Чем прославился монастырь святого Галла? Cанкт-Галлен - древнее аббатство, площадь в стиле сюрреализма и не только Монастырь сен галлен

  • Адрес: Klosterhof 6B, 9000 St. Gallen, Швейцария
  • Телефон: +41 71 224 05 50
  • Официальный сайт монастыря и библиотеки: http://www.stibi.ch
  • Дата основания: 613 г.
  • Основатель: монах Св. Галл
  • Стоимость посещения: взрослый - 12 франков, студенты и пенсионеры - 10 франков, дети - бесплатно

Монастырь Святого Галла, или Санкт-Галленское аббатство – монастырь ордена бенедектинцев в швейцарском городе , внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Считается одним из наиболее выдающихся из дошедших до наших дней монастырей эпохи Каролингов. Как гласит легенда, в 612 году ирландский миссионер Святой Галл основал монастырь в честь чудесным образом окончившейся встречи с медведем: святому удалось «уговорить» животное не нападать. Вернее, изначально он устроил здесь свою келью и маленькую молельню, а сам монастырь появился чуть позже. Более тысячи лет обитель была одной из самых влиятельных в Европе.

Монастырь сегодня

В первую очередь привлекает кафедральный собор, возведенный в стиле барокко в конце XVIII века на месте старого храма постройки XIV столетия. Его восточный фасад венчают две башни, чьи купола выполнены в форме луковиц. Высота башен – более 70 метров, они изящно декорированы и украшены часами. Передний фронтон собора украшен фреской, изображающей вознесение Девы Марии, под ним находятся скульптуры святых Маврикия и Дезидерии. Северный фасад украшают статуи апостолов Петра и Павла и святых, чьи имена тесно связаны с историей монастыря – Галла, основавшего его, и Отмара, ставшего его первым аббатом.

Собор поражает как своей архитектурой, так и внутренним убранством: обилием позолоты, лепнины, росписями. Центральный неф и ротонда выполнены под руководством архитектора Петера Тумба, который также руководил отделкой монастырской библиотеки. Проект хоров выполнен Йоганном Михаэлем Веером, а восточный фасад – Йозефом Антоном Фейхтмайером. Алтарь в стиле ампир создан Йозефом Мосбруттером, а роспись купола сделал Кристиан Венцингер. Настенные фрески принадлежат кисти Йогана и Матиаса Гиглей.


Кроме собора, заслуживают внимания круглая башня и Карловы ворота, которые сохранились с времен старого комплекса монастыря, а также Новый дворец, Арсенал, Детская капелла проекта Феликса Кубли и капелла Галла, построенная в 1666 году. Монастырский двор окружен с трех сторон зданиями в стиле барокко, в которых располагаются школа, управление епископства и администрация кантона, столицей которого является город Санкт-Галлен.

Рядом с монастырем находится протестантская церковь Святого Лаврентия, построенная в готическом стиле. Вместе церковь и собор как будто символизируют противоречие между пышностью и вычурностью католичества и строгой аскетичностью лютеранства.

Библиотека

Признана одной из красивейших, и уж без сомнения она является старейшей в мире – датируется она VIII веком. Она внесена в список всемирного наследия благодаря и своей архитектурной ценности и уникальной коллекции книг, хранящейся здесь и признанной одной из наиболее значимых в Европе. Сегодня в библиотеке хранится более двух тысяч древних рукописей, датируемых VIII-XV веком, в том числе и древние ирландские рукописи, латинское рукописное Евангелие, таблички из слоновой кости, изготовленные примерно в 900-м году, рукопись «Песни о Нибелунгах», и несколько свитков, чей возраст превышает 2 700 лет.

При входе посетителям выдают специальные тапочки, ведь инкрустированный деревянный пол также является предметом искусства. Следует знать, что в помещении библиотеки фото- и видеосъемка категорически запрещена.

Как добраться до монастыря?

Доехать до города Санкт-Галлен можно поездом из . Шпили собора будут видны еще от вокзала; вам нужно будет перейти через дорогу (там находится турбюро) и идти по прямой, а затем – влево.

