Базилика св. Екатерины Александрийской. Храм святой екатерины александрийской Костел св екатерины на невском

Петербург католический представлен несколькими храмами и приходами общим числом около десятка. Наиболее крупный католический храм города – Базилика святой Екатерины Александрийской. Это один из первых западно-христианских приходов в России, основанный в первой четверти XVIII века. Более двадцати лет католики города на Неве не имели собственного храма, и лишь в 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоанновны, было принято решение о строительстве католического собора на Невском проспекте.

Ожидание длиною в 45 лет

Проект и строительство храма поручили архитектору Пьетро Антонио Трезини, чья карьера в последующие годы резко пошла вверх. Он был назначен главным архитектором Петербурга, создал несколько выдающихся православных храмов в российской столице. При этом строительство католического собора продвигалось крайне медленно. Россию сотрясали дворцовые перевороты, менялись правители, а латинский приход оставался «бездомным». В 1751 году, во время царствования Елизаветы Петровны, Трезини покинул Россию, так и не закончив строительство. Петр III вообще приостановил строительные работы, а возобновила их Екатерина Великая, перепоручив архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту. Впрочем, и он оставил храм незаконченным.

«Недострой» в центре города несколько портило Невскую перспективу. Да и католическая община, собравшая на строительство немалые средства, но вынужденная ютиться во временном молельном доме напротив, не оставляла императрицу в покое постоянными просьбами и ходатайствами. В результате третья творческая группа во главе с архитектором Антонио Ринальди завершила казавшееся уже бесконечным строительство. В 1783 году католический собор был освящен именем святой Екатерины Александрийской – в честь небесной покровительницы Екатерины Великой. С момента старта строительства и до его завершения прошло 45 лет.

От постройки до наших дней

Открытие храма стало долгожданным и значительным событием в жизни многочисленной католической общины Петербурга. Прихожанами собора Святой Екатерины стали знаменитые деятели искусства, ученые, государственные служащие, приглашенные из Европы.

Менялись времена, менялись цари на престоле, и вместе с ними на смену одним монашеским орденам, несущим служение в базилике, приходили другие. До начала XIX века собор принадлежал францисканцам, а после 1800 года, в правление Павла I – иезуитам. Спустя 15 лет православная церковь развернула борьбу с иезуитским орденом на территории России, в результате чего все представители этой конфессии были высланы из страны с конфискацией имущества. Базилика перешла в руки доминиканцев.

К началу ХХ века приход храма Святой Екатерины насчитывал около 30 000 человек, из которых 20 000 здание могло вместить в себя одномоментно.

Все изменилось после Октябрьской революции... Многие из прихожан были репрессированы, в 1923 году начались расстрелы служителей церкви. Храм, однако, продолжал действовать, оставаясь единственным католическим приходом, в котором служил последний католический священник Ленинграда, доминиканец Мишель Флоран. В 1938 году внутреннее убранство разграбили, книги и образы святых выбросили на помойку. Уничтожение интерьеров храма завершил в 1947 году масштабный пожар.

В 70-х годах прошлого века начались реставрационные работы, целью которых было переоборудовать храмовые помещения в органный зал (до этого их занимали склады). Большую часть работ реставраторы уже завершили, когда в результате поджога собор сгорел снова. В числе прочего, огонь уничтожил уникальный орган конца XVIII века.

Возрождение католической общины Петербурга началось в 1991 году, и в первых годах нашего столетия храм святой Екатерины вновь открыл свои двери для прихожан.

Архитектурные особенности собора

Поскольку за долгое время строительства храма надзор за ним поручался разным архитекторам, каждый из которых имел свой художественный стиль и почерк, первоначальный проект здания не раз менялся. Внешний вид собора сегодня – результат вынужденного компромисса нескольких ярких художников.

Здание базилики святой Екатерины Александрийской в плане представляет собой католический крест с двадцатипятиметровым поперечным нефом. Длина собора – 44 метра. Фасад его украшен аркадой и колоннами, над которыми возвышаются фигуры апостолов-евангелистов и ангелов с крестом.

Внутреннее убранство храма не сохранилось до наших дней, но было частично восстановлено по старинным документам и фотографиям.

В 1938 году, во время разграбления храма большевиками, одна из прихожанок успела вынести из здания алтарный крест, который она хранила у себя дома всю жизнь. Сегодня сей крест установлен в отреставрированном соборном алтаре.

В 2013 году храм получил титул «малой базилики». Этот почетный статус присваивается самым значительным католическим святыням мира лично Папой Римским. Всего ним удостоено около 1700 храмов. Собор святой Екатерины Александрийской – единственная малая базилика в России.

