятника. Конструкция крыши и декоративное оформление окон и карнизов выполнены по аналогам. Это - наиболее ранняя кирпичная жилая постройка на Левобережье Украины.

Все монастырские сооружения из кирпича, построены на известково-песчаном растворе, поштукатурены и побелены. Крыши и купола под деревянными стропилами и в кружалах покрытые сталью, окрашены в зеленый цвет. Макушки и кресты позолочены.

В монастырском ансамбле в толще Елецкой горы есть большой пещерный комплекс XI-XVII вв., Еще почти не исследован. Северо-западнее монастыря расположен крупнейший из черниговских курганов - знаменитая Черная Могила, раскопана археологом Д.Самоквасовым в конце XIX в.

В советское время в зданиях монастырского ансамбля размещались различные организации, собор не действовал и никак не использовался. Значительных разрушений монастырь получил во время второй мировой войны, после чего в 1950-1953 и в 1977 гг. отреставрированы все здания за исключением дома настоятеля. Елецкий монастырь был включен в состав Черниговского архитектурно-исторического заповедника. В начале 1990-х гг. здесь образовался женский монастырь.

Сейчас монастырский ансамбль, который является памятником архитектуры и градостроительства национального значения.

Постройка собора Елецкого монастыря никак не отражена в летописях. Здание дошло до нас почти целиком, хотя и в сильно перестроенном виде. Особенно заметные искажения относятся к XVII в. Изучение памятника проводилось в 1924-1925 (И. В. Моргилевский), 1947-1948 (Д. С. Вероцкий) и 1949-1954 гг. (Н. В. Холостенко).

Собор представляет собой шестистолпный храм с тремя апсидами и тремя притворами (табл. 6). Его размеры (без притворов): ширина 19.2 м, длина 29.6 м, высота до вершины купола 26.3 м, азимут 86°. Столбы храма крестчатые; на внутренних стенах им отвечают лопатки. Размер подкупольного пространства вдоль храма 6.9 м, поперек - 6.2 м. Притворы собора не сохранились, но остатки северного и западного выявлены раскопками. На углах притворов были плоские пилястры, а порталы их оформлены уступами. Также двумя уступами обрамлены и порталы самого храма. К плоским наружным пилястрам храма примыкают мощные полуколонны (диаметром около 90 см), кроме угловых пилястр и пилястр западного фасада, не имеющих полуколонн. Несколько ниже основания закомар по фасадам проходит аркатурный пояс. Такой же аркатурный поясок украшает карниз апсид, а на барабане главы к этому пояску добавлена лента «городков».

Западная часть храма - нартекс, полностью отделенный от основного помещения и соединяющийся с ним только проемом по оси среднего нефа. Южная часть нартекса оформлена в виде самостоятельной часовни с полукруглой апсидой. В южной стене часовни размещена аркосольная ниша, а в апсиде найдены обломки купели. Вход в часовню из среднего нефа нартекса вел через тройную аркаду, опиравшуюся на 2 промежуточные опоры. В северном членении нартекса также имеется аркосольная ниша. Еще в XVII в. в обеих аркосольных нишах стояли саркофаги из красного шифера. В западном членении храма есть хоры, вход на которые ведет по лестнице в толще северной стены. Хоры полностью отделены от основного помещения храма и открываются в него лишь центральным проемом в виде двух арок со столбом посередине. С южной стороны к хорам примыкает небольшая часовня, занимающая прилегающий к востоку отсек южного нефа. В толще восточной стены этой часовни размещена апсида. Под хорами в центральном членении находится цилиндрический свод с осью, направленной по линии С-К), а под угловыми членениями хор и под часовней второго яруса - крестовые своды. Подбарабанное кольцо и барабан имеют в плане слегка овальную форму. Все своды угловых членений цилиндрические, повернутые осями по линии С-Ю. Над часовней второго яруса обнаружены основания парусов, свидетельствующие, что здесь некогда располагался купол. На этом основании Н. В. Холостенко пришел к выводу, что собор был трехглавым: кроме центральной главы он, по-видимому, имел две меньшие над западными членениями главного помещения. Однако паруса над часовней могли поддерживать купол без барабана; в таком случае предположение о боковых главах храма отпадает (рис. 11).