В монастыре можно побывать тогда, когда в нем не проходят службы. По будням он открыт для посещений с 9-00 до 18-00, в субботу он прекращает работу в 15-30. По воскресеньям попасть в монастырь можно с 9-00 до 19-00. Библиотека также работает ежедневно, открывается она в 10-00, закрывается в 17-00, а по воскресеньям – в 16-00. «Взрослый» билет стоит 12 швейцарских франков, студенты и пенсионеры могут посетить достопримечательность за 10 франков, дети – бесплатно.

Основателем города (тогда – монашеского скита), по одной из версий, считается ирландский монах-путешественник по имени Галл (Gallus), поселившийся тут в 612 году. Однажды в лесу он встретил медведя и очень испугался, но заговорил с ним, и, как ни странно, медведь его понял. По слухам, на старинной скульптуре, изображающей святого Галла и стоящей при входе в библиотеку, стоит этот медведь. В VIII веке последователь отца-основателя по имени Отмар (Otmar) основал в монастыре школу переписчиков и переводчиков, в IX веке аббат Гоцберт (Gozbert) основал библиотеку, чем обессмертил свое имя и прославил монастырь.

Сохранившийся в библиотеке аббатства план является проектом идеального бенедиктинского монастыря, который был представлен аббату Гоцберту в 820 году. Находящаяся в центре монастырская церковь была представлена в виде храма с двумя апсидами, но при постройке была сооружена только одна апсида. Это трехнефная базилика, внутреннее пространство которой разделено на отдельные капеллы, по четыре в каждом из трех нефов. При церкви находился зал капитула, ризница, библиотека, скрипторий, приемная. К ней примыкал квадратный клуатр, вокруг которого размещались дортуар, трапезная, гардеробная, кухни, бани. С другой стороны храма находились дом аббата, школа для мирян, дом для высоких гостей. На территории аббатства находилась и меньшая по размерам церковь, к которой с двух сторон примыкали два квадратных клуатра, рядом с одним из которых была больница, помещение для хранения лечебных трав. С другой стороны второго клуатра – кладбище, огород. На территории аббатства располагались птичьи дворы, конюшни, коровники, свинарники, пивоварни, дома для прислуги, мастерские, мельницы и т.д.

В 1755-1768 гг. средневековые сооружения аббатства были снесены и на их месте вырос грандиозный храм в стиле барокко.

Именно благодаря выразительному кафедральному собору и старинной библиотеке, где среди множества томов хранится около 2 тыс. манускриптов, каждому из которых по 1 тыс. лет и более, аббатство включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

От вокзала прямо через дорогу – турбюро. Затем по прямой и влево, ориентир – забавные статуи мишек, но если их в то время, когда вы посетите Сен-Галлен, не окажется, то вы все равно поймете, куда идти – туда, где высоко вознеслись в небо шпили собора.

Перед самым монастырем – готическая протестантская церковь Святого Лаврентия (на этом месте еще в IX веке стояла церковь), внутри все строго, как будто в пику соседу - собору, в котором пышным цветом цветет позднее барокко. Церковь и собор как будто до сих пор отделены друг от друга высоченной стеной, некогда разделявшей протестантский город и католическое аббатство.

Собор окружают просторные лужайки с изумрудной травкой, на которых вальяжно полеживает молодежь. Ах – знаменитая библиотека оказалась закрытой на ремонт! Ее здания окутаны строительной сеткой и окружены лесами. Но мы не отчаиваемся, и обходим аббатство кругом. От средневекового города остались фрагменты стен, широкие ворота с узкими бойницами, и даже мощная башня-бастион. Когда мы проходим через ворота, то у нас невольно вырывается вздох восхищения: до чего же хорош кафедральный собор!

Спланирован и построен он был в конце XVIII века, рядом с ним с той поры и по сей день находится резиденция местного епископа. Внутри – простор и позолота, масштабная роспись, вычурная резьба, в общем, все то, что нужно было человеку, дабы почувствовать себя маленьким и ничтожным. Пожалуй, кафедральный собор Сен-Галена, собор Святого Уруса в Золотурне, и еще одна церковь в Люцерне (о ней – в свое время) могут быть сравнимы с римскими шедеврами барокко, ибо шедеврами они как раз и являются.

