Церковь троицы в никитниках. Россия: церковь троицы живоначальной в никитниках Был старостой церкви троицы в никитниках

Древнерусская живопись церкви Троицы в Никитниках

Фресковые росписи стен


Это место находится в самом центре Москвы. Но хорошо спрятано от любопытных взглядов. Найти Никитников переулок практически невозможно. В наши дни и все подходы огорожены. Небольшая площадь с церковью уже к концу XIX века была обстроена высокими домами. В ХХ веке окружающая застройка еще более уплотнилась.

Начало Никитникова переулка



Начало Никитникова переулка зажато с двух сторон огромными зданиями начала ХХ века, построенными в стиле модерн. Особенно давит справа чудовищное по своим пропорциям здание под названием «Боярский двор», построенное по проекту Ф.Шехтеля, которое окружило церковь в Никитниках и закрыло её от площади. Одна только двухсветная арка хозяйственного въезда во двор этого «Двора» выше здания церкви и подавляет замечательный памятник архитектуры XVII века. Этот далеко не единственный пример варварского отношения к отечественной истории со стороны финансовых воротил дореволюционной России.



А здесь церковь смотрится на фоне советской архитектуры 1970-х гг.



Но и пробравшись вдоль бесконечной вереницы машин, попадаешь на небольшую площадь, где церковь стоит несколько посвободнее, но зато появляется фоновая застройка зданиями ЦК КПСС, построенными здесь в 1970-е годы. Поистине – храм зажат со всех сторон постройками всех веков.


Архитектура церкви хорошо изучена. Церковь Троицы в Никитниках построена в середине XVII века. Это замечательное по красоте архитектурное сооружение строилось в течение 1635-1653 годов на средства купца Г.Никитникова, выходца из Ярославля. Он был так богат, что даже московские цари обращались к нему за помощью.....

Главное достоинство церкви в Никитниках в том, что здесь мы встречаем Синтез Искусств .

Она принадлежит к очень немногим хорошо сохранившимся памятникам русской истории, где объединены в единый синтез искусств и архитектура, и живопись, и резьба по дереву и камню.

Памятник архитектуры с его великолепной белокаменной резьбой наличников и порталов, первоклассными иконами и росписями стен предстал после реставрации в своем подлинном виде. Открыта уникальная стенная роспись 1652 – 1653 гг.

И моя статья посвящена в основном некоторым вопросам древнерусской живописи. Фресковые росписи в этом сооружении покрывают все стены, их настолько много, что они представляют собой бесконечную картину переплетающихся сюжетов.

Двухсветное пространство основного главного четверика сплошь покрыто живописным ковром. Стены, сомкнутый свод и даже оконные откосы, как огромная иллюстрированная книга, рядами в строгой последовательности представляют Библейские и Евангельские сюжеты и притчи. Но фрески на религиозные темы написаны как жизнерадостные и красочные картины, перенесенные в обстановку русского быта XVII века.



Общий вид северной стены



Иконостас



Фрески поднимаются до верха стен и переходят на своды


Нужно быть великим знатоком Древнерусской живописи, что бы разобраться во всех этих сюжетах и тем более их понять. Оставляю этот вопрос для специалистов, а покажу я детально только два фрагмент, в которых постарался разобраться.

Поднимаюсь по входной лестнице, как и положено – весьма крутой, и вхожу в небольшой вытянутый в длину объем западной галереи. С галереи несколько входов в отдельные помещения храма. Войдя в любое помещение, и переходя в следующее, ты вскоре теряешь ориентацию в пространстве. Ты попадаешь в лабиринт, в котором одно пространство переходит в следующее и так до бесконечности. Так было многие годы, пока церковь была музеем.



План церкви Троицы в Никитниках

Надо сказать, что многие десятилетия здание церкви Троицы в Никитниках было филиалом Исторического музея. С1963 года - музей древнерусской живописи. И это был один из самых камерных московских музеев, куда приходили только знатоки и любители русской архитектуры. Ведь в этих стенах музеем было само здание, никаких других «экспонатов» не было.

В музее так же устраивали концерты ранней музыки, и русской и европейской. В зале ставили деревянные скамьи, простые и тяжелые, как в древнерусских палатах. И приходило много людей.

Мы с супругой тоже были там на концерте. Маленьком камерном концерте, где звучала старинная скрипка и виолончель. А на старинном клавесине играл Иван Монигетти (такое необычное имя запомнилось!). Вот только когда, в каком году это могло быть? Наверное - в семидесятых.

Это были запоминающиеся концерты, ведь музыка звучала в великолепном по акустике зале. И вся обстановка, специфическое звучание старинных инструментов и как бы оживающие фрески на стенах. И интерьер древнерусского зала, который помнит века.