Здание возведено целиком из кирпичей в равнослойной технике. Размер кирпичей 2.2-3X26-28X35-36 см, хотя встречаются и узкие, а также лекальные: трапециевидные, в виде сегмента, фигурные - для аркатурного пояса. В арках и подкупольных столбах использованы более толстые кирпичи - 4-4.5 см. Все кирпичи хорошего обжига, светло-желтого цвета. На многих кирпичах обнаружены знаки и метки на постелистой стороне. Раствор с цемянкой. Толщина швов раствора 2.2-2.7 см. Наружные ряды кладки выведены преимущественно ложковыми рядами с косой подрезкой швов. Отмечено, что поверхность фасадов была покрыта тонким слоем шероховатой затирки с заглаженными полосками, имитирующими разделение на каменные квадры. Внутренняя часть стен исполнена с применением кирпичного боя и камней. В кладке сохранились отверстия от деревянных связей, проходивших в несколько ярусов по всему периметру здания, а также соединявших между собой стены и столбы. В качестве карнизов в кладке использованы шиферные плиты.

Фундамент храма сложен из камней (плитняк) на растворе. Глубина фундамента 1.6 м. В основании выявлены следы деревянных лежней. Сверху фундамент прикрыт слоем раствора, слегка выступающим наружу и закрывающим края котлована. Ширина фундамента равна ширине стен. Поверх фундамента по всему периметру здания уложены деревянные лежни и выведен цоколь из квадров тесаного камня. Под пилястрами и полуколоннами в фундаменте и цоколе сделаны прямоугольные раскреповки. Вокруг здания была устроена отмостка: у западного фасада - из шиферных плит, а с остальных сторон - из мелких камней. Фундамент притворов исполнен в такой же технике; глубина его 1 м. Фундамент северного притвора оказался перевязанным с фундаментом собора, а фундамент западного притвора приложен встык.

Своды храма сложены толщиной в 1 кирпич, а подпружные арки - в 2 кирпича. В парусах отмечено наличие голосников. По сведениям XVII в., кровля храма была свинцовой. Полы храма покрыты поливными керамическими плитками, но в боковых нефах полы, видимо, были кирпичными. В западном притворе найдены остатки пола из шиферных плит. В соборе сохранились фрагменты фресковой росписи; особенно значительные остатки - в нижней часовне. В подкупольном пространстве обнаружено большое количество обломков оконных стекол разной формы: круглых, треугольных, шестиугольных и др. Стекла цветные, с росписью. Вместе с ними встречены кусочки красной меди. Возможно, это остатки древних витражей.

Время возведения собора не установлено. Большинство исследователей относит его к первой половине XII в. Е. В. Воробьева и А. А. Тиц предложили более точную дату - 1110-1120 гг. П. В. Холостенко полагал, что собор был построен в 90-х гг. XI в.

Моргилевсъкий І. Успенська церква Елецького манастиря в Чернигові. - В кн.: Черпигів і північне лівобережжя. Київ, 1928, с. 197-204; Холостенко Н. В. Архитектурно-археологическое исследование Успенского собора Елецкого монастыря в Чернигове. - В кн.: Памятники культуры. М., 1961, т. 3, с. 51-67; Шевелев И. Ш. Пропорции и композиция Успенской Елецкой церкви в Чернигове. - АН, 1972, № 19, с. 32-42; Воробьева Е. В., Тиц А. А. О датировке Успенского и Борисоглебского соборов…, с. 98.

Описание

Один из самых древних монастырей Украины, самый древний и большой монастырь Чернигова - Елецкий - расположен юго-западном склоне Болдиных гор на расстоянии около километра от центра древнего города - Детинца. Монастырь был основан в середине 11 в. князем Святославом Ярославичем в хвойном лесу, отсюда и название - Елецкий. Основной комплекс строений монастыря сложился в 18 в., и теперь являет собой на удивление целостный барокковый ансамбль, несмотря на то, что в его состав входят здания, построенные в разное время: Успенский собор 11 в., колокольня 17 в., ограда с воротами 17 в., келии 16-18 вв., дом игумена 18 в., дом Феодосия Углицкого и древние пещеры.

Существует предположение, что на этом месте, которое называли Елецкой горой, до основания монастыря располагался княжеский двор - резиденция черниговских князей дохристианского времени (один из князей похоронен рядом в Черной могиле).

Год основания монастыря определить очень сложно, но еще в 17 в. считали, что князь построил церковь в 1060 г. на том месте, где по церковной легенде, явилась на одной из росших здесь елей икона Божьей Матери. Датой этого события называют 3 февраля 1060 г.(по старому стилю). Возможно, тогда и стали селиться там монахи в пещерах. Согласно тем же преданиям, в монастыре некоторое время проживал «отец русского монашества» преподобный Антоний Печерский. Князь увидел в этом великое знамение и повелел на этом месте заложить Успенскую церковь.