Монастырские строения с барочным залом библиотеки входят в состав всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Санкт-Галлен вы найдете историю на каждом шагу. Здесь хранится самое ценное в мире сокровище – знания. В стенах главной достопримечательности города, в монастыре Святого Галла находится одна из древнейших библиотек мира. Монастырь вместе с библиотекой, архивами и грандиозным собором был добавлен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году.

Мифы и факты

Монастырь Святого Галла был основан в 613 году одним из учеников св. Колумбана, монахом-отшельником Галлусом. Отмар, настоятель монастыря, пригласил мастеров из Англии и Ирландии и основал монастырскую художественную школу. В VIII веке, аббат Вальдо из Райхенау собрал монастырскую библиотеку, одну из самых богатых не только среди монастырей Швейцарии, но и во всей Европе.

В 1755-1768 гг. древние здания аббатства были снесены и на их месте выстроили новые великолепные храмы в стиле позднего барокко. Уникальный исторический ансамбль включает монастырскую церковь (собор) и библиотеку аббатства с самым красивым церковным залом в стиле барокко. В настоящее время эта старейшая библиотека Швейцарии содержит около 170000 книг. Из них 50000 размещены в зале Барокко, в котором находятся также древние египетские мумии Шипенес, которым более 2700 лет.

Став центром культуры и просвещения, монастырь Святого Галла в Швейцарии начиная с VIII и вплоть до XVIII века являлся одним из самых влиятельных в Европе, как собор Парижской Богоматери во Франции. Город Санкт-Галлен своим существованием обязан именно этому монастырю.

Санкт-Галлен - идеальная отправная точка для путешествия, чтобы исследовать древние монастыри и замки Швейцарии. Одной из ярких особенностей старого города Санкт-Галлен являются также его мещанские дома XVI-XVIII веков с великолепными ярко окрашенными окнами. В городе есть множество традиционных ресторанов и уличных кафе, которые искушают задержаться и насладиться блюдами местной и международной кухни.

Собор Нотр-Дам в Лозанне и Шильонский замок, вне сомнения, самые популярные достопримечатльности на Женевском озере.





СЕН-ГАЛЛЕНСКАЯ ОБИТЕЛЬ

До возникновения монастыря местность эта была суровой и дикой. Здесь тянулся глухой первобытный лес, звуки человеческой речи не раздавались в альпийских долинах, и никто не забрасывал невода в шумные воды Штеймаха. Первыми в этот пустынный уголок Альп пришли образованные ирландские миссионеры, стремившиеся повсюду распространить христианство. Они покидали свой остров и через Францию расходились по разным уголкам тогда еще варварской Западной Европы. К числу таких мирных миссионеров относился и святой Галлен.

Монастырский храм Сен-Галлена

Он прибыл сюда со своим товарищем, освятил это место, поставил в землю крест, сделанный и веток деревьев, и повесил на него ящичек с реликвиями, который принес с собой. В дикую пустынную местность пришли скромные, но энергичные и преданные своему делу люди. Закипела работа, и вскоре все вокруг преобразилось. Те же горы, та же долина и те же стремительные потоки, но все это озарилось светом веры Христовой. Вскоре молва о жизни и подвигах поселившихся здесь миссионеров привлекла к ним людей, и местность эта начала быстро заселяться. Центром колонии стала новая церковь.

Но развиваться обитель стала только спустя 100 лет после смерти святого Галлена, когда в ней ввели устав святого Бенедикта Нурсийского. Благочестивому устроению монастыря способствовали и другие благочестивые влияния. Так, все аббаты Сен-Галлена стремились привлекать в монастырь свежие силы из Британии, Германии, Италии. Аббат Отмар, например, после введения Устава святого Бенедикта учредил в обители школу.

Сначала Сен-Галленский монастырь находился в зависимости от Констанцского епископа, в епархии которого он находился. Но монастырь энергично боролся за свою самостоятельность, и в правлении аббата Гримальди она была получена. При этом же аббате была значительно увеличена монастырская библиотека, что повлекло за собой дальнейшее развитие монастырской школы. Высшей же степени своего развития монастырская наука достигла при аббате Соломоне, правление которого продолжалось 30 лет (890–920).