Повторяю, что фресковая живопись покрывает ковром все стены

Я выбрал для себя два фрагмента, что бы показать их крупным планом и с необходимыми пояснениями.



1 - Так, в центре западной стены, над аркой входа в основной четверик церкви, располагается сюжет на тему притчи «О разумных и неразумных девах».

Справа и слева по дуге арки расположены ступени лестницы, по которым поднимаются к дверям рая девы, по пять штук с каждой стороны. А наверху их встречает сам Христос с ангелами. Во первых все девы одеты в русские костюмы XVII века. Слева разумные девы в простых одеждах, и с высоко засученными рукавами, сразу после работы. А вот справа совсем другие девушки – из богатого купечества, очевидно. Они разодеты в яркие сарафаны и оживленно жестикулируют, продолжая веселую беседу. Но - двери рая перед ними оказались закрытыми! Стучи - не стучи, дверь закрыта. Так простой художник из народа передал свое отношение к трудовому народу и к богатым. Древняя притча на картине древнерусского художника приобрела яркое и явно мирское звучание.

Что есть что в церкви

Поэтому происхождение названия «Никитники» можно толковать двояко: то ли от древней церкви, то ли от фамилии владельца усадьбы. Но как бы там ни было, церковь сгорела в очередном московском пожаре. Пострадал и хранившийся в усадьбе товар. Тогда в 1628-1634 годах Григорий Никитников на собственные средства построил новый каменный храм. Он дошел до нас без изменений.

Кстати, желания у Никитникова были весьма прозаичные: в церкви Живоначальной Троицы устроили тайники для хранения ценностей, а в подклете - склад.

Храм в стиле русского узорочья получился нарядным, поэтому его черты копировали при строительстве многих других московских храмов. Например, здесь впервые вход в церковь оформили шатровым крыльцом. А хорошо сохранившиеся фрески в храме Троицы в Никитниках выполнил Симон Ушаков.

В 1904 году один придел церкви Живоначальной Троицы, в подклете, освятили во имя иконы Грузинской Божьей матери, поэтому церковь иногда называют церковью Грузинской Богородицы.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Образ Грузинской иконы считался чудотворным: ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654 году. Это был список иконы, которую завоевавший Грузию в 1622 году персидский шах Аббас продал русским купцам. Подлинник иконы находится в Красногорском монастыре на Пинеге.

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) - эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века.

В сторону Ильинки от Варварки тянется закрытый сейчас для «посторонних» Ипатьевский переулок с Церковью Живоначальной Троицы в Никитниках. Место это долго не застраивалось и называлось «Глинищи» из-за глинистой почвы.

По царскому указу в 1622 году приехал в Москву и обосновался в Китай-городе успешный ярославский купец Григорий Леонтьевич Никитников. Рядом с его двором располагался деревянный храм святого мученика Никиты на Глинищах, сгоревший в 1626 году. Но сохранилась местная храмовая икона второй половины XVI века с изображением мученика Никиты Готского в воинском одеянии и его житием.

Св. Никита принял крещение от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Вместе со знаменитым Вульфилой он участвовал в распространении христианства среди готов и воевал в войсках вождя Фритигерна против гонителя христиан Атанариха.

После возвращения к власти Атанариха Никита был подвернут истязаниям и казнен через сожжение в 372 году. Согласно житию, огонь не опалил тело мученика. Некий праведник и друг Никиты Мариан сначала спрятал, а потом похоронил в своем доме его тело, за это его дому было ниспослано богатство.

Так же существовало поверье, что каждый дом, в котором почитали память Никиты-воина, получит богатство и изобилие. Можно предположить, что такая легенда привлекала Григория Никитникова. Да и «фамилия» его была созвучна с именем святого. Поэтому происхождение названия «Никитники» можно толковать двояко, то ли от древней церкви, то ли от фамилии владельца усадьбы.

Но как бы там ни было в 1628-1634 гг. на средства этого купца Никитникова на месте сгоревшей деревянной церкви была построена новая в камне, которая дошла до нас в первоначальном виде.

Один придел Церкви Живоначальной Троицы, в подклете, был освящен во имя иконы Грузинской Божьей матери, поэтому церковь иногда называют церковью Грузинской Богородицы.

Образ Грузинской иконы считался чудотворным. Ему приписывали чудо избавления Москвы от моровой язвы в 1654г. Это был список иконы, которую персидский шах Аббас, завоевавший Грузию в 1622г., продал русским купцам. Подлинник иконы находится в Красногорском монастыре на Пинеге.

В советское время храм был передан Государственному историческому музею. В 1923-41 гг. здесь действовал музей Симона Ушакова, с 1963 года - музей древнерусской живописи. В 1991 было принято решение вернуть церковь верующим, ныне богослужения ведутся в подклете храма. Музей закрыт.