В истории русской церкви явление этой иконы было первым подобным чудом, поэтому и была она названа - «Неувядаемый цвет» Елецкой Божьей Матери Успенского монастыря города Чернигова и является великим достоянием и святыней не только Черниговской епархии и всей Черниговщины, но и всей православной христианской церкви в целом.

Каменный Успенский собор монастыря был, вероятно, построен через столетие после этих событий, а до этого, вероятно, была деревянная церковь

В 1239 году монастырь был разграблен монголо-татарами и приходит в запустение. В начале 16 века Чернигов переходит под власть Москвы. Есть сведения, что в это время древняя обитель возобновляется. Ее окружают укреплениями, и в ней обитают московские иноки. В 1611 году Чернигов был сожжен польскими войсками. После этого монахи удаляются в Москву. А монастырь с 1623 года переходит в ведение иезуитов. В 1649 году Чернигов был освобожден от поляков, и Елецкий монастырь вскоре снова стал православным.

Среди его настоятелей теперь можно встретить немало славных имен. Это и будущий архиепископ Лазарь Баранович, и св. Феодосий Углицкий, и его преемник архиепископ Иоанн Максимович, известный как основатель Черниговского коллегиума и много других. Немало труда приложил для возрождения обители и Ионикий Галятовский. При нем был реконструирован Успенский собор, построены каменные кельи, возведена трапезная Петропавловская церковь. Он же создал в монастыре прекрасную библиотеку.

Говоря о елецких настоятелях, нельзя не упомянуть Данилу Туптало - известного религиозного писателя и церковного деятеля. В православии он больше известен как Святой Дмитрий Ростовский.

Как и любой монастырь, обитель на Елецкой горе являлась почетным некрополем. В разное время на ее территории были погребены великий князь Трубчевский Всеволод Святославович, переяславский полковник Л.А. Полуботок, генеральный обозный Василий Дунин-Борковский, губернатор Андрей Степанович Милорадович, полковник Яков Лизогуб и многие другие.

В 18 в. Елецкий Успенский монастырь становится крупным землевладельцем, пока в 1786 году по указу Екатерины II о секуляризации имущество монастыря не было передано в казну. С тех пор крупного строительства здесь не проводится.

Кроме Успенского собора интерес вызывает очень необычная 36-метровая колокольня, одна из самых старых колоколен Надднепрянской Украины, что дошла до нашего времени. Ее оригинальность заключается в том, что строилась она в два этапа: нижний ярус построен в 1670-1675 гг. как оборонная надвратная башня и позднее надстроен верхний ярус, предназначенный для размещения колоколов.

Рядом с колокольней находится самый древний на территории Левобережной Украины памятник деревянной архитектуры - жилой дом, построенный в 1688 году. Также этот дом очень чтим монахами и пилигримами как место жительства Святого Феодосия Углицкого. Здесь в 17-18 вв. жили настоятели монастыря.

История Елецкого монастыря интересна еще тем, что на территории монастыря в 11 в. находилась известная библиотека Святослава, загадочная история исчезновения которой волнует до сих пор. Здесь настоятелем Кириллом Ставровецким в 1646 году была издана первая в Чернигове книга «Перло многоценное».

В конце 1921 года Елецкий монастырь был закрыт, и лишь в начале 90-х годов 20 в. религиозная жизнь в нем вновь возобновилась. Сейчас это действующий женский монастырь.

Вехи истории святой обители.

По преданию, однажды, в период правления в Чернигове князя Святослава Ярославича, проходившие возле города люди заметили сияние, которым, как оказалось, был окружен неведомо кем установленный на еловом дереве образ Пресвятой Богородицы; обретенная святыня получила название Елецкой иконы Божией Матери, а на месте чуда князь Святослав воздвиг в 1060 г. церковь, ставшую вскоре престольным храмом одноименного монастыря.

Указанное предание, со ссылкой на устную традицию и на монастырский синодик (помянник), составленный в середине XVII в. (не сохранился) Черниговским епископом Зосимой (Прокоповичем), привел в своей печатной книге «Скарбница потребная» о Елецкой иконе настоятель обители архимандрит Иоанникий (Галятовский) (издание: Новгород-Северский, 1676).