Школ в Сен-Галлене, как и в большинстве средневековых монастырей, было две: внутренняя и внешняя. Первая предназначалась исключительно для тех лиц, которые впоследствии становились монахами. Здание ее одной стороной примыкало к монастырской церкви, школьные помещения располагались вокруг широкого двора, но между ними и двором протянулась по всем сторонам крытая галерея. Церковь эта предназначалась для учеников внутренней школы. В некотором отдалении от школьных построек располагались кухня и баня с четырьмя котлами, очагом и двумя скамьями. По другую сторону школьной церкви находилась монастырская больница.

Внешняя школа размещалась в другой стороне - между покоями аббата и гостиницей для знатных посетителей. Ее окружал забор, на котором была сделана любопытная надпись: «Эта ограда стесняет желания учащейся молодежи», т. е. должна была способствовать усилению внимания и углублению в изучаемый предмет.

Основой средневекового преподавания были семь так называемых свободных искусств, но прежде школяры должны были пройти элементарный курс. Учить начинали с 7-летнего возраста, перед началом занятий читалась молитва: «Дай рабу сему пригодный к учению ум, чтобы он преуспевал и во внешних науках (светских. - Н. И. ), и удостоился бы приобрести способность к пониманию вечной науки (богословия)».

В элементарный курс входили: псалтирь (латинская), письмо, церковное пение, церковное счисление и курс грамматики. Чтобы научить школяров читать, пользовались маленькими дощечками или листочками, на которых в алфавитном порядке были расположены буквы. Когда ученики осваивали азбуку, переходили к изучению псалтири, написанной крупными буквами. При этом стремились добиться, чтобы ученики читали без малейших ошибок; если же ошибки при чтении случались, учеников наказывали.

При освоении письма сначала учились писать на покрытых воском дощечках; после них переходили к пергаменту, на котором писали пером и чернилами. За дурное письмо, как и за дурное чтение и за ошибки в церковном пении, провинившегося наказывали телесно. В одном из средневековых стихотворений говорилось:

Если ты не хочешь писать хорошо,

Я испишу твою спину плетьми,

Чтобы ты пропел мне плачевную песню:

Телесное наказание считалось необходимым при учении, и даже «правило монашеской жизни» святого Бенедикта признавало эту необходимость. Били учеников обычно по рукам или по спине, и в некоторых монастырях был даже обычай сечь учеников на Рождество, видимо, в воспоминание об избиении царем Иродом младенцев. В Сен-Галленском монастыре в первой половине Х в. произошел даже трагический случай.

Решили наказать нескольких учеников, и одного из них послали на чердак за розгами. Но тот, вместо того чтобы исполнить приказание, вытащил по пути из топившейся печи полено и положил его под самую кровлю здания. Когда загорелись балки, он сбежал вниз и стал кричать о пожаре. Потушить огонь не смогли, и монастырь почти весь сгорел.

Научив учеников читать и писать по-латыни, приступали к изучению элементарного курса грамматики, т. е. учили школяров различать части речи, склонять и спрягать. При этом старались, чтобы и бытовые разговоры ученики вели на латинском языке. Для этого учителя составляли небольшие словари и разговорники. В соответствии с текстами разговорников разыгрывались сценки, где попеременно участвуют монах, крестьянин, охотник, рыбак, повар и т. д. Каждый из них отвечал на вопросы, касающиеся его занятий, и называл предметы своего обихода.

Когда ученики приобретали некоторые навыки в латинском языке, их заставляли заучивать псалмы. Только после этого следовало обучение семи свободным искусствам, которые средневековыми монастырскими школами были унаследованы от императорского Рима: это грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Один из средневековых авторов сравнивал семь свободных искусств с семью ступенями, по которым человеческий дух поднимается к мудрости. Если в монастырских школах было достаточное число преподавателей, эти науки изучались одновременно; если же учителей не хватало - изучались лишь некоторые из перечисленных предметов.

Главнейшей из всех светских наук была грамматика, которая в то время имела гораздо большее значение, чем в последующие века. Кроме того, что она изучает в настоящее время, в нее входило чтение и обстоятельное толкование произведений различных авторов, а также стилистика, метрика и отчасти риторика. В Сен-Галлене, как и в некоторых других культурных центрах, ученики знакомились с сочинениями Цицерона и Квинтилиана, а касаясь судебного красноречия, изучали памятники римского права.