По адресу: Невский проспект, д. 32-34 (м. Невский проспект. Район Центральный).

Храм Святой Екатерины Александрийской - католический храм в городе Санкт-Петербург, один из старейших католических храмов России.

Во дворе зданий на Невский проспект, д. 32-34 есть проход на улицу Итальянскую по живописному дворику.

Историческая справка

Католический приход святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году. В 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невской перспективе (Невском проспекте).

Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Всё это время община служила во временном храме, зал для которого был оборудован в соседнем доме (совр. Невский пр., д.34). Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины.

7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

В период СССР храм не действовал.

В период с 1992 по 2008 год в храме была проведена реконструкция. Сейчас храм открыт для верующих. При церкви действует воскресная школа, катехуменат, Детский центр им. Урсулы Ледуховской, встречи Движения Живого Розария, доминиканцев-мирян. Приходской хор регулярно выступает на различных фестивалях. В храме проводятся концерты и встречи с деятелями культуры. Работает общество помощи нуждающимся.

Загрузить фото 3,9 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 6,0 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 3,3 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 2,6 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 4,2 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 4,4 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 3,6 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 3,4 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 2,2 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 2,1 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 2,3 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 1,9 МБ

">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 1,3 МБ ">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 316,4 КБ

">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 546,6 КБ

">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 627,6 КБ

">

На аттик храма Святой Екатерины на Невском возвращаются скульптуры Евангелистов Загрузить фото 729,1 КБ

">

Копии скульптур святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна сегодня начали устанавливать на аттик римско-католического храма Святой Екатерины на Невском пр., 32-34.

Завтра продолжится монтаж на аттик центральной скульптурной группы «Поклонение Кресту». Точное время завершения установки пока не известно в связи со значительной технической сложностью процесса.

Предполагается, что полностью от строительных лесов фасад храма освободится на следующей неделе.

В настоящее время решается вопрос о передаче подлинных скульптур на музейное хранение.

В 2014 году для решения вопроса о копировании скульптур был созван реставрационный совет с участием специалистов КГИОП, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, члены которого единодушно пришли к выводу, что дальнейшее пребывание подлинных скульптур на открытом воздухе невозможно, поскольку деструкция мрамора увеличивается вследствие влияния климата и агрессивной атмосферной среды. Аттик базилики также находился в неудовлетворительном состоянии.

Все основные параметры скульптур (высота, ширина, толщина), а также все нюансы авторской пластики и даже выветренность исторического камня перешли в копии. Для того чтобы избежать передачи значительных дефектов поверхности и многочисленных утрат с поверхности оригинала была применена так называемая «двойная формовка». Работы выполняли специалисты ООО «РМ «НАСЛЕДИЕ».

Научно-проектная документация на реставрацию скульптурной группы на аттике была разработана в 2013 году. В том же году выполнены работы по реставрации входных и воссозданию металлических решеток для ограждения боковых входов на паперти и настенных фонарей у входа на общую сумму 43,9 млн. руб.

В 2014 году выполнена реставрация скульптурной группы на аттике храма на сумму 19,8 млн. руб.

В 2015 году - работы по копированию четырех скульптур на аттике храма на 42,7 млн. руб.

Работы по усилению стенки аттика храма, а также реставрацию кровли, купола и фасада барабана в 2017 году выполнило АО «Ренессанс-Реставрация». Объем финансирования на эти работы из бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП составил 34,6 млн. руб. руб.

Кирпичный аттик над стеной главного фасада имеет высоту 2 метра. Его стены в угловых зонах и центральной части имеют значительное утолщение, рассчитанное для размещения тяжелых скульптур. Исторически крепление скульптур на аттике храма производилось после завершения его строительства, за исключением скульптурной композиции «Поклонение Кресту», которая устанавливалась вместе с возведением каменной кладки стены. Крест крепился во время укладки аттика.

Храм Святой Екатерины будет принимать футболистов и болельщиков в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года в качестве центрального римско-католического храма Санкт-Петербурга .

Комплекс построек Римско-католического храма Святой Екатерины занимает прямоугольный в плане сквозной участок, выходящий на Невский проспект и Итальянскую улицу; состоит из церковного здания и расположенных вдоль границ владения жилых домов с флигелями.