Приписывая устройство храма и обители на месте явления Елецкой иконы Божией Матери князю Святославу Ярославичу, «Скарбница» отмечает также, что, «певне монастыревѣ Елецкому далъ благословение одъ Святои Гори Афонскои такъ, якъ далъ монастыревѣ Печерскому», и «якъ монастыръ Печерский, такъ и Елецкий… бытностию своею приоздобил и прославилъ» прп. Антоний (†1073) - основатель Киево-Печерской Лавры (1051), живший в 1069-1072 гг. в пещере, выкопанной в Болдиных горах Чернигова.

Если непосредственное основание и благословение Печерской обители прп. Антонием по возвращении с Афона на Русь отмечено в древнерусских летописях как факт, то участие подвижника в судьбе Елецкого монастыря допускается автором «Скарбницы» теоретически ("певне" означает «вероятно»); следствием этого стало разное толкование историками слов о. Иоанникия: по мнению одних, прп. Антоний сперва поселился в уже существующей Елецкой обители и затем оставил ее ради уединения в пещере, другие полагают, что подвижник вдохновил князя на создание монастыря при ранее возведенном храме.

Уход прп. Антония из Киева в Чернигов (1069) описан в летописной «Повести временных лет», составитель которой отметил в начале XII в. по поводу пещеры подвижника на Болдиных горах: "И есть манастырь Святоѣ Богородицѣ на Болдинахъ горахъ и до сихъ днии"; о. Иоанникий комментировал: "Маетъся розумѣти монастыръ Богородици Елецкои, поневажъ на горахъ Болдинах близко Чернѣгова инший монастыръ Пресвятои Дѣвы ся не знайдуетъ"; хотя местом уединения прп. Антония считаются пещеры бывшего Свято-Троицко-Ильинского монастыря, в которых в XVIII в. существовала подземная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, это не противоречит словам о. Иоанникия, ибо в древности на Болдиных горах могла существовать одна большая обитель с наземным храмом в центре и пещерами отшельников в округе.

По словам «Скарбницы», Святослав (†1076) воздвиг на месте явления иконы тот самый Успенский каменный храм, который стоит здесь доныне; исследование сооружения учеными ХХ в. привело к выводу о соответствии храма эталону, господствовавшему в зодчестве Руси с 70-х гг. XI до рубежа XII-XIII вв.; это не исключает возможности постройки Святославом в 1060 г. деревянной церкви на месте чуда и закладки тем же князем каменного храма в начале 1070-х гг. (в те же годы в Киеве заложены первые надежно датированные древнерусские соборы данного типа: Свято-Архангело-Михайловский в Выдубицком монастыре и Успенский - в Печерском).

В 1239 г. Елецкую обитель разорили монголы. В XV-XVI вв. последовал новый расцвет монастыря: был отремонтирован Успенский собор, вокруг построены кельи, кроме звонницы с малыми колоколами обитель имела большой колокол на двух столбах. В 1611 г. монастырь опустел после захвата и сожжения Чернигова польским войском. Через некоторое время рухнули боковые купола и часть главного купола Успенского собора. В 1626-1646 гг. настоятелем монастыря был принявший унию известный писатель архимандрит Кирилл Транквиллион-Ставровецкий, который в год кончины (1646) выпустил в личной переносной типографии свою книгу «Перло многоценное» - сборник статей религиозного содержания в стихах и прозе, первое печатное издание в истории Левобережной Украины. Между 1648-1657 гг. Черниговский епископ Зосима (Прокопович), проживая в Киево-Печерской Лавре (во время войны за освобожение Украины от Польши, в Чернигове не было места для резиденции архиерея), посетил запустелый Елецкий монастырь и составил синодик (помянник) этой обители с известиями по ее истории.