Средневековая геометрия скорее соответствовала географии, т. к. в ней сообщались описание Земли и сведения о ней. Любимейшим чтением учеников были так называемые «физиологи», в которых рассказывалось о животных, существующих в действительности, и о фантастических, а также о редких камнях и деревьях. «Физиологи», в которых было много религиозно-мистического и символического, переводились на все языки и иногда излагались стихами. Изучение астрономии в монастырских школах основывалось на положении Птолемея о движении Солнца вокруг Земли. Ночью, когда небо сияло звездами, ученики с учителем наблюдали движение светил в разных частях небесного свода. Следует отметить, что вообще преподавание астрономии преследовало чисто практическую цель - разъяснение церковного календаря, определение времени празднования Пасхи и т. д.

Рим оставил средневековым школам в наследство и подходящие руководства. Особой известностью пользовалось сочинение Марка Теренция Варрона, в котором (кроме семи свободных искусств) указывались также медицина и архитектура. По образцу римских руководств в монастырских школах составлялись и собственные руководства.

В отдельном флигеле, который примыкал к соборной церкви монастыря, размещались библиотека и скрипторий - комната для переписывания рукописей. На стене скриптория была сделана надпись: «Здесь пусть сидит только тот, кто пишет реченья Святого Закона или Святых Отцов, одаренных разумом и благочестием. Да остерегается всякий говорить здесь что-либо легкомысленное; из-за легкомысленной беседы ошибается рука. Прилежно собирайте сочинения, в которые не вкралось никакой лжи, чтобы рука пишущего двигалась по безопасному пути. Чудесное занятие - писать священные книги, и пишущего ждет верная награда!»

Ученики внутренних школ считались полной собственностью монастыря; они подчинялись всем правилам, которым подчинялись монахи, и с самых малых лет привыкали к монашеской жизни. Следует отметить, что дисциплина в школах была замечательная. В 911 г. Сен-Галлен посетил германский король Конрад I, которого встретили с подобающей пышностью. Желая побаловать учеников (а может быть, и испытать!), он вынул золотую монету и подал ее одному из них. Но ученик стал отказываться, т. к. воспитанникам запрещалось принимать что-либо от посетителей. Тогда король положил ему монету в рот, но ученик выплюнул ее и громко закричал. Через некоторое время Конрад I стал бросать в учеников яблоки, но те не обращали на них внимания. Прожив в Сен-Галлене три дня, король остался довольным воспитанниками и приказал, чтобы эти три дня стали ежегодными днями отдыха.

Из книги Эпидемия целительства автора Мастерс Питер

Ум - обитель веры Ум, или здравомыслие, играет первостепенную роль в нашей христианской жизни еще и потому, что является обителью веры. Вера - это принятие умом истинности Божьих слов. Мы верим учению Христа, повествованию о Его искупительной жертве и обещаниям Бога.

Из книги Суфии - верность истине автора Раджниш Бхагван Шри

Глава 15. ТИХАЯ ОБИТЕЛЬ 10 сентября 1977 годаСуфийский мудрец Абдулалим из Феса отказался учить, но время от времени он советовал людям, как идти по пути.Однажды к нему пришел ученик, который был неспособен к учению и регулярно становился безумным, посещая «мистические

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Обитель Истины Некогда жили два мудреца. Один из них заблуждался, но многие люди верили, что он был великим человеком.Второй мудрец был истинным обладателем высшего знания. И опять-таки многие верили в него.В результате стихийного бедствия оба мудреца вместе со своими

Из книги Лапландцы [Охотники за северными оленями] автора Боси Роберто

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Палестинский патерик автора Автор неизвестен

9. НАСТАВЛЕНИЕ ВСТУПАЮЩЕМУ В ОБИТЕЛЬ 1. Должно знать, что того, кто оставляет мир и вступает в обитель, должно сначала подвергнуть строгому испытанию, возлагая на него всякие послушания, кроме уставом определенных священнодействий и псалмопении. Если он, всему покоряясь со

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

Обитель и общежитие Вступающим в монашество должно избирать места и образ жизни сообразно с их душевным устроением. ; .Монашеское жительство содержится в трех главных устроениях и образах подвига: в отшельничестве, в безмолвии, с одним или двумя, и в общежитии. }