Разрешение на строительство католического храма на Невской перспективе (ныне Невский проспект) было подписано императрицей Анной Иоанновной в 1737 году. Первоначальный проект, составленный архитектором П.А. Трезини, не был реализован. Новый проект разработал в 1762 году арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот. В плане храм решён как латинский крест; с куполом над пересечением нефа и трансепта. Здание отодвинуто вглубь участка и соединено арками с фланкирующими его церковными домами. Главный фасад прорезан почти на всю высоту арочной нишей с двумя колоннами. Задуманная арх. Ж.-Б. Валлен-Деламотом композиция с огромной аркой в центре, двумя башнями-звонницами и обильным скульптурным декором соответствовали господствующему в то время стилю «барокко». Здание было заложено 16 июля 1763 года, однако работы по его возведению затянулись; руководивший с 1775 года строительством архитектор А. Ринальди, внёс при осуществлении значительные изменения в проект 1763 года. Он упростил декор главного фасада, убрал фланкирующие главный вход в храм башни и завершил триумфальную арку главного фасада по Невскому проспекту высоким прямоугольным аттиком, украшенным скульптурами.

На протяжении XIX - первой четверти XX веков здание неоднократно ремонтировались и частично перестраивались. Значительные изменения претерпело оформление интерьеров; к северному и западному фасаду были пристроены новые объёмы, при ремонте крыши повышены отметки конька.

В 1938 году храм был закрыт, здание использовалось как складское помещение, предполагалась организация в нём выставочного и концертного залов. Дважды в храме происходили пожары - в 1947 и 1984 годах, в результате которых оформление интерьеров было практически утрачено.

В 1992 году здание было возвращено Римско-Католической Церкви. Были проведены ремонтно-реставрационные работы, в начале XXI века восстановлено внутреннее убранство.

Римско-католический храм Святой Екатерины сохранил историческое объёмно-пространственное решение и оформление фасадов. Здание принадлежит к лучшим образцам стиля, переходного от барокко к раннему классицизму. Оно гармонично входит в ансамбль Невского проспекта, его купол является одной из значимых доминант центральной части главной магистрали города.

Скульптура в завершении главного фасада храма предполагалась на всех этапах проектирования. На чертеже главного фасада арх. П.А. Трезини она показана схематично. По проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота на аттике над центральной частью фасада предполагалось установить скульптурную группу из двух ангелов, поддерживающих крест, а на фланкирующих башенках - статуи святых. Арх. А. Ринальди завершил здание прямоугольным аттиком на котором были установлены скульптуры четырёх Евангелистов - Св. Иоанна, Св. Луки, Св. Матфея и Св. Марка, а по центральной оси - скульптурная композиция «Поклонение Кресту». Эта композиция перекликается с решением, предложенным Ж.-Б. Валлен-Деламотом, однако отличается большей композиционной завершённостью. Скульптуры выполнены из белого мрамора. Композиция «Поклонение Кресту» состоит из двух коленопреклонённых ангелов, один из которых держит крест, и двух херувимов у основания креста. Крест стальной кованый с позолоченной облицовкой из цветного металла (медь). Скульптуры Евангелистов размещены попарно над углами ризалитов главного фасада.

Авторство и время выполнения статуй не определены. Они были установлены одновременно, вероятно, в 1799-1780 годах при устройстве стропил и возведении купола храма, однако художественное решение центральной группы и фигур четырёх Евангелистов различно. Композиция «Поклонение Кресту» выполнена в характере барокко, стилистика скульптур Евангелистов позволяет отнести их к эпохе классицизма.

Первый католический костёл в Санкт-Петербурге появился в 1710 году. Он представлял из себя небольшой деревянный храм, расположенный в Греческой слободе, примерно на участке дома №3 по Аптекарскому переулку . Эта постройка сгорела во время опустошительного пожара 24 июня 1737 года. Восстанавливать костёл на прежнем месте оказалось невозможным. Найти новый участок католическая община быстро не смогла. Дело дошло до Кабинета министров, который 10 июля 1738 года принял решение о выделении для католической общины участка на Большой Першпективной дороге (будущий Невский проспект) .

Большая Першпективная дорога в XVIII веке ещё не была главным столичным проспектом, являлась только лишь въездным шоссе в город. Её окрестности оставались окраиной Петербурга. Именно это, а не желание угодить иностранцам, было причиной выделения на першпективе участков для иноверческих храмов. Католики выбрали для себя территорию напротив деревянного Большого Гостиного Двора .

Указ о строительстве нового костёла был подписан императрицей Анной Иоанновной 13 сентября 1738 года. Его надлежало возводить каменным, в глубине двора и без колокольни. Кроме того, к указу добавлялось: "Ежели к отправлению церковной службы тем католикам необходимо колокола потребны, то позволить им содержать внутри церкви один небольшой колокольчик не для благовесту но для их церемонии " [Цит. по: 4, с. 31].