Буквально напротив входа в храм находится вход в Управление делами президента РФ, а именно Путина В.В. Поэтому этот храм иногда называют «президентским». Бытует поверье, что сотрудники Управления часть рабочего дня проводят в этой церкви, и поскольку своих грехов иметь не могут, то отмаливают нас, грешных, погрязших в пороках.

Рядом с храмом расположен дом №12 по Ипатьевскому переулку. Правое строение этого дома имеет непосредственное отношение к Никитниковской церкви. Это старинные палаты, построенные в середине XVII века, пример каменной жилой застройки, которая постепенно начала вытеснять в Москве деревянные дома.

В 1670г. палаты были отданы под мастерские Симону Ушакову, одному из первых русских живописцев. Именно его имя и спасло древние палаты от уничтожения в советское время.

Симон Ушаков — знаковая фигура в истории русской живописи. Родом из посадских, в 1648г. поступил на царскую службу в Серебряную палату, где работал «знаменщиком», т. е. сочинял рисунки для украшения утвари и ювелирных изделий, а также рисунки для знамен, географических карт, вышивок и церковных облачений.

Постепенно он завоевал большой авторитет при дворе Алексея Михайловича. Ушаковская мастерская писала иконы и фрески для Архангельского, Успенского соборов Кремля, церкви Троицы в Никитниках. Ушакова принято считать основателем русской живописи.

До него на Руси писали только иконы, а Ушаков начал рисовать портреты светских людей, так называемые парсуны — переходный жанр между иконописью и светским портретом. Они по-прежнему рисуются на досках, напоминают святые лики, но уже появляется богатая светотень, прием, который Симон Ушаков воспринял от итальянских мастеров.

Ну а сейчас здесь располагается Федеральное казначейство, которое контролирует операции со средствами федерального бюджета, и тщательно следит за справедливым его распределением.

Чтобы попасть к храму, нужно всего лишь пройти охрану управделами президента. Сделать это совсем несложно, просто надо кричать в трубку телефона что-то типа: «Электорат хавает! Да куда он денется? Ну хоть два триллиона дайте!». А может, и так пустят.

На охраняемой территории в Никольском переулке находится еще один храм - церковь Николая Чудотворца «Красный звон». Название происходит от красивого звона колоколов храма, в числе которых был колокол 1573 года, предположительно взятый царём Алексеем Михайловичем в качестве трофея во время Польской войны.

Храм был известен тем, что рядом с его алтарём была захоронена голова Алексея Соковнина — начальника Конюшенного приказа, который в 1697 году участвовал в заговоре против Петра I и был за это четвертован на Болотной площади. Его родственники вытребовали останки, но они уже были отправлены властями в «убогий дом», поэтому была погребена с почестями лишь отсечённая голова.

Уже выйдя на Варварку, мы заметили группу сотрудников, расположившихся на обеденный перерыв. В каком именно ведомстве они работают, я так и не понял.

Fais se que dois adviegne que peut.

Сейчас, когда решается судьба древнерусского наследия, хочется понять, как же живут памятники в новых условиях. Что происходит, когда музей вынужден покинуть храм или монастырь?
Помню, как лет десять назад очень остро стоял вопрос о музее в Троице-Сергиевой Лавре. В этом музее работали мои университетские приятельницы. Приезжала к ним много раз, привозила в музей студентов, друзей. Поэтому, когда музей вывели из Лавры, я очень хорошо понимала их боль.
Звоню приятельнице неделю назад и узнаю, что все нормально, что она и ее коллеги по-прежнему работают в ризнице, коллекция древнерусского искусства сохранена, экспозиция XVIII века тоже жива. Музей и монастырь подписали соглашение о сотрудничестве, и даже келейная икона св. Сергия Радонежского вернулась в музейную экспозицию. Монастырь не изгнал профессионалов, более того музейщикам стали помогать.
А что в Москве? Можно ли увидеть то, что скрыто за этими окнами с великолепными резными наличниками?

Церковь Троицы в Никитниках, как и Новодевичий монастырь, когда-то была филиалом Исторического музея в Москве. Это был один из самых чудесных музеев Москвы – живой посадский храм первой половины XVII века. Когда я привозила студентов-искусствоведов на практику в Москву, то без знакомства с Троицей в Никитниках нельзя было обойтись так же, как без посещения Кремля и Коломенского. Говорю об этом, поскольку случись практика сейчас, в церковь бы студенты не попали.

Храм передали церковной общине. Сейчас служба идет в подвальном помещении, где когда-то были складские помещения купцов Никитниковых, а верхний храм на реставрации. Хоть и хороша церковь снаружи, но главное, как и полагается, находится внутри. Здесь чудом сохранился полный цикл росписей середины XVII века. Иконостасы украшали иконы Симона Ушакова и изографов Оружейной палаты.