Вторая половина XVII в. стала временем возрождения и вступления монастыря в период третьего расцвета под опекой выдающихся деятелей Православия в Украине. Должность Елецкого настоятеля в сане архимандрита служила ступенью к восхождению на Черниговскую архиерейскую кафедру. В 1657-1669 гг. назначенный на Черниговскую кафедру (1657) епископ (с 1667 архиепископ) Лазарь (Баранович, †1693) - выдающийся иерарх, неоднократный местоблюститель Киевского митрополичьего престола, проповедник, писатель, поэт - руководил епархией из Новгорода-Северского и лично управлял делами об угодьях Елецкой обители. В 1669-1688 гг. Елецким архимандритом стал приглашенный владыкой Лазарем в Чернигов о. Иоанникий (Галятовский, †1688, погребен в обители) - известный церковный ученый и писатель. Собрав необходимые средства, о. Иоанникий организовал в монастыре ремонт Успенского собора и постройку ряда новых каменных зданий, составил книгу о чудесах древней (исчезла в годы лихолетий) и новой (список, подаренный обители в 1676 г.) Елецкой икон Божией Матери с описанием истории монастыря ("Скарбница"). Преемником о. Иоанникия, по приглашению архиепископа Лазаря, был в 1688-1695 гг. архимандрит Феодосий (Углицкий, †1696). Помогая стареющему владыке в управлении епархией, он в порядке исключения - при живом правящем архиерее - обретает в 1692 г. те же сан и титул: «архиепископ Черниговский». С именем свт. Феодосия связано появление в монастыре деревянного настоятельского дома с вырезанными на балке потолка инициалами подвижника и датой постройки (1688). Дом сохранился в перестроенном виде, и, наряду с каменными зданиями обители, имеет статус охраняемого памятника архитектуры - как один из старейших деревянных домов Левобережной Украины. В 1695-1697 гг. Елецким настоятелем является назначенный на эту должность свт. Феодосием - как кандидат в преемники по Черниговской кафедре - о. Иоанн (Максимович). С 1697 г. свт. Иоанн - архиепископ Черниговский, в начале XVIII в. - митрополит Тобольский и всея Сибири (†1715). Помимо своего архиерейского служения, свт. Иоанн известен как учредитель Черниговского Коллегиума (1700), писатель, проповедник и миссионер. В 1697-1699 гг. Елецким архимандритом был назначенный на эту должность свт. Иоанном о. Димитрий (Туптало) - будущий митрополит Ростовский. Свт. Димитрий - прославленный духовный писатель и проповедник, настоятель многих монастырей (в Украине) и архипастырь (в Ростове Великом), педагог и драматург, составитель первого в истории Православной Церкви полного печатного свода «Житий святых». В Елецкой обители подвижник продолжал начатую в 1684 г. работу над «Житиями», во время голода 1697-1698 гг. оказал помощь бедным на средства монастыря.

В 1860-1866 гг. Черниговский архиепископ свт. Филарет (Гумилевский, †1866) - выдающийся церковный историк - проживал в обители ежегодно в зимние месяцы и перевел сюда Черниговскую Духовную Консисторию (епархиальное управление), проложил дороги от Елецкого к соседнему Свято-Троицко-Ильинскому монастырю.

С момента учреждения при Черниговском правящем архиерее в 1868 г. должности викарного епископа и до 1916 г. Елецкой обителью управляли викарии Черниговской епархии - епископы Новгород-Северские. В 1911-1917 гг. Елецким настоятелем был св. сщмч. Пахомий (Кедров) - в 1911-1916 гг. викарный епископ Новгород-Северский, в 1916-1917 гг. викарный епископ Стародубский (при открытии в 1916 г. Стародубского викариатства, Новгород-Северским викарием стал настоятель Новгород-Северского монастыря), в 1917-1930 гг. - архиепископ Черниговский (†1937). В 1916 г. св. сщмч. Пахомий (Кедров) совершил в обители возведение в священнический сан насельника Свято-Троицко-Ильинского монастыря о. Лаврентия (Проскуры) - будущего знаменитого старца прп. Лаврентия Черниговского (†1950).

В 1920-х гг. органы советской власти упразднили Елецкую обитель и отдали ее здания разным светским учреждениям, от чего позже (в 1930-х гг.) ухудшилось состояние монастырского архитектурного ансамбля. В 1941-1943 гг. нацистские оккупанты разместили в монастыре воинскую часть и разрешили совершать богослужение в одном из окружающих Успенский собор корпусов.

В 1943-1962 гг. последовали ремонт и реставрация некоторых сооружений монастыря, при сохранении их в ведении разных светских учреждений. В 1992 г. новое возрождение обители начала женская монашеская община.

В 1996-2006 гг. настоятельницей Елецкого монастыря была игумения Амвросия (Иваненко) - духовная дочь, ученица и постриженица прп. Лаврентия. При ней были отремонтированы все обветшавшие здания обители. Сама територия вокруг обители напоминает красивый и живописный дачный поселок. В уважение к заслугам м. Амвросии перед Украинской Православной Церковью, Елецким монастырем и Черниговом, тело почившей в 2006 г. игумении погребено в обители (территория которой входит в состав Черниговского архитектурно-исторического заповедника).