Автором первого проекта католического костёла стал архитектор Пьетро Антонио Трезини , составивший его после 1740 года. Проект в стиле барокко был утверждён Сенатом в 1746 году. Однако приступить к его реализации сразу не удалось из-за нехватки финансов. Помощь из-за границы оказалась недостаточной. Для сбора средств в 1750 году была издана гравюра проекта П. Трезини, которая могла бы заинтересовать богатых западных католиков но и это не помогло. Пока собор не был построен, службы велись во временной церкви, организованной в одном из жилых корпусов. Первый из них был возведён в первой половине 1740-х годов.

Барочный проект католического храма так и не был реализован. Со временем изменилась архитектурная мода, на смену барокко пришёл классицизм. Из первого проекта впоследствии был применён приём соединения двух церковных домов с собором арками. П. А. Трезини уехал из России в 1751 году. На строительстве католического костёла его сменил французский зодчий Жан Батист Валлен-Деламот .

Новый проект католического храма был составлен Валлен-Деламотом в 1761 году. Он очень сильно отличается от того, что впоследствии было построено. Из-за этого у многих историков сложилось мнение, что труд француза был скорректирован другим архитектором. Но документально это никак не доказано. С первого раза Валлен-Деламоту не удалось сделать проект достаточно классическим, всё-таки достаточно сильной была инерция барокко. Поэтому архитектор сделал второй вариант фасада.

Строительство храма велось с 9 июня 1763 года. 16 июля была проведена официальная церемония его закладки, во время которой чертёж фасада был одобрен Екатериной II. Подписанный императрицей проект не сохранился (или не найден). При этом очевидно, что проект 1761 года вовсе не тот, которым пользовались строители. Валлен-Деламот смог его кардинально переработать. На церемонии закладки первый камень от имени царицы заложил церемониймейстер двора граф Франц Санти, от церкви - приор отец Иероним Пауло. Это событие было отмечено выпуском памятной медали.

Первоначально костёл планировалось освятить в честь покровителя основателя Санкт-Петербурга святого Петра. Но благодаря покровительству Екатерины II главный алтарь было решено посвятить Святой Деве Екатерине, мученице Александрийской.

Первоначальная составленная Валлен-Деламотом смета строительства была равна 105 000 рублям. Но денег не хватало, их расходование часто вызывало споры. В 1766 году императрице была направлена жалоба, в которой утверждалось, что деньги на возведение храма используются настоятелем в личных целях. Позже оказалось, что строительство ведётся с нарушением правил. Отчасти эта претензия была верна, так как 27 ноября 1778 года в соборе рухнули строительные леса. К счастью, это произошло ночью, когда на них не было рабочих.

В 1779 году строительные работы возглавил итальянский архитектор Антонио Ринальди . После отъезда Ринальди из России стройку завершил И. Минчаки.

Церемония освящения храма была проведена 7 октября 1783 года. При этом внутри него ещё отсутствовало декоративное убранство. В 1784 году на стене под хорами заложили мраморную доску в память о торжественной закладке костёла. На ней выбита надпись на латинском языке, которая переводится на русский язык следующим образом:

"Храм этот во время царствования Екатерины II Иоанн Андрей Аркетти ариепископ халцедонский, посол специальных поручений в государстве Россия апостольского престола дня 7 октября 1783 года, в 9 году папской службы Пия IV к 21 году царствования Екатерины II в присутствии всего города торжественно освятил. Кроме того, в праздник римской кафедры в святой год божий, 1784, префект петербургского католического костёла передал торжественно первому архиепископу могилевскому Станиславу Сестренцевичу паллию. Эту памятную доску положили: Михаил Ростоцкий. Синдики: Ян Баптиста Ливио, Антонио Ринальди, Франц Лакруа, Франц Мольнер, Георгий Людвиг Олри, Андрей Пирлинг" [Цит. по: 4, с. 87].

История

Костёл святой Екатерины стал самым старшим и самым большим католическим храмом в России. Его фасад сохраняет "фирменный знак" Антонио Ринальди - две скрещенные ветви. На высоком парапете установлены фигуры евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна, а также фигуры ангелов с крестом.

Престол для храма был заказан в Италии за 6 000 рублей, которые передали Иосиф и Доминик Бранки в 1781 году. Он был освящён одновременно с храмом. На стене за престолом висело подаренное Екатериной II большое полотно (3х6 метров) с изображением символического венчания Святой Девы Екатерины. Её написал Якоб Меттенлейтер не раньше своего приезда в Петербург в 1786 году.

Заметным украшением интерьера костёла святой Екатерины являются восемь фигур апостолов. Они установлены в 1783 году, исполнены из жжёного гипса. Их автор неизвестен, вероятно фигуры делали несколько мастеров. В алтарной части находятся статуи святых Петра и Павла. Над входом в часовню Благовещения - святой Андрей, над входом в ризницу - святой Иуда Фаддей. Напротив святого Андрея в трансепте - святой Варфоломей, напротив Фаддея - вероятно святой Иаков Младший. Ещё одной парой изображённых в костёле апостолов являются, вероятнее всего, святые Иаков Зеведеев и Матфей.

В 1798 году в храме похоронили последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, который провёл в Петербурге последние 11 месяцев своей жизни. Для этого захоронения была выделена часть подвального помещения под восточной частью трансепта, образовавшую склеп размером 3х4 метра.

Над папертью на четырёх небольших колоннах были устроены хоры. Вероятно, поводом к их появлению стала установка в 1801 году большого органа.

В костёле святой Екатерины с 1803 года находился переносной алтарь, выполненные Иоанном Андреем Телотом в 1719 году. Его купила фирма "Дазер и Пирлинг" и 1 сентября 1803 года подарила церкви.

В 1813 году здесь был похоронен генерал армии Наполеона француз Жан Виктор Моро, который перешёл на сторону коалиции и после смерти Кутузова возглавил союзные войска.

Изначально амвон в храме располагался при соединении трансепта с нефом под статуей апостола Иакова Зеведеева. Современник так его описал в 1829 году:

"Деревянный амвон расписан под мрамор, украшен резьбой, спереди находится изображение Спасителя, окружённое ангелочками, по бокам четыре евангелиста; его поддерживают два ангела на массивном резном столбе ручной работы. На амвоне висит деревянное распятие. Над амвоном возвышается балдахин, украшенный резьбой, бахромой и кистями из дерева, вокруг головки ангелов; на вершине балдахина два ангелочка поддерживают крест. Под балдахином фигура Святого Духа, покрытая серебром" [Цит. по: 4, с. 109].

До наших дней частично сохранился амвон конца XIX столетия.

При ремонте в 1829-1830-х годах колонны внутри храма обработали искусственным мрамором. Тогда же обновили главный престол, переосвящение которого состоялось 2 октября 1830 года при участии архиепископа Могилевского. Вероятно, в то же время за престолом вдоль стены установили деревянные белые скамьи с позолотой. Справа от престола располагался малый, посвящённый Иисусу, украшенный образом "Добрый пастырь". Слева - ещё один малый престол с образом Иоанна Крестителя. Автор указанных картин не известен, они находились в костёле до 1890-х годов.

Боковые престолы изначально не были мраморными. С восточной стороны висел образ "Благовещение Девы Марии", с западной - "Распятие". Над западным престолом располагалось изображение "Божией Матери Страдающей" с мощами (чьи это были мощи неизвестно). В 1842 году итальянский каменщик Фердинанд Галеотти пожертвовал для монтажа в боковом престоле мраморного алтаря 1 000 рублей. Перед этим он за свой счёт заказал его в Италии и привёз в Петербург. В костёле святой Екатерины его установили только в 1850 году, так как аналогичный хотели поместить и напротив. Второй боковой престол подарил храму Юлиан Карпович. Его тоже изготовили в Италии из белого и серого мрамора, установили в 1858 году. После установки новых алтарей было решено обновить образа. Новые картины "Матерь Божия Розария" и "Распятие" исполнил польский живописец Тадеуш Горецки.

В 1829 году в соборе святой Екатерины венчался архитектор О. Монферран . В январе 1837 года в храме состоялась свадьба Ж. Дантеса и Е. Гончаровой - сестры супруги А. С. Пушкина. В 1858 году здесь отпевали О. Монферрана, тогда же в соборе перезахоронили привезённые из Парижа останки польского короля Станислава Лещинского.

Князем Лейхтенбергским храму в 1851 году была подарена большая люстра на 250 свечей. Из-за своего большого веса она упала, вешать обратно её не стали. Люстра была продана в 1868 году за 5 000 рублей. Вместо неё были приобретены четыре более лёгких светильника.

Первоначальный деревянный пол костёла святой Екатерины в 1883 году был заменён керамической плиткой фирмы Виллерой-Бош. При ремонте церкви в 1890 году в её помещения провели электричество.

По мнению Р. Ханковска костёл с самого начала украшала только орнаментальная живопись, за исключением четырёх фигур евангелистов в парусах купола . Добавления к ним появились только в конце XIX века, когда было решено расписать купол и неф. Для этого в 1896 году был объявлен конкурс, условия для которого выдвинул ряд петербургских архитекторов во главе с Н. Л. Бенуа . На конкурс поступило только две работы. Один из авторов не выполнил обязательных условий конкурса, поэтому работу отдали второму соискателю - Г. Гримму. Но и его проект не был осуществлён, так как, по всей видимости, он не устроил администрацию костёла.

Так как конкурс результатов не дал, было решено обратиться к польским мастерам: художникам Войцеху Герсону, Казимиру Алхимовичу, Тадеушу Попелю и Антонию Пиотровскому. Росписи и повторяющиеся элементы декора выполнил И. Чаевич.

Одновременно с обновлением живописного убранства костёла в нём проводилась модернизация системы отопления. Прежняя хорошо прогревала только его нижнюю часть, тогда как сверху воздух был весьма прохладным. Из-за этого под потолком возникал пар, оставлявший на стенах мокрые пятна. Летом 1896 года переустройство системы отопления взяло на себя "Общество по устройству отопления и вентиляции в зданиях Лукашевич и К". Смонтированное к зиме оборудование позволило обогревать здание равномерно.

Прихожанами костёла святой Екатерины в разное время были А. Мицкевич, О. де Бальзак, Т. Готье, А. Дюма, Ф. Лист.

При храме долгие годы работали школа-интернат для дворянских детей, женская гимназия, бесплатная начальная школа для девочек, сиротский приют, благотворительное общество.

3 февраля 1918 года советская власть объявила об отделении церкви от государства. Тогда же начались конфискации церковного имущества. У католической общины были отобраны учебные помещения, часть церковной утвари. 10 октября 1919 года были национализированы доходные дома на Невском проспекте. Всё это привело к резкому снижению доходов общины. Многие священники подверглись репрессиям. После появления 22 февраля 1922 года декрета об изъятии церковных ценностей ситуация ещё более усугубилась. Сокровищницу костёла святой Екатерины спас от национализации прелат Константин Будкевич. 25 февраля 1922 года он тайно вывез в помещения польских делегаций на Галерной улице самые ценные предметы. В течение следующих трёх дней, пешком, дабы не привлекать к себе внимание, в польское представительство были перенесены остальные части сокровищницы. Оттуда имущество костёла отправилось за пределы России. 13 марта 1923 года Константин Будкевич был арестован. На судебном процессе в Москве его обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу. Вскоре приговор был приведён в исполнение.

В 1922 году в Польшу перенесли останки Станислава Лещинского, а в 1938 году - останки Станислава Августа Понятовского.

Здание костёла святой Екатерины было признано памятником, поэтому оно охранялось государством и не было снесено. В 1920-х годах в бывшем храме проводились ремонтно-реставрационные работы. Но сделаны они были на крайне низком профессиональном уровне.

На рубеже 1931-1932 годов подвальные помещения костёла занял овощной склад Райпищеторга.

Костёл святой Екатерины был закрыт 15 августа 1938 года. Тому официально были даны три причины: отсутствие духовенства, неполный состав приходского совета (из положенных 20 в совете было только 12 человек) и невыполнение распоряжения о ремонте здания.

Освободившееся здание вначале предлагалось использовать как кинотеатр. Но его переоборудование под эти цели потребовало бы больших финансовых затрат. Поэтому было найдено другое решение. 26 декабря 1938 года здание было передано Этнографическому музею под размещение в нём своих коллекций. Сразу же музей начал подготавливать зал для новой функции. 20 августа 1939 года было выдано разрешение на разборку мраморного алтаря и металлических балюстрад. 56 блоков белого и цветного мрамора и 22 мраморные ступени были переданы фабрике "Монумент-скульптура" для повторного использования. Частью мраморного алтаря являлось бронзовое распятие, отлитое по макету И. Витали. Неизвестной девушке удалось тайком его вынести и передать в единственный действующий тогда в Ленинграде костёл Лурдской Божией Матери .

В 1941 году костёл святой Екатерины был передан Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Его помещения стали использовать в качестве склада, куда перевезли книги из хранилищ, ранее находившихся во Владимирском соборе .

За годы войны здание пострадало от артиллерийского обстрела. Один снаряд попал в карниз главного фасада, а второй упал рядом с входом. Тогда же светильники из костёла святой Екатерины передали в Музей истории Ленинграда. В 1956 году четыре бронзовые золочёные люстры решили в храм не возвращать. Их повесили во дворце Белосельских-Белозерских , где тогда размещался районный комитет партии.

В 1946-1947 годах церковь отремонтировали. Но в 1947 году здесь вспыхнул пожар. Тогда сгорели деревянные элементы декора: паркет в алтарной части, двери в ризницу и часовню. Из-за высокой температуры осыпалась часть штукатурки, потрескались статуи двух святых, роспись над алтарной частью была полностью уничтожена. Пострадала роспись купола, орган.

У библиотеки средств на восстановление костёла святой Екатерины не было. Поэтому в дальнейшем его собственник неоднократно менялся, что также негативно влияло на состояние здания. В 1950 году бывший храм использовало в качестве склада издательство "Юридическая литература", в 1951 году - склад институт Арктики и Антарктики, в 1952 - склад Военно-Морского ведомства. Позже "Ленфильм" собирался устроить здесь склад реквизита. Одно время здание предлагалось переоборудовать под планетарий.

Министерство обороны отказалось от храма в 1962 году. Некоторое время здесь оставался склад, а спустя два года здание решили приспособить под лекторий Музея истории религии и атеизма. К концу 1960-х годов был составлен соответствующий проект. Но на предполагаемое тогда разделение здания на два этажа ГИОП не дала разрешения.

В конце 1970-х годов костёл святой Екатерины передали Ленинградской филармонии им. Д. Д. Шостаковича под органный концертный зал. Проект реставрационных работ был составлен специалистами СНПО "Реставратор" во главе с Антониной Тараненко. В бывшем храме предлагалось устроить сам органный зал, а подвальные помещения отдать под гардероб и технические нужды. В 1977 году были установлены строительные леса и началась консервация сохранившегося убранства в интерьерах здания.

Огромный урон интерьерам нанесли пожары в 1980 и 1984 годах, когда была уничтожена вся внутренняя отделка храма.

К 1991 году был составлен проект восстановления интерьеров костёла на конец XIX - начало ХХ веков. Однако падение советской экономики привело к отсутствию необходимых для ремонта средств.

В 1992 году костёл Святой Екатерины был передан римско-католическому религиозному объединению. Из-за этого старый проект реставрации перестал быть актуальным. Он был упрощён и приспособлен только для нужд церкви. 29 июля 1994 года архиепископом Тадеушем Кондрусевичем здесь было проведено богослужение, после чего костёл стал вновь доступен для верующих. В 1998 году сюда из костёла Лурдской Божьей Матери вернулось распятие. Открытие собора после реставрации состоялось 11 мая 2003 года.



Тот свой день в Питере я теперь называю не иначе как Днём трёх церквей. До сих пор удивляюсь, как это я так удачно смогла совместить три разных храма и не смешать всё в голове в одну большую кучу))) Наверное, потому, что каждая из этих церквей уникальна по-своему: очень тихая и запоминающаяся своим красивым, но совершенно не вычурным внутренним убранством, армянская церковь Св.Екатерины; брутальный снаружи и немного аскетичный внутри католический храм, носящий имя той же святой; и потрясающей красоты Морской Никольский собор в Кронштадте - огромный, яркий и очень шумный от обилия туристов в нём. Об армянской апостольской церкви я уже написала отчёт, рассказ о кронштадтском соборе ещё впереди, а сегодня я покажу вам католический храм Св.Екатерины.

// muranochka.livejournal.com


Нам на шумный Невский проспект...

А если конкретней, то на чётную сторону Невского, где в глубине квартала между домами №№ 32-34 видна католическая церковь Св.Екатерины. Архитектурный стиль - ранний классицизм:

// muranochka.livejournal.com


В центре главного фасада - огромная арочная ниша с двумя колоннами:

// muranochka.livejournal.com


Это польский костёл, история которого в Петербурге началась во времена Анны Иоанновны. Именно императрица выделила польским католикам участок земли на Невском:

// muranochka.livejournal.com


Сначала церковь была деревянной, в 1763 году был заложен каменный храм по проекту Жан-Батиста Валлен-Деламота. Достраивал его уже Антонио Ринальди, храм был освящён в 1783 году:

// muranochka.livejournal.com


Над главным входом в храм была сделана мраморная табличка, на которой бронзовыми буквами написано на латыни "Дом мой - дом молитвы" ("Domus Mea, Domus orationis")

// muranochka.livejournal.com


Я долго не могла войти внутрь храма, потому что зависла перед входной дверью. Настолько она привлекла моё внимание своим декором!

// muranochka.livejournal.com


Во-первых, эти короны. До чего же красивы!

// muranochka.livejournal.com


Во-вторых, дверные ручки. Дело в том, что ручка сделана в форме человеческой руки)))

// muranochka.livejournal.com


Потом ещё надо было рассмотреть фонарь у входа:

// muranochka.livejournal.com


И я уже почти вошла в церковь, но зачем-то решила посмотреть вверх. А там вот такая красота:

// muranochka.livejournal.com


В общем, очень скоро я поняла, что мешаю остальным посетителям церкви входить и выходить из неё и наконец-то оказалась внутри:

// muranochka.livejournal.com


Те из вас, кто периодически читает мои отчёты, уже знают, что в храмы я хожу исключительно ради архитектуры, изучения интерьеров и, конечно же, мне всегда интересно их историческое прошлое. Поэтому я совершенно спокойно посещаю церкви различных конфессий, предварительно изучив правила поведения в них. Этот католический храм вряд ли поразит кого-нибудь пышным убранством и обилием позолоты, но мне он очень понравился как раз своей спокойной красотой и нежными пастельными тонами интерьера:

// muranochka.livejournal.com


Ещё я отметила для себя, что, несмотря на довольно большие размеры, нет ощущения, будто храм давит на тебя и хочется быстрее выйти наружу, как бывает иногда в церквях с мрачной готической архитектурой. В этом плане церковь Св.Екатерины оказалась очень лёгкой и светлой:

// muranochka.livejournal.com


Я отметила для себя несколько интересных деталей интерьера. Потолок:

// muranochka.livejournal.com


Украшения на колоннах:

// muranochka.livejournal.com


Окошки, пропускающие дневной свет, с сидящими по бокам ангелами:

// muranochka.livejournal.com


Ажурные светильники на стене:

// muranochka.livejournal.com


В 1998 году в храме состоялось торжественное освящение капеллы во имя явлений Девы Марии в Фатиме. Расположена капелла слева от главного алтаря:

// muranochka.livejournal.com


Табличка рядом с входом в капеллу поясняла, что это помещение предназначено только для молящихся прихожан. Я, естественно, не стала нарушать правила, а сделала пару фото через дверь. Зуммер мне в помощь))

// muranochka.livejournal.com


Есть у церкви и своя гордость - не совсем обычный большой киот с помещённым в нём образом Св.Екатерины:

// muranochka.livejournal.com


Расположен он у балюстрады главного алтаря и появился в храме относительно недавно, в июле 2014 года. На всякий случай поясню, что киот - это ящик со стеклом, в который помещают иконы для защиты их от свечной копоти и пыли. Отличие этого киота от тех, что обычно встречаются в русских православных храмах - неширокие поля красного бархата вокруг иконы. Они сделаны как место для посвятительных и благодарственных даров. В Европе часто драгоценные четки, крестики исцелённых помещают на стенах рядом с чтимой иконой или статуей, а иногда - прямо на нее. В России посвятительные дары чаще всего подвешивают в киоте на сам образ или его оклад. А необычность киота в храме Св.Екатерины состоит в том, что он совмещает эти две традиции. Знаки признательности святой Екатерине находятся под стеклом киота для большей безопасности, но не закрывают саму икону. Так икона сможет оставаться на небольшом расстоянии от молящихся.

Расскажу вам о нескольких исторических фактах, которые я нашла об этом храме. Храм славился великолепным убранством и прекрасной акустикой, а также огромной библиотекой: в начале 19-го века в ней было 60 000 томов на 30 языках. В 1829 году в церкви Святой Екатерины венчался архитектор Огюст Монферран, строитель Исаакиевского собора. А незадолго до гибели Пушкина - Жорж Дантес и Екатерина Гончарова, родная сестра Натальи Гончаровой, жены Пушкина.

// muranochka.livejournal.com


При храме действовали различные школы и гимназии. С 1884 года при приходе действовало Римско-католическое Благотворительное Общество, которое на протяжении 35 лет своего существования сыграло значительную роль в жизни поместной Церкви.

// muranochka.livejournal.com


В подземельях храма были погребены короли Польши Станислав Август Понятовский и Станислав Лещинский. До сих пор в крипте храма покоится французский генерал Жан Виктор Моро, главнокомандующий союзными армиями в войне с Наполеоном.

// muranochka.livejournal.com


В 1938 году храм был закрыт и разорён.