Церковь окружают плотным кольцом здания начала и середины XX века. Когда-то в них были кабинеты ЦК и Московского горкома партии, сейчас здесь расположилась администрация президента. Жилых домов поблизости нет. Это к вопросу о приходе.

За последние годы я несколько раз оказывалась в Никитниковом переулке, но попасть в храм не могла. Вот и на днях пришла, спросила и услышала, что там идет реставрация. Существует сайт храма: http://www.nikitniki.ru/main
Но понять, что сейчас с фресками, невозможно. Кстати, сайт странный. Тексты о храме, которые там выложены, очень старые, авторы не упоминаются. Никакой информации о современном состоянии, о реставрации там не найти.
Поиск по блогам оказался более продуктивным. Я нашла прекрасные фотографии очаровательной прихожанки храма: http://tanja-shino.livejournal.com/139322.html
Из ее поста я узнала о противостоянии музея и прихожан. Все это очень грустно. Люди стали заложниками ситуации. Вот, например, община обижается на «вредных» музейщиков, которые вывезли иконостас из южного придела храма. А что делать музею, если ответственность за иконы никто с него не снимал?

А самое главное, как должен существовать уникальный храм. Что на этот счет думает община? Насколько этот храм будет доступен? Разумеется, молиться в таком храме – это счастье. Но почему он утрачен сейчас для русской культуры? Наверное, мнение об этом церковной общины было бы интересно узнать не только мне.

Сейчас, когда разрабатывается закон о передаче недвижимости религиозным организациям, нельзя забывать о главных российских памятниках. Надо думать о том, как сохранить их для потомков. Думаю, что при передаче храма церкви, сразу же надо оговаривать возможность его доступности не только для прихожан и законодательно определять ограничения, которые должны соблюдать его новые владельцы. Итальянцы это обязательно делают по отношению к уникальным фресковым комплексам. И Капелла дель Арена с фресками Джотто, и капеллы с фресками Мазаччо и Пьеро делла Франческа во Флоренции и Ареццо живут в храмах в музейном режиме. Строго регулируется поток посетителей, поскольку люди заранее покупают билеты на сеансы. Продумано освещение. Разумеется, ни о каких парафиновых свечах и речи нет. А ведь наши памятники еще более хрупкие. Фрески-то были изобретены не в наших широтах! Рублевские росписи в Успенском соборе сохранить не удалось. Сохранятся ли росписи в церкви Троицы, или наши дети, как и мы в последние годы, смогут любоваться лишь ее фасадами?

Фото: Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках

Фото и описание

Церковь Троицы Живоначальной была построена в 1628-51 гг. по заказу купца Григория Никитникова на территории его усадьбы. Ранее на этом месте стояла деревянная церковь Никиты Мученика на Глинищах, которая сгорела в одном из московских пожаров.

Церковь Троицы в Никитниках является интересным архитектурным памятником в стиле «русского узорочья». Этот храм впоследствии стал образцом для строительства многих московских храмов. Стройные пропорции центральной части церкви увенчаны пятиглавием, к основанию которого прилегают три ряда кокошников. Центральная глава – световая.

С северо-востока и юго-востока примыкают два придела, северный и южный. Северный придел имеет трапезную, как и главный храм. Шатровая колокольня отнесена в северо-западный угол храма и соединена с трапезными крытой галереей – папертью. Вся эта часть храма напоминает хоромы древнерусского деревянного зодчества. Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом. Такие «хоромные» крыльца стали позднее пристраивать к более древним храмам. Крытая галерея и крыльцо, наличники двух главных окон южного фасада напоминают декор кремлёвского Теремного дворца. Южный придел храма был родовой усыпальницей Никитниковых и не имел входа со стороны улицы, а сообщался только с храмом.

Хорошо сохранившаяся многоцветная стенопись храма со множеством бытовых деталей была выполнена, предположительно, кремлёвскими мастерами (Я. Казанец, С. Ушаков и др.), и в дальнейшем стала образцом для росписей церквей XVII-XVIII веков в таких городах как Ярославль, Ростов, Кострома и Вологда. Эти же кремлёвские мастера позднее писали иконы для иконостаса храма.

В 1904 году в подклете был освящён придел Грузинской иконы Божьей Матери, по которому храм получил второе название.

Храм был закрыт в 1920 году, и в нём разместился филиал Государственного Исторического музея. В 1923 году в церкви был открыт музей живописи Симона Ушакова. В 1941-45 гг. музей был эвакуирован и вновь открыт после войны только в 1963 году.

В настоящий момент в храме возобновлены службы.