Кроме древнего Успенского собора (с надстроенными барочными куполами и примкнувшим на юге в 1698-1701 гг. приделом св. ап. Иакова), а также домика свт. Феодосия, в обители, окруженной старинной каменной оградой (вторая половина XVII в.), можно увидеть: 36-метровую колокольню (старейшее высотное сооружение Чернигова, она датируется второй половиной XVII в.), корпус келий игумении (датируется рубежом XVI-XVII вв. и считается одной из старейших каменных построек Левобережной Украины, после перестроек XVII-XIX вв. отреставрирован в ХХ в.), восточный и юго-западный корпуса (соответственно XVII-XVIII и XVII-XIX вв.), руины старой Петропавловской церкви 1676 г. (с 1860-х гг. в здании размещалась Черниговская Духовная Консистория, в 1940-х гг. оно разрушено) и новую Петропавловскую церковь (XIX в.).

Судьба чудотворного образа.

По словам «Скарбницы», во время нападений на Чернигов со стороны Польши, оригинал Елецкой иконы Божией Матери перенесли в Россию, где с него было сделано множество списков; характерной чертой этих списков являлось изображение лика Божией Матери с Богомладенцем Христом на фоне елового дерева; один из таких списков привезли из Владимира в Чернигов на Крещенскую ярмарку 1676 г. братья Никита и Матфей Козелы; привезенную ими икону купил и подарил Елецкому монастырю черниговский житель Константин Мезопета; в том же году подаренная обители икона прославилась благодатью чудес исцелений. Многие чудеса были записаны также в XIX в. и опубликованы о описаниях монастыря начала ХХ в.

Где находился во времена издания «Скарбницы» оригинал Елецкой иконы, о. Иоанникий не указывает. В литературе XIX в. было распространено мнение, что оригиналом Елецкой иконы являлся образ, который хранился в Харьковском Успенском соборе. В описаниях этого храма говорится, что во время монгольского нашествия явленная икона «была сохранена во внутренности стены церковной» Елецкого монастыря, в 1579 г. увезена князем Барятинским в Россию, а в 1687 г. подарена одним из его потомков, - который возвращался из Крымского похода и тяжело заболел в пути, - Успенскому собору Харькова. Признавая безусловную давность написания Харьковского образа, профессиональные знатоки живописи оспаривали, однако, его древность. Возможно, что этот образ тоже являлся списком. К сожалению, судьба Харьковской Елецкой иконы после революции неведома.

Относительно же судьбы образа, подаренного Елецкому монастырю Мезопетой, тоже существуют два мнения. Во время Великой Отечественной войны одна женщина подобрала старинный список Елецкой иконы на пепелище сгоревшего Черниговского исторического музея и принесла святыню в Черниговский Свято-Троицко-Ильинский монастырь, который, в отличие от Елецкого, был тогда возрожден. Но гражданские власти настояли на возвращении иконы в музей. 1 апреля 1999 г. святой образ был передан возрожденной Елецкой обители. Поскольку до 1930 г. эта икона находилась в Успенском соборе Елецкого монастыря, то, по одной из версий, данный образ можно отождествить с даром Мезопеты. Однако есть и другая версия: изображение на иконе черниговских храмов конца XVII в. привело искусствоведов к мысли, что икона написана в самом Чернигове уже после того, как Мезопета подарил монастырю икону из Владимира.

Празднование в честь Елецкой иконы Божий Матери совершается дважды в год: 11 (24) января и 5 (18) февраля. Первое празднование установлено в память 11 января 1676 г. - в тот день Константин Мезопета принес в монастырь икону, купленную у братьев Козелов. Второе празднование установлено в память явления древней Елецкой иконы. На Харьковском образе существовала надпись, согласно которой явление Елецкого образа в Чернигове произошло 6 февраля 1060 г. Один из историографов Елецкого монастыря, Петр Добровольский, отмечал (1900): «Празднование дня явления Елецкой иконы Богоматери по разным обстоятельствам и причинам перенесено на 5-е февраля». Здесь уместно добавить, что 5 (18) февраля в Чернигове исстари отмечается память свт. Феодосия Черниговского (†1696).

Кое-где на храме оставлены нештукатуренные участки стены:

В стену храма вмурована памятная доска о полковнике Якове Лизогубе, на деньги которого построена часть зданий монастыря:

На территории сохранилось несколько старых могил:

На этой по периметру чугунной плиты своеобразный товарный знак: "Отлит сей памятник на Ханенском заводе господина Засыпкина":

В 2000 году установлен памятный знак в честь черниговских святых:

Полуразрушенные древние стены монастыря теперь немного подновлены: